Научная статья на тему 'К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека''

К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека' Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39845
3709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / UPBRINGING / CONCEPT / PEDAGOGICAL RULES / ANTHROPOLOGICAL APPROACH TO UPBRINGING / PRINCIPLES OF UPBRINGING / UPBRINGING ACTIVITY / GOAL OF UPBRINGING / PEDAGOGUE-EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна

В статье представлены концептуальные идеи ученого-педагога о воспитании Человека, выделены педагогические принципы и правила реализации его потенциала на основе методологического антропологического подхода автора к воспитанию. Показана актуальность концепции воспитания, разработанная К.Д.Ушинским, в разработке современной теории воспитания, в преодолении негативных тенденций в практике воспитания в образовательных организациях, определении перспектив их гуманистического и демократического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Konstantin D. Ushinskiy About Pedagogical Rules of Upbringing of Human Being (Published with the support of the Russian State Scientific Fund, Project No. 14 -0600088a)

The conceptual ideas of the scientist-pedagogue on an upbringing of human being are presented, the pedagogical principles and rules of implementation of its potential on the basis of methodological anthropological approach to upbringing are emphasized in the article. The urgency of the concept of upbringing developed by Konstantin D. Ushinsky in the working out of the contemporary theory of upbringing, as well as in overcoming the negative trends in the practice of upbringing in educational institutions and in determining the prospects of their humanistic and democratic development are shown in the paper.

Текст научной работы на тему «К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека'»

педагогическое наследие к.д. ушинского

К.Д.УШИНСКИЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛАХ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА'

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.

К.Д.Ушинский

В статье представлены концептуальные идеи ученого-педагога о воспитании Человека, выделены педагогические принципы и правила реализации его потенциала на основе методологического антропологического подхода автора к воспитанию. Показана актуальность концепции воспитания, разработанная К.Д.Ушинским, в разработке современной теории воспитания, в преодолении негативных тенденций в практике воспитания в образовательных организациях, определении перспектив их гуманистического и демократического развития.

Л.В. Алиева

Ключевые слова:

воспитание, концепция, воспитательная деятельность, педагогические правила, цели воспитания, антропологический подход к воспитанию, принципы воспитания, педагог-воспитатель.

Ушинский Константин Дмитриевич - отечественный ученый-педагог, исследователь проблем воспитания Человека в человеке. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского представляет первую научную концепцию воспитания, основой которой было антропологи-

1 Публикуется при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00088а

19

К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека I

ческое знание, а целью воспитания провозглашался Человек («воспитание Человека в человеке»).

Значение и актуальность учения К.Д.Ушинского о воспитании человека с новой силой возрастает в кризисных условиях российской действительности начала ХХ1 века, когда образование, воспитание человека нового времени становятся реальными факторами выхода из состояния кризиса и факторами позитивного цивилизационного развития страны. Именно воспитание Человека ( а не только «личности») - важнейшая задача российского современного образования, цели и ценности которого определены новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Читая труды К.Д.Ушинского, представляешь его нашим современником, так как его педагогические идеи, подходы к решению проблемы воспитания - руководство к научному обоснованию современной теории и практики воспитания, развития педагогической науки.

Основное сочинение Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - капитальный педагогический труд, название которого отражает взгляд ученого на воспитание Человека: человек - центральный предмет воспитания и объект теории и практики воспитания, педагогической науки.

Ушинский, оценивая реально влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание». «Самая существенная, самая человечественная потребность в человека есть потребность совершенствования развития». Эта потребность к совершенствованию, возникающая и развивающаяся в социальной жизни и на ее основе, требует чтобы и воспитание соответствовало самой жизни, чтобы везде и всюду воспитание приняло сознательный и преднамеренный характер / (К. Д.Ушинский. Лекции в Ярославском лицее).

Ушинский верил, что настанет время, когда «потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности» .

Понятие «воспитание», его цели и задачи Ушинский выводит из определения предмета-человека: что такое «самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека».

