<
_Социально-культурная деятельность_
Исследования молодых ученых
С. А. Комиссарова
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ
Данная статья посвящена клубной деятельности за рубежом, которая может быть интересна различным специалистам, в том числе в других странах. В последнее время эта деятельность претерпевает значительную трансформацию. Данный опыт очень важен для создания теории развития досуга. Ключевые слова: деятельность клубов, социальная активность населения, клуб, социокультурное пространство, самодеятельное творчество.
This article is about activkty of clubs in other countries, which may be interesting for different specialists, especially, in other countries. Recently, this activity undergoes the significant transformation and it is very important in sphere of culture and leisure of many people. This clubs experience is important for theory of recreation. Keywords: clubbing activity, social activity of people, club, social and cultural space, amateur creation.
Клубная деятельность за рубежом как социокультурный феномен имеет долгую и богатую историю. Для подтверждения этого тезиса обратимся к возможной культурологической сущностной интерпретации клуба как социально-культурного явления. Анализ истории становления и развития клубной культуры позволяет трактовать клуб как ту или иную добровольную, самодеятельную, постоянную и неформальную общность людей, объединенную интересами, способствующими сохранению и поддержанию социокультурной идентичности членов клубной общности. Такое понимание клуба подтверждается всей историей становления клубной деятельности в нашей стране и за рубежом.
Уже в Древней Греции существовала школа «перипатетиков» ( в переводе с греч. «прогуливающиеся») - знаменитых философов, гуляющих в парке и обсуждающих глубокие философские проблемы. Фактически здесь формировалась идентичность философов как носителей особого образа жизни, свободного от житейской суеты, материальных забот, карьерных устремлений во имя поиска «вечных истин». Но такого рода клубные общности складывались и по самым различным (не только философским) основаниям. При всем разнообразии их общим признаком являлось обеспечение членов клубной общности возможностями в процессе неформального взаимодействия в целях выработки моделей созидательного и творческого поведения в социуме, позволяющих наиболее полно сохранить и выявить собственную социокультурную идентичность. Таким образом, клубная культура всегда содержала значительный культуротворческий потенциал.
Но если клубная общность практически всегда присутствовала в истории человеческой культуры, то клубная деятельность как особый вид жизнедеятельности сложилась не сразу. Клубная деятельность формировалась в качестве одного из главных механизмов становления досуговой культуры общества в целом и, так же как и последняя, складывалась на основе сословности.
В мировой практике клубная деятельность как особый вид жизнедеятельности сформировалась благодаря установившемуся в различных клубных традициях определенному набору сугубо «клубных» занятий. Эти занятия включали в себя: застолье, общение, настольные игры, чтение, танцы (особенно вследствие возникновения различных салонов). Важно отметить, что салонная культура обогатила клубную культуру не только через танцевальные программы, но и через формируемые общности в виде общественных салонов. Главным содержанием деятельности этих салонов являлось обсуждение политических и социально значимых проблем.
Клубная деятельность, таким образом, развивалась не только в недрах учреждений, именуемых себя клубами, но и в других образованиях клубного типа, в данном случае — в салонах. Наряду с салонами в конце XVIII и первой половине XIX века во многих странах получили распространение литературно-художественные общества и кружки, также в значительной мере обогатившие клубную деятельность.
Особый интерес для анализа клубной деятельности может представлять опыт Франции как страны с развитыми культурно-просветительными и клубными традициями.
Здесь проводится единая государственная эстетико-воспитательная политика. Эта политика обеспечивает успешное функционирование государственных учреждений культуры различных типов, включая дома культуры. Особое внимание уделяется эстетическому воспитанию населения. Под руководством государства эстетическое воспитание проводится уже в дошкольном, затем и в школьном возрасте. При этом сохраняется проблема разрыва между столичной и провинциальной эстетической культурой, которая является одной из ключевых для государственной культурной политики.
Во Франции создана сеть самых различных учреждений культуры, развивающих клубную деятельность на основе дотаций государства - библиотеки-дискотеки, Дома культуры, центры современного искусства, досуговые молодежные центры, театрально-концертные центры. Практикуются различные фестивали самодеятельного творчества, фольклорные праздники с участием самых различных слоев населения.
Концепция культурного просветительства во Франции связывается в основном с именем Андре Мальро, который был не только крупным писателем и ученым, но и долгое время министром культуры.
В 70-е годы ХХ века во Франции наблюдались тенденции в общественной жизни страны, близкие к тенденциям периода «перестройки» в нашей стране. Первостепенное значение приобрели ценности потребительской культуры. В связи с повышением уровня жизни у некоторых слоев населения получили широкое распространение такие явления, как гедонизм и индивидуализм во всех сферах общественной жизни, быта и досуга. Произошла дифференциация стилей жизни в обществе и, соответственно, возросла роль «мозаичной» культуры (А. Моль).
