Научная статья на тему 'Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания'

Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9014
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания»

П.И. Чернецов

ТРУДОЛЮБИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ВОСПИТАНИЯ

Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результаты труда определяют его социально-экономическую базу, ^^^^^ ^^^^^^^^^^^ нравственную атмосферу.

Деятельность людей, отношения, в которые они вступают друг с другом, выполняя ее, их отпошепия к пей определяют в конеч-11 ном счете поведение человека. Это - глав-

ные особенности, формирующие его облик.

На основании того, как личность относится к труду, можно судить о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием и др. Однако эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом - трудолюбие.

Такое объединение объективно обосновано. В деятельности человека почти всегда присутствует некоторая определяющая черта, устойчивое ядро, вокруг которого концентрируются многочисленные частные проявления его поступков. Этой чертой с древнейших времен являлось трудолюбие. Именно оно считалось одним из главных, что характеризовало поведение человека в процессе деятельности.

Понятие «трудолюбивый человек» трактуется как «работящий, нетер-пящий праздности» [2, с.437]. В соответствии с той или иной исторической эпохой это понятие расширялось и углублялось, но его существенные признаки оставались неизменными. И сейчас, говоря о трудолюбии, имеют в виду прежде всего привычку человека не просто трудиться, а трудиться прилежно, старательно. Как говорится, на совесть.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно.

Одни исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения (А.Ф.Ахматов, Н.П.Семыкин, В.В.Чебышев и др.), другие трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г.А.Смирнов, В.Н.Турченко и др.). Ряд авторов обоснованно связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е.Р.Залкинд, М.А.Кононова и др.).

Психологи (К.С.Абилов, Е.П.Верещак) определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. С точки зрения психологии понятие «трудолюбие» рассматривается как сложное психическое образование.

Анализируя содержание исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, можно заметить, что многие исследователи связывают это понятие с отношением человека к труду, желанием трудиться, старательностью, самостоятельностью, стремлением приобретать трудовые умения. В таком подходе к трактовке данного понятия мы находим подтверждение своим мыслям.

Трудолюбие - нравственная черта личности, характеризующая не только отношение человека к труду, но и его нравственный облик. Оно служит базой, на основе которой возникают такие ценные качества, как упорство в достижении поставленной цели, сила воли, деловитость, инициатива и др.

Характер трудолюбия как нравственного качества сложный. Структура его до сих пор четко не определена. Определяя структуру трудолюбия, необходимо выделить внутренние и внешние стороны. Каждая из сторон не может в отдельности раскрыть само качество и дать о нем полное представление. Взять, хотя бы, добросовестность. Порой ее считают главной чертой трудолюбия. Однако следует заметить, что добросовестное отношение к делу -это еще не само трудолюбие как таковое, а лишь его предпосылка, но весьма важная и существенная. Известно, что человек может добросовестно трудиться, но подлинного трудолюбия при этом не проявлять. А.С.Макаренко писал: «Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интересов, без мысли, без радости. Они работают только потому, чтобы отделаться от упреков и т.д.» [3, с.404].

Конечно, прежде всего обращают на себя внимание внешние стороны трудолюбия. Нелегко «заглянуть человеку в душу», узнать истинные мотивы и стимулы его деятельности. Внешние проявления трудолюбия многогранны. Вот лишь некоторые из них, отмечаемые исследователями: положительное, творческое отношение к труду, высокие качественные его результаты, усидчивость, стремление любое начатое дело доводить до конца и т.п. Гораздо реже называются внутренние характеристики трудолюбия. Здесь исследователи единодушны в том, что трудолюбие - это прежде всего внутренняя потребность, влечение к труду. Такое толкование соответствует характеристике трудолюбивого человека - «работящий, не терпящий праздности» (В. Даль).

На основе суждений многочисленных исследователей данного качества выделим его основные черты, стороны, установим его теоретическую модель.

Теоретическая модель трудолюбия - это своеобразная программа, пользуясь которой можно определить конкретные задачи, направления, пути и средства воспитания качества, о котором идет речь. Модель позволяет представить трудолюбие в целом как человеческое качество вообще, в то же время расчленить это качество на отдельные составные части - компоненты, что особенно важно с точки зрения воспитательной работы.

