Научная статья на тему 'Школа-хозяйство как условие формирования личности продуктивного типа'

Школа-хозяйство как условие формирования личности продуктивного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / INDUSTRIAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / COUNTRY SCHOOL / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАСЛЕДИЕ МАКАРЕНКО / THE MAKARENKO'S HERITAGE / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / FARM / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CULTURE / LABOUR EDUCATION / EMPLOYMENT ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

В данной статье говорится о перспективах развития сельской школы, делается акцент на трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства, всех учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FARM-ORIENTED SCHOOL AS A CONDITION FOR THE INDIVIDUAL EFFICIENCY FORMATION

The article considers the perspectives of the country school development and discusses the importance of the labour education. The author explains the specific life of the country people which value is agriculture labour. The Kulish school developed a system of labour education according to A. S. Makarenko’s traditions. Such a system made it possible to involve all pupils into a process of the co-operative activity, particularly, into farming.

Текст научной работы на тему «Школа-хозяйство как условие формирования личности продуктивного типа»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto»: транспорт, общество, образование, язык №3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 373.1.013

ББК 74.200.52

Н503

Т. Н. Немирич д. Кулиш, Чунский район Иркутская область, Россия

ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОДУКТИВНОГО ТИПА

В данной статье говорится о перспективах развития сельской школы, делается акцент на трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства, всех учеников.

Ключевые слова: производственное воспитание, социальная компетентность, сельская школа, подросток, производственная деятельность, наследие Макаренко, подсобное хозяйство, трудоустройство, экология, нравственная культура

T.N. Nemirich Chunskiy district, v.Kulish Irkutsk region, Russia

FARM-ORIENTED SCHOOL AS A CONDITION FOR THE INDIVIDUAL EFFICIENCY FORMATION

The article considers the perspectives of the country school development and discusses the importance of the labour education. The author explains the specific life of

© Немирич Т.Н., 2014

the country people which value is agriculture labour. The Kulish school developed a system of labour education according to A. S. Makarenko's traditions. Such a system made it possible to involve all pupils into a process of the co-operative activity, particularly, into farming.

Key words: labour education, social competence, country school, teenager, industrial activity, the Makarenko's heritage, farm, employment assistance, ecology, moral culture.

Пройдёт немного времени и к управлению страной придут люди, которые сегодня сидят за школьными партами. Будущее российского села зависит от целей и ценностей подрастающих в селе поколений молодых людей. От подготовки молодежи к сельскохозяйственному труду зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российской деревни. Сельскохозяйственное образование должно стать обязательным компонентом общего среднего образования на селе.

Роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении социально-трудовой и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села очевидна и неоспорима.

Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Ей присущи все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие. Сейчас эта проблема без преувеличения становится проблемой национальной безопасности.

Кулишская школа-хозяйство - частица реальной жизни, школа продуктивного типа, где ученик не готовится к труду и жизни, а воспитывается трудом. В этой школе ученику даются ответы на вопросы, которые выдвигает ему жизнь,

формируются такие качества личности, как жизнеспособность, трудолюбие, ответственность, организованность, любовь к крестьянскому труду.

Следуя традициям А. С. Макаренко, в школе была разработана целостная система трудового воспитания, включающая всех школьников в производительный сельскохозяйственный труд.

Цель программы - привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества и включить их в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем своими собственными силами.

Производственный сельскохозяйственный труд был представлен одним из системообразующих подходов, положительно влияющих на формирование личности современного школьника.

Школой были реализованы следующие поставленные задачи:

1. Создано детско-юношеское образовательное производство;

2. Обновлен образовательный процесс школы, позволивший подростку сельской школы:

- получить возможность самоутверждения в значимых для него и региона сферах деятельности;

- освоить информационные и иные способы интеллектуальной и производственной деятельности для проектирования своей будущей деятельности;

Лучшие традиции воспитания в Кулишской школе - это формирование соответствующих качеств личности через участие воспитуемого в реальной жизнедеятельно сти.

