Научная статья на тему 'Сельская школа как фактор оздоровления социальной среды'

Сельская школа как фактор оздоровления социальной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ПОДРОСТОК / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАСЛЕДИЕ МАКАРЕНКО / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / HERITAGE OF A. MAKARENKO / LABOR EDUCATION / SOCIAL COMPETENCE / RURAL SCHOOL / A TEENAGER / SUBSISTENCE FARMING / EMPLOYMENT / ENVIRONMENTAL CULTURE AND MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

Роль школы, в которой закладываются основополагающие «кирпичики» человеческого капитала, неоценима, особенно на селе, где зачастую она является единственным культурным центром. Сельская школа способна выявить и развить способности подростка, воспитать в нем инициативность, настойчивость, предприимчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская школа как фактор оздоровления социальной среды»

Библиографический список

1. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]. — М. : Просвещение, 2010. — 40 с.

2. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы [Текст] / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — М. : Просвещение, 2010.

— 80 с.

3. Крючек, Н. А. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Н. А Крючек, С. К. Миронов, Б. И. Мишин — М. : Дрофа, 2005. — 80 с.

Немирич Татьяна Николаевна

Директор МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунский район, Иркутская область, Россия

УДК 373.1.013.

ББК 13.00.01

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Роль школы, в которой закладываются основополагающие «кирпичики» человеческого капитала, неоценима, особенно на селе, где зачастую она является единственным культурным центром. Сельская школа способна выявить и развить способности подростка, воспитать в нем инициативность, настойчивость, предприимчивость.

Ключевые слова: трудовое воспитание; социальная компетентность; сельская школа; подросток; производственная деятельность; наследие Макаренко; подсобное хозяйство; трудоустройство; экологическая культура; нравственная культура.

RURAL SCHOOL AS A FACTOR OF HEALTHY SOCIAL

ENVIRONMENT

The role of school, which makes the basic «building blocks» of human resources, is invaluable, especially in rural areas, where school is often the only cultural center. The rural school can identify and develop the capacities of an adolescent, to form his creativity persistence and initiative.

Key words: labor education; social competence; rural school; a teenager; heritage of A. Makarenko; subsistence farming; employment; environmental culture and moral culture.

Системный кризис в 90-х г.г. XX в., привел к повышению уровня тревожности, распространению фаталистических установок, общему снижению благополучия многих групп населения. Ослабление роли семьи приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Среди части молодежи наблюдаются иждивенческие

настроения, преклонение перед материальными благами, антиобщественное поведение, преступность.

В связи с тем, что в образовательном пространстве России сельская школа занимает весомое место — 70,4% от числа всех общеобразовательных школ

— в многообразном комплексе влияния на ребенка она выделяется в числе наиболее активно действующих факторов.

Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

Подобная ситуация заставляет рассматривать школу как одну из главных сред жизнедеятельности человека, где ребёнок получает базовые знания, где формируются нравственно-духовные основы его личности. В данном контексте именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для полноценного развития личности.

В сельском социуме личность школьника вступает во взаимодействие с окружающей средой. В ней (в этой среде) можно выделить несколько сфер, различных по характеру своего влияния, имеющих различные воспитательные возможности. Это социально-педагогическая среда, окружающая школьника там, где они учатся и живут, природная среда, семейно-бытовая среда, среда детского коллектива, школьная среда, трудовая среда. Все компоненты социальной среды, окружающей личность школьника, в общем значении неравноценны, но в индивидуальном воздействии каждый из них может стать фактором, стимулирующим развитие личности в определенном направлении.

В данной работе над: социальной средой понимается не только общество в целом (его экономика, политика, социальная структура), но и особенности школьной микросреды (такие ее элементы, как школьный учитель, школьная атмосфера, характер взаимоотношений между учителем и учеником, культ книги, знаний, формы общения, дух творчества, созидания/познания — все это оказывает значительное влияние на развитие личности, формирование особенностей ее духовного мира).

Если школа является примером уважительного, гуманного отношения к ребенку, его семье, творческого подхода к развитию его интересов, если она пронизана идеями свободы мысли, самоуправления и сотрудничества, наполнена атмосферой творческого поиска и созидания, является носителем культурно-исторических традиций народа, духовных ценностей нации, тогда она привносит в жизнь каждой семьи, дух творчества, гуманизма, энергию созидания, духовное начало.

Когда школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню «возвышается» над окружающей ее микросредой, тогда она позитивно влияет на культурное развитие села. Когда школа обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, тогда она работает в режиме саморазвития.

