18. Можно предложить детям собрать цыплят для мамы-курицы, утят для мамы-утки, гусят для мамы-гусыни. У кого получилась самая большая семейка - тот победил. Здесь закрепляется знание домашних птиц, названия птенцов, сочетание имён существительных с числительными - 1 утёнок, 2 утёнка, 5 утят и т.д.
19. Дети помогают Белоснежке одеть гномов. Ребята вырезают колпачки, курточки и «надевают» на гномов. Согласование имён существительных и прилагательных в роде: «Я надел зелёную курточку и зелёный колпачок».
Таким образом, внутреннее мотивированное поведение ребёнка позволяет достичь наилучших результатов в работе, и роль педагога заключается в том, чтобы направлять активность ребёнка в процессе деятельности.
В дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду. На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя. Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения с взрослыми, то в старшей для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. Педагогу необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности. Несмотря на то, что данная система поощрения в нашей группе апробируется недавно, уже видны первые положительные результаты. У детей повысилась активность работы на занятиях; у некоторых ребят расширилась сфера познавательных интересов; дети стараются сдерживать свои отрицательные эмоции, пытаются договариваться при разрешении конфликтов. Больше детей стало приносить в группу свои работы, выполненные дома самостоятельно или вместе с родителями. Родители стали более активно интересоваться жизнью ребёнка в детском саду, предлагать свою помощь педагогам.
Внимание: опыт Немирич Татьяна Николаевна
Директор МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунский район, Иркутская область, Россия
УДК 373.1.013.
ББК 13.00.01
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД
В статье рассмотрены рациональные педагогические пути социальной компетентности подростка сельской школы и определены содержание и организационные формы качественного профильного образования, направленного на удовлетворение потребностей школьников в выборе профессии.
Ключевые слова: социальная компетентность; сельская школа; производственный труд.
FORMATION OF ADOLESCENT SOCIAL COMPETENCE IN RURAL SCHOOLS AND AGRICULTURAL PRODUCTION LABOUR
The article deals with the rational pedagogical ways of adolescent social competence in rural schools and determines the content and organizational forms of specialized education quality aimed at meeting the students’ needs in choosing a profession.
Key words: social competence; rural schools; production labour.
За последнее десятилетие в ходе социально-культурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились социальные условия образования и воспитания, перехода от мира детства к миру труда и профессии. Одновременно изменились цели и способы учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Труд учащегося, включенный в систему образования, является условием его разностороннего развития и средством подготовки к жизни и трудовой деятельности.
В условиях школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, стремления применять знания на практике;
- подготовка к сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе;
- воспитание высоких моральных качеств: трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости, деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом ближайших, средних и дальних перспектив;
- развитие организаторских способностей: умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь;
- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Содержание трудового воспитания определяется задачами, хозяйственноэкономическими факторами, производственными условиями района, края, возможностями и традициями школы и т.д. Содержательную основу трудо-
вого воспитания школьника составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно-полезный труд и производительный труд. Физический труд характеризуется такими признаками, как целесообразность, производительность, творческая направленность, удовлетворенность результатами.
Производственный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производственном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, познание смысла экономики и хозяйствования. Выделим следующие формы производственного труда:
- производственные бригады школьников;
- производственные отряды;
- занятие предпринимательской деятельностью и работа по найму.
При этом ожидаемыми результатами трудового воспитания будут: психологическая и практическая готовность учащихся к труду; проявление интересов, наклонностей и развитие способностей учащихся; сформированность общественно направленного отношения к труду; включенность учащихся в посильный производственный и общественно полезный труд. К.Д. Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута, подчёркивал, что воспитание должно приготовлять к труду жизни [Стефанов-ская, 1998]. В современных условиях истинно то, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек, его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в жизни человека.
Российская сельская школа была и останется тем социальным институтом, на который при любом общественном строе, в любых социальноэкономических условиях возложена миссия подготовки новых поколений аграриев. Сейчас эта проблема становится, без преувеличения, проблемой национальной безопасности.
Вместе с тем современная сельская школа функционирует, не имея государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в агросоциуме. В современном обществе социальный заказ сельской школе формируется не только государством, но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом. Большинство субъектов сельских сообществ заинтересованы в таком воспитании личности, которое ориентировало бы ее на созидательную, преобразующую деятельность в социуме, и в таком ее образовании, которое бы вооружило знаниями, необходимыми для жизни в агросоциуме.
Стратегия личностного развития подростков в современной сельской школе направлена на разрешение следующих противоречий:
- между потребностью сельских подростков в интенсивном личностном развитии (самоактуализация, самореализация, самопрезентация) и отсутствием разнообразия возможностей удовлетворения этой потребности;
- между необходимостью личностностного развития подростков в сельской школе и недостаточным научным обоснованием реализации этого процесса в условиях воспитывающей среды сельской школы с учетом современного социально-экономического состояние села;
- между возможностью реализации научно обоснованных подходов к разработке стратегии личностного развития подростков в современной сельской школе и практическим отсутствием исследований по данной проблеме.
