развивать воображение, воспитывать эстетический вкус. Главное - выбрать нужный ракурс, правильно расставить акценты, апеллируя не только к интеллекту, но и к чувствам субъекта. Возможно, тогда учебный материал будет восприниматься ими рационально и эмоционально.
Таким образом, гуманитарная культура - это не некая статичная данность, а система взаимосвязанных структур, которая находится в постоянном развитии. Интеграции структур в системе и сохранению ее целостности способствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность блоков гуманитарной культуры. Гуманитарная культура, которая замкнута внутри личности учащихся, теряет свой ценностный смысл, поскольку она перестает выполнять важнейшую человекотворческую функцию культуры.
Библиографический список
1. Синагатуллин, И. М. О требованиях к преподавателю-словеснику в условиях многоязычия / И. М. Синагатуллин // Филологические науки. - 1993. - № 4. - С. 62 - 71.
2. Сластёнин, В. М. Гуманитарная культура специалиста / В. М. Сластёнин // Магистр 1. -1991. - № 1. - С. 16 - 25.
3. Фомин, А. С. Проблемы танцевального образования / А. С. Фомин // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 3. - С. 184-194.
4. Нилова, Е. А. Гуманизация педагогического образования в странах Западной Европы / Е. А. Нилова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 207 - 215.
5. Ситаров, В. А. Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII в. / В. А. Ситаров, М. А. Гончаров // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 211 - 220.
6. Ахметова, Г. Д. Русская словесность в мировом литературном контексте / Г. Д. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 3. - С. 195-199.
УДК 37.0+ 372.3/.5
З. Т. Жирохова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сельская школа понимает и осознает необходимость обновления содержания, форм и методов работы, находится в поисках новой модели развития. Несмотря на рост общественной активности детей, участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной позиции учащихся остаются недостаточными. Это актуализировало проблему воспитания, потребовало перестройки практики воспитательной работы на основе идей гуманистической психологии и педагогики, пробуждения собственной активности учащихся, реализации их потенциалов.
Речь идет об обучении, воспитании новых поколений людей, у которых проявляется стремление к созиданию, активность во всем.
Задача состоит в том, чтобы достичь самодостаточности личностного развития ребенка, научить его мыслить глобально, подходить к этому твор-
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ...
чески, обеспечить овладение способами саморазвития, активизировать инициативность, предприимчивость, развить способность к овладению интеллектуальными и материализующими технологиями, готовность к приумножению добрых дел и традиций народа. Необходимо растущее молодое поколение научить жить земными заботами: находиться в деятельности, принимать посильное участие в заботах семьи и общественном производстве.
На основе анализа педагогической, психологической литературы и практического опыта мы представляем функциональную модель формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности. В ней характеризуется практическая ориентированность созидательной деятельности учащихся, в которой реализуются ценностные ориентации, интересы и способности человека, его активное участие в социально-экономическом обновлении села. Необходимость введения нового типа сельской школы связана с новым направлением подготовки школьников к жизни, с переходом школы на новый хозяйственный механизм, на новые экономические и социальные отношения.
Современное состояние сельского социума характеризуется:
- сохранностью традиций, обычаев и ритуалов в общественной и семейной жизни;
- новыми условиями хозяйствования на селе: расширением индивидуальных хозяйств и доли детского труда в них, развитием арендного подряда, фермерства, других форм хозяйствования;
- малой степенью разнообразия трудовой деятельности - занятость в основном сельскохозяйственным трудом;
- своеобразием личности сельского жителя, социально-бытовыми условиями в силу воздействия специфических факторов и условий жизни на селе.
Для нас имеют ценность вопросы становления самореализующейся личности, отраженные в трудах философов и психологов, о необходимости появления новых типов и видов образовательных учреждений, изменения содержания их деятельности (Л. Н. Коган, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн). Отдельные аспекты якутской народной педагогики, применения народных традиций в воспитательной работе школы раскрыты в трудах В. Н. Аргуновой, В. Ф. Афанасьева, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой, И. С. Портняги-на, А. Д. Семеновой и др.
Проблемы развития сельских школ исследованы в работах В. Ф. Афанасьева, П. И. Блонского, В. Г. Бочаровой, П. П. Кондратьева, Д. А. Данилова, М. П. Гурьяновой, Е. П. Жиркова и др.
