Научная статья на тему 'Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков'

Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ФЕСТИВАЛЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / FESTIVAL OF AMATEUR ART ACTIVITIES / PATRIOTISM / CHILDREN AND YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Наталья Евгеньевна

В предлагаемой статье выделены закономерности воспитания гражданственности детей и подростков в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества. На примере многолетнего опыта международного фестиваля «Роза ветров» проанализированы и определены педагогические условия, ориентированные на развитие ценностных ориентаций Гражданина Мира и патриота своей Родины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the regularities of civic education of children and youth within the festival of amateur art activities. By the example of the broad experience of international festival the author have revealed and analyzed the education conditions of such value orientations as citizenship and patriotism

Текст научной работы на тему «Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

общностями и деятельностью многих государственных клубных учреждений, что существенно снижает культуротворческий потенциал этих учреждений. Клубные учреждения вместе с тем являются наиболее приближенными к повседневным культурным запросам различных групп населения и обладают огромными возможностями развития разнообразной культуротворческой активности людей.

Эта активность может проявляться не только как самодеятельное творчество, но и как разнообразная просветительская работа среди населения, инициирующая его социокультурную активность. В отличие от средств массовой информации, где воздействие на слушателей, зрителей является односторонним, клубные учреждения могут организовывать диалогичные формы участия посетителей в обсуждении актуальных проблем социальной и культурной жизни.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии значительного культурот-ворческого потенциала клубной деятельности, далеко не всегда используемого в полной мере в реальной социокультурной практике.

Примечания

1. Онуфриенко Г. Ф. Культура и искусство в условиях рынка (зарубежный опыт)

Г. Ф. Онуфриенко //Ориентиры культурной политики: [информ. сборник]. Выпуск 8. - М.: Министерство культуры Росс. Федерации, ГИВЦ, 1999. - С. 64-97.

2. Онуфриенко Г. Ф. Культурное наследие за рубежом / Г. Ф. Онуфриенко // Наследие и современность. Вып.1. - М.: Ин-т наследия, 1995. - С. 59-77.

3. Ориентиры культурной политики за рубежом // Ориентиры культурной политики: [информ. сборник]. Выпуск 5. - М.: Министерство культуры Росс. Федерации, ГИВЦ, 1995. - С. 3-19.

4. Рябков В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир. Древняя Греция и Рим. Западная Европа до начала XVIII в.) / В. М. Рябков; Челяб.гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006. - 472 с.

5. Шапинская Е. Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире / Е. Н. Шапинская //Обсерватория культуры. - 2005. - №5. - С. 12-19.

Н. Е. Рябова

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФЕСТИВАЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В предлагаемой статье выделены закономерности воспитания гражданственности детей и подростков в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества. На примере многолетнего опыта международного фестиваля «Роза ветров» проанализированы и определены педагогические условия, ориентированные на развитие ценностных ориентаций Гражданина Мира и патриота своей Родины. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, гражданственность, социокультурное воспитание, подрастающее поколение, фестиваль самодеятельного художественного творчества.

The article reveals the regularities of civic education of children and youth within the festival of amateur art activities. By the example of the broad experience of international festival the author have revealed and analyzed the education conditions of such value orientations as citizenship and patriotism. Keywords: socio-cultural activity, citizenship, patriotism, civic education, children and youth, festival of amateur art activities.

Воспитание гражданственности детей и подростков требует привлечения самых разнообразных педагогических технологий, проектирования инновационных социокультурных программ и направлений. Актуальность данного направления педагогической работы не вызывает сомнения, ибо в начале XXI века проблемы формирования духовно-нравственной культуры общества и необходимость создания целостного механизма воспитания гражданственности и патриотизма в нашей стране стали особенно очевидны.

По нашему мнению, основными целями воспитания гражданственности подрастающего поколения являются: формирование у человека ценностных ориентаций гражданина и патриота России, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества, понимания, что от действий гражданина зависит не только его собственная жизнь, но и судьба близких ему людей, народа и государства и что такое поведение гражданина является условием развития демократического общества.

