Научная статья на тему 'Фестиваль как форма социально-культурной деятельности'

Фестиваль как форма социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19148
2166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕСТИВАЛЬ / FESTIVAL / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ / INTERPERSONAL / ВНУТРИКУЛЬТУРНЫЕ / INTRA CULTURAL / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тихомирова Г.Ю.

В статье рассматривается современный фестиваль во взаимосвязи с социально-культурной коммуникации, а также фестиваль как форма социально-культурной деятельности. В рамках фестиваля будут рассмотрены механизмы межличностной коммуникации, внутрикультурной и межкультурной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the current festival in Association with socio-cultural communication, as well as the festival as a form of socio-cultural activities. The festival will be the mechanisms of interpersonal communication, intra cultural and intercultural.

Текст научной работы на тему «Фестиваль как форма социально-культурной деятельности»

Применение специализированных приборов, устройств, способствующих облегчению ориентации, подвижности, взаимодействию, передачи данных представляется главным условием в организации реабилитационной помощи. При организации досуга необходимо принимать во внимание физиологическое и психическое сосредоточение пожилого человека. Понимая то, что в этом возрасте снижается трудоспособность людей, следует регулировать продолжительность занятий, число пауз, интервалов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Внимания заслуживает технология оценки результатов деятельности пожилых людей. Необходимо не завышая и не занижая их, выделять те стороны деятельности, которые ведут к успеху.

Таким образом, изучение таких понятий как «социокультурная реабилитация» и «технология социально-культурной реабилитации» показало, что технология социально-культурной реабилитации - система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг пожилым гражданам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Технология социально-культурной реабилитации реализуется в следующих направлениях: просветительское, досуговое, коррекционное, познавательное, лечебно-оздоровительное, эмоционально-эстетическое.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Демина, Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан: методическое пособие / Э.Н. Демина. - Санкт- Петербург, 2007.

2. Дмитриченко, Е.С. Направления деятельности отделения реабилитации стационарного учреждения социального обслужиания граждан пожилого возраста / Е.С. Дмитриченко // Социальное обслуживание. -2010. - № 1.

3. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. - М., 2002.

4. Лобода, М.А. Новые технологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста / М.А. Лобода // Социальное обслуживание. - 2009. - № 5. - С 43-49.

5. Черевик, К. С. Формирование музыкально-эстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края / К.С. Черевик. // Концепт. 2013. - № 57. - С.16-20.

6. Энциклопедия социальной работы. - Т. 1. М., 1998.

УДК 374.7 ББК 65

Г.Ю. Тихомирова

ФЕСТИВАЛЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается современный фестиваль во взаимосвязи с социально-культурной коммуникации, а также фестиваль как форма социально-культурной деятельности. В рамках фестиваля будут рассмотрены механизмы межличностной коммуникации, внутрикультур-ной и межкультурной.

Ключевые слова: фестиваль, социально-культурная деятельность, глобализация, межличностные, внутрикультурные, межкультурные коммуникации.

G.Y. Tikhomirova FESTIVAL AS A FORM OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Abstract. The article discusses the current festival in Association with socio-cultural communication, as well as the festival as a form of socio-cultural activities. The festival will be the mechanisms of interpersonal communication, intra cultural and intercultural.

Keywords: festival, socio-cultural activity, globalization, interpersonal, intra cultural, intercultural communication.

Фестивали - актуальная форма социально-культурной деятельности детей и молодежи. В словарях можно найти довольно сходные определения фестиваля: «фестиваль» - это массовое празднество, показ и смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино и т.п. [4, 97]; «фестиваль - массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства» [2, 86].

В современной России фестивальная деятельность молодежи - это, во-первых, демонстрация достижений в киноискусстве, литературе, музыке, спорте, художественном искусстве, цирко-

242

вом и других видах искусств. Во-вторых, это масштабный праздник, который состоит из нескольких концертов, спектаклей, театральных постановок, объединенных единой тематикой, программой, сценарием. Неслучайно П.В. Николаева рассматривает фестиваль в неразрывной связи с культурой: «будучи неотъемлемой частью культуры как знаково-коммуникативной системы, фестиваль являет собой уникальный образец разноуровневого общения, открывает возможности для эффективной межкультурной коммуникации, в результате которой достигается понимание между людьми как представителями культур, разница между которыми носит, например, социальный, профессиональный, возрастной, этнический и др. характер» [11].

