Научная статья на тему 'О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством'

О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Д. А.

Описывается модель сетевого взаимодействия учителей, способствующая повышению профессиональной компетентности по использованию ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством в условиях сельской школы. Анализируются ценностные смыслы и приоритеты воспитания детей в сельском социуме, раскрывается роль и значение декоративно-прикладного творчества в воспитании духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF RURAL SCHOOL TEACHERS IN THE USE OF ICT AT THE CLASSES OF DECORATIVE AND APPLIED ART

The article describes the model of network cooperation of teachers that contributes to the improvement of professional competence in the use of ICT at decorative and applied art classes in rural schools. The values and priorities of children’s education in rural community are analyzed, the role and significance of decorative and applied art in the development of spirituality is revealed.

Текст научной работы на тему «О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (2), с. 27-31

УДК 371.134

О ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

© 2014 г. Д.А. Гусев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

[email protected]

Поступила в редакцию 23.09.2013

Описывается модель сетевого взаимодействия учителей, способствующая повышению профессиональной компетентности по использованию ИКТ на занятиях декоративно -прикладным творчеством в условиях сельской школы. Анализируются ценностные смыслы и приоритеты воспитания детей в сельском социуме, раскрывается роль и значение декоративно-прикладного творчества в воспитании духовности.

Ключевые слова: учитель, сельская школа, компетентность, ИКТ, декоративно-прикладное творчество, виртуальное сообщество.

Система школьного образования современной России и отдельно взятых регионов за последние десятилетия претерпела значительные изменения в плане содержания, структуры, средств и методов обучения. Сегодня особенно актуально обращение к богатому историческому и культурному наследию народов, выражающемуся, в частности, в народном творчестве, с целью извлечь из него необходимые уроки, которые могут оказаться полезными при реформировании воспитательного процесса сельской школы.

Школа в российском селе исторически наделена особым статусом, она выполняет многие социальные функции, несвойственные городской школе, обусловленные этнокультурной, природно-экономической и сельскохозяйственной самобытностью русского народа [1, с. 144].

Сегодня многие сельские учителя вместе со школьниками настойчиво ведут работу по возрождению народных культурных традиций, сохранению исторической памяти предшествующих поколений. Вовлекая детей в декоративно-прикладное творчество, они не только обучают их древнему ремеслу, но и приобщают к азам народного искусства, того самого искусства, которое веками вырабатывалось в опыте наших предков и без которого невозможно сформировать духовно полноценную личность [2].

Безусловно, в условиях крайнего обеднения социальной инфраструктуры села, имеющего место в ряде населённых пунктов в глубинке, современному сельскому учителю нелегко вести такую работу на подобающем уровне [3].

Впрочем, и в тех образовательных учреждениях, где ранее придавалось этому аспекту воспитания школьников большое значение и имелся практический опыт культивирования в детской среде народных ремёсел, сегодня поубавилось энтузиазма - старые мастера поуходили на заслуженных отдых, а молодые педагоги, хотя и «легки на подъём», имеют иные увлечения и пристрастия.

Как и в любом педагогическом деле, здесь требуется специальная профессиональная компетентность, вооружение самих педагогов основами знаний и практического опыта народного ремесленничества. Не менее необходимо и целенаправленное воспитание педагогической нацеленности, формирование личностной установки на проведение с детьми соответствующей работы. Но, как нам представляется, ещё более важно увлечь будущих педагогов, «заразить» их самих красотой рукоделия и желанием создавать прекрасное по образу и подобию своих предков.

Не без оснований можно полагать, что хорошим помощником в решении этой проблемы могут стать современные информационно-коммуникационные технологии, всё более и более проникающие во все тонкости педагогического дела [4].

Не случайно отмечается, что разработка, апробация и внедрение Федерального государственного стандарта в систему начального и среднего общего образования повлекли за собой изменения и совершенствование самого образовательного пространства сельской школы, а заработавшие государственные программы по

массовой компьютеризации сельских школ и обеспечению их интернет-сопровождением создали условия для принципиально иного решения многих застаревших образовательных проблем на селе [5, с. 39]. На это ориентируют и правительственные решения, в частности статья 16 нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой говорится об организации образовательной деятельности с применением современных информационных и коммуникационных технологий [6, с. 23-24].

Разумеется, надо понимать, что внедрение инновационных технологий в сельские школы не могло не привести к новой проблеме - профессиональной компетентности учителей в организации целостного образовательного процесса на основе ИКТ. Одно из решений данной проблемы видится в расширении сетевого взаимодействия учителей сельских школ в целях реализации электронных образовательных технологий.

