Научная статья на тему 'Участие в городских межмузейных проектах как способ формирования профессиональных компетенций студентов'

Участие в городских межмузейных проектах как способ формирования профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МЕЖМУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INTERMUSEUM’S PROJECTS / MUSEUM / VOLUNTEERING / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Юлия Владимировна

Современные ФГОС ВПО сформулированы в парадигме компетенций, что требует от выпускников не просто традиционных знаний, умений и навыков, а способности выполнять конкретные задачи профессиональной деятельности. Наряду с практическими занятиями и учебными практиками, все большее значение имеет активное вовлечение студентов в пространство будущей музейной профессии в рамках внеучебной деятельности. Одной из форм этого является участие студентов в волонтерской работе. Два крупных межмузейных проекта Санкт-Петербурга, в которых активно участвуют студенты-волонтеры, это «Ночь музеев» и Фестиваль Детских музейных программ. Они обладают своей спецификой, позволяют студентам ближе освоить музейное пространство Санкт-Петербурга и наработать важные профессиональные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student’s participation in intermuseum’s projects as a way of creation of professional competences

Museum practices and gaining competences are core principles of preparing specialists for museums in modern system of High Education. Some of these competences in St.Petersburg can be obtained out of academical process, by volunteering in museums and intermuseum’s projects. The article devoted to experience of two the hugest intermuseum’s projects as Museum’s Night (Night of Museums) and Festival of museum’s childrens’ programs.

Текст научной работы на тему «Участие в городских межмузейных проектах как способ формирования профессиональных компетенций студентов»

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

УДК 069:378+ 069.15 378.14:[069:377]

Ю. В. Зиновьева

УЧАСТИЕ В ГОРОДСКИХ МЕЖМУЗЕЙНЫХ ПРОЕКТАХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) сформулированы в парадигме компетенций, то есть они требуют от выпускников не просто традиционных знаний, умений и навыков (ЗУН), а формирования компетенций, отражающих готовность или способность выполнять конкретные научные и практические задачи профессиональной деятельности. Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов для музеев повышает роль интерактивного компонента в обучении, внеаудиторной работы и, конечно, взаимодействия с конкретной практикой музейной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Наряду с практическими занятиями, реализуемыми в разнообразных формах в рамках учебного процесса, базовыми учебными и производственными, профильными учебными практиками все большее значение имеет активное вовлечение студентов в культурный континуум города и страны, в частности, в пространство будущей музейной профессии в рамках внеаудиторной и внеучебной деятельности. Необходимость в целом расширения внеаудиторной работы студентов обозначена в п. 7.3. ФГОС ВПО1. Форм такой работы, находящихся на стыке интересов личности и выбранной профессиональной сферы, немало, одной из них является участие студентов в волонтерской деятельности.

Два крупных межмузейных проекта в Санкт-Петербурге, реализация которых уже не представляется без участия студентов-волонтеров - «Ночь музеев» и Фестиваль Детских музейных программ1 2. Они обладают своей спецификой, однако оба проекта позволяют студентам ближе освоить музейное пространство Санкт-Петербурга и наработать важные профессиональные и общекультурные компетенции. Кроме того, участие в волонтерских проектах имеет значимое воспитательное значение, повышает уровень социальной ответственности молодежи.

Фестиваль детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» уже 10 лет объединяет музеи города с целью разработки увлекательной программы для детей, подростков и сопровождающих их взрослых, а так же с целью создания межмузейного партнерства, обмена опытом, повышения квалификации сотрудников образовательных служб музеев.

1 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. 072300. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/ resource/654/73654/.html. Файл в формате PDF: prm810.1.pdf.ru (ссылка последний раз проверялась

10.11.2014 г.).

2 В Санкт-Петербурге с 2001 г. существует еще один межмузейный фестиваль - «Современное искусство в традиционном музее», организуемый Фондом ПРО АРТЕ, который также активно задействует волонтеров. Однако опыт этого фестиваля не учитывается автором, поскольку волонтеры привлекаются Фондом и работают исключительно в рамках проекта, не затрагивающего специфику собраний музеев и музейной деятельности.

143

Ю. В. Зиновьева

Участие в городских межмузейных проектах...

С каждым годом музейное сообщество разрастается. В 2014 г. в фестивале приняли участие 44 музея, а так же три библиотеки, Ботанический сад, лофт и клуб любознательных взрослых3. Из них 20 музеев стали участниками основной программы, игры-путешествия «Я иду искать ...», остальные вошли в параллельную программу.