Педагогу в процессе воспитания приходится иметь дело с несколькими сторонами личности:

• интеллектуальной, связанной с познанием, развитием, мышлением, формированием познавательных потребностей;

• эмоциональной, отражающей реакции на внешние раздражители, отношение личности к различным явлениям социального и естественного характера;

• волевой, включающей формирование установок, принятие решений, приложение усилий при их реализации и преодоление возникающих противоречий;

• действенно-практической, связанной с интеллектуальной и предметно-практической деятельностью личности.

Исходя из такого подхода, модель трудолюбия как нравственного качества личности может быть представлена в виде совокупности постоянно развивающихся и взаимодействующих компонентов:

познавательного - наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию;

практического - наличие трудовых умений и навыков, которые определяют умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи;

эмоционально-волевого - желание и готовность трудиться, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел.

Указанная модель трудолюбия позволяет сформулировать само это понятие. Трудолюбие - нравственное качество личности, характеризующее положительное отношение к труду, проявляющееся во взаимодействии познавательной, практической и эмоционально-волевой деятельности.

Проявление компонентов трудолюбия носит для каждого человека субъективный характер, ибо характеризует его субъективное расположение к своей трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия у подрастающего поколения диктуется объективной необходимостью. Эта необходимость определяется содержанием этого качества, его значимостью и местом в общей системе нравственных качеств личности. Вопрос о воспитании трудолюбия имеет не только педагогическое, но и огромное социально-политическое и экономическое значение. Этот вопрос связан с комплексом решения задач. Социальная и педагогическая значимость проблемы воспитания трудолюбия диктуется социально-экономическими задачами перестройки нашего общества.

Современный этап общественного развития характеризуется возрастанием человеческого фактора и усилением внимания к личности взрослеющего человека. Уже в первые десятилетия наступившего тысячелетия полноправными членами общества станут представители молодого поколения, чьи годы взросления совпали со сложным и противоречивым кризисом переходного периода в жизни страны.

Педагогические аспекты проблемы воспитания трудолюбия актуальны при любых общественных формациях, политических и экономических условиях. Однако особенности процесса трудового воспитания, в рамках которого решается данная проблема, и его эффективность как для общества, так и

для самого человека непосредственно зависят от этих условий, их стабильности или изменений. Воспитание трудолюбия у молодежи на нынешнем этапе развития общества имеет свою специфику, без анализа и понимания которой невозможно рациональное и эффективное педагогическое руководство данным процессом.

Труд является основной сферой жизнедеятельности людей, поэтому трудолюбие во многом определяет социальное место человека в обществе, его социальную ценность. Воспитание трудолюбия в специально организуемом процессе трудовой подготовки и общественно полезного производительного труда школьников - это своего рода процесс познания ими социального мира, его ценностей, с одной стороны, а с другой - себя, своих способностей, возможностей, личных качеств. При этом только творческое участие школьников в производительном труде дает им возможность оценить как социальную, так и личностную значимость труда. Трудолюбие «по принуждению» может проявляться лишь в зоне собственных возможностей ребенка. Трудолюбие творческое позволяет человеку «выходить за пределы самого себя» и осуществлять перенос своей деятельности в зону ближайшего развития.

Для большинства людей свойственна потребность честно и добросовестно трудиться. Труд для них становится важнейшей ценностью, превращается в привычку, а трудовая деятельность, по выражению Ф. Энгельса, выступает «высшим из известных нам наслаждений» [15, с.351]. Такое отношение человека к труду не передаётся по наследству, а воспитывается. Воспитывается всем укладом нашей жизни, её реалиями и, прежде всего, через учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, через семейное воспитание.

Современная структурная перестройка общества характеризуется в первую очередь активизацией самого человеческого фактора, усилением личной ответственности человека перед самим собой. Как никогда особенно актуальны сегодня слова: «Человек - кузнец своего счастья». И это счастье во многом определяется его отношением к труду, его трудолюбием. Трудолюбие человека является для него самого объективной необходимостью, хотя и носит субъективный характер. Жизнь предъявляет сегодня повышенные требования к человеку. Причём речь идёт не только об его высоком профессиональном уровне, глубоком овладении соответствующими знаниями. Имеется в виду прежде всего отношение человека к труду. Нерадивое отноше-

ние к труду, недобросовестное отношение к возложенным на него обязанностям в первую очередь вредит самому человеку. При современной конкуренции рабочей силы такой человек не задержится долго на одном месте, а молва о его «лентяйстве» побежит впереди его и вряд ли он найдёт себе работу в другом месте. В этом заключается личностный аспект проблемы воспитания трудолюбия.