В связи с этим роль эстетической культуры еще более возросла, которая стала рассматриваться как важная предпосылка для развития соответствующей клубной деятельности по вовлечению населения в различные виды освоения эстетических ценностей, предполагающих создание особого клубного эстетического пространства, противостоящего обыденной реальности и способствующего опять же самоидентификации личности через клубную обособленность и неформальное взаимодействие.
Соответственно, Дома культуры во Франции приобрели черты полифункциональных культурно-воспитательных учреждений, в которых в качестве основного воспитательного средства было выбрано профессиональное искусство. Наиболее распространенными формами клубной работы в этих учреждениях стали концерты, спектакли, выставки изобразительного искусства, литературные вечера и т.д.
Важно отметить, что во многих Домах культуры практикуются открытые мастерские как «кухни» творческих работников, демонстрируемые посетителям этих учреждений. Открытый характер носят также публичные обсуждения спектаклей, выставок, кинофильмов, репетиции профессиональных коллективов, работа художников, скульпторов. Такая практика является дополнительным стимулом для участия в самодеятельном творчестве любых посетителей, как взрослых, так и детей. При этом, наряду с традиционными жанрами самодеятельного творчества (хореография, театр, хоровое искусство и т.д.), развиваются виды самодеятельного творчества, приближенные по своему характеру к самостоятельному хобби, индивидуальным «домашним» любительским увлечениям: дизайн, компьютерно-графическое и музыкальное творчество, создание видеофильмов и видеоклипов и т.д.
Дома молодежи, или Дома молодежного досуга, во Франции в своей деятельности основной акцент делают уже не на профессиональном искусстве, а на самодеятельном творчестве самых различных видов (не только в сфере художественного исполнительства). Это широкий набор любительских структур, студий, кружков, в которых выявляются и развиваются самые различные творческие возможности участников, включая культуру общения, культуру чувств, разнообразные психологические умения и навыки через психологические тренинги, консультирование и т.д.
Клубная деятельность развивается во Франции и в таких учреждениях, как социально-образовательные центры, основным принципом деятельности которых является раскрепощение личности и снятие закомплексованности у детей и подростков. Работники этих центров развивают спонтанное творчество у своих посетителей в сфере коммуникации и в различных социальных ситуациях. Эти центры создаются при школах, учреждениях культуры, предприятиях, муниципалитетах. Иногда они могут называться центрами гуманитарного самообразования.
В соответствии с акцентом клубной работы на креативность во Франции сформировался новый тип педагога в сфере досуга, получивший название «аниматор». Эти специалисты имеют не только подготовку в том или ином виде творческой деятельности, но психологическую, социологическую подготовку, навыки импровизации.
Изменение социокультурной ситуации в Западной Европе в направлении усиления роста потребления продукции массовой культуры и социальной дифференциации общества привело к усилению полифункциональности в клубной деятельности, сочетающей в себе познавательные, воспитательные компоненты с игровыми, развлекательными, а также к решению самых различных социальных задач, связанных с жильем, здоровьем, социальным обеспечением. Это выразилось в создании комплексных социально-культурных учреждений, осуществляющих разнообразную клубную деятельность, в том числе «за стенами» этих учреждений. Наибольшее распространение комплексные социально-культурные учреждения получили на базе школ и лицеев. Большое внимание при этом уделяется социально неблагополучным группам населения. Так, например, в социально-культурных учреждениях Гренобля большое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями, проблемной молодежью, мигрантами. Создаются и передвижные «общественные бюро» социально-культурных учреждений на периферии (например, Болонья), которые затем трансформируются в филиалы-центры социально-культурных учреждений города.
Рассмотренный опыт становления клубной деятельности за рубежом позволяет сделать вывод о значительном культуротворческом потенциале этой деятельности, развивающей разнообразную социально-культурную активность населения.
С одной стороны, клубная жизнь в мировом обществе стала более дифференцированной и разнообразной. Расширился набор платных клубных услуг с учетом разнообразных интересов и запросов населения. Появилось множество частных клубов;
клубные формы стали чаще практиковаться различными учреждениями культуры, борющимися за посетителей в новых рыночных отношениях: в музейной и театральной педагогике, в библиотечной работе и т.д. Своеобразным универсальным клубным пространством, особенно для молодежи, стал Интернет, а также мобильная телефонная связь. Благодаря оживлению приватной жизни граждан клуб стал превращаться в большей мере в особый социальный институт, обеспечивающий функционирование и воспроизводство разнообразных неформальных досуговых общностей, объединенных общими интересами, начиная от церковных приходов и кончая политизированными молодежными формированиями.