Фестиваль - проект, который вышел за рамки Санкт-Петербурга. Опыт фестиваля стал модельным для других городов (Москва, Пермь), а форум «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие», проходящий в рамках «Детских дней», собирает музейных сотрудников со всей страны. Как отмечают представители музеев-участников, фестиваль помогает формировать новую музейную аудиторию, состоящую не только из детей, но и взрослых, воспитывает культуру маленьких петербуржцев и помогает профессионально расти самим музейщикам. Во время работы Фестиваля число посетителей возрастает многократно, особенно при одновременном участии музеев как в основной, так и параллельной программе. Нагрузка на сотрудников вырастает в разы, наряду с выполнениями ими обязанностей по проведению экскурсий и иной работы в музее, поскольку фестиваль идет обычно на протяжении двух недель. В связи с этим и возникла потребность в помощниках, которые могли бы частично взять на себя вопросы по организации приема и прохождения маршрута посетителями при наличии музейно-педагогического сопровождения визита в виде маршрутного листа. Логичным решением данной проблемы стало приглашение в качестве волонтеров будущих коллег, студентов профильных вузов и кафедр. С начала проведения фестиваля в музеях в качестве волонтеров работают студенты музееведческих кафедр петербургских ВУЗов: Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (РГПУ). Работа для студентов не слишком сложная, доступная и первокурсникам, требующая, однако, культурной мотивации, воспитанности, терпения, психической устойчивости, готовности помочь близкому. Основная задача - организационная помощь в игре: выдача карт и маршрутных листов, объяснение правил, ориентация посетителей в музее, по окончании прохождения маршрута - проверка выполнения заданий (исключительно корректная, по желанию, и не у подростков), постановка печати в виде львиной лапы, выдача сувениров и грамот. В некоторых случаях - помощь на маршруте при наличии интерактивных зон и экспонатов.

До начала работы фестиваля студенты знакомятся с музеем, его экспозициями, маршрутом фестиваля, с тем, чтобы научиться ориентироваться в музее самим и помочь в этом посетителям. Это знакомство обычно проходит под руководством высококлассного специалиста - музейного педагога, автора маршрутного листа, который вдохновляет будущих коллег своими идеями, знакомит с коллективом и методикой работы. Поэтому даже обычная волонтерская работа в музее работает на формирование не только общекультурных компетенций (ОК), таких как ОК 2-5. Участие в волонтерской работе содействует также формированию профессиональных компетенций (ПК) будущих музейных работников: студенты задумываются о том, какое направление в профессиональной деятельности более всего подходит им, в частности, насколько интересно им работать с музейной аудиторией или с коллекциями (ПК-8). В ходе работы приходится решать практические вопросы, ино-

3 Пресс-релиз Х Фестиваля // Фестиваль детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» См. по адресу: http://www.museum12345.rU//dlva-pressv/press-reliz-2014/ (ссылка последний раз проверялась 01.11.2014 г).

144

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

гда спорные, что вносит вклад в ПК-114. Участие будущих музейных специалистов, в свою очередь, внесло в программу фестиваля несколько усовершенствований. Каждый год по окончании проекта проводится круглый стол - встреча организаторов фестиваля, студентов и их руководителей. В ходе таких встреч звучит позитивная критика, рождаются предложения и по организационным, и по содержательным вопросам. Студенты учатся анализировать увиденное и приобретенный опыт, обдумывать возможные решения проблем. Участию волонтеров в фестивале посвящена отдельная страница официального сайта5.

Первоначально волонтеры привлекались только для работы в музеях во время игры, а затем стали участвовать и в других этапах проекта, что дало возможность приобщения к проектно-организационной работе музеев. В ходе подготовки программы наиболее инициативные волонтеры в качестве поощрения получают возможность участвовать в образовательно-проектных семинарах для музейных сотрудников. Они так же посещают музеи в качестве экспертов-редакторов на завершающей стадии работы над маршрутами, чтобы внести коррективы в тексты путеводителей и предложить свое видение заданий и художественного оформления маршрутных листов непосредственно на экспозициях. Участие в разных стадиях проекта дает представление о целостной картине, содействует формированию проектного мышления и дополнительно таких профессиональных компетенций, как ПК-5 - готовность использовать знания о культуре в музейной и организационно-управленческой работе, ПК-11- умение анализировать и решать спорные вопросы в практической деятельности и ПК-17 - готовность к разработке культурно-образовательных программ6.

И все же главное, что не учтено пока в списке компетенций ФГОС ВПО, - это наработка межличностных связей и опыта взаимодействия, что дает возможность для студента еще на этапе обучения войти в профессиональное сообщество. Это не всегда возможно в рамках учебных практик. Выбирая музей, которому молодой человек хочет помочь, он ориентируется на свои личные пристрастия и академические интересы, он самостоятелен в выборе и может попробовать в рамках одного фестиваля поработать на нескольких площадках, присмотреться к коллективам. Таким образом, студенты осваивают пространство музейного сообщества, устанавливают личные контакты с сотрудниками музеев. В свою очередь, специалисты музеев также имеют возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам, выбрать тех, кто близок по профессиональным и личностным качествам, «вырастить» специалиста именно для своего музея. Некоторые студенты остаются в штате тех музеев, с которыми сотрудничают во время фестиваля, и многие отмечают, что участие в проекте повышает их мотивацию работать по окончании ВУЗа по специальности.