Рыночные отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере. И тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекватные условия жизни. Но любые способности остаются таковыми, если не реализуются через труд. В связи с этим можно утверждать, что рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудолюбия.

Ещё большую актуальность приобретает данная проблема из-за своей социально-общественной значимости. От того, насколько удастся воспитать у подрастающего поколения трудолюбие, в известной степени будет зависеть будущее нашего общества, его продвижение вперёд. Социальная значимость проблемы воспитания трудолюбия определяется той ролью, которую выполняет человек в обществе. Мы должны воспитывать человека не просто как носителя определённой суммы знаний, но прежде всего - как гражданина своего Отечества.

Стержнем воспитательной системы в новых условиях становится воспитание высокоорганизованного, предприимчивого гражданина-труженика, с развитым чувством ответственности за себя, свою семью, своё Отечество, способного проявлять инициативу и деловитость, профессионализм и взвешенность при выборе решений, умение рассматривать свои дела и поступки через призму общечеловеческих морально-этических ценностей, главными из которых являются Труд и Родина. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.

Рыночные отношения нового типа, в которые вступила наша страна, диктуют необходимость коренного изменения целей, задач трудового воспитания, обостряют проблему взаимосвязи трудового и гражданского воспитания, обеспечения гражданской направленности трудолюбия. Потеряв ориен-

тиры в гражданской направленности в воспитании трудолюбия, мы теряем основы гражданского воспитания.

Трудолюбие как качество личности обусловливает социально-личност-но-нравственное и экономически ответственное поведение человека, что присуще гражданину Отечества. Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности. Стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображение общественного блага, гражданская ответственность.

Ведущее место трудолюбия в становлении личности определяется сегодня широким многообразием мира труда, охватывающего все виды созидательной деятельности, весь широчайший спектр человеческих отношений. Многовековой опыт человечества показывает, что знания и квалификация, добытые трудолюбием, являются самым ценным товаром.

Гражданская направленность трудолюбия проявляется в осознании труда как условия развития человека и общества, как основного средства в достижении жизненного успеха, в осознании своих трудовых прав и обязанностей как человека и гражданина России.

В.А.Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда -это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания - суметь, увидеть, найти, открыть гражданское начало труда» [13, с.127].

Гражданская направленность трудолюбия определяет его высокую социальную значимость, помогает человеку осознать себя гражданином своей страны, осознать свои трудовые права и обязанности как человека и гражданина России, свою причастность к большой и малой Родине, её трудовым традициям и трудовой культуре.

Основой трудолюбия познающего субъекта является его отражательно-преобразовательная деятельность, обусловленная объектом познания, потребностями личности и уровнем развития производства. Источником трудолюбия выступают экономические и социальные условия жизни. Атрибутом трудолюбия считается общественно значимая ориентация, направленная на переустройство и совершенствование общественных отношений.

Недопустим процесс «вымывания» гражданской направленности из системы трудового воспитания молодёжи. Однако наблюдается тенденция к

дискредитации исторического положительного опыта трудового воспитания в России. Эта тенденция наглядно определилась и в Законе Российской Федерации «Об образовании», где отсутствуют принципы, характеризующие общеобразовательную школу как трудовую.

Социальная значимость рассматриваемой проблемы обусловливается тем, что воспитание трудолюбия подчиняется ориентации на подготовку современного труженика, человека труда своей страны. При этом успешнее решается проблема профилактики безработицы среди молодёжи, ибо человек глубоко осознаёт необходимость своего труда для Отечества. Повышается чувство социальной защищённости от возможной нетрудоустроенности. Решается проблема формирования национальных рабочих кадров, снижается «утечка мозгов и рук».

Успешное решение проблемы воспитания трудолюбия у подрастающего поколения - ключ к решению множества социально-экономических и сугубо педагогических проблем. Социально-педагогическая ценность решения этой проблемы заключается в том, что его результатом является подготовка современного интегрированного труженика, способного работать высокоэффективно.

Особое значение имеет педагогический аспект проблемы воспитания трудолюбия. Выделяя воспитание трудолюбия как педагогическую проблему, мы исходим из того, что педагогическая наука призвана выявить сущность и структуру этого понятия, его взаимосвязи с другими процессами, педагогические условия эффективности этого процесса.

