Научная статья на тему 'Особенности социального развития сельских школьников в условиях компактного проживания'

Особенности социального развития сельских школьников в условиях компактного проживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ СРЕДА / COUNTRY ENVIRONMENT / СЕЛЬСКИЙ ШКОЛЬНИК / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / COUNTRY SCHOOL / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / COUNTRY PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцева К.Н., Спиридонова Г.И.

В статье рассматриваются возможности сельской школы в воспитании школьника, изменение роли сельской школы в образовательном и воспитательном процессе. Определены пути педагогизации социального окружения школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF COUNTRY PUPILS IN COMPACT HABITATION CONDITIONS

Country school abilities in pupils education and changing of country school role in educational and upbringing process are studied in this article. Pedagogization ways of social environment of school are determined too.

Текст научной работы на тему «Особенности социального развития сельских школьников в условиях компактного проживания»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ

PECULIARITIES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF COUNTRY PUPILS IN COMPACT HABITATION CONDITIONS

К. Н. Сивцева, Г. И. Спиридонова

В статье рассматриваются возможности сельской школы в воспитании школьника, изменение роли сельской школы в образовательном и воспитательном процессе. Определены пути педагогизации социального окружения школы.

Ключевые слова: сельская среда, сельский школьник, сельская школа, традиции.

По мнению педагогов и психологов В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, А. В. Мудрик, Г. Г. Силласте, сельский ребенок несет на себе отпечаток той среды, в которой он растет. Определяющее воздействие факторов среды на развитие личности ведет к формированию определенного средового типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями [1-4]. Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются социально-экономическими, культурными, природными условиями жизни села, окружающей среды.

Профессор Н. А. Рыбников еще в 1930-е гг. сделал научно обоснованный вывод о том, что в своем стремлении к развитию ребенок равняется на окружающую его среду, стремясь приблизиться к окружающим его взрослым. Сельская среда представляет собой изолированное, ограниченное пространство, поэтому ребенок сравнительно быстро приспосабливается к ней, становится активным и равноправным ее членом. Территориальная и психологическая близость жителей села, раннее участие детей в сфере материального производства также содействуют развитию естественных контактов, более тесному общению детей с взрослыми. Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка (на работе, дома, на отдыхе) способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших, нравственные ценности. Деятельность отца и матери, протекающая на глазах ребенка, сравнительно проста, понятна и доступна для подражания. Овладев ею, приблизившись по своим навыкам к взрослым, ребенок лишается одного из самых сильных стимулов для развития [2, с. 111].

Образцы речевого поведения в сельской среде часто оказываются не соответствующими тем идеалам речевых навыков, на которые должна равняться формирующаяся личность. Поэтому сельский школьник медленнее овла-

K. N. Sivtseva, G. I. Spiridonova

Country school abilities in pupils' education and changing of country school role in educational and upbringing process are studied in this article. Peda-gogization ways of social environment of school are determined too.

Keywords: country environment, country pupil, country school, traditions.

девает речевыми навыками родного языка. Более медленный темп речевого развития, бедность словаря обусловлены бедностью речевых стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности. В момент поступления в школу сельский ребенок не всегда располагает достаточным словарным запасом, чтобы продуктивно учиться в школе.

Статичность среды обитания обусловливает и другую особенность поведения сельского школьника - неторопливость, отсутствие спешки. Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего большей устойчивостью. Внимание сельского ребенка носит сравнительно пассивный характер.

В своем исследовании К. Н. Сивцева пишет, что сельский школьник испытывает гораздо меньше психологических нагрузок, чем его городской сверстник, так как сельская жизнь менее насыщена событиями, фактами, чем городская. Это отражается на нервной системе школьника, проявляется в более спокойном, неторопливом поведении человека, выросшего на селе [5, с. 27].

Жизнь сельского ребенка находится в постоянном соприкосновении с природой, домашними животными, наполнена неформальным общением с родственниками, соседями и способствует развитию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание. Деревенская среда, близость к природе формируют у сельского ребенка особое восприятие окружающего мира.

Целый ряд условий сельской жизни - близкое соседство, сходство трудовых занятий, уровня развития, бытовых условий, поведения, устойчивость среды создают предпосылки для психологической защищенности ребенка, что особенно важно в периоды социальной нестабильности в обществе.