4 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. 072300. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/ resource/654/73654/.html. Файл в формате PDF: prm810.1.pdf.ru (ссылка последний раз проверялась

10.11.2014 г.).

5 Волонтеры и помощники // Фестиваль детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» http://www.museum12345.ru/partnerv-i-druzva/volonterv/ (ссылка последний раз проверялась

01.11.2014 г.).

6 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. 072300. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация «бакалавр») // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru/ resource/654/73654/.html. Файл в формате PDF: prm810.1.pdf.ru, С. 8-9 (ссылка последний раз проверялась 10.11.2014 г.).

145

Ю. В. Зиновьева

Участие в городских межмузейных проектах...

Стоит упомянуть и о других волонтерах фестиваля, которых с каждым годом становится больше. Это студенты других вузов, в том числе технических, старшие школьники, в том числе, бывшие участники фестиваля. Работа на фестивале содействует формированию их общекультурных и организационно-управленческих компетенций. Несколько иной случай - волонтеры Факультета фотокорреспондентов, они участвуют в фестивале в качестве репортеров-волонтеров. «Лица детей в музейных экспозициях, оттенки эмоций, взаимоотношения детей и взрослых, рисунок расположения фигур в залах, - фестивальная специфика отвечает приоритетам факультета - в центре всех снимков учащихся - человек»7. Для этих студентов фестиваль - практическая основа для формирования профессиональных компетенций.

Несколько иным является опыт участия волонтеров в «Ночи музеев». «Ночь музеев» - это ежегодная разовая масштабная акция, привлекающая за одну только ночь около 100 000 человек (данные 2013-2014 гг.), нацеленная на привлечение музеями (и другими участниками «Ночи»: библиотеками, галереями и выставочными залами, ЛОФТами и т.п.) новых аудиторий. Это музейный праздник, показывающий интереснейшие тематические программы, разработанные самими участниками, исходящими из специфики, направленности, состава коллекций музеев и других площадок. Ежегодно музеи объединены общей темой. В 2013 г. темой стали «Открытия», в 2014 г. «Свет и цвет», тема следующей «Ночи» 2015 г. - «Память»8. Два раза в год весь исторический центр Санкт-Петербурга ночью приходит в оживление, и один из них, - в «Ночь музеев».

Волонтерский проект «Музей со служебного подъезда» задуман автором, тогда еще работавшем в музее «Разночинный Петербург», совместно с группой инициативных студентов, обучавшихся по профилю «музейная педагогика» в РГПУ имени А. И. Герцена9. Разработчики исходили, во-первых, из непосредственных потребностей «малого» музея в организации превышающего силы и возможности коллектива потока посетителей «Ночи музеев». Во-вторых, из встречной потребности студентов в усилении практической компоненты подготовки. Опыт 2008 г. в рамках одного музея показался удачным, и в 2009 г. инициативная группа, разработав программу, обратилась в Оргкомитет с предложением волонтерской помощи музеям, которую те с радостью приняли. Как показала практика проведения акции, необычные часы, культурные мероприятия в эту ночь привлекают большой поток посетителей, с которыми музеям и другим организациям-участникам самостоятельно сложно справиться. Музеи заинтересованы в сотрудничестве и помощи со стороны волонтеров. В 2009-2014 гг. волонтерами работали студенты РГПУ, СПбГУКИ и заинтересованные студенты других вузов, а так же неравнодушные взрослые, в том числе и преподаватели, что вызвало множество позитивных откликов как у посетителей, так и у сотрудников музеев и других организаций, а также Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Сегодня музеи уже не могут обойтись без волонтеров и считают их помощь само собой разумеющейся, иногда выдвигая высокие требования к количеству помощни-

7 Волонтеры и помощники // Фестиваль детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» http://www.museum12345.ru/partnerv-i-druzva/volonterv/ (ссылка последний раз проверялась

01.11.2014 г).

8 Ночь музеев. Официальный сайт. URL: http://www.artnight.ru/about (ссылка последний раз проверялась 01.12.2014 г).

9 Музей со служебного подъезда. Открытая группа // ВКонтакте. См.: https://vk.com/club8669847 (ссылка последний раз проверялась 01.12.2014 г.).

