Научная статья на тему 'Ресоциализация сиротства в условиях клубной работы по месту жительства'

Ресоциализация сиротства в условиях клубной работы по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ / A SOCIAL DRAWING ROOM / КЛУБНАЯ РАБОТА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / CLUB WORK IN A RESIDENCE / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / AN ORPHAN HOOD / TECHNOLOGIES OF WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мацукевич Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы создания социальных гостиных как оптимальных форм клубной работы по месту жительства в мегаполисе, анализируется опыт движения «Солнечный круг» по ресоциализации сиротства в условиях социальных гостиных Москвы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions of creation of social drawing rooms as optimum forms of club work in a residence in a mega city are considered, movement experience «the Solar circle» on resocialization an orphan hood in the conditions of social drawing rooms of Moscow is analyzed.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация сиротства в условиях клубной работы по месту жительства»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Социально-культурная деятельность 73

- University Park: Pennsylvania State University Press, 1997.

11. Rojek, C. Leisure and Life Politics / C. Rojek // Leisure Sciences. - 2001. - V. 23.

12. Schor, J. The overworked American: The unexpected decline of leisure / J. Schor. - New York: Basic Books, 1991.

13. Shelton, B. A. The distribution of household tasks: Does wife's employment status make a difference? / B.A. Shelton // Journal of Family Issues. - 1990. - V. 17. - P. 115-135.

14. Shelton, B. A. Women, men and time / B. A. Shelton. - Westport, CT: Greenwood Press, 1992.

15. South, S. J. Housework in marital and non-marital households / S. J. South, G. Spitze // American Sociological Review. - 1994. - V. 59. - P. 327-347.

16. Zuzanek, J. More work-less leisure? Changing allocations of time in Canada, 1981 to 1992 / J. Zuzanek, B.J.A. Smale // Society and Leisure. - 1997. - V. 29. - P. 73-106.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ СИРОТСТВА В УСЛОВИЯХ КЛУБНОЙ РАБОТЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

О. Ю. Мацукевич

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы создания социальных гостиных как оптимальных форм клубной работы по месту жительства в мегаполисе, анализируется опыт движения «Солнечный круг» по ресоциализации сиротства в условиях социальных гостиных Москвы.

Ключевые слова: ресоциализация, сиротство, социальная гостиная, клубная работа по месту жительства, технологии социально-культурной деятельности.

In article questions of creation of social drawing rooms as optimum forms of club work in a residence in a mega city are considered, movement experience «the Solar circle» on resocialization an orphan hood in the conditions of social drawing rooms of Moscow is analyzed.

Keywords: resocialization, an orphan hood, a social drawing room, club work in a residence, technologies of welfare activity.

Современное развитие мегаполисов во всем мире выявило проблему кризиса воспитательного потенциала городской среды, что заставляет сегодня по-новому рассматривать технологии организации социально-культурной деятельности по месту жительства.

Не остается в стороне от решения этой проблемы и Москва - один из наиболее крупных мегаполисов мира. Задачи этой работы заключаются в одухотворении жизненного пространства и приобщении жителей к культурным ценностям; развитии самодеятель-

ной активности и содержательного досуга по месту жительства; преодолении одиночества и отчуждения посредством культурно-досуговых мероприятий, профилактике социальных деструкций в условиях массовой физкультурно-оздоровительной работы; оптимизации жизненного пространства для инвалидов и создании общества равных возможностей.

Изменения в системе социально-культурной работы в городской среде во многом определяются тем, что в ней, наряду с задачами

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 73-76

.....

I I I ■ М I I I

74 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

социализации, активно реализуются технологии ресоциализации личности и социальных групп. Ведь современный городской житель вынужден быстро и многократно изменять модели своего поведения, адаптируясь к новым социальным, экономическим культурным условиям, к изменившимся ценностям общества. Городская среда сегодня диктует новые правила социального взаимодействия, сохранения и воспроизводства культурных иден-тичностей, которые порождают потребность в многократной повторной социализации, которая определяется в социально-гуманитарных науках как ресоциализация.

