Научная статья на тему 'Организации трудового воспитания подростков группы риска в общеобразовательной школе'

Организации трудового воспитания подростков группы риска в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOUR EDUCATION / УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / CONDITIONS OF LABOUR EDUCATION / ВИДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / CHILDREN OF GROUP OF RISK / ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА / THE FORM OF LABOUR ACTIVITY WITH CHILDREN OF GROUP OF RISK / KINDS OF LABOUR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стажкова М.А.

Исследование направлено на изучение организации трудового воспитания подростков. В работе рассмотрены эффективные условия трудового воспитания, виды трудовой деятельности, выделены психологические проблемы детей группы риска. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования по трудовому воспитанию детей и подростков группы риска в МБОУ СОШ № 34 г. Таганрога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE RISK GROUP IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

Research is directed on studying of the organisation of labour education of teenagers. In work effective conditions of labour education, kinds of labour activity are considered, psychological problems of children of group of risk are allocated. In article results are presented is skilled-experimental research on labour education of children and teenagers of group of risk in MBOU School № 34 of Taganrog.

Текст научной работы на тему «Организации трудового воспитания подростков группы риска в общеобразовательной школе»

• Эмоциональное самочувствие ребенка в детском рисунке.

• Родители как психотерапевты для ребенка.

• Как помочь ребенку пережить потерю одного из родителей.

для многодетных родителей

• Дружба в многодетной семье.

• Семейный театр - традиция многодетной семьи.

• Семейный совет: коллегиальность в семье.

• Разновозрастный детский коллектив - особенности построения взаимоотношений.

• Трудовое воспитание в многодетной семье.

Представленное выше содержание деятельности родительского клуба может осуществляться в различных формах, например, консультирование, дискуссия, деловая игра, тренинг, театрализация, семинар и совместное развлечение.

Резюмируя, отметим, что сотрудничество родителей и педагогов возникает после длительной, системной работы. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать на благо полноценного развития ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского

сада и семьи ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.

2. Голобородько А.Ю., Кочергина О.А., Стеценко И.А., Грибанова В.А. Инновационно-интегрирующая модель социально-

педагогической поддержки семьи (на примере опыта Таганрогского института имени А.П.Чехова) // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. №7. С. 7-14.

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

4. Мясникова И.С. Шатохина Е.Д. Современная семья - зеркало противоречий и проблем общества // Молодой ученый.

2017. №3. - С.458-460.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155

г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 15.03.2018).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 www.council.gov.ru/media/files/41d536d8ee9fec15756.pd (Дата обращения 15.03.2018).

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017

года http://zakon-ob-obrazovanii.ru/64.html (Дата обращения 15.03.2018).

М.А. Стажкова

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: исследование направлено на изучение организации трудового воспитания подростков. В работе рассмотрены эффективные условия трудового воспитания, виды трудовой деятельности, выделены психологические проблемы детей группы риска. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования по трудовому воспитанию детей и подростков группы риска в МБОУ СОШ № 34 г. Таганрога.

Ключевые слова: трудовое воспитание, условия трудового воспитания, виды трудового воспитания, дети группы риска, формы трудовой деятельности с детьми группы риска.

M.A. Stazhkov

THE ORGANIZATION OF LABOR EDUCATION OF ADOLESCENTS IN THE RISK GROUP IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

Abstract. research is directed on studying of the organisation of labour education of teenagers. In work effective conditions of labour education, kinds of labour activity are considered, psychological problems of children of group of risk are allocated. In article results are presented is skilled-experimental research on labour education of children and teenagers of group of risk in MBOU School № 34 of Taganrog.

Key words: labour education, conditions of labour education, kinds of labour education, children of group of risk, the form of labour activity with children of group of risk.

В трудах классиков педагогической мысли [5, 9, 16, 18] обоснована роль трудового воспитания как важнейшего направления развития у подрастающего поколения активности, инициативы, ответственности, организованности, творчества, а также как средства коррекции негативных черт характера, педагогической запущенности, социальной дезадаптации. Трудовое воспитание сегодня приобретает особую актуальность в связи с необходимостью преодоления потребительской психологии современной молодежи [1, 2 и др.]. Условиями эффективности трудового воспитания школьников, в частности - подростков, выступают общественная значимость продукта труда, коллективный характер труда, четкая организация трудового процесса на всех этапах - от планирования до подведения итогов, стимулирование инициативы и творчества воспитанников, применение различных форм самоорганизации и самодеятельности, интерес участников трудового процесса к его содержанию, посильность труда, связь с учебной деятельностью школьников, коллективная ответственность за результат, исключение использования труда как средства наказания [3, 4, 6, 7, 8, 10-12, 13, 17, 19 и др.].