146

Вопросы музеологии

1 (11) / 2015

ков. Если в 2009 г. это были 24 музея и около 130 волонтеров, то в 2014 г. это 96 площадок и более 600 человек.

Состав студентов-волонтеров также изменился. Изначально проект был рассчитан, прежде всего, на студентов Кафедры художественного образования и музейной педагогики, а также различных факультетов РГПУ им. А. И. Герцена, воспитанников других музейных кафедр, которые и составляли самую значимую часть волонтеров. Сегодня профиль подготовки «музейная педагогика» в РГПУ закрыт, студенты музейных кафедр проявляют в силу различных причин меньший интерес к проекту, появилось значительное количество волонтеров библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ, а так же других вузов, в том числе и технических. Поэтому можно говорить и об изменении компетенций, нарабатываемых в рамках проекта.

Что дает проект его участникам? Студенты могут расширить свой кругозор, в ходе подготовки посетить различные площадки, «изнутри» познакомиться с деятельностью различных музеев и учреждений культуры. Во время подготовки и самой «Ночи» попробовать себя в практической деятельности, реализовать свои творческие способности и профессиональные организационно-управленческие и педагогические компетенции и, возможно, собственные креативные идеи. Для самого широкого круга волонтеров - это возможность приятно и с пользой для общества провести время с интересными людьми, приобрести новых знакомых и друзей, завязать полезные знакомства и профессиональные контакты в музейной и творческой среде.

С целью предварительной подготовки своих помощников музеи предлагают эксклюзивные экскурсии, позволяющие увидеть закрытые для обычных посетителей пространства и предметы, дают возможность войти в музей «со служебного подъезда», раскрывают некоторые секреты. В некоторых музеях заинтересованы не только в организационноинформационной помощи волонтеров, но и творческой - подготовке и оформлении выставок, помощи в проведении мастер-классов, выступлении в качестве музыкантов, актеров, аниматоров перед посетителями, проведении специальных мероприятий, задуманных специально к «Ночи». Таким образом, волонтеры могут принять участие в разнообразных формах творческой и профессиональной деятельности. И, конечно, важнейшими нарабатываемыми компетенциями являются организационно-управленческие и информационные - готовность работать с большим потоком посетителей (участие в подготовке системы навигации, организации входа и выхода, работа с очередью, включающая задействование прилегающей территории, забота о комфорте посетителя и т.п.); навыки по организации деятельности других волонтеров и посетителей; способность общаться с разными людьми, и доступно доносить до них информацию, - это компетенции, необходимые практически в любой профессии.

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что участие в межмузейных волонтерских проектах содействует формированию различных компетенций будущего специалиста. Судя по наблюдению автора, в течение нескольких лет работающего координатором волонтеров данных проектов, этот процесс происходит тем интенсивнее, чем выше внутренняя мотивация и осознаннее самостоятельный выбор приложения своих сил студентом-волонтером.

147

Ю. В. Зиновьева

Участие в городских межмузейных проектах...

Информация о статье

Автор: Зиновьева Юлия Владимировна - канд. культурологии, старший преподаватель, Россия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, [email protected].

Заглавие: Участие в городских межмузейных проектах как способ формирования профессиональных компетенций студентов.

Абстракт: Современные ФГОС ВПО сформулированы в парадигме компетенций, что требует от выпускников не просто традиционных знаний, умений и навыков, а способности выполнять конкретные задачи профессиональной деятельности. Наряду с практическими занятиями и учебными практиками, все большее значение имеет активное вовлечение студентов в пространство будущей музейной профессии в рамках внеучебной деятельности. Одной из форм этого является участие студентов в волонтерской работе. Два крупных межмузейных проекта Санкт-Петербурга, в которых активно участвуют студенты-волонтеры, это «Ночь музеев» и Фестиваль Детских музейных программ. Они обладают своей спецификой, позволяют студентам ближе освоить музейное пространство Санкт-Петербурга и наработать важные профессиональные компетенции.

Ключевые слова: музей, межмузейные проекты, волонтерская деятельность, профессиональные компетенции

Information on article

Author: Zinovjeva Julia Vladimirovna - Candidate of Science in Culturology, Senior Lecturer, Russia, Saint-Petersburg State Institute of Culture, [email protected].

Title: Student’s participation in intermuseum’s projects as a way of creation of professional competences. Abstract: Museum practices and gaining competences are core principles of preparing specialists for museums in modern system of High Education. Some of these competences in St.Petersburg can be obtained out of academical process, by volunteering in museums and intermuseum’s projects. The article devoted to experience of two the hugest intermuseum’s projects as Museum’s Night (Night of Museums) and Festival of museum’s childrens’ programs.

Key words: museum, intermuseum’s projects, volunteering, professional competences.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.