По мнению Ушинского, идеал совершенного человека - человек, физически, умственно и нравственно развитый. «Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умствен-

20

I Л.В.Алиева

ных и нравственных». Говоря об идеале человека, Ушинский замечал, что «идеал человека исторически развивается»; «идеал человека, к какому бы веку он не принадлежал, всегда хорош относительно этого века».

«Ребенок не только готовится жить, но он уже живет, и эта жизнь имеет свои права и свои потребности» (К.Д.Ушинский .Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений). Отсюда и вытекает взгляд на воспитание реального ребенка (сегодняшнего) и задача познания «этой жизни» со своими правами и потребностями конкретного ребенка (а не «вообще ребенка»).

К.Д.Ушинский, придавая важное значение воспитанию человека, определяет роль особого научного педагогического знания в деле воспитания.

В данной статье хотим привлечь внимание педагогов - воспитателей именно к педагогическим правилам, сформулированным К.Д.Ушинским по итогам глубокого изучения практики и теории, анализа данных комплекса наук о человеке (антропологического междисциплинарного подхода) и особо значимым и актуальным в наше время для теории и практики современного образования, общественного воспитания подрастающего поколения.

Правила воспитания Человека Ушинский определяет как основу развивающейся педагогической науки и практики. «Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности», основанных на комплексе научных знаний о человеке и человеческом обществе. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (с.15, т. 5). Эта мысль Ушинского определяет ценность, суть, содержание «педагогических правил воспитания Человека».

Что значит узнать человека во всех отношениях? Ушинский дает точный научно обоснованный ответ , опираясь на анализ современного ему антропологического знания о человеке. Это значит: знать природу человека во взаимодействии его физических, физиологических, психологических, телесных, душевных свойств, качеств, которые даны природой (память, разум, воля, чувства, потребности, способности) и обладают способностью саморазвития и самого различного проявления в условиях реальной жизни человека (позитивного и негативного, слабого и гипертрофированного); а также знать природу человека на разных этапах его становления и развития; знать индивидуальные проявления и возможности индивидуума.

Педагогические правила воспитания, сформулированные Ушинским -это не стандартный набор догматических положений, рекомендаций, изложенных в учебниках по педагогике, а результат творческого осмысления пе-

21

К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека I

дагогом воспитания - динамичной объективно-субъективной реальности развития человека и человеческого общества, специфики среды воспитания (в частности ,образовательной). «Не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещенными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления»(с.8, т.5).

Ценность педагогических правил К.Д.Ушинского в его обоснованных взглядах на приоритетную роль гуманистического демократического воспитания (государственного и общественного) Человека в системе образования.

Одновременно Ушинский высказывает ценные мысли о «пределах» воспитания. «Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, мы тем не менее ясно осознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить». Ученый вносит различие в понятия «воспитание» и «воспитательная деятельность» педагога: « Мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность, - школа, воспитатель и наставники - вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий»... «Однако же и в самих этих влияниях... многое изменяется самим же человеком в его последовательном развитии, и эти изменения выходят из предварительных изменений в его собственной душе, на вызов, развитие или задержку которых преднамеренное воспитание, словом, школа со своим учением и своими порядками, может оказывать прямое и сильное действие» (с.12., Т.5).

Именно этот научный багаж знаний о человеке - основа для определения роли и места воспитания (преднамеренного и стихийного) - процесса и важного внешнего фактора в позитивной (для человека и общества) реализации природных данных, в совершенствовании природы Человека.

В основе педагогических правил лежат сформулированные ученым основные принципы воспитания именно Человека (природосообразности, народности, организованности и целеустремленности и др.).

