Научная статья на тему 'Музейный фестиваль в современной культуре'

Музейный фестиваль в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1893
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / МЕЖМУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ / INTERMUSEUM’S PROJECT / МУЗЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ФЕСТИВАЛЬ В МУЗЕЕ / ФЕСТИВАЛЬ МУЗЕЕВ / FESTIVAL OF MUSEUMS / ИНТЕРМУЗЕЙ / INTERMUSEUM / МУЗЕЙНОЕ СООБЩЕСТВО / MUSEUM’S COMMUNITY / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА / CULTURAL FORM / MUSEUM’S FESTIVAL / FESTIVAL IN MUSEUM / CULTURE ENTERTAINMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зиновьева Юлия Владимировна

Одной из наиболее привлекательных современных форм участия в культурной жизни является фестиваль. Музейное сообщество отреагировало на культурный запрос, предложив разнообразие фестивалей, ориентированных на различные целевые аудитории, являясь организатором и площадкой фестивалей искусств. Одной из таких аудиторий стало само профессиональное музейное сообщество. Для него фестиваль стал пространством самопрезентации, коммуникации, самооценки, обмена опытом и развития. Феномен музейного фестиваля рассмотрен на примере музейного пространства Санкт-Петербурга. Предлагается типологический анализ музейного фестиваля с позиций структурно-функционального подхода. Рассматривается история музейных фестивалей, выявляются их структурные элементы, функции и специфические черты. Выделяется два основных типа музейного фестиваля: фестиваль как форма культурно-досуговой деятельности музея и фестиваль как профессиональный смотр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum’s festival in modern cultur

The Festival is a widespread popular form of people’s cultural experience. The museums adopted this form to their needs, appeared as the organizers and the pertinent space for art festivals for different audiences. One of the target audiences became the museum community itself. The festival turned to a place for dialogue and communication, self representation and self evaluation for the museums. The phenomena of museum festival observed on the example of Saint Petersburg museums festivals from the structural-functional approach. The history, structure, functions and forms of them become the objects of analisys. We may say about of at least two types of festival forms: the festival as the form of culture entertainment activity of the museum, and the festival as the professional representation.

Текст научной работы на тему «Музейный фестиваль в современной культуре»

УДК 069:7.079

Ю. В. Зиновьева

Музейный фестиваль в современной культуре

Одной из наиболее привлекательных современных форм участия в культурной жизни является фестиваль. Музейное сообщество отреагировало на культурный запрос, предложив разнообразие фестивалей, ориентированных на различные целевые аудитории, являясь организатором и площадкой фестивалей искусств. Одной из таких аудиторий стало само профессиональное музейное сообщество. Для него фестиваль стал пространством самопрезентации, коммуникации, самооценки, обмена опытом и развития. Феномен музейного фестиваля рассмотрен на примере музейного пространства Санкт-Петербурга. Предлагается типологический анализ музейного фестиваля с позиций структурно-функционального подхода. Рассматривается история музейных фестивалей, выявляются их структурные элементы, функции и специфические черты. Выделяется два основных типа музейного фестиваля: фестиваль как форма культурно-досуговой деятельности музея и фестиваль как профессиональный смотр.

Ключевые слова: музей, межмузейный проект, музейный фестиваль, фестиваль в музее, фестиваль музеев, интермузей, музейное сообщество, культурная форма, культурно-досуговая деятельность

Yuliya V. Zinov'eva Museum's festival in modern culture

The Festival is a widespread popular form of people's cultural experience. The museums adopted this form to their needs, appeared as the organizers and the pertinent space for art festivals for different audiences. One of the target audiences became the museum community itself. The festival turned to a place for dialogue and communication, self representation and self evaluation for the museums. The phenomena of museum festival observed on the example of Saint Petersburg museums festivals from the structural-functional approach. The history, structure, functions and forms of them become the objects of analisys. We may say about of at least two types of festival forms: the festival as the form of culture entertainment activity of the museum, and the festival as the professional representation.

Keywords: museum, intermuseum's project, museum's festival, festival in museum, festival of museums, intermuseum, museum's community, cultural form, culture entertainment activity

Культурное пространство Санкт-Петербурга невероятно насыщенно. Около 25 тысяч культурных событий ежегодно происходят в нашем городе [1]. Культура официально признана в качестве «центрального градообразующего фактора, обеспечивающего социальную стабильность и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, способствующего раскрытию творческого потенциала, духовному развитию личности и общества в целом» [2, с. 7]. На примере этого пространства можно изучать самые разнообразные культурные явления, одним из которых является музейный фестиваль.

