Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования основ художественноэстетической культуры сельских школьников'

Социально-педагогические условия формирования основ художественноэстетической культуры сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SMALL-SIZE / AESTHETIC CULTURE / EDUCATIONAL LEVEL / CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков С. Н., Сурнова С. Н.

В статье рассматривается история сельской малокомплектной школы, а также условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников. Анализируется специфика условий работы сельской школы, определяемая рядом объективных факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING THE FOUNDATIONS OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF RURAL SHKOLNIKOV

The article reviews the history of rural small schools, as well as the conditions of formation of basic artistic and aesthetic culture of rural school children. Analyzes the specific conditions of the rural school is determined by a number of objective factors.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования основ художественноэстетической культуры сельских школьников»

С.Н. НОВИКОВ, доктор педагогических наук профессор, зав. кафедрой декоративно прикладного искусства и технической графики

Орловского государственного университета

С.Н. СУРНОВА, аспирант, кафедры ДПИ и ТГ Орловского государственного университета Тел. 8 9208191115; [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается история сельской малокомплектной школы, а также условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников. Анализируется специфика условий работы сельской школы, определяемая рядом объективных факторов.

Ключевые слова: малокомплектность, эстетическая культура, образовательный уровень, культурная среда.

Изучение истории сельской малокомплектной школы, особенностей обучения и эстетического воспитания сельских школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства (документов, архивных материалов, литературных и искусствоведческих источников, диссертационных работ) показывает, что идеи об активном характере художественно-эстетического воспитания выражали взгляды и устремления передовых педагогов и первых теоретиков эстетического воспитания.

Ещё в 1918 году Государственная комиссия по просвещению опубликовала «Основные принципы Единой трудовой школы». Там есть замечательные слова: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным. Какой-то роскошью жизни».

Вообще под эстетическим образованием необходимо рассматривать не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать её.

В другом тогда же изданном Наркомпросом документе «Эстетическое воспитание в единой трудовой школе» исходное понятие уточнялось и подробно разъяснялось, что могут дать отдельные виды искусства для художественного развития школьников.

Наряду с этим для воспитательных целей рекомендовалось использовать все неисчерпаемые возможности искусства, разработать методику активного приобщения к искусству людей через самостоятельное и народное художественное творчество. Особое место в деле эстетического воспитания отводилось школе.

Немалый вклад в разработку методов и общей теории эстетического воспитания школьников внес педагог и психолог П.П. Блонский, чья книга «Трудовая школа» была опубликована еще в 1 91 9 г.

В ней Блонский развивал свою оригинальную систему. Одна из задач детского сада, а также трудовой школы, как он считал, состоит в развитии дарований, заложенных самой природой в любом ребенке. Самостоятельное создание даже самых эле-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ментарных эстетических ценностей рано или поздно принесет свои плоды. Зажженные умелым педагогом у ребенка творческое пламя, любовь к красоте должны освещать всю жизнь и трудовую деятельность человека.

Охватывая весь педагогический процесс в целом, делая акцент на последовательно усложняющихся видах детского труда, теоретически обосновал и реализовал на практике систему эстетического воспитания педагог С.Т. Щацкий. Из его идей и разработок вытекает главное требование -связать эстетическое с учебой, с определенным производственным уклоном учащихся, умением развивать и совершенствовать художественные запросы детей через практическую творческую деятельность.

Определенным вкладом в активизацию эстетического воспитания были документы о планомерном внедрении в практику школ и внешкольных учреждений мероприятий, имеющих непосредственное отношение к эстетическому воспитанию.

Во многих последующих документах, касающихся школьного образования, подчеркивалась задача по повышению качества учебно-воспитательного процесса, одной из задач которого отмечалась необходимость значительного улучшения художе -ственного образования и эстетического воспитания учащихся. Предлагалось шире использовать народное декоративно-прикладное искусство на уроках труда, рисования, во внеклассной работе.

Большое значение в документах уделялось возрождению и развитию народных художественных промыслов - одного из эффективнейших средств эстетического художественного воспитания.

