Директор МОУ СОШ №16, д. Кулиш, Чунский район, Иркутская область, Россия
ББК 74.200.52 УДК 373.1.013 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛА
В данной статье представлен опыт организации трудового воспитания в сельской школе, позитивно влияющий на характеристики социальной среды сельской местности.
Ключевые слова: социальная среда в сельской местности, сельская школа, трудовое воспитание, сельскохозяйственный труд.
LABOR EDUCATION SYSTEM IN SCHOOL AS A CONDITION TO IMPROVE THE SOCIAL ENVIRONMENT OF VILLAGE
The article shows an experience of labor education in the rural school, which has a good influence on the characteristics of the social environment in the countryside.
Key words: social environment in the countryside, rural school, labor education, agricultural labor.
Проблемы села в условиях современных масштабных преобразований имеют ярко выраженный, острый и многомерный характер, что объясняется, с одной стороны, исторически изначально «аграрным» типом Российского государства, высоким процентом жителей сельской местности, базовыми традициями, исторически исходящими из культуры и уклада крестьянского труда, с другой стороны, недостаточным учетом этого в процессе преобразований социально-экономической сферы, технической и наукоемкой отсталостью многих сельскохозяйственных организаций, дотационным характером многих хозяйств на селе.
Сложившаяся ситуация негативно влияет в целом на комплекс характеристик социальной среды села: нарастающее чувство безысходности, вынужденная бедность, территориальная оторванность от культурных центров, зачастую бесправие, распространение алкоголизма и др. Это влияние настолько велико и разрушительно, что позволяет говорить «о смерти села». Труд перестал быть ключевой категорией общественной жизни, перестал являться значимым и для подрастающего поколения. Последствия этого очевидны. Выпускники школ готовы идти куда угодно, заниматься чем угодно, либо совсем не работать и жить на пособия, только бы не идти работать «на землю» в селе, только бы не заниматься мало престижным для них сельскохозяйственным трудом. Одновременно с этим отказом от труда происходит резкое упрощение труда, пропадают ясные критерии труда, меняется и исчезает само понятие «труд».
Одним из базовых условий изменения сложившегося положения является перспективное, опережающее влияние на социальную среду села через усиление трудового воспитания в школе. Сегодня мы можем констатировать, что в обществе отсутствует адекватная современным условиям концепция трудового воспитания сельских школьников. Наблюдается резкий спад внимания к организации производственного труда школьников. Активно-позитивное отношение к труду как важнейшей духовной ценности и потребности личности в условиях смены образовательной парадигмы сегодня отодвинуто на периферию общественного и педагогического сознания. Отсюда появление и так называемых «имитаторов» труда с присущими им качествами инфантильности, иждивенчества, и увеличение преступности и правонарушений, потребительского отношения к жизни. Бессмысленны стали любые мероприятия, построенные на идее о том, что любой труд — это благо. Но и уходить от вопроса о труде, сведя все к тому, что в условиях рыночных сил молодежь сориентируется, столь же бессмысленно. А значит, главная на сегодня всеобщая задача — восстановить уважительное отношение к труду. И надо начинать со школы.
Пора перестать смотреть на школу как непроизводственное бюджетное учреждение. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой происходит нравственная установка личности, закладываются жизненно важные навыки, необходимые для развития личности.
Несмотря на определенную сложность, организация производственного труда — один из самых интересных, экономически эффективных и педагогически значимых способов воспитания. Цель трудового воспитания - сформировать готовность к добросовестному творческому труду в технологическом обществе, способствовать творческому развитию личности.
Экономическая составляющая трудового воспитания на селе актуализируется в связи с тем, что детям сельской местности часто «ждать помощи» не откуда, подсобное хозяйство сельской школы «кормит» учеников в течение всего учебного года, «оснащает» материально-техническую базу и «помогает» обновить ресурсы школы. Кроме того, труд на земле становится для детей частью учебного процесса, частью их жизни.
Наша школа находится в деревне Кулиш Чунского района Иркутской области, в 45 километрах от районного центра. Если из поселка Чунский поехать на юг по левобережью Уды, то можно добраться и до Алзамая, и до Нижнеудинска. Если же ехать дорогами правого берега, то все они заканчиваются тупиками. Вот и наша деревня Кулиш расположилась в таком тупике: от райцентра дорога идет до Кулиша и все, дальше — тайга.
Большинство населения — потомки прибывших когда-то, вначале прошлого века, переселенцев. Народ крепкий, трудолюбивый, но прибыл в таежную глухомань по Столыпинской реформе (премьер царского правительства ратовал за великую Россию). А вот события начала девяностых годов не обошли стороной и наше село. Не избежал исчезновения и некогда крепкий ку-лишский колхоз — главный союзник и помощник школы. В условиях эконо-
мического упадка сельского хозяйства наша школа потеряла партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников. А потому была вынуждена самостоятельно решать задачу трудового воспитания и трудовой подготовки учащихся.
