Научная статья на тему 'О подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской школы'

О подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТВОРЧЕСТВО / АРТПЕДАГОГИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY / CO-CREATION / ART-PEDAGOGY / JUNIOR SCHOOL AGE / RURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Татьяна Валерьевна, Романова Елена Николаевна

В статье раскрываются сущность и содержание понятий «креативность», «творческая деятельность». Рассматривается специфика функционирования сельской школы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской малочисленной школы. Определены педагогические условия эффективности подготовки младших школьников к креативной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Junior Schoolchildren's Training for Creative Activity in the Rural Schools

The article describes the essence and content of such concepts as "creativity" and «creative activity". The peculiarities of the rural schools functioning are considered. The results of the experimental work for junior schoolchildren's training for creative activity in the rural schools are presented. Pedagogical environmental complex of the effectiveness of junior schoolchildren's training for creative activity is defined.

Текст научной работы на тему «О подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской школы»

УДК 37.026.9:373.3 ББК 88.845

Горбунова Татьяна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

г. Чебоксары Романова Елена Николаевна аспирант

кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

г. Чебоксары Gorbunova Tatyana Valerievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Psychology and Social Pedagogics Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya.Yakovlev

Cheboksary Romanova Elena Nikolaevna Post-graduate Chair Elementary Education Pedagogy Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya.Yakovlev

Cheboksary

К вопросу о подготовке младших школьников к креативной деятельности

в условиях сельской школы On Junior SchoolchildrenS Training for Creative Activity in the Rural Schools

В статье раскрываются сущность и содержание понятий «креативность С] «творческая деятельность □ Рассматривается специфика функционирования сельской школы. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской малочисленной школы. Определены педагогические условия эффективности подготовки младших школьников к креативной деятельности.

The article describes the essence and content of such concepts as "creativity" and «creative activity". The peculiarities of the rural schools functioning are considered. The results of the experimental work for junior schoolchildrens training for creative activity in the rural schools are presented. Pedagogical environmental complex of the effectiveness of junior schoolchildrens training for creative activity is defined.

Ключевые слова: креативность, творческая деятельность, сотворчество, артпедагогика, младший школьный возраст, сельская школа.

Key words: creativity, creative activity, co-creation, art-pedagogy, junior school age, rural school.

В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, мало владеть достаточным объемом знаний и иметь хорошо развитый интеллект. Психологи и педагоги называют все новые и новые факторы, приводящие к успеху, □ черты характера, установки, шаблоны и техники поведения,

усвоенные нами в детстве, эмоциональный интеллект и, конечно, креативность. Необходимость последнего связана с тем, что современный темп развития науки, техники, сменяющие друг друга открытия, процессы интеграции и глобализации ставят перед человеком все больше нестандартных проблем, когда старые образцы их решений уже не действуют и нужно быстрее найти как можно новые пути и способы.

В своем психологическом словаре Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко трактуют креативность (англ. creativity) как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [4].

Обобщив результаты многих исследований определения креативности можно сказать, что она включает в себя:

1. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное, а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.

2. Личностные качества человека, позволяющие продуктивно действовать в нестандартных ситуациях, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность в действиях.

3. Жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

Творчество, как и личность, всегда индивидуально и своеобразно. В то же время его результаты имеют общественное значение. Представляется, что понятие СГворчествоП шире понятия «деятельность«] Творчество

осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.

Развернутое определение творческой (креативной) деятельности дается И.П. Калошиной через систему следующих признаков, согласно которым творческая деятельность:

□ направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области (или лишь у субъекта) как способа решения задачи, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки;

□ связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;

□ характеризуется для субъекта неопределенностью новых знаний и разработки на их основе нового способа решения задачи. Неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку.

Среди этих признаков основной критерий творческой деятельности: разработка субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для себя знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи [2, 3].

В онтогенетическом развитии человека креативность проходит ряд кризисов, один из которых приходится на младший школьный возраст. В этом возрасте ребенок поступает в школу, и от него требуется вместе с классом усваивать один и тот же учебный материал, одни и те же знания, умения, навыки, стандарты поведения. Именно такая ориентация на стереотипы и шаблоны приводит к снижению креативности. Однако именно в школе учащиеся младшего школьного возраста в процессе обучения должны овладеть простейшими творческими познавательными процедурами: описанием,

объяснением, преобразованием. Потенциальной возможностью для развития креативности является использование рисования и других продуктивных видов деятельности, интерес к которым у детей сохраняется еще с дошкольного возраста. Причем, если в городе достаточно условий для развития творческих

способностей детей (это различные дома детского творчества, музеи, выставки, творческие объединения, возможность участия в различных конкурсах, проектах), то в сельских условиях очень часто единственным центром, на плечи которого ложится обязанность развития не только творческих, но и всех других способностей детей, является школа.

Учитывая тот факт, что в Российской Федерации 2/3 всех школ расположены в сельской местности и в них обучается около 40% всех учащихся страны, мы считаем необходимым тщательно изучить вопрос подготовки младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской школы.

Сельская школа □ особый тип образовательного учреждения. Условно можно выделить три основных варианта функционирования сельской школы.