Эстетическое воспитание в школе должно затрагивать буквально все стороны учебно-воспитательного процесса. В любом случае воспитывать - означает не просто приобщать человека к искусству, а пробуждать в нем творческие способности, которые необходимы в любом деле - в учебе, производстве, науке и искусстве.

Для того чтобы эстетическое воспитание отвечало предъявляемым к нему требованиям, в условиях школы оно не должно свестись только к урокам пения, рисования, литературы, факультативным занятиям и многообразной внеклассной работе. Должна быть продумана работа всей системы эстетического воспитания: дошкольных учреждений, школы, культурно-просветительной системы.

Социальные и педагогические условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников, научная разработка путей оптимизации деятельности сельской школы предполагают учет специфических условий её работы. Специфика условий работы сельской школы определяется целым рядом объективных факторов, оказывающих свое влияние на процесс и результаты обучения и воспитания.

Одни из этих факторов - малокомплектность, удаленность от крупных научно-методических и культурных центров, большая территориальная разобщенность населенных пунктов школьного микрорайона, другие, как, например, особенности сельскохозяйственного труда.

В качестве основных факторов специфики воспитательной работы учителя сельской малокомплектной школы, обусловливающих эти изменения, их содержание и объем, цели и задачи, можно рассмотреть следующие:

- социальные (образовательный уровень сельских жителей, культурная среда села, возможности народной педагогики и др.);

- экономические (сельскохозяйственное окружение, взаимоотношения с базовым хозяйством, наличие домашних подсобных хозяйств и др.);

- организационно-педагогические (малая наполняемость школьного класса, малочисленность педагогического коллектива школы, разобщенность школьного микрорайона и др.);

- экологические (близость природы, охрана растительного и животного мира и др.).

Рассмотрим некоторые особенности и характер влияния указанных факторов на организацию и состояние учебно-воспитательной работы школы в условиях сельской местности.

Образовательный уровень сельского жителя ниже, чем в городе. В сельском хозяйстве значительно больше работников с неполным средним или начальным образованием, чем с высшим. Высшее образование имеют, как правило, некоторые из ведущих специалистов местного хозяйства, учителя малокомплектных школ.

Поэтому сельскому учителю бывает непросто найти интересных людей, владеющих знаниями и умениями для проведения внеклассной воспитательной работы по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

Но в то же время каждая сельская семья имеет свой опыт воспитания детей. Образ жизни сель-

ской семьи позволяет в большей степени, чем в городе, использовать ведущие идеи народной педагогики. В сельской семье имеются богатые возможности для воспитания детей в труде, формирования у них бережного отношения к природе, сохранения обычаев и традиций.

Современная семья сельского школьника имеет ряд специфических особенностей. Традиционно сельская семья - это семья, в которой имеется несколько поколений взрослых и количество детей, как правило, более двух. Это создает благоприятные возможности для передачи и накопления детьми нравственного опыта и воспитания чувств семейной гордости, чести, уважения к трудовым традициям семьи. Сельская семья - это коллектив тружеников, цели и деятельность которого всегда связаны с решением задач общего труда, а образ жизни определяется участием всех членов семьи в сельскохозяйственном труде, отношением к родной земле.

Сельский учитель должен хорошо знать особенности семейного воспитания, сельской семьи, уровень развития каждого ребенка.

Учитывая это, сельская малокомплектная школа кроме своих образовательно-воспитательных задач должна решать широкий спектр задач, связанных с восстановлением и возрождением села, с развитием его социально-экономического и культурного уровня.

Таким образом, уже сегодня ситуация позволяет сделать важный вывод о целесообразности укрепления социально-экономической базы села, в первую очередь о создании необходимых условий для восстановления сельских школ во всех населенных пунктах.

Культурная среда во многих маленьких селах и деревнях предельно истощена. Миграционные процессы, охватывающие многие регионы сельской местности, привели к утрате не только крестьянского уклада жизни, но и многих культурных традиций, большинства местных художественных промыслов. Во многих деревнях в настоящее время вообще отсутствуют какие-либо культурно-просветительные учреждения.