Чтобы обеспечить эффективность процесса воспитания трудолюбия, требуется создать определенную систему воспитательной работы с учащимися, построить логику процесса, которая выражается в последовательном достижении оптимального развития личности в соответствии с ее возрастными возможностями и наличием у нее внутренних сил самодвижения. Педагогические коллективы должны четко представлять важнейшие задачи воспитания трудолюбия, отыскивать адекватные педагогические средства организации процесса, устанавливать и использовать в своей работе связи с другими воспитательными институтами школьников. Воспитание трудолюбия - процесс целостный, а следовательно, и системный, охватывающий весь образовательный процесс - учебную, трудовую деятельность, производительный труд, внеклассную работу по науке, технике и другие направления учебно-воспитательной работы.

Трудолюбие как результат воспитания формируется всей системой обучения, взаимосвязанного со всем опытом трудовых взаимоотношений ученика, приобретенным в социальной среде и семье. При этом очень важным, на наш взгляд, является организация такого учебного процесса, в котором предусматривается политехническое содержание знаний.

Процесс воспитания трудолюбия у учащейся молодежи многомерен, его следует рассматривать как: 1) процесс усвоения ею технологических и политехнических знаний; 2) процесс приобретения умений и навыков общественно полезной производительной деятельности; 3) процесс присвоения коллективных и общественных ценностей труда; 4) процесс выработки молодежью субъектной позиции в различных сферах социальной деятельности. При этом труд выполняет интегрирующую функцию и придает конкретную направленность данному сложному многомерному процессу.

Когда речь идёт о воспитании этого качества, то имеется в виду не только формирование у учащихся рабочих навыков и умений, но и воспитание элементов трудовой активности, добросовестного отношения к порученному делу. Эти задачи решаются на основе различных форм не только трудового, но и нравственного воспитания. Здесь уместно вспомнить то, о чём говорил В. А. Сухомлинский: «Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий» [13, с.127].

Чтобы определить значимость трудолюбия как нравственного качества личности сегодня, в период свободного предпринимательства, мы провели специальное исследование. Каждому предпринимателю, а их было пятьдесят, предлагалось ответить на вопрос: «Какими, на Ваш взгляд, качествами личности должен обладать человек, которого Вы берёте на работу?» При этом надо было указать десять наиболее важных качеств. Полученные ответы показали, что 93% опрошенных считают трудолюбие наиболее существенной особенностью личности.

Комплексное рассмотрение проблемы воспитания трудолюбия определяется и научно-техническим прогрессом. Требования современного производства к человеку труда определены объективными законами развития производства: во-первых, законом перемены труда, который, по выражению

К. Маркса, обусловливает «движение функций, всестороннюю подвижность рабочего» относительно быстро меняющихся условий производства и содержательной стороны труда; во-вторых, законом интеграции производства, согласно которому в трудовой деятельности современного рабочего всё большее место занимает техническое творчество; в-третьих, законом возвышения потребностей. Необходимость соблюдения этого закона объясняется, с одной стороны, ростом потребностей производства в рабочих образованных, с широким кругозором, с другой - ростом потребностей самого рабочего в знаниях, во всё более интеллектуальном творческом труде. Каждая из сторон этого закона предусматривает особое, трудолюбивое отношение к труду. Воспитание трудолюбия у каждого человека выступает как объективная необходимость производства. Однако само производство не может в полной мере сформировать это качество без целенаправленной воспитательной работы.

В обществе всегда существуют объективные условия для становления и развития начал трудолюбия. Однако объективные условия воспитания трудолюбия не обеспечивают в полной мере эффективность решения рассматриваемой проблемы. Эти условия способствуют возникновению, утверждению и совершенствованию начал трудолюбия как важнейшего нравственного качества человека. На пути развития этого качества имеется немало трудностей, нужно многое сделать, чтобы реализовать эту тенденцию во всём её объёме.

Указывая на то, что трудолюбие - это комплексная социально-педагогическая проблема, своё внимание мы сосредотачиваем на её педагогическом аспекте. Педагогический аспект этой проблемы требует исследования вопросов воспитания трудолюбия.

Воспитание, отмечается в Российской педагогической энциклопедии, есть «социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» [10, с.165]. Трудолюбие выступает одной из составных частей развития человека, и для развития этого качества необходимы определённые условия.