В нашем понимании не только социальная среда (особенности экономики, политики, социальной структуры общества), но и школьная микросреда (характер взаимоотношения между учителем и учеником, отношение к знаниям, труду и творчеству), оказывают значительное влияние на развитие личности, формирование особенностей ее духовного мира. Если школа даёт ребенку примеры уважительного, гуманного отношения к человеку, если она демонстрирует примеры творческого решения жизненно важных для него проблем и, являясь носителем культурно-исторических традиций народа, действует в русле само-

управления и сотрудничества, то она способна привносить в жизнь каждой семьи и всего сельского социума дух творчества и служить созидательным импульсом. Именно от такой школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, расширении кругозора. Школа, успешно интегрированная в производственную, социальную и культурную жизнь села, невольно становится:

• организатором социально-педагогической и социокультурной деятельности, которая помогает преодолеть отчужденность детей и родителей (младшего и старшего поколений), возвращает к извечной крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;

• инициатором социальной работы с детьми и их семьями, в целях защиты и охраны детства, своевременной социально-психологической помощи всем группам сельского населения;

• институтом допрофессиональной и профессиональной подготовки, работающим в русле подготовки ребенка к жизни на селе;

• институтом поддержки детских и молодежных объединений села, играющих важную роль в личностном и социальном становлении ребенка.

• Говоря о перспективах развития сельской школы, приходится делать акцент на трудовом воспитании учащихся. Такой «крен» объясняется спецификой жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Занятость населения преимущественно в сельскохозяйственном производстве всегда определяла потребность сельских детей в специфических знаниях, умениях и навыках, которыми, кстати, их способна вооружить система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе. К сожалению, при обсуждении концепции реформирования отечественного образования наше педагогическое сообщество уделяет недостаточно внимания этому существенному вопросу. На первом месте остается - компьютеризация, тестирование, «натаскивание» школьников на ЕГЭ и некоторые другие чисто технологические аспекты, тогда как о необходимой на селе допофессиональной и профессиональной подготовке молодежи речи фактически не идет. Это может привести к тому, что основная

масса сельского населения в скором будущем будет не способна себя обеспечить необходимым продовольствием.

• Современной общественности следовало бы осознать, что школа — фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития села. Какие же идеи концептуального характера могут быть положены в основу развития нашей школы? Приведем важнейшие из них:

• сельское образование имеет свою специфику, суть которой заключается в подготовке учащихся к жизни на селе;

• сельская школа является важным компонентом системы непрерывного сельскохозяйственного образования;

• модернизация содержания школьного образования на селе может дать эффект лишь во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села;

• сельскохозяйственное образование (пусть в минимальном объеме) является неотъемлемой частью основного и общего среднего образования;

• подготовка школьников к сельскохозяйственному труду должна рассматриваться как разновидность вариативного образования на селе;

• равноценность предметно-профильной и профессионально-профильной подготовки сельских школьников составляет особенность профильного обучения на селе;

• развитие сельхозпроизводства, социокультурной, образовательной, досу-говой деятельности на базе школы следует рассматривать как направления развития конкурентоспособности юных селян.

• Исторический, да и современный опыт позволяют сделать вывод о том, что стать движущей силой социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может не за счет технологических инноваций типа компьютерных классов, а лишь при условии создания неких приоритетов в воспитательной работе. Педагогам сельской школы следует обратить особое внимание на:

• воспитание детей и молодежи в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле-кормилице и к труду (так было испокон веков);

• формирование конкурентоспособной личности на основе изучения крестьянских (религиозно-нравственных и демократических) ценностей;

• вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками необходимыми для жизни в агросоциуме;

• подготовку учащихся к успешной деятельности в условиях многоукладной экономики;

• осуществление допрофессиональной либо профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;

• формирование мотивации к успешной деятельности в условиях села;

• организацию социально-педагогической работы с детьми, подростками, молодежью и семьями;

• выдвижение и реализацию проектов и программ, способствующих обустройству населения, решению его культурных, экологических, социальных проблем;

• предоставление базы для организации семейного и молодежного досуга.