В первом случае □ это обычная полная школа, она расположена в сельской местности, и учащиеся живут в расположенных рядом населенных пунктах.

Второй вариант □ сельская школа-интернат, однако данный тип школы не получил широкого распространения. Это связано, прежде всего, с тем, что в народной педагогике большое внимание придают семейному воспитанию, и проживание детей долгое время без родителей противоречит нашим традициям. Кроме того, для школы-интерната необходимо специальное здание, хорошая материальная база, что не всегда возможно в сельской местности.

Третий вариант □ малочисленная школа. Данный тип учебного заведения наиболее распространен в сельской местности. Сельская малочисленная школа

□ это образовательное учреждение, удаленное от культурных и научных центров, в ней обучаются менее ста учащихся, один учитель преподает несколько предметов, в классе от 2 до 15 учащихся, отсутствуют параллели. На организацию воспитательного процесса, а также подготовку школьников к креативной деятельности в сельской школе влияет особенность сельского социума.

Специфика функционирования сельской школы складывается из особенностей ее географического расположения, уровня развития аграрного производства, уровня социальной инфраструктуры, культуры населения,

национально-исторических факторов. Эти и другие условия определяют организационно-педагогическую специфику сельской школы, контингент учащихся, структуру и режим ее деятельности. Все социальные объекты села, вся окружающая среда, связанная с микрорайоном школы являются факторами формирования личности школьников и педагогов. В этой целостной системе школа □ особенно в условиях малых деревень □ становится основным и единственным компонентом и структурообразующим центром образования и воспитания всего сельского населения.

В сельских условиях имеются три подсистемы: школа, семья и

социальное окружение, сосуществующие в тесном единстве в вопросах воспитания детей. Для сельского учащегося все три подсистемы являются как бы постоянными, потому что они все время находятся в них, в то время как для городского ученика школьный микросоциум и ближайшая социальная инфраструктура могут меняться ввиду возможности его перехода в школу, расположенную в другом микрорайоне города. Поэтому в городских условиях между семьей, школой и ближайшей средой не всегда может наблюдаться преемственность. В условиях же села воспитание детей в семье тесно переплетается с системой воспитания в школе и во внешкольной среде; разновозрастной коллектив школьников часто является своего рода продолжением семейного разновозрастного коллектива детей. Задача учителя заключается в правильном использовании этой благоприятной, объективно сложившейся возможности.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и при подготовке младших школьников к креативной деятельности, поскольку:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Высок социальный контроль со стороны односельчан.

2. На селе в большей степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к родной земле и природе.

3. Общение детей ограничено численностью, но различается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство, народное прикладное творчество.

5. В повышении уровня общего развития сельских школьников большую роль играет изменение образовательного уровня родителей и усиление роли средств массовой информации: печати, кино, телевидения, видео, радио.

6. На селе ограничены возможности для саморазвития, самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, количество принимаемых программ телевидения, кружков, секций и т.д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Данный фактор оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограниченны.

7. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Принцип природосообразности необходимо учитывать и при подготовке младших школьников к креативной деятельности, так как она включена в жизнь и быт сельских жителей.

При подготовке младших школьников к креативной деятельности перспективной является также идея Л.В. Байбородовой о сотворчестве участников педагогического процесса в сельской школе [1]. Реализация этой идеи обеспечивает развитие креативных способностей детей и взрослых, формирование сотруднических отношений между ними. Сотворчество понимается как совместная целенаправленная деятельность педагогов, учащихся, родителей, обладающая следующими отличительными признаками: субъект-субъектные взаимоотношения между участниками деятельности; неординарность, оригинальность, нешаблонность действий, направленных на получение новых свойств, признаков конечного продукта практического и умственного труда. Сотворчество взрослых и детей □ это источник, условие и результат развития участников педагогического процесса и взаимоотношений между ними.

В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для развития сотрудничества и творчества детей и взрослых: хорошее знание друг друга, систематические повседневные контакты, автономность, замкнутость образовательного пространства, сосредоточенность социально-педагогической работы на базе школы.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие детей на основе личных предпочтений. При этом возникают чувство сопричастности к общему делу, потребность в общении друг с другом, осознание и пинятие себя и других как «мы» Сотворчество достигается, если участники деятельности осознают важность взаимодействия друг с другом в достижении положительного результата, выполняют работу по собственной инициативе, относятся друг к другу как индивидуальности.

Необходимым условием и предпосылкой сотворчества участников педагогического процесса является целеполагание, т. е. включение педагогов, учащихся и родителей в выдвижение и обоснование целей совместной деятельности, определение путей их достижения и ожидаемого результата, что позволяет обеспечить присвоение общих целей каждым участником деятельности, достичь высокого уровня идентификации как групповых, так и индивидуальных целей.

