Научная статья на тему 'ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ИНТЕРЕС К ТРУДУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атласова Михнаса Михайловна, Попова Ольга Владимировна

Актуальность статьи обусловлена тем, что вызвать у ребенка интереса к труду является сложной педагогической задачей. С убыстренным темпом развития технологий ручной труд давно заменяется машинным. Дети приобщаются к труду в зависимости от места проживания, многие дети не имеют представления простых трудовых функций. Цель статьи заключается в привлечении школьников и дошкольников к процессу труда в летнее время, совмещая трудовое воспитание с активным отдыхом, при этом труд является необходимым фактором развития личности. Авторами предложено положение, что приобщение школьников к трудовым качествам будет успешным, если они будут работать в коллективе. Проведенный анализ литературных источников, посвященных вопросам трудового воспитания школьников, опытно-экспериментальная работа позволили авторам выделить труд как фактор воспитания и как одно из условий формирования трудовых навыков. В статье проводится анализ полученных результатов приобщения детей к труду у школьников. Раскрыта сущность отношения детей к труду на современном этапе. Доказано, что создание педагогических условий обеспечит формирование личности в трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атласова Михнаса Михайловна, Попова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR AS A FACTOR OF UPBRINGING IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL AND OUT-OF-SCHOOL EDUCATION

The relevance of the article is due to the fact that arousing a child’s interest in work is a difficult pedagogical task. With the accelerated pace of development of technology, manual labor has long been replaced by machine labor. Children become involved in work depending on their place of residence; many children do not have an idea of simple work functions. The purpose of the article is to attract schoolchildren and preschoolers to the labor process in the summer, combining labor education with active recreation, while work is a necessary factor in the development of personality. The authors proposed the provision that the introduction of schoolchildren to work qualities will be successful if they work in a team. The analysis of literary sources devoted to the issues of labor education of schoolchildren, experimental work allowed the authors to single out labor as a factor in education and as one of the conditions for the formation of labor skills. The article analyzes the results obtained in the introduction of children to work among schoolchildren. The essence of the attitude of children to work at the present stage is revealed. It has been proven that the creation of pedagogical conditions will ensure the formation of a personality in labor activity.

Текст научной работы на тему «ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Труд как фактор воспитания в условиях дошкольного и внешкольного образования

Атласова Михнаса Михайловна,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: mikhnasa@mail.ru

Попова Ольга Владимировна,

студент, СВФУ им. М.К. Аммосова E-mail: mikh_korni@mail.ru

Актуальность статьи обусловлена тем, что вызвать у ребенка интереса к труду является сложной педагогической задачей. С убыстренным темпом развития технологий ручной труд давно заменяется машинным. Дети приобщаются к труду в зависимости от места проживания, многие дети не имеют представления простых трудовых функций. Цель статьи заключается в привлечении школьников и дошкольников к процессу труда в летнее время, совмещая трудовое воспитание с активным отдыхом, при этом труд является необходимым фактором развития личности. Авторами предложено положение, что приобщение школьников к трудовым качествам будет успешным, если они будут работать в коллективе. Проведенный анализ литературных источников, посвященных вопросам трудового воспитания школьников, опытно-экспериментальная работа позволили авторам выделить труд как фактор воспитания и как одно из условий формирования трудовых навыков. В статье проводится анализ полученных результатов приобщения детей к труду у школьников. Раскрыта сущность отношения детей к труду на современном этапе. Доказано, что создание педагогических условий обеспечит формирование личности в трудовой деятельности.

Ключевые слова: трудовое воспитание школьников; интерес к труду.

о с

CJ

см см

Введение

В значительном количестве источников показано, что труд является важнейшей потребностью человека. Именно в труде личность развивает свою индивидуальность. При этом, отношение к труду как жизненно важной потребности является вершиной трудового воспитания [4]. Как показано в работих А. Витковского «В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений» [3]. Не требует дальнейшего обоснования положение о том, что включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им нужных социальных отношений [9].

