Научная статья на тему 'Из опыта работы сельской школы'

Из опыта работы сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / СТАРШЕКЛАССНИК / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАСЛЕДИЕ МАКАРЕНКО / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПТИЦЕВОДСТВО / MAKARENKO''S HERITAGE / LABOR EDUCATION / SOCIAL COMPETENCE / RURAL SCHOOL / SENIOR / INDUSTRIAL ACTIVITY / PART-TIME FARM / EMPLOYMENT / POULTRY FARMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

В данной статье говорится о опыте работы сельской школы по формированию социальной компетентности через вовлечение старшеклассников в производственный труд в школьном подсобном хозяйстве, делается акцент на трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось организовать процесс созидательной деятельности сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы сельской школы»

ции. Если эта цель оправдана по отношению к обучающимся, то такой элемент педагогической техники, как манипуляция, конечно, имеет место быть. Если же эта цель не оправдывается или же манипуляция исходит от обучающихся, то это требует определённой гармонизации.

Таким образом, исследователи к проблеме гармонизации педагогического дискурса подходят по-разному: выявляют предпосылки возникновения педагогической дисгармонии, разрабатывают классификацию маркеров дискурсной дисгармонии, выявляют речевые средства и способы гармонизации педагогического дискурса. Следует дифференцировать причины дискурсной гармонизации, поскольку они могут способствовать успешной организации учебного процесса. Анализ проблемы гармонизации педагогического дискурса дает возможность транслировать и формировать ценности и ценностные ориентации, востребованные сегодня. Следует обратить внимание на недостаточную разработанность методов и приёмов гармонизации педагогического дискурса.

Библиографический список

1. Гудина, О. А. Манипуляция и е виды в педагогическом дискурсе [Текст] / О. А. Гудина // Язык и культура. - 2011. - № 2.- С. 13-21.

2. Ежова, Т. В. Лингвистические особенности научного дискурса [Текст] / Т. В. Ежова // Вестник ОГПУ. - 2011. - № 2 (58). - С. 86-90.

3. Комарова, О. Г. Речевые средства гармонизации диалога в педагогической беседе [Электронный ресурс] / О. Г. Комарова. - 2009. - ШЬ : Н-brary.krasu.ru/ft/ft/_articles/o070212.pdf (дата обращения: 12.12.2012).

4. Слуцкий, В. И. Природа ребёнка и воспитания: антропологический дискурс [Текст] / И. В. Слуцкий // Ярославский педагогический вестник. - 2006. -№ 3.- С. 65-69.

5. Щербинина, Ю.В. Гармонизация педагогического дискурса [Электронный ресурс] / Ю. В. Щербинина. - ШЬ : dibase.rU/article/18102010_shcherbininauv/5 (дата обращения: 12.12.2012).

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ Немирич Татьяна Николаевна

Директор МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунский район, Иркутская область, Россия

УДК 373.1.013 ББК 13.00.01

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В данной статье говорится о опыте работы сельской школы по формированию социальной компетентности через вовлечение старшеклассников в производственный труд в школьном подсобном хозяйстве, делается акцент на трудовом воспитании учащихся, объясняется специфика жизни сельского населения, непреходящей ценностью которого остается труд на земле. Следуя традициям

А. С. Макаренко, в Кулишской школе была внедрена целостная система трудового воспитания, благодаря которой удалось организовать процесс созидательной деятельности сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: трудовое воспитание; социальная компетентность; сельская школа; старшеклассник; производственная деятельность; наследие Макаренко; подсобное хозяйство; трудоустройство; птицеводство.

PUPILS’ Industrial WORK ORGANIZATION:

FROM RURAL SCHOOL EXPERIENCE

The article deals with rural school experience to form social competence of seniors through industrial work in school subsidiary farm. The purpose is to describe the complete system of labor education used in Kulishskay School.

Key words: labor education; social competence; rural school; senior; industrial activity; Makarenko's heritage; part-time farm; employment; poultry farming.