В процессе трудового воспитания подростков используются такие виды трудовой деятельности, как хозяйственно-бытовой труд (самообслуживание, уборка помещений), труд в природе (выращивание растений в саду, уход за комнатными растениями), ручной и художественный труд с элементами конструирования (изготовление поделок из бумаги, дерева, других природных материалов, шитье, вязание, вышивание). В работе в подростками группы риска (педагогически запущенными, дезадаптированными, испытывающими негативное влияние факторов внешней среды и ощущающими личностное неблагополучие) особенно важно обеспечить диагностику и учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей, специальный отбор эффективных форм и методов социально-педагогической деятельности, включение подростков в совместную трудовую деятельность, которая носит не только общественно-ценный, но личностно значимый характер.

При организации трудового воспитания с подростками группы риска необходимо учесть такие психологические проблемы данной категории воспитанников, как затрудненность построения социальных отношений; склонность к подражанию отрицательным эталонам поведения, компенсация «комплекса неполноценности» чрезмерным и неразумным увлечением игрой, приспособленчество по отношению к мнению сверстников, преобладание негативных эмоциональных состояний, проблемы в учении, неадекватность самооценки (занижение или завышение), трудно-воспитуемость, конфликты с родителями и педагогами. Эти психологические проблемы следует учитывать при определении содержания коллективного труда, при распределении функций участников совместной деятельности, при определении необходимой степени контроля и делегирования ответственности, при использовании моральных стимулов и методов воздействия (подчеркивание социальной значимости труда, поощрение, демонстрация личного примера участников, создание ситуаций успеха, дозирование заданий и др.).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось нами в МБОУ СОШ № 34 г. Таганрога. Предварительная диагностическая работа была направлена на выявление индивидуально-типологических особенностей и проблем подростков группы риска.

При организации работы с подростками мы учитывали особенности микрорайона проживания школьников. МБОУ СОШ № 34 находится в микрорайоне, где расположены также рынок, общежития гостиничного типа, социальная гостиница, питейные заведения, что может негативно влиять на процесс социализации детей, проживающих в данном районе и обучающихся в школе. Родители многих детей и подростков не имеют постоянной работы, имеют статус малообеспеченных. В то же время рядом со школой находится подшефный школе № 34 детский сад № 10, МОАУ СОШ № 37, кинотеатр, детские площадки. В школах, детском саду и на детских площадках проводятся общественные акции, концерты, что оказывает позитивное социализирующее влияние на подростков микрорайона.

В школе были составлены социальные паспорта на подростков группы риска. Данная группа включала 26 ребят, попавших в нее по разным причинам, включая генотипические особенности, врожденные дефекты; социальные условия; нарушение возрастного, психического и личностного развития. В частности, в эту группу вошли подростки, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам (пропуски занятий, нарушение дисциплины, сниженная успеваемость), дети из «особых семей»: неполных, многодетных, опекунских, неблагополучных (где родители злоупотребляют алкоголем, не справляются с родительскими обязанностями). В ходе исследования воспитательного влияния коллективного труда на подростков группы риска, нами была разработана и в течение учебного года реализована программа профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков данной группы. Значительную часть программы составляет реализация идеи трудового воспитания в коллективе. В основу данной программы положена идея поэтапного вхождения подростка в коллективную трудовую деятельность.

На диагностическом этапе были использованы следующие методики: карта наблюдений, выявляющая показатель позитивного отношения к труду (ППОТ) [14]; модифицированная методика А.А. Реана и К. Замфир, выявляющая мотивы трудовой деятельности [15]; анкетирование, изучающее отношение к трудовой деятельности (ОТД), наличие трудовых умений и навыков, психические и физические особенности личности подростка (методика А.Е. Голомштока и дифференциально-диагностический опросник ДЦО Е.А. Климова) [14]; модифицированный опросник А.А. Реана, выявляющий мотивацию к успеху и боязнь неудачи [15]. С учетом полученных результатов были разработаны индивидуальные и групповые программы трудовой деятельности подростков, содержащие воспитательно-корректирующие мероприятия.

На прогностическом этапе совместно с подростками разрабатывались индивидуальной программы, содержащие мероприятия воспитательно-корректирующего воздействия. В соответствии с индивидуальной программой подростки вовлекались в посильную трудовую деятельность, которая способствовала бы стабилизации их психоэмоционального состояния, снятию тревожности, агрессии, нормализации межличностных отношений. Мы стремились, чтобы у подростков группы риска в процессе творческой общественно-полезной деятельности восполнялся огромный пласт позитивных эмоциональных переживаний, фантазий, которых они не испытывали в детском возрасте.

На третьем этапе был подключен психолог, который проводил тренинг общения, повышения толерантности и профилактику отклоняющегося поведения. Психолог работал по собственной программе «Профилактика и коррекция отклоняющегося проведения детей группы риска».

Далее была проведена повторная диагностика, фиксирующая изменения в личности подростков, происходящих в ходе осуществления воспитательно-корректирующих мероприятий и реализации программы. В индивидуальной карте по трудовому воспитанию подростков было отмечено реальное участие в трудовых мероприятиях, что позволило провести сравнительный анализ результатов корректирующего воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотиваци-онную, волевую и психомоторную сферы личности подростка группы риска на различных этапах трудовой деятельности.

