Научная статья на тему 'К вопросу воспитания трудолюбия'

К вопросу воспитания трудолюбия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу воспитания трудолюбия»

сформированность необходимых профессиональных умений; способность устанавливать межпредметные связи; понимание субъективного подхода к творческим процессам уроков музыки;

сформированность ценностных музыкально-эстетических ориентации; включение в фактику уроков искусства художественно-педагогических

идей;

умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся»

С позиции взаимодействия ученика и учителя к условиям формирования музыкального интереса мы отнрсим: осмысление целей занятия;

ценностные музыкально-эстетические ориентации;

наличие психологической атмосферы взаимопонимания;

заинтересованность в конечном результате музыкальных занятий;

включение в занятия знаний об окружающем мире;

учет влияния социальной микросреды и природного окружения;

взаимообщение;

комплексный подход к организации урока.

Все вышеприведенное позволяет сделать, вывод, что музыкально-эстетический интерес младших школьников наиболее эффективно формируется в процессе познания эмоционально окрашенных объектов, каковыми, безусловно, являются произведения искусству, и в частности музыка, поэтому формирование эстетических интересов в процессе восприятия музыки, в силу ее особой специфичности, представляется нам наиболее оптимальным.

С.Е.Матушкин

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ

"Трудолюбие составляет существенную часть гения", — говорил Гете. Действительно, одаренность не гарантирует, а только создает условия для развития тех или иных специальных способностей. Способности развиваются в трудовой деятельности. В процессе труда необходимо напрягать память, внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных трудовых операций; Каждая деятельность нуждается в осмыслении, в известном расчете, в определении результатов труда, в догадке, сообразительности. Развивается воля, настойчивость, смекалка, интуиция.

Характеристика труда как специфики человеческой деятельности особенно подчеркивается Марксом, когда трудовой процесс определяется им как целесообразная деятельность, цель которой — создание потребительских стоимостей, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. г г

Для трудящегося индивида труд есть положительная форма жизнедеятельности постольку, поскольку в процессе этой деятельности проявляется его определенное отношение к предмету труда (к природе), к своим способностям, к товарищам по труду, к обществу. К.Маркс отмечал, что в процессе произ-

водйгва опосредсхвуя. регулируя и контролируя своими действиями обмен веществ между собой и природрй, воздействуя на нее одновременно с другими Людьми, человек в то же время изменяет и свою собственную природу. Он развивает скрытые в ней силы и подчиняет их собственной власти. На основе этого К.Маркс делает вывод, что труд, взятый в целом, есть положительная, творческая деятельность, что только в процессе труда развиваются производительные силы общества и прежде всего сам человек.

Говоря о человеке, отмечая те или иные его положительные и отрицательные стороны, подчеркивают, прежде всего, его отношение к труду. Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности'людей, источником материальных и духовных богатств общества.

"Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если почему бы то ни было у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или скотских наслаждений" [1, т.1, с.308]. Далее Уйин-ский говорит, что для того, чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, надо прежде всего внушить ему серьезный взгляд на жизнь, что "воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутолимую жажду труда" [1, т. 1, с.326].

Н.К.Крупская считала, что молодежь должна быть всесторонне подготовлена не только теоретически, но й практически как к физическому, так и к умственному труду. Она неоднократно подчеркивала, что воспитательная основа трудолюбия — знания, умение мыслить четко, последовательно и самостоятельно. Если ученику, считала она, понятна цель задания и эта цель воодушевляет его, то он может с увлечением выполнять пусть даже очень неинтересную, но в то же время нужную работу. Именно такое отношение к труду воспитывает сознательное к нему отношение и любовь. Умение заинтересовать воспитанника, пробудить у него интерес — это одно из достоинств учителя.

Глубокие мысли о привитии трудолюбия подрастающему поколению содержатся в произведениях А.С.Макаренко. В процессе трудовой деятельности он рекомендует воспитывать у учащихся умение доводить до конца всякое начатое дело, рационально планировать свои силы и соизмерять их с реальными возможностями в труде, настойчиво и терпеливо выполнять любую работу, если она необходима обществу. А.С.Макаренко подчеркивает необходимость формирования и развития у детей таких качеств, как распорядатель-ность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, деловитость.

