Научная статья на тему 'Проблемы социокультурного пространства села в контексте эстетического воспитания сельского школьника'

Проблемы социокультурного пространства села в контексте эстетического воспитания сельского школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / RURAL SCHOOL / SOCIO-CULTURAL SPACE / ADDITIONAL EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремичева Н.В., Новиков С.Н.

В статье рассматриваются особенности социокультурного пространства села. Анализируется специ- фика условий работы сельской школы, определяемая рядом объективных факторов. Определяется роль школы и условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремичева Н.В., Новиков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIOCULTURAL SPACE OF VILLAGE IN A CONTEXT OF AESTHETIC EDUCATION OF RURAL SCHOOL CHILDREN

The article discusses the specifi cs of social and cultural space of the village. Analyzed the specifi c working conditions of rural schools, defi ned a number of objective factors. Defi nes the role of schools and formation conditions of the foundations of artistic and aesthetic culture of rural school children.

Текст научной работы на тему «Проблемы социокультурного пространства села в контексте эстетического воспитания сельского школьника»

УДК 37.036 Н.В. ЕФРЕМИЧЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета Е-mail: efremicheva@mail.ru С.Н. НОВИКОВ

доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета

UDC 37.036

N.V. EFREMICHEVA

candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the Department of decorative-applied art and technical

graphics, Orel state university E-mail: efremicheva@mail.ru S.N. NOVIKOV

doctor ofpedagogical Sciences, Professor ofthe Department of decorative-applied art and technical graphics, Orel state

university

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛА В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА

PROBLEMS OF SOCIO-CULTURAL SPACE OF VILLAGE IN A CONTEXT OF AESTHETIC EDUCATION OF RURAL SCHOOL CHILDREN

В статье рассматриваются особенности социокультурного пространства села. Анализируется специфика условий работы сельской школы, определяемая рядом объективных факторов. Определяется роль школы и условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников.

Ключевые слова: сельская школа, социокультурное пространство, дополнительное образование, эстетическое воспитание.

The article discusses the specifics of social and cultural space ofthe village. Analyzed the specific working conditions of rural schools, defined a number of objective factors. Defines the role of schools and formation conditions of the foundations of artistic and aesthetic culture of rural school children.

Keywords: rural school, socio-cultural space, additional education, aesthetic education.

Образовательные и воспитательные задачи на селе приходится решать прежде всего школе и ее педагогическому коллективу. С сожалением следует отметить, что в Орловской области за последние 6 лет количество сельских школ сократилось с 606 до 337. А школа на селе решает широкий спектр социальных проблем, связанных с обучением детей, поддержанием культурного уровня села, сохранением духовных основ и приобщением к нравственным ценностям. Одновременно школа призвана пробудить и развить интерес у ребят к художественному творчеству, воспитать эстетическое восприятие окружающей действительности, открыть широкие возможности для выявления индивидуальных творческих способностей детей, базирующихся на их природных задатках.

Анализ ряда педагогических исследований, посвященных проблемам сельской школы, и собственные наблюдения позволили сделать выводы о том, что на учебно-воспитательный процесс этого типа школ влияют многочисленные факторы. Одни из них постоянны, т.к. связаны со специфическими условиями социокультурного пространства сельской среды, другие проявляются как отклик на изменения общества в целом. Описанные в научно-исследовательской и педагогической литературе и выявленные в ходе данного исследования факторы, влияющие на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, можно объединить в несколько групп:

- особенности условий функционирования сельской школы (разбросанность микрорайона школы, близость природного окружения, возможность постоянной и тесной связи с производственными коллективами, глубокая зависимость школы от местного хозяйства);

- особенности организации жизнедеятельности детского коллектива, связанные с малочисленностью учащихся (преобладание разновозрастного объединения школьников), а также трудности привлечения к внеклассной работе детей, живущих вдали от школы;

- особенности, связанные с воздействием характерного для села социального окружения на воспитание детей (более строгий, чем в городе социальный контроль за поведением детей ввиду малочисленности сельского населения, большие возможности ребят для контактов между собой во внеурочное время, иное, по сравнению с городским, положение детей в семье и школе, где у них шире диапазон трудовой деятельности, более ответственные обязанности). Сюда можно отнести и психологические особенности сельских школьников, связанные с дефицитом культурного воздействия (отсутствие театров, музеев, художественных выставок и т. д.) и ограниченным кругом их общения;

- особенности социального и профессионального окружения учителя на селе (малый контингент учащихся, отсутствие параллельных классов, полной учебной нагрузки по специальности, работа с

© Н.В. Ефремичева, С.Н. Новиков © N.V. Efremicheva, S.N. Novikov

класс-комплектами, малочисленность педагогического коллектива, отсутствие методических объединений учителей, что ведет зачастую к методическому одиночеству, оторванность от культурной жизни, отдаленность крупных культурных центров, более низкий, по сравнению с городским, образовательный уровень сельского населения и сельских учителей, малочисленность сельского населения, что затрудняет учителю поиск помощников и единомышленников).

