Научная статья на тему 'Социализация учащихся средствами трудового обучения и воспитания. , культивирования национальных традиций'

Социализация учащихся средствами трудового обучения и воспитания. , культивирования национальных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / PUPILS'' SOCIALIZATION / LABOUR EDUCATION / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузаев Вилдар Шарифуллович

Статья рассказывает о нетиповой сельской школе (202 ученика) в селе Тюндюк Пермского края, месте компактного проживания татар и башкир, которая попыталась в современных (рыночных) условиях выработать и развить у учащихся сельской школы механизмы социализации на основе образовательной модели, учитывающей уже имеющийся опыт трудового воспитания, сохранившиеся национальные традиции, современные тенденции развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUPILS'' SOCIALIZATION BY MEANS OF LABOUR EDUCATION, NATIONAL TRADITIONS CULTIVATION

The article tells about the non-typical rural school (202 pupils) in the village of Tyundyuk, Perm region. It is the place of the compact living of Tatar and Bashkir. It has been attempted to work out and develop the socialization mechanisms of the rural school pupils in modern (market) conditions on the basis of the educational model that takes into account the existing experience of the labour education, remaining national traditions and modern trends of society development.

Текст научной работы на тему «Социализация учащихся средствами трудового обучения и воспитания. , культивирования национальных традиций»

УДК 371.4 ББК 74

Кузаев Вилдар Шарифуллович

аспирант

Пермский государственный педагогический универсистет

г. Пермь Kuzaev Vildar Sharifullovich Post-graduate Student Perm State Pedagogical University Perm

Социализация учащихся средствами трудового обучения и воспитания, культивирования национальных традиций Pupils' Socialization by Means of Labour Education, National Traditions

Cultivation

Статья рассказывает о нетиповой сельской школе (202 ученика) в селе Тюндюк Пермского края, месте компактного проживания татар и башкир, которая попыталась в современных (рыночных) условиях выработать и развить у учащихся сельской школы механизмы социализации на основе образовательной модели, учитывающей уже имеющийся опыт трудового воспитания, сохранившиеся национальные традиции, современные тенденции развития общества.

The article tells about the non-typical rural school (202 pupils) in the village of Tyundyuk, Perm region. It is the place of the compact living of Tatar and Bashkir. It has been attempted to work out and develop the socialization mechanisms of the rural school pupils in modern (market) conditions on the basis of the educational model that takes into account the existing experience of the labour education, remaining national traditions and modern trends of society development.

Ключевые слова: социализация учащихся, трудовое обучение и воспитание, национальные традиции.

Key words: pupils' socialization, labour education, national traditions.

В современной России требования к образованию определяются задачами ее перехода к демократическому обществу, рыночной экономике, необходимостью развития страны по инновационному пути. На решение этих задач ориентирована концепция модернизации российского образовании до 2010 года. Центральный её замысел состоит в выходе на индивидуализацию обучения, соединенного с процессом социализации учащихся в реальных условиях рыночных отношений, что должно повысить конкурентоспособность выпускников школы на рынок труда. Эту мысль подчеркнул А.Фурсенко в статье «О необходимых условиях предоставления качественного образования».[1]

Таким образом, школа стоит перед необходимостью ответа на новые духовно-нравственные и социально-экономические вызовы времени. Они определяются возрастанием значимости таких факторов, как: необходимость подготовки учащихся в быстроменяющихся условиях; роль коммуникативности и толерантности выпускников школы в связи со значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия; формирование к труду и смене трудовых ролей имея в виду уже идущие глубокие структурные изменения в сфере занятости и, учитывая прогнозируемые, динамичное развитие экономики страны и другое.

Обобщая изложенное, можно сказать, что для сильных функций в частности формирование социальных моделей поведение выпускника, включающих в качестве ядра высокую мотивацию достижения жизненного успеха, социальную, профессиональную и трудовую активность, осознание престижности здорового образа жизни и готовности к созданию семьи и воспитанию детей. Школа не способная отрефлексировать и адекватной перестройкой через механизмы инновационной деятельности ответить на вызовы социально-экономической среды и оказывается в роли отстающей.