Вот почему долг и обязанность каждого учителя сельской школы - расширять возможности для гармоничной духовной жизни своих воспитанников, обеспечить разумное формирование материальных и духовных потребностей. Низкий уровень духовного развития выпускников сельских школ является одной из причин миграции молоде-

жи села, слабой общественно-политической активности некоторых юношей и девушек, оставшихся работать в сельском хозяйстве. Социологическими и педагогическими исследованиями доказано, что существующая миграция сельской молодежи в города является не только следствием противоречий между возросшим уровнем её духовных потребностей и недостаточными возможностями их удовлетворения в условиях села, но и результатом не всегда удовлетворенной организации политического, нравственного и эстетического воспитания в сельской школе.

В таких условиях сельская малокомплектная школа может и должна стать центром возрождения национальных народных традиций на селе.

Немалые трудности в работе по эстетическому воспитанию школьников связаны с тем, что в сельской местности пока меньше, чем в городе, дошкольных и внешкольных воспитательных учреждений. Это ставит школу в положение единственного центра воспитательной работы с учащимися во внеурочное время.

Возможности народной педагогики в воспитательной работе с сельскими школьниками довольно широки. Народные начала духовного бытия не только не должны игнорироваться школьным образованием или находиться с ним в каком-то несоответствии, а, напротив, должны стать основой нравственности школьников, тем стержневым элементом, который формирует личность, делает её неповторимой. Сила эмоционального воздействия средств народной педагогики на духовный мир детей может быть очень различной. Ее величина зависит от ряда социально-педагогических факторов, от тех психологических установок, через которые ученик воспринимает не только личность каждого конкретного человека или отдельных групп, но и сущность народных обычаев, важность тех или иных народных ремесел, промыслов, представлений о добре и зле и др.

Сельскохозяйственное окружение становится средством воспитательного воздействия лишь в руках опытного педагога, глубоко понимающего значимость сельскохозяйственного производства.

Все это придает обучению и воспитанию особый колорит, делает учебно-познавательную работу жизненно важной для большинства школьников, а значит, и интересной им.

Малокомплектность - эта отличительная черта характерна в настоящее время для сель-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ских общеобразовательных школ значительной части территории страны. Так, около 72% школ России являются сельскими: из них 70% - школы малокомплектные. В сельских школах обучается около 40% всех школьников России; в них работают около 42% всех учителей. Однако массовость сельских малокомплектных школ - лишь одна из её особенностей, другая - небольшое количество учащихся.

Малая наполняемость классов оказывает влияние на организацию воспитательной работы с учащимися. Существующие организационные формы и методы воспитания и обучения школьников рассчитаны на 30-40 детей в классе. В большинстве сельских малокомплектных школ наполняемость классов не превышает 10-15 учащихся, а зачастую и того меньше. Поэтому в сельских школах с малой наполняемостью следует по-другому рассматривать проблемы как классного коллектива, так и поиска наиболее оптимальных форм эстетического воспитания в таком объединении.

Особенностью малокомплектной сельской школы является также ограниченность возможностей для проведения воспитательной работы с учащимися во внеклассной кружковой деятельности.

Известно, что включение школьников в работу предметных кружков, внешкольных учреждений, факультативную деятельность имеет немаловажное значение для всестороннего развития личности. В малокомплектной сельской школе кружковая работа сужена из-за малочисленности учащихся. Кружки приходится создавать из учащихся разных классов. Все это затрудняет внеклассную работу в школе, обусловливает специфичность этой деятельности, требует специальной подготовки учителей или привлечения к педагогической деятельности народных мастеров. Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная работа с учащимися малокомплектных сельских школ является одной из проблем, требующих решения.

Одной из особенностей сельской малокомплектной школы является и малочисленность педагогического коллектива, что ведет зачастую к методическому одиночеству учителя, а отстраненность от культурной жизни крупных культурных центров, отдаленность педагогических коллективов друг от друга затрудняют процесс обновления методики эстетического воспитания сельских школьников.

Очевидно, несмотря на все меры по рационализации школьной сети, малокомплектность будет

преодолена ещё не скоро. Для этого потребуются годы, в течение которых сельской школе предстоит решать сложные задачи повышения уровня обучения и воспитания молодежи.