Важнейшей составляющей культурного пространства Санкт-Петербурга являются музеи, вызвавшие к жизни метафору «Санкт-Петербург -город музеев и город-музей». Согласно данным государственной статистики, в городе на 2017 г. насчитывалось 206 музеев, из них 151 - государственные, 55 - негосударственные [1]. Данная цифра ежегодно изменяется в сторону увеличения, и можно говорить о приросте музейной

сети города за последние 10 лет примерно на 2 музея в год, преимущественно за счет негосударственных музеев (в 2009 г. - 180 музеев) [3]. Таким образом, петербургские музеи составляют примерно 1/10 часть из 2637 музеев музейной сети нашей страны, согласно данным МК РФ [4].

Музей - это устоявшаяся культурная форма, социокультурный институт с понятным даже для непрофессионалов набором функций, направлений деятельности, форм и методов работы с посетителем. Как и в других социокультурных институтах, эта работа осуществляется в индивидуальных, коллективных и массовых формах. Одной из таких массовых форм стал музейный праздник, который сегодня все чаще принимает форму фестиваля.

Начиная с 1930-х гг. некоторые музеи, в частности пригородные дворцы-музеи Ленинграда, принимали участие в общегосударственных праздниках, устраивая на своих территориях народные гуляния. С 1931 г. ежегодно 6 июля в Петергофе устраивался общеленинградский

праздник, посвященный годовщине конституции СССР. Устроенный с большим размахом, участием десятков оркестров, сотен артистов, он превратился в массовый праздник, привлекавший до нескольких тысяч человек [5]. В 1970-1980-е гг. музеи активно проводили научно-просветительные и идейно-воспитательные массовые мероприятия, например, Дни профессий, День знаний, День открытых дверей, прием в пионеры или комсомол, а также музейные праздники, связанные с юбилейными датами общегосударственного и местного значения. Некоторые музеи, особенно музеи-ансамбли и историко-культурные комплексы, практиковали «массовые мероприятия рекреационного характера». Распространение этого явления привело к музееведческой рефлексии по поводу функций музея, добавив к традиционно вычленяемым функциям документирования, образования и воспитания функцию организации свободного времени.

Как пишет в статье «Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии» Е. В. Мавшенко, в этот период «обозначились общие составляющие музейного праздника: массовость, театрализованность... звуковые эффекты и, конечно, включенность музейных реликвий, активизация посетителей» [6]. Музейный праздник рассматривается в музееведческой литературе как культурно-досуговая или «комплексная форма образовательной деятельности музея, основанная на различных приемах активизации аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие: театрализации, игре, применении особой атрибутики, ритуалов. Проводится по предварительно разработанному сценарию при участии творческих коллективов, различных общественных организаций. Носит массовый характер и способствует расширению музейной аудитории» [7, с. 520]. Определение, данное М. Ю. Юхневич, намечает основные элементы структуры понятия и функции музейного праздника.

Изменения в культурной жизни страны, отказ от марксистско-ленинской идеологии, развитие музейной практики и теории, распространение теории музейной коммуникации в 1990-е гг. привели к выделению фестиваля из всего многообразия праздничных форм рекре-ационно-образовательной деятельности музея. Французское слово «фестиваль» ^еБ1муа!е) и означает празднество, от латинского - «веселый, праздничный». В словаре С. И. Ожегова он характеризуется как «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства. Музыкальный, театральный, кинемато-

графический. фестиваль искусств. Всемирный фестиваль молодежи и студентов» [8]. Сегодня фестиваль - это массовое празднество, периодический смотр достижений в области музыки, театра, кино и других видов искусства.

Изначально музей выступал в качестве учредителя и основной площадки для проведения смотров-конкурсов различных видов искусств, связанных с тематикой музея. Одним из первых появился в 1993 г. Международный лицейский фестиваль «Царскосельская Осень» Всероссийского музея А. С. Пушкина, который ежегодно проводит его на площадке музея «Лицей» и вручает «Царскосельскую художественную премию» выдающимся деятелям русского искусства (ее лауреаты - М. Ростропович, Г. Вишневская, С. Юрский, А. Фрейндлих, А. Володин, Э. Неизвестный и др.). С 1997 г. Государственный музей-заповедник «Петергоф» является одним из партнеров и площадкой музыкального фестиваля «Сергей Осколков и его друзья». Практически все музеи-дворцы и дворцово-парковые ансамбли принимают у себя крупнейшие городские театральные и музыкальные фестивали, такие как Санкт-Петербургский Международный оперный фестиваль «Опера всем» или музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга». Аудиторией этих фестивалей становится преимущественно аудитория конкретных видов искусств, существенно расширяющая состав музейной аудитории. Основные выполняемые таким фестивалем функции - популяризация искусства, привлечение внимания к музею, расширение музейной аудитории, коммерческая.