Кроме общих особенностей на учебно-воспитательный процесс в сельской школе наложили отпечаток и глобальные изменения, происходящие в обществе: демократизация, обращение к гуманистическим принципам, личностно-центрированное компетентностно-ориентированное образование, экономическое переустройство общества. Трансформация внешних условий влечет преобразование требований к содержанию, формам и методам образования и воспитания. В большинстве случаев педагогические коллективы сельских школ оказались не готовы к быстрым и качественным изменениям существующей системы в соответствии с требованиями времени. В ряде школ сохраняется принцип «подгона» учащихся под некоторый единый стандарт, который соответствует общим требованиям, диктуемым общей программой. В подобных условиях трудно сохранить индивидуальность ребенка, выявить и развить творческие способности личности. Однако, все очевиднее проявляются тенденции на индивидуализацию обучения, на комплексность формирования личности.

Интересны результаты исследований организации досуга и приоритетов сельских школьников, в результате которого было отмечено, что сам сельский школьник активно стремится к личной самоактуализации. Так, в целом, заниматься в школьных кружках и секциях хотело бы 60 процентов сельских школьников из числа опрошенных. Каждый пятый школьник-подросток в свое свободное время хотел бы заниматься самостоятельной творческой практической деятельностью. Неудовлетворенным остается желание каждого четвертого младшего школьника в свободное время посещать специальные кружки и студии: художественные, хореографические, декоративного искусства, фольклорные, музыкальные и т.п. Каждый пятый подросток среднего и старшего возраста среди желаемых выделяет занятия конструированием, моделированием, искусством, техникой, спортом. Экскурсии, путешествия и поездки в другие города, этнографические экспедиции и походы интересными делами, организованными школой, считают 18 процентов опрошенных подростков.

Школа остается основным центром организации внеучебного времени школьника в условиях небольшого села, поскольку учреждения культуры и организации досуга на селе либо отсутствуют совсем, либо работают плохо. Социальные исследования показывают, что необходима направленная работа по развитию культуры использования свободного времени личности. Свободное время сельских подростков Орловщины составляет в среднем ежедневно почти 4 часа, а в выходные дни бо-

лее 8-ми часов. У мальчиков ежедневное время досуга больше, чем у девочек от часа до двух часов.

Многие сельские школьники ощущают выходные дни как дни, полностью свободные от контроля взрослых. Все занятия сельских школьников Мценского, Урицкого, Кромского, Ливенского, Орловского и др. районов нашей области выглядят следующим образом:

1. общение и прогулки со сверстниками, отдых на природе или дома;

2. пассивно-репродуктивная или развлекательная деятельность (интернет, просмотр телепередач, кинофильмов, слушание музыки и т.п.);

3. лишь небольшую долю свободного времени занимает интеллектуально-познавательная деятельность активного характера (чтение, занятия в кружках, факультативах, клубах по интересам, техническое и художественное творчество, практическая деятельность).

«Ребенок, подобно растению, создает себя изнутри, и этот процесс строго индивидуален. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, «материальной базой», где он черпает ресурсы, необходимые для его питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к нему эти ресурсы, создать для него благоприятную питательную среду».[2, С. 151]

Нельзя сказать, что в настоящее время в сельской школе имеется такая среда, обеспечивающая ребенку всестороннее развитие всех его способностей. Дети и их родители не могут быть удовлетворены организацией школьного образования и прежде всего его односторонностью, т.е. почти полным отсутствием дополнительного образования - кружков, факультативов, студий и пр.

Внеурочная деятельность должна быть тесным образом связана с урочной. Однако на практике, декларируя единство обучения и воспитания школьников, взаимосвязь различных форм урочной и внеурочной деятельности, многие учителя сельских школ не могут реализовать эти положения в своей работе.

Организация различных форм занятий должна учитывать перспективы развития школы, уровень профессионально-педагогических умений и личностных качеств учителя, состояние общего развития учащихся, их реальные возможности к освоению предлагаемой деятельности и т.д. Творческое освоение учителями всего спектра возможностей взаимодействия этих занятий ведет к построению динамичной и гибкой системы учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь создает благоприятные условия для выявления и развития индивидуальности каждого ребенка.

Как уже отмечалось, комплексное формирование личности сельского школьника во многом зависит от воздействия микросреды его преимущественного общения, от требований, которые эта среда предъявляет.

