Научная статья на тему 'Актуальность идеи трудового воспитания в педагогическом наследии К. Д. Ушинского'

Актуальность идеи трудового воспитания в педагогическом наследии К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3061
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКТУАЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR / WORK / RELEVANCE / MORAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL HERITAGE / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова А.С.

В статье на основе исторического анализа проблемы трудового воспитания в педагогической науке обосновывается актуальность педагогического наследия К.Д.Ушинского в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF IDEAS OF LABOR EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE K.D. USHINSKY

The article analysis of the issue of labour education in pedagogical science aktual' nost' pedagogical K.D. Ushinsky's heritage is grounded in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Актуальность идеи трудового воспитания в педагогическом наследии К. Д. Ушинского»

ства педагогического внушения как манипулирования; скорее всего, он прибегает к ним от усталости, в спешке, может быть, по причине неправильного понимания своей профессиональной роли [3].

Подводя итог вышесказанному, констатируем, что внушение, создавая установку партнёра по общению, формирует потребность, отношение личности к совершению определенного действия. Суть педагогического руководства практикой самовоздействия заключается в том, чтобы побудить обучающегося (и себя - педагогу) заняться самовнушением и вооружить его (и себя) рациональными приемами работы над собой, помня о том, что главным основанием для практики самовнушения должно служить представление о сознательном характере этой деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бехтерев, В. М. Внушение и воспитание. СПб: Тип. П. П. Сойкина, 1912. - 20 с.

2. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-pedagogicheskoe-vnushenie-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-sportivnoy-podgotovki-yunyh-sambistov-12-14-^(дата обращения 20.01.2017)

3. Игровые методы защиты от манипуляций: URL: http://www.eti-deti.ru/autotrening/173.html (дата обращения 20.01.2017)

4. Релаксопедия: URL: http://osvita-plaza.in.ua/publ/260-1-0-24460(дата обращения 24.01.2017)

5. Суггестопедическая система обучения: URL: http://filolingvia.com/publ/67-1-0-107 (дата обращения 20.01.2017)

6. Шварц Е.И. Внушение в педагогическом процессе URL:: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20138.php (дата обращения 24.01.2017)

А.С. Ибрагимова

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО

Аннотация. В статье на основе исторического анализа проблемы трудового воспитания в педагогической науке обосновывается актуальность педагогического наследия К.Д.Ушинского в современных условиях.

Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, актуальность, нравственное развитие, педагогическое наследие, воспитательный потенциал.

A. S. Ibragimova

RELEVANCE OF IDEAS OF LABOR EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE K.D. USHINSKY

Abstract. The article analysis of the issue of labour education in pedagogical science aktual' nost' pedagogical K.D. Ushinsky's heritage is grounded in modern conditions.

Keywords: labour, work, relevance, moral development, pedagogical heritage, educational potential.

В современных условиях, когда в нашем обществе осуществляются значительные cоциокультурные трансформации, по -новому ставится и решается проблема трудового воспитания. Осмысление роли и места трудового воспитания в системе образования, в частности в школе, как фактора формирования общей культуры личности, средства социализации и как необходимого условия становления личности играет важную роль.

В работах классиков зарубежной и отечественной педагогики Я.А.Коменский, И. Г. Песта-лоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. уделялось огромное внимание проблеме трудового воспитания.

Широко известны «трудовая школа» Г. Кершенштейнера в Германии, Яснополянская школа- Л.Толстого, колония «Бодрая жизнь» С. Шацкого, колония им. А. Горького и коммуна Ф. Дзердинского-А. Макаренко, Павлышская средняя школа В.А. Сухомлинского и др.

Конец XIX - начало XX - го веков характеризуются движением «новых школ», созданием реформаторской педагогики. (С. Френе, Р.Штейнер и др.)

В России богатый опыт трудового воспитания накоплен в социально-педагогической деятельности многих педагогов-практиков: Н.Крупская, С. Шацкий, А. Луначарский, П. Блонский, А. Макаренко, А. Пинкевич, В. Сорока-Росинский, В.Шульгин и др.