Первые необходимые условия для становления трудолюбия создаёт семья. Она закладывает основы этого качества. О роли семьи в воспитании трудолюбия нужно говорить отдельно. Однако следует заметить, что во многих семьях дети пребывают в ситуации социальной опеки. Они живут на всем

готовом: родители их кормят, одевают. Вот почему значительная часть детей не имеют желания трудиться.

Целенаправленный характер воспитание трудолюбия приобретает в школе. Здесь этот процесс становится педагогически направленным и управляемым. Воспитание трудолюбия в школе усиливается процессом обучения. Оно происходит главным образом в фокусе двух видов деятельности - учебно-познавательной и трудовой. И если учитывать, что изучение школьниками основ наук направлено в значительной степени на подготовку их к жизни и трудовой деятельности, то имеется необходимость говорить о главной роли учебной деятельности в воспитании трудолюбия.

Школьный этап формирования трудолюбия самый важный, определяющий. Этот этап носит целенаправленный характер и является более длительным. Школьные годы охватывают одиннадцать лет жизни ребёнка. Многие дети приходят в школу лишь только со «словесной» любовью к труду: они любят отдельные работы только на словах и практически их не осуществляют. Их любовь к труду оказывается не связанной с практикой. К моменту окончания школы они должны любить труд не на словах, а эмоционально осуществлять это на практике.

Процесс воспитания человека не заканчивается с окончанием школы. Этот процесс продолжается на других этапах его жизни. Формирование трудолюбия юношей и девушек происходит под влиянием всей системы воспитательной работы общества, тех отношений, которые в нём существуют. Совокупность этих отношений выступает как объективный фактор формирования трудолюбия.

Моральные принципы отношения к труду усваиваются не только под влиянием объективных факторов, но и в результате целенаправленного воздействия на личность, через создание специальных условий.

Сложные задачи воспитания решаются не в короткий срок. Данное замечание относится и к организации воспитания трудолюбия. Это длительный поэтапный процесс. Каждый этап, как часть единого целого, относительно самостоятелен и обладает специфическими особенностями для воспитания правильного отношения к труду. Эти особенности проявляются в выборе содержания, методов и форм воспитательной работы. С каждым последующим этапом содержание, методы и формы воспитательной работы становятся сложнее, принимают обобщённый характер. Педагогическая основа

преемственности в воспитании трудолюбия состоит в том, что отношение человека к труду, воспитанное в детстве, становится тем фундаментом, на котором в школе происходит углубление, дальнейшее развитие. Между предшествующим и последующим этапами воспитания существует диалектическая взаимосвязь. Предшествующее воспитание, при сохранении своеобразия, строится с учётом особенностей будущего, как подготовка к новому этапу, а последующее воспитание - с активной опорой на уже накопленный опыт жизни.

Преемственность между предыдущим и последующим этапами в воспитании трудолюбия, по нашему мнению, должна иметь двусторонний характер, т. е. предыдущий воспитательный этап должен предусматривать подготовку человека к последующему, а последующий этап опирается на пройденный человеком путь развития. Процесс воспитания трудолюбия у учащихся -очень сложный и противоречивый процесс. В каждом отдельном случае он характеризуется индивидуальным своеобразием, детерминируясь сложностью и противоречивостью реальной жизни, активностью самой личности и многими другими факторами.

Психологический аспект проблемы воспитания трудолюбия вытекает из психологической основы этого качества, ибо это качество является степенью развития труда «как первой жизненной потребности». Большинство психологов считают, что воспитание, формирование того или иного качества личности следует рассматривать с позиции деятельностного подхода. При этом каждый предлагает свою точку зрения.

Так, по мнению С.Л.Рубинштейна [11, с.150], личность формируется под воздействием внешних социальных условий, поскольку, воздействуя на поведение человека, они преломляются во внутренней структуре. А. Н. Леонтьев считает, что развитие качества личности в значительной степени зависит от характера реализации тех целей, которые поставил перед собой человек в процессе деятельности, от того личностного смысла, который он придает объективным обстоятельствам в деятельности.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.) пришли к выводу о том, что деятельность как единица реального человеческого бытия, хотя и реализуется посредством мозга, но представляет собой процесс, непременно включающий в себя экстрацеребральные (внешние) звенья. Являясь решающими процессами, они, в свою очередь, зависят от интрацереб-

ральных (внутренних) процессов и подчиняются им. Деятельность одновременно и задает физиологически реализующие ее процессы, и подчиняется определенным общественно-историческим условиям, социальным отношениям. Отсюда следует важный методологический вывод: воспитание трудолюбия должно быть направлено на развитие тех сторон сознания и поведения ученика, которые непосредственно связаны с его социальной и трудовой активностью.