Какова же сама эта среда? Для данного контингента детей характерно длительное общение и частота контактов с ограниченным кругом людей в школе и во внеурочное время (учителя, родители, друзья, односельчане).

Учителя Орловщины имеют в среднем учебную на-

грузку от 21 до 28 часов в неделю и чаще всего ведут несколько учебных предметов. Такая ситуация объясняется объективными причинами: из 213 сельских школ в 162 учатся менее двадцати человек, из них 131 является малокомплектными, а средняя наполняемость классов в сельской местности - всего пять человек. И если школа может предложить что-то для организации свободного времени учащихся, то организаторами кружков становятся теже самые учителя. В силу этого наблюдается повышенный дефицит разнообразия в общении. К тому же, на качество познавательной активности школьников, на снижение воспитательного воздействия школы на селе влияет отсутствие свободного времени у сельских учителей и их недостаточная заинтересованность в самообразовании, в повышении собственной профессиональной культуры. По данным исследований, в свободное время изучает психолого-педагогическую и научно-методическую литературу среди сельских учителей в 1.9 раза меньшее количество опрошенных, чем в городских школах.

Большое значение в условиях сельской местности приобретает и тот факт, что педагогических кадров для сельских школ явно недостаточно. Нехватка учителей с базовой профильной подготовкой приводит к хроническому дефициту учителей-предметников, которые замещаются либо учителями-совместителями, либо лицами, не имеющими педагогического образования. Поэтому необходимо закрепление на селе молодых учителей, инициативных, творческих, лично заинтересованных в преобразовании сельской школы.

С другой стороны, общая культура и кругозор ребенка весьма ограничены в силу специфики жизнедеятельности сельского этноса, членом которого он является. Социально-педагогические установки семьи сельского школьника чаще всего сводятся к духовно-нравственному перепоручительству школе воспитательно-развивающих функций семьи. Само семейное воспитание носит четкую практико-прикладную направленность. Сельские дети очень рано приобщаются к индивидуальному сельскохозяйственному домашнему труду, что дает им практический опыт, однако не ориентирует их на творческую деятельность.

Еще одна особенность жизненного пространства сельского школьника заключается в том, что его родители мало заботятся об укреплении эмоционально-эстетического начала в жизни своих детей, выявлении прекрасного в окружающей действительности. Несмотря на то, что природа постоянно присутствует в жизни сельских детей, она рассматривается скорее как источник определённого вида продукции и слабо служит становлению и развитию эстетического потенциала детской индивидуальности. Природа недостаточно используется как семьей ребенка, так и педагогами сельских школ.

Сельскому учителю бывает непросто найти интересных людей, владеющих знаниями и умениями для проведения внеклассной воспитательной работы по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. Но в то же время каждая сельская семья имеет

свой опыт воспитания детей. Образ жизни сельской семьи позволяет в большей степени, чем в городе использовать ведущие идеи народной педагогики. В сельской семье имеются богатые возможности для воспитания детей в труде, формирования у них бережного отношения к природе, сохранения обычаев и традиций.

Современная семья сельского школьника имеет ряд специфических особенностей. Традиционно сельская семья - это семья, в которой имеется несколько поколений взрослых и количество детей, как правило, более двух. Это создает благоприятные возможности для передачи и накопления детьми нравственного опыта и воспитания чувств семейной гордости, чести, уважения к трудовым традициям семьи. Сельская семья - это коллектив тружеников, цели и деятельность которого всегда связаны с решением задач общего труда, а образ жизни определяется участием всех членов семьи в сельскохозяйственном труде, отношением к родной земле. Учителю необходимо не только иметь достаточную профессиональную подготовку по предмету, но и хорошо знать особенности сельского семейного воспитания, а также уровень развития каждого ребенка.

Общая культура сельских школьников страдает и от явной недостаточности знаний о народном творчестве. От отсутствия во многих сельских школах занятий по декоративному искусству. Народное художественное творчество - всегда учение добру и о добре, сущность и природа его глубоко гуманны, оно обращено к миру, согласию, гармонии, обогащает духовно, является источником народной мудрости.

В условиях сельской местности имеются благоприятные возможности для организации различных форм занятий по декоративному искусству. Особый интерес представляют различные виды творчества, характерные для данного региона, тесно связанные с художественной обработкой широко распространенного и доступного местного сырья и материалов. Используя огромный потенциал декоративного искусства, опираясь на региональный принцип изучения народной художественной культуры, учителю сельской школы необходимо помнить, что в развитии народного искусства всегда есть мастера ведущие, есть основоположники школ, однако, творчество этих мастеров неразрывно связано с коллективным началом.

Сельские учителя в процессе художественно -воспитательной работы на уроках и внеклассных занятиях имеют возможность давать детям разнообразные творческие задания, неразрывно связанные с природой, традициями, условиями жизни родного края. В процессе этой деятельности значительно расширяются возможности эстетического развития учащихся.