Перспективность этого решения определяется ещё и тем, что становится возможным вовлечение студентов старших курсов педагогических направлений подготовки в работу таких виртуальных сообществ. А это, как ничто более полезное и практически реализуемое, способствовало бы совершенствованию профессиональной компетентности будущих учителей сельских школ.

Сказанное выше послужило основанием для постановки и разработки силами научной лаборатории дидактики сельской школы Арзамасского филиала ННГУ научно-исследовательского проекта «Сетевое взаимодействие учителей сельских школ в рамках виртуального сообщества «От народных ремёсел - к духовным идеалам культурного наследия».

Реализация проекта предусматривается на основе социальной сети «Сеть творческих учителей» (Innovative Teachers Network) - интернет-портала для сообществ учителей, работающих в сфере среднего образования и использующих или планирующих использовать ИКТ в учебном процессе.

Напомним, что крупнейший учительский интернет-проект России - единственный в своём роде образовательный интернет-ресурс федерального значения - предназначен именно для сетевого взаимодействия учителей в целях реализации новых технологий в организации образовательного процесса [7]. Доступ к нему открыт для всех желающих. Правила оформления, регистрации и функционирования просты и понятны каждому.

Сетевая коммуникация учителей может быть организована по принципам сообщества учителей сельских школ «От народных ремёсел - к духовным идеалам культурного наследия», которое может стать одним из важных веб-узлов сети творческих учителей, официально зарегистрированных на федеральном портале.

Функционально деятельность этого сообщества ориентирована, главным образом:

- на сохранение и культивирование в молодёжной среде истоков русской народной культуры;

- на обмен передовым педагогическим опытом возрождения культуры народных ремёсел;

- на создание базы авторских материалов, подготовленных на основе ИКТ, для организации работы учителей сельских школ по вовлечению школьников в декоративно-прикладное творчество;

- на развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного пространства сельской школы.

Информационный контент веб-страницы сообщества учителей сельских школ предполагает наличие следующих разделов, поочередно располагаемых сверху вниз:

• название сообщества и краткая его характеристика;

• цели и задачи сообщества;

• координационный совет сообщества;

• форум;

• новости;

• творческие группы;

• библиотека документов;

• опросы.

Целостное представление о структуре и разделах главной веб-страницы виртуального сообщества учителей сельских школ «От народных ремёсел - к духовным идеалам культурного наследия» схематично дано на рисунке. Поясним содержание отдельных структурных элементов сообщества.

На главной веб-странице в верхней части размещается его название, цели и задачи.

Далее идет информация о координационном совете сообщества, члены которого организуют и структурируют функционирование виртуального сообщества.

На портале имеется форум, в главном разделе которого обсуждаются авторские работы педагогов. Из других разделов форума выделим два:

- Актив сообщества - участники, постоянно привлекающиеся для открытой общественной профессиональной экспертизы (ООПЭ) публикуемых работ, и пользователи, которые остави-

ли сообщение на форуме или опубликовали работу в течение определённого срока (в этом разделе посетители высказывают различные пожелания, замечания активу сообщества, а иногда выражают благодарность, а также оценивают работу сообщества в целом);

- Справочно-информационный отдел (здесь педагоги делятся опытом преподавания декоративно-прикладного творчества в классах с углубленным изучением образовательной области «Искусство», рассказывают о работе по разным программам и учебникам, дают советы по использованию ИКТ на уроках по декоративно-прикладному творчеству).

В контент главной страницы сообщества входят также разделы: Новости; Творческие группы; Библиотека документов.

Раздел Новости в свою очередь делится на три подраздела:

- Новости сообщества (где освещаются различные организационные вопросы администрации и участников сообщества);

- Виртуальные выставки (на виртуальной экспозиции в предметных сообществах авторы выставляют свои творческие разработки по темам, выбранным участниками сообщества, предложенным администрацией портала. Работы обсуждаются общественными экспертами (зарегистрированными пользователями портала) и оцениваются независимыми экспертами из числа педагогов высокой квалификации, хорошо владеющих ИКТ-умениями);

- Виртуальные конкурсы (конкурсы мультимедийных работ по декоративно-прикладному творчеству, проводимые порталом «Сеть творческих учителей»). Виртуальные выставки и конкурсы являются одними из самых масштабных общепортальных мероприятий. По итогам независимой экспертизы авторы работ награждаются дипломами победителей и свидетельствами участников. В результате информационно-образовательная база сообщества пополняется новыми качественными материалами.

Для повышения ИКТ-компетентности педагогов декоративно-прикладного творчества в сообществе создаются Творческие группы, работающие над различными проблемами, например: Геометрические основы узоров народного творчества; Образ Жар-птицы в прикладном народном творчестве; Видовое многообразие орнаментов резных наличников деревянных построек. Материалы, созданные такими группами, пополняют библиотеку сообщества, которая является одним из главных результатов деятельности участников.

