САМОКОНТРОЛЬЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
САМОКОНТРОЛЬЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ
100 100 100 100 100
200 200 200 200 200
300 300 300 300 300
400 400 400 400 400
500 500 500 500 500
Как перейти к целым коэффициентам в уравнении?
Шт
Рис. 7. Таблица дополнительных вопросов
Таким образом, использование информационно-коммуникационной технологии на уроках математики способствует расширению и углублению математических знаний, формирует умения характеризовать и сравнивать математические объекты, развивает способность к исследовательской и проектной деятельности, повышает познавательную активность школьников. Объединяя учебные предметы на основе принципа межпредметной интеграции, она является эффективным средством развития продуктивной деятельности школьников, способствует их интеллектуальному, личностному, социальному и коммуникативному развитию.
УДК 947.084.5 ББК 65.03(2)61
И.Г. Лебединская
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Аннотация. Статья охватывает аспекты физкультурной и спортивно-массовой работы в летний оздоровительный период с детьми школьного возраста.
Ключевые слова: Двигательная деятельность, физическая культура, спорт, спортивно-массовая работа, подвижные и спортивные игры, массовые спортивные мероприятия.
I.G. Lebedinskaja
MASS SPORTING AND HEALTH-ENAHNCING PHYSICAL ACTIVITIES WITH CHILDREN
AT THEIR PLACE OF RESIDENCE
Abstract. This article aspects of mass-sporting and physical activities events with school-age children during the summer recreation period.
Key words: motion activity, physical education, sports, mass sporting activity, sports and outdoor games, mass sporting events.
В рамках муниципального образования Комитет по физической культуре и спорту г. Таганрога реализует задачи по привлечению населения к занятиям физической культурой, спортом, привлечению к здоровому образу жизни в рамках программы «Спорт для всех». Комитет также содействует школам дополнительного образования и школам олимпийского резерва в подготовке юных спортсменов, которые защищают честь не только города Таганрога и Ростовской области, но и России. Одна из главных задач программы «Спорт для всех» направлена на организацию физкультурно-оздоровительной работы на территории города, популяризацию, внедрение и развитие физической культуры и спортивного досуга по месту жительства детей, подростков и молодежи.
Место проживания населения (двор, улица, район и т.д.) является отдельным звеном в цепочке микромира города. В каждом из них существует свой социальный контингент со своими типажами, характерами, героями и «антигероями». В таких местах всегда присутствуют и всегда
активны дети и подростки, которые любят общаться, затевать всевозможные игры и развлечения, которые могут оказывать друг на друга сильнейшее взаимовлияние, формируются собственные «дворовые» правила, законы, нормы поведения и мировоззрение. Если в эту стихию добавить спортивного азарта, организовать его, связать спортивными играми, праздниками и забавами, вовлекая в этот процесс родителей, знакомых и родственников, тогда это будет увлекательно, интересно, социально полезно.
Физкультурно-спортивная работа по месту жительства выливается в массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в жилых микрорайонах, на спортивных сооружениях массового пользования, в парках культуры, общежитиях рабочей и студенческой молодежи, в городских и загородных зонах отдыха. Эта работа должна иметь прочную организационно-методическую и материальную основу, охватывать все слои населения, широко использовать разнообразные игровые формы и методы.
Непременным условием успешного осуществления массовой физкультурно-спортивной работы является комплексный подход к ее организации и проведению, объединение усилий, средств и возможностей всех заинтересованных в этом деле организаций, широкое развитие общественной инициативы, постоянная помощь шефствующих структур.
Развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства, создание условий для активного отдыха детей являются в нашей стране конституционными требованиями и рассматриваются как одно из звеньев государственной системы физического воспитания, способствующей всестороннему развитию личности, подготовке к высокопроизводительному труду и защите Отечества.
Основной идеей движения «Спорт для всех» является вовлечение и внедрение силами общественного спортивного актива города здорового образа жизни, спортивного досуга. Реализация такой идеи возможна посредством организации по месту жительства продуманных, подготовленных физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий различными видами спорта, спортивных праздников, также привлечение приверженцев здорового спортивного образа жизни, пропаганда и агитация идей физического развития, совершенствования среди всех категорий городского населения и, в первую очередь, среди детей, подростков и молодежи.
