Научная статья на тему 'Деятельность клубных учреждений в пространстве инкультурации и социализации личности'

Деятельность клубных учреждений в пространстве инкультурации и социализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / INCULTURATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КЛУБ / CLUB / ДОСУГ ЧЕЛОВЕКА / CLUB ACTIVITIES LEISURE TIME OF PERSONALITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Светлана Александровна

Данная статья позволяет охарактеризовать клубную деятельность как процесс массового приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей, просветительской деятельности и массовому самодеятельному творчеству, как одно из средств стимулирования социокультурной активности в самых различных сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article allows to describe club activity, as a process of the mass attaching of population to mastering and distribution of cultural values, to elucidative activity and mass amateur creation, that induces to stimulation of social and cultural activity of visitors of clubs in the most different spheres of vital functions

Текст научной работы на тему «Деятельность клубных учреждений в пространстве инкультурации и социализации личности»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

совокупности ряда факторов. Это:

— внешние факторы (финансовые, личностные, материальные и социальные составляющие);

— внутренние факторы (личностно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, гуманистическая направленность образования, эвристич-ность образовательной среды);

— факторы, которые носят признаки как внешних, так и внутренних (наличие культуроформирующей среды; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность учреждения культуры и в жизни молодого человека в целом; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок каждый из видов педагогического сопровождения отличается своими собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей.

В современных условиях наиболее востребованными становятся те виды педагогического сопровождения, которые в наибольшей степени способствуют становлению и развитию основных составляющих рефлексивного сознания — изначально позитивного отношения к другим людям; способности к эмпатии; открытости к получению новой информации, развитию и обогащению культурного опыта; признания безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи учреждениям культуры в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации молодежи.

С. А. Комиссарова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная статья позволяет охарактеризовать клубную деятельность как процесс массового приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей, просветительской деятельности и массовому самодеятельному творчеству, как одно из средств стимулирования социокультурной активности в самых различных сферах жизнедеятельности. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, инкультурация, социализация, клуб, деятельность клубов, досуг человека.

This article allows to describe club activity, as a process of the mass attaching of population to mastering and distribution of cultural values, to elucidative activity and mass amateur creation, that induces to stimulation of social and cultural activity of visitors of clubs in the most different spheres of vital functions. Keywords: socio-cultural activity, inculturation, socialization, club, club activities leisure time of personality.

В настоящее время деятельность клубных учреждений обладает специфическими характеристиками, отличающими ее от других учреждений культуры в системе инкультурации и социализации личности. Базовой специфической характеристикой клубной деятельности как процесса инкультурации является массовость приобщения населения к освоению и распространению культурных ценностей. Это обеспечивается не просто массовой просветительной деятельностью и массовым самодеятельным творчеством, но также ориентированием клубной деятельности на стимулирование социокультурной активности клубных посетителей в самых раз-

Социально-культурная деятельность

личных сферах жизнедеятельности. Наиболее распространенные формы такого стимулирования: развитие клубного самоуправления, расширение сферы влияния клуба (в первую очередь, по месту жительства ), включение клубной деятельности в контекст социально-адаптационной помощи, программ оздоровления и образования (особенно дополнительного образования), расширение социально-демографического состава клубной самодеятельности, участие клубных учреждений в решении населением разнообразных жизненных проблем.

Социализация средствами клубной деятельности оказывается возможной благодаря любительской деятельности, развитию театрально-игровых форм досуговой деятельности, повышению «досуговой квалификации» населения, развитию его гражданской активности. Характерно, что уже в начале периода «перестройки» некоторыми исследователями клубы оценивались как потенциальные «инновационные ясли» для самых различных сфер жизнедеятельности индивидов.

Сопоставление клубных учреждений как пространства инкультурации и социализации личности в сравнении с другими учреждениями культуры (библиотеки, музеи, театры, филармонии, парки культуры и отдыха) можно провести по следующим критериям: участие населения в сохранении социальных и культурных образцов, культурных традиций, культурного наследия; освоение и использование населением образцов социокультурной активности в повседневной жизнедеятельности; собственная социокультурная активность населения.