В коррекционной работе с подростками группы риска были намечены следующие виды совместной трудовой деятельности детей:

- организация общественно-полезного труда (уборка территории, посильный ремонт детских игровых площадок, посадка саженцев и др.).

- шефство над пенсионерами (оказание добровольной помощи), детьми-инвалидами (организация концертов), детским садом (изготовление дидактического материала)

- трудовые поручения (изготовление кормушек для птиц, изготовление подарков к праздникам).

В качестве основной формы организации совместной трудовой деятельности мы выбрали коллективное творческое дело (КТД). Стержень любого дела - забота о своем коллективе, об окружающих людях, друг о друге. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, который содержит простор для совместной работы.

Одним из видов трудовых КТД является «Операция», имеющая своей целью исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно быстро устранить.

Первая такая операция была организована для уборки пустыря рощи «Дубки», заваленного мусором. Следующая операция - отремонтировать на пришкольном участке совместно с педагогами, родителя спортивно-игровую площадку и облагородить футбольное поле в микрорайоне, как для детей школы, так и для детей микрорайона. Наиболее интересной и творческой стала операция «Зеленая ветка», где было предложено создать маленький альпийский парк для малышей. Подростки группы риска поддержали инициативу и приняли активное участие в посадке деревьев и художественном оформлении фигур, сделанных родителями из старых шин от машины. Результатом операции была радость малышей, которые с удовольствием играли в этом «альпийском саду». Ребята увидели, что их труд может кому-то принести радость. После этого сами дети стали предлагать учителю проводить подобные операции. Данная операция была высоко оценена администрацией школы и все участники получили благодарственные письма и полезные для учебной деятельности призы.

Продолжением нашей коллективной трудовой деятельности была организация шефской волонтерской работы. Большинство подростков школы № 34 проживают в микрорайоне «Дубки», где живет много людей пенсионного возраста, которые нуждаются в помощи со стороны социальных служб. Школьники принимали также посильное участие в организации такой помощи нуждающимся. В школе создан «Детский орден Милосердия», где подростки активно участвуют в организации добровольной помощи ветеранам войны и труда, одиноким и престарелым людям. Кроме того, подростки приняли активное участие в подготовке портретов ветеранов и погибших родственников к участию в проведении акции «Бессмертный полк». Дети сами изготавливали ра-

мочки для портретов, искали информацию в интернете, фотографии и поздравляли ныне живущих ветеранов. Именно такие полезные коллективные дела помогают подросткам осознавать свою значимость, проявить самостоятельность, формировать ответственность, развивать социальную активность, трудовые навыки. В реализации этих проектов самое активное участие принимали подростки «группы риска».

Нами была разработана программа «Школы полезных дел»: изучался социальный и половозрастной состав микрорайона, составлялась картотека нуждающихся в помощи, определялось, кто может оказать посильную помощь социально незащищенной категории населения микрорайона.

В беседе с подростками группы риска мы задали вопрос: «Не хотели бы Вы помочь нуждающимся старым людям, больным детям, которых в нашем микрорайоне много?» - «Каждому не поможешь в этом мире, - ответил Тимур С. - Что толку, если я помогу конкретной бабушке? Вот если бы можно было помочь всему человечеству!» Характерно, что и Тимур С, и многие другие ответившие подобным образом, не имели опыта гуманных отношений с конкретным человеком. Эти ребята и дома не проявляли заботы о близких. Из беседы с мамой того же Тимура С.: «Он дома не помогает. У него нет возможности. Он ведь так загружен! Мы делаем все, чтобы он отлично учился, а потом поступил в институт». Трудность такого семейного воспитания состоит в том, что дети решают свои проблемы за счет других: мамы, папы, друзей и знакомых. Непосредственное включение таких ребят в волонтерскую работу позволило изменить мнение и настроение многих подростков группы риска.

В нашем микрорайоне проживают дети-инвалиды. Для них ребята организовали концерт на территории нашей школы. Подростки группы риска принимали участие не только в приготовлении показательных номеров, но и в оформлении зала. Все ребята трудились с энтузиазмом, все делали сообща. Мальчики надували шары, помогали девочкам их развешивать, прикреплять плакаты. Общий эмоциональный настрой был приподнятый, подростки обсуждали, как обрадуются дети-инвалиды, когда увидят такой красивый зал. Это заставляло их трудиться с полной отдачей, домой ушли все вместе, когда работа была выполнена.

