Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров к воспитанию трудолюбия у младших школьников'

Подготовка педагогических кадров к воспитанию трудолюбия у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питенко С. В.

В статье представлено теоретическое обобщение материала по проблеме воспитания трудолюбия у младших школьников как нравственного качества личности. Представлен опыт работы со студентами педагогического вуза, выявляющий эффективные методы и организационные формы работы, направленные на повышение уровня трудолюбия у младших школьников средствами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питенко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical specialist training to educate diligent junior students

The theoretical generalization of a material on the problem of younger childrens education of diligence as a persons moral quality is presented in the article. The operational experience with students of the pedagogical university, revealing effective methods and the organizational forms of the work directed on the increase of younger childrens diligence level by means of art is also presented within the article.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров к воспитанию трудолюбия у младших школьников»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

Таким образом, содержание педагогической куль-туры раскрывается как система индивидуально-про-® фессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Педагогическая культура представлена как интегративное качество личности, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности.

Предмет нашего исследования составляет вопрос формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности. В связи с этим нам необходимо рассмотреть педагогические условия формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности.

Для выявления педагогических условий, способствующих эффективному функционированию модели формирования педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности, в нашем исследовании были учтены потребности общества в специалистах, способных решать профессиональные задачи; определены: специфика подготовки специалистов в вузах, критерии, уровни процесса формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности на основе системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов.

На основе теоретического анализа выделены и основные положения формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности, к которым мы относим: оптимизация про-граммно-методичекого обеспечения образовательного процесса; диагностика уровня формирования педагогической культуры студентов вуза; междисциплинарная интеграция, способствующая обогаще-

Трудолюбие признаётся в отечественной педагогической литературе (К.С. Абилов, Л.Я. Бондарев, З.Ф. Ефименко — Есарева, Г.С.Малунова, С.Е. Матушкин, Я.З.Неверович, И.Ф. Свадковский, И.П. Стогний, И.П. Чернецов и др.) как нравственное качество личности, которое влияет на все стороны человеческой личности. В моральном аспекте трудолюбие совершенствует человека; в психологическом — вызывает положительные эмоции; в физиологическом — является естественным способом расходования энергии человека; в эстетическом —

нию и систематизации знаний из научных областей в ходе подготовки студентов вуза. Обоснованные нами условия опираются на возможности личност-но-ориентированного подхода.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура [Текст] / Е. В. Бондаревская // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8

2. Ерасов, Б. С. Российская культурология в контексте закрытия [Текст] / Б. С. Ерасов. Филос. науки. — 2000. — № 3, Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1998. - 228 с.

3. Захарченко, Е. Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. / Е. Ю. Захарченко. — Ростов-на-Дону [б. и. ], 1995. — С. 38.

4. Исаев, И. Ф. Профессионально— педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

5. Кравченко, А. И. Культуралогия [Текст] : учебник / А. И. Кравченко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 288 с. 36, 37.

ИВАНОВА Ирина Владимировна, соискатель кафедры педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.

© Иванова И.В.

даёт наслаждение от процесса и результата труда; в социальном — является стремлением к достижению полезного результата. Трудолюбие — это основа успешности человека в профессиональной сфере, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в обществе.

Д.И. Водзинский отмечает, что «труд нравственно формирует личность, но труд не сам по себе, а многосторонние общественные, нравственные отно-

удк378 С. В. ПИТЕНКО

Соликамский государственный педагогический институт

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлено теоретическое обобщение материала по проблеме воспитания трудолюбия у младших школьников как нравственного качества личности. Представлен опыт работы со студентами педагогического вуза, выявляющий эффективные методы и организационные формы работы, направленные на повышение уровня трудолюбия у младших школьников средствами искусства.

шения, в которые он включает молодого человека, будучи определенным образом организован» [1, с.36]. Поэтому формирование у подрастающего поколения нравственного отношения к труду — процессдлительный, включающий нравственное просвещение, организацию трудовой деятельности детей и воспитание на этой основе ряда нравственных качеств: трудолюбия, ответственности, порядочности, взаимопонимания и др.

Понятие «трудолюбие» принадлежит к числу сложных комплексных понятий. Оно вобрало в себя ряд черт, присущих различным неоднопорядковым явлениям — труду и любви. Труд является необходимым условием существования человека и его развития. Любовь определяется как чувство горячей сердечной склонности, влечение, стремление, склонность, тяготение. Таким образом, слово «трудолюбие» как бы соединяет два трудно соединимых слова — «труд» и «любовь». Первое означает необходимость, обязанность, другое — привязанность, склонность, влечение [4].