В ходе нашего исследования мы гипотетически предположили, что есть необходимость составить специальную программу по подготовке к креативной деятельности сельских младших школьников. Для подтверждения необходимости разработки такой программы нами был проведен сравнительный анализ творческих способностей учащихся начальной школы в условиях города и села. С этой целью нами было проведено пилотажное исследование на базе МОУ «СОШ № 39 □ г. Чебоксары в 3 классе, в состав которого входило 29 человек, а также на базе МОУ «Ишлейская СОШ» где в эксперименте приняло участие 20 человек. На данном этапе эксперимента нами были использованы следующие методики: тест креативности Е. Торранса «Закончи рисунок» тест вербальной креативности «Составь предложение»

(модификация Т.В. Чередниковой); опросник креативности Рензулли; тест интеллекта Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека»

Анализ результатов показал, что у сельских школьников в сравнении с городскими показатели меньше среднего и выше процент результатов «ниже возрастной нормы □ На наш взгляд, это связано с малой доступностью центров развития детской креативности □ кружков, секций, домов творчества. Кроме того, среди сельских школьников больше проявляется гендерных различий, что обусловлено большим распределением на селе обязанностей между мужчиной и женщиной.

Таким образом, исследование показало, что отсутствие центров детского творчества сказывается на уровне креативности сельских младших школьников. В связи с этим подтвердилась необходимость в составлении программы по подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской малочисленной школы.

В ходе формирующего эксперимента мы внедрили в учебновоспитательный процесс МОУ «Ишлейская СОШ» данную программу. В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го класса. В ходе реализации этой программы мы использовали артпедагогические средства, такие как рисунок, музыка, лепка, аппликации, сказка, выдумывание собственных историй, так как мы считаем, что артпедагогика наиболее полно подходит для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Эти средства учитывают особенности обучения в нашей отечественной школе, возрастные интересы детей, менталитет сельских жителей, дает возможность опираться на народную и национальную культуру.

На данном этапе эксперимента перед нами стояла задача проверить эффективность программы по подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях села. С этой целью по результатам первичного тестирования для повышения объективности получаемых в ходе исследования данный класс был разделен на две группы: экспериментальную и контрольную. Для упрощения комплектования групп был выбран один критерий □ оригинальность. Причем были учтены и образная, и вербальная креативность.

Уровень оригинальности по обоим видам креативности в двух группах был одинаковый. Таким образом удалось сформировать схожие по одному, наиболее важному для нас, показателю группы учащихся до начала реализации программы. Опытно-экспериментальная работа далее проводилась только в одной группе учащихся □ экспериментальной. А учащимися контрольной группы работали по стандартной программе. После окончания реализации программы все ученики экспериментальной группы прошли повторное тестирование по тем же методикам что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ результатов показал, существенное улучшение показателей образной и вербальной креативности младших школьников.

Следует отметить, что развитие языка на уроках по базовой общеобразовательной программе также способствует повышению вербальной креативности среди младших школьников, о чем свидетельствует увеличение уровня данного показателя и в контрольной группе.

Таким образом, реализация программы по подготовке младших школьников к креативной деятельности с помощью артпедагогических средств позволила достичь положительных результатов. Среди младших школьников, прошедших программу, наблюдаются существенные улучшения всех показателей креативности.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа и анализ психолого-педагогической литературы позволили выявить следующие педагогические условия эффективности подготовки младших школьников к креативной деятельности в условиях сельской школы:

1. Владение педагогом методикой диагностирования интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

2. Учет индивидуальных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста при организации и проведении артпедагогических занятий.

3. Знание основ проведения артпедагогических занятий. Перед началом артпедагогических занятий желательно провести психодиагностику с целью выявления приоритетных направлений работы. Упражнения по артпедагогике можно проводить индивидуально, в парах, в группе или с целым классом.

4. Ведение педагогом внеклассной кружковой деятельности с учетом интересов, склонностей школьников.

5. Учет воспитательного и образовательного потенциала социального окружения сельского социума при подготовке младших школьников к креативной деятельности. Школа при этом может стать своеобразным культурным центром села, помогая сохранить обычаи, народные традиции.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня [Электронный

ресурс] / Л.В. Байбородова □ Электрон. ст. □ 2008. □ Режим доступа: http://

www.obrazpress.ru/index.php

2. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности [Текст] / И.П. Калошина. □ М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. □ 559 с.

3. Ковалев, В.П. Подготовка учителя начальных классов к работе в сельской малокомплектной национальной школе [Текст] / В.П. Ковалев. □ Чебоксары: ЧГПИ, 1998. □ 330 с.

4. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. □ Электрон. кн. □2002. □ Режим доступа: http://www.koob.ru.

Bibliography

1. Bayborodova, L.V. Rural Small School: What It Is Today [Electronic Resource] /

L.V. Bayborodova. □ Electronic Article □ 2008. □ Access Mode: http://

www.obrazpress.ru/index.php

2. Kaloshina, I.P .Psychology of Creative Activity [Text] / I. P.Kaloshina. □ M.: YUNITI-DANA, 2007. □ 559 p.

3. Kovalev, V.P. Junior Class TeachersDTraining for Work at a Rural Small National School [Text] / V.P. Kovalev. □ Cheboksary: Chuvash State Pedagogical Institute, 1998. □ 330 p.

4. Meshcheryakov, B.G. Great Psychological Dictionary [Electronic Resource] /

B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. □ Electronic Book. □ 2002. □ Access Mode:

http://www.koob.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.