Наши многочисленные наблюдения над сельскими школьниками, начиная с I класса до окончания школы и вступления в трудовую жизнь, убедили нас в том, что участие школьников в производительном сельскохозяйственном труде оказывает огромное влияние на их дальнейший жизненный путь. Причем изучение этого вопроса позволяет сказать, что оплата производительного труда школьников еще больше повышает его воспитательное значение.

Наблюдения проводились с 2006 г. по настоящее время. В течение 3-5 лет обучения мы систематически ведём учет трудовой деятельности школьников, за производительностью их труда и полученного ими заработка. Изучаем их отношение к учебному труду в школьные годы, а также дальнейший жизненный путь после окончания школы.

Впервые 7-8 лет мы не создавали условий, способствующих вовлечению учащихся в производительный сельскохозяйственный труд, так как эта цель вообще не ставилась ранее и не ставится в данный период перед общеобразовательными школами. Изучение отдельных школьников вызывалось интересом к их жизненному пути по выходе из школы. Уже на начальном этапе исследования нам удалось проследить, что подростки 14-16 лет, принимавшие участие в производственном сельскохозяйственном труде и получавшие заработную плату за свой труд, добросовестно относились и к учебному труду. После окончания школы они без проблем включались в трудовую деятельность, отличались дисциплинированностью, добивались высокой производительности труда.

Во всех случаях производительный сельскохозяйственный труд оказал благотворное влияние на привитие учащимся бережного отношения к общественной и личной собственности (к машинам, орудиям труда, животным, к учебным пособиям, учебникам, к одежде, обуви и т. д.). Не было сомнения в том, что производственный сельскохозяйственный труд играет очень важную роль в формировании социальной компетентности подростка сельской школы. Затем начали вовлекать в производственный сельскохозяйственный труд тех учащихся, родители которых оберегали своих детей от трудовой деятельности. Первые

положительные результаты, достигнутые педагогическим коллективом в этом направлении, еще больше укрепили нашу уверенность в необходимости постановки широкой и разнообразной экспериментальной и опытной проверки наших предварительных выводов. В 2000-2010 годы с целью выяснения роли производительного сельскохозяйственного труда в формировании социальной компетентности подростка сельской школы мы провели специальные исследования, особенностью которого являлся погружение подростков разных классов в разнообразные формы деятельности, связанные со всей системой обучения и воспитания в школе. Вся эта опытная работа подразделялась на три вида.

Первый из них - это вовлечение учащихся, преимущественно У-УП классов, в производственный сельскохозяйственный труд в составе всего классного коллектива (с марта месяца по май включительно ребята работали в школьном инкубатории: производили закладку яиц, следили за температурным режимом, влажностью воздуха и т.д. до начала вывода цыплят. Так в течение года производили три закладки). Перед классными ученическими коллективами ставилась общая задача. Учащиеся работали коллективно, но учет труда и его оплата производились в индивидуальном порядке. На заработанные деньги они приобретали учебники и разные учебные принадлежности. Цель опыта состояла в том, чтобы проследить, во-первых, какое непосредственное влияние оказывает производственный сельскохозяйственный труд на развитие социальной компетентности у отдельных школьников; во-вторых, как под влиянием производительного труда у некоторых из них изживаются отрицательные моральные черты. Мы заранее отдавали себе отчет в том, что этот вид опыта имеет не только сильные, но и слабые стороны. В частности, к числу слабых его сторон относилась невозможность длительной трудовой деятельности школьников, незначительный объем труда и, следовательно, размеры заработка. Это заставляло нас с особой осторожностью подходить в каждом отдельном случае к оценке воспитательных результатов, чтобы не сделать слишком поспешных выводов. Но эти слабые стороны нашего опыта компенсировались возможностью время от времени вовлекать в производительный труд всех учащихся данного класса и использовать, таким образом, классный коллектив в качестве фактора воспитательного воздействия на школьников, нуждавшихся в усиленном контроле.