Трудолюбие мы понимаем как качество личности, которое проявляется в понимании ценности труда, в желании наполнить свой труд подлинно нравственным содержанием, в склонности к систематическому и творческому труду, в овладении необходимой системой знаний, умений и навыков, в преодолении собственной лени.

Проблему воспитания трудолюбия у школьников в третьем тысячелетии приходится решать по-новому, так как за последние десятилетия XX века в ходе социально — культурной трансформации России, её перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились социальные условия образования и воспитания. Одновременно изменились цели и способы учебно — воспитательного процесса в школе. Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому образцу Концепцией модернизации российского образования предполагается ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, а на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей [2].

В связи с этим выдвигаются новые задачи перед общеобразовательной школой в области труда:

- формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться; расширение и обогащение практического опыта детей; воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; воспитание трудолюбия, выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти [5];

- формирование политехнических знаний и экологической культуры; развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения [6].

Начальное звено школы первый этап школьного образования и воспитания. Однако начальная школа не строит свою работу с «нуля». Дошкольный возраст следует рассматривать как базовую ступень формирования фундаментального личностного качества: трудолюбия. Исследования Г.С.Малуновой показали, что особенностями формирования трудолюбия у дошкольников выступа-

ют: «обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности; сформированность практических умений и навыков, устойчивость интересов к различным видам игры и труда; стремление своим трудом принести пользу близким, окружающим людям; нетерпимое отношение к лени» [3, с. 307].

Непрерывная система образования, успешно функционирующая в нашем обществе, позволяетучебно

— воспитательный процесс в начальном звене школы строить с учётом достигнутых результатов дошкольников, а именно с опорой на сформированный уровень трудолюбия.

В младшем школьном возрасте индивиду важно осознать нравственную пользу личного труда. Смыслом воспитательной деятельности при этом становится воспитание отношения к себе как субъекту трудовой деятельности. Освоение ребёнком позиции субъекта труда обеспечивает в свою очередь благоприятные условия для воспитания отношения к труду как к первой жизненной необходимости. В целом можно сказать, что трудолюбие младшего школьника — это нравственное качество личности, проявляющееся в направленности на посильный систематический труд, эмоционально — положительном отношении к различным видам труда, характеризующееся достаточной осведомлённостью о труде и осмысленностью собственных действий, овладением способами самоконтроля и самооценки деятельности. Сущность формирования трудолюбия у младших школьников состоит в обогащении знаний о производственной деятельности взрослых, организации и руководстве учебной и трудовой деятельностью, расширение сферы общественно полезного труда, в выработке единой позиции педагогов и родителей в вопросах воспитания трудолюбивой личности. Результатом воспитания младшего школьника как трудолюбивой личности могут выступать взгляды ребенка на труд, его отношение к труду, посильная трудовая деятельность. Под взглядами мы понимаем знания, касающиеся нравственно ориентированного труда человека, в единстве с положительным отношением младшего школьника к любому труду и желанием участвовать в труде. Показателями воспитанности трудолюбия младших школьников являются: стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками в различных видах деятельности, проявляя творческий подход к труду; умение определять цель, самостоятельно планировать действия, достигать положительных результатов; проявление инициативы, ответственности, старательности, самостоятельности, в труде; желание трудиться не только для себя, но и в интересах других; систематическое участие в различных видах деятельности без принуждения; бережное отношение к инструментам, материалам, продуктам своего и чужого труда; осознание общественной ценности труда.

Высшие учебные заведения должны быть специальным образом ориентированы на подготовку учителей начальных классов, способных осуществлять процесс воспитания трудолюбия у младших школьников. Так как им доверено воспитывать личность, от которой в дальнейшем будет зависеть прогрессивное развитие страны, нравственное благополучие каждого члена общества. Известно, что привычки, сформированные в детстве, ложатся в основу личностных качеств взрослого человека. Нельзя добиться изменений и устойчивых результатов в экономике, социальной сфере, окружающей среде, культуре, если

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

*

в обществе будут править лень, праздность и другие человеческие пороки. Будущим педагогам стоит задуматься сегодня, что ожидает выпускника школы в дальнейшем его жизненном самоопределении: карьера успешного, преуспевающего специалиста или пополнение армии ленивых, отлучённых от систематического труда людей? Человек, лишённый личного труда, как верно отметил К.Д.Ушинский, «теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково губительные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений» [7, с. 51].