Анализ опыта проведения многочисленных всероссийских и международных фестивалей творчества позволяет выделить определенные закономерности воспитания гражданственности детей и подростков, а именно:

1. Необходимость воспитания гражданственности предопределяется социокультурными, этнопедагогическими предпосылками, потребностями и интересами общества, развивающейся системой образования и культуры.

2. Гражданственность становится одной из важнейших общечеловеческих ценностей, диалектически связанной с процессами обучения, воспитания и развития личности. Отсюда следует, что формирование данного качества осуществляется в рамках целостного педагогического процесса, непрерывного образовании и моделирования социально-культурной среды.

3. Социальная обусловленность процесса воспитания гражданственности обуславливает необходимость соответствия целей, задач и средств в обосновании социокультурных проектов в сфере самодеятельного художественного творчества подрастающего поколения.

Именно идеи формирования гражданственности подрастающего поколения были заложены в концепцию фестиваля самодеятельного художественного творчества «Роза ветров», творческая биография которого берет свое начало с 1995-го года. Тогда в Сочи прошел первый (Всероссийский) фестиваль «Роза ветров», где собрались детские творческие коллективы из шести регионов России. На тот момент в России практически не существовало фестивального движения, которое бы охватывало и объединяло всю страну. С тех пор прошло пятнадцать лет, и международный фестиваль «Роза ветров» продолжает осуществлять социокультурные программы в России и за рубежом, утверждая ценности духовно-нравственного воспитания.

Ежегодно в региональных отборочных турах фестиваля принимают участие около 15000 детей. Региональные, всероссийские, международные фестивали-конкурсы детского и юношеского творчества, фестивали детского творчества, финальная программа «Роза ветров» проводятся для детских, юношеских любительских вокальных, хореографических коллективов, ансамблей (оркестров) народных инструментов, исполнителей инструментальной музыки России и зарубежных стран. Победители региональных и всероссийских фестивалей приглашаются на Международные конкурсы (Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Израиль, Германия, Испания, Польша, Болгария, Македония, Англия, Индия, Китай и др.).

По мнению доктора педагогических наук, профессора А. С. Каргина, директора Государственного Центра русского фольклора, «... "Роза ветров" - фестиваль особый, он ежегодно движется по России, сливаясь в единый поток в Москве, представляя искусство всех культур страны. Обширность и искренность детского и

ЖМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ ноябрь-декабрь 6 (32) 2009 г.

подросткового творчества всегда восхищают и утверждают надежду на доброе будущее. В фестивале это будущее должно быть тесно связано с представлением традиционных культур, народного искусства и фольклора во всех их видах и жанрах».

Таким образом, приоритетными задачами фестиваля являются: повышение интереса детей к истории и культурному наследию российских городов; выявление талантливых детско-юношеских коллективов, исполнителей эстрадной, народной, классической песни, повышение уровня исполнительского мастерства коллективов через работу творческих лабораторий и мастер-классов ведущих педагогов России и зарубежных стран; содействие развитию культуры детского и юношеского творчества, знакомство руководителей и детей с новыми тенденциями и направлениями в искусстве, педагогике, знакомство с творчеством молодых и прославленных композиторов, поэтов, режиссеров, постановщиков для обогащения репертуара коллективов классическими, современными произведениями и постановками отечественных и зарубежных деятелей искусства; привлечение внимания общественных структур и организаций к проблемам детей и детского творчества; объединение детей России и зарубежных стран в единый творческий союз.

В состав членов жюри входят признанные авторитеты отечественной культуры, высокопрофессиональные специалисты: народная артистка России Александра Стрельченко и народная артистка Елена Горячева, главный хормейстер Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого; Любовь Жук, заслуженная артистка России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, Московского Государственного института музыки им. Шнитке; Светлана Игнатьева, доцент Российской Академии музыки им.Гнесиных, лауреат всероссийских конкурсов; Людмила Иванова, народная артистка России, член-корреспондент Академии творчества, педагог Музыкального училища им.Гнесиных, солистка Московской Государственной филармонии, лауреат международных конкурсов; Борис Ворон, заслуженный артист России, профессор кафедры дирижирования Российской Академии музыки им.Гнесиных и др.