В центре их внимания находятся проблемы определения содержания и технологий образования, идеи целостного педагогического процесса, соединения его с жизнью и трудом, объединение всех воспитательных сил окру-
жающей среды, вопросы организации деятельности и развития сельских школ.
Наша модель представляет систему педагогической деятельности, которая построена на следующих подходах:
1. Человек - целостная, открытая, саморазвивающаяся личность, поэтому ученик предстает как целостный человек, свободный в выборе деятельности, нацеленный на самостановление.
2. Ученик - творческая личность, которая созидается через развитие и саморазвитие, в процессе которого вызревают личностные качества.
3. Формирование и развитие личности осуществляется через формирование, развитие потребностей, интересов, направленности личности.
Изучение передового опыта социально-педагогической деятельности в сельском социуме осуществлялось на основе следующих принципов:
1. Вовлечение воспитательных институтов в совместную социально-педагогическую деятельность.
2. Использование воспитательного потенциала сельского социума в социально-педагогической деятельности.
3. Взаимосвязь основополагающих положений народной и этнопедаго-гики с реальной жизнью села.
Модель представляет организационно-педагогическую систему, которая включает наряду со школой деятельность внешкольных учреждений дополнительного образования. Это тип школы, организующей педагогический процесс на основе единой программы, обеспечивающей возможность разностороннего развития детей и подростков. Цель воспитательной системы заключается в организации учебно-воспитательной, производственной деятельности учащихся, в основе которой - формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование с целью воспитания личности сельско -го школьника, способного успешно адаптироваться в условиях сельской местности. Объединившись с социокультурными и производственными объектами социума, семьей, школа предоставляет учащимся пространство для самореализации, в котором они раскрывают свои возможности в любом виде деятельности, интересном и значимом для него. Опыт показывает, что новая ориентация и организация школы выступают фактором возрождения села - изменения его духовного климата, оживления культурной жизни.
Наша модель предполагает, чтобы содержание, формы и средства учебно-воспитательной работы были обращены к обогащению духовных, интеллектуальных, иных потребностей ученика и расширению каналов и способов их удовлетворения. Особую ценность потребности приобретают тогда, когда направлены на созидательные формы деятельности и активность. Следовательно, разнообразие форм и способов педагогической деятельности создает реальные условия для развития личностных качеств школьников.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Реализация модели и совершенствование педагогической деятельности сельской школы заключаются в том, что школа:
- организует жизнедеятельность школьников, обеспечивает их всестороннее развитие;
- создает благоприятные условия для развития и саморазвития детей;
- как взаимодействие субъектов процесса стимулирует самостановление учащихся;
- в содержании своей деятельности активизирует жизнедеятельность субъектов процесса, овладение им социальным опытом.
В условиях сельской школы функционирование ее как открытой социальной системы позволяет совершенствовать педагогический процесс через использование традиций народного воспитания, опыта этнической педагогики, на основе законов природы и взаимодействии человека с ней. В соответствии с этими законами народная философия и педагогика исхо -дят из того, что формирование и развитие личности ребенка осуществляются благодаря не столько внешним воздействиям, сколько внутреннему осознанию им ценностей жизни.
Совместная воспитательная работа представляет собой сложный процесс, в котором, кроме педагогов, участвуют представители производственных коллективов, общественных организаций, люди самых различных профессий и уровня образования.
Специфика организации воспитательной работы с учащимися обусловлена особенностями жизни и быта сельского населения. На селе, где все знают друг друга и где каждый на виду у всех жителей, сильнее социальный контроль за трудовой деятельностью, учебой, поведением и поступками каждого ученика в школе и вне ее. Создание единого воспитательного пространства на селе является целостной системой воспитания и социализации личности ребенка, эффективность и востребованность которой доказана самой жизнью. Соединение учебной, научной и производственной деятельности школьников способствует расширению образовательного процесса, процесса трудового обучения и производительного труда для вовлечения их в решение практических задач, стоящих перед трудовыми коллективами крестьянских хозяйств, где можно проявить инициативу, творчество. Содержание деятельности учащихся в таких объединениях носит творческий характер и имеет социальную значимость. Все это способствует выработке стремления к творческой деятельности и повышению эффективности технологической подготовки.