Итак, что же из себя представляет наша школа? Это, во-первых, коллектив из 14 педагогов и 34 человек вспомогательного персонала. Это 49 учеников. Это деревянное одноэтажное здание, построенное 15 лет назад. Это пришкольный огород площадью 2,8 гектаров плюс сенокосные угодья 12 гектаров. Это, наконец, единственная школа в Чунском районе с огромным подсобным хозяйством.
В нынешних условиях открытой безработицы и упадка сельского хозяйства наличие школы порой выступает единственным и сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мирится с тяжелым положением и приспосабливаться к сложившейся ситуации. В числе немногочисленных позитивных моментов в современной жизни на селе — возможность проявлять хозяйственную инициативу. Что и сделала наша школа, взяв на себя миссию, изменить демографическую ситуацию на селе, воспитать у сельских школьников любовь к земле, к сельскохозяйственному труду, укрепить традиции сельскохозяйственной жизни, повысить общую нравственную и экологическую культуру не только детей, но и взрослых.
Решить поставленные задачи было нелегко, так как политический, экономический и социальный кризис, поразивший российские деревни, не обошел стороной и нашу. Отсутствие финансирования на хозяйственные, учебные расходы, прекращение помощи от бывшего колхоза, с одной стороны, но с другой — желание хорошо жить и выжить в наше экономически нестабильное время, желание хорошо проводить праздники, поощрять учителей, учеников и работников школы, кормить бесплатно горячим обедом, привить интерес, желание трудиться заставили школу искать пути выживания.
За сравнительно короткий срок был полностью обновлен подход к процессу обучения и воспитания. Зная особенности сельской жизни, коллектив школы успешно готовит учеников к умению найти себя, не потеряться в сложном водовороте взрослой жизни. В вариативную часть учебного плана введены курсы: «Огородничество», «Птицеводство», «Машиноведение с основами сельскохозяйственной техники», «Хозяйка сельского дома», «Твое здоровье», «Основы животноводства», «Традиции татарского народа», программы которых рекомендованы Главным управлением общего и профессионального образования Иркутской области, областным Институтом повышения квалификации работников образования. В целях организации трудового обучения, профессиональной ориентации учащихся, а также производства сельскохозяйственной продукции для улучшения питания учащихся создано подсобное хозяйство.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на учеников и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые
представляет сельская местность. С этой целью в школе разработана и внедрена образовательная программа «Я в хозяева пойду — пусть меня научат», определившая приоритетное направление в системе обучения и воспитания. На селе нужен крестьянин-интеллигент, способный понимать прекрасное, хорошо знать ведение сельского приусадебного, фермерского хозяйства способного общаться в любой среде. Мы, конечно, далеки от мысли, что все наши дети станут бизнесменами, предпринимателями или фермерами, но прожить на земле, прокормить себя и свою семью должны быть готовы.
Системные и деятельные подходы к воспитанию дали возможность выйти за рамки стен школы: активно участвовать в сельских, районных и областных мероприятиях. Наша школа — участник и победитель областных программ, реализуемых в загородных профильных лагерях, а также конкурса проектов «Юный птицевод» — составная часть мероприятий по развитию школы и пополнения учебно-материальной базы, позволившей ввести с первого сентября 2004 года предпрофильное обучение в основном звене и предопределившей предстоящее введение профильного обучения на старшей ступени школы согласно Концепции модернизации образования.
Проблему летнего отдыха и трудоустройства учеников школа решает совместно с отделом образования и с центром занятости населения. На базе школы ежегодно работает лагерь дневного пребывания, где труд, отдых и оздоровление неотделимы друг от друга. В результате проводимой работы школа достигла следующих результатов: охват горячим бесплатным питанием, сохранность контингента, занятость учащихся во внеурочное время. Растет качество обучения, снижено до минимума количество пропусков без уважительной причины, отсутствует факт сокращения школьного коллектива. В школе последние несколько лет нет второгодников. Кроме того, все хорошисты и активисты по итогам года получают денежные премии по 100-150 рублей. Не каждая школа может себе это позволить.
Задача школы в этом направлении формулируется так: «Мы готовим детей к труду, чтобы они были хозяевами на земле». Как же выполняется эта задача?