В первом и во втором случае сельскую школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от школы идут в среду позитивные импульсы культурной жизни. Именно от школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. Когда школа полностью интегрируется в производственную, социальную, культурную жизнь села, она становится педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни.

Школа на селе призвана компенсировать работу, возможно отсутствующих институтов по формированию гармоничной личности и выступает в следующем качестве:

- как организатор социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей (старшего и младшего поколений), восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»;

- как инициатор социальной работы с детьми и их семьями, сознавая необходимость защиты и охраны прав детей, своевременной социальнопсихологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей;

- как базовый институт допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки, рассматривая эту работу как важное звено подготовки ребенка к самостоятельной жизни на селе;

- как институт поддержки детских и молодежных объединений села, понимая важную роль детского сообщества в полноценном личностном и социальном становлении ребенка.

Повышенное внимание сельской школы к вопросам трудового воспитания и обучения школьников обусловлено спецификой образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого является труд на земле. Занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях, умениях и навыках, которыми и вооружала сельского ученика система трудового воспитания и трудовой подготовки в школе. А поскольку сегодня на базе бывших аграрных предприятий, колхозов и совхозов разворачивать какую-то систему роста по причине их недееспособности невозможно, — именно школа должна стать носителем новшеств, должна в самой своей структуре вооружать подростка сельской школы видением, способами, идеологией качественной жизни на селе.

К сожалению, при обсуждении концепции реформирования отечественного образования педагогическое сообщество уделяет недостаточно внимания трудовому воспитанию и производственной практике. На первом месте — компьютеризация, ЕГЭ, тестирование, другие технологические аспекты, тогда как об отрыве образования от практических потребностей молодежи речи фактически не ведется. И, возможно, школа в недалёком будущем будет существовать при таких обстоятельствах, когда сельский житель не сможет себя прокормить. А это уже вопрос деградации культурной составляющей.

Какие концептуальные идеи могут быть положены в основу развития сельской школы как фактора социально-экономического и духовнонравственного развития села? Выделим главные:

- Сельское образование имеет свою специфику, суть которой заключается в подготовке учащихся к жизни и труду на селе.

- Сельская школа является важным компонентом системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

- Модернизацию содержания школьного образования на селе необходимо осуществлять во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села.

- Сельскохозяйственное образование (пусть в минимальном объеме) является неотъемлемой частью основного и общего среднего образования на селе.

- Разноуровневая подготовка школьников к сельскохозяйственному труду рассматривается как принцип вариативного образования на селе.

- Равноценность предметно-профильной и профессионально-профильной подготовки сельских школьников составляет особенность профильного обучения на селе.

- Развитие на базе школы сельхозпроизводства, социокультурной, образовательной, досуговой деятельности рассматриваются как перспективные направления повышения влияния школы на жизнь сельских сообществ.

Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-

экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

В деятельности сельской школы для оздоровления социальной среды приоритетными должны быть:

- воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

- формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

- вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

- подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

- осуществление профессионально-профильной и предметно-профильной подготовки учащихся; допрофессиональной либо профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;

- формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

- организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

- выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

- предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.

Решить столь сложные задачи школа может при условии интенсификации связи и с производственными, и социокультурными объектами социума.

Подробнее остановимся на опыте Кулишской школы в развёртывании социально-педагогической работы, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса.

Применив дальновидную политику при экономическом хаосе 90-х г.г. XX в., коллектив школы, включив в непрерывный образовательный процесс соответствия содержания образования потребностям личности, многоукладной экономике села, интересам сельской семьи, тем самым сохранил школу. И в XXI в. школа вошла в обновленном виде.

Следуя традициям А.С. Макаренко, в школе была разработана целостная система трудового воспитания, включающая всех школьников в производительный сельскохозяйственный труд.

Цель программы — привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества и их включение в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем своими собственными силами.

Было разработано пять социальных проектов, из которых четыре были признаны социально значимыми и получили материальную поддержку. Средства были направлены на улучшение жизни в школе и на изменение ситуации в микрорайоне по месту жительства.

Учащимися разработаны и реализованы проекты «Как нам сохранить село», «Быть вместе, не рядом; участвовать, а не наблюдать», рассчитанные на оказание помощи ветеранам, людям пожилого возраста, всем тем, кому нужна помощь. Еще один проект «Парк радости и надежды» — предусматривал благоустройство пришкольного участка, где можно проводить совместный досуг взрослых и детей. Проект «Я в хозяева пойду, пусть меня научат» и «Юный птицевод» направлены на реализацию молодежной политики села, проекты «Давайте будем жить все дружно, здоровьем нашим дорожить», «Пусть будут на речке чистые воды, и плавают в ней гусей хороводы» — на решение экологических проблем села.