Социально-культурная ресоциализация -это рука помощи и поддержки, протянутая изменяющемуся человеку в изменчивом мире. И, вслед за этой емкой метафорой, важно определить теоретико-методологические основания и технологические подходы, позволяющие существенно изменить качество и снизить социальные риски повторной социализации личности.

Ресоциализация представляет собой восстановление или компенсацию социальных отношений, учебно-воспитательную реабилитацию, комплекс социально-культурных и коррекционно-педагогических мероприятий. Данный процесс предполагает сочетание социально-культурной диагностики, реабилитации и коррекции, органично взаимосвязанных между собой.

Потребность в ресоциализации возникает в момент дезадаптации человека, попавшего в жизненно трудную ситуацию, в которой серьезным испытаниям подвергается система взглядов на жизнь, система ценностных ори-ентаций, включая понимание смысла жизни, отношение к Богу, государству, семье, друзьям, самому себе.

Как следствие, быстроменяющаяся городская среда зачастую провоцирует развитие дезадаптивных личностных комплексов, которые вызывают напряжение с социальным окружением. Если индивид не в состоянии выбрать духовную среду для своего развития, он не способен духовно развиваться. В тече-

ние некоторого, иногда довольно длительного времени сохраняется видимость относительного здоровья и социально упорядоченного поведения. Однако рано или поздно поведение, детерминируемое дезадаптивными паттернами, становится социально неэффективным, что приводит к постоянным фрустрациям. Эмоциональное напряжение, возникающее вследствие этого, ведет к тому, что индивид находится в состоянии хронического стресса. Выходом из этого состояния для одних являются антисоциальные поступки, для других - неврозы, для третьих - алкоголизм, наркомания. В литературе имеются убедительные доказательства связи всех этих последствий плохой адаптации личности с дест-рукциями в социокультурной микросреде.

Современный опыт социально-культурной деятельности убедительно доказывает возможность организации целесообразной и адекватной помощи населению, по тем или иным причинам оказавшимся «за бортом» общественной жизни, переживающим психологический кризис. Поэтому одной из профессиональных компетенций специалистов по социально-воспитательной работе является умение восстанавливать и поддерживать социальные связи между обществом и личностью, «очеловечивать» отношения между людьми, используя не только средства куль-турно-досуговой работы, но и широкий арсенал социально-психологических методик, стимулирующих межсубъектное взаимодействие и общение.

Такие методики с успехом регулируют эмоциональную и нравственную обстановку в самодеятельных объединениях людей, позволяют оптимизировать процессы личностного развития представителей различных социальных групп, нуждающихся в социальной поддержке и психолого-педагогической помощи. Это, прежде всего, дети с нарушениями в развитии, сироты, делинквентные подростки, инвалиды детства, иммигранты, безработные, пенсионеры, неполные семьи.

В частности, социально-культурная ситуация развития мегаполиса определила тен-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 78-81

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 75

денцию территориальной сегрегации жителей отдаленных микрорайонов. За последние десять лет произошло сужение досугового пространства городов и поселков, что негативно влияет на реализацию досуговых интересов и потребностей современных жителей новых микрорайонов. Как следствие, происходит явный регресс двора, микрорайона как инфраструктурной единицы. Вместе с тем примеры продуманной политики создания дворовой инфраструктуры, создания детских площадок, благоустройства дворовых территорий, поддержки развития инициативных групп общественности свидетельствуют о желании горожан совершенствовать работу по месту жительства.

В данном контексте весьма заметна тенденция восстановления клубной работы по месту жительства в различных формах социального партнерства. Традиции клубов как уникального социально-педагогического явления в отечественной педагогике продолжают сотни клубов по месту жительства. Некоторые из них возникли как чисто досуго-вые учреждения либо как общественные организации.

Основными задачами клубной работы являются формирование целостной, эффективно действующей на территории муниципального образования системы организации досуга и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства; создание необходимых условий для социальной и творческой самореализации, формирования здорового образа жизни, повышения гражданской инициативы жителей.

