УДК 37:372.8
Н. Л. Винниченко, К. Е. Осетрин
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главной идеей воспитания молодого поколения в России является создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, которое должно интегрировать весь образовательный процесс: учебную, внеучебную, проектно-исследовательскую деятельность. Совместная проектная деятельность педагогов и воспитанников сельских школ является наиболее актуальной формой современного воспитания, в которой субъекты образовательного процесса получают возможность для наиболее полной самореализации.
Ключевые слова: воспитание, образовательный процесс, учебная, внеучебная, проектно-исследователь-
ская деятельность.
Стремление российского общества развиваться в инновационном направлении, долговременные задачи реформирования страны выдвигают на первый план необходимость объединения усилий всех государственных социальных структур по обеспечению интеллектуального, нравственного, культурного воспитания граждан, преданных Отчизне и готовых обогащать ее потенциал, умножать и защищать ее духовно-нравственные ценности. Идея сохранения и развития России может быть осуществлена только на основе собственной истории, культуры, духовности. Для реализации этой идеи в последние годы разработаны и приняты важные программные документы как на федеральном, так и местном уровне. Одними из наиболее важных являются Государственная программа развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения.
Главной идеей этих документов, как отмечают специалисты, является «создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий». Их реализация направлена на укрепление социального партнерства, консолидацию усилий общества и государства, социально ориентированного бизнеса, науки, искусства, конфессий, средств массовой информации, общеобразовательной, профессиональной школы, регионов, органов местного самоуправления, негосударственных организаций в решении актуальных проблем воспитания новых поколений [1].
Очень важным шагом является разработка воспитательного компонента Федерального государственного образовательного стандарта общей школы (ФГОС). Особое внимание, уделяемое в ФГОС этому компоненту, показывает, что «на протяжении
ряда лет в российском обществе все более активно инициируется вопрос о выявлении приоритетов развития воспитания как общенациональной системы, создании условий для эффективной, целенаправленной деятельности всех социальных институтов по воспитанию подрастающих поколений» [2].
Приоритетное значение имеют идеи социального партнерства на основе социально-педагогической солидарности, проектирования педагогически целесообразных отношений и комфортных сред в социуме, реализации конвенциального подхода к развитию воспитания и др. Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Воспитательный компонент включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования.
Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечение конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма, содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширению пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве [2].
Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственно-этической культуры; формирование понятий о нравственности и этиче-
ских нормах социального взаимодействия; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) [3].
По-новому определяются результаты воспитания в образовательном учреждении. В Программе воспитания они представлены не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и лич-ностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемых в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями [1].
Данные документы показывают, что необходимо стремиться к интеграции учебной и внеучебной воспитательной работы, а ФГОС прямо на это указывает. Важно, чтобы знания, полученные детьми на уроке, апробировались детьми на практике, чтобы нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяли качество взаимоотношений педагогов и учащихся в рамках учебного процесса.
Стратегической целью воспитания является обеспечение духовно-нравственного становления личности подростка, его активной созидательной позиции, гражданской идентичности, готовности к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике.
Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территори-
альные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество» [3].
Основная нагрузка по духовно-нравственному воспитанию личности ложится на общеобразовательную школу, так как именно в школьные годы закладывается основа нравственного сознания и поведения человека. Выпускник общеобразовательной школы рассматривается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [3].
Социально-культурные изменения последних десятилетий существенно повлияли на переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания и на организацию педагогической деятельности по его осуществлению.
При определении понятия «духовно-нравственное воспитание» можно встретить различные словосочетания: гражданско-нравственное, гражданско-патриотическое, гражданско-правовое и другие. Хотя не в каждом словосочетании присутствует слово «нравственное», большинство людей понимают, что основой всех этих определений является нравственное воспитание. Без формирования нравственной позиции личности трудно говорить о патриотизме, правовой и политической культуре и других составляющих личности человека.
Развитие содержания гражданского и патриотического воспитания в школе предполагает усиление внимания к формированию у подростков ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважение к национальным героям, стремление к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыт участия в деятельности детских общественных организаций, понимание антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки.
