Научная статья на тему 'Традиционный и инновационный подходы к использованию оценочных средств при реализации основных образовательных программ'

Традиционный и инновационный подходы к использованию оценочных средств при реализации основных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина В.А.

The interrelationship of transformations in the system of education and the need to create conditions in educational institutions of the North to preserve the identity of indigenous peoples that conditions the necessity of formation of strategic development of educational organization and update of management concepts of the head is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and innovative approaches to the use of evaluative means at the realization of basic educational problems

The interrelationship of transformations in the system of education and the need to create conditions in educational institutions of the North to preserve the identity of indigenous peoples that conditions the necessity of formation of strategic development of educational organization and update of management concepts of the head is determined.

Текст научной работы на тему «Традиционный и инновационный подходы к использованию оценочных средств при реализации основных образовательных программ»

228

Вестник СамГУ. 2015. № 7 (129)

УДК 378.146

В.А. Курина*

ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В статье рассматриваются основы организации оценки качества подготовки выпускников вуза культуры, представляются современные средства контроля и оценки. Особое внимание уделяется учебному портфолио как форме представления выпускной квалификационной работы бакалавров направления «Социально-культурная деятельность».

Ключевые слова: требования стандартов, средства контроля, фонд оценочных средств, тестирование, рейтинг, модуль, портфолио.

Эффективность образовательного процесса связана с повышением показателей качества обучения. Традиционные методики контроля дают возможность определить уровень усвоения необходимых знаний, умений, навыков, однако при осуществлении компетентностного подхода это не дает полного представления о результатах учебно-познавательной деятельности студентов.

При реализации ФГОС 3 наиболее приемлемым решением формирования системы оценки качества подготовки студентов является сочетание исторически выработанного в отечественной высшей школы традиционного и отвечающего современным требованиям инновационного подходов. Традиционный подход ориентирует на основы системы оценки, а инновационный подход, опираясь на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт, дает возможность совершенствовать систему контролирующих средств.

Обзор федеральных государственных образовательных стандартов, реализуемых в вузе культуры факультетом культурологии и социально-культурных технологий, позволил определить требования по созданию фонда оценочных средств и использования контролирующих инструментов по определению условий эффективной организации контроля и оценки личностных и творческих достижений студентов [1]. Контроль как важная составляющая учебной деятельности выявляет соответствие сформированных у обучающихся знаний требованиям, выдвинутым государственным стандартом или рабочей программой, определяет уровень овладения необходимыми умениями и навыками и позволяет реализовать двухстороннюю связь в учебно-познавательном процессе, которая дает возможность оперативно регулировать ход, корректировать процесс обучения и определять конкретные цели и задачи на каждое занятие.

При использовании традиционных и инновационных видов и форм контроля в процессе оценки учебной деятельности студентов и выпускников традиционные средства должны соответствовать принципам компетентностного подхода. Важно учитывать взаимосвязь двух сторон учебного процесса — образовательных технологий (пути

* © Курина В.А., 2015

Курина Гера Улексеевна (kurina06@mail.ru), кафедра психологии и педагогики, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

и способы выработки компетенций) и методов оценки степени сформированное™ компетенций (соответствующие оценочные средства).

Применяемые формы и методы контроля должны стать своеобразным технологическим этапом продолжения методик обучения, позволяя студенту понимать свои достижения и недостатки, реализовать свою мобильность, а преподавателю — своевременно принимать адекватные решения, направляя деятельность студентов.

Важным компонентом вузовской основной образовательной программы (ООП) является фонд оценочных средств (ФОС), т. е. фонд контрольных заданий, описаний форм и процедур, предназначенных для установления качественных результатов освоения студентом учебного материала [4].

В качестве инновационных используются такие средства оценки и контроля, как тестирование, модульная и рейтинговая системы оценки качества знаний, мониторинг качества подготовки студентов, разные варианты учебных портфолио. Эффективным средством для проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества является тестирование. Важно, что тесты обученности применяются на всех этапах учебной деятельности, позволяя эффективно организовать все виды контроля (предварительный, текущий, тематический и итоговый), а также осуществлять учет успеваемости и учебных достижений студентов.

Тестовой продукции, которая соответствует требованиям тестологии на уровне мировых стандартов, пока недостаточно, также недостаточно квалифицированных специалистов, способных обеспечить качество создаваемых тестов. На факультете культурологии и социально-культурных технологий каждый педагог создает свой банк тестовых заданий для проведения внутреннего контроля знаний по всем дисциплинам. Тесты представляются в рабочих программах.