Принцип народности в общественном воспитании пронизывает всю педагогическую систему Ушинского; вытекает из его философских, обществен-

22

I Л.В.Алиева

ных воззрений. Это - классический принцип отечественной педагогики. Но Ушинский этот принцип возвел до уровня единой основы всей педагогической системы. ( Его характеристика принципа народности несколько расходилась с официально признанной государственной - «Народность состоит в беспредельной преданности и повиновении самодержавию» - Циркуляр Уварова; см. работы К.Д.Ушинского «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании»). Обращение к трактовке этого принципа ученым значимо для современности, реализации возрастающей роли образования и общественного воспитания в развитии общества и государства. Под «народностью» Ушинский понимал стремление народа сохранить свое национальное Я и способствовать его поступательному развитию во всех сферах жизни. «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». Идея народности в понимании Ушинского - это стремление народа к сознанию своего прошлого, совершенству своего настоящего, будущего...«Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалиться со сцены; он более не нужен»...«Мы были бы очень близоруки, если бы подметили в характере нашего простого народа один только патриархальный оттенок. Нет, мы видим в нем много могучих задатков честной гражданственности, полной силы народности и бескорыстной человечности...» Лучшим средством передачи национальных российских народных традиций Ушинский считал РОДНОЙ ЯЗЫК - «самую обильную и прочную связь, соединяющую отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» (К.Д.Ушинский. Родное слово). «Отнимите у народа все - и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его; новую родину даже может создать народ, но языка - никогда; вымер язык в устах народа - вымер и народ» (К.Д.Ушинский. Родное слово). Принцип народности Ушинский связывал с общественным, «народным воспитанием», формирующим народное национальное самосознание, которое представляет многовековой опыт народа в области воспитания. Выступал против механического насаждения «европейского», иностранного воспитания (в теории и практике). «Напрасно мы хотим выдумать воспитание. Воспитание существует в русском народе... Это почва ... Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к недостаткам, но пересоздать ее невозможно». «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, ос-

23

К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека I

нованных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Принцип народности Ушинский не считал неизменным. Он развивается, изменяется вместе с развитием народа.

Принцип народности Ушинский связывал с преобразующей прогрессивной ролью воспитания. Реализация данного принципа в воспитании должна быть направлена на формирование «ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКЕ», совершенствование человека, совершенствование человеческого общества. «Воспитание должно открывать глаза народу» на действительность, законы развития общества.

Однако, Ушинский считал, что теория и практика воспитания имеют и общие педагогические идеи, достижения, независимо от страны, народа. К ним он относил: идеи общественного воспитания; систему школьного обучения; общепедагогические правила, методы, принципы. Но и они реализуются специфично для каждого народа, общества, государства.

Для реализации принципа народности Ушинский считал необходимым: а) основой воспитания сделать труд; б) обучение и воспитание осуществлять на родном языке; в) школу сделать центром обучения и воспитания в системе других факторов воспитания.

Гениальность учения К.Д.Ушинского в том, что сформулированные им принципы воспитания являются педагогическими и реализуются в конкретной по содержанию, педагогически организованной многообразной деятельности в направлениях, видах, формах, методах, которые соответствуют психологическим, физиологическим, возрастным, социальным характеристикам человека. Они философски и методологически обоснованы природой Человека, его антропологическим объективным развитием, его связью с обществом, реальной средой и возможностью их преобразования одновременно с собственным личным развитием.

Педагогические правила представляют собой четко выстроенную систему результативной реализации в практике основных педагогических принципов. Ушинский считал принципы воспитания «механизмом» взаимосвязей цели и основных задач воспитания.

Именно комплекс научных знаний ученого о воспитании дает ответ на вопрос: что конкретно воспитывать в человеке (память, ум, волю, чувства, характер, совесть и т.д.) - и позволяет сформулировать общую и частные цели, задачи воспитания, адекватное им содержание, методы его организации и определить результаты. К сожалению, в практике да и в теории цели и задачи воспитания определяются чаще всего, исходя из социальных, конкретно исторических заказов государства, отдельных его структур, игно-

24

I Л.В.Алиева

рируя главное назначение воспитания - совершенствование Человека (общечеловеческих качеств и свойств). Акцент больше делается на воспитание - процесс социализации человека, развития человека-личности.