МБОУ СОШ № 34 организует шефство над дошкольной группой, которая находится в здании школы и детским садом № 10. Ребятам на уроках труда предлагается оказывать помощь в изготовлении дидактического материала для проведения занятий в дошкольных учреждениях по формированию элементарных математических представлений. Подростки принимают участие в подготовке эскизов в оформлении музыкального зала к проведению праздников: «Осенний бал», «Новый год», «8 Марта» «9 мая» и др., в организации благоустройства территории подшефного детского сада, оказывают помощь в организации и проведении спортивных эстафет. Именно такие совместные дела, осмысленные подростками, вдохновляют ребят на сознательное служение коллективу, способствуют реализации личных и общественных интересов, развивают их социальную активность, а деятельность социального педагога, классных руководителей, педагогов школы открывает широкий простор для установления контактов с окружающим социумом, которые почти всегда становятся крепкими и непосредственными. Эти контакты также способствуют развитию социальной активности, самостоятельности и творческой инициативы.

Подросткам группы риска было дано официальное трудовое поручение приготовить «Подарок друзьям». Коллективный подарок был предназначен детям дошкольной группы к Новогодним праздникам. Для изготовления подарка была создана «Мастерская Папы Карло». Учащиеся сами придумывали и шили мягкие игрушки. Но в процессе работы было организовано обсуждение предложенных ребятами игрушек. Так дети смогли поделиться друг с другом идеями и опытом такой работы. Интересен тот факт, что девочки, которые уже умели шить игрушки (Валя Б., Аня Т. и др.), не только давали советы мальчикам, но и показывали, как это лучше сделать. Причем никто из мальчиков от такой помощи не отказывался. Результатом акции стала радость малышей, которые выбирали понравившиеся им игрушки. Момент вручения подарков запомнился и подросткам группы риска. Ребята еще раз убедились, что их труд приносит радость. После этого сами дети стали предлагать учителю проводить подобные операции к разным праздникам.

Обобщая положительный опыт по трудовому воспитанию подростков «группы риска», можно сделать следующие выводы:

- эффективные трудовые виды деятельности в сочетании с другими формами и методами воспитания могут способствовать формированию социальной активности, инициативы и самодеятельности подростков группы риска; если эта работа имеет не только общественную пользу, но и носит личностно-значимый характер;

- участие в социально направленной деятельности (работа в жилом массиве с различными группами населения, изучение потребности молодежи, разработка перспективы развития своего школьного сообщества) помогают подросткам приобрести навыки самостоятельного вхождения в социум, научиться строить гуманистические отношения с другими людьми;

- подростки группы риска понимают значимую деятельность как деятельность полезную, но не связывают участия в ней с реализацией своих потребностей и проявлением способностей, хотя принимают в ней активное и непосредственное участие.

Наибольшая степень активности, проявление творческой инициативы присутствует там, где самостоятельный выбор формы и содержания дела, этапов его подготовки, реализации, а также помощников. Это выражалось у подростков в желании самому придумать форму, содержание дела, разработать план его проведения, подготовить эскизы для оформления.

Заметим еще один факт: под влиянием первых впечатлений от успешного дела у ребят пробуждался и развивался интерес к дальнейшему участию, а затем появилась и потребность в общении со сверстниками, интерес к участию в совместной трудовой коллективной деятельности.

Наш опыт показывает, что трудовые коллективные дела, в которых принимали участие и взрослые, и учителя, и родители имеют большее воспитательное воздействие на трудных подростков. Основными предпосылками, влияющими на развитие социальной активности, являются: осуществление сотрудничества детей и взрослых, создание партнерской и деловой атмосферы. Так, проведение «Субботней школы для всех» является традицией нашей школы. В этот день все желающие могут посетить образовательное учреждение, получить консультацию психолога, отремонтировать мебель, подготовить подарки родственникам под руководством педагогов-консультантов.

Анализируя опыт организации трудового воспитания подростов «группы риска» мы обратили внимание, что развитию социальной активности ребят в процессе совместной коллективной деятельности способствует гуманистическая направленность системы межличностных отношений в процессе, которая содействует созданию отношений диалогического общения, что и позволило большинству детей сделать качественный скачок в развитии социальной активности. Среди качественных характеристик межличностных отношений в школьном коллективе (по материалам анкетирования) ребятами были названы: доверие (84,6%); забота (57,7%); сотрудничество (65,4%); толерантность (50,0%).

Кроме того, 88,5% подростков считают, что гуманное отношение педагога к ним способствует нормальным, теплым взаимоотношениям между детьми и взрослыми.

Анализ опыта работы показал важность и необходимость выдвинутых нами педагогических условий исследуемой проблемы, сформулированных выше:

- обеспечение социально-ценной и личностно-значимой направленности коллективной трудовой деятельности, учитывающей индивидуальные подробности и возможности подростков и имеющей личностную значимость;

- интеграция совместной творческой деятельности школьников, педагогов и родителей с целью усвоения и трансляции социального опыта;

- гуманистический характер межличностных отношений учащихся в системе школьного обучения;

- становление субъектной позиции всех участников педагогического взаимодействия, обеспечивающей саморазвитие личности при достижении социально значимых целей.