Актуальной сферой социальных инициатив учащихся сельской школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры; проведение акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучение и развитие этнокультурных тради-
ций; создание музеев историко-краеведческого содержания, проведение трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничество с различными общественными объединениями патриотической направленности [4].
Представляемый на конференциях и семинарах педагогический опыт применения новых технологий воспитания показывает, что значительный интерес педагогов вызывает проектная деятельность. Проектная деятельность как педагогическая технология направлена на развитие самых разных качеств личности школьника и способствует формированию интегративных характеристик. Проектную деятельность во многих образовательных учреждениях рассматривают как инновационный метод, позволяющий модернизировать содержание учебного материала, но более всего - по новому взглянуть на организацию всего образовательного процесса.
Первоначально чаще всего педагоги обращаются к проектам в учебной деятельности. Формирование компетенций школьника как интегральной характеристики возможно, если он включен в деятельность, которая предусматривает сочетание различных действий и применение знаний разных учебных предметов. Так, на уроках информатики школьники в рамках проектной деятельности разрабатывают электронные оболочки учебников, которыми могут воспользоваться учителя школы, школьные сайты по различным направлениям, отражающие многообразие школьной жизни, макеты буклетов, в которых рассказывается о происходящих событиях.
На уроках технологии работа на деревообрабатывающих станках превращается в процесс изготовления игрушек для детского сада. Ребята не только вытачивают их из дерева, но и расписывают.
Для формирования диалоговой компетенции только уроков литературы становится недостаточно, возникает идея создания литературной гостиной. Все заседания школьники разрабатывают сами по тем темам, которые вызывают у них интерес, приглашая на диалог с писателями всех желающих.
Выход учебных проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать оценку людей, ощутить их эмоциональный отклик.
Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты прежде всего направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, народа, села. Подготовка традицион-
ных государственных и народных праздников способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвует в них большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди. Сельская школа активно позиционирует себя как культурный центр, где каждый может найти себе дело по душе. Школа формирует и расширяет свое воспитательное пространство, поскольку оно задает тот главный нравственный ориентир, на который ориентируются не только педагоги, но и все жители села [5].
При использовании проектной технологии в образовательном процессе педагоги почти сразу начинают понимать, что наиболее эффективной формой совместной деятельности является социальное проектирование. Разрабатывая проекты, направленные на пользу и радость другим людям, школьники острее начинают осознавать важность помощи маленьким детям в детских садах и пожилым людям. Они отмечают, что намного приятнее сделать что-то для других, чем просто для себя. Тем самым социальные проекты способствуют становлению нравственных позиций в личности школьника, развитию главных человеческих качеств - доброты, милосердия, взаимопомощи и других. Это особенно важно на селе, где действие социальных служб ограничено, старики особенно нуждаются в заботе и внимании.
Для разработки социальных проектов приглашаются к сотрудничеству разные социальные партнеры: детские сады, сельские музеи, библиотеки, учреждения дополнительного образования, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы и т. п. Важной составляющей этих социальных партнеров являются родители и родственники школьников, которые участвуют в разработке проектов и организации по их осуществлению. Это позволяет сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.
Особо хочется отметить стремление педагогических коллективов к организации «событийных проектов». Событийные проекты концентрируются на совместном проживании детьми и взрослыми событий в течение всего года. Важно найти такие темы и события, которые смогли бы объединить педагогов, детей, родителей, вызвать совместные переживания. Опыт показывает, что такими темами могут быть: «Моя родословная», «Дети войны», «Выпускники школы - гордость села, гордость страны». В таких проектах могут быть затронуты прошлое и настоящее, целые семьи, разные поколения, что позволяет школьникам увидеть масштабные исторические события через участие в них их родственников, дедушек и бабушек, родителей. Это создает хорошую основу для нравственного, патриотического, гражданского воспитания.