Понятие деятельности психологи связывают с мотивом. Мотив, по мнению А.Н.Леонтьева, является главным отличительным признаком, предметом деятельности, который и придает ей определенную направленность. Определяя построение деятельности, психологи в качестве ее структурных компонентов выделяют мотив - цель - действие - операции.

Мотивационная сторона деятельности с точки зрения воспитания трудолюбия имеет немаловажное значение. Эта значимость особенно возрастает в настоящее время, когда мотивы своей деятельности человек выражает в основном в деньгах. Известно, что любая деятельность проходит более эффективно тогда, когда личность побуждают к ней сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать возникающие затруднения, настойчиво добиваться намеченной цели.

«Мотив, - указывает В.Н.Мясищев, - как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т. д.» [6, с.11].

Мотивационная сторона трудолюбия предполагает многочисленные узколичные и широкообщественные мотивы, связанные с потребностями личности и общества, с мировоззрением, идеалами, чувствами, интересами личности и т. д. В настоящее время узко-личные мотивы трудовой деятельности некоторой части молодежи преобладают над общественными. На это есть объективные причины. Однако следует помнить слова В.А.Сухомлинского о том, что «притягательную силу труда составляют самые разнообразные побуждения. Это и предвкушение удовлетворения от осуществления своего замысла, и ожидание ощутимого материального результата, и осознание выполненного долга перед коллективом, и чувство ответственности за выполнение необходимого труда, и, наконец, желание внести в трудовую деятельность, в трудовой процесс что-то новое» [12, с.17].

Знание мотива деятельности человека очень важно для понимания его отношения к этой деятельности, для выявления его истинного трудолюбия. На это обращал внимание С.Л.Рубинштейн. «Внешне один и тот же акт, -писал он, - в зависимости от мотивов, из которых он исходит, и цели, которые он более или менее сознательно преследует, приобретает... совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл» [11, с.187].

Исследуя мотивационную сторону трудовой деятельности учеников общеобразовательных школ и ПТУ, мы установили, что главный ее стимул -интерес к труду, то есть процессуальный мотив (68%). Однако 12% учащихся указывают на собственные потребности; на общественные потребности указали только 4% опрошенных, на другие мотивы - 9% учащихся, и 7% опрошенных не указали вообще никаких мотивировок.

Знание мотивационной характеристики отношения к труду - одно из важных условий правильной постановки воспитания трудолюбия у молодежи. Это позволяет выбрать его рациональные формы и методы, придерживаться определенной педагогической направленности.

Своеобразие педагогической работы по воспитанию трудолюбия у учащихся в качестве главного принципа предполагает учет индивидуальности каждого. Суть воспитательной теории исходит из положения о том, что человек есть часть социума, формирующая себя самого. А потому важной стороной изучаемого процесса является и внутренняя психическая структура личности ребенка, а также характеристика и особенности процесса его индивидуализации.

Весьма ценным представляются нам положения, которые определил В.А.Сухомлинский [13]:

1. Умственные силы и возможности детей неодинаковы.

2. Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы применить все закономерности обучения и воспитания; ученик всегда индивидуален, своеобразен.

3. Нет единых для всех школьников предпосылок успеха в учении.

4. Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.

5. Важно определить, как развивать его умственные способности в дальнейшем.

6. Нельзя требовать от ученика невозможного.

7. Надо правильно определить, каким путем, с какими замедлениями и трудностями каждый ученик может подойти к уровню, предусмотренному программой.

8. Определить индивидуальную тропинку успеха в учении и труде каждого ученика.

9. Раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде.

10. «Запрячь» в посильный умственный труд шалунов и проказников.

11. Найти методы конкретной реализации умственного труда каждого ученика.