Учреждения культуры клубного типа на сегодняшний день являются, пожалуй, самыми демократическими. Развиваются клубные формы самоуправления, расширяется зона клубного обслуживания (в первую очередь по месту жительства). Клубная деятельность включается в контекст социальной, оздоровительной и образовательной работы. Расширяется и сфера любительской деятельности на базе клубных учреждений, широкой просветительской работы, способствующей решению проблем социальной, культурной и экономической жизни. Клубы достаточно часто становятся центрами социализации и повышения «досуговой квалификации» населения.
Клубная активность в настоящее время достаточно широко представлена и в любительских объединениях, востребованных обществом, чья деятельность направлена на решение проблем, с которыми государству не удается успешно справиться.
Эти объединения вовлекают в свою клубную деятельность многие социально незащищенные группы: пожилых, детей, малообеспеченные семьи, сирот, беспризорников, инвалидов, «трудных» подростков и пр. Заметную роль любительские объединения играют в сфере просветительства, образования, воспитания.
К настоящему времени благодаря разгосударствлению многих сфер общественной жизни в спектре различных видов клубной активности широко представлена деятельность неформальных досуговых объединений, не имеющих правовой регистрации.
Рассмотренный выше зарубежный опыт клубной деятельности позволяет сделать вывод о значительном культуротворческом потенциале этой деятельности, развивающей разнообразную социально-культурную активность населения, в первую очередь — через самодеятельное творчество и массовые досуговые программы.
Клубная деятельность отличается также высоким уровнем демократизма, поскольку ориентируется на самые различные группы населения, независимо от их культурно-образовательного уровня, социального положения, уровня жизни, возраста.
Для участия в той или иной клубной деятельности чаще всего достаточно наличия совместных культурно-досуговых интересов в процессе взаимодействия участников.
Клубной деятельности за рубежом также присуща потенциальная гражданственность благодаря формированию чувства «Мы» - как особой клубной общности, отличающей ее от других групп, объединений. Это может выражаться на уровне информационно-символическом (гербы, эмблемы, значки, членские билеты, фирменная одежда, клубное костюмирование, ритуал приема новых членов и т.д.) и на уровне нормативном (например, правила приема, наличие клубного устава, программы и т.д.). Клубная деятельность, таким образом, отражает соответствующий тип гражданского поведения.
В отечественной практике нельзя в то же время не отметить тенденцию значительного расхождения социокультурных ориентаций между стихийными клубными
общностями и деятельностью многих государственных клубных учреждений, что существенно снижает культуротворческий потенциал этих учреждений. Клубные учреждения вместе с тем являются наиболее приближенными к повседневным культурным запросам различных групп населения и обладают огромными возможностями развития разнообразной культуротворческой активности людей.
Эта активность может проявляться не только как самодеятельное творчество, но и как разнообразная просветительская работа среди населения, инициирующая его социокультурную активность. В отличие от средств массовой информации, где воздействие на слушателей, зрителей является односторонним, клубные учреждения могут организовывать диалогичные формы участия посетителей в обсуждении актуальных проблем социальной и культурной жизни.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии значительного культурот-ворческого потенциала клубной деятельности, далеко не всегда используемого в полной мере в реальной социокультурной практике.
Примечания
1. Онуфриенко Г. Ф. Культура и искусство в условиях рынка (зарубежный опыт)
Г. Ф. Онуфриенко //Ориентиры культурной политики: [информ. сборник]. Выпуск 8. - М.: Министерство культуры Росс. Федерации, ГИВЦ, 1999. - С. 64-97.
2. Онуфриенко Г. Ф. Культурное наследие за рубежом / Г. Ф. Онуфриенко // Наследие и современность. Вып.1. - М.: Ин-т наследия, 1995. - С. 59-77.
3. Ориентиры культурной политики за рубежом // Ориентиры культурной политики: [информ. сборник]. Выпуск 5. - М.: Министерство культуры Росс. Федерации, ГИВЦ, 1995. - С. 3-19.
4. Рябков В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир. Древняя Греция и Рим. Западная Европа до начала XVIII в.) / В. М. Рябков; Челяб.гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - 472 с.
5. Шапинская Е. Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире / Е. Н. Шапинская //Обсерватория культуры. - 2005. - №5. - С. 12-19.
Н. Е. Рябова
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФЕСТИВАЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В предлагаемой статье выделены закономерности воспитания гражданственности детей и подростков в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества. На примере многолетнего опыта международного фестиваля «Роза ветров» проанализированы и определены педагогические условия, ориентированные на развитие ценностных ориентаций Гражданина Мира и патриота своей Родины. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, гражданственность, социокультурное воспитание, подрастающее поколение, фестиваль самодеятельного художественного творчества.
The article reveals the regularities of civic education of children and youth within the festival of amateur art activities. By the example of the broad experience of international festival the author have revealed and analyzed the education conditions of such value orientations as citizenship and patriotism. Keywords: socio-cultural activity, citizenship, patriotism, civic education, children and youth, festival of amateur art activities.