Научная статья на тему 'Роль научной лаборатории в укреплении научно педагогических связей с сельской школой'

Роль научной лаборатории в укреплении научно педагогических связей с сельской школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов А. Л., Правдюк В. Н.

В статье показаны взаимосвязь лаборатории "Образовательные и пе дагогические технологии для сельской школы", которая является струк турным подразделением Орловского филиала ИСМО РАО, с сельскими школами, цели ее создания и предмет деятельности лаборатории. При веден пример предпрофильной продготовки учащихся в сельской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научной лаборатории в укреплении научно педагогических связей с сельской школой»

ПЕДАГОГИКА

A.Л. Ефимов, аспирант кафедры почвоведения и прикладной биологии Орловского государственного университета.

B.Н. Правдюк, доктор педагогических наук, профессор кафедры почвоведения и прикладной биологии Орловского государственного университета.

РОЛЬ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В УКРЕПЛЕНИИ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ

В статье показаны взаимосвязь лаборатории ”Образовательные и педагогические технологии для сельской школы”, которая является структурным подразделением Орловского филиала ИСМО РАО, с сельскими школами, цели ее создания и предмет деятельности лаборатории. Приведен пример предпрофильной продготовки учащихся в сельской школе.

Сельская школа России по праву занимает ведущее место в отечественной образовательной системе. Она решает широкий спектр задач: образовательные, воспитательные, связанные с восстановлением и возрождением сел, с развитием их социально-экономического и культурного уровня, а также школа является основным источником кадров на селе. Серьезно начать улучшение крестьянского хозяйства, по убеждению К.А. Тимирязева, можно только с одного края - со школы. Специфика работы сельской школы определяется целым рядом объективных факторов, оказывающих свое влияние на процесс и результаты обучения и воспитания школьников: малокомплект-ность, удаленность от крупных научно-методических и культурных центров, большая территориальная разобщенность населенных пунктов.

Изменение социальных и экономических условий на селе, например создание индивидуальных и коллективных фермерских хозяйств, требует подготовки грамотного и предприимчивого крестьянина, умеющего рационально и высокоэффективно использовать земельные угодья. Он должен иметь глубокие и разносторонние знания в области сельскохозяйственного производства, личный практический опыт работы, способность принимать самостоятельные решения с учетом разнооб-

разных природных и экономических условий. Все это побуждает сельские школы ставить принципиально новые образовательно-воспитательные задачи, направленные на формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков не только по основам сельскохозяйственного производства, но и по математике, естественнонаучным дисциплинам, в том числе химии и физике, со всесторонним развитием культуры и др., с целью воспитания у сельских ребят лучших качеств "хозяина земли," связанных с важными чертами его характера: потребностью учиться у природы, развивая чувство любви к земле, к родному краю бережным отношением к ее дарам, следовательно, быть защитником окружающей среды и природы, ценить труд земледельца и совершенствовать его.

Не следует думать, что сельских выпускников необходимо обучать только сельскохозяйственному труду. Для них необходимо создать такие педагогические условия, чтобы ребята имели возможность осуществлять свои планы и намерения, как и их городские сверстники. Это накладывает еще большую ответственность на сельских учителей в образовательно-воспитательном плане. В целом задача сельской школы - подготовить учащихся нравственно, интеллектуально, морально и физически здоровыми людьми, сформировать у

© А.Л. Ефимов, В.Н. Правдюк, 2008

них умение самоопределиться в условиях сельского социума.

В ОГУ ведется планомерная работа по совершенствованию педагогических условий для подготовки учителя сельской школы. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя сельской школы - это научно обоснованный системный процесс теоретического и практического обучения студентов в вузе, осуществляемый на основе межпредметных связей и направленный на формирование личностных качеств будущего учителя, необходимых ему для выполнения учебно-педагогических задач в соответствии с общеобразовательными программами в условиях сельской школы. Она определяется как процесс и результат профессиональной подготовки, в которых в интегрированном единстве сочетаются мотивационная, содержательно-процессуальная и профессионально-личностная готовность к формированию знаний, умений и навыков школьников, которые способствуют расширению и углублению кругозора у учащихся и правильному выбору будущей профессии.