Однако более основательную теоретическую педагогическую и психологическую разработку идея трудового воспитания получила только в середине XIX - го века в трудах К.Д.Ушинского.

Основополагающее значение для раскрытия содержания идеи трудовой школы имеют труды Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, Н.К.Крупской, С.Т. Шацкого,

А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, А.Г.Калашникова, Н.И.Иорданского, П.П. Блонского, М.М. Пистрака,и др.

Известно, что любовь к труду, привитая с ранних лет, является ведущей предпосылкой формирования образованной, развитой личности. Трудовое воспитание способствует гармоничному физическому и нравственному развитию человека и вырабатывает потребность в труде как к жизненно необходимому процессу. Уважение к результатам труда, собственного и чужого, трудолюбие как основа жизни, терпение и целеустремлённость есть продукты такого воспитания. "Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении учащимися в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности» [2,с.372].

Результат труда, имеющий общественно ценный, свободный и осознанный характер, возможность реализации творческого начала и самостоятельности - продукты развивающего потенциала труда. Выработка ценностного отношения к предмету труда усиливает и углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, и является условием для усовершенствования эстетической культуры личности, что, безусловно, способствует гармоничному развитию творческой и созидающей личности.

Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли трудового воспитания в образовании. Труд в системе воспитания имеет важное педагогическое значение и широкую область реализации. Он включает в себя такие виды деятельности, как помощь старикам, инвалидам и больным; забота об окружающей среде и т.д. Данная работа будет иметь воспитательный результат, если она будет выполняться не ради вознаграждения, а из чувства морального долга. Такая деятельность будет полезна и доставит чувство морального удовлетворения.

В системе образования на сегодняшний день остается актуальным вопрос подготовки профессионалов. В этой связи, трудовое воспитание, как и грамотно выстроенная профессиональная ориентация, могут повысить у обучающихся интерес к рабочим специальностям. Их непопулярность кроется не только и не столько в их низкой оплачиваемости, сколько в недостаточно сформированном у ребёнка ценностном отношении к труду.

Задачей педагога является привитие потребности к трудовой деятельности, благодаря чему у ребенка закладывается положительное отношение к труду.

Идея трудового воспитания имеет в отечественной педагогике длительную историю и на различных этапах формирования российского общества приобретала неоднозначное толкование. Трудовое воспитание то подвергалась критике, то вновь возвращало свое неоценимое педагогическое и воспитательное значение. Об актуальности трудового воспитания писали многие классики и современники педагогической науки. Министр образования О.Ю. Васильева на Общероссийском родительском собрании отметила что « без трудолюбия, без навыков, которыми, прежде всего, мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить» [6]. При этом она подчеркнула, что методические рекомендации по программам общественного труда будут с 2017 года постепенно вводиться в школах. Очевидно, что в современных реалиях общества это будет не простым, весьма трудоемким процессом, но, который, бесспорно, принесет свои результаты.

Несмотря на то, что проблема трудового воспитания имеет теоретическую разработку и богатые традиции практической реализации, в последние годы она утратила свою значимость. Все это актуализирует проблему изучения основополагающих истоков и идей трудового воспитания, заложенных в трудах основоположников научной педагогики в России.

Цель нашего исследования - на основе историко-педагогического анализа идеи трудового воспитания в отечественной педагогической науке показать актуальность педагогического наследия К.Д.Ушинского.

Известно, что трудовое воспитание является незаменимым элементом социализации. Признавая о социальную значимость труда, А.С.Макаренко писал: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу»[3,с 228].

Особую актуальность трудовое воспитание приобретает и на современном этапе становления интегрированного обучения: «Трудовое воспитание в контексте коррекционно-педагогической работы учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности» [1,с.212]. Трудовая деятельность для таких детей доступнее, чем учебная, в силу того, что к этому располагают особенности их психики и интеллекта. Стремление реализоваться и почувствовать свою полезность для сверстников и не только реализуется ими именно в трудовой деятельности. Таким образом, при коррекционной работе труд выступает не только средством физического и психического развития детей, но и существенным фактором их социализации.