На сегодняшний день в городе Таганроге около 80 дворовых и уличных площадок, которые работают и доступны для всех желающих. Большая работа на них ведется в основном в летний оздоровительный период с детьми, которые в это время находятся на каникулах. На каждой площадке работает дипломированный специалист физической культуры и спорта (инструктор), который организовывает, вовлекает, проводит воспитательно-образовательные занятия и мероприятия.
Для работы на таких площадках инструктору даются 12 часов, но не менее 3 дней в неделю. Каждый инструктор должен заполнить ежемесячный журнал учета работы на спортивной площадке по месту жительства, составить расписание занятий, дать общие сведения с указанием фамилии, имени, года рождения, место учебы и домашнего адреса занимающихся детей. В этом журнале необходимо вести также учет посещаемости детьми занятий и участие их в соревнованиях.
В рамках программы «Спорт для всех» на протяжении всего летнего оздоровительного периода комитетом по физической культуре и спорту проводиться много соревнований по видам спорта: дартс, мини-футбол, легкая атлетика, пионербол, настольный теннис, стритбол и др., которые идут в зачет Спартакиады города среди дворовых и уличных команд. Такой план спортивно-массовых мероприятий на весь летний оздоровительный период выдается каждому инструктору.
На каждой из площадок организуются также спортивные праздники, турниры, матчевые встречи, спортивные и подвижные игры. Все эти мероприятия и разнообразная состязательная деятельность способствуют и учат мобилизации и максимальному проявлению физических и психических сил, помогают не только эффективнее решать задачи развития двигательных качеств и способностей, но и в большей степени реализовывать двигательный потенциал участвующих [1, 177].
В соревновательной и игровой деятельности объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, занимающиеся включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности.
Таким образом, двигательная активность, включающая в себя игры и соревнования - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Известно, что для детей физическая активность в сочетании с эмоциональной интригой игры и возможностью проявить себя и свои способности - самое увлекательное, интересное и самое полезное занятие [2, 351].
Наряду с этими мероприятиями на каждой из площадок проводятся свои командные соревнования, подвижные игры, веселые старты, эстафеты. В интересах каждого из участников, с целью предоставления им возможности проявить свои лучшие качества варьируются как виды состязаний, так и формы их проведения (личные, командные, лично-командные). При этом команды формируются по различным категориям (по возрастным группам, смешанные, отдельно для мальчиков и девочек).
Вряд ли надо доказывать, что детские физкультурно-спортивные соревнования - это отличная школа закалки воли и характера, воспитания бойцовских качеств, мобилизационной готовности, стойкости, умения не только эффективно побеждать, но и достойно проигрывать, мужественно переносить неудачи. Воспитание детей с устойчивой психикой, легко адаптирующихся к различной степени стрессовым ситуациям - задача чрезвычайной важности в укреплении и сохранении их телесного и духовного здоровья. Наконец, это незаменимая школа совершенствования интеллектуальных способностей детей, их умения рационально и оперативно решать двигательные задачи различной степени сложности как в индивидуальных, так и в коллективных действиях, обогащения специальными знаниями, накопления двигательного опыта, тактики соревновательной деятельности, проверки технической и физической подготовленности [3].
Анализируя спектр всей физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми по месту жительства можно отметить, что организация такого рода деятельности является уникальной возможностью для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация совместных коллективных занятий, в которых дети приобретают коммуникативные навыки, овладевают умениями и знаниями необходимые в повседневной жизни.
Многолетний опыт работы на спортивных площадках, специальные исследования, изучение отношения детей и подростков к такого рода занятиям физической культурой и спортом показал, что они способствуют повышению двигательной активности занимающихся, привлечению их к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Но наряду с этим, каждый год, на протяжении уже более 5 лет мы постоянно ищем новые формы физкультурно-оздоровительной работы.
