Научная статья на тему 'Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме'

Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / SCHOOL MUSEUM COMPLEX / VOCATIONAL GUIDANCE / SELF-DETERMINATION / MUSEUM EXPOSITION / POPULAR PEDAGOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понамарева Туяра Николаевна

Выделяются факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельского школьного музейного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School museum as a contemporary aid of upbringing in rural society

The author determines factors which influence development of professional self-determination of senior pupils in the conditions of a rural school museum complex.

Текст научной работы на тему «Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме»

УДК 37.018.523:379.822

Т. Н. Понамарева ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьный музейный комплекс; профориентация; самоопределение; музейная экспозиция; народная педагогика.

АННОТАЦИЯ. Выделяются факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельского школьного музейного комплекса.

T. N. Ponomaryova

SCHOOL MUSEUM AS A CONTEMPORARY AID OF UPBRINGING IN RURAL SOCIETY

KEY WORDS: school museum complex; vocational guidance; selfdetermination; museum exposition; popular pedagogic.

ABSTRACT. The author determines factors which influence development of professional self-determination of senior pupils in the conditions of a rural school museum complex.

В условиях модернизации образования, поиска новых форм развития готовности к сознательному выбору профессии молодежью, роста социальных проблем, актуализируется значимость профессиональной ориентации молодежи, одной из задач которой является профессиональное самоопределение старшеклассников.

Профессиональное самоопределение как качество личности помогает успешно адаптироваться в профессиональной среде, исключить ошибочность профессионального выбора, оптимально определиться с собственным потенциалом. В последнее время в профессиональном самоопределении активно используется профобразование, позволяющее сформировать профессиональную ориентацию старшеклассников, дающее пони-

мание профессиональных ориентиров, значимости профессии в жизни, в конечном итоге профессиональное самоопределение учащихся как высший уровень их готовности к самостоятельному выбору будущей профессии, как личностного качества старшеклассников.

В настоящее время в музейной практике произошли изменения, суть которых состоит в усилении образовательной, развивающей, социальной адаптирующей и профориентационной функций деятельности музея. Музей входит в новый этап своего развития, который характеризуется интенсивным использованием коммуникационных и обучающих возможностей музея в учебном процессе образовательной школы. Помимо основной функции — передачи материального и духовного наследия, музей

становится местом создания ситуаций для «освоения способов познания мира, при котором вырабатывается способность личности переносить опыт на все сферы собственной деятельности».

Современные школьные музеи представляют собой комплекс средств социального воспитания, представляющие собой не только музейные ценности, но и воспитательные средства воздействия на сознание будущих выпускников образовательных школ. Музеи образовательных учреждений располагают опытом, средствами патриотического, трудового, воинского, экологического воспитания, включающими экспонаты, рассказывающими о защите Отечества во время войны, трудовом подвиге в тылу во время войны, о восстановлении разрушений в послевоенное время, о профессиональных достижениях в современных условиях, о флоре и фауне.

МОУ — Бютейдяхская СОШ с 2004 г. работает по экспериментальной программе «Школьный музейный комплекс — модель инновационного учреждения дополнительного образования в сельской местности», решая конкретную педагогическую задачу — использование музея в образовательных и воспитательных целях. По данной программе в ОУ функционирует школьный музей, потенциал воспитательно-образовательного пространства которого способствует реализации возможности учащегося в потребности получения знаний по разным дисциплинам, социальной адаптации и формированию профессионального самоопределения старшеклассников. Интеграция общего образования и деятельности музея, как учреждения дополнительного образования, способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся современном мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.

Проблема образовательного учреждения обусловлена тем, что разнообразие учреждений дополнительного образования, определяющее профессиональное самоопределение в сельской местности ограничено. Роль учреждения дополнительного образования в селе может взять на себя школьный музей.

Современный школьный музей — это воспитательное средство воздействия через организацию кружковой, исследовательской и проектной деятельности, проведения музейных занятий в образовательном процессе, педагогических занятий для родителей.