Библиотека документов содержит в себе множество работ различного характера и имеет

несколько разделов. Так, раздел Интернет - учителю декоративно-прикладного творчества делится на подразделы: ресурсы сети Интернет; обзор программной продукции; персональный сайт педагога декоративно-прикладного творчества.

Электронная медиатека ДПТ является одним из значимых разделов библиотеки документов, направлена на использование информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании художественно-эстетического воспитания сельских школьников средствами декоративно-прикладного творчества.

Раздел Мастер-классы по народному творчеству содержит алгоритмы пошагового выполнения произведений декоративно-прикладного искусства.

В разделе Видеоуроки по декоративно-прикладному творчеству представлено видео разработки педагогов по народным ремеслам.

Программно-методическое сопровождение занятий народным творчеством является разделом, многие материалы которого, представленные в компьютерном варианте (методические находки, организация элективных курсов, контрольные и самостоятельные работы, тесты, материалы для кружковой работы, различные программы), оказывают практическую помощь педагогам в проведении занятий.

Временно размещенные в разделе Новые работы учителей материалы, подлежащие общественной экспертизе и по прошествии определённого времени утвержденные, будут перемещены в постоянные разделы.

Самый крупный раздел библиотеки - Материалы для занятий народным творчеством -предназначается для разработок уроков по декоративно-прикладному творчеству с использованием ИКТ.

В нижней части главной странички виртуального сообщества размещается раздел Опросы, позволяющий администраторам сообщества проводить экспресс-опросы его участников по наиболее важным аспектам функционирования объединения.

Приведённая выше детализация составляющих информационного контента веб-страницы виртуального сообщества «От народных ремёсел - к духовным идеалам культурного наследия» не является обязательной и неизменной, напротив, чем она вариативнее, чем чаще она видоизменяется, тем больше шансов достичь высокоэффективной и глубоко творческой взаимно обусловленной деятельности участников сообщества. А это позволит повысить профессиональную компетентность учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

Виртуальное сообщество учителей сельских школ «От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия»

Рис. Модельное представление сетевого взаимодействия учителей сельских школ в рамках виртуального сообщества «От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия»

Список литературы

1. Гусев Д.А. Особенности подготовки учителей сельских школ // Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 144-145.

2. Гусев Д.А., Зайкин М.И. Модель сетевого взаимодействия учителей сельских школ в приобщении школьников к декоративно-прикладному творчеству // Образование в Кировской области. Научно-методический журн. 2011. № 3 (19). С. 19-22.

3. Зайкин М.И. Обучение в малочисленных классах // Советская педагогика. 1990. № 2.

4. Зайкин М.И., Арюткина С.В., Статуев А.А. и др. Виртуальный класс в дополнительном образова-

нии сельских школьников: Учебн.-методич. пос. Арзамас: АГПИ, 2008.

5. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. 2013. № 5. С. 39-42.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

7. Сеть творческих учителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.it-n.ru/

8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ в. / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1998.

RAISING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF RURAL SCHOOL TEACHERS IN THE USE OF ICT AT THE CLASSES OF DECORATIVE AND APPLIED ART

D.A. Gusev

The article describes the model of network cooperation of teachers that contributes to the improvement of professional competence in the use of ICT at decorative and applied art classes in rural schools. The values and priorities of children's education in rural community are analyzed, the role and significance of decorative and applied art in the development of spirituality is revealed.

Keywords: teacher, rural school, competence, ICT, decorative and applied art, virtual community.

References

1. Gusev D.A. Osobennosti podgotovki uchitelej sel'skih shkol // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 3. S. 144-145.

2. Gusev D.A., Zajkin M.I. Model' setevogo vzai-modejstvija uchitelej sel'skih shkol v priobshhenii shkol'ni-kov k dekorativno-prikladnomu tvorchestvu // Obrazovanie v Kirovskoj oblasti. Nauchno-metodicheskij zhurn. 2011. № 3 (19). S. 19-22.

3. Zajkin M.I. Obuchenie v malochislennyh klassah // Sovetskaja pedagogika. 1990. № 2.

4. Zajkin M.I., Arjutkina S.V., Statuev A.A. i dr. Vir-tual'nyj klass v dopolnitel'nom obrazovanii sel'skih shkol'ni-kov: Uchebn.-metodich. pos. Arzamas: AGPI, 2008.

5. Gusev D.A. Innovacionnye obrazovatel'nye resursy sel'skoj shkoly v kontekste realizacii FGOS // Nachal'naja shkola. 2013. № 5. S. 39-42.

6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». M.: Prospekt, 2013. 160 s.

7. Set' tvorcheskih uchitelej [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.it-n.ru/

8. Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. / Sost. P.A. Lebedev. M.: Pedagogika, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.