Масштаб, массовость, периодичность проведения, основное содержание - эти факторы выступают важными смыслообразующими компонентами фестиваля. Фестиваль охватывает множество разнообразий массовых праздников, которые зачастую совсем не похожи друг на друга. Такое разнообразие встречается на уровне типологизации интересующего нас феномена. Многофункциональность и многогранность фестиваля обуславливают его универсальность в современной праздничной культуре.

Историческое развитие фестивальной культуры уходит вглубь веков и относится к «первым массовым праздникам на заре культур. Неизменное присутствие праздника в культурах всех эпох и народов говорит о том, что он выполняет уникальные функции по отношению к обществу. Фестиваль, включив в себя имманентные функции праздника и социокультурные функции, обусловленные спецификой современной эпохи, играет роль массового площадного праздника в современной мировой культуре. Причем, если другие разновидности мировой праздничной культуры более или менее локализованы, то фестиваль охватил весь цивилизованный мир» [11].

Первые европейские фестивали служили поводом для общения на тему искусства. Поскольку такое общение было принято в определенных кругах общества, появившиеся на волне просветительского движения в Европе подобные фестивали также имели целью распространить сложное и тонкое искусство высшего сословия.

В начале XIX в. на формирование фестиваля как формы культуры повлияли традиции романтизма. Фестивали этого времени характеризовались попытками возвращения к карнавализа-ции. В первой половине XX в. наряду с широким распространением фестиваля как формы массовой культуры, начали все чаще проводиться международные фестивали искусства. В настоящее время в России ежегодно проводится более тысячи фестивалей самых разных жанров - художественные, танцевальные, музыкальные, литературные, фестивали спорта, кино, профессий и т.д. Например, музыкальные фестивали могут быть монографическими, посвященными музыке одной группы или творчеству композитора; тематическими, посвящеными стилистическому направлению или жанру.

В своих трудах Д. Кланч [5] типологизирует фестивали следующим образом. По продолжительности проведения выделяются: краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные фестивальные мероприятия (от одного месяца до года).

По статусу в культурной жизни можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей [5, 128152].

В зависимости от направленности фестивали подразделяются следующим образом:

- профессиональные: как правило, посвящены новым технологиям, используемые в различных профессиональных сферах,

- исторические: посвящены определенному историческому событию, эпохе, легенде, обряду и т.п.;

- фестивали современных информационных технологий, демонстрирующие лучшие достижения в технике, компьютеризации и т.п.

П.В.Николаевой на основании анализа исторических типов праздничной культуры предложена типологизация фестивалей, включающая профессиональные, народные и смешанные фестивальные мероприятия. [Николаева].

По охвату и характеру аудитории, участвующей в фестивале, П.В. Николаева выделяет следующие виды фестивальной культуры:

- по происхождению (от камерных и площадных празднеств);

- типу праздничности (торжественный и смеховой) [11].

Каждый субъект фестиваля интегрирован и дифференцирован с другими объектами: «процесс взаимодействия между субъектами социально-культурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования» [9, 959]. Эта характеристика фестивальной деятельности определяет базовые механизмы социально-культурного процесса, обеспечивающую «возможность управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта» [9, 959].

Анализ феномена фестиваля как формы межкультурной коммуникации позволил П.В.Николаевой выделить существенные признаки национальных и наднациональных межкультурные фестивалей: «национальные фестивали предполагают общение внутри единой общности, хоть и состоящей из различных этнических, конфессиональных, социальных и множества других культур и субкультур, но опосредованной общей государственностью. Наднациональные фестивали организуют общение локальных культур, вне зависимости от степени развитости их межкультурных контактов» [11].

Фестиваль в своем праздничном контексте создает систему взаимоотношений личности в этнической и социальной группе. Такой же процесс осуществляется в отношении группы более крупных общностей - музыкального, театрального сообщества и т.п.