Решая столь сложные задачи, школа должна будет налаживать добрососедские и деловые связи с производственными объединениями и социокультурными объектами села. Чтобы у читателя не возникло ощущение о полной оторванности автора изложенных идей от жизненных реалий, остановимся на опыте Кулишской школы. Здесь уже с 90-х годов развернулась активная социально-педагогическая деятельность, направленная на минимизацию последствий кризиса, которым было поражено общество. Прежде всего, следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось включить в процесс созидательной деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства, всех учеников. С участием ребят было разработано пять проектов, четыре из которых вскоре были признаны социально значимыми и получили материальную поддержку на

областном уровне. Основная деятельность была развернута по направлениям, которые сами школьники считали очень важными, а именно:

• «Как нам сохранить село», «Быть вместе, не рядом; участвовать, а не наблюдать» (эти два проекта, в основном были рассчитаны на оказание помощи ветеранам, людям пожилого возраста);

• «Парк радости и надежды» (благоустройство пришкольного участка для организации совместного досуга взрослых и детей);

• «Я в хозяева пойду, пусть меня научат!» и «Юный птицевод» (эти программы направлены на реализацию молодежной политики села);

• «Давайте дружно жить да здоровьем дорожить!», «Пусть в реке текут чистые воды и плывут гусей хороводы» (пропаганда принципов здорового образа жизни среди молодежи, экологическая проблематика).

Задачи, решаемые по линии проектной деятельности, конечно же, не ограничивались пусть и благородными, но чисто утилитарными целями благоустройства территории школы или села. Как и положено педагогам, мы старались помнить и о проблемах воспитания гражданина ответственного за свою малую родину, о необходимости улучшения духовно-нравственной атмосферы села. Хочется особо сказать об одном важном начинании, без которого невозможной оказалась бы реализация намеченных нами целей: у нас в школе было создано свое подсобное хозяйство. Уже два десятилетия наши учащиеся в его рамках овладевают навыками сельскохозяйственного труда и одновременно учатся науке бесконфликтного взаимодействия.

Для объективной оценки эксперимента, проводимого в нашей школе, были выработаны критерии его успешности:

• степень удовлетворенности детей, родителей и педагогов работой школы;

• наличие позитивной мотивации к учебному и производительному труду, получению будущей профессии;

• увеличение производительности и повышение качества производимой продукции;

• повышение успеваемости и воспитанности учащихся, стремление к саморазвитию;

• участие учащихся в конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня;

• участие родителей (совместно с детьми) в школьных делах;

• укрепление материально-технической базы школы как центра профессиональной подготовки.

На сегодняшний день именно образование — «локомотив», который способен «вытащить» российское село из затяжного кризиса.

В результате экспериментальной деятельности по модернизации технологического образования сельской общеобразовательной школы сформулированы рекомендации по совершенствованию технологического образования. Процесс технологического образования в сельской общеобразовательной школе станет эффективным, если:

• будет сформирована принципиально новая модель учебного плана сельской школы, существенно отличающаяся от учебного плана городской школы, учитывающая образовательные потребности учащихся, поступающих в высшие учебные заведения и получающих рабочие сельскохозяйственные профессии на базе школы;

• в сельских муниципальных образованиях будут созданы ресурсные центры с целью начальной профессиональной подготовки старшеклассников и неработающей молодёжи сельского микросоциума, переподготовки кадров в форме различных информационных сред;

• на уровне области, муниципалитетов и предприятий АПК будет организационно и материально поддерживаться производственно-предпринимательская деятельность школьных трудовых объединений учащихся:

• доходы от производительного труда школьников (включая заработную плату учащихся) будут освобождены от налогов;

• при достаточном обеспечении сельскохозяйственным оборудованием школы могут в полном объёме удовлетворить потребность образовательных учреждений в овощах в течение всего учебного года, получать прибыль от ве-

дения производственной деятельности, обеспечивать рабочими местами подростков в летний каникулярный период, обеспечивать связь теоретических знаний учащихся с практическими навыками, необходимыми сельскому жителю.

Необходимо также просчитать экономическую целесообразность начальной профессиональной подготовки старшеклассников на базе общеобразовательных школ, учитывая:

- материальную оснащённость процесса подготовки школьников рабочим специальностям;

- введение в штат общеобразовательных школ мастеров производственного обучения с изменением условий оплаты их труда.

Использование опыта Кулишской основной школы может принести значительную пользу любой сельской школе в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.