Научная статья на тему 'Интерпретация педагогического наследия А. С. Макаренков современном контексте образовательного процесса'

Интерпретация педагогического наследия А. С. Макаренков современном контексте образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
966
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.С. МАКАРЕНКО / ТРУД / ТРУДОЛЮБИЕ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL SYSTEM A. S. MAKARENKO / WORK / HARD WORK / SKILLS / STUDENTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахарь Виктор Вячеславович

Отношение к Антону Семеновичу Макаренко (1888-1939), его идеям и деятельности в разные времена отечественной истории было неоднозначным. Мы попытались непредвзято взглянуть на незнакомого нам и очень интересного ученого, почерпнуть актуальные и сейчас педагогические идеи Антона Семеновича. В данной статье рассматривается влияние педагогической системы А.С. Макаренко на формирование трудовых умений и навыков у российских школьников. В работе подчеркивается национальное и мировое значение творческого наследия А.С. Макаренко. Определяются условия и возможности применения идей А.С. Макаренко в трудовом воспитании обучающихся в настоящее время. В ходе проведенного исследования было установлено, что педагогика А.С. Макаренко отражает сущность российского менталитета, впитала в себя многие народные традиции, а потому является нашим национальным достоянием. На сегодняшний день важнейшей проблемой макаренковедения выступает выявление инновационного потенциала педагогических идей А.С. Макаренко в сравнении с современными подходами в педагогике и изучение условий применения идей и опыта педагога-новатора в современном российском и мировом образовании. На основе проведенного анализа было выяснено, что многие научные достижения педагога внедряются в трудовую деятельность современных российских школьников. Происходит постепенная «реабилитация» личности А.С.Макаренко и его педагогических идей. Строятся планы по распространению опыта выдающегося педагога-мыслителя в различных областях науки и жизни, в первую очередь в педагогической теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF PEDAGOGICAL HERITAGE OF A.S. MAKARENKO IN THE MODERN CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

View of Anton Semenovich Makarenko (1888-1939), his ideas and activities at different times of national history was ambiguous. We have tried impartially to look at unfamiliar to us and a very interesting scientist to draw relevant today pedagogical ideas of Anton Semenovich. This article examines the impact of pedagogical system of A.S. Makarenko on the labor and skills of Russian schoolchildren. The paper emphasizes national and global significance of the creative heritage of A. S. Makarenko. Defines conditions and possibilities of application of Makarenko’s ideas in labor education of students at the present time. In the course of the study it was found that the pedagogy of A. S. Makarenko reflects the essence of the Russian mentality, have absorbed many folk traditions, and therefore it is our national treasure. Today the major problem of makarecover is the identification of the innovation potential of pedagogical ideas of A. S. Makarenko in comparison with modern approaches in teaching and learning applications of ideas and experience of the teacher-innovator in contemporary Russian and world education. On the basis of the analysis it was found that many of the scientific achievements of the teacher are implemented in the workforce of the modern Russian students. There is a gradual «rehabilitation» of the personality of A. S. Makarenko and his pedagogical ideas. Plans for the cultivation of the experience of the outstanding teacher and thinker in various fields of science and life, primarily in educational theory and practice.

Текст научной работы на тему «Интерпретация педагогического наследия А. С. Макаренков современном контексте образовательного процесса»

УДК 37.035.3

Пахарь В.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: pahar.viktor@mail.ru

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Отношение к Антону Семеновичу Макаренко (1888-1939), его идеям и деятельности в разные времена отечественной истории было неоднозначным. Мы попытались непредвзято взглянуть на незнакомого нам и очень интересного ученого, почерпнуть актуальные и сейчас педагогические идеи Антона Семеновича.

В данной статье рассматривается влияние педагогической системы А.С. Макаренко на формирование трудовых умений и навыков у российских школьников. В работе подчеркивается национальное и мировое значение творческого наследия А.С. Макаренко. Определяются условия и возможности применения идей А.С. Макаренко в трудовом воспитании обучающихся в настоящее время.

В ходе проведенного исследования было установлено, что педагогика А.С. Макаренко отражает сущность российского менталитета, впитала в себя многие народные традиции, а потому является нашим национальным достоянием. На сегодняшний день важнейшей проблемой макаренкове-дения выступает выявление инновационного потенциала педагогических идей А.С. Макаренко в сравнении с современными подходами в педагогике и изучение условий применения идей и опыта педагога-новатора в современном российском и мировом образовании.