Рейтинговая система контроля позволяет дифференцированно оценивать успехи каждого студента, что невозможно в традиционной системе оценки знаний. Рейтинг рассматривается как некоторая числовая величина, представленная в виде многобалльной шкалы (20-балльной, 100-балльной и др.) и совокупно показывающая подготовленность, успеваемость и уровень знания обучающегося по блоку дисциплин учебного плана, по одному или нескольким предметам в течение конкретного промежутка обучения (семестр, год и т. д.). Это позволяет создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала и творческих возможностей обучающихся и педагогов. В институте культуры в настоящее время рейтинговая оценка используется на уровне преподавания каждой дисциплины, т. е. педагоги разрабатывают для своего предмета рейтинг, который предполагает выполнение студентами конкретных заданий для семинарских занятий, а также самостоятельную работу по дисциплине. Это могут быть такие виды работ, как создание презентаций, разработка творческих заданий и проектов, организация экскурсии, участие в научных конференциях, конкурсах студенческих работ, выступление с докладами на научных семинарах и секциях и пр.

Средством контроля, которое учитывает форму и процесс организации учебно-познавательной деятельности, является учебный портфолио, самостоятельно созданный студентом продукт на основе сбора информации и материалов из различных источников. Цель компоновки портфолио связана с доказательством прогресса в обучении по результатам. Основной целью создания учебного портфолио является демонстрация студентом способностей к изучению учебного курса.

Профессиональному становлению студента—будущего профессионала социально-культурной деятельности способствует выполнение портфолио. Это форма позволяет студенту презентовать индивидуальные профессиональные результаты, демонстрировать умение будущего менеджера решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать

230

В.А. Курина

стратегию и тактику профессионального поведения [2]. Портфолио рассматриваем как результат процесса обучения. Для определения содержания профессионального портфолио необходимо обратиться к ФГОС ВПО третьего поколения, где представлены требования к уровню квалификации менеджера социально-культурной сферы. Здесь обозначены профессиональные задачи, которые студент решает в соответствии с видами профессиональной деятельности: творческо-производственная; организационно-управленческая; художественное руководство деятельностью учреждениями культуры; научно-методическая; проектная; педагогическая.

Выпускная квалификационной (бакалаврская) работа выполняется в форме порт-фолио, что позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Используются два типа портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте; электронный вариант портфолио [3]. Преимущества электронного портфолио заключается в том, что оно может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте вуза в специальном разделе, посвященном персональной информации о студентах для потенциальных работодателей; является мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов); позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office); обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере.

Одним из вариантов комплексного портфолио, который наиболее подходит как форма выпускной квалификационной работы, является «портфолио карьерного продвижения» (ПКП), представляя собой специально отобранный и соответственно оформленный пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (учебные, профессиональные и личные); удостоверяет фактические достижения его владельца и выступает как доказательное средство; фиксирует процесс управления и самоуправления профессиональной карьерой, являясь технологией личностного и профессионального развития.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») // Министерство образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 16.

2. Могилевкин Е.А. [и др.]. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5. С. 26—29. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/karjera_molodogo_spetsialista_upp/ page0003.asp.

3. Рязанцева Л.М. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 3. С. 48—57.

4. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / сост. Е.В. Телеева. Шадринск: Изд-во Шадринского педагогического института, 2009. 116 с.

References

1. Federal state educational standard of higher professional éducation in the direction of training 071800 Social and cultural activity (qualification (degree) «Bachelor»). Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 13 January, 2010 № 16 [in Russian].

2. Mogilevkin E.A. Portfolio of career progression as a modern technology of planning and development of career of graduates. Upravlenie personalom [Human resources management],

2006, no. 5, pp. 26—29. Retrieved from: http://abc.vvsu.ru/Books/karjera_molodogo_spetsialista_upp/ page0003.asp [in Russian].

3. Ryazantseva L.M. Portfolio as a technology of estimate of professionalism of culture professionals. Spravochnik rukovoditelia uchrezhdeniia kul'tury [Guide of the director of an institution of culture], 2010, no. 3, pp. 48—57 [in Russian].

4. Modern means of estimate of results of study: schoolbook. Complier E.V. Teleeva. Shadrinsk, Izd-vo Shadrinskogo pedagogicheskogo institute, 2009, 116 p. [in Russian].

V.A. Kurina*

TRADITIONAL AND INNOVATIVE APPROACHES TO THE USE OF EVALUATIVE MEANS AT THE REALIZATION OF BASIC EDUCATIONAL PROBLEMS

In the article bases of organization of estimate of quality of preparation of graduate students of universities of culture are viewed, modern means of control and estimate are described. The special attention is paid to the educational portfolio as form of presentation of final qualifying Bachelor's work of students of direction «Social and cultural activity».

Key words: requirements of standards, control means, fund of evaluative facilities, testing, rating, module, portfolio.

Статья поступила в редакцию 15/VII/2015. The article received 15/VII/2015.

* Kurina Vera Alexeevna (kurina06@mail.ru), Department of Psychology and Pedagogics, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.