В особенности более широкого использования соревновательного и игрового метода, ведь спортивные соревнования - неотъемлемая часть педагогического процесса и отличная школа всестороннего воспитания детей, независимо от того, являются они их организаторами, судьями, непосредственными участниками или зрителями-болельщиками. А как одна из форм занятий, считаем, что соревнования и игры помогают решать целый комплекс задач:
- формировать организационные навыки;
- осваивать тактику личной и командной борьбы;
- полнее реализовывать свои двигательные способности;
- воспитывать бойцовский характер и т. д.
В связи с тем, что мы находимся в южном регионе, и лето у нас очень жаркое, мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант проведения тренировки с детьми - четыре раза в неделю, по 3 часа (из расчета 12 часов в неделю). Из этих трех часов 1 час 30 минут уделяется младшим детям, а другая половина - детям ставшего возраста или наоборот. Начинать занятия целесообразно после 17.00 или 18.00 часов. В первый день работы на площадке вывешивается табличка с графиком работы инструктора (таблица 1).
Таблица 1
Расписание занятий под руководством инструктора
День недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
Время проведения занятий 18.0021.00 18.0021.00 18.0021.00 18.0021.00
В дни, когда на спортивной площадке нет инструктора, дети сами договариваются между собой о времени проведения занятий. На таких занятиях они самостоятельно занимаются или под присмотром родителей.
Ориентируясь и придерживаясь общегородского плана спортивно - массовых мероприятий на весь летний оздоровительной период, мы составляем график работы спортивной площадки по
месту жительства. Этот график следует планировать на каждый месяц и включать в него мероприятия, которые можно организовать и проводить совместно с детьми и их родителями.
Предлагаем один из вариантов проведения занятий на спортивной дворовой площадке по месту жительства на месяц (таблица 2).
Таблица 2
Примерным план работы инструктора на дворовой площадке по месту жительства
№ п/п Дата 2 проведения Мероприятие
1. 01.06 понедельник «День защиты детей» церемония торжественного открытия спортивных площадок города по месту жительства на Пушкинской набережной. Веселые старты
2 03.06 среда Построение. Торжественное открытие спортплощадки. Разминка. Подвижные игры, соревнования. Запись в журнал учета работы всех детей, желающих заниматься на площадке
3. 05.06 пятница Построение. Разминка, упражнения на внимание, беговые упражнения. Выполнение контрольных тестов. Подвижные игры
4. 07.06 воскресенье Построение. Викторина «Если хочешь быть здоров». Разминка, ОРУ в парах, легкоатлетические эстафеты. Обучение технике игры в дартс
5. 08.06 понедельник Построение. Бег, беговые упражнения, гимнастические упражнения. Подвижные игры. Матч *по мини-футболу среди команд округа
6. 10.06 среда Построение. Конкурсы «Да здравствует лето!» Весёлые старты. Соревнования по дартс среди команд спортплощадки
7. 12.06 пятница Построение. Разминка. Соревнования по мини-футболу, дартс среди команд района
8. 14.06 воскресенье «День России» соревнования по дартс в зачет Спартакиады города среди дворовых и уличных площадок на пляже «Солнечный»
8. 15.06 понедельник Построение. Упражнения на внимание, разминка. Соревнования «Ловкий, смелый, умелый». Настольный теннис
9. 17.06 среда Построение. Викторина «Вредные привычки». Разминка, легкоатлетические эстафеты. Соревнования по мини-футболу
10. 19.06 пятница Построение. Бег, беговые упражнения. Обучение технике прыжка в длину с места, метанию малого мяча. Подвижные игры
11. 21.06 воскресенье Построение. Разминка. Весёлые старты. Матч по мини-футболу среди команд спортплощадки
12. 22.06 понедельник Построение. Упражнения на внимание, Бег, беговые. Обучение технике игры в бадминтон. Настольный теннис. Подвижные игры
13. 24.06 среда Построение. Разминка. Контрольная прикидка по легкоатлетическому троеборью. Турнир по мини-футболу среди команд района
14. 26.06 пятница «День дружбы», «День борьбы с наркотиками» соревнования по легкой атлетике в зачет Спартакиады города среди дворовых и уличных площадок на стадионе «Торпедо»
15. 28.06 воскресенье Построение. Викторина «Спорт и мир». Разминка. Соревнования по мини-футболу, настольному теннису
16. 30.06 понедельник Построение. Разминка. Подвижные игры с элементами спортивных игр. Матч по мини-футболу среди команд спортплощадки
В каникулярное время летом, обычно на первой неделе работы на спортивной площадке (июнь) и на последней (август) мы проводим специальное тестирование с целью выявления физической подготовленности занимающихся детей и сравнения полученных результатов.