Процесс развития школы запаздывает, наталкиваясь на ряд сложных проблем. Одно из них, обсуждаемая нами, определяется противоречиями между: содержанием общего среднего образования, сложившимся в эпоху социализма, и потребностями подготовки качественно иных трудовых ресурсов страны в условиях её включения в мировое разделение труда и жестокой экономической конкуренции; реальными образовательными потребностями молодых людей и их семей и существующим набором образовательных услуг, предлагаемых школой; потребностями самого образования в многообразии инновационных моделей, нацеленных на удовлетворение актуального запроса в его адрес и чрезвычайной ограниченностью, как количества, так и уровню качества их разработки в общеобразовательном пространстве страны.

Данная проблема еще более обостряется для специфически расположенных школ в местах компактного проживания этносов среди русскоязычного населения. Дело в том, что такие этнические группы, с одной стороны озабочены сохранением своих национальных традиций и национально-

культурной (в том числе и языковой) самоидентификации, а с другой необходимостью достижения эффективного взаимодействия (экономического, культурного и политического) социальными субъектами как внутри страны так и за её пределами. Именно в таких условиях находится Тюндюковская средняя общеобразовательная школа. Школа маленькая (202 ученика), расположена в селе Тюндюк в 10 километрах от районного центра с. Барда. Бардымский район является местом компактного проживания татаро-башкирского населения в Пермском крае. Население сохраняет свой язык (все жители билингвы), свои национальные традиции и уклад жизни. Школа дает качественное образование своим выпускникам и представляет собой заметное явление в образовании Пермского края. В этих условиях нами предпринято диссертационное исследование проблемы социализации учащихся. В ходе пилотных экспериментов нами была сконструирована модель сельской школы, эффективно выполняющей свою социальную функцию. Школа работает над выработкой и развитием у учащихся сельской школы механизмов социализации на основе образовательной модели, учитывающей уже опыт трудового воспитания, сохранившего национальные традиции, современные тенденции развития общества. Мы стараемся создать организационно-педагогические условия, моделирующие ключевые факторы функционирования человека в рыночном обществе и обеспечивающие успешную социализацию учащихся. Включение учащихся в условно-реальную модель социальных, межчеловеческих, экономических отношений на этапе обучения общеобразовательном учреждении является тем социальным тренажером, который активно развивает и формирует требуемые личностные качества и адаптационные механизмы.

Научная новизна заключается в попытке построить образовательную модель, интегрирующую традиционную для школы учебную деятельность и существенно новую деятельность, обеспечивающую органичное включение воспитывающего коллектива школы в систему социально - производственных отношений по рыночной схеме. Существенной характеристикой данного нововведения является включение семьи ученика в качестве реального партнера школы важного компонента производственных отношений.

Практической значимостью нашего эксперимента является то, что предполагаемая модель обеспечивает национальную идентификацию ученика, органическое усвоение учащимися национальной культуры, развивает наиболее ценные черты национального характера (трудолюбие и законопослушность, трезвый образ жизни и чистоплотность и т.д.)

С другой стороны, данная модель отнюдь не направлена на воспитание национальной ограниченности, а наоборот предполагает развитие качеств человека, способного быть успешным в реальном русскоязычно социуме, в том числе в условиях мегаполиса и в других экстремальных для сельского школьника, жителя национального анклава, социальных ситуациях.

В своей работе школа базируется на основах педагогики А.С.Макаренко: правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое, и в воспитании нет существенной разницы между трудом физическим и трудом умственным. В том и в другом труде важной стороной является, прежде всего, трудовое усилие, настоящая человеческая сторона труда. [2]

На сегодняшний день исследование находится на заключительном этапе формирующего эксперимента. Модель, проверяемая экспериментальным методом, достаточно сложна и неудобна для краткого описания. Поэтому мы ограничимся описанием её основных структурных блоков и наиболее важных элементов.