В настоящий момент в высших учебных заведениях академические курсы опираются на комплекс педагогических наук, методический подход реализуется через реалии современных образовательных подходов, вне связи с трудовым воспитанием. Однако недостаточно предложить будущему учителю знания о воспитании трудолюбия и о возможных последствиях выделения данного качества среди других в процессе формирования личности. Предоставляется возможным говорить о системе подготовки учителя с приоритетом ценностного, глубоко нравственного отношения к труду, природе, обществу, людям.

В настоящее время в государственном педагогическом институте г. Соликамска Пермского края нами накоплен определённый опыт подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию трудолюбия у младших школьников. Подчеркнём, что будущий учитель прежде всего сам должен обладать трудолюбием, чтобы стать примером для подражания своим ученикам. Повышение уровня сформированности трудолюбия студентов осуществляется через различные виды учебной и вне-учебной деятельности.

В преподавание таких дисциплин, как «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» и «Методика преподавания технологии с практикумом» заложен интегрированный подход, который подразумевает формирование у студентов через практическую творческую деятельность: системы специальных знаний о связи человека с создаваемой им культурной средой; созидательных возможностей личности; высокого уровня профессионализма.

Общий круг проблем, рассматриваемых на лекционных занятиях, касается изучения состояния проблемы нравственно-трудового и эстетического воспитания в педагогической науке и практике, сущности формирования личности с учётом общечеловеческих ценностей, методики преподавания данных дисциплин в начальном звене школы, исследовательской работы педагога по изучению влияния творческой деятельности на воспитание у детей трудолюбия. На практических занятиях создаётся особая нравственно -ориентированная атмосфера, способствующая активизации творческого потенциала студентов, оказывающая влияние на формирование профессиональных качеств будущего учителя: трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, умение поставить цель, избрать пути её достижения, организованности, настойчивости, систематического и планомерного повышения своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.

В рамках спецкурсов мы апробировали программы с региональным компонентом «Основы искус-

ства Прикамья», «Народная роспись Урала», «Русская народная игрушка». Искусство родного края содержит все составляющие народного мировоззрения. В нём прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. В произведениях народных мастеров предстают красота родной природы, особенности культуры русского народа, его талант, трудолюбие и оптимизм. Введение в процесс воспитания молодежи регионального компонента обеспечивает следующие направления развития студентов: информационное обогащение личности значимыми ценностями трудовой деятельности в соответствии с национальными традициями; овладение опытом передачи знаний о народных традициях в организованном педагогическом процессе; творческая реализация полученных знаний.

Задачи изучения названных дисциплин состояли в том, чтобы помочь студентам овладеть умениями решать актуальные проблемы воспитания школьников с учётом идей народного искусства, способствовать пониманию будущими учителями специфики организации разнообразных видов деятельности, направленных на воспитание у детей любви к искусству родного края, формирование у них трудолюбия, прилежания, самостоятельности, упорства в труде, сформировать у студентов потребность в повышении собственного уровня профессионализма. Если теоретические занятия позволяют осмыслить ценность трудолюбия для формирования личности, приобрести основные искусствоведческие знания, характеризующие эстетические, нравственные, художественные идеалы и нормы народа, выраженные в образах, сюжетах, колорите, орнаментации, то практическая работа обогащает практический опыт студентов выполнения объектов декоративно-прикладного искусства в народных традициях.

Лекционные и практические занятия дополнялись различными формами работы студентов во время внеаудиторных занятий:

- изучением искусствоведческих материалов, работой в архивах краеведческих музеев (г. Пермь, г. Соликамск, г. Березники, г. Чердынь, г. Екатеринбург);

- встречами, беседами с местными художниками г. Соликамска;

- посещением Дома-музея самобытных художников Н.Г. и С.И. Олейниковых, Квартиры-музея художника и египтолога М.М. Потапова;

- участием в работе мастер-классов «Народная кукла», «Глиняная игрушка», «Роспись по ткани (батик)», «Новогодний сувенир», в городских и региональных конкурсах-выставках творческих работ «Кукла- 2000», «Кукла- 2005» (г. Соликамск), «АРХИ-перспектива- 2007» (г. Екатеринбург);

- оформлением выставок творческих работ;

- оказание помощи младшим школьникам в реализации проектов, направленных на изменение со-цио-культурной среды общеобразовательных школ г. Соликамска;

- работой в Соликамском питомнике-дендрарии;

- написанием курсовых и выпускных квалификационных работ с обобщением индивидуального педагогического опыта.