1. Прыжок в длину с места. Используется для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств ног. В процессе тестирования каждому ученику дается 3 попытки.
2. Тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» используется для оценки уровня собственно силовых качеств.
3. Бег 20 метров - для оценки скоростных качеств.
4. Прыжки на скакалке за 30 секунд - для оценки скоростной выносливости. Фиксируем количество выполненных прыжков.
2 Примерные даты проведения занятий согласно городскому плану спортивно-массовых мероприятий на июнь месяц.
148
Анализируя полученные данные работы на спортивной площадке с детьми разного возраста в течении трех месяцев, можно определенно сказать, что показатели второго тестирования по всем параметрам превосходят первое. Из четырех тестов наибольший рост наблюдается в 1-ом и 4-ом, затем - в 3-ем, и самый незначительный - во 2-ом.
Таким образом, развитие физических способностей детей возможно лишь в процессе целенаправленной двигательной деятельности, через выполнение определенных физических упражнений, с помощью которых создаются необходимые физические нагрузки (в данном случае увеличение количества занятий в неделю и продолжительности по времени).
Резюме. Несомненно, одной из главных обязанностей инструктора работающего на спортивных площадках по месту жительства является обеспечение высокой эффективности занятий, которую можно достичь, если использовать достаточно разнообразные физические упражнения. Физкультурно-спортивная работа является составной частью единой системы политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, которую призваны проводить все государственные и общественные организации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лебединская, И.Г. Использование подвижных игр на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2011. - № 1. - С. 176-189.
2. Лебединская И. Г., Сыроваткина И. А., Занина Т. Н., Быков Н. Д. Влияние подвижных игр и игровых упражнений на общую физическую подготовку студентов в вузе / Ю.И. Евсеева, И.А. Потапова, С.Н. Пожидаева.- Ростов н/Д., 2011. - Т. 1. - С. 350-354.
УДК 378.016 ББК 74.262.21
И.И. Мещерякова, И.В. Наливайченко, Л.Д. Полякова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, МХК, ИСТОРИИ
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования -реализации интегрированного подхода в общеобразовательной школе, описываются методы проведения интегрированных уроков.
Ключевые слова: интеграция, функции интегрированного урока, технологии, мультимедийные презентации.
I.I. Meshcheriakova, I.V. Nalivaychenko, L.D. Polyakova
INTEGRATED EDUCATION AS A MEANS OF STRENGTHENING TEACHING AND LEARNING PROCESS IN MATHEMATICS LESSONS, WORLD CULTURE AND HISTORY
Abstract. The text is dedicated to one of the most urgent problems of modern education - the implementation of an integrated approach in secondary school, description of methods of integrated lessons.
Key words: integration, integrated lesson function, technology, multimedia presentations.
Актуальность проблемы интегрированного обучения обусловлена объективными процессами в глобализирующемся мире. В ходе внутренних перемен в России меняются: социально-экономический уклад; политическая система; геополитическая структура; характер внешних границ; выбранный исторический курс страны.
Одновременно с большинством стран мира Россия находится в потоке планетарных изменений характера и содержания экономического развития, связанных с расширением и усилением роли, так называемой экономики знаний. По сути, в мировом масштабе идет интенсивное движение новой цивилизации-цивилизации знаний. Человеческий потенциал становится составляющим фактором естественных производительных сил.
Основным содержанием когнитивной деятельности является построение целостной системы знаний. Количественное нарастание знаний проходит в качественное изменение их роли в об-ществе.Изменение роли знаний в обществе требует и перестройки системы образования, которая определяется междисциплинарной интеграции различных областей знаний. Способность оперировать различными типами знаний в решении практических и теоретических проблем становится фундаментальным ресурсом постиндустриальных обществ. Традиционные предметные знания