С 2002 года фестиваль «Роза ветров» года является членом Ассоциации Международных фестивалей искусств (АМФИ). Это дает возможность приглашать директоров различных международных фестивалей, чтобы они могли посмотреть на юные таланты и пригласить лучших к себе. Таким образом, организаторами инициируются различные социально-культурные программы, направленные на формирование гражданственности, развитие диалога культур.

Среди других фестивалей следует также выделить фестиваль «Юные Хранители». Родившись в городе Сызрань Самарской области, это фестивальное движение охватило всю Россию и переросло в большой образовательно-культурный проект патриотического и толерантного воспитания детей и молодежи, сохранения культурного наследия России и мира. Посредством искусства воспитать юных россиян истинными патриотами донести до детей, молодежи и для всех поколений глубину традиций, обычаи, любовь к родной земле - такова одна из направляющих целей проекта «Юные Хранители».

Фестиваль-конкурс «Культурное наследие Москвы глазами детей» каждый год собирает участников из таких стран, как Казахстан, Болгария, Латвия, Грузия, Эстония, Украина, Литва, Молдова, Израиль и др. Начиная с 2003 года, учредители фестиваля прикладывают усилия для объединения детей соотечественников, живущих в разных странах, в единый творческий союз. Окруженные творческой атмосферой дети глубже осознают значение слов «патриотизм» и «толерантность». Цель программы - формирование интереса подрастающего поколения детей соотечественников к истории и культуре Москвы и России. В 2005 году конкурс проходил по номинациям: конкурс рисунка «Москва — отчий дом», конкурс исполнителей народных

и эстрадных песен «Патриотическая песня о Москве и Родине», конкурс поэтов, авторов рассказов «Все мысли о тебе, Москва!». Дети соревновались со своими сверстниками не только из Москвы, но и еще из 40 регионов России и других стран. Многие из них впервые посетили Москву. Посещение мастер-классов давало возможность вместе с ведущими педагогами своего жанра разобрать ошибки и сформулировать направление роста. Для этой цели организаторами ежегодно привлекаются признанные специалисты высших учебных заведений Москвы и России.

Наиболее яркие выступления участников были отмечены членами жюри. Несколько участников приглашены представлять Россию на международном фестивале «Роза ветров в Испании» и «Роза ветров во Франции». Соотечественница из Молдовы удостоена особенным призом - получила грант на бесплатное обучение в Институте Современного Искусства (г.Москва).

На сегодняшний день «Роза ветров» - это система фестивальных программ и проектов во всех регионах России, включающая поездки на зарубежные фестивали, ежегодные театральные слеты детских театров, комплекс мастер-классов с ведущими специалистами своего жанра, международные проекты «Еврооркестрия в России», «Дети - миссия Мира», «Культурное наследие Москвы глазами детей» для детей соотечественников, проживающих за рубежом, конкурсы изобразительного и прикладного искусства и др.

Итак, суть педагогической работы по воспитанию гражданских качеств заключается в том, чтобы совместить общественно направленные свойства личности и личностно значимые качества через спектр различных форм работы с детьми и подростками, через организацию их разнообразной деятельности, с тем чтобы личность могла более рельефно проявить имеющиеся гражданские качества. Подобная деятельность становится своего рода критерием практики формирования и в конечном счете сформированности гражданских качеств.

Примечания

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-35.

3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковский. - М.: НМО Творч. педагогика, 1993. - 77 с.

4. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

И. И. Воронин

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическая регуляция музыкально-развлекательных программ для молодёжи связана с педагогической работой и контролированием руководителем воспитательного процесса образования и воспитания. Музыкально-развлекательные программы, созданные руководителем, кроме отдыха и досуга, должны развивать духовный потенциал и повышать мотивацию у участников и зрителей к собственному саморазвитию и самосовершенствованию. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, педагогическая регуляция, саморегуляция, регулятивная деятельность руководителя, музыкально-развлекательная программа, эстетическое и художественное воспитание молодёжи, учреждения культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.