Фестиваль представляет собой важный фактор социально-культурной коммуникации. Современные фестивали взаимосвязаны с социально-культурными процессами и отражают все стороны социальных взаимоотношений, их специфику и многообразие. Общение и обмен информацией в формах художественного творчества ярко выражен в фестивалях, которые основываются на межличностном, межнациональном и межкультурном отношениях. В настоящее время ценность фестиваля очевидна, он активно используется в качестве способа ведения культурного диалога. По мнению П.В. Николаевой, фестиваль как форум межкультурного значения выступает универсальной формой «глобального культуротворческого процесса, являющаяся одновременно способом рефлексии культуры в ее многообразии и средством генерации новой культуры, способной отвечать потребностям гиперсообщества» [11].

В творческом процессе происходит взаимодействие между индивидами, которые принадлежат к различным культурным и национальным общностям, а также социальным сообществам; взаимодействие институтов культуры, общества и искусства.

При характеристике фестиваля в контексте социально-культурной коммуникации следует учитывать ряд ее параметров:

- характер субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);

- формы коммуникации (вербальная, невербальная);

- уровни протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социально-культурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.д.) [9, 959].

Это позволяет рассматривать широкие социально-культурные перспективы фестиваля, в частности - в контексте межкультурной и внутрикультурной коммуникации. Фестиваль выступает предпосылкой межкультурного творческого обмена и рассматривается в культурных системах, отношение которых он представляет.

В истории фестивального движения обнаруживается зависимость характера фестивального общения от социально-культурных факторов. Геокультурные процессы напрямую влияют на содержание фестивалей. Так, постепенное возрастание роли творческого обмена со второй половины ХХ столетия, объясняется усилением позиций идеологии глобализации, в то время как в период 50-60-х гг. ХХ века наблюдались тенденции восстановления внутрикультурных взаимодействий разных стран.

Постепенный переход от внутрикультурного взаимодействия к межкультурному хорошо просматривается в истории фестивального движения. Если на начальном этапе фестивали были формой общения одной культурной общности, для которых была характерна определенная тематическая направленность, ограниченность творческих связей, то переход к межкультурной коммуникации открыл новые возможности для культурно-социальных процессов в контексте творческих связей между разными культурами.

Традиционно под глобализацией понимают процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [8, 101-102]. В современной гуманитарной науке преобладают исследования феномена глобализации в экономическом, геополитическом и информационно-технологическом ключе [3; 7; 8].

Едва ли не главным результатом глобализации в мире следует считать многократное возрастание роли механизма межкультурной коммуникации и тех форм культурного творчества, ко-

торые основаны на межкультурном контакте: «Глобализация усилила интенсивность культурных обменов, резко расширила круг тех, кто совершает бесконечный процесс перехода из одного культурного мира в другой» [12, 56]. Возрастание социально-культурного значения глобализационных процессов является результатом и важной предпосылкой расширения коммуникативного пространства.

В современном мире в условиях глобализации стандартные способы организации творческого процесса начинают отходить на второй план, уступая место коммуникативным моделям творческого контакта. Спектакли, театральные постановки, персональные выставки и другие виды традиционного фестиваля утрачивают свой первоначальный статус, интегрируясь с техногенными видами искусства, такими как телевидение и кинематограф. В результате на одно из ведущих мест выходят такие формы фестиваля, как телевизионное шоу и кинофестиваль. Например, как отмечает М.Лоло, «международные кинофестивали играют существенную роль в сближении культур благодаря тому, что выступают своеобразными перекрестками пространств этих культур, становятся центрами притяжения ушедшего времени» [10]. Фестиваль в новых формах приобретает новые возможности для осуществления межкультурных связей между участниками.

В социально-культурном пространстве фестиваль формирует необходимые условия для коммуникации между представителями национальных и этнических сообществ и культур: производится обмен творческим, социальным и духовным опытом, создаются новые продукты совместного творчества.

Итак, фестиваль является одной из наиболее значимых форм социально-культурной деятельности, важным средством проявления творческого подхода и инициативности детей и молодежи.