Второй вид нашей опытной работы заключался в вовлечении учащихся в производственный сельскохозяйственный труд на протяжении продолжительного времени в индивидуальном порядке (ребята ухаживали за молодняком птицы, взрослой птицей, кроликами, овцами, телятами в течение года). Это, на наш взгляд, один из наиболее удобных и ценных в воспитательном отношении экспериментов, так как производственное окружение нашей школы дает самые широкие возможности для такой формы трудовой деятельности. Этим опытом мы имели возможность охватить всех учащихся старших классов. Перед каждым школьником ставилась задача отработать в подсобном хозяйстве школы в течение года не менее 30 часов. Полученный заработок намечалось использовать на приобретение предметов личного пользования (учебников, одежды, обуви и т. д.).

Цель этого вида опыта более широкая: изучить, как в результате продолжительного производственного труда формируется социально компетентная личность, как проявляются ее черты уже в школьные годы и особенно после окончания школы — в процессе самостоятельного труда. Г лавное, в чем мы видели цель формирования социально компетентной личности — это формирование у старшеклассников убеждения в том, что после окончания школы им необходимо включиться в трудовую производственную деятельность. Мы планировали проследить, как в процессе производственного сельскохозяйственного труда приобретается жизненный опыт, как он, благодаря всей системе воспитательной работы, осмысливается, способствует формированию жизненного призвания, как в результате труда, протекающего вне школьного коллектива, воспитываются правильное отношение к комфорту, другим благам.

При проведении исследования выяснилось, как производственный сельскохозяйственный труд влияет на отношение подростка сельской школы к школьной собственности, к материальным ценностям, а также к вещам личного пользования.

При проведении исследования, мы придавали большое значение организационным мероприятиям. Необходимо было обеспечить единство воспитательных усилий школы и семьи, поддерживать постоянную связь с учителями трудового обучения, заведующим подсобным хозяйством школы, бригадирами, как для правильного выбора видов труда, так и для четкого его учета и оплаты. Надо было добиться, чтобы каждый школьник не только трудился, но и мог удовлетворить свои индивидуальные наклонности и стремление овладеть тем или иным видом деятельности. Требовалось также определить место классных руководителей, директора, заведующего учебной частью в руководстве производственным сельскохозяйственным трудом подростка сельской школы, установить единую линию компетентностного подхода учительского коллектива школы.

Проведению исследования предшествовала длительная подготовительная работа, как педагогическим коллективом, так и с родителями. На собраниях и в индивидуальных беседах с ними учителя школы, начиная с 2000 года на конкретных фактах и примерах показывали огромную пользу участия школьников в производственном сельскохозяйственном труде. Большую помощь в этом деле оказали учителям те родители, которые уже приобщили своих детей к трудовой деятельности. Они рассказывали другим родителям о трудовых традициях, сложившихся в их семье, о замечательной воспитательной силе производственного труда, изменившей отношение их детей к физическому труду и учению.

Разумеется, мы отдавали себе отчет в том, что вовлечение всех подростков сельской школы в производственный сельскохозяйственный труд — дело нелегкое, требующее активной помощи со стороны семьи. Добившись того, что основная масса родителей убедилась в правильности намеченного школой пути, мы начали предъявлять учащимся определенные требования об обязательном участии их в каком-либо виде производственного сельскохозяйственного труда. Следует отметить, что вот уже на протяжении ряда лет родительская

общественность оказывает нам большую помощь в при формировании социальной компетентности подростка сельской школы через совместный производственный сельскохозяйственный труд в подсобном хозяйстве школы, что непосредственно влияет на родителей, еще не до конца понявших смысл и значение трудового воспитания школьников.