Стоит отметить и то, что благодаря трудовому воспитанию развитие творческих способностей происходит эффективнее: многообразие способов реализации трудового поручения и возможность самостоятельного выбора такого способа способствует их творческому развитию.

В этой связи обратимся к истокам формирования трудового воспитания и трудам ученых, изучавших данную область педагогики.

Дореволюционный период характеризуется преобладанием семейного воспитания: трудовое обучение реализовывалось в семье, где дело отца передавалось сыну, исключением было дворянское воспитание, которое не включало трудовую составляющую. Одним из первых отечественных педагогов, обративших внимание на влияние трудовой деятельности на общее развитие, был К.Д.Ушинский, выявивший и раскрывший взаимосвязи между активной трудовой деятельностью и психическим развитием человека. Если Я.А.Коменский разработкой «Великой дидактики» заложил системные основы педагогики, то Ушинский раскрыл научные основы педагогики, очертив ее теоретический фундамент, и став, по сути, основателем отечественной педагогической научной школы.

Активно выстраивались способы включения в различные типы ручного, производственного, сельскохозяйственного труда. Н.К. Крупская занималась разработкой основ трудовой школы, программ комплексного обучения, где важное место в них занимал раздел «Труд». В его рамках рассматривались вопросы труда в семье, трудовой жизни квартала, где живет ребенок, а также вопросы хозяйства края и страны. Н.К. Крупская указывала, что «совместную работу детей надо особенно ценить», так как это способствует объединению детей. Великий педагог А.С.Макаренко отмечал трудовую деятельность как одну из основополагающих в становлении и развитии личности. В колонии имени Горького (трудовая колония, где пребывали беспризорники и несовершеннолетние правонарушители^ коммуне имени Ф.Э.Дзержинского все без исключения воспитанники были заняты различными видами труда. В Павлышской школе В.А. Сухомлинского дети привлекались к бытовому общественно полезному труду, работая в саду, на опытнических площадках или в мастерских.

Известным педагогическим учреждением была созданная С.Т. Шацким «Первая опытная станция» Народного комиссариата просвещения в Калужской губернии. Наркомпрос объединял сеть клубов, дошкольных учреждений и школ, туда входили также научно-исследовательский центр, учебные курсы и учебные заведения по подготовке, а также переподготовке педагогических кадров. Основной задачей, вокруг которой формировалась деятельность комплекса являлось выстраивание взаимодействия школы с окружающей средой.

Таким образом, в течение десятилетий, начиная с 1918 г., любая общеобразовательная школа в государстве являлась и трудовой политехнической. Главными образовательными и воспитательными задачами были: освоение основ профессиональной деятельности учащимися и их профориентация, воспитание у них трудолюбия как неотъемлемого качества. Физический труд в этот период считался едва ли не синонимом труда как такового и даже синонимом деятельности.

После Великой Отечественной Войны политехнический принцип оставался основным принципом трудового обучения. Масштабно развивалась концепция внеклассной работы в русле трудового воспитания: кружки, клубы, секции.

В 70-х годах прошлого столетия трудовое воспитание меняет свои позиции и трудовое обучение уходит на второй план: выпускники сориентированы теперь не на производство, а на получение образования, в частности в вузах, что послужило основанием новых научных и творческих поисков в направлении трудового воспитания. С 1964 года начинаются углубленные исследования трудового воспитания в области дошкольного образования. Разрабатывались следующие направ-ления:«Особенности труда дошкольника», «Ручной труд» — В. Г. Нечаева; «Труд ребенка в семье» — Л. В. Загик; «Ознакомление с трудом взрослых» — Е. И. Радина; «Самообслуживание» — Г. И. Година; «Хозяйственно-бытовой труд», «Руководство трудом детей», «Дежурства», «Коллективный труд детей»— Р. С. Буре; «Труд в природе» — Е. И. Корзакова и В. Г. Фокина; «Поручения» — А. Д. Шатова. В данных исследованиях были получены ответы о содержании и средствах, методах и формах организации труда и его влиянии на личность. Вопросы трудового воспитание школьников были представлены в работах И.Д. Чернышенко, П.П. Костенко, Э.А. Фарапо-нова, Н.Е. Цейтлин и т.д.

