Научная статья на тему 'Межмузейные проекты в развитии культурного пространства Санкт-Петербурга'

Межмузейные проекты в развитии культурного пространства Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1629
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / МЕЖМУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕЖМУЗЕЙНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / MUSEUMS / INTERMUSEUM'S PROJECTS / INTERMUSEUM'S PARTNERSHIP / CITY CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зиновьева Юлия Владимировна

Культурное пространство Санкт-Петербурга представлено как многомерная интегрированная среда, неотъемлемой частью которой являются музеи. Проанализированы проекты, реализующие партнерство как стратегию музейной коммуникации, имеющие мультипликативный эффект, расширяя аудиторию музеев-участников, воспитывая и изменяя сознание горожан, развивая музейное сообщество и культурное пространство города. В качестве источников использованы материалы государственных программ Санкт-Петербурга и личный опыт координатора межмузейных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intermuseum’s projects in developing Saint Petersburg cultural space

Saint Petersburg cultural space includes museums as inevitable part of it. Intermuseum’s projects implement museum communication strategies as partnership, museum communication channel extending, and just developing community and public participation strategy. They have multiplicative effects as on developing institutions themselves as on educating audiences and cultural space.

Текст научной работы на тему «Межмузейные проекты в развитии культурного пространства Санкт-Петербурга»

УДК 069.15(470.23-25)

Ю. В.Зиновьева

Межмузейные проекты в развитии культурного пространства Санкт-Петербурга

Культурное пространство Санкт-Петербурга представлено как многомерная интегрированная среда, неотъемлемой частью которой являются музеи. Проанализированы проекты, реализующие партнерство как стратегию музейной коммуникации, имеющие мультипликативный эффект, расширяя аудиторию музеев-участников, воспитывая и изменяя сознание горожан, развивая музейное сообщество и культурное пространство города. В качестве источников использованы материалы государственных программ Санкт-Петербурга и личный опыт координатора межмузейных проектов.

Ключевые слова: музеи, межмузейные проекты, межмузейное партнерство, культурное пространство города

Julia V. Zinovjeva

Intermuseum's projects in developing Saint Petersburg cultural space

Saint Petersburg cultural space includes museums as inevitable part of it. Intermuseum's projects implement museum communication strategies as partnership, museum communication channel extending, and just developing community and public participation strategy. They have multiplicative effects as on developing institutions themselves as on educating audiences and cultural space.

Keywords: museums, intermuseum's projects, intermuseum's partnership, city cultural space

Культурное пространство - одно из наиболее привлекательных для культурологического осмысления понятий, которому уделяется все больше внимания в последние десятилетия. Проблематика культурного пространства рассматривается в рамках различных научных направлений, становясь предметом междисциплинарных исследований. Так, С. Н. Иконникова рассматривает его как жизненную и социокультурную сферу общества, имеющую территориальную протяженность, включающую в себя все многообразие культурных форм, внутри которой происходят культурные процессы1.

Культурное пространство Санкт-Петербурга -многомерная и динамичная среда, в которой найдется место каждому. Город, основанный Петром I как «окно в Европу», нацелен изначально на диалог России с Западом, на межнациональное и межконфессиональное взаимодействие всех народов, населяющих Россию и имеющих своих представителей в мегаполисе. Город, ставший моделью развития других российских городов, в котором уже в XVIII в. появляются все культурные институты, зарождаются разнообразные культурные формы, составляющие и сегодня каркас культурной среды города.

Современное культурное пространство Санкт-Петербурга чрезвычайно насыщенно. Город вовлекает своих жителей и гостей в разноплановый культурный опыт, недаром он получил почетное звание «культурной столицы» России. Инновации петербургского культурного

пространства становятся модельными как в рамках этого пространства, так и за его пределами.

Одной из особенностей культурного пространства Санкт-Петербурга является высокая степень насыщенности и интеграции. Музыкальные и театральные, кинофестивали, конкурсы, такие как «Звезды белых ночей», «Золотая маска», «Послание к человеку», «Балтийский дом», «Детские дни в Петербурге», широко известны. Количество культурных мероприятий увеличивается ежегодно, только фестивалей за последние 5 лет стало более чем в два раза больше: с 296 в 2011 г. до 674 в 2015 г., подобная тенденция отмечается и в выставочной деятельности2.