Для укрепления научно-педагогических связей с сельской школой в ОГУ действует лаборатория "Образовательные и педагогические технологии для сельской школы", которая является структурным подразделением Орловского филиала ИСМО РАО. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с научными и учебными планами университета и Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

Цели создания и предмет деятельности лаборатории:

- осуществление единой политики университета и РАО в области профессионально-педагогического образования;

- осуществление и проведение силами кафедр ОГУ и лабораторий Орловского филиала ИСМО РАО исследований по созданию научной продукции в области подготовки будущих учителей к работе в сельском социуме;

- разработка моделей и системы обучения студентов, ориентированных на школьное, среднее специальное (в профессиональных лицеях, колледжах и других общеобразовательные учреждения) и вузовское преподавание;

- экспертная оценка программ, учебников, учебных пособий и др. учебного материала для всех ступеней образования;

- участие в единой системе образования в России, в том числе и школьного;

- написание учебников и учебно-методических пособий для студентов и школьников;

- участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, совещаниях с публикацией статей, тезисов, научных проектов и др.;

- организация информационной среды научно-исследовательских работ школьников, студентов, аспирантов и преподавателей;

- творческое и научное сотрудничество с ка-

федрами ОГУ, со школами, с областной станцией юннатов и другими школьными общеобразовательными заведениями, с институтом усовершенствования учителей.

Лаборатория используется в качестве консультативно-методического центра пропаганды новых технологий в образовании. Научно-методическая работа в лаборатории и исследования выполняются преподавателями кафедр различных факультетов с помощью студентов и аспирантов.

В ходе осуществления плана работы лаборатории проанализирована работа учителей сельских школ по предпрофильной подготовке школьников. Как показывает опыт работы учителей Орловской области, приоритетной в предпрофиль-ной подготовке является не только ориентация на сельское хозяйство, большое внимание уделяется экологическому, природоохранному воспитанию, формируются краеведческие и экономические знания.

В результате научных исследований нами установлено, что важнейшими принципами развития и обучения школьников в сельской школе и их профессиональной ориентации являются:

1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с применением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми умениями и навыками, этикой трудовых отношений.

2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.

3. Творческое и эстетическое развитие учащихся.

4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.

Так, например, в Рыжковской средней школе Сосковского района Орловской области совместно с преподавателями кафедр Орловского государственного университета проводится целенаправленная подготовка сельских школьников к осознанному выбору будущей профессии. С этой целью в школе введены элективные курсы по предпрофильной подготовке. Эти курсы проводятся по выбору школьников. Их можно использовать на факультативных занятиях. Занятия проводятся за счет школьного компонента.

Элективный курс "Химия в сельском хозяйстве", 9 - 11-й класс. Курс рассчитан на 24 часа. Он разработан для учащихся, желающих связать свою будущую профессию с сельским хозяйством (фермерство, коллективное хозяйство или приусадебное). Каждый раздел включает в себя лекции и практические занятия. Основная работа по выполнению практических занятий приходится на весеннее-летние полевые работы, которые

можно проводить в реальных условиях: на поле фермерского хозяйства, акционерного общества или на пришкольном участке. Учащиеся проводят анализ почвы, ставят опыты с внесением удобрений, делают расчеты доз удобрений, составлять севооборот, осваивают биологические методы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней.

В процессе обучения важно показать значимость данного курса для выбора будущей профессии. Основные теоретические вопросы изучаются в течение года до наступления летней практики. Учащиеся выполняют практические занятия под руководством учителя.

Содержание курса предусматривает развитие у детей творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности. Цель курса: создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, раскрыть основные вопросы химии в сельском хозяйстве для подготовки будущего специалиста и привлечения его в отрасль АПК.