«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий», - отмечет ученый (с.13, т.5). На важность этого «педагогического правила» воспитания следует обратить особое внимание, так как современная практика и теория воспитания недостаточное внимание уделяют подходам к постановке целей воспитания в системе образования, специфической деятельности образовательных организаций (основного, высшего, дополнительного образования), целей воспитания в реализации основных функций субъектов образования и воспитания (индивидуальных: педагог-учитель-организатор; ребенок (разного возраста, в разных позициях; коллективные и групповые субъекты: детские, детско-взрослые общности). Высказанные Ушинским позиции, касающиеся подходов к определению целей, актуальны и значимы сегодня.

Осознанию ЦЕЛИ воспитания он придавал первостепенное значение, так как на основании осознанной цели определяются и конкретные задачи. «Каковы бы ни были эти взгляды, читатель, на философию, психологию, согласитесь...что если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде всего сознать эту цель» . Особо подчеркнем, что Ушинский целью воспитания (объективного процесса) ставит развитие и совершенствование, прежде всего, Человека (части живой природы - объективной данности и главного средства развития человеческого общества) в совокупности и во взаимодействии его физической, нравственной, социальной, психологической, духовной природы.

Но, рассматривая воспитание как процесс взаимодействия множества субъектов реального социума, человеческого сообщества, К.Д.Ушинский обращает внимание на определение каждым субъектом своей специфической роли в воспитании (определяет роль учебной деятельности, общественного воспитания, семейного воспитания, игры; позиции взросло-го-воспитателя и самого ребенка), которая требует осознания четкой цели и задач. «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить.... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели в своей воспитательной деятельности» (с.11, т.5).

Ушинский обращает внимание на огромную силу влияния воспитания в руках воспитателя (позитивную и негативную). И связывает это с осознани-

25

К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека I

ем воспитателем четкой цели, своей человеческой позиции, своего опыта.

«Если нам говорят, что целью воспитания будет сделать человека счастливым, то мы вправе спросить, что такое разумеет воспитатель под именем счастья.. что одному кажется счастьем, то другому может показаться не только безразличным обстоятельством, но даже просто несчастьем... Решительно у каждого человека свое особое понятие о счастье и что понятие это есть прямой результат характера людей ..., результат многочисленных условий.. .Та же самая неопределенность будет и тогда, если на вопрос о цели воспитания отвечают, что оно хочет сделать человека лучше, совершеннее . Не у каждого ли человека свой собственный взгляд на человеческое совершенствование»(с.12-13, т.5). «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, жизни» (Труд в его психическом и воспитательном значении). Ушинский считал, что воспитание может быть лишь тогда процессом подготовки к жизни, если оно дает прежде всего истинные знания о действительности и на основе этого развиваются, совершенствуются умственные силы ребенка

Актуальной является мысль ученого Ушинского о расхождении целей воспитания, прописанных в уставах учебных заведений, программах, и реальных целей воспитания, которые отражали бы специфику конкретной образовательной деятельности (направленность образовательной деятельности, учебного предмета, объект-субъектов деятельности); нравственные, идейные, профессиональные убеждения педагога, сознательно или неосознанно влияющие на воспитанника.

Педагогические правила и рекомендации обращены к профессиональному воспитателю - педагогу - исследователю: «Вверяя воспитателю чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы он провел в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа. Мы не может в этом случае удовольствоваться общими фразами»...«Воспита-тель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель, и если можно проводить в исполнение идеи других, то проводить чужие убеждения невозможно» (с.14, т.5.). «Уже само собой плох тот защитник идеи, который принимается проводить ее только потому, что она высказана в уставе, и который точно также примется проводить другую, когда устав переменит-ся...»(с.14, т.5.)

Задачи воспитания Ушинский выводит из определения предмета - че-

26

I Л.В.Алиева

ловека ( что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, цели -чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека).

«Ребенок не только готовится жить, но он уже живет, и эта жизнь имеет свои права и свои потребности». Отсюда и вытекает взгляд на воспитание реального ребенка (сегодняшнего) и задача - познания воспитателем «этой жизни» со своими правами и потребностями не ребенка вообще, а конкретных детей в конкретной среде их повседневной жизни, воспитание как «живой», реальный, а не выдуманный, искусственно выстроенный процесс. Далее Ушинский в познании предмета воспитания - человека (ребенка) выделяет важность многосторонних знаний о ребенке (возрастных, психических, природных и т.д.): «Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике. Воспитатель, который глядит на человека сквозь призму физиологии, патологии, психиатрии, также дурно понимает, что такое человек и каковы потребности его воспитания, как и тот, кто изучил бы человека только в великих произведениях искусств и великих исторических деяний и смотрел бы на него вообще сквозь призму великих, совершенных им дел».