В нашем обществе, считал Антон Семенович, деловитость становится достоинством, которое должно быть воспитано у всех граждан, она делается критерием правильного поведения людей вообще. Деловитость становится, таким образом, явлением нравственного порядка.

В педагогической системе А.С.Макаренко значительное место, как известно, занимало воспитание точности. Бели у человека выработать это качество, то из него выйдет хороший труженик. Школа должна воспитьтвазъ у своих питомцев это качество во всем, надо учил, их ценить и рационатно использовать время. Точность, по мнению А.С.Макаренко," это производа-тельность труда, это вещи, это богатство, это уважение к себе и к товарищам.

Соблюдение точности во времени формирует,« .человеке дисциплинированность, четкость и оперативность в работе.

С ТЛИацкий считал, что задача школы — обучать детей умению трудиться, чтобы они обладали большой работоспособностью, постоянно повышали производительность труда. Основное умение, которое должен передать учитель ученику, — это умение рассчитывать силы и средства, необходимые для работы. Только.тогда она будет приносить подлинное удовлетворение и способствовать воспитанию любви к делу.

Умение трудщъся высокорезультативно связывает с воспитанием трудолюбия П.П.Блонский [2]. Именно через призму этого качества он видит проявление и развитие таких свойств личности, как творчество, инициатива, сообразительность, расчет, предусмотрительность, потребность в приобретении знаний.

Чтобы более рационально организовать трудовой процесс учащихся, необходимо, считает П.П.Блонский, научить их распределять исполнение работы во времени, видеть реальные условия ее выполнения; обеспечивать себя необходимыми материалами и инструментом; работать в соответствующем темпе и с определенной точностью; экономить силы; разумно отдыхать, а также согласовывать свою деятельность с деятельностью коллектива.

Из специальных исследований, посвященных проблеме трудолюбия, особо следует отметить труды И.Ф.Свадковского [3]. В них подчеркивается, что трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни. Оно формируется только в труде при наличии определенных предпосылок.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский считал, что успех воспитания трудолюбия заключается в том, чгрбы одухотворить труд, раскрыть его гражданское назначение. "Чувство гражданской значимости труда, — писал он, — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок" [4, т. 1, с.526].

Но абсолютизировать воспитательную силу труда нельзя. Он, как и любое общественное явление, развивается путем преодоления противоречий,, его качественные стороны могут переходить в свою противоположность. Будучи положительным творческим процессом в одних общественных связях и отношениях, труд может быть иным в других. В труде, который, как фактор воспитания, является нейтральным, может воспитываться любовь к труду и наоборот. Все зависит от того, как труд организован, какие цели преследует. А.С.Макаренко не всякий труд относил к действенным воспитательным средствам. Он считал, что труд без напряжения, без совместных коллективных усилий не приносит желаемого воспитательного эффекта.

В области воспитания трудолюбия исключительно велика роль и таких факторов, как трудовой коллектив и сам процесс труда. Коллективный труд учащихся создает между ними определенную зависимость. Как отвечал А.С.Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в процессе труда — это не вопрос дружбы, любви, соседства, а вопрос ответственной зависимости.

Формы воздействия коллектива на ученика весьма многообразны. Но дело не столько в них, сколько в том, что воздействие на подростка оказывают товарищи по классу, группа. Атмосфера взаимного уважения и требовательности, товарищеской взаимопомощи рождает радость за успехи, достигнутые в труде, гордость за цего. Это одаа из предпосылок воспитания трудо-

В педагогической литературе по вопросу трудового обучения, организации трудовой деятельности учащихся содержится обширный материал, отражающий основные педагогические требования к организации процесса обучения с позиции воспитания трудолюбия. Возьмем, к примеру, работы профессора И.Ф.Свадковского. Он рекомендует организовывать труд учащихся так, чтобы он был полезным, давал осязаемый результат. Автор пишет: "... каждое трудовое задание ребенку должно венчаться полезным и, возможно, более осязаемым результатом, чем большее значение имеет этот результат дня общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное значение труда" [3, с.65]. Далее автор считает, что только через личную заинтересованность подросток может научиться работать в полную меру своих сил. Особое значение для воспитания трудолюбия имеют такие условия, как посильность труда, всякое трудовое поручение должно быть выполнено до конца и увенчаться успехом.