Педагогический коллектив планомерно организовывает учебно-воспитательную и производственную деятельность подростков. Учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, на школьном поле выращивают сельскохозяйственную продукцию, овладевают основами труда овощевода, животновода, механизатора, швеи, сантехника. В плане трудового обучения
предусмотрена проектная деятельность учащихся. Выполняя разнообразную работу на земле, управляя техникой, ребята разрабатывают свои проекты.
Основные формы организации общественно полезного, производительного труда, принятые в модели: ученический трудовой коллектив, разновозрастный отряд, ученическая производственная бригада, лагерь труда и отдыха, сенокосные звенья, волонтерская бригада, экологические экспедиции, семейные лагеря, детская площадка, оздоровительный лагерь. Виды работ разнообразны: производительный труд, самообслуживание, работа для нужд школы и базовых предприятий, подшефных организаций, благоустройство, озеленение территорий, охрана природы и окружающей среды, сбор лекарственных растений, опытническая, исследовательская работа. Производительный труд выступает как важное средство экологического образования учащихся, а полученные знания и умения необходимы в практической деятельности: бережное отношение к окружающей среде, понимание необходимости сохранения окружающей среды от разрушительных действий человеческого труда следует воспитывать у детей с малолетнего возраста.
Таким образом, важную роль в решении задач социализации школьников в условиях социокультурного пространства, понимаемого нами как естественная реальная среда жизнедеятельности школьников, педагогов, родителей, жителей села, сельской администрации и трудовых объединений, играет организационно- педагогическая функция сельской школы.
Основными направлениями созидательной деятельности учащихся в сельском социуме, опирающейся на прогрессивные традиции и обычаи народа, воспитательно-трудовые ресурсы земледельческих фермерских хозяйств, являются:
- создание благоприятных условий для приобщения молодежи к самостоятельной созидательной деятельности, в ходе которой они с ранних лет овладевают определенными трудовыми навыками в различных видах работ;
- формирование навыков коллективного труда, воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду и собственного взгляда на труд как на важное средство удовлетворения своих интересов и потребностей, саморазвития и самосовершенствования;
- целенаправленная организация общения и совместного труда со взрослыми как условие повышения эффективности трудового воспитания, развитие интересов к производительному труду и выработка у сельских школьников позиций хозяев своей земли и организаторов своего дела и др.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса сельских школьников может обеспечить создание следующих педагогических условий:
- использование воспитательных возможностей семьи (ценности, традиции, интересы, круг общения; возможности семьи, в том числе материальные и хозяйственно-бытовые;
СИСТЕМА ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ПОЛОВОМ...
- школьная воспитательная система открытого типа: «школа для детей и родителей»; взаимопомощь в трудовых ситуациях; бережное отношение к получаемым продуктам труда, желание трудиться;
- система интересных мероприятий с привлечением всех субъектов образовательного комплекса: учащихся всех возрастов, педагогов, родителей, семей, общественности села и др.;
- активизация и включение в созидательную деятельность школьников, в образовательный комплекс социокультурного пространства села (мира живой природы, народного искусства, земледельческого быта, общения и др.).
Таким образом, учет региональных особенностей и национальных традиций в учебно-воспитательном процессе в сельской школе - важный фактор совершенствования образования и воспитания учащихся.
Основная исходная позиция, на которой строится наша модель: сельская школа вырастит настоящего человека, труженика, хозяина земли, когда теоретические знания, усваиваемые детьми, будут неразрывно связаны с практикой.
УДК37.034: 37.018.2
Т. В. Петрова
СИСТЕМА ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Конечным результатом любой науки являются знания о сущности и особенностях протекания изучаемых ею явлений. Педагогика как наука стремится понять сущность воспитания и обучения, объяснить присущие ей закономерности, причинно-следственные связи и, познав их, оказать определенное влияние на протекание педагогических процессов в интересах человека, общества. Педагогика должна стремиться не просто описывать факты и явления, а объяснять, прогнозировать и отвечать на вопросы, почему и какие изменения происходят в развитии человека.
В современной России сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием школьников. В частности, особую актуальность приобрели в последнее время вопросы полового воспитания детей в связи с ухудшением демографической ситуации, увеличением числа венерических заболеваний, количества абортов, феноменом подросткового материнства, отсутствием духовно-нравственных образовательных программ и подготовленных кадров для их реализации и т. д.