Однако на рубеже ХХ-ХХ1 в. произошло переосмысление того, что музей не только является площадкой для проведения фестивалей различных видов искусства, он, как социокультурный институт, сам нуждается в публике, самопрезентации, сравнении и независимой оценке своей деятельности со стороны коллег. Так появился «Интермузей», который дал толчок появлению собственно музейных фестивалей, представляющих потенциал музеев и их культурных продуктов, таких как выставки, образовательная деятельность, информационные и мультимедийные продукты. (Первым профессиональным музейным фестивалем все же следует признать Красноярскую музейную биеннале, прошедшую в музейном центре «На Стрелке» (Музейный центр «Площадь Мира») в 1995 г.)

Фестиваль «Интермузей» проводится Министерством культуры РФ с 1999 г. по инициативе профессионального сообщества в лице музео-лога и главного редактора журнала «Мир музея» Ю. П. Пищулина и Т. А. Кибальчич, с целью привлечения внимания общественности и СМИ к

музейному делу, позиционирования музеев как неотъемлемой сферы жизни общества. В 2018 г. под постоянным девизом «Музей - единство непохожих» проходит юбилейный, XX профессиональный праздник, последовательное развитие и увеличение количества участников и посетителей которого подтвердило эффективность данной формы.

Несомненны признаки фестиваля - это встреча, массовое праздненство, объединяющее несколько сотен музеев России, показ и смотр лучших достижений музейного дела и определение тенденций его развития. Можно выделить также такие признаки, как масштаб и периодичность проведения. В 2016 г. 316 музеев и более 35 тыс. посетителей, в 2017 г. - 334 музея и 41 тыс. посетителей приняли в нем участие, были подготовлены соответственно 150 и 350 мероприятий [9]. Таким образом, у фестиваля две целевые аудитории - музейное сообщество и посетители.

Структура музейного фестиваля включает в себя:

- конкурс лучших проектов, реализованных музеями;

- экспозицию-презентацию музеев-участников;

- деловую программу для специалистов;

- культурную программу для посетителей;

- детскую программу.

Фестиваль поднимает ключевые темы, актуальные для музейного сообщества и его развития. В 2016 г. участников объединила тема «Музей без границ», в 2017 г. - «Музей будущего», в юбилейный год «Интермузей» обращается к знаковой для него теме - «Музей и общество».

Функции «Интермузея» разноплановы, зависят от целевой аудитории. Для профессионального форума, ориентированного на музейных специалистов, это привлечение внимания общественности и СМИ, представление достижений и лучших практик в музейном деле; осуществление межмузейной коммуникации, обмена опытом между музейными специалистами; развитие межинституциональных партнерских отношений; анализ текущего состояния и выявление тенденций совершенствования музейной деятельности. Функции фестиваля как формы культурно-досуговой деятельности, ориентированной на посетителя, иные: ознакомление посетителей с музеями и их программами, ориентация в планировании путешествий по России; непосредственное общение со специалистами музеев; посещение мероприятий культурной и детской программ и развлечение. Таким образом, можно отметить, что «Интермузей» имеет все черты фестивального праздника, выделен-

ные В. П. Даровским: состязательность и аналитичность, праздничность и просветительство [10, с. 11].

Фестивальные тенденции были в полной мере воплощены на петербургской почве и, как это зачастую бывает, стали моделью как в Петербурге, так и за его пределами. В насыщенное фестивальной и конкурсной жизнью культурное пространство Санкт-Петербурга влились музейные фестивали и стали полноправными его участниками. Количество фестивалей за последние 9 лет выросло практически в 3 раза: с 280 в 2009 г. до 771 в 2017 г. [1]. Именно наш город внес инновации в мир музеев, внедряя открытую, привлекательную для профессионального и городского сообществ форму фестиваля в презентации актуальных для музеев тем: показа современного искусства на площадке классического музея, форм и методов работы с детской и семейной аудиторией и других.