Результаты такого теоретического сопоставления представлены в таблице 1.

Таблица 1. Влияние учреждений культуры на процесс инкультурации и процесс инкультурации и социализации личности

Характер инкультурации и социализации личности Библиотеки Музеи Театры Филармонии Клубы Парки культуры и отдыха

Участие населения в сохранении социальных и культурных образцов, культурных традиций, культурного наследия Случайно Возможно Случайно Случайно Эпизодически Возможно

Освоение и использование населением образцов социокультурной активности в повседневной жизнедеятельности Эпизодически Возможно Возможно Случайно Необходимо Эпизодически

Собственная социокультурная активность населения Возможно Эпизодически Возможно Случайно Необходимо Возможно

В сопоставлении с учреждениями культуры других типов, как это видно из таблицы, клубы потенциально ориентированы в первую очередь на освоение их посетителями культурных ценностей в повседневной жизнедеятельности, совершенствуя свой образ жизни. Культура в этом случае осваивается в непосредственном соотнесении с жизненной практикой, конкретным социальным опытом. Кроме того, клубная деятельность является для многих посетителей уникальной возможностью реализации собственной социокультурной активности как условия полноценной социализации и инкультурации.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

В процессе инкультурации и социализации личности особая роль принадлежит клубному общению.

Неформальное общение характеризуется активной обратной связью, обогащенной контекстом возникших условий, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит часто игровой, спонтанный характер и в большей мере задействует механизмы ситуативной рефлексии (в сравнении с формализованным, деловым общением). Также оно предполагает непосредственное проявление эмоций индивидов и выражает определенный уровень достигнутого понимания, доверия, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для неформального общения играет такая его структурно-функциональная сторона, как процессы социальной перцепции. Только при полном и адекватном восприятии друг друга возможно установление психологического контакта, а соответственно, и неформального общения. Этот значимый фактор также является основополагающим при складывании взаимоотношений у людей как свободных индивидуумов — ведь общение подразумевает раскрытие субъективного мира собеседниками друг для друга.

Неформальное общение является одним из главных воспитательных факторов, который реализуется не только во взрослом социуме, но и в семье — той ячейке общества, где происходит непосредственное воспитание подрастающего поколения. Посредством неформального общения ребёнку даётся практически вся нравственно-эмоциональная основа поведения, на которой строится его внутренний мир. В зависимости от того, какие эмоции, чувства испытывают и проявляют по отношению к ребёнку его родители, будет формироваться во многом будущая личность. Кроме того, необходимо с детства развивать у ребёнка «альтер-позиции», то есть такие позиции, которые направлены на живое общение с окружающим миром, «тесные» межличностные контакты и взаимосвязи с другими людьми.

Организуемое клубное общение демонстрирует огромные, далеко ещё не использованные в полной мере культуротворческие и социализирующие возможности, заложенные в организации клубного общения.

Функция клубного общения особо важна для подростково-молодежной группы и групп старшего возраста, пожилых людей. Если для первой группы это общение выполняет функцию, способствующую взрослению подростков, молодежи, приобретению ими социального опыта, опыта взаимодействия с социумом, то для пожилых людей сфера общения является зачастую единственной формой самореализации, ощущения себя нужными обществу, возможностью передать свои знания другим людям. Другие группы тоже испытывают этот дефицит. Можно говорить о дефиците досугового общения в семьях и между семьями; матерей, воспитывающих маленьких детей; практически каждой группы населения, поскольку в инфраструктуре общедоступных досуговых услуг не предусмотрена организация общения различных социально-демографических групп.

Дальнейшие поиски в этом направлении средствами клубной деятельности имеют большое социальное и культурное значение.

Примечания

1. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 1998. - 287 с.

2. Каменец А. В. Клубы вчера, сегодня, завтра / А. В. Каменец. - М., 2001. - 75 с.

3. Каменец А. В. Концептуальные основы культурной политики / А. В. Каменец. - М.: МГУКИ, 2005. - 190 с.

4. Культурно-досуговая деятельность / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижико-ва. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.