Ряд авторов педагогических трудов считает, что трудолюбие воспитывается в процессе организации творческого изучения основ наук, внедрения в учебный процесс передовых форм и методов, использования межпредметных связей. Особое внимание уделяют материальной базе обучения. Но нас больше интересует трудолюбие как качество личности. Нельзя выделять элементы этого качества, не выделив требования, которые предъявляет общество к человеку труда.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и других исследований попытаемся дать модель трудолюбивого человека. Сошлемся на высказывание И.Ф.Свадковского: "Тот, кто научился направлять естественное стремление к деятельности в русло сознательно поставленной трудовой задачи, кто выработал у себя силы и способности к преодолению всяких трудностей и перенесению чувства усталости ради достижения поставленной цели — тот трудолюбив" [3, с.29].

Интересные мысли относительно модели трудолюбия содержатся в книге "Факторы воспитания трудолюбия" [5]. П.ИЛернецов рассматривает трудолюбие как совокупность взаимосвязанных: и, взаимодействующих компонентов. К ним относятся:

1) практический — умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи; трудовые умения и навыки;

2) познавательный — наличие знаний о труде, систематическое стремление к их совершенствованию;

3) эмоциональный — чувство ожидания нового успеха; чувство радости

в труде, наслаждение;

4) волевой — желание и умение преодолевать трудности, переносить

чувство утомления ради достижения поставленной цели;

5) оценочный или морально-эстетический — понимание роли труда как жизненной необходимости, умение видеть его красоту.

Приведенная модель заслуживает внимания, хотя содержание ее может вызвать и некоторые возражения. Она может оказаться полезной для характеристики и других качеств личности.

К.С.Абилов [6] рассматривает трудолюбие как направленность индати-да, выражающуюся в его положительном отношении ко всем видам деятельности, в привычке испытывать наслаждение, преодолевая трудности в раооте, а также в осознании не только личной, но и общественной значимости труда. При этом отмечается зависимость исполнителя от характера выполняемой т* работы, от конкретных условий, в которых она происходит, от психофизиче-

ского состояния работающего и от того, каково его отношение к людям, поручающим работу. , . .

С таким определением трудолюбия врЭД ли моЖно согласиться. Во-первых, почему трудолюбие рассматривается káK направленность Яйчности? Вернее было бы сказать, что это качество; личности. Далее, в содержание трудолюбия введено "любвеобилие" видов труда, £втор:исключает "однолюбов". Сомнительно, что человек наслаждается любык видом деятельности, тем более, по утверждению автора, он испытывает наслаждение, преодолевая трудности.

"Трудолюбие, — говорится в словаре по этике, — является одним из выражений положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом" [7, с.360].

Психологическая сторона трудолюбия составляет как бы внутреннюю часть содержания. Что касается внешней стороны, то разные исследователи рассматривают ее по-разному. Одни вкладывают в si'o содержание добросовестное отношение к труду, умение трудиться в коллективе^' старательность, способность работать длительное время интенсивно. Другие — любовь к профессии, чувство гордости за содеянное, за его результат, осознание полезности своей профессии для общества, любовь к своему з'аводу, непримиримое отношение к дезорганизаторам производства.

Следует заметить, что многие названные стороны трудолюбия сами нуждаются в своих критериях, как, например, "добросовестное отношение к труду", "умение трудиться в коллективе" и т.п.

М.Дж.Магеррамова усматривает Сущность трудолюбия в следующем:

1. Трудолюбие есть черта, проявляющаяся в'отношении не к одному какому-либо виду труда, а к самым различным его ййдам.

2. Труд в понимании трудолюбивого человека осознается как жизненная необходимость, имеющая одновременно и общественное значение.

3. Труд для трудолюбивого человека — источник радости, морального удовлетворения.

4. Трудолюбие способствует возникновению стремления к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, к расширению профессионального кругозора.

Здесь тоже есть спорные положения. Во-первых, утверждение, что трудолюбие — черта, проявляющаяся в отношении не к одному какому-либо виду труда, а к самым различным его видам, вызывает возражение. Трудолюбие часто отмечается именно в каком-то одном виде деятельности, а не во многих. Хотя, надо признать, известны и люда, любящие многие виды труда, но так или иначе они отдают все же предпочтение одному из них. Во-вторых, нельзя согласиться, что процесс труда всегда сопровождается наслаждением трудовой деятельностью и чувством радости. Так бывает далеко не всегда даже для трудоспособного человека.