Фестиваль Про Арте «Современное искусство в традиционном музее» (СИТМ) впервые объединил петербургские музеи с целью создания нового культурного продукта в 2000 г. Конкурсная основа позволила выявить лучшие художественные проекты для музеев, а также новые имена. Целью фестиваля стало, во-первых, внедрение произведений современного искусства в классические пространства музеев города, и во-вторых, открытие этих музеев для молодежной и творческой аудитории, поскольку организаторы специально выбирали музеи малодоступные и малоизвестные. Участие в проекте помогло музеям расширить аудиторию, обогатить интерепретацию своих собраний и экспозиций, отрефлексированных молодыми художниками, за счет новых привнесенных смыслов, актуализировать хранимое в них наследие. За 15 лет существования фестиваля в нем приняли участие 70 петербургских музеев, реализовано 170 проектов художниками из 11 стран мира [11]. Важная роль фестиваля «Современное искусство в традиционном музее» представляется в том, что он познакомил петербургского зрителя с современным искусством, сформировал «своего» посетителя, расширил культурное пространство такого социального института, как музей, за счет практик современного искусства.

Другой петербургский фестиваль выявил иные проблемы музейной деятельности: недостаток теоретического осмысления и профессиональной коммуникации в музейно-обра-зовательном пространстве, с одной стороны; незнание аудитории о возможностях образовательной деятельности музеев и нехватка программ для неорганизованной детской и се-

мейной аудитории, с другой. В 2005 г. в городе состоялся первый Фестиваль детских музейных программ, организованный Центром развития музейного дела. С тех пор фестиваль «Детские дни в Петербурге» уже 14-й год объединяет музеи города, занимающиеся работой с детской и семейной аудиторией, и привлекает более 40 тысяч посетителей ежегодно [12].

Фестиваль проводится в дни осенних школьных каникул на основе конкурса заявок от музеев, направленного на выбор 20 лучших музеев-участников основной программы, игры-путешествии «1, 2, 3, 4, 5 - я иду искать», а также конкурсного отбора участников параллельной программы по соответствию стандартам фестиваля. Он обладает массовостью, форматом е^1атеп1 - увлекательного события для целевой аудитории. Другой функцией фестиваля, связанной с ориентацией на профессиональную аудиторию, стало формирование и поддержание коммуникации, повышение квалификации музейно-педагогического сообщества.

Проект давно стал модельным для других городов, аналогичные межмузейные фестивали проводятся в Москве («Семейное путешествие», 2008), в Перми («На старт, внимание. В музей!», 2012), в Эстонии («Открытые игровые пространства», 2015), Владивостоке («Наука в путешествии. ПриМорье», 2016), Хельсинки (CulturaFest, 2017). Интерактивные тематические путеводители - «маршрутные листы», ранее широко распространенные в зарубежных, но неизвестные в отечественных музеях, методика подготовки которых была отработана в рамках фестиваля, превратились в практически обязательное му-зейно-педагогическое издание для большинства музеев города. Самостоятельная работа детей и взрослых с маршрутными листами на экспозициях музея формирует новое, активно-дея-тельностное, а не потребительское отношение к музейным пространствам.

Организационная работа фестиваля также изменяет конфигурацию социокультурного пространства. Он способствовует налаживанию межмузейных контактов и сотрудничества. Вокруг фестиваля собираются лучшие молодые художники, создающие авторские образы маршрутных листов, персонажей игры, фотографы и журналисты, отражающие события фестиваля. Появилось и новое сообщество - волонтеры фестиваля. Ежегодно фестиваль привлекает от 150 до 200 человек в качестве добровольных помощников, часть из которых остается верными друзьями музеев, формируя сообщество волонтеров уже конкретных музеев или даже становясь их сотрудниками. Как отмечают представители музеев-участников, фестиваль помо-

гает формировать новую музейную аудиторию, состоящую не только из детей, но и взрослых, воспитывает музейную культуру маленьких петербуржцев и их родителей. Таким образом, Фестиваль детских музейных программ внес свой вклад в расширение инструментария, сообществ, границ деятельности музея, последовательно развивая стратегию культуры участия.

К фестивальным событиям можно также отнести акцию «Ночь музеев», поскольку она предполагает конкурсную основу и смотр куль-турно-досуговых ресурсов участников, число которых в последние годы варьируется в районе 100-120, проходит на регулярной основе и пользуется большой популярностью у посетителей, в последние годы насчитывает около 100 тыс. человек [13].