Чтобы определить посильные виды с производственного сельскохозяйственного труда для каждого учащегося, педагогический коллектив школы в течение двух учебных лет изучал школьное производство, которое к тому времени насчитывало порядка 12 га земли , 20га сенокосных угодий , 9 голов КРС, более 300 штук птицы (гуси, куры, индоутки). Так как производственный сельскохозяйственный труд должен входить составной частью в систему воспитательной работы школы, руководство им в общешкольном масштабе осуществляет директор школы, а в масштабе класса — классный руководитель. Поэтому классные руководители старших классов проанализировали все основные трудовые процессы школьного производства, познакомились с ними практически. Выяснили, что в подсобном хозяйстве школы есть трудовые операции, значительная часть их посильна для подростка сельской школы. Зная теоретическую подготовку школьников, объем их практических умений и навыков, их индивидуальные интересы и наклонности, классные руководители подбирали для каждого из них посильную работу, договаривались с заведующим в подсобном хозяйстве школы, проверяли ее результаты. При выборе видов производственного сельскохозяйственного труда мы исходили из интересов школьного подсобного хозяйства, считая, что именно это и обеспечит самую прочную связь обучения с производственным сельскохозяйственным трудом.

Главная воспитательная цель производственного сельскохозяйственного труда отмечалась не в том, чтобы подросток сельской школы овладел какой-то специальностью, а в том, чтобы он создавал материальные ценности для школы и получал за свой труд вознаграждение. В процессе производственного сельскохозяйственного труда развивались индивидуальные наклонности подростка сельской школы, появлялся интерес к той или иной специальности. Это создавало благоприятные условия для получения элементарных практических навыков по соответствующей специальности, а в некоторых случаях — и для основательного овладения ею. Опыт показал, например, что интерес к овладению той или иной специальностью возникает у школьника в процессе участия в разнообразных видах труда.

Решая задачу вовлечения всех школьников в производственный сельскохозяйственный труд, мы понимали, что в таком серьезном деле нельзя ограничиваться одними требованиями к подростку сельской школы. Больше того, не эти требования должны были стоять на первом месте среди мотивов, побуждавших школьников к производственному труду.

Уже с 2008 года классные руководители в беседах на воспитательные темы начали пропагандировать идею участия школьников в производственном сельскохозяйственном труде в дни каникул. В качестве примеров в этих беседах приводились яркие факты из жизни школы. Наряду с этим всемерно поддержи-

вались и поощрялись школьники, уже до того работавшие в подсобном хозяйстве школы. Одним из поощрительных средств были премии за успехи в труде, которые торжественно вручались на школьной линейке.

Таковы были целенаправленность и методика работы при проведении данного вида опыта. В проведении исследования активно участвовал весь педагогический коллектив школы, опиравшийся на помощь родителей.

Третий вид опытной работы заключался в том, чтобы путем погружения в производственный сельскохозяйственный труд перевоспитать недисциплинированных, нерадивых учеников. В данном случае речь идет о школьниках, которые уклонялись от участия в производственном сельскохозяйственном труде и по той или иной причине не были в него вовлечены. Работу с ними мы рассматривали как исправление ошибок и недостатков в воспитании, допущенных в свое время и школой, и родителями.

Самое главное, чего мы добивались при осуществлении данного вида исследования — это четких, ясных и посильных для школьника требований, единой линии школы и семьи в этих требованиях и обязательного выполнения их учащимися.

Недисциплинированность мы видели не в их безобидных шалостях, а в невыполнении ими обязанностей в учебном труде, в нерадивом отношении к производственному труду.

Что натолкнуло нас на мысль о воспитании чувства ответственности у недисциплинированных школьников путем вовлечения их в производственный труд? Прежде всего то, что зависимость результатов этого труда от индивидуальных усилий для учащихся гораздо очевиднее, чем зависимость знаний от добросовестного отношения к учебному труду. Факты убеждают нас в том, что в процессе производственного сельскохозяйственного труда даже у самых нерадивых учеников воспитывается дисциплинированность в труде учебном.

Перейдем теперь к описанию перечисленных трех видов опыта и достигнутых при этом воспитательных результатов.