В 90-е годы прошлого века в России произошли весомые изменения, оказавшие в частности влияние на развитие образования, в том числе трудового обучения. Подготовлены и использованы авторские разработки программ трудового обучения, позволяющие педагогу делать выбор в пользу наиболее интересных и продуктивных, по его мнению, вариантов обучающих и развивающих программ.

Уместным будет упомянуть о появлении такого образовательного урока, как «Технология». В данном предмете рассматриваются особенности организации трудового процесса на предприятиях, особенности материалов и прочее; то есть, понятие «Технология» отражает тенденции раз-

вития и усложнения рабочих процессов, но при этом понятие «труд» приобретает теоретический окрас для школьников. В образовании появляется тенденция отделения труда от школы и образовательных учреждений.

Труд в школе имеет добровольный характер. Данное положение отражено в статье 34«Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Закона «Об Образовании», где пункт 4 гласит: «Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.»[8]. Иными словами, вовлечение ребенка в трудовую деятельность возможно с исключительно добровольным согласием, как ребенка, так и его родителей, что непременно оформляется в письменном виде. Даже при имеющимся в наличии документальном согласии обязаны соблюдаться все нормы и нормативы трудовой нагрузки в соответствии с перечнем разрешенных работ для несовершеннолетних.

Как уже отмечалось, К.Д Ушинский как основоположник научной педагогики в России, в своих многих трудах обосновал идею всестороннего развития и воспитания человека, опираясь на принцип антропологизма. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»[5,с.23]. При этом он указывал, что трудовое воспитание имеет ведущую роль в становлении личности. В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" трудовая деятельность рассматривается в социальном и педагогическом аспектах. К.Д. Ушинский предложил на основе историко-философского изучения развития человеческой цивилизации, предположил насущность разработки и построения педагогической системы или концепции трудового воспитания и обучения поколений. Обратимся к содержательной части данной работы с тем, чтобы подчеркнуть важность и актуальность идей, изложенных К.Д.Ушинским.

Обратим внимание на следующее утверждение: «труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства, природы и капитала, а не рядом с ними... без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние»[4,с.333].Имея блага в доступности, без приложения трудовых усилий, человек неизбежно отступает назад в личном развитии: «влияние богатства прямо действует разрушительно не только на нравственность, но даже и на счастье общества, если это общество своим нравственным и умственным развитием не приготовлено еще выдержать натиска приливающего богатства»[4,с.336].

Автор подчеркивает, что труд выступает как неотъемлемая составляющая формирования личности, «свободный труд нужен человеку сам по себе» [4,с.335], с его отсутствием наступает деградация тела и духа.

Примечательна его мысль о том, что родители, ограждая детей от труда, оказывают им услугу, от которой вместо пользы, возможен лишь вред. «Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьется из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться, и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей. А между тем бедняк трудился целую жизнь, чтобы детям его не нужно было трудиться,— бился целую жизнь, чтоб разрушить их нравственность, сократить их существование и сделать для них счастье невозможным! О дельном воспитании он не заботился: к чему оно? — были бы деньги!»[4,с.337]. Но говоря о труде, следует отметить вторую его сторону-труд интеллектуальный. «Что физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, этого доказывать нет надобности. Но необходимость умственного труда для развития сил и здорового, нормального состояния человеческого тела не всеми сознается ясно»[4,с.340].