Главная цель всех проектов — реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе. Разработка и реализация социальных проектов позволила школьникам проявить себя в культурной, оздоровительной, просветительской деятельности на пользу обществу, в благоустройстве и эстетическом оформлении территории школы и села.

А самое главное — было создано подсобное хозяйство школы для формирования социальной компетенции учащихся через вовлечение в производительный сельскохозяйственный труд. Производственная деятельность, безусловно, расширяет возможности социальной адаптации учащихся. Ребята овладевают не только практическими умениями и навыками — развивается личность воспитанника. В производственном труде укрепляются его способ-

ности адаптироваться в социуме благодаря коммуникативным качествам, приобретаемым в трудовом общении.

Таким образом, производственный сельскохозяйственный труд был представлен одним из системообразующих подходов, положительно влияющих на формирование личности современного школьника.

Школой были реализованы, поставленные задачи:

- Создана база сельскохозяйственного труда в условиях сельской школы.

- Организовано совместное социально-партнерское, учебнопроизводственное хозяйство на основе юридически грамотных трудовых договоров между хозяйствующими субъектами района.

- Обновлен образовательный процесс школы, позволивший подростку сельской школы: получить возможность самоутверждения в значимых для него и региона сферах деятельности; освоить информационные и иные способы интеллектуальной и производственной деятельности для проектирования своей будущей деятельности; компетентно проектировать свои толерантные взаимоотношения в процессе совместного труда с различными категориями участников учебы и производства.

Итоговым результатом эксперимента стала разработка современных рациональных путей управления образовательным процессом, определено содержание и организационные формы качественного образования, направленного на удовлетворение потребностей в самореализации, самовыражении в условиях сельских рыночных отношений.

Показателями результативности работы служат:

- Удовлетворенность детей, родителей и педагогов итогами работы школы.

- Позитивная мотивация к учебному и производительному труду и будущей профессии, наличие цели в жизни, ценностные ориентации школьников, стремление к саморазвитию.

- Увеличение производительности и повышение качества производимой школой продукции.

- Повышение уровня обученности и воспитанности учащихся.

- Успешность участия в конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня.

- Активное участие школьников совместно с родителями в делах всего социального окружения школы.

- Укрепление материально-технической базы школы как центра агроориентирования и профилирования.

Диапазон творческого применения идей А.С. Макаренко в трудовом воспитании в наши дни исключительно широк, поэтому опыт по трудовому воспитанию школьного коллектива Кулишской основной школы принесет несомненную пользу любой сельской школе в практической реализации задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Коробков, А. Е. Проблема воспитания сельских школьников по месту жительства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Е. Коробков. — М., 1970. — 26 с.

2. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 36-44.

3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Стефановская. — М. : Изд-во «Совершенство», 1998. — 368 с.

4. Павлова, М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность [Текст] : учеб. пособие / М. П. Павлова. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1980. — 287 с.

5. Фурсенко, А. А. Новая форма итоговой аттестации выпускников школ, 2009. URL: http://socrat.info/index.php/news/659 (дата обращения: 12.10.2009).

6. Ямбург, Е. А. Педагогическая философия адаптивной модели школы [Текст] / Е. А. Ямбург // Мир образования. — 1996. — № 6. — С. 56-64.

Дуисеева Наталья Семеновна

Учитель начальных классов, преподаватель педагогики МОУ СОШ №4, г. Саянск, Россия

ББК 74.202.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье дается подробное описание системы организации учебноисследовательской деятельности учащихся младшей школы, выявляется сущность исследовательской тактики и поведения ребёнка, а также роль исследовательской деятельности в развитии личности ребенка и в формировании его стиля жизни.

Ключевые слова: исследование; исследовательская компетентность; исследовательское поведение; эксперимент; научно-исследовательская деятельность.

REALISATION OF EXPLORATORY ACTIVITY AS THE CONDITION OF YOUNG SCHOOL CHILDREN’S EDUCATION

In this article there is detailed definition of system of scholastic-exploratory activity's organization of younger school children, is revealled the essence of exploratory tactician and behaviour of child, and the role of activity in development of the personality and in shaping of stile of life.

Key words: study; exploratory competence; exploratory behaviour; experiment; research activity.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.