Концентрируя педагогические идеи, анализируя опыт прошлого, внедряя инновации настоящего, современная сельская школа в стратегии личностного развития подростков ориентируется:
- на расширение социальных связей, взаимодействие с окружающей средой;
- на укрепление физического, нравственного, психического здоровья подростков;
- на формирование опыта субъектной самореализации подростков;
- на сохранение и развитие лучших традиций сельского социума, социально-педагогическую поддержку семьям, другим социальным категориям граждан;
- на организацию социально-ориентированной деятельности по внедрению позитивного образа сельской жизни, развития взаимопомощи, сотрудничества, уважительного отношения к себе, другим, к истории и культуре сельского социума.
Воспитание заботливого хозяина своей земли, грамотного специалиста своего дела было и остаётся стратегической целью сельской школы. Ее достижение возможно только на основе включения учащихся в реальные производственные процессы; формирования личностных качеств, обеспечивающих учащимся готовность к осознанному выбору и освоению профессиональной деятельности, успешную социализацию и адаптацию в обществе; формирования у учеников творческой и активной позиции в личной и общественной жизни на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Использование потенциала трудовой деятельности учащихся в воспитательном процессе всегда выделялось как специфическая черта сельской школы. Изменение производственных отношений в обществе не уменьшилось, а лишь видоизменило её значимость и поставило школу перед необходимостью поиска новых подходов к её организации.
Одним из важных средств социализации старшеклассников в нашем исследовании является сельскохозяйственный производственный труд на базе МОБУ ООШ №16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области. К производственному труду можно отнести участие в благоустройстве жилого массива, в сборе урожая, в производстве различных промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов и др.
Такой подход может обеспечить всестороннее выявление особенностей социализации старшеклассников. Процесс сельскохозяйственного производ-
ственного труда позволяет установить значение воспитательных возможностей, возникающих на его основе.
Производственный сельскохозяйственный труд в школьном хозяйстве позволяет включать подростка сельской школы в систему производственнотехнических, экономических, социально-бытовых, культурно-массовых отношений трудового коллектива. Старшеклассники непрерывно находятся в непосредственной связи с производством: видят его успехи, чутко фиксируют не только положительное отношение взрослых к своим трудовым обязанностям, к своему трудовому коллективу, товарищам по труду, но и имеющиеся недостатки в труде у взрослых: небрежное отношение к труду, недостаточную дисциплину.
Нами разработана программа по созданию в школе сельскохозяйственного производства через социальное проектирование. Цель программы - привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества и их включение в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем своими собственными силами.
Разработка и реализация социальных проектов позволила школьникам проявить себя в культурной, оздоровительной, просветительской деятельности на пользу обществу, в благоустройстве и эстетическом оформлении территории школы. В итоге было создано подсобное хозяйство школы для формирования социальной компетенции учащихся через вовлечение в производительный сельскохозяйственный труд.
Производственная деятельность, безусловно, расширяет возможности социальной адаптации учащихся. Ребята овладевают не только практическими умениями и навыками - развивается личность воспитанника. В производственном труде укрепляются его способности адаптироваться в социуме благодаря коммуникативным качествам, приобретаемым в трудовом общении.
Таким образом, мы полагаем, что организованный на базе школы производственный сельскохозяйственный труд в подсобном хозяйстве также может стать одним из основных методов формирования и развития социальной компетентности учащихся старших классов сельской школы.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что для формирования и развития социальной компетентности учащихся старших классов сельских школ и развития ключевых социально-ролевых компетенций, необходимо создавать в школе определенные педагогические условия, которые, прежде всего, позволят моделировать и проектировать реальные действия учащихся. Эти ситуации должны быть максимально приближенными к реальной жизни, то есть соответствовать контексту будущей социальной жизни и деятельности учащихся.
Библиографический список
1. Павлова, М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность [Текст] : учеб. пособие / М. П. Павлова. — М. : Изд-во «Высшая школа», 1980. - 287 с.
2. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 36-44.
3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Стефановская. — М. : Совершенство, 1998.-368 с.
Шумовская Альфия Г амировна
Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 37.011.31 ББК 74.5
ДНЕВНИК СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ)
В статье рассматривается сущность понятия «креативная компетентность» с позиции компетентностного подхода, описывается опыт использования «Дневника Креативного» как средства формирования креативной компетентности личности студента.
Ключевые слова: инновация, компетентностный подход; креативная компетентность личности; дневник креативного; креативный продукт.
STUDENT’S DIARY AS MEANS TO FORM CREATIVE COMPETENCE OF THE PERSON (TAKEN FROM WORK EXPERIENCE)
The article deals with the idea of the concept “creative competence” from the position of the competence-based approach, describes the experience of “Creative Diary” as means to form the creative competence of the student’s person.
Keywords: innovation; competence-based approach; creative competence of the personality; creative diary; creative product.
Инновационный этап развития общества предполагает формирование креативного человека, способного к свободному, творческому мышлению, самостоятельному генерированию и воплощению новых идеи и технологий. И это формирует заказ на подготовку в вузе будущих специалистов, обладающих креативной компетентностью. Обозначенный впервые в проекте «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» [Российское образование - 2020, 2009] термин «креативная компетентность» связан с актуальными на сегодняшний день подходами к подготовке специалистов нового времени.
В первую очередь, это соотносится с компетентностным подходом, который призван удовлетворять потребность владения не отдельными знаниями, умениями и навыками, а способностью их использовать для эффективных и продуктивных действий в различных ситуациях, достигая при этом высокого уровня личностного развития и опыта. Подготовка специалистов в рамках