В социально-педагогической работе с семьями основное внимание уделяется проблеме улучшения взаимодействия семьи, школы и общественности села. При этом в работе с учащимися и их семьями с целью формирования профессионального самоопределения, главной задачей является педагогизация среды для способствования создания наиболее благоприятных условий для развития, самоутверждения личности ребенка для дальнейшего выбора профессии.

Работа с семьями сельского социума ведется комплексно, дифференцированно и индивидуально. Известно, что неуверенность родителей в процессе реализации социально-педагогических программ для конкретной семьи нередко формирует у них равнодушие к данному виду деятельности и проблемам воспитание в целом [6. С. 24.], следовательно, родители затрудняются в решении вопросов, связанных с выбором профессии их ребенком. Для устранения данной проблемы работа проводится классными руководителями и социальными педагогами.

В деятельности школьного музея существует несколько факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Таковыми являются педагогическая деятельность работников школьного му-

зея, работа с детьми и их родителями, в том числе организация кружковой деятельности, воспитательная работа педагогов школы, материальная база школьного музея.

Над материальной базой школьного музея, начатой создаваться 40 лет назад, исходя из позиций и требований нового уровня образования ведется непрерывная работа по созданию музейного дополнительного образовательного пространства с количеством экспонатов основного фонда более 10 тысяч шт., научно-вспомогательного фонда — более 3 тысяч.

Музейный комплекс на сегодняшний день включает объекты: Образовательный центр (история просвещения наслега); «Айыы туhулгэтэ» (изба якутская с атрибутикой якутских обрядов, для обрядовых мероприятий и занятий по национальной культуре); Картинная галерея (отдел Национального Художественного музея Республики Саха (Якутия), более 200 работ живописи, графики, прикладного искусства и скульптуры); Музей истории и культуры (о древней истории местности Бютейдях, улуса, республики, материальной культуре якутского народа, с этнографическим материалом; открытый музей старинной утвари, охранные места и памятники деревянного зодчества (стойбище XIV—XV вв., Богородская церковь (1823), церковноприходская школа (1898), двухъярусный амбар, мельницу; павильон фауны и охраны природы Якутии.

Один из факторов формирования профессионального самоопределения старшеклассников — организация кружковой деятельности при музейном комплексе (Умелые руки — «Малая академия для младших школьников», «Уhу,йаан», «Лепка», «Дизайн», «Экскурсовод», поисково-исследовательский кружок «Илин», «Краеведение», «Таксидермия» «Школа экскурсовода», «Переводческое дело», «Моделирование из

дерева», «Пресс-центр»), деятельности группы по интересам, в которых занимаются семьи, объединившиеся по духу. Это «Клуб коллекционеров», «Клуб книголюбов», литературное творческое объединение «Бугунну Бутэйдээх». В «Айыы туhулгэтэ», оформленной по мотиву национальной культуры семьи организовывают обрядовые действа.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределения старшеклассников, являются люди, работающие в школьном музее.

К таким людям можно отнести руководителя музея, ветерана педагогического труда, человека, основавшего современную работу музея, кандидата педагогических наук М. В. Шергина. В кружке, организованном им при музее «Уhу,йаан», Михаил Васильевич занимается с творчески одаренными детьми по индивидуальной программе косторезным делом. Занимаясь в кружке, юноши узнают не только о добыче и обработке бивня, учатся процессу технологии косторезного искусства и набираются мастерства, но и общаются с человеком, с которым интересно. Юноши заявили о себе на выставках своими работами по резьбе. Юноши планируют в будущем избрать профессию, связанную с деятельностью кружка.