Представляя свой опыт духовно-нравственного воспитания, педагоги не обходят вниманием и поликультурность как один из основных принципов современного воспитания. Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Интересно, что педагогические коллективы в формировании толерантности обращаются к забытым ныне, но очень популярным в недавнем прошлом фестивалям разных стран и народов. Такие фестивали особенно актуальны для сел, где проживают представители разных этносов и культур.
Подготовка к событиям такого рода связана с изучением обычаев и традиций народов своей страны и других стран. Школьники, собирая материалы, знакомясь с жизнью разных народов, убеждаются в большой схожести в системе ценностей, обычаях, нравах народов, что способствует формированию толерантности личности.
Таким образом, анализируя опыт образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию, можно видеть, что проводится большая работа в этом направлении. Почему же многие педагоги остаются неудовлетворенными результатами такой большой работы? Неудовлетворенность связана с целым рядом проблем, которые появляются при организации работы.
Одна из основных проблем - это разрозненность воспитательного воздействия на школьников. Разработаны федеральная и областные программы духовно-нравственного воспитания, но нет единого координационного центра по этому направлению в рамках города, района. Современные школьники являются субъектами сразу нескольких детских сообществ, совместные действия которых усилили бы воспитательное воздействие и сделали бы его более целенаправленным. Воспитательные мероприятия, организованные в рамках города, района, области, могли бы стать теми ключевыми событиями, в которые органично вошли бы как подготовительные различные воспитательные события школ
и классов. Тем самым формировалась бы система воспитательной работы по целому направлению. Одной из форм, по предложению педагогов, мог бы стать «Фестиваль народов Томской области».
Другой проблемой является слабая разработанность диагностического материала для определения духовно-нравственного развития личности школьника. Некоторые образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают диагностические методики, но и данном случае возникают сомнения в адекватности выбранных критериев и определении уровней развития личности. Диагностические методики, разработанные Н. Е. Щурко-вой, Л. В. Байбородовой, М. И. Рожковым, Е. Н. Степановым и др., позволяют изучать нравственное развитие школьников разных возрастов [6; 7]. Выделены также критерии и показатели нравственного развития, что позволяет определять уровень развития личности. Это важно при определении целей и задач воспитания и организации воспитательной деятельности.
Еще одной проблемой является неготовность многих педагогов к использованию интерактивных технологий во взаимодействии со школьниками. Знание теории здесь недостаточно, нужны мастер-классы, где педагоги могли бы попробовать активное взаимодействие в реальности. Ряд педагогов высказывает мысль, что в качестве мастеров могли бы выступать школьники, которые получили подготовку в различных общественных организациях. Подобные формы могли бы стать хорошим дополнением курсовой подготовки по повышению квалификации педагогов.
Активный обмен опытом в духовно-нравственном воспитании школьников очень полезен и как распространение педагогического опыта, и как способ выявления и обсуждения насущных проблем в организации воспитательной работы в школах. Это является важным компонентом всего образовательного процесса по достижению главной задачи -развития личности современного человека.
Список литературы
1. Дармодехин С. В. Развитие воспитания в современной России / Институт семьи и воспитания, 2009. URL: http://www.niisv.ru/newsection5294
2. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / Институт семьи и воспитания, 2009. URL: http://www.niisv.ru/newsection5294
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования, № 17, сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.vestnik.edu.ru/proect.html
4. Вагнер И. В. Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания, 2009. URL: http://www.niisv.ru/newsection5294
5. Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов / Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4. С. 34-38.
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
7. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.
Винниченко Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Осетрин К. Е., доктор физико-математических наук, профессор, проректор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.11.2011.
N. L. Vinnichenko, K. E. Osetrin VILLAGE PUPILS’ SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING IN JOINT PROJECT VENTURE
The main idea of younger generation education in Russia is the creation of common educational space on the basis of modernization of approaches, priorities and modern educational and psychological techniques. Special attention is given to spiritual and moral upbringing which has to integrate all the educational process: academic, non-academic and development works. Joint project venture of teachers and pupils of village schools is the most actual form of modern education in which parties of educational process are given an opportunity for the most complete selfactualization.
Key words: upbringing, educational process, academic, non-academic, development works.
Vinnichenko N. L.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Osetrin K. E.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]