- обеспечение открытой, добровольной, социально-ориентированной, разновозрастной организации коллективной трудовой деятельности, целью которой является развитие и саморазвитие личности при достижении общественно значимых целей;

- организация, подготовка, проведение и анализ трудовых мероприятий способствовали созданию атмосферы партнерства, духовного общения детей и взрослых, формировали готовность и способность подростков, педагогов и родителей сотрудничать друг с другом, создавали условия для личностного саморазвития.

Таким образом, подросткам группы риска была предоставлена возможность участия в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, отрядов милосердия, и, разумеется, созданы необходимые условия для обеспечения социальной направленности коллективной деятельности на благо себя и других.

Через различные виды совместной деятельности (учащиеся, учителя, родители) у подростков вырабатываются навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства и выполнять их, развивались коммуникативные и креативные способности.

Только активное, осознанное, добровольное включение в совместную творческую трудовую деятельность может положительным образом сказаться на ее результате, если ее основой выступает реально существующая и осознаваемая детьми социальная ценность и личностная значимость конкретного дела, через которое происходит удовлетворение разнообразных потребностей личности, осознание важности своей деятельности и одобрения социумом.

При организации совместной трудовой деятельности мы считали необходимым включить такие виды и формы работы, которые бы обеспечили повышение социальной активности подростков «группы риска» и перевести процесс спонтанного удовлетворения потребностей и формирова-

ния мотивов деятельности в акт осознанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против» и, как следствие, трансформировать развитие социальной активности личности в саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию. Для этого мы ввели новые виды и формы социально значимой деятельности, учитывая интересы и потребности участников эксперимента:

- к творческой деятельности - 26,9% (7 чел.);

- к досуговой деятельности - 23,1% (6 чел.);

- к общественной деятельности - 30,8% (8 чел.);

- к трудовой деятельности - 11,5% (3 чел.);

- к спортивной деятельности - 15,4% (4 чел.).

Подростки «группы риска», участвующие в эксперименте, трудились над разработкой и реализацией сценариев творческих дел, организацией встреч с интересными людьми, разработкой и внедрением социально значимых проектов по благоустройству территории школы, микрорайона «Дубки» проведением акции для жителей микрорайона. Участие подростков «группы риска» в социально значимой трудовой деятельности, признаваемой и одобряемой окружающими, позвляло ребятам оценить себя, повысить самооценку, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других и адекватно отнестись к их оценкам, сформировать общественно направленную мотивацию.

Трудовая коллективная деятельность воспринималась подростками как способ научиться жить в социальном пространстве прав и обязанностей, как возможность проявить и реализовать себя. Они принимали решение активно участвовать в той или иной трудовой деятельности тогда, когда им была видна перспектива интересной и полезной жизни. Это, несомненно, приводило к формированию таких качеств личности как любознательность, ответственность, добросовестное отношение к труду, развивало коллективизм, повышало социальную активность.

Общественно-значимое дело позволяло ребятам проявить свои способности в организации помощи, исследований специфики микрорайонов города. Подключаясь к деятельности, подростки группы риска постепенно становились сознательными и активными участниками жизни социума. Возникла в целом устойчивое осознание своего места и роли в социально-культурной жизни микрорайона. В результате включения подростков группы риска в коллективную трудовую деятельность мы наблюдали поэтапное развитие их социальной активности:

- деятельность по добросовестному выполнению трудового поручения формировало ответственное к нему отношение;

- выполнение общественных поручений, при которых подросток сам находил и использовал некоторые способы его осуществления, формировало навык самоконтроля и требовательности к себе;

- совместный коллективный труд развивал творческое отношение к конкретному делу, толерантность.

В период реализации общественно-значимых трудовых коллективных дел отсутствовали ограничения по конкретным поручениям, каждый подросток имел право сам выбирать, где он будет применять свои умения, силы, и опыт. Нередко при подготовке ключевого творческого, социально полезного дела границы классов исчезали, создавались временные детские коллективы (команды, отряды, бригады). В них подростки группы риска из разных классов развивали социальную активность, формировали ответственность не только за себя, но и за других. Но главное -происходило сплочение детей, развивались коммуникативные навыки, толерантность, готовность к совместной творческой деятельности.

Каждый подросток группы риска в совместной трудовой деятельности находил применение своим способностям, интересам, получал возможность проявлять себя как активная личность. «В совместном труде, когда принимается или обсуждается решение, я ощущаю себя частицей большого мира, которому я нужен» (Александр С., 8 класс); «Я вдруг поняла, что мои способности рисовать и много говорить приносят пользу: не мне - нет, моим одноклассникам. Теперь в школе я

- знаменитость и автор проекта «Украсим нашу жизнь»» (Татьяна Б., 7 класс); «Никогда не думала, что с малышами не будет проблем, что они меня могут не понять. Но... я ошибалась! Они ждут моего прихода, мы вместе придумываем себе дела. Я стала задумываться: а может поступить в пединститут?» (Ирина С., 9 класс); «Как интересно стало жить в школе! Столько всего интересного! Теперь мне некогда сплетничать! Я помогаю людям, старикам и инвалидам» (Дарья Б., 7 класс); «Всегда стеснялся своего заикания, но, оказывается, главное - совсем другое: мой ум, умение работать на компьютере. А еще я научился играть на гитаре. Вот здорово! Спасибо, Марьяна Андреевна!» (Юрий К., 9 класс); «Вы не поверите: я даже учиться лучше стал. Мама говорит, что повзрослел, а я отвечаю: «Я просто стал нужен, а главное - я хочу быть нужным»» (Сергей С., 9 класс).