Эти положения в полной мере можно отнести и к воспитанию трудолюбия. Дети неодинаковы, и нельзя одинаково оценивать деятельность и ее результаты у каждого отдельного школьника. Многие неудачи педагогической деятельности по воспитанию трудолюбия обусловлены отсутствием действительно дифференцированного подхода к учащимся. Отношение школьника к труду, его интересы и желание трудиться, чувства и направленность труда, трудовые ценностные ориентации создают неповторимое своеобразие личности и определяют весь ход и результаты воспитательного процесса. Поэтому при организации трудовой деятельности как эффективного пространства и фактора воспитания трудолюбия в соответствии с дидактическим принципом сочетания групповых, массовых и индивидуальных форм работы в каждом конкретном случае педагогу надлежит находить наиболее рациональную меру дифференциации и персонификации педагогических воздействий. Эта мера проявляется в дифференциации объема и сложности предлагаемых учебных и трудовых заданий, в предоставлении школьникам большей или меньшей самостоятельности.

А.Г.Пашков [7, с. 64-65] отмечает три типа воспитания в труде:

1. «Подгонка» личности к труду в русле формирующего воспитания. Для нее характерны: узость содержания труда; обязательность трудовых умений и навыков репродуктивно-исполнительского характера; упор на коллективистскую мотивацию, на мотивы долга и ответственности как регуляторы трудового поведения; непосредственность трудовых интересов и т.п.

2. Развитие в труде индивидуальности «своецентристского» толка - самовыражения индивидов, безразличных друг другу: свободный выбор трудо-

вых дел; развитие умений до уровня интеллектуально-практических, художественно-эстетических способностей на основе актуализации мотивов успеха и самоутверждения; неразвитость сотрудничества и взаимопомощи в труде.

3. Развитие личности в труде, выступающем сферой межсубъектного взаимодействия и развития природных сил детей - безотносительно к идеологической и рыночной конъюнктуре, к соображениям успеха: труд входит в созидательный опыт детей не как манипулятивная деятельность с полезным результатом, но как носитель и база человеческой культуры - эстетической, познавательной, нравственной; динамика труда сориентирована на зону ближайшего развития сил и качеств учеников; обращается внимание на эмпати-ческое взаимодействие участников трудового процесса, на индивидуальную и надколлективную мотивацию (одухотворение природы, служение общему благу).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для раскрытия методологических основ воспитания трудолюбия большое значение имеет понятие «интерес». Психологи, о чем было сказано выше, рассматривают его как мотив к деятельности, повышающий ее значимость для человека. Являясь таковым, интерес способствует выявлению возможностей личности. Само понятие «интерес» рассматривается как эмоционально-положительное отношение к чему-либо, которое выражается в направленности внимания и действий. Интерес - мощный побудитель человеческой активности. Под его влиянием, считают психологи, все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а сама деятельность становится увлекательной и продуктивной. Интерес, характеризуя отношение человека к чему-либо, выражает его стремление к изучению, познанию, труду. Это стремление сугубо индивидуально и для каждого человека имеет свою характеристику. Трудолюбие базируется на интересе к конкретному виду деятельности. Интерес - это механизм, способствующий становлению и развитию всех основных составных элементов трудолюбия - активности, добросовестности, исполнительности и др. Замечено, что если процесс труда не увлекает человека, то ему стоит больших усилий довести начатое дело до конца. Интерес к труду порождает энтузиазм в деятельности.

Значимость интереса, указывают психологи (М.Ф.Добрынин, Н.Н.Дьяченко и др.) заключается в том, что он служит пусковым моментом, оказывающим мобилизующее влияние на внутренние побуждения личности.

Мотивационная сторона трудолюбия и интерес как его побудительная

сила указывают на очень важное методологическое положение в области воспитания этого качества - диалектическое построение системы воспитательных воздействий на личность. Сущность данного положения заключается в том, чтобы в процессе анализа деятельности учащегося не только определить условия, необходимые для развития социально значимых мотивов труда, но и наметить пути дальнейшего движения школьника к трудовому становлению.

Когда речь идет о воспитании трудолюбия, необходимо, с точки зрения методологии, учитывать не только интересы, но и потребности личности. Любовь к труду и потребность в труде взаимосвязаны. Чувство любви в данном случае является одновременно и условием, и результатом воспитания потребности трудиться. Трудолюбие становится нравственным качеством личности, если оно - потребность. И одной из важнейших закономерностей его становления является превращение труда в жизненную необходимость, что связано прежде всего с формированием внутренней установки на труд как на органическую потребность.

Однако потребность в труде еще не означает трудолюбие как таковое, поскольку не всякая потребность выступает в форме конкретной и целесообразной деятельности.