1. Включение всех участников образовательного процесса включает семью в производительный труд, ориентированный на получение прибыли. Модель предусматривает несколько видов трудовой деятельности:

- сельскохозяйственный (высокомеханизированный и наукоемкий труд);

- интеллектуальный труд (работа менеджера-организатора, работа с цифровыми технологиями).

Организационно-производственная деятельность представлена структурой, получившей уловное название «агрофирма». Агрофирма имеет солидную материальную базу. Так в её распоряжении имеется учебно-опытный участок (3га), пасека на 7 пчелосемей, 3 трактора, плуг, косилка, конюшня, где содержатся 4 бычка, лаборатория для практических занятий, швейные машины,

оверлоки, форматно-раскроечный станок для производства мебели, складские помещения. Добавим сюда лабораторию компьютерных технологий, мобильный учебный класс, мультимедийные проекторы, интерактивные доки, использование ресурсов Интернет.

Пришкольный участок состоит из овощного, плодово-ягодного, цветочного отдела и теплицы. Особое внимание занимает его опытнический отдел. Однако материальная база рассматривается нами лишь как средство достижения воспитательных целей. Существенно важным является такая постановка дела в агрофирме, когда все детско-взрослые сообщества (впервую очередь дети и молодые люди) включены в полный цикл реализации идеи: замысливание -формирование инновационной идеи -разработка проекта -реализация проекта - получение продукта - сбыт -получение прибыли -распределение прибыли.

2. Обсуждаемая модель насыщена существенно различными видами деятельности (в том числе и по критерию сложности и интеллектуалоемкости) с тем, чтобы в ней путем проб нашли себе наиболее подходящее место учащиеся с существенно различными способностями. Особое внимание уделяется включению в продуктивную деятельность одаренных учащихся (роли топ-менеджера, компьютерное моделирование и программирование; проектирование рыночного цикла ; проведение маркетинговых исследований и др.) Особое место уделяем цикличной смене ролей : организатор, исполнитель, генератор идей, оппонент, исследователь, разработчик, аналитик аудитор . Другая линия -предоставление возможности ученику попробовать себя в различных видах трудовой деятельности « найти свое»

Включение учащихся в образовательную модель обеспечивает усвоение различных социальных и профессиональных ролей в контексте реализации рыночного цикла жизни продукта (от проектирования и производства до его реализации, получения и распределения прибыли). Особо важным считаем роли: разработчик инновационной идеи, организатор производства, исполнитель, экономист, менеджер, маркетолог. В результате выполнения деятельности по полному рыночному циклу учащихся возникает понимание сути рыночных отношений и создании социальной установки на эффективное

включение себя в данную систему отношений; происходит развитие качеств, обеспечивающих успешность и конкурентоспособность в профессиональной, трудовой, коммуникативной и другой деятельностях; обеспечивается органическое присвоение семейных и национальных традиций в качестве условия успешной жизнедеятельности в определенной социальной среде; стимулируется развития качеств, обеспечивающих выпускнику возможности для успешной работы в любом месте России.

3. Особая линия - активное участие в социальной деятельности, также ориентированная на продукт, прибыль.

Одним из наиболее эффективных способов социализации является социальное проектирование, которое позволяет детям формировать свою Я-концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Результатом социальных проектов является создание реального (но не обязательного вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение. Именно через проекты формируются социальные навыки подростка.

В течение нескольких лет учащиеся и учителя занимаются социальным проектированием, участвуют в районных и краевых конкурсах проектов. Всего получено 12 грантов на сумму около 600000 рублей.

Учащиеся под руководством учителей выиграли в различных муниципальных и краевых конкурсах более 15 грантов: «Создание Web-сайта», «Создание Web-музея» «Наш герой» (посвящен выпускнику нашей школы, погибшему в Чечне, который посмертно награжден орденом Мужества) и другие.

4. Изменение учебного процесса. Сама идеология обсуждаемой модели наталкивает ученика на «поиск себя», а учителя- на помощь ему в этом. Отсюда логичный выход на индивидуализацию обучения, формирование учеником его личной образовательной траектории в соответствии со способностями, доминирующими интересами, жизненными планами.