Взрослые выступали в нашей совместной социально-педагогической работе не прямыми, а опосредованными участниками: организаторами и участниками трудового воспитания. Поощряя детскую активность в той или иной сфере деятельности, они помогали придать этой деятельности

соответствующую организационную форму, открывали простор детской самодеятельности, создавали условия для развития социальной активности. Принципами общения взрослых с детьми становились диалог, содружество, сотрудничество и равноправное партнерство.

В процессе работы по организации школьных праздников и внешкольных трудовых десантов реализовывалось несколько задач: передача навыков общения в коллективе, формирование опыта сотрудничества, развитие социальной активности подростков группы риска. Организация, подготовка и проведение праздника «Масленица» способствовали развитию таких качеств, как коллективизм, добросовестное отношение к труду, ответственность, активность. Это стало возможным потому, что педагоги и родители, стимулируя работу инициативных и творческих групп, создавали ситуации успеха, самопознания и самореализации потенциальных способностей каждого ребенка. Мы решили поставить подростков в активную позицию, организовав деятельность таким образом, чтобы ребята обрели умения, которые сделали бы их значимыми среди людей и в своих собственных глазах. На данном этапе эксперимента с подростками группы риска педагогом-психологом М. В. Сильниченко проводились тренинги по организации общения, толерантности и социальной адаптации.

Помимо трудовых КТД, в эксперименте были использованы такие формы работы, как проведение диспутов, деловых игр на темы: «Что такое этикет?», «Правильно ли мы ведем себя в обществе?», которые развивали способность к диалогу и полилогу (разговор многих участников), создавали среду дл актуализации коммуникативных умений. Практические занятия по формированию культуры общения позволили участникам эксперимента успешно участвовать в конференциях, круглых столах по обсуждению детских и молодежных проблем, входить в контакт с людьми разного возраста, общественного и профессионального положения (родители, местное сообщество, педагоги и др.). Мы проводили с ребятами развивающие и деловые игры, постигали с ними основы возрастной психологии, так как им часто приходилось тесно общаться с детьми разного возраста, обучались навыкам оказания первой доврачебной помощи, старались научить их быть психологически выдержанными в экстремальной ситуации.

Развитию способности к рефлексии, самоанализу своих действий помогли откровенные беседы на встречах: «Расскажи нам о себе», «Расскажите мне обо мне», проведение психологического тренинга «Давай поменяемся местами», что формировало способность анализировать, правильно воспринимать конструктивную критику, каждому становиться самокритичным и требовательным к себе и другим. Психологические тренинги и ролевые игры выполняли функцию преодоления дефицита компетентности, помогали подросткам группы риска стать интересными для тех, с кем они общались.

Формирование представлений о себе как о нужном человеке - «Я нужен, меня ждут, со мной хорошо, ко мне тянутся, и я могу что-то дать людям» - стало ведущим в развитии социальной активности подростков. Это развитие мы не ограничивали участием в подготовке и проведении только трудовых мероприятий. Взрослые вместе с подростками искали живое, значимое дело, которое объединяло бы и формировало отзывчивость, толерантность, милосердие, внимательность, способствовало активной интеграции с окружающей средой, где школьник делает сознательный выбор и способен к преобразованиям себя и окружающего мира.

Совместная трудовая деятельность способствовала появлению ощущения «того, что мое мнение может влиять на жизнь школы» (Влада Б., 9 класс), что «появляется вера в свои силы и улучшается взаимопонимание с товарищами» (Наталья И., 8 класс). С целью оценки эффективности трудового воспитания мы попросили подростков группы риска письменно закончить по своему усмотрению незаконченное предложение: «То, что мне нравится в себе, - это...», «Самое главное для меня теперь - это.», «В нашей школе мне нравится..» и определить роль трудовой деятельности в осуществлении жизненных планов учащихся. Полученные данные приведены в таблице 2.

Таблица 1.

Показатели оценки совместного коллективного труда подростками группы риска

Частота высказывания мнений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Кол-во % до эксперимента Кол-во % в период эксперимента

Оценка роли труда в осуществ-

лении жизненных планов подро- 7 26,9 12 46,2

стков

Положительная оценка совмест-

ной коллективной трудовой дея- 10 38,5 15 57,7

тельности

Опыт показал, что реализация программы по трудовому воспитанию подростков группы риска - процесс сложный и многогранный, в основе которого лежит каждодневный кропотливый труд всего коллектива и самих подростков. Медленно, шаг за шагом, подросток приходит к осознанию, что физический труд (самообслуживание, общественно-полезный труд, хозяйственно-бытовой, производительный) необходим для самообслуживания и самообеспечения, а учебная деятельность - обязательное условие достижения поставленной цели, которая у многих подростков была совсем иной до начала нашего эксперимента.