Большое значение внеаудиторная, самостоятельная работа студентов приобретает при заочной форме обучения. В работе со студентами 5-го курса ФЗО мы апробировали программу спецкурса «Воспитание трудолюбия у младших школьников». Основная задача его изучения состояла в том, чтобы помочь студентам овладеть знаниями и умениями решать про-

блемы нравственно-трудового воспитания младших школьников. Лекционные занятия позволили раскрыть перед студентами исторический аспект проблемы воспитания трудолюбия у молодого поколения, определить сущность понятия трудолюбие как нравственного качества личности, выявить особенности организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками, рекомендовать литературу для повышения уровня педагогических знаний в исследуемой области.

При прохождении программы спецкурса студентам предлагаются следующие виды самостоятельной работы:

1. Составление словаря терминов, относящихся к области исследования.

Этот вид работы студентов проводится с целью грамотного использования психолого-педагогических понятий. Работа с терминами начинается с самого начала обучения. На лекционных занятиях при изложении материала преподаватель оперирует терминами, разъясняет их суть, поясняет примерами. Задача студента — систематизировать понятия в кратком словаре и в педагогической работе донести до учеников их верное трактование.

2. Проведение целенаправленных наблюдений за действиями младших школьников.

Примерные темы наблюдений — «Проявление самостоятельности учеником при организации и осуществлении творческой деятельности», «Предпочитаемые младшими школьниками виды труда», «Особенности формирования культуры труда у школьников на уроках технологии», «Реализация проекта», «Проявление интереса школьника к труду» и др. Для целенаправленной организации наблюдений студентам предлагается примерная программа, перечень вопросов, форма протокола наблюдения. Результаты наблюдений озвучиваются студентами на аудиторных занятиях.

3. Проведение диагностических исследований.

Студентам предлагаются разработанные методики и тесты, которые можно использовать для выявления нравственной ориентации учеников на труд, направленность личности воспитанника, степень сформированности отдельных качеств ученика, в первую очередь трудолюбия. Полученные результаты студенты озвучивают на родительских собраниях. Результатами исследований студенты обмениваются на аудиторных занятиях.

4. Проведение опытно-экспериментальной работы.

При написании курсовых и выпускных квалификационных работ студенты изучают теоретическое наследие педагогики, пополняют свои теоретические знания, обобщают индивидуальный педагогический опыт, разрабатывают методический аспект воспитания трудолюбия у младших школьников, выявляют причины лени и других отрицательных качеств личности современных школьников, предлагают пути изучения и развития индивидуальных способностей. Данная работа позволяет студентам осмыслить уникальность и индивидуальность каждой отдельно взятой личности воспитанника, понять ценность начального периода обучения в школе для формирования трудолюбия.

5. Выступление на научно-практической конференции.

Результаты исследовательской работы в материалах докладов и публикаций студентов способствуют распространению ценного педагогического опыта в исследуемой области.

Наиболее существенные результаты состоят в

том, что обобщено теоретическое наследие по проблеме воспитания трудолюбия у детей; выявлена сущность воспитания трудолюбия у младших школьников; определены основные методы и организационные формы работы с учениками; раскрыты педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня сформированности трудолюбия в практике нравственно-трудового и эстетического воспитания; на базе общеобразовательных школ Пермского края проведено опытно-экспериментальное исследование с привлечением студентов Соликамского государственного педагогического института; обобщён и представлен в материалах публикаций педагогический опыт в исследуемой области.

Дальнейшее изучение проблемы подготовки педагогических кадров к воспитанию трудолюбия у младших школьников мы планируем вести по следующим направлениям:

- совершенствование форм учебной и внеучебной работы со студентами, направленных на новый, более высокий уровень сформированности трудолюбия;

- обеспечение спецкурсов дисциплин учебно-ме-тодической специальной литературой (методическими пособиями, методическими рекомендациями и др.) по воспитанию трудолюбия у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- учёт регионального компонента в учебно — воспитательном процессе;

- подбор и апробация диагностических методик, выявляющих уровень сформированности трудолюбия у младших школьников, у студентов (юного и зрелого возраста);

- подготовка программы спецкурса для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с целью подготовки педагогических работников дошкольных учреждений к формированию трудолюбия у дошкольников на основе преемственности между ДОУ и начальной школой.

Библиографический список

1. Водзинский Д.И.Научные основы нравственного воспитания школьников. — Мн.: Высш. школа, 1982. — 176 с.

2. Матушкин С.Е. Трудолюбие: содержание и воспитание. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. — 115 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1 (январь — февраль). С. 3 - 16.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2001. — 394 с.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1 — 4 кл. 5—11 кл. — М.: Просвещение, 2006. — 240 с.

6. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: Дис. ... докт. пед. наук. — Улан-Удэ, 2001. — 348 с.

7. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. — М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.

ПИТЕНКО Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.08.2007 г.

© Питенко С.В.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.