Весной 2008 г. администрация школы с согласия родителей, трудоустроили учащихся восьмого и девятого классов на работу в птичнике, причём работали по бригадам. Одна бригада работала в инкубатории, вторая ухаживала за молодняком птицы на протяжении месяца. Это был первый продолжительный труд 13-14-летних школьников. Большинство из них было уже приучено к физическому труду, но отдельные ученики не умели работать и относились к нему даже пренебрежительно. Классные руководители не только проверяли ход работы, но и сами принимали в ней участие.

Перед началом работы мы рассказали школьникам о том, какую большую пользу принесут они своим трудом школьному производству. А они в свою очередь будут трудоустроены.

Сознание того, что их труд приравнивается к труду взрослых и также оплачивается, — повышало у школьников чувство ответственности за порученное им дело. С увлечением принявшись за работу, а нерадивость отдельных учеников осуждалась всем коллективом.

Уже здесь мы увидели ценную сторону коллективного производственного труда: он помогает обнаруживать нерадивых, ленивых, подсказывает пути индивидуальной работы с ними.

С первого же дня работы стали выделяться учащиеся, которые работали добросовестно.

Однако, несмотря на общий трудовой подъем подростков, среди них было несколько школьников, которые тяготились физическим трудом и не испытывали от него морального удовлетворения. Все они были из тех семей, в которых родители никогда не предъявляли к детям никаких трудовых требований, удовлетворяли каждую их прихоть. Это еще раз убедило нас в том, насколько важна разъяснительная работа среди родителей.

После завершения работы был подведён итог и в назначенный день ребята получили свою первую зарплату.

Многие родители заметили положительное влияние на их детей коллективного производственного труда. По их словам, дети стали проявлять более бережное отношение к одежде и другим предметам личного и семейного пользования, начали больше помогать в работе по дому. Радовало и то, что ряд учащихся уже зимой 2009 уч. г. начал готовиться к участию в производственном труде будущего лета.

Намечая на длительный период участие этого классного коллектива в производственном труде, мы вместе с классным руководителем начали готовиться к тому, чтобы, во-первых, еще раз организовать коллективный труд и, во-вторых, совместно с родителями давать отдельным учащимся индивидуальные трудовые задания уже в ближайшее время, не дожидаясь окончания ими школы. Перед концом учебного года мы договорились с администрацией школы о том, что 14 школьников из VII класс, с апреля по июнь 2009 г., будут заниматься выведением цыплят и их уходом за ними. Эта работа очень заинтересовала и родителей, и самих школьников.

Труд в инкубатории заключал в себе большие воспитательные возможности, прежде всего благодаря своей высокой производительности и значительному заработку. Школьники разделились на три группы. Каждой из них было предоставлено помещение и необходимый инвентарь. Работа была начата еще до окончания школы — в марте месяце. Труд этот не был связан с большими усилиями, но требовал заботы, прилежания и терпения. Каждый ученик получил индивидуальное задание. От старательного ухода за цыплятами зависели результаты работы.

Большинство школьников относилось к делу добросовестно, но уже через неделю после окончания школы отдельные учащиеся стали пренебрежительно относиться к работе. Школьники обратили внимание классного руководителя на то, что небрежно убирают свое рабочее место, не обеспечивают цыплят свежими листьями одуванчика и крапивы. Посоветовавшись с бригадиром, классный руководитель решил прибегнуть к крайней мере — отстранить нерадивых школьников от этой ответственной работы, дать им другое индивидуальное задание, не требующее продолжительного времени для получения результатов.

Ребята были направлены на прополку овощей. Бригадир давал им задание на каждый день и в конце дня проверял его выполнение. Этот жизненный урок убедил нерадивых школьников в том, что попытка увильнуть от работы влечет за собой более жесткие требования и ставит их вне своего коллектива.