По исследованию Е. П. Чехордуной, происходит изменение роли сельской школы в компактном проживании в образовательном и воспитательном процессе, что является очень важным в жизни региона, так как 77% якутов, то есть основная масса народа саха, проживает преимущественно в сельской местности. Сельские школы составляют 70% общеобразовательных школ РС (Я). Школа в структуре якутского села всегда имела статус культурного и духовного центра [6, с. 29]. Исследования сельских школ в трудах Д. А. Данилова, А. Г. Корниловой показывают, что они были и остаются центром жизнедеятельности села [7, с. 74].

Взаимодействие школьной и окружающей среды является благоприятным условием эффективного нравственного и гражданского формирования личности, так как педагогика окружающей среды - это прежде всего деятельностная педагогика. Учащихся необходимо не только информировать о проблемах окружающей среды, но и активно вовлекать в процесс их решения.

Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности. Чем шире и разнообразнее содержательный и региональный диапазон связей, тем больше возможностей для повышения эффективности педагогического процесса в сельской школе.

Считаем возможным следующие пути педагогизации социального окружения школы:

• включение в систему работы школы общественно полезной деятельности на селе (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, помощь детским учреждениям, охрана природы, краеведческая работа и т. д.) и производительного труда;

• освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс;

• использование «человеческих ресурсов» среды (привлечение к организации воспитательного процесса жителей села, специалистов, установление связей с другими школами и т. п.);

• организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;

• использование материальной, производственной и культурной базы села (предприятий, учреждений, клубов, спортивных площадок и др.);

• создание школьных научных объединений по разработке местных проблем, выпуск школьниками стенной газеты, радиогазеты о событиях в селе и школе и др.

Важным средством педагогизации среды и воспитания учащихся могут стать местные музеи, раскрывающие сокровища культуры и историю родного края. При их создании объединяются усилия, достигается сотрудничество жителей села, школы, местных учреждений, органов власти.

Целесообразно организовывать, предлагает Н. Н. Кула-ковская, социально-педагогические комплексы, когда на

территории сельского социума создается единая база воспитания детей разного возраста, и учащиеся включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, клубную деятельность. В этом случае субъектами воспитания выступают не только педагоги школы, но и специалисты других детских учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств [8, с. 18]. Реализация вышеизложенных идей обеспечит повышение воспитательного и образовательного потенциалов сельской малочисленной школы.

Особое место в воспитании занимают народные традиции, мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение. Детей знакомят с народными сказками, легендами. Как воспитательные средства, усвоенные и умноженные многими поколениями, они содержат нравственные заповеди, духовные идеалы, поведенческие нормы. Руководствуясь принципами мудрости своего народа, его нравственных устоев, значимости взаимной поддержки, выживания в экстремальных условиях Севера, необходимо выработать такие человеческие качества, как усердие, смелость, честность, терпеливость, сдержанность, развитие чувства собственного достоинства.

Рассматривая вопрос о социальном воспитании на селе, Е. П. Чехордуна отмечает, что характерной чертой якутской семьи является глубокая ответственность за результаты воспитания своего ребенка. Вот уже на протяжении многих веков народные традиции утверждают, что успех воспитания в семье - это основа роста личности человека и гражданина. Роль родителей в деле формирования мировоззрения подрастающего поколения заключается в их воздействии на развитии детей с учетом фактора их национальной принадлежности и индивидуальной неповторимости [9, с. 44].

В нашей республике общество активно участвует в воспитании подрастающего поколения. Характерным примером является опыт наслежно-улусного социального воспитания Туолбэ. Эта социально-педагогическая инициатива опирается на этнопедагогический опыт народа. Туолбэ как воспитательный институт всегда осознает жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, между молодым и старшим поколениями, по возможности укрепляя эту связь. Образовательный процесс интегрирован с хозяйственной, социально-экономической, культурной и общественной жизнью села. Это и есть воспитание всем миром, создающее благоприятные условия для саморазвития личности (А. Г. Корнилова).

Таким образом, анализ основ социального воспитания детей в сельском социуме, приводит к следующим выводам:

• социально-педагогическое воспитание детей в сельском социуме основывается на идеях народной педагогики, ее тесной взаимосвязи с идеями народного воспитания;

• способы социального воспитания направлены на организацию взаимодействия школьника с окружающим миром, с реальной жизнедеятельностью. Здесь сочетаются свободный режим с выполнением определенных предписаний, традиции народного воспитания и педагогические методы и приемы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.