Немаловажную роль может играть в эстетическом воспитании сельских школьников народное искусство, окружающее детей, традиционно развивающееся в предметах быта, украшениях, одежде, народных песнях, фольклорных праздниках.

Народное творчество, развиваясь соответственно своим функциям, тесно связано с духовными запросами народа, а во многих случаях неотделимо от народ-

ных приданий, обычаев, поэтических представлений, от живой природы, с которой всегда ассоциируют свои образы народные мастера.

Сохранению и развитию художественных народных промыслов всегда способствовали люди, которые являлись хранителями, носителями и собирателями художественных, технологических традиций, приемов, обычаев и мифов, связанных с данным видом искусства.

К хранителям промысла можно отнести мастеров, большую часть творческой деятельности связанных с промыслом, хорошо знающих обычаи, традиции, условности, в совершенстве владеющих приемами создания художественных изделий данного промысла, имеющих индивидуальный почерк, и ряд учеников, образующих школу данного мастера.

К носителям промысла следует причислить мастеров или учеников мастеров, тесно связанных с промыслом или ведущих преподавательскую деятельность по пропаганде творческого наследия этого вида художественного ремесла, владеющих приемами создания изделий и постоянно совершенствующих свое мастерство.

Собирателями промысла считают людей, которые ведут активную работу по коллекционированию изделий данного промысла, сбору информации о мастерах, традициях, обычаях, приемах выполнения изделий и семантике узора. Благодаря этим людям происходит возрождение утраченных промыслов и сохранение традиционных ремесел данного региона.

Народное декоративно-прикладное искусство, благодаря своей универсальности, «аккумулируя» художественно-практические навыки и умения, передает накопленный духовно-материальный, эстетический опыт от поколения к поколению. В декоративно-прикладной деятельности закрепляются и накапливаются эффективные методы обучения ремеслу, наиболее результативные способы освоения национального наследия, понятие прекрасного, эстетически ценного.

Именно на эту сторону прикладного искусства следует обратить внимание педагога. С одной стороны, на занятиях по декоративному искусству учащиеся осваивают азы художественной грамоты, с другой - приобретают практические навыки и умения, необходимые при освоении профессии; с третьей - знакомятся с основными видами народных промыслов, составляющих

эстетическое наследие народного искусства. Таким образом, формируются базовые знания, технические и художественные навыки, воспитывается чувство национального самосознания и гордости за свою этническую принадлежность, формируются основы эстетической культуры. Поэтому при эстетической направленности воспитания детей в русле национальной культуры на примерах декоративного искусства необходимо решить триединую задачу:

- во-первых, сохранить и развить в учениках живое, непосредственное восприятие мира, столь близкое детскому воображению и народному искусству;

- во-вторых, воспитывать и обучать школьников на лучших образцах современного и традиционного (древнего) народного искусства, чтобы ими была осознана преемственность традиций;

- в-третьих, в обучении использовать приемы, технологии, материалы, способы художественного оформления, характерные для определенного промысла или вида народного искусства, чтобы привить ребенку общехудожественные навыки и показать путь к постоянному творческому совершенствованию (тем самым решать задачи художественно-эстетического и творческого развития нового поколения).

Такой подход будет отражать общие тенденции развития прикладного искусства, взаимосвязь всех его направлений, способствовать решению проблемы сохранения национальных традиций, понимания вклада своего народа в копилку общекультурных ценностей.

Таким образом, рассматриваемые социальные и педагогические условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников значительно шире. Но всегда необходимо помнить, что уровень и состояние работы сельской школы существенно влияет на социальное развитие села, закрепление молодежи и решение демографических проблем в селе. Поэтому очень важно учителю овладеть формами и методами внеклассной работы, творчески их использовать. Также для этого необходим научно обоснованный подход к вопросу о содержании учебных программ, разработке учебно-методического комплекса и создания условий для совершенствования системы формирования художественно-эстетической культуры сельских школьников с учетом влияния национально-художественных традиций.

Биб.шографический список

1. Новиков С.Н., Сурнова С.Н. Социально-педагогические условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников. // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал Серия: «Гуманитарные и социальные науки». № 1 (39), 2011.

2. Френе С. Избранные педагогические сочинения // Вступит. Статья Б.Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990.

References

1. Novikov S.N., Surnova S.N. Socio-pedagogical conditions of formation of bases of artistic and aesthetic culture of rural students. // Memoirs Oryol State University. Scientific Journal Series «Humanities and social sciences». № 1 (39), 2011.

2. Frene C. Selected pedagogical works // enter. Article B.L. Wolfson. M.: Progress, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.