Личностные изменения, уровень мотивации, переориентация жизненных ценностей, отношение к окружающему миру трудно поддаются количественному анализу, так как эти понятия имеют субъективный характер, не всегда проявляются. Вместе с тем, предложенные методы диагностики позволили показать динамику происшедших изменений и привести количественные характеристики, приведенные в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика изменения трудовой мотивации подростков группы риска в результате _ коррекционно-развивающей работы_

п/ № Методы диагностики Параметры Результаты

Констатирующий этап Контрольный этап

1. Карта наблюдений Показатель позитивного отношения к труду (ППОТ) низкий - 65,4% средний - 23,1% высокий - 11,5% низкий - 42,3% средний - 34,6% высокий - 23,1%

2. Модифицированная методика А. А. Реана и К. Замфир Наличие и вид трудовой деятельности ВМ - 7,7% ВПМ - 42,3% ВОМ - 50,0% ВМ - 19,2% ВПМ - 69,2% ВОМ - 11,5%

3. Анкетирование ОТД (отношение к трудовой деятельности) негативное - 69,2% нейтральное - 26,9% позитивное - 3,9% негативное - 38,5% нейтральное - 34,6% позитивное - 26,9%

4. Модифицированный опросник А. А. Реана Мотивация успеха и боязнь неудачи мотивация на успех -26,9% боязнь неудачи -73,1% мотивация на успех -53,9% боязнь неудачи -46,2%

Из таблицы видно, что по основным позициям получены положительные результаты: показатели позитивного отношения к труду оказались существенно выше, количество подростков с внутренней мотивацией к труду увеличилось на 11,5%, с внешней положительной мотивацией -на 26,9%, а число подростков с внешней отрицательной мотивацией уменьшилось на 38,5%.

Анкетирование показало, что негативное отношение к труду на констатирующем этапе эксперимента проявляли 69,2%, на заключительном - 38,5%, нейтральное отношение: 26,9% и 34,6% соответственно, позитивное отношение отмечено в итоге у 26,9%, что на 23% выше результата первичной диагностики; кроме того, количество подростков с мотивацией на успех увеличилось на 27%.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что коррекция поведения подростков в процессе трудовой деятельности приводит к качественно новому пониманию позиции педагога - как соучастника процесса коррекции поведения, помогает соединить два подхода: восстановление и развитие нарушенных функций личности подростка и привитие трудовых умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизнедеятельности. Полученные результаты позволяют констатировать, что трудовая деятельность является эффективным средством воспитания подростков группы риска.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: 1. Организация трудового воспитания подростков группы риска в социально-педагогической деятельности школы осуществляется эффективно при соблюдении следующих условий:

- если обеспечивается диагностика и учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей подростков группы риска;

- осуществляется отбор эффективных форм и методов работы социального педагога с детьми группы риска;

- происходит включение подростков в совместную коллективную трудовую деятельность, которая носит не только общественно-ценный, но личностно значимый характер, то есть соответствует склонностям, интересам, потребностям детей.

2. Внедряемая программа работы по трудовому воспитанию с подростками группы риска соответствовала решению задач профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков данной группы. Значительную часть программы составляла реализация идей трудового воспитания в коллективе, поэтапного вхождения подростка в коллективную трудовую деятельность, организации коллективных творческих дел, романтизации коллективного труда (символика, ритуалы, соревновательность), участие подростков в выборе коллективных творческих дел, включения педагогов и родителей школьников в совместную деятельность с воспитанниками, создание ситуаций успеха.

3. Обобщая положительный опыт по трудовому воспитанию подростков «группы риска», можно отметить, что

- эффективные трудовые виды деятельности в сочетании с другими формами и методами воспитания могут способствовать формированию социальной активности, инициативы и самодеятельности подростков группы риска; если эта работа имеет не только общественную пользу, но и носит личностно-значимый характер;

- участие в социально направленной деятельности (работа в жилом массиве с различными группами населения, изучение потребности молодежи, разработка перспективы развития своего школьного сообщества) помогают подросткам приобрести навыки самостоятельного вхождения в социум, научиться строить гуманистические отношения с другими людьми;

- подростки группы риска понимают значимую деятельность как деятельность полезную, но не связывают участия в ней с реализацией своих потребностей и проявлением способностей, хотя принимают в ней активное и непосредственное участие;

- наибольшая степень активности подростков, проявление творческой инициативы присутствуют там, где ими осуществляется самостоятельный выбор формы и содержания дела, этапов его подготовки, реализации, а также помощников.

- основными предпосылками, влияющими на развитие социальной активности, являются: осуществление сотрудничества детей и взрослых, создание партнерской и деловой атмосферы.