Этому процессу содействовало и содействует внимательное отношение к сфере культуры глав города, последовательно развивающих бренд «Санкт-Петербург - культурная столица России»3. Для реализации идеологии и формирования базиса последовательного и динамичного развития сферы культуры Санкт-Петербурга с начала 2000-х гг. городской Администрацией во главе с Комитетом по культуре стала разрабатываться и реализовываться комплексная государственная культурная политика, представленная несколькими нормативно-правовыми актами4. Реализация данных программ выявила новые проблемы и перспективы, важнейшие задачи развития культурного пространства города. Важнейшими принципами развития сферы культуры города были признаны «востребованность, доступность, статусность, динамичность,

устойчивость, эффективность, определяющие как текущую деятельность отдельных учреждений культуры, так и программно-целевые установки при планировании и анализе ситуации в области культуры в целом»5.

Реализации этих принципов содействует объединение общественных структур, организаций сферы культуры, бизнеса, власти для решения общих задач. Выбирая партнерские стратегии, социокультурные институты добиваются значительных результатов.

Музейное сообщество Санкт-Петербурга имеет продолжительный опыт кооперации, прежде всего, в создании совместных выставок. Именно выставка - наиболее мобильный инструмент подлинной музейной коммуникации. В советский период совместными усилиями организовывали преимущественно юбилейные выставки, посвященные «красным» датам календаря. В постперестроечное время эта традиция нашла свое продолжение. Разнообразие выставок, посвященных памятным датам, можно проследить и сегодня. Это выставки, приуроченные к юбилеям деятелей культуры и государства, коммемори-рующие исторические или культурные события и эпохи.

Однако с конца 1980-х гг. появились и другие темы межмузейных и межинституциональных выставок, позволившие поднять и рассмотреть острые вопросы истории и проблемы общества. Проблемно-тематические межмузейные выставки позволяют более широко и разнопланово раскрыть поднимаемые проблемы, представить коллекции музея в соединении с экспонатами других музеев и культурных институтов.

Межинституциональные выставочные связи объединяют профессиональное сообщество Санкт-Петербурга и других городов России: практически все крупные выставки в двух столицах объединяют ресурсы санкт-петербургских и московских музеев, архивов, библиотек и содействуют их развитию. Таким образом, развивается само сообщество культурных институтов, упрочивая существующие взаимосвязи, выстраивая новые коммуникации и намечая потенциальные. Межмузейные выставки, несомненно, используют кумулятивный эффект и с точки зрения привлечения к ним интереса аудитории и средств массовой информации и коммуникации, привлекая большее внимание, нежели выставки отдельных музеев.

Об эпохе второй половины 1990-х гг. можно говорить как о времени становления профессиональной идентичности музейного сообщества России, активного развития партнерских стратегий в музейной коммуникации6. Эти годы характеризуются появлением партнерских проек-

тов по другим направлениям деятельности, помимо выставочной, совместным освоением основ менеджмента и маркетинга в новых экономических условиях. Детальным отражением той ситуации стало издание материалов российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики»7. Появились координаторы совместной деятельности, например, Экспериментальный музейно-выставочный и издательско-полиграфический Центр «Эго», занимавшийся как подготовкой межмузейных выставок в Санкт-Петербурге и городах России, так и издательской и сувенирной деятельностью. В 1998 г. был создан единый сайт «Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Межмузейный информационный центр, собственная газета «Все музеи», которые, к сожалению, не выдержали испытания временем8.

В 2000-е гг. возникли новые тенденции и практики. Музеи стали объединяться уже не только вокруг тех или иных профессиональных интересов или знаковых событий, их взаимодействие приобрело социокультурную направленность, стало вписываться в ежегодный городской календарь культурной жизни. Для подобного межмузейного сотрудничества была выбрана открытая и привлекающая внимание общества форма Фестиваля.

Первой попыткой объединить музеи с целью создания нового культурного продукта в 2000 г. стал Фестиваль Про Арте «Современное искусство в традиционном музее» (СИТМ)9. Цель Фестиваля -внедрение новых художественных практик в пространство города через его музеи и одновременно - актуализация этих музеев. Проект направлен прежде всего на то, чтобы дать молодым художникам возможность реализовать свои идеи и место для этого, связать современное искусство с культурной тканью города, его историческим наследием. Организаторы сознательно выбирали не самые популярные музейные площадки, чаще всего - ведомственные и «малые» музеи, музеи-квартиры. Таким образом, музеи-участники проекта расширили свою аудиторию, обогатили интерпретацию своих собраний и экспозиций, отрефлексированных молодыми художниками, за счет новых смыслов, актуализировали хранимое в них наследие. Музеи научились работать в другой системе координат, с некоммерческими негосударственными участниками общегородского культурного процесса, освоили механизмы конкурсного участия и подготовки проектной документации. Из участников данного взаимодействия стали формироваться кадры новых музейных управленцев.