А пока эта объективная причина имеет весьма негативное влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса, в том числе и на эстетическое воспитание сельских школьников.

Педагогический опыт показывает, что изменить это положение способны лишь современные системы подготовки учителя в вузе, специально ориентированные на работу в сельской малокомплектной школе.

В Орловском государственном университете в основу такой подготовки были положены следующие принципы:

1. Целостность, выражаемая в том, что на этапе довузовской подготовки (педучилище, лицеи, колледжи, подготовительное отделение, курсы и др.) проводится целенаправленная профессиональная ориентация на работу в сельской школе, выявление педагогических склонностей и способностей.

2. Многопрофильность, выражаемая в целенаправленной подготовке учителя к возможной работе по дополнительной специальности.

Многопрофильность квалификации учителя обеспечивает полноту учебной нагрузки учителя, его профессиональную подготовленность, возможность профессионально-предметного общения за счет расширения спектра специальностей, большую заинтересованность учителя на селе и т.д.

Заметим, что многопрофильность учительских специальностей реализуется так, чтобы уровень подготовки по основной специальности не снижался. Подготовка по дополнительной специальности в основном осуществляется за счет углубления и расширения предметов психолого-педагогическо-го цикла (преимущественно частных методик), ориентированных на специфику работы в сельской малокомплектной школе.

3. Тесная взаимосвязь научной, профессионально-методической и общекультурной подготовки. Важно, что такого рода подготовка выступает в качестве равноправного элемента учебного плана и обеспечивается достаточным количеством учебных часов.

Соответствующим образом на специфику сельских малокомплектных школ ориентированы многие спецкурсы, курсовые и дипломные работы.

Большую роль в эстетическом воспитании сельских школьников играет близость детей к природе. Живая природа может быть незаменимым средством формирования и развития у учащихся любви к родному краю. Воспитание отношения к природе предполагает не только понимание её красоты, умение увидеть прекрасное в обыденном и привычном природном окружении, но и активное участие сельских школьников в преобразовании и охране природы.

Сельские учителя в процессе художественновоспитательной работы на уроках и внеклассных занятиях имеют возможность давать детям разнообразные творческие задания, неразрывно связанные с природой, традициями, условиями жизни родного края. В процессе этой деятельности значительно расширяются возможности эстетического развития учащихся.

Немаловажную роль может играть в эстетическом воспитании сельских школьников народное искусство, окружающее детей, традиционно развивающееся в предметах быта, украшениях, одежде, народных песнях, фольклорных праздниках.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию имеет большое значение для решения задач всестороннего развития школьников . При этом если учесть, что в учебном плане общеобразовательной школы предметы эстетического цикла занимают сравнительно небольшое место, то очевидным станет особое значение этой деятельности.

Сельская школа и внешкольные учреждения решают общие задачи эстетического воспитания: формирование эстетических чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить красоту в окружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте и природе, обществе и поведении человека, творческих способностей, умений, навыков; расширение художественного кругозора; ознакомление детей с различными областями искусства. Для решения этих задач необходимо у каждого ребенка воспитывать потребность в художественном творчестве.

Таким образом, рассматриваемые социальные и педагогические условия формирования основ художественно-эстетической культуры сельских школьников значительно шире. Но всегда необходимо помнить, что уровень и состояние работы сельской малокомплектной школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи и решение демографических проблем в селе. Поэтому очень важно учителю овладеть формами и методами внеклассной работы, творчески их использовать. Также для этого необходим научно обоснованный подход к вопросу о содержании учебных программ, разработке учебнометодического комплекса и создании условий для совершенствования системы формирования худо -жественно-эстетической культуры сельских школьников с учетом влияния национально-худо -жественных традиций.

S.N. NOVIKOV, S.N. SURNOVA

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING THE FOUNDATIONS OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF RURAL SHKOLNIKOV

The article reviews the history of rural small schools, as well as the conditions of formation of basic artistic and aesthetic culture of rural school children. Analyzes the specific conditions of the rural school is determined by a number of objective factors.

Key words: small-size, aesthetic culture, educational level, cultural environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.