Наша школа более одиннадцати лет имеет свое подсобное хозяйство. Начинали с разведения кроликов и овец. На сегодня подобное хозяйство можно уже назвать мини-фермой. Это школьное стадо крупного рогатого скота в 6 голов, 90 кроликов, 13 овец, до 110 куриц, до 40 гусей, 2 поросят. Кроме того, это 2,8 га земли, на которой каждый год выращивается большой урожай картофеля, капусты, свеклы, моркови, лука, помидоров, перцев, огурцов и т. д. Часть собранного урожая идет в школьную столовую, часть реализуется. Продукция наша выгодно отличается от магазинной, так как выращена без использования различных химикатов, поэтому экологически чистая. За рассадой люди идут к нам, у них отпала необходимость ехать на базар за 45 километров в душном автобусе.
При реализации данного направления мы исходим из идеи: «Каждый предмет в сельской школе важно наполнить поэзией сельской жизни. Именно такой подход к образованию детей поможет нам сохранить село».
В 2008 году администрация Иркутской области подарила нам трактор «Беларусь МТЗ 83» и набор сельхозтехники к нему, это наш главный помощник в нелегком сельскохозяйственном труде: он и сено косит, и землю пашет, и дороги зимой чистит. Так же школа имеет свой грузовой автомобиль, который является незаменимым помощником в деревне. Вся техника выполняет еще и учебную функцию. В школе ведется факультатив «Машиноведение с элементами сельхозтехники».
Благодаря своему подсобному хозяйству факультативы имеют практическую направленность.
Ребята трудятся с удовольствием, так как труд является нормой сельской жизни, и, наверное, единственным средством выживания на селе.
Содержание образовательного процесса в школе максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Каждый предмет в рамках школьной образовательной программы важно наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда. Именно такой подход сельских школ к образованию детей поможет нам сохранить село.
Сегодня у нас уже нет необходимости убеждать детей выполнять ту или иную работу как было одиннадцать лет назад, когда никто не верил в серьезность нашего проекта. Ситуация в корне изменилась. Учащиеся видят реальные итоги своей работы. Это является стимулом для дальнейших стараний. В условиях, когда сельским школам ждать помощи неоткуда, мы выгодно отличаемся от других школ района. Благодаря вырученным с подсобного хозяйства средствам приобретен спортивный инвентарь, морозильные камеры, компьютеры, покупаются книги в библиотеку, оргтехника и многое другое. В школе каждый год за счет школьных средств осуществляется косметический ремонт, проводятся праздники.
О влиянии внедрения такой формы воспитательной работы в сельской школе на социальную среду села говорят следующие данные: у учащихся диагностируется ценностное отношение к сельскохозяйственному труду как фактору будущего материально-экономического благополучия, большее количество учащихся школы готовы остаться работать на селе и вести приусадебное хозяйство, часть ребят планируют получить образование и вернуться в свое село.
Об экономических успехах школьного коллектива свидетельствуют цифры. За 2008 год школа заработала на продаже: рассады — 3400 руб., цыплят — 16990 руб., птицы — 12070 руб.,
мяса крупного рогатого скота, кроликов, баранины, кур — 23469 руб., молочной продукции — 15669 руб.,
вспашке огородов — 8394 руб., продаже яиц — 7927 руб., овощей — 39720 руб.
Все товары отличного качества и пользуются постоянным спросом.
Таким образом, организация подсобного хозяйства в сельской школе является эффективным средством воспитания учащихся, позволяет успешно решать не только проблемы финансово-экономического развития самой школы, но и проблемы социальной защищенности учащихся. В целом такая работа способствует оздоровлению сельской среды.
Педагогическая психология
Г ордиенко Елена Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Россия
ББК 88.8 УДК 37.015.3
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕКТАЦИЙ КАК МЕХАНИЗМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО
СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Представлены материалы исследования, цель которого - теоретическое и практическое обоснование экспектаций как составляющих индивидуального сознания личности, в которых воплощены ее представления об отношениях к ней других людей. Обосновано положение о том, что ожидаемые оценки (экспектации) отражают потребность человека в отношениях к нему других людей. Экспектации личности являются выражением личностного выбора и образуют комплекс, характеризующий сознание личности. Вклад автора состоит в осуществлении содержательного анализа и выявлении теоретических предпосылок изучения экспектаций как механизма индивидуального сознания личности; выделении эмпирическим путем и описании личностных особенностей ожидаемых оценок.
Ключевые слова: личность, сознание, ожидаемые оценки (экспектации), отношение, социальное мышление, коммуникативность.
PERSON’S PERCEPTION PROBLEM OF OTHER PEOPLE’S ATTITUDE TO HIM IN THE EDUCATIONAL PROCESS
The given article presents the data of study. The purpose of the study is the theoretical and practical justification of expectations as the constituent of personality’s individual consciousness, in these expectations the personality embodies his perceptions of other people’s attitude to him. The assumption that expectations reflect person’s internal need of other people’s attitude is also substantiated. The person’s