Несомненно, изменение культурного пространства Санкт-Петербурга повлияло на первоначальный замысел каждого из музейных фестивалей. Например, СИТМ поменял формат с ежегодного фестиваля на биеннале, предоставив организаторам Про Арте возможность тажже в данном формате проводить смотр дизайнерских решений музейных выставок на Биеннале музейного дизайна. Ночь музеев постепенно включила в себя другие культурные институции: учреждения музейного типа, культурные пространства и библиотеки. Экстенсивно развиваясь в первые годы, акция достигла пределов насыщения.

Фестивальные практики последних лет все более насыщены. Музеи развивают устоявшиеся и организуют новые фестивали как в реализации досуговой функции музея, так и в функции институциональной презентации, рефлексии и развития. В русле праздничной парадигмы, создавая значимые события для привлечения посетителей и организации культурно насыщенного досуга на свежем воздухе, ориентируясь на специфику конкретного музея, проводится, например, с 2000 г. в Государственном музее-заповеднике «Павловск» Международный фестиваль цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет», напрямую связанный с традициями развития и сохранения садово-паркового искусства, составляющими одно из направлений научного и практического интереса музея. С 2008 г. активно развивается фестиваль «Императорские сады России» Государственного Русского музея, с 2013 г. Фестиваль тюльпанов на Елагином острове, организуемый Елаги-ноостровским дворцом-музеем. В программу фестивалей, помимо презентации и конкурса тематических садово-парковых или цветочных экспозиций, входят разнообразные шоу, концерты, перфомансы, лекции, мастер-классы. Лите-

ратурный досуг детей и подростков в рамках недели детской книги в дни весенних каникул в музее А. Ахматовой традиционно организован фестивалем «Златая цепь» (с 2014 г.). Основными элементами фестивальной программы являются интерактивная выставка, спектакли, музейные мастерские, встречи с поэтами и писателями.

Формат профессионального фестиваля задан «Форумом малых музеев», инициированным Общегородским научно-методическим Центром по теории и практике музейного дела на базе музея «Разночинный Петербург» в 2012 г. Объединение в «Форуме» по принципу размера, недостаточной известности муниципальных, районных, вузовских, производственных, общественных и негосударственных музеев с целью самопрезентации и популяризации, а также профессиональной коммуникации, привело к осмыслению в ходе последней перспективных путей развития, укреплению межмузейного сотрудничества, из недр которого родился еще один проект, объединивший вузовские, ведомственные и научные музеи: Межмузей-но-вузовский фестиваль «В музей - сегодня, в науку - завтра!» (Агентство музейных коммуникаций, 2016 г.).

В 2018 г. 4-й сезон открывает фестиваль музейного мультимедиа «Музейный гик», организованный Государственным музеем истории религии и Союзом музеев России. Появление данного профессионального фестиваля отразило требования времени: широкое внедрение электронных технологий в жизнь музеев. Он имеет образовательную составляющую, поскольку помимо конкурса мультимедийных программ - проектов музеев, созданных с помощью цифровых технологий, предполагает стажировку «Мультимедийные технологии в музее».

Рассмотрев многообразие музейных фестивалей с позиций структурно-функционального подхода, можно выделить, по меньшей мере, два основных типа: фестиваль как форма культур-но-досуговой деятельности музея, «фестиваль в музее», и фестиваль как профессиональный смотр, «фестиваль музеев». Каждый тип ориентирован на определеные аудитории, обладает своими функциями и структурой, тем не менее имеет общность признаков формы. Это концеп-туальность, наличие оргкомитета и программы, конкурсная основа, массовость, периодичность проведения, открытость, широкое общественное признание.

Количество проводимых в Санкт-Петербурге музейных фестивалей в целом отражает поступательную динамику фестивализации культуры с целом. Яркая, привлекательная форма культурного события, общественный

резонанс, внимание СМИ превратили фестиваль в коммерческий продукт, рассматриваемый с точки зрения бизнеса индустрии впечатлений, прежде всего, как явление событийного маркетинга. Между тем музейный фестиваль как культурная форма, обладающая определенными признаками и внутренней систематикой, на наш взгляд, переживает некоторый кризис, как, впрочем и сам музей. Небольшие частные музеи, например, Музей варежки, проводят массу «фестивалей», большая часть из которых подпадает под другие категории музейных праздников: 11 фестивалей и несколько праздников в 2017 г. (!), в том числе Большой фестиваль малых музеев, в котором приняли участие 12 негосударственных музеев, такие как Музей специй, «Музей-ДОТ при храме Святых Мучеников Адриана и Наталии», «Музей кошки» и др. Впрочем, форма фестиваля привлекает и государственные музеи, например, Государственный музей городской скульптуры, организовавший фестиваль «Конструктор счастливой жизни» в музее Нарвские триумфальные ворота в дни весенних каникул 2018 г. В этих случаях утрачиваются такие сущностные характеристики фестиваля, как массовость, широкое общественное признание, периодичность, конкурсная основа.