Так сложилось, что слово «труд» ассоциируется с физической деятельностью и, действительно, «умственный труд не может развить мускулов, но деятельность и особенная живость нервной системы заменяет этот недостаток»[4,с.341]. Безусловно, важны оба компонента труда. Они не являются взаимозаменяемыми, взаимоисключаемыми. «.Можно доказать множеством примеров, что бездействие душевных способностей и при физическом труде оказывает вредное влияние на тело человека»[4,с.340] Организм человека способен приспосабливаться к различному их соотношению, но важно наличие и физического, и интеллектуального труда для гармоничного существования личности. К.Д.Ушинский подчеркивает особую значимость труда умственного: «Самый сильный перевес труда умственного над физическим и наоборот скоро переходит в при-

вычку и не вредит организму человека: только совершенные крайности в этом отношении являются гибельными»[4,с.342].

Доминирующий вывод, отражающий взаимосвязи воспитания и труда, изложенный в анализируемой статье педагога звучит так: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни"[4,с. 348]. В этом высказывании, по сути, прослеживается сущность педагогики К.Д.Ушинского: только в гармоничном сочетании умственного и физического, закладываются условия для раскрытия творческого потенциала растущего человека и обретения им в будущем достойного положения в социуме.

Готовность к труду, способность трудиться закладывается в ребенке с самых ранних лет, еще до школы. Основная деятельность дошкольников протекает в игровой форме, где они приобретают задатки трудовой и социальной составляющей жизни, но как отмечает К.Д.Ушинский, «учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон»[4,с.356]. Навык трудовой деятельности, сформированный в дошкольный период, определяет благоприятный фундамент для формирования трудового воспитания. В этой связи упомянем другие работы К.Д. Ушинского, которые в советское время были представлены на экране в виде мультфильмов, - рассказы и сказки. Ориентированные на маленького читателя, они в занимательной и понятной форме доносят ребенку пользу и огромное значение труда. В сказках и рассказах достаточно понятно изложена идея как воспитательного, так и образовательного характера труда. Данная область может выступать перспективным направлением образования и трудового воспитания детей и подростков на основе применения современных методов и технологий.

Важный вывод, следующий из воспитательного и психического значения труда, состоящий "в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой" [4, с.355]. Потребность в труде - врожденная потребность личности и человека, но она поразительным родом "способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности"[4,с.355].

Интересно также отметить, что в работе отражена такая актуальная задача образования, как стимулирование к познанию. «Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы... , наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться»[4,с.358]. Но не стоит ожидать, что интерес к познанию и интеллектуальному труду возникнет сам собой и ученик «сам увлекался предметом, но должно иметь методу, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбужденном состоянии. Не спорим, что это трудно, и для учителя, и для ученика...»[4,с.360].

К.Д Ушинский отмечает, что важнее для преподавателя, не просто проверить усвоение предмета, а именно приучить «воспитанников к умственному труду»[4,с.360].

Таким образом, исторический экскурс и теоретический анализ проблемы исследования показал:

1.Идея трудового воспитания не нова. Еще в трудах таких классиков, как Я.А.Коменский, И.Песталоцци, Л.Н.Толстой, А.С. Макаренко и др.уделялось значительное внимание проблеме трудового воспитания и его основополагающей роли в благополучном становлении личности. 2.Значительный вклад в развитие теории трудового воспитания внес российский педагог К.Д.Ушинский. В его статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» подчеркивается ведущая роль трудового воспитания в формировании полноценной личности.

З.Основные положения данной работы, написанной в XIX столетии, имеют актуальное значение и особый социальный смысл.

4. Проблема трудового воспитания, имея основательный теоретический фундамент и богатые традиции практической реализации, имела неодинаковое значение на протяжении истории. В современных условиях социокультурной трансформации общества, существенных изменений социальных отношений, признается острая необходимость обращения к педагогике трудового воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. — 272 с.

2. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М., 2010. - 647.

3. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.

4. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. в 11-ти т. Т. 2 - М., 1948. - С. 658.

5. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С.777.

6. URL: http://mel.fm/2016/08/30/labour (Дата обращения 23.02.2017).

7. URL:http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek23/1923-u.htm (Дата обращения 23.02.2017).

8. URL:www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/6b08530edad66747252fe4b34361d250e7af65ac/ (Дата обращения 23.02.2017).

И. С. Кудрявцева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема современного общества - особенности терроризма на примере психологических особенностей личности террориста.

Ключевые слова: терроризм, преступление, террористический характер, психологические особенности террориста, насилие

I. S. Kudravzeva

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF THE TERRORIST

Abstract. In this article, the current problem of modern society - the features of terrorism on the example of the psychological characteristics of the terrorist personality - is considered.

Keywords: terrorism, crime, terrorist nature, psychological characteristics of a terrorist, violence.

Проблема понимания сущности терроризма может быть рассмотрена через рассмотрение личностных особенностей террористов, так как террористическую деятельность осуществляют отдельные люди. В связи с этим, на наш взгляд, необходимым представляется более подробное исследование психологических особенностей личности террориста.

Как показал анализ научной и научно-методической литературы, степень изученности данной проблематики на современном этапе развития науки довольно высока. Широкую известность получили исследования А.М. Антоняна, В.В. Витюка, В. Леви, С. Рошина и др. [4].

По мнению В.В. Витюка, терроризм основывается на готовности к насилию вообще и отдельным террористическим проявлениям в частности. Все это, по мнению автора, корнями уходит в органически присущую человеку склонность к агрессивности и разрушительности на уровне инстинктов. Степень выраженности указанных качеств у различных людей неодинакова. По наблюдениям В.В. Витюка, обуздать эти качества возможно с помощью существующих правовых и нравственных норм, воспитания и культуры [2, с. 53].

В.В. Витюк считает, что террористам присущи определенные качества. Первое качество, по мнению автора, заключается в непримиримом противостоянии определенному режиму, группе, нации, конфессии или идеи. Второе качество состоит в стирании временных границ между настоящим, прошлым и будущим. Третье качество - нарциссизм, который представлен как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Данное качество основано на убеждении об исключительности собственной нации либо страны, либо группы, либо культуры, либо религии. Данное мнение способствует развитию мессианского мировоззрения, которое сводится в итоге к идее «спасения мира». Причем способность осуществления этой миссии принадлежит какой-то отдельной группе или представителям определенной религии. Следующее качество, присущее террористам, по мнению В.В. Витюка, это резкое деление людей на «плохих» и «хороших», жесткое разграничение добра и зла. Культивируется идеология «малого стада», представители которого являются добрыми, честными, порядочными людьми, живущими в мире зла, но обязательно спасутся, так как принадлежат определенной религии, стране или группе. Пятое качество, выделенное автором, выражается в представлении особых заслуг перед Богом или людьми, или нацией. Сопровождается все это героизацией своих сторонников. Особенно это касается тех, кто погиб в борьбе. Шестое качество заключается в защите собственной религии, страны всевозможными способами при любых посягательствах на их чувства и мировоззрение. Следующим качеством является стремление к разрушению всего инородного. Оправдывается это разрушение защитой очень важных священных ценностей. Формирование образа беспощадного и очень коварного врага является еще одним качеством, присущим террористам, с точки зрения В.В. Витюка. Девятое качество -фанатизм, который выражается в крайней приверженности своим идеалам и идеям в сочетании с агрессией к инакомыслящим. Десятое качество выражается в ригидности и неспособности прощать давние обиды. В. В. Витюк называет это качество душевным мазохизмом, который сопровождается постоянным внутренним копанием в прошлом своей группы, страны или себя и резкой эмпатией с проекцией на свою личность исторических обид, оскорблений чувств религиозного или национального характера. Следующее качество - излишняя драматизация событий и действий, направленных против них. Двенадцатое качество выражается в принципе ответа ударом на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.