А.С. Макаренко считал, что «организация жизни и труда должна быть предоставлена самому коллективу. Такой подход воспитывает организаторские умения коллектива». Он стремился к тому, чтобы «коллектив всегда требовал от каждого участника трудового процесса высокого качества труда». А также А.С. Макаренко считал, что «труд вещественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. Все эти функции определяют главную функцию трудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованного трудящегося человека». А.С. Макаренко считал, что «воспитательная польза от труда достигается только тогда, когда человек трудится, участвуя в общественной жизни» [8]. Мы согласны с высказываниями А.С. Макаренко, так как тоже считаем, что формирование трудового качества у школьников будет эффективен, если они будут работать в коллективе. О коллективе детей упоминал и Марк Фабий Квинтилиан, когда в своей риторической школе собирал группы детей и проводил уроки риторики. Он тогда рассуждал о том, что дети друг у друга учатся, воочию видят, кто наизусть выучил и читает длинные тексты перед всеми, точно также участвуя в коллективном труде, ребенок познает не только труд, но и видит себя, как он работает и как трудятся другие его сверстники [2]. При этом он сравнивает, кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

Материалы и методы исследования

Способности детей развиваются в деятельности: в дошкольном возрасте - в игре, дети становятся личностью, играя, в младшем и среднем школьных возрастах - в самообслуживании, учении и игре, в юношеском - в нравственно-гражданской и трудовой подготовке. Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более развитым и быстрым [6]. Воспитание детей в труде имеют свои особенности: оно обычно начинается с самообслуживания дома или в садике, к примеру, дежурство во время подачи завтрака, обеда, полдника или ужина. При этом дети развивают свои умения и навыки не только по отношению к труду, они еще учатся правильно вести себя, разговаривать, контактировать со взрослыми.

Развивается общество, и появляются новые отношения к труду. Прежде, чем приступить со школьниками к совместной работе, мы провели опрос, как они относятся к коллективу сверстников. Как показал результат опроса, многим нравится быть одному и исполнять индивидуальные задания. С одной стороны это хорошо, дети самостоятельны, с другой - настораживает то, что отношение к коллективу многим нежелательно.

Авторами предложена программа по трудовому воспитанию в условиях летнего детского центра учитывает необходимость формирования компетенций совместной трудовой деятельности. По нашему мнению, коллективному труду надо воспитывать. В результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, меняется их отношение к себе, а затем и отношение к коллективу и окружающим [5].

Нами проводилось экспериментальное исследование в детском трудовом центре (лагере) «Юность» в селе Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутии). Всего в эксперименте приняли участие двадцать пять школьников седьмых и девятых классов, это двенадцать мальчиков и тринадцать девочек. Организуя работы по формированию трудовых навыков, мы поставили перед собой следующие цели: организовать безопасный и интересный досуг детей во время летнего отдыха; привлечь детей к посильному труду, учитывая их возраст и задачи: формировать интерес участников к полезному труду, предоставить возможность активно развиваться и отдохнуть.

Для достижения цели мы провели ряд практических работ на основе подражания. Перед ребятами поставили основную цель лагеря - благоустройство территории центра. За определенное время воспитанники лагеря выполнили три больших проектных работ: беседку, зону отдыха и качели. План работы составили с детьми вместе и трудились таким образом:

1-3 день. Мальчики поставили столбы для качелей и обновили пожарные ящики, а девочки по-

красили пожарные ящики и оформили пожарный уголок. Итак, в эти дни мальчики научились снимать кору с дерева. Девочки научились технике покраски.

4-5 день. Оформили фотозону. Мальчики начали постройку беседки. Девочки посадили цветы и помогли приготовлению праздничного стола. Мальчики научились пользоваться основными инструментами труда такими, как: молоток, пила, лопата и т.д. Девочки научились, как правильно сажать цветы и как ухаживать за ними, а также проходили пробные уроки по сервировке стола.

6-8 день «День Нептуна». Мальчики повесили сетки от комаров на окнах, сделали крышку для бочек и разделочные доски. Девочки сделали маркировку на ведрах и тазах. Завершили работы в беседке. Мальчики начали осваивать приемы работы с лобзиком. Девочки научились делать маркировки.

9-12 день «Игры Дыгына» - национальный спорт в Якутии.

Мальчики поставили качели, девочки покрасили качели и столбы качелей. Полили цветы. Мальчики научились, как поставить качели с помощью веревки. Девочки научились различать виды красок.

13-15 день «День красоты». Мальчики закончили беседку. Девочки украсили беседку, покрасили. Полили цветы. В эти дни мальчики научились строить беседку. Девочки научились декорировать.