Трудолюбие, очевидно, надо рассматривать как положительное отношение к любому общественно-полезному и производительному труду. Это выражается в стремлении к приобретению теоретических знаний и практических навыков, необходимых для творческой деятельности в области общественного производства.

Трудолюбие, если приемлемо такое определение, может быть общим и выборочным. К общему относится такое, когда человек, где бы он ни рабо-порученное дело с интересом, проявляя при эток и ответст-

В 6НН0 СТЬ •

Чт9 касается выборочного, дау^олюбйя, то ойо подразумевает'выполнение какого-то одного вида труда. Й в этом случае трудолюбив чахДе всего является глубоким по своему содержанию, но носит ограниченный характер Например, Д.Пуячини, В.Моцарт, ИЛЬраус и многие другие великие композиторы, отличаясь огромным трудолюбием на своем поприще, в то же время не проявили данного качества в иных областях человеческой деятельности.

Что лучше для человека: любовь ко многим видам труда или к какому-то одному? Те, кто предпочитает один-единственный вид, обеспечивают свою профессиональную направленность. Однако такое предпочтение может повлечь за собой и одностороннее развитие личности. Что касается увлечения многими видами, то это способствует расширению политехнического кругозора, но и возможно возникновение поверхностного отношения к делу, "трудового дилетантства".

Труд в своем содержании всегда предметен. Каждый его вид требует определенных умений и навыков, определенных действий. Среди множества разнообразных видов и форм трудовой деятельности есть такие, которые вызывают у человека особый интерес и внимание, являются для него желанными. Невозможно, чтобы человек в одинаковой степени любил все существующие виды этой деятельности. Но при всем многообразии видов труда есть то общее, что характеризует любой труд. Это целенаправленное трудовое усилие, способствующее успешному достижению конечного результата труда.

Без любимой, творческой работы жизнь человека неполноценна. Созидательный труд, если ему, как говорится, отдается душа, приносит большую радость. Чем больше вдохновлен человек любимым делом, тем лучше он чувствует себя морально. Это в первую очередь относился к человеку, которому свойственно трудолюбие, который в совершенстве овладел вершинами профессионального мастерства. Сам процесс труда для него становится источником проявления своих физических и интеллектуальных возможностей. Из сказанного очевидно, что трудолюбие свойственно личности, располагающей достаточным запасом знаний, навыков, обладающей волей к достижению поставленной цели, элементами организованности и проявляющей глубокий интерес к определенному виду деятельности, умеющей трудиться, преодолевать трудности, стремящейся к совершенствованию своих знаний и навыков. Трудолюбивыми мы считаем тех, кто проявляет постоянную готовность и желание выполнять ту или иную работу, предусматривающую удовлетворение либо своих, либо общественных потребностей. Целенаправленный труд таких людей — любимое и привычное занятие, а производственное усилие, требующее физического и духовного напряжения, вызывает прилив энергии, стремление справиться с поставленной задачей.

Согласно трактовке А.Н.Леонтьева [8], развитие качества личности в значительной мере зависит от характера реализации целей, которые поставил перед собой человек в процессе деятельности, от личностного смысла, который он придает объективным обстоятельствам и деятельности.

Психологи считают, что составными элементами любого качества являются, с одной стороны, система потребностей и устремлений субъекта, определяющая его отношение к действительности,, с другой - способы поведения — необходимое средство удовлетворения этих потребностей. Сплав, синтез того и другого образуют то, что принято называть качеством тост

Какое же место занимает трудолюбие в трудовом восшта^ Одаш отводят ему роль "комплекса склонностей и особенностей ности", являющихся "венцом, а не начальной стадиеи в Ч^Ч^™ развития" (И.Ф.Свадковский), другое видят в нем привычку к процессу