Фестиваль как форма культурно-досуговой деятельности выступает важным средством организации свободного времени для саморазвития подрастающего поколения. Фестивали как форма культурного отдыха широко используются в воспитательной и социально-культурной деятельности с детьми, молодежью, взрослой аудиторией.

Фестиваль представляет собой важную организационно-художественную форму творчества: несет особую атмосферу праздника, демонстрирует лучшие достижения художественных коллективов и исполнителей.

Одна из главных задач фестиваля - вклад в культурную жизнь страны, региона, города. Фестиваль подразумевает не только зрелищное мероприятие, но и активное взаимодействие всех участников. Неслучайно главная роль отводится творческому процессу, который опирается на уровень мастерства участников фестиваля.

Фестивальные мероприятия способствуют созданию максимально широкое поле для творческого взаимодействия как профессионалов в области различных видов искусств - театра, музыки, кинематографа и т.п., так и зрителей. Современный фестиваль располагает огромным числом методов, реализуется в культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности и представляет собой важную социокультурную среду воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: психология и право / М.С. Андрианов. - М., 2007.

2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия // Фонд «Ленинградская галерея», 1993.

3. Гринин, Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет /Л.Е. Грин // История и современность. - 2005. -№ 1.

4. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М., 2000.

5. Кланч, Д. Будущее репертуарного театра в Центральной и Восточной Европе: реформа или трансформация / Д Каланч // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 2002. - № 1.

6. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. - М., 1997.

7. Королев, А.А. Методологический семинар «Предмет, структура и методы глобалистики» / А.А. Королев // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1.

8. Костина, А.В. Предмет и проблемное поле глобалистики / А.В. Костина // Знание. Понимание. Умение. -М., - 2005. - № 3.

9. Культурология: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. Т.1. - М., 2007.

10. Лоло, М.М. Кинематограф и мировая политика на перекрестках кинофестивалей/ М.М. Лоло. // Обозреватель - Observer. -2013. - №. 4. - URL: http://observer.materik.ru/observer/N4 2013/120 127.pdf. (дата обращения 14.11. 2015)

11. Николаева, П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. ...канд. культурол. наук / П.В. Николаева. - Краснодар, 2012. - URL: http://www.dissercat.com/content/semiotika-festivalya-kak-formy-prazdnichnoi-kultury (дата обращения 11.11.2015)

12. Шендрик, А.И. Глобализация в системе культурологических координат / А.И. Шендрик // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1.

УДК 379.8.092 ББК

Т. В. Мамченко

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена феномену семейного досуга, изучению его влияния на укрепление внутрисемейных отношений. Что способствует повышению уровня психологического комфорта каждого члена семьи в частности, а, следовательно, повышается уровень психологического здоровья семьи в целом.

Ключевые слова: семейный досуг, внутрисемейные отношения, психологический комфорт, психологическое здоровье семьи.

T.V. Mamchenko

FAMILY LEISURE AS A MEANS OF STRENGTHENING FAMILY RELATIONS.

Abstract. The Article is devoted to the phenomenon of family leisure and its impact on strengthening family relations. That helps increase the level of psychological comfort for each family member in particular, and, consequently, increases the level of psychological health of the family as a whole.

Keywords: family leisure, intra family relations, psychological comfort, psychological health of the family.

Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Конечно же, нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники. Тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронными устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гад-жетов и уделяя время общению с семьёй (самыми близкими и родными людьми), можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки (например, рукоделие и моделирование). Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений. В таком процессе много возрастает уверенность его участников в поддержке и понимании со стороны близких. Такая уверенность придаёт силы и создаёт ситуацию успеха.

Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи.

Семья - это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим. В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищённым чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких.

Именно этим обусловлена актуальность исследования различных проблем современной семьи, в том числе и организации семейного досуга. Рассмотрим данную проблему подробней.

Разрабатывая программу исследования, мы поставили следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить существенные признаки семьи как одного из важнейших социальных институтов.

2. Выявить проблемы организации семейного досуга.

3. Проанализировать опыт работы по организации семейного отдыха в России.

В современной литературе семья определяется как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.