16-17 день «День Предпринимательства» . Сделали «Ладонь памяти» (реализована инициатива детей). Мальчики начали делать «Зону отдыха» (данный проект они сами придумали). Девочки самостоятельно полили цветы. Мальчики развивали навыки владения лобзиками. Научились проявлять свои идеи и говорить о своих мнениях, высказываться.

18-19 день «Закрытие лагеря». Мальчики докончили «Зону отдыха». Девочки покрасили и украсили. Полили цветы. Мальчиками были закреплены навыки работы с глиной, с кирпичами. Девочки без участия взрослых стали ухаживать за цветами.

Вся работа в детском лагере шла коллективно, ребята работали все вместе. В результате было выявлено, что коллективная работа более эффективна в трудовом воспитании детей. Занятия шли на основе подражания, сначала воспитатели показывали, что и как делать, а после воспитанники делали сами, что им было очень интересно.

Можно определить изменения, происходящие в поведении школьников за это время. В начале, школьники не проявляли особого интереса к предлагаемой работе. Но за весь период работы центра воспитанники научились многому, мальчики уже свободно научились пользоваться разными инструментами труда. Девочки научились окраске изделий определенными красками, а также ответственности к сервису стола и ухаживать за цветами, что проявил интерес выполнения проектных работ. Многие испытуемые в конце стали более

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

активными, подвижными и с идеями. Все виды работы выполнили качественно и сплоченно. Большую нагрузку не получили, так как сразу после работы было отведено время на отдых и вечерние мероприятия, что дает им в полной мере отдохнуть.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы и методики: наблюдения, анкетирование, диагностирование, проекты и др. На основе наблюдения в первые дни мы выявили три уровня трудовых способностей у школьников: низкий, средний и высокий. Подростки с высоким уровнем трудовых умений и навыков отличаются от остальных, тем, что они лидеры при выполнении любых видов работ, весьма активны, общительны, даже берут в себе роль контролера во время выполнения задания, становятся настоящими помощниками. Детям со средним уровнем трудовых способностей характерны исполнительство, при этом чувствуют гордость, что они это сделали, но не следят за результатами их работы. Выявили и низкий уровень умения работать, что выражается в апатичности по отношению к поручениям, ждут того, кто первый начнет работать. А также при оценивании наблюдения мы придерживались критериев таких, как: выполняет работу до конца; интересуется, задает вопросы; проявляет терпение; ленится, теряет интерес, отказывается от работы.

В результате получилось, что примерно 10 (36%) детей по отношению к труду имеют I уровень, соответственно 13 (56%) детей II уровень и 2 (8%) детей III уровень. Результаты показывают, что дети вполне могут работать, если привить им трудовые способности. Для выявления основных тенденций в исследуемом материале мы использовали беседы с ребятами, анкетирование, методы диагностики и др. Например, при изучении отношения к трудовой деятельности старшеклассников с помощью анкеты мы составили перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Как подчеркивает исследователь С.А. Крохина «Трудовое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребенка... У детей формируются нравственные ориентиры, осознание полезности труда» [7]. В анкете предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу. Подросткам предлагалась пятиуровневая шкала оценивания: «очень нравится», «больше нравится, чем не нравится», «скорее не нравится, чем нравится», «скорее не нравится, чем нравится», «не нравится».

Результаты исследования

Вопросы и результаты анкетирования можно смо-^ треть в таблице 1.

с= Результаты данной исследовательской работы ~ таковы:

сэ В 1 вопросе большое количество школьников ^ выбрали «3» и «4» шкалы, в шкале «3» 9 детей, z в «4» 8 детей, что показывает нам средний уро-

вень отношения ухаживания за растениями. Во 2 вопросе большое количество детей выбрали «5» и «4» шкалы, в шкале «5» 7 детей, в шкале «4» 10 детей, что доказывает хорошее воспитание родителей и хорошее отношение между родителями и ребенком. В 3 вопросе также большое количество подростков выбрали «5» и «4» шкалы, в «5» 9 детей, в «4» 8 детей. Это показывает нам, что большинство детей самостоятельны. В 4 вопросе большое количество участников выбрали «3» и «2» шкалы, в «3» 9 детей, в «2» 6 детей. Это показывает, что большинство детей недовольны видами работ, что требует внимания. В 5 вопросе наибольшее количество выбрали «4» и «3» шкалы, в «4» 9 детей, в «3» 6 детей, это подсказывает нам, что детям не очень нравится, когда их командуют. В 6 вопросе наибольшее число выбрано в «4» и «3» шкалах, в «4» 8 детей, в «3» 10 детей, это говорит нам, что детям не очень нравится, когда им дают поручения. В 7 вопросе наибольшее количество выбрано в «4» и «3» шкалах, в «4» 10 детей, в «3» 7 детей, что означает средний уровень отношения к коллективному труду. И в 8 вопросе наибольшее количество детей выбрали «4» и «3» шкалы, в «4» 8 детей, в «3» 9 детей. Это показывает, что дети физически активные. Таким образом, мы выяснили отношение детей к труду.

