Научная статья на тему 'Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей в работе с семьёй'

Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей в работе с семьёй Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ / SOCIALLY-PEDAGOGICAL WORK WITH A FAMILY / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астраханцева Светлана Владимировна

В статье рассматривается реализация потенциала системы дополнительного образования детей в работе с семьёй. Выявлены социальные проблемы семей и проблемы семейного воспитания. На опыте Норильска показаны основные направления работы с семьёй в микрорайоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to potential of additional education of children’s system and its realization in work with a family. Social problems of families and problems of family education are revealed. The basic directions of work with a family are shown on Norilsk microdistrict’s experience.

Текст научной работы на тему «Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей в работе с семьёй»

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ

С. В. Астраханцева

Филиал Московского государственного университета культуры и искусств в городе Норильске

В статье рассматривается реализация потенциала системы дополнительного образования детей в работе с семьёй. Выявлены социальные проблемы семей и проблемы семейного воспитания. На опыте Норильска показаны основные направления работы с семьёй в микрорайоне. Ключевые слова: социально-педагогическая работа с семьёй, дополнительное образование детей. The article is devoted to potential of additional education of children's system and its realization in work with a family. Social problems of families and problems of family education are revealed. The basic directions of work with a family are shown on Norilsk microdistrict's experience. Key words: socially-pedagogical work with a family, additional education of children.

Испокон веку семья является основой любого общества. Как социально-культурный институт она выполняет важнейшие функции рождения и воспитания детей, их подготовки к дальнейшей трудовой жизни, именно в семье прививаются основные духовные и нравственные ценности.

В государственных документах, на страницах современной научной публицистики отмечаются «приоритетные направления развития воспитательного потенциала семьи: утверждение здорового образа жизни; обеспечение высокого уровня современного образования и равного доступа к образованию для различных социальных слоёв, вне зависимости от региона проживания; повышенное внимание к социально неблагополучным семьям» (4, с. 18).

Процесс воспитания детей сегодня сложен, потому что осуществляется под воздействием противоречивых влияний социально-культурной действительности, как положительных, так и отрицательных.

Как показывает практика, дети из многодетных семей наиболее подвержены негативному влиянию. Этот тезис подтверждают данные проведенной диагностики социальными педагогами Центра внешкольной работы города Норильска, на учёте у которого состоят 568 семей с социально-педагогическими проблемами, 13% из которых — многодетные семьи.

В результате проведённого специалистами Центра анкетирования 120 родителей были выявлены следующие проблемы: наличие в числе многодетных антипедагогических, асоциальных, неполных семей; в исследуемых семьях у отцов 100% рабочие специальности, среди матерей 70% — домохозяйки; плохие жилищные условия наблюдаются у 54%, 6% проживают в одно-двухкомнатных квартирах «гостиничного типа».

В связи с суровыми климатическими условиями Крайнего Севера резко ограничивается двигательная активность у детей

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 107-111 107

И

г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

и взрослых.

Ведя малоподвижный образ жизни, не используя водные процедуры, человек со временем становится подверженным различными заболеваниями. В условиях Крайнего Севера широко известен «синдром полярного напряжения», который негативно влияет на здоровье растущего детского организма и взрослых, особенно тех, которые долгое время не выезжают за пределы Полярного круга (некоторые многодетные семьи годами не имеют такой возможности из-за дороговизны авиабилетов): снижается иммунитет, появляется сильная депрессия, чрезмерная утомляемость, раздражительность, даже агрессивность.

В ходе проводимого исследования были выявлены тревожные факты: в 37% семей отсутствует общность интересов; воспитанием детей в 36,4% занимается только мать, в 18,2% — только отец; равнодушное отношение к детям отмечается в 36,4% семьях; слабый контроль воспитания и развития детей отмечен в 22% семей; в 55,5% многодетных семей среди детей родители выделяют «любимчиков».

В характеристиках черт личности исследуемых детей и подростков данных семей выявлены наиболее отрицательные: нецеленаправленность, нерешительность (44,4%), неинициативность (37,8%), неумение контролировать поступки, нечистоплотность (27,8%), пассивность (38,9%).

Отклонения в личностном развитии детей проявляются в следующем: не проявляют интерес к труду — 22,2%; отсутствуют домашние обязанности — 20%; подготовлены частично к бытовому труду — 53,3%; режим дня частично соблюдают 40%, не соблюдают полностью — 20%; гигиенические требования частично соблюдают — 36,7%, не соблюдают полностью — 20%; не делают утреннюю зарядку — 60%; не проявляют интерес к учебе — 22,2%, демонстрируют равнодушное отношение — 27,2%; художественную литературу читают периодически — 66,6%, не читают — 20%; не занимаются ни в каких кружках — 33,3%.

