Научная статья на тему 'Формирование культуры студентов вуза дополнительного профессионального образования'

Формирование культуры студентов вуза дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова И. В.

В статье раскрывается понятие "культура", рассматриваются функции культуры, анализируются различия между профессиональной и педагогической культурой, определяются условия формирования культуры студентов вуза, делается вывод, что выбранные условия опираются на возможности высшего профессионального образования как наиболее технологичной и подвижной части системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping the culture of students of higher education institution

In the article: the notion "culture" is open; the functions of the culture are considered; differences between professional and pedagogical culture are analyzed; conditions of shaping the culture the student of higher education are defined; conclusion that chosen conditions are rested in possibility of the high vocational education as most technologist and rolling part of the system of education is done.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры студентов вуза дополнительного профессионального образования»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

нами модель характеризуется: а) целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; б) наличием инвариантной (ведущая цель; принципы) и вариативной (средства и механизмы достижения основных и промежуточных задач) составляющих; в) прагматичностью, так как модель выступает средством организации практических действий учителя, те есть рабочим представлением обозначенной цели; г) открытостью, так как модель встроена в контекст воспитательной системы общеобразовательной школы как дополнительное, но самостоятельное звено.

Библиографический список

1. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1958. — С. 156.

2. Бурмакин, Э.В. Эстетика образования // Проблемы многоуровненевой системы образования: Материалы 2-й науч.-практ. конф. Томск, 1994. 4.1. - С. 9-18.

3. Глотов, М.Б. Развитие художественного мира российского студента СПб.: Политекс, 1997. — С. 125.

4. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика

преподавания оздоровительных занятий: Учебно-мето-дическое пособие. — М.: Терра-спорт, Олимпия-пресс, 2001. - С. 64.

5. Лезрер, В. Актуальность эстетического. - М., 1992. С. 18-19.

6. Мельничук, O.A., Яковлева, A.B. Модель специалиста // Высшее образование в России. - 2000. - №5. — С. 37-43.

7. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т.Н. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 320.

8. Хоули, Э.Г., Френке, Б.Д. Оздоровительный фитнесс. — Киев: «Олимпийская литература», 2000. — С. 368.

9. Щуркова, Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместит, дир. школ по учеб-восп. работе). — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 78.

БУХАРИНА Валентина Александровна, аспирантка кафедры педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.07.2007 г.

© Бухарина В.А.

удк378 И. В. ИВАНОВА

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА_________________________________

В статье раскрывается понятие "культура", рассматриваются функции культуры, анализируются различия между профессиональной и педагогической культурой, определяются условия формирования культуры студентов вуза, делается вывод, что выбранные условия опираются на возможности высшего профессионального образования как наиболее технологичной и подвижной части системы образования.

Понятие «педагогическая культура» достаточно распространено в современной научной литературе, но смысл его зачастую меняется в зависимости от контекста, так как процесс его научного осмысления только начинается. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. В общей и профессионально-педагогичес-кой культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал субъектов образования. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

На сегодняшний день имеющиеся научно-педаго-гические исследования, позитивный педагогический опыт приводят всего лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования профессиональ-но-педагогической культуры, в своей принципиальной основе она остается неизменной. Объясняется

это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути педагогической культуры будущего специалиста с учетом специфики его профессиональной деятельности и двух направлений: недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах учебно-воспи-тательного процесса в вузе.

Необходимость повышения педагогической культуры студентов обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки будущих специалистов; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой студентов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Наибольшую трудность представляет отсутствие единого понимания и общепризнанного определения категории «педагогическая культура». Рассмотрим её

в контексте нашего исследования. Для этого изначально определимся с понятием «культура».

Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и значимостью для каждого аспекта человеческой жизни и деятельности. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура». В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстаёт как итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований. Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека — как общественной, так и индивидуальной. Поиски содержательного определения культуры привели к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно, к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Е.В. Бондаревская называет третий — личностный — подход к определению понятия «культура». Этот подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. В этих концепциях под культурой понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие меру культурности общества, культурно-исторической эпохи в её человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию. Человек выступает здесь как истинный творец культуры [ 1 ].

Б.С.Ерасов же, в свою очередь, выделяет следующие функции культуры: производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; накопление, хранение и распространение (трансляция)знаний, норм, ценностей и значений; воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами; как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведённой для неё сфере [2].

Таким образом, исходя из всех трёх компонентов к определению культуры, а именно, аксиологического, деятельностного и личностного, опираясь на функции культуры, выделим те составляющие, которые необходимы нам для определения понятия «педагогическая культура» студента, к ним относятся: знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности; духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы; личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому.

Рассматривая эволюцию культуры с точки зрения культурологи, мы провели анализ понятия «культура». В результате проведенной работы был сделан вывод о том, что понимание культуры и перспектив

её развития объясняется не только теоретико-позна-вательными, методологическими причинами, но и зависит от профессиональных, социальных установок исследователей. В настоящее время учеными в изучении культуры определено три аспекта, рассматривающих её: как совокупность материальных и духовных ценностей; как специфический способ человеческой деятельности; как процесс творческой самореализации сущностных сил личности [4].