Задачу сочетания ЦЕЛИ, задач воспитания с психолого-педагогическими особенностями ребенка Ушинский считал самой сложной и самой необходимой задачей педагога и педагогики.

Главной задачей воспитания педагог определяет нравственное совершенство человека. Сегодня эта задача отошла на последний план, уступив место задачам: воспитания самости, индивидуальности, социальной ответственности, самореализации, поиску жизненных смыслов и ценностей непонятно где и для чего. «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» (« О нравственном элементе в русском воспитании»). «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека?.. К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину» («О пользе педагогической литературы»).

Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает личность, делает человека живым трупом для общества и народа.

Конкретные (частные) задачи нравственного воспитания К.Д.Ушинский соотносит с формированием в ребенке важных человеческих личностных качеств, чувств: патриотизма, уважения к каждой нации, народу, их языкам, культуре, обычаям; чувства гуманности и гуманизма по отношению

27

К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека I

к людям, природе, добра и справедливости, совести, чувства долга и ответственности (перед обществом, семьей, людьми, самим собой). Чувство любви к родине К.Д.Ушинский считал самым высоким чувством человека и важнейшей задачей воспитания в целом и нравственного в частности. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». «Воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясная дорога добра» («О народности в общественном воспитании»).

Моральное совершенство органично связывает с жизненными интересами человека (ребенка), трудом. «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой стороны - внушить ему неутомимую жажду труда» («Труд в его психическом и воспитательном значении»). Эту задачу воспитания в труде (учении, как особой трудовой деятельности) связывал с воспитанием у ребенка воли и характера как существенных личностных свойств, характеристик и качеств личности Человека. Причем Ушинский, признавая важность « выработки в детях серьезного отношения к труду», считал вредным «легкий, шутовской оттенок, который часто придают детскому труду».

Умственное развитие ребенка одна из основополагающих задач воспитания, которые Ушинский рассматривает во взаимосвязях, органичных в формировании целостной личности ребенка. В своем педагогическом труде Ушинский обосновывает специфику целей, задач воспитания в процессе обучения, преподавания учебных предметов (история, литература и др.). «Конечно, если видеть в воспитании только обучение чтению и письму, древним и новым языкам и.т.п., не думая о том, какой цели достигаем мы при этом изучении и как ее достигаем, тогда нет необходимости в специальном приготовлении воспитателей к своему делу; зато и самое дело будет идти, как оно теперь идет, как бы ни переделывали и ни перестраивали наших программ..., а действительным воспитателем будет по-прежнему жизнь, со всеми своими случайностями» (с. 17, т.5). «Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так чтобы сам интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».

Важной задачей определяет Ушинский развитие в ребенке художественно-эстетических чувств. «Истина, как бы возвышенна она ни была, без ху-

28

I Л.В.Алиева

дожественной формы не произведет полного впечатления»

Определив цели, задачи воспитания, конкретной воспитательной деятельности субъекта, Ушинский формулирует педагогические правила обоснования средств их реализации и подчеркивает, что « в этом отношении наука может оказать существенную помощь воспитателю». «Такими науками для педагогики, из которых она почерпнет знания средств, необходимых ей для достижения целей, являются науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». И ученый называет круг антропологических наук: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия и история в «обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова». ... Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживают свойства предмета воспитания, т.е. человека. И ученый формулирует правило изучения, соотношения специфических научных и эмпирических фактов, их группировки в отборе действенных средств воспитания. Каждая наука, по мнению и убеждению ученого, располагает своими специфическими средствами влияния на процесс воспитания человека, которые важно выявить и использовать в воспитательной деятельности. К.Д.Ушинский предостерегает от формального перенесения данных разных наук в педагогику, теорию и практику воспитания. Педагогика рефлексирует, интегрирует научные знания, факты о человеке и обществе и формулирует свои педагогические правила их реализации в теории и практике воспитания.