Можно утверждать, что выявленные проблемы детей и подростков — пассив-

ность, зависимость от окружающих, ведомость, подавляемость более сильными личностями, тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка, чувствительность к замечаниям, внешним раздражителям, есть следствие педагогической запущенности. Все это способствует отрицательному эмоциональному состоянию, неумению сознательно контролировать свое поведение, критически оценивать свои и чужие поступки. Тем не менее, учёные видят основную педагогическую проблему «не в излишней свободе детей, а в их неумении пользоваться своими возможностями. В настоящее время основные надежды на эффективную профилактику девиант-ного поведения связывают не с ограничениями, запретами и наказаниями, а с формированием у подрастающего поколения навыков разумного самостоятельного выбора, механизмов саморегулирования, расширения диапазона путей средств самореализации» (3, с. 52).

Как показывает многолетняя практика, многодетные семьи, а особенно дети, воспитывающиеся в них, становятся объектом педагогического внимания государственных и общественных институтов в образовательном пространстве свободного времени по их месту жительства. Соглашаясь с мнением учёных о том, что «социальная среда определённо становится решающим фактором формирования культуры, ценностей и интересов подрастающих и уже выросших поколений ... становится очевидной актуальность существенного повышения качества социально-педагогической работы не просто с этой средой, но и в этой среде» (1, с. 108). Следовательно, особенно актуализируется значимость системы дополнительного образования в реализации потенциала пространства свободного времени в социально-педагогической поддержке семьи.

Пространство дополнительного образования представляет собой многомерное явление, обладающее полифункциональностью, вариативностью, включает в себя множество процессов, происходящих за пределами образовательного стан-

Н

Г

дарта и обязательного труда подростка, в том числе и продуктивную организацию его свободного времени. Оно включает в себя досуговое пространство, представляющее собой совокупность рекреационных, творческих, игровых, спортивных, профессиональных и иных способов проведения свободного времени ребёнком, которое имеет воспитательную и образовательную значимость.

Опираясь на выводы учёных о «мно-госферности внешкольной среды» (5, с. 127), а также двенадцатилетнюю опытно-экспериментальную работу, мы приходим к выводу, что свободное время детей представляется многосферной средой досуго-вого пространства, в котором различные виды деятельности, осуществляемые за рамками обязательных (учёба в образовательном учреждении, режимные моменты, гигиенические процедуры, трудовая деятельность, исполнение ряда обязанностей), взаимосвязаны и взаимопроникновенны, то есть проходят практически через большее пространство свободного времени. Однако его значительная часть остаётся не заполненной педагогическим влиянием и становится полем свободного времяпрепровождения, где дети не всегда продуктивно могут его организовать. Этот факт является серьёзной педагогической проблемой для современного общества.

Дополнительное образование реализует потенциал свободного времени в учреждениях дополнительного образования детей, в семье, школе, а также в открытом социуме, где осуществляется социально-культурная практика и «расширяются традиционные» и инновационные «формы, технологии работы с детьми и подростками, совершенствуется содержание и спектр социально-воспитательных, культурно-досуговых программ, рекреативно-оздоровительная, информационно-коммуникативная, игровая и трудовая деятельность» (6, с. 1). Поэтому данная система рассматривается как уникальная, в которой культивируется внутренняя свобода личности и творческая активность всех субъектов образовательного процесса. Педагогу приходится

не только реализовывать образовательную программу дополнительного образования, но и осуществлять воспитательную работу по формированию основ нравственной культуры у ребят. Детям и подросткам предоставляется возможность проявлять творчество и самостоятельность, самим определять цель своей деятельности и выбирать способы её достижения, самоутверждаться в игре, труде, познании — в этом проявляется индивидуально-личностная основа дополнительно образования детей, позволяющего удовлетворять запросы конкретного ребёнка и его семьи.

Здоровая крепкая семья всегда являлась фундаментом благополучия, формирования физического, психологического, нравственного и социального здоровья. В период с 1999 по 2001 годы в одном из микрорайонов города Норильска в рамках городской экспериментальной площадки Центра внешкольной работы «Совершенствование технологий социального воспитания по месту жительства» реализовывалась программа «Физическое воспитание детей и подростков по месту жительства в условиях Крайнего Севера». С 2001 года по настоящее время идёт тиражирование эксперимента под патронатом и при финансировании Управления образования администрации города Норильска. Программа получила своё распространение и на другие микрорайоны города. Более двух тысяч человек стали её участниками. Работа проводится по двум направлениям: группы общей физической подготовки и дворовые команды.

Первое — реализация программы физкультурно-спортивной направленности позволила приобрести детям и подросткам необходимые знания, умения и навыки, скорректировать у них различные девиации средствами физической культуры, принять участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях, что улучшило показатели здоровья у детей и подростков, их адаптацию в социуме.

В дворовых командах, кроме всех желающих, занимаются дети и подростки из многодетных семей, семей «группы ри-

И

Г

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

ска», а также педагогически запущенные. Приводят их в команды социальные педагоги, работающие в микрорайонах. Как правило, ребята остаются в них по собственному желанию, потому что они получают недостающее внимание со стороны взрослых и сверстников, возможность быть услышанным, испытать чувство успеха, а также долгожданное одобрение. Программа определяет возможные варианты выбора воспитанником дальнейшего образовательного маршрута: освоив начальный и основной уровни, он может участвовать в квалификационных соревнованиях и по их итогам, в соответствии с нормативами, получить спортивный разряд. Далее обучение может осуществляться по индивидуальному маршруту.