Существует три стороны отношения к труду: 1) труд как принудительное действие; 2) как обязанность; 3) как потребность. Каждая из этих сторон проявляется у человека в зависимости от его жизненных взглядов, общеобразовательного, культурного и этического уровня, сознательности и т.п. Отношение к труду как к потребности формируется с самого раннего возраста. Более того, считает К.К.Платонов, если в детстве у ребенка этого не произошло, то потребность может не возникнуть вообще. И напротив, прочно сформировавшаяся в детстве потребность трудиться будет в дальнейшем более развиваться [9, с.57]. «Объективная потребность, прежде чем стать побудительной силой активности, должна пройти через человеческую голову, отразиться в ней, то есть осознаться. Отраженная потребность выступает в качестве субъективного состояния личности, отношения, которое имеет тенденцию регулировать поведение и деятельность, определять направленность мышления, чувств и воли человека», - отмечают психологи [8, с.118].

Взгляды, если говорить о потребности трудиться, складываются под воздействием различных факторов. Это, прежде всего, окружающая среда,

семья, школа и, наконец, мировоззрение. Все эти и другие факторы определенным образом связаны друг с другом. Возбуждает же потребности, определяет характер воспитания трудолюбия не какой-то отдельный из них, а целостная система, которую они составляют.

Процесс воспитания трудолюбия может быть эффективным лишь при одновременном действии всех факторов, определяющих весь ход подготовки молодежи к жизни и труду. Педагогическое обеспечение этого процесса должно быть направлено на раскрытие и использование возможностей содержания, форм и методов включения учащихся в различные виды практической деятельности, производственных отношений.

Требования к успешному воспитанию учащихся в трудовой деятельности были определены в 1912 году П.И.Христиановичем [14]. Они предельно просты и выполнимы:

- трудовые занятия должны быть непременно интересными для занимающихся, чтобы воспитательные результаты достигались не под давлением извне, а по собственному побуждению;

- занятия должны иметь ясно понимаемую учениками цель - видимые результаты, полезные в обществе и обыденной жизни;

- изготовление изделия, выполнение работы должны идти по заранее обдуманному плану, предусматривать применение натуральных образцов, макетов и эскизов, а впоследствии - чертежей;

- работа должна быть по возможности точна, но следует помнить, что настойчивость педагога в отношении точности может привести к потере ребенком интереса, а это недопустимо;

- трудовые задания должны быть общественно полезны и непременно доводиться до конца, выполняться возможно более самостоятельно и аккуратно, с помощью простых, но хороших по качеству и индивидуально подогнанных инструментов.

Эти требования во многом определяют условия воспитания трудолюбия. Ибо, чтобы полюбить труд, необходимо научить школьников добросовестно делать свою работу от начала до конца.

В воспитании трудолюбия как целенаправленной и контролируемой части трудового воспитания имеют место такие связи между явлениями, которые характеризуются устойчивостью и повторяемостью. Эти связи выражаются в определенных закономерностях. А.С.Бароненко к ним относит:

- социальную обусловленность воспитательного процесса;

- уровневый и этапный подходы к воспитанию личности учащегося;

- комплексный подход к организации воспитательного процесса как средство реализации его сложности и многосторонности;

- развитие личности и ее социальной направленности в процессе деятельности [1, с.20-21].

Основу этих закономерностей составляют соответствующие принципы организации воспитательной работы: социальная обусловленность, системность, комплексный подход, деятельностный подход.

Следует заметить, что каждое явление, в том числе и воспитание трудолюбия, имеет бесконечное множество связей с другими явлениями. Наиболее устойчивые из этих связей определяют собой множество закономерностей и принципов, выявляемых педагогическими исследованиями.

Список литературы

1. Бароненко А.С. Проблемы воспитания молодёжи в современных условиях: В помощь учителю. Челябинск, 2000.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.; М., 1882. Т .4.

3. Макаренко А.С. Воспитание в труде // Соч.: В 7 т. М., 1957. Т.4.

4. Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски / Че-ляб. гос. ун-т. Челябинск, 1988.

5. Матушкин С.Е., Чернецов П.И. Факторы воспитания. Красноярск,

1987.

6. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психол. наука в СССР. М., 1960. Т.2.

7. Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М., 1992.

8. Платонов К.К. Психология личности. М, 1970.

9. Платонов К.К. Труд и личность // Научные основы обучения школьников труду. М., 1966.

10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т.1.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1973.

12. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959.

13. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985.

14. Христианович П.И. Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. М., 1912.

15. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Соч. 2-е изд. Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.