На основе проведенного анализа было выяснено, что многие научные достижения педагога внедряются в трудовую деятельность современных российских школьников. Происходит постепенная «реабилитация» личности А.С.Макаренко и его педагогических идей. Строятся планы по распространению опыта выдающегося педагога-мыслителя в различных областях науки и жизни, в первую очередь - в педагогической теории и практике.

Ключевые слова: педагогическая система А.С. Макаренко, труд, трудолюбие, умения, навыки, школьники, образовательные технологии.

В воспитании человеческих потребностей-привычек особое место занимает потребность трудиться. В педагогической системе А.С. Макаренко труду уделяется исключительно важное место. Общий труд был основой всей жизни его воспитанников. «Живой трудовой коллектив» Макаренко считал «единственным и богатейшим инструментом» воспитания. Научить молодёжь творческому труду, писал он, особенно важная задача воспитания. Такой труд возможен только там где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается «основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл» [2, с. 453].

В 90-е годы в Российском образовании мало уделяли роли трудовому воспитанию обучающихся. В результате появилось недостойное и пренебрежительное отношение к трудовым профессиям. Их престижность была утрачена. Возникло место таких негативных проявлений в сознании молодых людей, как иждивенчество

и тунеядство. Появились поколения «потребителей».

В тот период происходила утрата значимости трудового воспитания для подрастающего поколения, которая была связана с американизацией российского образования. Особенно страшил теоретиков принцип коллективного демократического воспитания Макаренко, который противостоял традиционной индивидуалистической психологии.

На самом деле А.С. Макаренко придавал огромное значение воспитанию личности, обладающей сознанием и чувством ответственности. Переживание ответственности, неоднократно подчеркивал он, воспитывается трудом; но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса [8], [9].

Время доказало, что педагогическая система А.С. Макаренко и в 21 веке не утратила своего значения. Обратиться сегодня к исследованию проблемы социальной ответственности в теоретическом и практическом наследии А.С. Макаренко побуждает как минимум две причины. Во-первых, особенно очевидная в современных условиях необходимость воспитания личности, готовой взять на себя ответствен-

ность за судьбу страны, во-вторых, потребность осмысления процесса трудового воспитания как с точки зрения теории вопроса, так и с точки зрения обобщения практики [10]—[12].

Сегодня мы наблюдаем возращение интереса к трудовому воспитанию российских школьников. Постепенно происходит возврат к педагогическому наследию А.С. Макаренко.

Так, в своем выступлении на Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула важность трудового воспитания в современном образовательном процессе: «образование - это учение и воспитание». Васильева отметила, что «трудовое воспитание способствует социализации школьников и будет готовить их «ко всем сложностям жизни», и важную роль в этом процессе играет такой школьный предмет, как технология» [5].

В конце августа 2016 года министр образования и науки России Ольга Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания заявила; «трудолюбие должно воспитываться с малых лет» [4].

Трансформация современного общества требует модернизации содержания и методов обучения и воспитания школьников. Первостепенную роль в формировании личности играет труд. Без труда невозможно целостное становление профессиональной, грамотной, творческой личности и готовой к труду в современных условиях.

Воспитание трудолюбия у детей и подростков является актуальной проблемой современной практики воспитания. Именно поэтому перед каждой образовательной организацией на всех ступенях обучения стоят задачи по формированию трудолюбия у каждого ребёнка, осознанию его социальной роли и по воспитанию отношения к труду как важнейшей жизненной потребности.

Основные направления работы по привитию трудолюбия у школьников выражены в следующем:

- формирование первичных представлений о ведущей роли труда, образования и творчества в жизни человека;

- проявление уважения к труду и творчеству других людей;

- приобретение элементарных представлений о различных профессиях людей;

- формирование первоначальных навыков коллективной работы в процессе реализации индивидуальных и коллективных учебных и учебно-трудовых проектов;

- научить соблюдать дисциплину, упорно и последовательно выполнять учебные и учебно-трудовые задания;

- выработать привычку аккуратности и соблюдения порядка на рабочем месте;

- сформировать бережное отношение к школьному имуществу, учебникам и личным вещам, результатам своего и чужого труда;

- воспитание отрицательного отношения к лени и небрежности в учёбе и труде.