Исходя из методологической базы нашего исследования, рассмотрим в логической связи последовательность понятий: культура - профессиональная культура - педагогическая культура.

По мнению А.И. Кравченко, профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению [5].

Термин «профессиональная культура» относится к числу тех, которые еще находятся в стадии своего становления.

Профессия как социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности, цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития общества изменяются и профессии. Так, для того чтобы стать действительно культурной, педагогика должна обогатиться за счет освоения новых знаний из области философии, психологии, антропологии, искусства, религии и др.

Как отмечает А.К. Маркова, «профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества».

Понятие «профессиональная культура» непосредственно связано с понятием «педагогическая культура», т.к. любая деятельность «человек-человек» несет элементы педагогической культуры.

Понятие «педагогическая культура» длительное время описывалась в педагогике в категории обыденного сознания и не претендовало на строгое научное объяснение, предполагающее высокий уровень абстракции. Под «педагогической культурой» подразумевалась совокупность норм, правил поведения; проявления педагогического такта, педагогической техники и мастерства; педагогическая грамотность, образованность. Таким образом, обыденное понимание культуры затрагивало в основном её воспитательную функцию, направленную на формирование качеств личности.

Проблема педагогической культуры нашла отражение в работах А.А.Деркача, 3. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова, А. В. Барабанщикова и С. С. Муцынова Е.Ю. Захарченко, И.Ф. Исаев и др. По мнению Е.Ю. Захарченко, педагогическая культура — это «часть общечеловеческой культуры, интегрирующая сферу педагогисекого воздействия» [3]. И.Ф. Исаев под педагогической культурой рассматривает «меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и передачу и создание педагогических ценностей и технологий» [4].

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

Таким образом, содержание педагогической куль-туры раскрывается как система индивидуально-про-® фессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Педагогическая культура представлена как интегративное качество личности, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности.

Предмет нашего исследования составляет вопрос формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности. В связи с этим нам необходимо рассмотреть педагогические условия формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности.

Для выявления педагогических условий, способствующих эффективному функционированию модели формирования педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности, в нашем исследовании были учтены потребности общества в специалистах, способных решать профессиональные задачи; определены: специфика подготовки специалистов в вузах, критерии, уровни процесса формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности на основе системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов.

На основе теоретического анализа выделены и основные положения формирования педагогической культуры студентов вуза в социокультурной деятельности, к которым мы относим: оптимизация про-граммно-методичекого обеспечения образовательного процесса; диагностика уровня формирования педагогической культуры студентов вуза; междисциплинарная интеграция, способствующая обогаще-

Трудолюбие признаётся в отечественной педагогической литературе (К.С. Абилов, Л.Я. Бондарев, З.Ф. Ефименко — Есарева, Г.С.Малунова, С.Е. Матушкин, Я.З.Неверович, И.Ф. Свадковский, И.П. Стогний, И.П. Чернецов и др.) как нравственное качество личности, которое влияет на все стороны человеческой личности. В моральном аспекте трудолюбие совершенствует человека; в психологическом — вызывает положительные эмоции; в физиологическом — является естественным способом расходования энергии человека; в эстетическом —

нию и систематизации знаний из научных областей в ходе подготовки студентов вуза. Обоснованные нами условия опираются на возможности личност-но-ориентированного подхода.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура [Текст] / Е. В. Бондаревская // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8

2. Ерасов, Б. С. Российская культурология в контексте закрытия [Текст] / Б. С. Ерасов. Филос. науки. — 2000. — № 3, Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1998. - 228 с.

3. Захарченко, Е. Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. / Е. Ю. Захарченко. — Ростов-на-Дону [б. и. ], 1995. — С. 38.

4. Исаев, И. Ф. Профессионально— педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

5. Кравченко, А. И. Культуралогия [Текст] : учебник / А. И. Кравченко. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 288 с. 36, 37.

ИВАНОВА Ирина Владимировна, соискатель кафедры педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.

© Иванова И.В.

даёт наслаждение от процесса и результата труда; в социальном — является стремлением к достижению полезного результата. Трудолюбие — это основа успешности человека в профессиональной сфере, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в обществе.

Д.И. Водзинский отмечает, что «труд нравственно формирует личность, но труд не сам по себе, а многосторонние общественные, нравственные отно-

удк378 С. В. ПИТЕНКО

Соликамский государственный педагогический институт

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлено теоретическое обобщение материала по проблеме воспитания трудолюбия у младших школьников как нравственного качества личности. Представлен опыт работы со студентами педагогического вуза, выявляющий эффективные методы и организационные формы работы, направленные на повышение уровня трудолюбия у младших школьников средствами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.