Таблица 1

Вопросы анкетирования Шкала оценивания (количество детей 25)

«5» «4» «3» «2» «1»

(чел.

1. Нравится ли тебе ухаживать за растениями? 5 8 9 3 0

2. Любишь ли ты помогать своим родителям? 7 10 5 3 0

3. Нравится ли вам работать самостоятельно? 9 8 5 3 0

4. Нравятся ли вам итоги вашей работы? 3 5 9 6 2

5.Нравится ли тебе командовать? 4 9 6 3 3

6. Тебе нравится, когда тебе дают поручения? 3 8 10 4 0

7. Нравится ли тебе работать в коллективе? 5 10 7 3 0

8. Как ты относишься к физической активности? 4 8 9 3 1

Итоговые баллы анкеты по шкале оценивания таковы: «5» выбрали 40 чел., соответственно «4» - 66, «3» - 60, «2» - 28 и «1» - 6 чел. Здесь видно, что преобладает «4» и «3» уровни, 4 -«больше нравится, чем не нравится», 3 - «скорее не нравится, чем нравится». Из этой анкеты можно сделать вывод, что дети вполне хорошо относятся к труду. Видно, что у детей уже есть заинтересованность к труду как одного из важных факторов

воспитания. Таким образом, анализируя полученные результаты, видим, что у большинства испытуемых средний уровень развития трудовых навыков, а также мы видим, что у школьников вполне хорошее отношение к труду и проявляется большой интерес к труду. Полученный результат позволяет сделать вывод о необходимости помощи школьникам в развитии трудовых навыков. С этой целью нами был проведен следующий этап эксперимента, о чем пойдет речь дальше.

Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши трудовые десанты, занятия, мы провели дальнейшее исследование.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Целью исследования является рассмотрение труда как одного из важнейших факторов развития личности. Для этого на первом этапе опытно-экспериментальной работы на основе: обследования, наблюдения, планирования были выявлены уровни развития трудовой деятельности школьников. В ходе исследования и осмысления результатов этого эксперимента наметился ряд проблем, для решения которых провели экспериментальное занятие по проектным работам.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено сравнение изменений результатов исследования. Мы провели повторное наблюдение за детьми, используя разработанные ранее критерии. После контрольного эксперимента получили следующие результаты во время выполнения трудовых поручений 16 (64%) детей показали I уровень, 6 (32%) детей II уровень, 1 (4%) ребенок показал III уровень. Из этого видно, что количество детей на I уровне увеличилось на 6 детей, что составило 25%, на II уровне уменьшилось примерно 19%, стало 5 детей, и III уровень уменьшился на 4%, то есть 1 ребенок перешел из III уровня во II уровень. А единственный ребенок, который остался на том же уровне этот ребенок с характерными отклонениями, мы думаем, что ему просто времени не хватило для усвоения знаниями, но он научился работать с детьми в коллективе. Наблюдения показали значительные изменения в поведении детей. Они стали более самостоятельными, трудолюбивыми, аккуратными, также стали помогать своим сверстникам. Надо отметить признание подростками коллективного труда.

Как мы видим, итоги анкетирования подсказали улучшение отношения школьников к труду. Совместно проведенные нами занятия и проектные работы помогли многим участникам заинтересоваться отдыхом, сочетаемым с коллективным участием в труде. Результаты эксперимента показали динамику уровней сформированности трудовых умений у подростков. Полученные результаты подтверждают, что трудовое воспитание школьников будет эффективным, если они будут работать в коллективе и вместе со взрослыми. По нашему мнению, улучшению результатов способствовал и коллективный дух школьников и интересующие

детей проектные работы. Они проявили интерес к работе, а также помог и пример воспитателей. Проектные работы выполнялись следующим способом: воспитатель объяснял все, как надо делать и начал делать сам, а после ребята оставались сами и доканчивали работу.