Основными ценностями, при работе обучающимися выступают: творчество и созидание, стремление к познанию и истине, уважение к труду, бережливость, целеустремленность и настойчивость.

Содержание и формы деятельности, используемые для приобщения школьников к труду, представлены в таблице 1.

Особая роль при этом уделяется совместной педагогической деятельности семьи и школы, которая включает: организацию и проведение совместных праздников, организацию экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей, участие родителей в школьных смотрах и конкурсах и т. д.

Таким образом, в ходе реализации процессов образования и воспитания школьников важно сформировать:

- элементарное представление о различных профессиях;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.

Педагогу, который прививает трудовое воспитание детям и подросткам следует помнить, что:

1) Трудолюбие - черта характера личности, заключенная в положительном отношении лица к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в добросовестности, инициативности, увлеченности и удовлетворенности самим

процессом труда, активности. Процесс воспитания трудолюбия будет успешен только в том случае, когда школьник видит и понимает смысл и результаты своего труда.

2) Трудолюбие должно быть направлено на достижение определенного превосходства (некоторых преимуществ) над другими людьми, чтобы вызывать положительные эмоции от своей реализации.

3) Когда учитель отличающийся непоследовательностью и строгостью отвергает группу детей, то у данных ребят формирование трудолюбия чаще всего тормозится под влиянием операциональных трудностей. Если строгий учитель отвергает из класса отдельных учени-

Таблица 1 - Содержание и формы трудовой деятельности в школе

Содержание деятельности Формы воспитательной деятельности

Обучающиеся получают первоначальные представления о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества в ходе изучения учебных дисциплин проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. - участие в экскурсиях по микрорайону, городу (с целью знакомства с различными видами труда); - проведение экскурсий на территории производственных предприятий (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий); - организация и проведение презентаций на тему «Труд наших родных».

Приобретение учениками первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. - проведение сюжетно-ролевых экономических игр; - проведение ярмарок, конкурсов и праздников труда.

Ученики приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду. - организация и проведение презентаций посвященных учебным и творческим достижениям обучающихся; - стимулирование творческого учебного труда учеников; - предоставление ученикам возможностей творческой инициативы в учебном труде.

Учащиеся приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. - организация работы в творческих и учебно-производственных мастерских; - проведение трудовых акций; - осуществление деятельности в творческих общественных объединениях.

Учащиеся приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. - самообслуживание и дежурство по классу; - организация персональных выставок и презентаций; - подготовка творческих отчетов; - осуществление проектной деятельности.

Обучающиеся участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. - проведение дискуссий, форумов, вечеров, и часов общения; - организация походов и экскурсий; - проведение классных собраний (в том числе объединенных собраний детей и родителей); - подготовка и осуществление встреч с интересными людьми.

ков, то формирование трудолюбия тормозится под влиянием личностных трудностей.

4) Содержательная характеристика понятия «трудолюбие» как качества личности учащихся, выражается в устойчивом положительном отношении к труду, формирующемся в процессе деятельности и проявляющемся желании, умении трудиться, стремлении приобретать трудовые умения, проявлять творческую самостоятельность в различных видах трудовой деятельности.

5) Цель, усилия и результаты являются основными признаками любого труда. В связи с этим учение становится трудом только при наличии перечисленных выше признаков.

6) С одной стороны школьников может разлагать пустое время препровождение, формируя и них различные порочные наклонности. С другой стороны бездумная загрузка, которая направлена на недопущение безделья или полное отсутствие умного труда будут одинаково пагубны для умственного развития учащихся.

Благодаря осуществлению разнообразных мероприятий, для учащихся средней школы создаются условия по формированию общественно ценных мотивов деятельности, а сам труд приобретает более высокое значение. На воспитание трудолюбия воздействуют такие факторы как учебная деятельность, занятия в кружках, детские праздники, встречи с интересными людьми, просмотр кинофильмов и другие факторы [6, с. 1947-1954].

С 2017 года в школах России будут вводиться методические рекомендации по трудовой деятельности. Министр образования и науки призывает педагогов воспитывать «человека, который будет готов трудиться, получать радость от своего труда» и рекомендует директорам школ начать самостоятельно вводить часы трудового воспитания: «Я считаю, что без трудолюбия, без навыков, которым, прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить» - отметила министр Ольга Васильева [1].