Музейный фестиваль занял свою существенную нишу в культурной жизни, и данная культурная форма в полной мере соответствует приоритетным задачам развития музейного дела в Российской Федерации: «превращению музеев в популярные места встречи с культурным и природным наследием, произведениями искусства; развитию сотрудничества музеев с творческими индустриями, интеграции музеев в систему культурно-познавательного туризма» [14, с. 17-18].

Список литературы

1. Культура в цифрах // Комитет по культуре Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http: // new. spbculture. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

2. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг.: постановление Правительства Санкт-Петербурга № 488 от 17. 06. 2014 с изм. на 09. 11. 2016. URL: http: // new. spbculture. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

3. Культурный портрет Санкт-Петербурга // Комитет по культуре Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http: // new. spbculture. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

4. Музеи: статистическая информация // Портал открытых данных Министерства культуры РФ. URL: https: // opendata. mkrf. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

5. Шеманский А. Целевые установки пригородных дворцов-музеев // Совет. музей. 1935. № 3. С. 46-47.

6. Мавшенко Е. В. Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. Культурология и искусствоведение. 2012. № 2 (6). URL: http: // sun.tsu.ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

7. Юхневич М. Ю. Праздник музейный // Большая российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. Москва: Прогресс: Рипол классик, 2009. 848 с.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: https: // slovarozhegova. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

9. Интермузей-2018: XX международ. фестиваль. URL: http: // imuseum. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

10. Даровский В. П. Кинофестивали: рождение, становление, современное состояние. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2005. 172 с.

11. Современное искусство в традиционном музее: фестиваль: офиц. сайт. URL: http: // proartefestival. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

12. Детские дни в Петербурге: фестиваль детских музейных программ: офиц. сайт. URL: http: // museum12345. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

13. Ночь музеев: офиц. сайт. URL: http: // artnight. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

14. Музеи // Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2016 г. Москва, 2017. С. 15-18. URL: https: // mkrf. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

References

1. Culture in numbers. Committee for Culture of Saint Petersburg: offic. site. URL: http: // new. spbculture. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

2. About state program of Saint Petersburg «Development of sphere of culture and tourism in Saint Petersburg» for 2015-2020: resolution of Government of Saint

Petersburg, No. 488, June 17. 2014, with changes Nov. 09. 2016. URL: http: // new. spbculture. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

3. Cultural portrait of Saint Petersburg. Committee for Culture of Saint Petersburg: offic. site. URL: http: // new. spbculture. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

4. Museums: statistical information. Open data portal of Ministry of Culture of Russian Federation. URL: https: // opendata. mkrf. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

5. Shemanskii A. Target installations of suburban palaces-museums. Sovetskii muzei. 1935. 3, 46-47 (in Russ.).

6. Mavshenko E. V. Museum festival in historical perspective and scientific reflection. Vestnik of Tomsk State Univ. Ser. Cultural studies and art history. 2012. 2 (6). URL: http: // sun.tsu. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

7. Yukhnevich M. Yu. Celebration at museum. Great Russian encyclopedia of museums, private collections. Moscow: Progress: Ripol klassik, 2009. 848 (in Russ.).

8. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian language. URL: https: // slovarozhegova. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

9. Intermuseum-2018: XX intern. festival. URL: http: // imuseum. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

10. Darovskii V. P. Film festivals: birth, formation, current state. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 2005. 172 (in Russ.).

11. Contemporary art in traditional museum: festival: offic. website. URL: http: // proartefestival. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

12. Children's days in Saint Petersburg: festival of children's museum programs: offic. website. URL: http: // mu-seum12345. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

13. Night of museums: offic. website. URL: http: // artnight. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

14. Museums. State report on state of culture in Russian Federation in 2016. Moscow, 2017. 15-18. URL: https: // mkrf. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.