- «Мало еще иметь в своей памяти те факты различных наук, из которых могут возникнуть педагогические правила: надобно еще сопоставить эти факты лицом к лицу с целью допытаться от них прямого указания последствий тех или других педагогических мер и приемов. На обязанности же самих воспитателей лежит извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, составить эти избранные факты лицом к лицу и составить из всех удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить каждый педагог-практик и тем избежать односторонностей, нигде столь не вредных, как в практическом деле воспитания» (с.19, т.5).

К.Д.Ушинский указывает особо на «несчастную и более вредную наклонность» в использовании средств воспитания, которая выражается словами: «Воспитайте детей так, чтобы они походили на меня, и вы дадите им от-

29

К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека I

личное воспитание; я же достиг подобного совершенства такими-то и такими-то средствами, а потому вот вам и готовая программа воспитания!» Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно..., что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас» (с.17, т.5). И продолжает мысль о средствах : « Важнее всех открытий и изобретений. было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (с.28, т.5). «Шутливая, потешающая школьников педагогика разрушает характер человека в самом зародыше».

Выделим мысли Ушинского об особой роли средств воспитания, отвечающих новому времени, способствующих становлению характера человека («лучшего», более современного).

Наиважнейшим средством воспитания Ушинский называет «деятельность человека» как универсальную природную потребность развития человека на всех возрастных этапах, подчеркивая особую значимость ее максимальной реализации в детском возрасте. Деятельность самого ребенка (а не для ребенка) он представляет в широком диапазоне: физическую-те-лесную, трудовую (включая в нее учебную), душевную, умственную, художественную - она развивает «тело и душу», ум, волю, характер, в деятельности реализуется потребность развивать и совершенствовать имеющийся внутренний потенциал (природный), формировать новые черты и качества характера, опыт отношений и общения. Педагог подчеркивает важность взаимодействия различных видов и форм деятельности, учета природных возрастных данных потребностей и возможностей ребенка.

Высказанные правила - подходы к научному обоснованию средств воспитания в обобщенном виде представлены их соответствием:

- научным данным о ребенке - субъекте и объекте воспитания (возрастным, индивидуальным физическим, телесным, психическим, душевным возможностям, потребностям); «ребенок есть субъект и одновременно объект воспитания; ребенок не пассивный элемент в процессе воспитания, а активное существо, имеющее большое влияние на ход процесса воспитания и его результаты»;

- ресурсам реальной социальной среды, ценностям-целям конкретной деятельности.

Ученый рассматривает использование средств воспитания ( в частности,

30

I Л.В.Алиева

игры, традиций, детской общности) для достижения цели, задач, максимально эффективных действенных результатов (личных и общественных) конкретной деятельности субъектов (индивидуальной и коллективной).

Правила - подходы ученого к средствам воспитания актуальны и значимы в преодолении негативных тенденций современного использования средств воспитания, часто надуманных, формальных, единых на все случаи жизни, оторванных от природы и потребностей ребенка; даже игра потеряла свой природный и социальный культурный воспитательный позитивный смысл.

«Как бы ни казались обширны требования, которые мы делаем воспитателю, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела» (с.17, т.5).

Ушинский ставит перед общественными и государственными организациями задачу специальной подготовки воспитателей в высших учебных заведениях. «Воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества» (с.15, т.5).

«Если же мы до сих пор не готовили воспитателей, то не должны удивляться, что дело воспитания идет плохо и что нравственное состояние современного общества далеко не соответствует его великолепным биржам, дорогам, фабрикам, его науке, торговле и промышленности» (с.15, т.5).

Литература

1. Ушинский К.Д. . Педагогические сочинения. В 6 томах/ Ред.коллегия: С.Ф.Егоров, И.Д.Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. - Т.5, 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.