Последние слова министра Ольги Васильевой близки к высказыванию А.С. Макаренко, который утверждал, что «правильное советское воспитание невозможно представить как вос-

питание нетрудовое». Он говорил, что человек должен получать удовольствие от труда, «относиться к работе с любовью», труд должен быть «основной формой проявления личности и таланта».

Жизнь показывает, что эра Макаренко продолжается в мыслях и делах его последователей (в том числе и тех, которые прямо не относят себя к таковым), но далеко не использованы еще и громадные, почти неисчерпаемые резервы повышения качества воспитательной работы с молодежью на основе творческого освоения его наследия. Для педагогического творчества Макаренко нужен всегда. Он всегда современен. Его педагогическое наследие касается всех сторон подготовки молодого человека к жизни, к труду [13]-[15].

Как призыв к современникам звучат и сегодня оптимистические слова самого Антона Семеновича Макаренко: «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страшно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности» [3, с. 139-140].

Таким образом, формирование у школьников готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество и многих других видах деятельности. Так как эти виды деятельности не тождественны ни трудовой деятельности, ни учебной деятельности, то мы условно можем объединить их под общим название учебно-трудовая деятельность.

В начальном звене трудолюбие у детей формируется достаточно успешно, но существует риск, что в старших классах произойдет снижение уровня его проявления, что может привести к развитию инфантильности у подрастающего поколения. Для противодействия возможному риску необходимо не только осуществлять трудовое воспитание школьников, но и попытаться приобщить обучающихся к трудовому самовоспитанию [7, с. 51].

Мы понимаем, что на становление отдельных компонентов трудолюбия школьника влияют особенности воспитательной системы школы, в которой он обучается. Тем не менее,

выпускники средней школы получают не только позволит им быстрее адаптироваться на месте теоретические, но и практические знания, что будущей работы.

02.06.2017

Список литературы:

1. В 2017 году в школы вернётся трудовое воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mel.fm/2016/08/30/labour.

- 08.01.2017.

2. Макаренко, А.С. Пед. соч. / А.С. Макаренко. - Т. 3. - С. 453.

3. Макаренко, А.С. Соч.: В 7 т. / А.С. Макаренко. - Т. 7. - С. 139-140.

4. Министр образования усилит трудовое воспитание в школах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://republic.ru/ posts/72700. - 08.01.2017.

5. Ольга Васильева отметила важность трудового воспитания в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu. ru/news/education/olga-vasileva-otmetila-vazhnost-trudovogo-vospitan. - 08.01.2017.

6. Пахарь, В.В. Законодательное обеспечение организационно-педагогических условий формирования трудовых умений и навыков обучающихся [Электронный ресурс] / В.В. Пахарь, О.В. Приказчикова // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2017. -С. 1947-1954. - Режим доступа: http://conference.osu.ru/registration/about_members/extra_info.html?id=711.

7. Пахарь, В.В. Нормативно-законодательные основы трудового воспитания обучающихся в современном образовательном процессе / В.В. Пахарь, О.В. Приказчикова // Электронный сборник научных трудов одиннадцатой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - 2016. - №7(86). - С. 51. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26511084.

8. Baron, M.W Three methods of ethics / M.W. Baron, P. Pettit, M. Slote. - Oxford, UK: Blackwell, 1997.

9. Baudrillard, J. The spirit of terrorism/requiem for twin towers / J. Baudrillard; trans. by C. Turner. - London: Verso, 2002.

10. Deleuze, G. Nietzsche & philosophy / G. Deleuze; trans. by H. Tomlinson. - New York: Columbia University Press, 2014.

11. Guattari, F. Chaosmosis: An ethico-aesthetic paradigm / F. Guattari; trans. by P. Bains & J. Pefanis. - Bloomington & Indianapolis, IN: Indiana University Press, 1995.

12. Kristeva, J. Powers of horror: An essay on abjection / J. Kristeva; trans. by L.S. Roudiez. - New York: Columbia University Press, 1982.

13. Neumann, E. Depth psychology and a new ethic / E. Neumann; trans. by E. Rolfe. - London: Hodder and Stoughton, 2016 ^rig^l work published 1949).

14. Noddings, N. Caring: A feminine approach to ethics and moral education / N. Noddings. - Berkeley, CA: University of California Press, 1984.

15. Noddings, N. Women and evil / N. Noddings. - Berkeley, CA: University of California Press, 1989.

Сведения об авторе:

Пахарь Виктор Вячеславович, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: pahar.viktor@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.