4. Анализ опыта работы показал важность и необходимость следующих педагогических условий трудового воспитания подростков группы риска:

- обеспечение социально-ценной и личностно-значимой направленности коллективной трудовой деятельности, учитывающей индивидуальные подробности и возможности подростков и имеющей личностную значимость;

- расширение возможностей участия подростков группы риска в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, отрядов милосердия;

- интеграция совместной творческой деятельности школьников, педагогов и родителей с целью усвоения и трансляции социального опыта;

- гуманистический характер межличностных отношений учащихся в системе школьного обучения;

- становление субъектной позиции всех участников педагогического взаимодействия, обеспечивающей саморазвитие личности при достижении социально значимых целей;

- обеспечение открытой, добровольной, социально-ориентированной, разновозрастной организации коллективной трудовой деятельности, целью которой является развитие и саморазвитие личности при достижении общественно значимых целей;

- создание атмосферы партнерства, духовного общения детей и взрослых;

- сочетание работы по трудовому воспитанию с практикой тренингов личностного роста, где у подростков совершенствуются навыки социального взаимодействия, закрепляются умения брать на себя ответственность и определенные обязательства и выполнять их, развиваются коммуникативные, рефлексивные и креативные способности.

5. Проведенная диагностика показала существенный рост у подростков группы риска после внедрения программы их трудового воспитания показателей позитивного отношения к труду, внутренней и внешней положительной мотивации трудовой деятельности, переход от доминирования мотивации избегания (боязнь неудачи) к мотивации достижения успеха.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ефремова О.И. Ориентация на ценности общества потребления как фактор деформации чувства патриотизма у современной студенческой молодежи //Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 4. - С. 16-25.

2. Ефремова О.И., Кобышева Л.И. Педагогическая психология. М.-Берлин: «Директ-Медиа», 2017. - 172 с.

3. Ефремова О.И., Ситчихина Н.А. Психологическое сопровождение детей и подростков со склонностью к суицидальному поведению в детских оздоровительных центрах //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 12. С. 161-165. Ьйря://е-копсер!ги/2014Z14365.htm (дата обращения 27.02.2018)

4. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А.И. Пискунова, М.: Издательство Юрайт, 2015.- 452 с.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. М., 1994.- 223с.

6. Кобышева Л.И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf (дата обращения 27.02.2018)

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2015.- 719 с.

8. Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. СПб.:Питер, 2005. - 336 с.

9. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и автор вступ.ст. В.С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1990. - 416 с.

10. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. - С. 398-399

11. Молодцова Т.Д., Тринитатская О.Г. Детские трудности: диагностика, коррекция. Ростов н/Д.: РО ИПК и ПРО, 2005.

12. Молодцова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 148 с.

13. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1987. - 336 с.

14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.

15. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учеб. пособ. СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. - 223 с.

16. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 6-е изд. М.: Политиздат, 1988.- 270 с.

17. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 127 с.

18. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр пед. соч. Т.1. М.: Педагогика, 1974. - С. 124-144.

19. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2008.256 с.

И.В. Челышева, Е.В. Романова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления организации культурно-досуговой деятельности современной школьной аудитории. Автором представлен анализ основных теоретических понятий культурно-досуговой деятельности, основные подходы отечественных исследователей к процессу организации досуга школьников.

Ключевые слова: Культура, культурно-досуговая деятельность, школьники, сфера образования, досуг, культурное просветительство.

I.V. Chelysheva, E.V. Romanova

MAIN DIRECTIONS OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF

SCHOOLCHILDREN

Annotation. The main directions of the organization of cultural and leisure activities of a modern school audience are considered in the article. The author presents an analysis of the main theoretical concepts of cultural and recreational activities, the main approaches of domestic researchers to the process of organizing leisure for schoolchildren.

Key words: Culture, cultural and recreational activities, schoolchildren, the sphere of education, leisure, cultural enlightenment.

Целевой направленностью предприятий и учреждений, осуществляющих культурно-досуговую деятельность, выступают: «культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств; отдых и развлечение аудитории» [5, 20].

Формы, которые реализуют многочисленные учреждения, осуществляющие культурно-досуговую деятельность, отличаются широким разнообразием. Среди них М.А. Ариарским были выделены несколько больших групп:

- активная рекреация: физкультура и оздоровление, неформальное общение на природе, игровая деятельность, хобби, сопровождаемые активным отдыхом и др.;

- культурно-досуговая деятельность, связанная с общением: классные и общешкольные праздники, дискотеки, школьные вечера, клубные занятия по интересам и т.п.;

- формы культурно-досуговой деятельности, связанные со сферой культуры (в том числе и медиакультуры): посещение музеев, выставок, компьютерные игры, просмотр кинофильмов, чтение литературы, прослушивание музыки и т.д.;

- коллективные познавательные формы, к которым относится клубная и кружковая деятельность, спортивно-оздоровительный туризм;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.