По сравнению с прополкой овощей многие школьники во время выкармливания цыплят значительно улучшили свою работу. Игнатьева К., которая год назад совершенно не интересовалась результатами своего труда, теперь ревниво следила за успехами товарищей и стремилась не отстать от них.

Все 22 ученика полностью справились с работой, провели весеннюю и летнюю выкормку цыплят. Коллективный труд способствовал сплочению ученического коллектива класса, а индивидуальные трудовые усилия каждого школьника позволяли постепенно накапливать тот жизненный опыт, который мы считаем основой моральной зрелости. Сдавая выкормленных, подращенных цыплят, получая за это заработок и покупая на заработанные деньги необходимые вещи и предметы, школьники познали цену труда, убедились в его общественной пользе не со слов воспитателя, а на личном опыте. Это чрезвычайно важно в подростковый период для формирования социальной компетентности личности.

Наблюдения за дальнейшей работой этих школьников показали, что способность к длительным трудовым усилиям у них постепенно развивалась и закреплялась. В VIII классе они относились к труду более серьезно, чем в предыдущем, VII классе. Изучение учебного труда этих школьников показало, что если год-два назад они принимались за выполнение более легких домашних заданий, то теперь поступали наоборот: сначала выполняли трудные задания, а потом уже — легкие. Обращало на себя внимание и то, что отдельные школьники, не отличавшиеся прежде особым прилежанием и нередко прибегавшие к списыванию, сейчас стремились решить задачи самостоятельно, проявляя при этом настойчивость и терпение.

Включение старшеклассников в производственные отношения развивает у них не только трудовые умения и навыки, профессионализм, но и понимание места и роли производительного труда, осознание своего места и роли в общем труде, готовность к труду на общую пользу, жизненная потребность в труде и т. д.

Поэтому мы полагаем, что уровень формирования социальной компетентности подростка сельской школы зависит не только от его отношения к содержанию деятельности в труде, но и от его отношения к социальной ценности своей деятельности в обществе.

В школьном трудовом объединении старшеклассников, в котором есть и взрослые, у старшеклассников складываются профессиональные интересы, формируются социально-политические взгляды и убеждения. В результате у них вырабатываются позитивные отношения к членам трудового коллектива, их труду и они закрепляются в повседневной жизни, превращаются в привычные коммуникативные черты характера, которые выступают базовыми усло-

виями для образования интеллектуальных, моральных и других качеств, которые составляют сущность социализированной личности.

Нами было уже подчеркнуто, что школьные трудовые объединения старшеклассников это и есть «маленькие ячейки» общества. Всесторонняя деятельность старшеклассников может только осуществляться в коллективе школьных трудовых объединений старшеклассников. Таким образом, мы определенно можем заявить, что не может быть всестороннего развития личности, если нет активных действий в коллективном труде.

Таким образом, органическая взаимосвязь убеждений, знаний и чувств старшеклассников в коллективе является признаком сознательного отношения к жизни, высокой социальной зрелости и твердости характера личности. В этом деле немаловажное значение имеет повышение ответственности школы за воспитание новой смены. Без постоянного всестороннего воздействия школы на подростка нельзя воспитывать такие качества личности, как активная гражданская позиция в жизни, организованность и дисциплина в труде. Поэтому повседневный производственный труд старшеклассников - базовое условие формирования социальной закалки человека. Она вырабатывает твердость характера, способность преодолевать трудности в процессе производственного труда, что подтвердил педагогический эксперимент.

Бельтикова Марина Дмитриевна

Зав. отделением социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Иркутск, Россия Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 376 ББК 74.3

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ОГБУСО) «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» Г. ИРКУТСКА)

В статье представлен опыт социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере работы педагогического коллектива ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Рассматривается сущностная характеристика понятия «социокультурная реабилитация». Описаны занятия в Зоогалерее, организация театрализованной и музыкальной деятельности, изотерапия и процесс привития навыков ручного труда как составляющие комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация; дети с ограниченными возможностями; комплексная реабилитация детей с ограниченными возможно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.