.....
I I I ■ M I I I I
^ Социально-культурная деятельность 73
- University Park: Pennsylvania State University Press, 1997.
11. Rojek, C. Leisure and Life Politics / C. Rojek // Leisure Sciences. - 2001. - V. 23.
12. Schor, J. The overworked American: The unexpected decline of leisure / J. Schor. - New York: Basic Books, 1991.
13. Shelton, B. A. The distribution of household tasks: Does wife's employment status make a difference? / B.A. Shelton // Journal of Family Issues. - 1990. - V. 17. - P. 115-135.
14. Shelton, B. A. Women, men and time / B. A. Shelton. - Westport, CT: Greenwood Press, 1992.
15. South, S. J. Housework in marital and non-marital households / S. J. South, G. Spitze // American Sociological Review. - 1994. - V. 59. - P. 327-347.
16. Zuzanek, J. More work-less leisure? Changing allocations of time in Canada, 1981 to 1992 / J. Zuzanek, B.J.A. Smale // Society and Leisure. - 1997. - V. 29. - P. 73-106.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ СИРОТСТВА В УСЛОВИЯХ КЛУБНОЙ РАБОТЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
О. Ю. Мацукевич
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются вопросы создания социальных гостиных как оптимальных форм клубной работы по месту жительства в мегаполисе, анализируется опыт движения «Солнечный круг» по ресоциализации сиротства в условиях социальных гостиных Москвы.
Ключевые слова: ресоциализация, сиротство, социальная гостиная, клубная работа по месту жительства, технологии социально-культурной деятельности.
In article questions of creation of social drawing rooms as optimum forms of club work in a residence in a mega city are considered, movement experience «the Solar circle» on resocialization an orphan hood in the conditions of social drawing rooms of Moscow is analyzed.
Keywords: resocialization, an orphan hood, a social drawing room, club work in a residence, technologies of welfare activity.
Современное развитие мегаполисов во всем мире выявило проблему кризиса воспитательного потенциала городской среды, что заставляет сегодня по-новому рассматривать технологии организации социально-культурной деятельности по месту жительства.
Не остается в стороне от решения этой проблемы и Москва - один из наиболее крупных мегаполисов мира. Задачи этой работы заключаются в одухотворении жизненного пространства и приобщении жителей к культурным ценностям; развитии самодеятель-
ной активности и содержательного досуга по месту жительства; преодолении одиночества и отчуждения посредством культурно-досуговых мероприятий, профилактике социальных деструкций в условиях массовой физкультурно-оздоровительной работы; оптимизации жизненного пространства для инвалидов и создании общества равных возможностей.
Изменения в системе социально-культурной работы в городской среде во многом определяются тем, что в ней, наряду с задачами
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 73-76
.....
I I I ■ М I I I
74 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
социализации, активно реализуются технологии ресоциализации личности и социальных групп. Ведь современный городской житель вынужден быстро и многократно изменять модели своего поведения, адаптируясь к новым социальным, экономическим культурным условиям, к изменившимся ценностям общества. Городская среда сегодня диктует новые правила социального взаимодействия, сохранения и воспроизводства культурных иден-тичностей, которые порождают потребность в многократной повторной социализации, которая определяется в социально-гуманитарных науках как ресоциализация.
Социально-культурная ресоциализация -это рука помощи и поддержки, протянутая изменяющемуся человеку в изменчивом мире. И, вслед за этой емкой метафорой, важно определить теоретико-методологические основания и технологические подходы, позволяющие существенно изменить качество и снизить социальные риски повторной социализации личности.
Ресоциализация представляет собой восстановление или компенсацию социальных отношений, учебно-воспитательную реабилитацию, комплекс социально-культурных и коррекционно-педагогических мероприятий. Данный процесс предполагает сочетание социально-культурной диагностики, реабилитации и коррекции, органично взаимосвязанных между собой.
Потребность в ресоциализации возникает в момент дезадаптации человека, попавшего в жизненно трудную ситуацию, в которой серьезным испытаниям подвергается система взглядов на жизнь, система ценностных ори-ентаций, включая понимание смысла жизни, отношение к Богу, государству, семье, друзьям, самому себе.
Как следствие, быстроменяющаяся городская среда зачастую провоцирует развитие дезадаптивных личностных комплексов, которые вызывают напряжение с социальным окружением. Если индивид не в состоянии выбрать духовную среду для своего развития, он не способен духовно развиваться. В тече-
ние некоторого, иногда довольно длительного времени сохраняется видимость относительного здоровья и социально упорядоченного поведения. Однако рано или поздно поведение, детерминируемое дезадаптивными паттернами, становится социально неэффективным, что приводит к постоянным фрустрациям. Эмоциональное напряжение, возникающее вследствие этого, ведет к тому, что индивид находится в состоянии хронического стресса. Выходом из этого состояния для одних являются антисоциальные поступки, для других - неврозы, для третьих - алкоголизм, наркомания. В литературе имеются убедительные доказательства связи всех этих последствий плохой адаптации личности с дест-рукциями в социокультурной микросреде.
Современный опыт социально-культурной деятельности убедительно доказывает возможность организации целесообразной и адекватной помощи населению, по тем или иным причинам оказавшимся «за бортом» общественной жизни, переживающим психологический кризис. Поэтому одной из профессиональных компетенций специалистов по социально-воспитательной работе является умение восстанавливать и поддерживать социальные связи между обществом и личностью, «очеловечивать» отношения между людьми, используя не только средства куль-турно-досуговой работы, но и широкий арсенал социально-психологических методик, стимулирующих межсубъектное взаимодействие и общение.