Такие элементы как: учитывать мнения подростков, привлечь их к посильному труду, вызывает интерес к предстоящей работе. Дети проявляют стремление преодолевать трудности при выполнении заданий. У них появляется увлеченность, активность, самостоятельность при выполнении коллективного труда.

Заключение

Занятие полезным трудом - это деятельность, направленная на развитие у детей трудовых умений и способностей, где формируется ответственное отношение и готовность к труду. В статье доказали, что именно посильный труд вызывает у человека нравственное удовлетворение, создает жизнерадостное настроение. В общественном труде у детей крепнет коллектив, создаются благоприятные условия [1]. Школьники становятся выносливыми, воспитанными трудом, они даже по-новому мыслят, готовы к общению со сверстниками, улучшается адаптация ребенка в обществе [10]. В последнее время есть и такое мнение, как в большинстве школ труд находится в упадке. Но это поправимое дело при условии, если будет заинтересованность и со стороны учителей и самих подростков, как показано на нашем опыте. Потеря интереса к труду связана как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует внимания со стороны взрослого населения. Таким образом, на основании проведенной исследовательской работы по проблеме отношения детей к труду, приходим к выводу, что развитие личности происходит и через труд в процессе трудового воспитания школьников.

Литература

1. Атласова М.М. Технологические особенности приобщения к национально-этнической культуре. - Якутск, 2015.

2. Атласова М.М. Этнопедагогика. - Якутск, 2008.

3. Витковский А. Воспитание у школьников трудолюбия. - М., 2010.

4. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика. - М., 2008.

5. Ионова Л.П. Психолого-педагогические основы формирования трудовых навыков и умений. - М., 1972.

6. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. -М., 2020. - 787 с.

7. Крохина С.А. Трудолюбие у школьников как ключевое качество личности в условиях школы. - М., 2010.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пед соч., Т. 1. - М., 1978.

9. Павлова М.В. Воспитание у школьников позитивного отношения к трудовой деятельности. -М., 2011.

10. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка. - М., 2007.

LABOR AS A FACTOR OF UPBRINGING IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL AND OUT-OF-SCHOOL EDUCATION

Atlasova M.M., Popova O.V.

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

The relevance of the article is due to the fact that arousing a child's interest in work is a difficult pedagogical task. With the accelerated pace of development of technology, manual labor has long been replaced by machine labor. Children become involved in work depending on their place of residence; many children do not have an idea of simple work functions. The purpose of the article is to attract schoolchildren and preschoolers to the labor process in the summer, combining labor education with active recreation, while work is a necessary factor in the development of personality. The authors proposed the provision that the introduction of schoolchildren to work qualities will be successful if they work in a team. The analysis of literary sources devoted to the issues of labor education of schoolchildren, experimental work allowed the authors to single out

labor as a factor in education and as one of the conditions for the formation of labor skills. The article analyzes the results obtained in the introduction of children to work among schoolchildren. The essence of the attitude of children to work at the present stage is revealed. It has been proven that the creation of pedagogical conditions will ensure the formation of a personality in labor activity.

Keywords: labor education of schoolchildren; interest in work. References

1. Atlasova M.M. Technological features of familiarizing with the national-ethnic culture. - Yakutsk, 2015.

2. Atlasova M.M. Ethnopedagogy. - Yakutsk, 2008.

3. Vitkovsky A. Education of hard work among schoolchildren. -M., 2010.

4. Zagvyazinsky V.I., Emelyanova I.N. General pedagogy. - M., 2008.

5. lonova LP Psychological and pedagogical foundations of the formation of labor skills and abilities. - M., 1972.

6. Komarova T.S., Kutsakova L.V., Pavlova L. Yu. Labor education in kindergarten. - M., 2020. - 787 p.

7. Krokhina S.A. Diligence among schoolchildren as a key personality trait in school conditions. - M., 2010.

8. Makarenko A.S. Pedagogical poem. Pedo op., Vol. 1. - M., 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pavlova M.V. Fostering a positive attitude towards work in schoolchildren. - M., 2011.

10. Feldstein D.I. Formation of the child's personality. - M., 2007.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.