Однако сверхзадача данной деятельности состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе

и такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности и усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Характерной положительной чертой последних лет стала интеграция усилий клубов по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих специалистов управ и общественников. В качестве примера следует назвать общественное движение неравнодушных родителей «Солнечный круг», которые было поддержано Московской городской Думой по профилактике сиротства в мегаполисе и создании широкой сети социальных гостиных в московских дворах для организации социально-культурной деятельности населения.

Как форма клубной работы по месту жительства социальная гостиная предполагает: организацию досуговой, социально-воспитательной работы (художественное воспитание и эстетическое развитие, техническая деятельность и трудовое воспитание, эколого-краеведческая деятельность, туризм, военно-спортивная, историко-патриотическая и спортивно-техническая деятельность, компьютерная техника, программирование и другие направления работы); содействие в организации и деятельности клубов любителей по интересам; организацию и проведение дворовых праздников, смотров, конкурсов, культурно-массовых и досуговых мероприятий; обеспечение участия жителей в мероприятиях, проводимых в рамках массовых городских движений, смотров, конкурсов в сфере досу-говой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства.

Организация работы с детьми и подростками по месту жительства сегодня - одна из острых проблем. В структуре населения каждого микрорайона значительную часть составляют дети и подростки, которые половину своего свободного времени проводят вне

.....

I I I ■ М I I I

76 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

школы. Результаты проведенных нами социологических исследований отношения родителей и общественности к проблеме организации работы по месту жительства таковы: 90% опрошенных считают, что утрачена традиция в созидательной работе на общественных началах в микрорайоне по созданию дворовых площадок; 87% респондентов отмечают недостаточную социально-психологическую помощь, оказываемую образовательными учреждениями; 82% опрошенных отмечают низкий уровень правовых знаний детей, подростков и родителей в области защиты прав детей; 79% респондентов считают недостаточным количество совместных мероприятий для детей и родителей.

Результаты опроса детей и подростков по теме «Что такое дворовой досуг?» таковы: «Дворовой досуг - это, прежде всего...» -«свобода» (считают 98% респондентов), «компания друзей» (82%), «общение» (94%). Были высказаны также другие мнения (общие интересы, яркость впечатлений и т.д. - 11%). Полученные данные свидетельствуют о том, что возникла необходимость в педагогическом руководстве организации позитивного взаимодействия социума.

Двор и клуб во дворе привлекают ребят возможностью развить способности, энергию и удовлетворить интересы. Здесь очень важно профессионально грамотно направить энергию и разностороннюю активность детей на интенсивную положительную деятельность, развитие самостоятельности ребят. Микрорайон, двор - места непрерывного педагогического влияния на детей и подростков, особенно в летний период. В связи с этим плани-

руется организация клубной работы по месту жительства в период с мая по сентябрь.

Новизна деятельности социальных гостиных заключается в становлении и развитии новых организационных структур - сети клубов и дворовых площадок по месту жительства на основе развития и поддержки социального творчества и инициатив детей, родителей и общественности.

Результатом работы в этом направлении стали социальные паспорта дворовых площадок, организация взаимодействия с председателями квартальных комитетов, участковыми инспекторами милиции, специалистами комитета по делам молодежи, проведение социально значимых акций «Наш двор», «Острова одиночества», организация дней коллективного отдыха детей и родителей.

Таким образом, в рамках организации клубной работы по месту жительства актуализируется потребность применения технологий социально-культурной ресоциализации, основанных на комплексном решении различных проблем личности, обеспечивающие ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

Речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения многих категорий населения. Имеются в виду люди, для которых борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а извечный вопрос «жизнь или смерть» для многих становится решающим.

Примечания

1. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков.

- М.: Владос, 2004.

2. Есаков, В. А. Мегаполис и его культура (на примере Москвы) / В.А. Есаков. - М.: Альфа-М, 2008.

3. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / А.Д. Жарков.

- М.: МГУКИ, 1999.

4. Ярошенко, Н. Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика: монография / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.