Такие методики с успехом регулируют эмоциональную и нравственную обстановку в самодеятельных объединениях людей, позволяют оптимизировать процессы личностного развития представителей различных социальных групп, нуждающихся в социальной поддержке и психолого-педагогической помощи. Это, прежде всего, дети с нарушениями в развитии, сироты, делинквентные подростки, инвалиды детства, иммигранты, безработные, пенсионеры, неполные семьи.
В частности, социально-культурная ситуация развития мегаполиса определила тен-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 78-81
.....
I I I ■ М I I I
Социально-культурная деятельность 75
денцию территориальной сегрегации жителей отдаленных микрорайонов. За последние десять лет произошло сужение досугового пространства городов и поселков, что негативно влияет на реализацию досуговых интересов и потребностей современных жителей новых микрорайонов. Как следствие, происходит явный регресс двора, микрорайона как инфраструктурной единицы. Вместе с тем примеры продуманной политики создания дворовой инфраструктуры, создания детских площадок, благоустройства дворовых территорий, поддержки развития инициативных групп общественности свидетельствуют о желании горожан совершенствовать работу по месту жительства.
В данном контексте весьма заметна тенденция восстановления клубной работы по месту жительства в различных формах социального партнерства. Традиции клубов как уникального социально-педагогического явления в отечественной педагогике продолжают сотни клубов по месту жительства. Некоторые из них возникли как чисто досуго-вые учреждения либо как общественные организации.
Основными задачами клубной работы являются формирование целостной, эффективно действующей на территории муниципального образования системы организации досуга и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства; создание необходимых условий для социальной и творческой самореализации, формирования здорового образа жизни, повышения гражданской инициативы жителей.
Однако сверхзадача данной деятельности состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе
и такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности и усвоения ею культурных и духовных ценностей.
Характерной положительной чертой последних лет стала интеграция усилий клубов по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих специалистов управ и общественников. В качестве примера следует назвать общественное движение неравнодушных родителей «Солнечный круг», которые было поддержано Московской городской Думой по профилактике сиротства в мегаполисе и создании широкой сети социальных гостиных в московских дворах для организации социально-культурной деятельности населения.
Как форма клубной работы по месту жительства социальная гостиная предполагает: организацию досуговой, социально-воспитательной работы (художественное воспитание и эстетическое развитие, техническая деятельность и трудовое воспитание, эколого-краеведческая деятельность, туризм, военно-спортивная, историко-патриотическая и спортивно-техническая деятельность, компьютерная техника, программирование и другие направления работы); содействие в организации и деятельности клубов любителей по интересам; организацию и проведение дворовых праздников, смотров, конкурсов, культурно-массовых и досуговых мероприятий; обеспечение участия жителей в мероприятиях, проводимых в рамках массовых городских движений, смотров, конкурсов в сфере досу-говой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства.
Организация работы с детьми и подростками по месту жительства сегодня - одна из острых проблем. В структуре населения каждого микрорайона значительную часть составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне
.....
I I I ■ М I I I
76 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
школы. Результаты проведенных нами социологических исследований отношения родителей и общественности к проблеме организации работы по месту жительства таковы: 90% опрошенных считают, что утрачена традиция в созидательной работе на общественных началах в микрорайоне по созданию дворовых площадок; 87% респондентов отмечают недостаточную социально-психологическую помощь, оказываемую образовательными учреждениями; 82% опрошенных отмечают низкий уровень правовых знаний детей, подростков и родителей в области защиты прав детей; 79% респондентов считают недостаточным количество совместных мероприятий для детей и родителей.
Результаты опроса детей и подростков по теме «Что такое дворовой досуг?» таковы: «Дворовой досуг - это, прежде всего...» -«свобода» (считают 98% респондентов), «компания друзей» (82%), «общение» (94%). Были высказаны также другие мнения (общие интересы, яркость впечатлений и т.д. - 11%). Полученные данные свидетельствуют о том, что возникла необходимость в педагогическом руководстве организации позитивного взаимодействия социума.
Двор и клуб во дворе привлекают ребят возможностью развить способности, энергию и удовлетворить интересы. Здесь очень важно профессионально грамотно направить энергию и разностороннюю активность детей на интенсивную положительную деятельность, развитие самостоятельности ребят. Микрорайон, двор - места непрерывного педагогического влияния на детей и подростков, особенно в летний период. В связи с этим плани-
руется организация клубной работы по месту жительства в период с мая по сентябрь.
Новизна деятельности социальных гостиных заключается в становлении и развитии новых организационных структур - сети клубов и дворовых площадок по месту жительства на основе развития и поддержки социального творчества и инициатив детей, родителей и общественности.
Результатом работы в этом направлении стали социальные паспорта дворовых площадок, организация взаимодействия с председателями квартальных комитетов, участковыми инспекторами милиции, специалистами комитета по делам молодежи, проведение социально значимых акций «Наш двор», «Острова одиночества», организация дней коллективного отдыха детей и родителей.
Таким образом, в рамках организации клубной работы по месту жительства актуализируется потребность применения технологий социально-культурной ресоциализации, основанных на комплексном решении различных проблем личности, обеспечивающие ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.
Речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения многих категорий населения. Имеются в виду люди, для которых борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а извечный вопрос «жизнь или смерть» для многих становится решающим.
Примечания
1. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков.
- М.: Владос, 2004.
2. Есаков, В. А. Мегаполис и его культура (на примере Москвы) / В.А. Есаков. - М.: Альфа-М, 2008.
3. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / А.Д. Жарков.
- М.: МГУКИ, 1999.
4. Ярошенко, Н. Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика: монография / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000.