Интересен опыт работы С. Д. Титовой руководителя кружка «Лепка» и «Дизайн», которая обучает технологии работы по глине; также дети знакомятся с основами ваяния: пластикой, композицией. Многие учащиеся, занимавшиеся в кружке, учась в школе 2 ступени, переходя в 3 ступень, сознательно выбирают занятие в кружке «Дизайн». Так как Светлана Дмитриевна, как талантливый педагог, в общении с детьми создает ситуации, при которых ребенок вырабатывает собственные суждения и создает собственными руками что-то свое. И потому многие проекты учащихся перешли

в исследовательскую работу и завоевали звание лауреата в научно-практических конференциях.

К факторам, влияющим на формирование профессионального самоопределения старшеклассников, следует отнести профессиональное мастерство педагогов, ведущих занятия на образовательно-воспитательном пространстве школьного музея.

Педагогами ведутся занятия элективного курса по предпрофильной подготовке для учащихся 8—9 классов («Профессия — художник», «Косторезное искусство»), занятия по предмету «Изобразительной искусство» («Графика», «Якутская графика»), уроки развития речи по русскому языку, интегрированные уроки русской словесности и мировой художественной культуры, занятия по предмету «Краеведение». Множество классных часов классные руководители проводят в Музейном комплексе.

Направления деятельности школьного музея — формирование и организация коллекций, создание экспозиций и приемы экспонирования, проведение исследований, методы и формы работы с аудиторией — один из факторов формирования профессионального самоопределения старшеклассников.

В школе ведутся комплексные мероприятия, которые требуют участия членов всей семьи: «Мой семейный архив», «Моя семейная реликвия», «Моя коллекция — мой личный музей». В музее хранятся оформленные семьями древа их семей. Для детей становится открытием изучение древа семьи, то, что иногда некоторых их объединяет корень родства. Родительские комитеты местом встреч и заседаний выбрали школьный музей. Так, на базе музея совместно с родитель-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ским комитетом и музеем проводятся занятия для родителей.

Через музейные экспозиции, народную педагогику участвует в воспитании детей сельский социум. Совет отцов, общество охотников и рыболовов на базе Музея природы и Усадьбы охотника проводят занятия с юношами по навыкам охоты.

Вовлекаются в процесс смены поколений многие внешкольные учреждения села: местная администрация, сельский дом культуры, Центр по работе с социумом, молодежная организация, Пресс-центр наслега, школьное телевидение, Совет отцов, Совет ветеранов, Женсовет. Большой интерес жителей села к программе можно объяснить общим интересом в воспитании поколения, потребностью в достойной смене поколений.

Занятие, проведенное в стенах школьного музея, современная форма ведения занятий, пространство музея, атмосфера общения с произведениями искусства создает ситуации, при которых дети вырабатывают собственные суждения, оценки, мнения, так как образование в рамках школьного музея общедоступно, вариативно, освоение знаний проходит в свободной форме, самостоятельно. Опыт взаимодействия с музейными объектами транслируется на предметы, находящихся за пределами музейной экспозиции [1. С. 19].

Работа музея по данной программе имеет плоды. Так, за пять лет работы кружка «Дизайн» профессию, связанную с его деятельностью, выбрали 8 выпускниц из 55, что составляет 15%. Из числа выпускников кружка «Школа экскурсовода» и «Илин» профессию историка, филолога и культуролога — 11%.

1. ПЕДАГОГИКА музейной деятельности / Л. Ванюшкина, Е. Коробкова // Искусство. 1 сентября. — 2007. — №24.

2. ГУРЬЯНОВА, М. П. Сельская школа и социальная педагогика / М. П. Гурьянова. — Минск, 2000.

3. ЛАПТЕВА, М. А. Музей как социальный институт (социально-философский аспект) / М. А. Лаптева. — Красноярск, 2006.

4. ПРОФИЛЬНАЯ ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Управление школой. — 2004. — №34.

5. ПЛОТКИН, М. М. Социальное воспитание школьников. Институт педагогики социальной работы / М. М. Плоткин. — М., 2003.

6. ШАМАЕВА, А. П. Педагогические основы социальной работы с семьей в якутском туолбэ / А. П. Шамаева. — М., 1997.

Получено 21.03.09 © Понамарева Т. Н., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.