Элективный курс "Овощеводство" предназначен для учащихся, которые увлечены овощеводством, активно работают на пришкольном, приусадебном или дачном участке; для учащихся, которым интересно заниматься исследовательской работой, вести наблюдения, экспериментировать с овощными растениями. Он позволяет учителю сделать интересной работу учащихся на пришкольном участке. Программа курса направлена на формирование практических навыков профессии мастера - овощевода. Курс рассчитан на 31 час.

Элективный курс "Юный лаборант" рассчитан на учащихся 9 - 11 классов, которым интересна химия как наука, учащиеся, которые стремятся связать свою профессию с химическим производством. Программа данного курса поможет ориентировать детей на такие важные отрасли производства, как химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность.

Содержание программы данного курса значительно углубляет и расширят знания, умения и навыки теоретического материала по различным разделам неорганической, органической и аналитической химии, лабораторному практикуму, технике безопасности в химическом производстве. Цель курса - создать условия для представления о работе лаборанта, способствовать развитию интереса, познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся. Курс рассчитан на 31 час.

Элективный курс "Цветоводство", 8-10 классы. Растения украшают наш быт, радуют своим нежным обликом. Созданием уюта и красоты на приусадебных, производственных и других участках с помощью цеточно-декоративных растений занимаются специалисты цветоводы-декораторы. Учащиеся школы также могут сделать все это в своем доме, своей усадьбе или саду. Программа

данного предназначена для тех, кто свяжет свою жизнь с профессией цветовода. Цель - привить любовь к природе, родному краю; познакомить с профессией цветовода-декоратора, научить применять полученные знания на практике, научить составлять план-схему участка и клумбы, уметь вести наблюдения, пользоваться различными приемами и агротехникой. Курс рассчитан на 21 час.

Элективный курс "Плодоводство". Плодоводство как отрасль растениеводства имеет большое значение в жизни каждого человека. Плодоводство более чем какая-либо другая отрасль сельского хозяйства улучшает ландшафт, преобразует местность. Учащиеся, видя благотворное влияние на окружающую природу, глубже проникаются любовью и привязанностью к родной земле.

Изучение плодоводства позволяет школьникам не только приобрести специальные трудовые навыки, но и воспитать высокую нравственность, эстетическое восприятие природы, экологическую грамотность. Приемы возделывания плодовых и ягодных культур требуют высокой квалификации, без которой невозможно правильно их выполнить. Овладение разнообразными способами вегетативного размножения, формирования кроны, обрезки, хранения и переработки, защиты растений от болезней и вредителей вызовет у учащихся большой интерес к работе и в индивидуальном саду.

Нетрадиционные приемы, применяемые в современных интенсивных садах, значительно расширят познавательные способности школьников и побудят их к творческой опытнической работе. Все это в целом может положительно повлиять на выбор выпускниками школ профессии, связанной с плодоводством.

Программа курса разработана на основе межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами. Цель - познакомить учащихся с профессией плодовода, основными видами и сортами плодовых и ягодных растений, научить планированию работ в садоводстве, применять основные знания на практике. Данная программа рассчитана на 34 часа.

Надеемся, что разнообразие элективных курсов, предлагаемых учащимся сельских школ, позволит им сделать правильный выбор будущей профессии, развить интерес к профессиям сельского хозяйства. Элективные курсы позволяют учителям внедрять инновационные технологии с использованием компьютерной техники и ТСО, что расширяет интерес школьников, привлекает их внимание к изучению предмета.

Опыт нашей работы показал, что в процессе обучения школьников и их профессиональной ориентации педагогический коллектив школы решает ряд воспитательных задач, направленных на подготовку образованного, культурного, ответственного, целеустремленного выпускника школы, с развитым чувством патриотизма и любви к своей малой родине.

A. L. Efimov, V.N. Pravduk

The article is devoted to the activity of the "Educational and Pedagogical Technologies for the rural school" laboratory which is a subdivision of the Oryel branch of the Education Institute of the Russian Academy of Education and which has the job of improving pedagogical conditions in the rural teacher's training. Important principles of the development and education of village pupils in the village schools and their professional orientation have been obtained from the laboratory's scientific research. The examples of the effective courses for the pupils' professional training in a village school are being offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.