"успешно решать трудовые задачи" (П.И.Чернёцов), третьи считают, что оно вырабатывает и "любовь к труду", и "волевые качества характера, которые необходимы дня реализации трудолюбия на цель" (Н.Д.Левитов), четвертые, противопоставляя трудолюбие потребности в труде, утверждают, что надо воспитывать у наших школьников не трудолюбие, а потребность в*,уруде.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек испытывал потребность к труду вследствие осознанной его общественной необходимости, чтобы основным стимулом трудолюбия являлись не узко дичные интереяади желания, а именно эта необходимость, общественная польза. Следовательно, задача педагога — привить своим; воспитанникам такие трудовые стимулы, которые побуждали бы их проявлять настойчивость, упорство в достижении намеченной цели, творческую инициативу всюду, где этого требуют ¡интересы дела, и даже тогда, когда к нему отсутствует влечецие.

Необходимо сочетать избирательное отношение подростков ,к труду с их сознательной и добровольной готовностью вьшолнятъ,..до мере необходимости, любой труд, имеющий общественное значение.

Известно, что труд вызывает напряжение и физических, и духовных сил. Трудолюбивый человек хорошо переносит это напряжение, воспринимая его как необходимое условие выполнения рабочего задания. При этом он проявляет выдержку, настойчивость, без которых невозможно решение задач, возникающих в процессе труда. И чем больше развиты у человека эти качества, чем более совершенны и разнообразны его умения и навыки, тем больше открывается перед ним возможностей не только для возникновения, но и для укрепления положительных чувств в процессе 1руда.

Итак, трудолюбие, представляя собой целенапрявленную трудовую общественно-полезную деятельность человека, совершаемую без принуждения, — явление сложное. Мы считаем, что трудолюбие есть результат, венец воспитания таких взаимодействующих, постоянно развивающихся компонентов:

1.. Общественная направленность личности: понимание роли труда в личной и общественной жизни, требовательное отношение к себе и товарищам, нетерпимость к лодырям, аморальным трудовым поступкам.

2. Эмоционально-волевые качества: увлеченность, инициативность, целеустремленность, решительность, понимание чувства долга, чести и достоинства, желание и умение преодолевать трудности, наслаждаться трудом.

3. Трудовая и профессиональная направленность: наличие и стремление к овладению новыми знаниями, умение трудиться, сознательно ставить и решать трудовые задачи, иметь устойчивый интерес к трудовой деятельности, уметь планировать и организовывать свой труд, применять экономические знания и хозрасчет в своей деятельности.

4. Морально-поведецческие качества: дисциплинированность, органи-гЖГГ** 0тветотвбнн0сть> бережное отношение к имуществу,

^ Деленные нами компоненты не охватывают все стороны трудолю-

в^тГтя^1'Л Г"™ ВЗГЛЯД' ЯШШ0ТСЯ «ньши и необходимыми ддя его

И °Т Т0Г°'Насколько 3Р^ши и полными названные

^ °Рганическое воздействие, можно говорить об уровне зрелости личности, о степени ее трудолюбия.

Трудолюбивый человек постоянно готов к трудовбй деятельности во имя удовлетворения своих или общественных потребностей. Элементы этой готовности такие:

1. Наличие знаний о труде, о необходимости его дай себя, для общества, понимание роли и места труда в жизни (мотивы труда).

2. Наличие трудовых умений и навыков.

3. Наличие навыков преодоления трудностей; морально-волевого настроя на последовательную, неуклонную реализацию целей труда.

Список литературы

1. Упшнский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1953.

2. Блонский П.П. Задачи и методы новой школы // Избр. пед. соч. / Под ред. В.А.Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

3. Свадковский И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. — М.: Учпедгиз, 1959.

4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1979.

5. Матушкин С.Е., Чернецов П.И. Факторы воспитания трудолюбия. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987.

6. Абипов К.С. Развитие трудолюбия у младших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. — Баку, 1965.

7. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кана.— 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977.

ПЕДАГОГИКА В ПРАКТИКЕ

А.С.Баронвнко

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Развитие познавательной активности учащихся является самым действенным фактором в процессе приобретения глубоких и прочных знаний, развития творческих способностей. „

В нашей научно-педагогической литерале которых рассматриваются вопросы развитш познават^шнои школьников. Это труды Л.П.Аристовой Ю.К.Бабанского НАДашлова, М.И.Еникеева, Б.Н.Есипова, И.Я.Лернера, В.Н.Максимовои,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.