Второе направление — пропагандистская и просветительная работа с родителями. Семья имеет больше возможностей для воспитания привычек культурного поведения, выработки гигиенических навыков, закаливания, формирования правильной осанки и пр. Руководство этими занятиями должно быть квалифицированным. Поэтому в микрорайоне по месту жительства детей специалисты Центра на родительских собраниях проводят лекции, на которых дается информация, советы, рекомендации, консультации о том, как правильно влиять на детей в домашних условиях, как контролировать выполнение детьми требований родителей и педагога. В клубах по месту жительства совместно с родителями ведется летопись дворовой команды — выпускаются фотостенды и фотоальбомы, что стимулирует участие родителей в различных мероприятиях со своими детьми. Ведет обязательно «Уголок родителей», который содержит советы, рекомендации по семейному воспитанию детей, в нём размещаются результаты тестирования физической подготовленности, результаты соревнований, достижения детей, их грамоты и дипломы.

Популярны еженедельные совместные детско-родительские занятия и ежемесячные досуговые программы: физкультурно-оздоровительные праздники, эстафеты,

игровые программы, соревнованиях по шашкам и шахматам. Такие мероприятия укрепляют внутрисемейные отношения и межсемейные связи, помогают создавать и развивать в семье традиции по интересам.

Результаты мероприятий обсуждаются социальными педагогами и ребятами на совете клуба с позиции нравственности. У детей воспитывается ответственность за результаты своей деятельности, развивается чувство сопереживания за команду.

Особой популярностью пользуется коммуникативно-двигательный тренинг. У воспитанников формируются навыки невербального общения, согласованного взаимодействия в команде.

Третье направление — воспитательная работа с детьми, которая строится на развитии детского самоуправления. Совместные занятия и соревнования предполагают создание актива команд и групп и стремление детей участвовать в спортивной и общественно полезной деятельности по месту жительства. Таким образом, дети и подростки определяют и закрепляют свой статус в коллективе сверстников.

Проводимая коллективная творческая деятельность совместно с детьми позволяет всем вместе (педагогами, детям и их родителями) обсуждать результаты проведенных и перспективы предстоящих дел, результаты физкультурно-спортивной и другой деятельности.

Важным с точки зрения нравственного воспитания детей и родителей является их совместное участие в социально-ориентационных мероприятиях — торжествах открытия и закрытия спартакиады дворовых команд, встречах и беседах с ветеранами спорта, известными в спорте людьми; участие в спортивных соревнованиях, акциях помощи нуждающимся людям, проживающих в микрорайоне.

Итак, подводя итоги, мы отмечаем роль дополнительного образования детей в социально-культурной поддержке семьи, которая должна осуществляться «в режиме плодотворного диалога всех субъектов образовательной политики» (2,

И

Г

с. 23) и состоит в:

• развитии сущностных сил и способностей детей и родителей, позволяющих им выбирать оптимальные стратегические решения;

• воспитании инициативы и ответственности за принятые решения;

• обеспечении возможностей для личностного роста, самоопределения,

самореализации;

• создании условий для саморазвития, творчества, индивидуальности человека, развития его духовных потенций;

• преодолении межличностных внутрисемейных барьеров, снижение конфликтности в семье;

• повышении родительской компетентности.

Примечания

1. Борисенков, В. П. Современная социально-педагогическая теория и практика / В.П. Борисенков // Педагогика. — 2006. — № 3.

2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. — 2002. — № 6. — С. 10—44.

3. Пелипас, В. Е. Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами / В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова // Педагогика. — 2008. — № 4.

4. Сабитова, Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы / Г.В. Сабитова // Педагогика. — 2007. — № 3.

5. Социальная педагогика: монография / [под ред. В.Г. Бочаровой]. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 368 с.

6. Фомина, А. Б. Учреждения дополнительного образования детей как ресурс модернизации сферы свободного времени / А.Б. Фомина. — М.: ИСППСШ РАО, 2004. — 53 с.

АЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО МИРА У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Ю. О. Боброва

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются проблемы влияния социума на развитие ценностных ориентаций студенческой молодежи на современном этапе. Особое внимание уделено значению учреждений культуры как важного носителя культурно-досуговой среды и возрастанию значимости духовного восприятия культурно-досуговой среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического потребления художественного продукта студенческой молодежью. Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, обучающаяся в учреждениях культуры, социум, эстетическое воспитание, патриотическое воспитание.

In the article considered the problems of influence of society on development of valuable orientations of student's youth at the present stage. The special attention is given for value of culture establishments as important carrier cultural leisure environments, and to increase of the importance of spiritual perception cultural leisure environments, information leisure, emotional and esthetic consumption of an art product by student's and youth.

Key words: value orientations, youth studying in institutions of culture, society, aesthetic education, patriotic education.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 111-115 111

И

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.