Изучение предметов естественно-математического цикла во многом определяется исследовательской, опытнической и производственной

деятельностью учеников. В этом случае учебная деятельность обретает понятные для них смысл и становится более успешной.

Изучение языков (русского и иностранного) связывается в их сознании достижением социального (профессионального, экономического) жизненного успеха. А изучение родного языка и литературы рассматривается как необходимое средство вхождения в культуру своего народа.

В рамках образовательной области «Технология» ведется профессиональная подготовка учащихся 10-11 классов по профессии «Тракторист - машинист категории В, С, УЭ с 2007 года школа получила лицензию и ведет подготовку учащихся по специальности «Пчеловод 3-го разряда», «Швея 5-го разряда», «Оператор ЭВМ». Предоставляются дополнительные услуги для обучения на водителя категории А,В,С.

5. Особое место в культивируемой школой модели придается привлечение родителей к образовательному процессу и даже включение их в этот процесс, особенно в его воспитательном аспекте. Исключительное значение придаем нравственному, трудовому, гражданскому воспитанию родителями. Родители не только исподволь дают социальный заказ школе, но и сами активно включаются в его реализацию, так как школа является органической частью села, в котором еще сильны общинные национальные традиции. В рамках агрофирмы многие дети, молодые люди и их родители выходят на семейный подряд, что повышает их эффективность как производственной так и (что особенно важно!) воспитательной работы, укрепляя семейные отношения, исподволь учит детей правильному выстраиванию сложного многообразия внутрисемейных отношений.

6. Моделью предусматривается развитие и усвоение учащимися национальной культуры через поддержание социально ценных национальных традиций, таких как следование здоровому образу жизни, законопослушность, чистоплотность, ответственность и др.). На реализацию этого аспекта модели нацелена целая систем деятельности от примера педагогов до многочисленных конкурсов, концертов, фестивалей. В школе вообще сильно развит спорт. Культивируются и национальные виды спорта: борьба «Куреш», конные состязания.

Школа выиграла 3 гранта в краевом конкурсе экологических лагерей «Зеленая смена», благодаря которым в течении многих лет на базе школы были организованы эколого-туристические лагеря. Школа располагает туристическим снаряжением (катамараны, палатки, спальники...), что позволяет нашим детям полноценно заниматься пешеходным и водным туризмом. Школа является активным участником туристического движения района и области. Ежегодно на базе нашей школы проводятся летние и зимние турслеты. Наша команда является призером всех районных соревнований.

Национальные песни, танцы, игры, художественные постановки, изготовление костюмов, выставка предметов рукоделия - все это вызывает живой интерес и одобрение со стороны сельчан, гордость семьи за участие своего ребенка.

Такова в общих чертах разработанная и экспериментом проверяемая нами модель сельской школы.

Полагаем, что тем самым мы вносим свой скромный вклад в развитие страны средствами образования и воспитания.

Библиографический список

1. Фурсенко А. А. О необходимых условиях предоставления качественного образования. - Вестник образования. - 2006. № 20.С. 6-10 - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/min2006.html

2. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. Вступит. Статьи B.C. Хелемендик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

3. Горяева Т.Н. Социализация молодежи / Аспирант и соискатель.- 2006. № 2. С. 164167.

Bibliography

1. Fursenko, A.A. About Necessary Conditions of High Quality Education Provoding [Electronic Resource]. - Bulletin of Education. - 2006. - № 20. - P. 6-10 - Access Mode: http://www.vestnik.edu.ru/min2006.html

2. Goryaeva, T.N. The Youth Socialization [Text] / Post-Graduate and Applicant. - 2006. -№ 2. - P. 164-167.

3. Makarenko, A. S. On Education [Text] / The Auth. and Comp., Introd. Article by V.S. Khelemendik. - 2nd Edit. Rev. and Enl. - Moscow: Politizdat, 1990. - 415 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.