Другой межмузейный проект занял важную, ранее пустовавшую нишу интеграции музейно-

Ю.В.Зиновьева

образовательного пространства. Еще до этого предпринимались не слишком удачные попытки кооперации музеев для создания межмузейных абонементов. В 2005 г. благодаря инициативе Центра развития музейного дела в городе состоялся первый Фестиваль детских музейных программ. С тех пор Фестиваль «Детские дни в Петербурге» уже 12-й год объединяет музеи города, занимающиеся работой с детской и семейной аудиторией10. Как и предыдущий проект, Фестиваль ставил перед собой две основные цели. Первой стало развитие музейно-образова-тельной деятельности в городе, формирование увлекательного события - игры путешествия «1, 2, 3, 4, 5 - я иду искать» на осенних школьных каникулах для вышеупомянутой аудитории. Второй -создание площадки для взаимодействия и обмена опытом, межмузейного партнерства и повышения квалификации сотрудников образовательных служб музеев.

Еще одним значимым межмузейным проектом в Санкт-Петербурге стала Ночь музеев. Эта международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, проходит с 2005 г. под патронажем Совета Европы при поддержке Международного совета музеев, в ней участвуют более 2000 музеев из 42 стран Европы. В 2006 г. к акции присоединились 11 петербургских музеев, количество посетителей превысило 20 000 человек11. Петербургская концепция «Ночи музеев» изначально отличалась от концепции, принятой в европейских и части российских городов. Музеи не просто открывают двери в необычное время, они готовят специальные программы (выставки, концерты, квесты и др.) для своих гостей, чтобы привлечь аудиторию, не являющуюся традиционными музейными посетителями. С 2008 г. у проекта появился общий организатор и единый билет, в нем участвовали уже 33 музея, 24 тыс. посетителей. С каждым годом число музеев-участников и посетителей акции растет. В 2011 г. - 64 участника, 85 тыс. гостей, в 2012 г. - 74 участника, около 100 тыс. гостей, в 2013 г. - 88 участников, более 100 тыс. гостей. В последние годы около 100 разнообразных площадок Ночи привлекают внимание более 100 000 посетителей12.

Иной формат был предложен городским музейным конкурсом-путешествием «Большая регата», который проводится Океанариумом с 2008 г. Ежегодное соревнование между командами различных возрастных категорий, проходящее на протяжении учебного года, предполагает тематическое путешествие по определенному маршруту, включающему 6-8 музеев. Конкурс прочно связывает музейное пространство и систему образования, поскольку большая часть групп формируется из заинтересованных групп

школьников, а также родительское сообщество, участвующее в категории «семейные команды»13.

Список межмузейных проектов последних лет можно продолжать и далее. Фестивальную традицию продолжил фестиваль музейного мультимедиа «Музейный гик», организуемый Музеем истории религии.

Наиболее распространенным стимулом объединения усилий остаются важные события отечественной истории и культуры, памятные даты. К 100-летию революционных событий 1917 г. запланированы межмузейные и межинституциональные проекты, такие как «Петроград 1917. Исторический календарь», основной площадкой которого стал музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, комплексная выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» «Мы видим город Петроград в семнадцатом году» и многие другие.

Некоторые партнерские проекты связаны с необходимостью объединения ресурсов для самопрезентации музеев, привлечения дополнительных посетителей и внимания общественности. Например, Межмузейный проект «Музейный Петербург», инициированный Общегородским научно-методическим Центром по теории и практике музейного дела на базе СПб ГБУК «Музей „Разночинный Петербург"» и представлявший «малые» музеи города на Фестивале Интермузей в 2007 г., в дальнейшем послуживший толчком для создания с 2012 г. «Форума малых музеев». Реализуемый с 2008 г. проект «Музейный квартал» включает в себя эту задачу, но ставит более масштабные цели: «Объединение и наиболее полную реализацию туристского, научно-исследовательского, фондового и рекреационного потенциала квартала в историческом центре Санкт-Петербурга»14.

Межмузейные проекты вызвали широкий общественный резонанс и административный интерес. Рефлексируя по поводу опыта, стали разрабатываться и программы подготовки к подобному сотрудничеству, например, семинар ЦНТИ Прогресс «Организация межмузейных выставочных проектов». Программы партнерства получили различные виды поддержки: в рамках благотворительной программы «Музейный десант» Фонда Потанина ежегодно проводится Грантовый конкурс на поддержку программ межмузейного сотрудничества. Премия «Музейный олимп» имеет специальную номинацию «За межмузейный проект»: «осуществление межмузейной деятельности, способствующей расширению межмузейного пространства и укреплению межмузейных связей»15.

Как мы видим, межмузейные проекты содействуют формированию и развитию культур-

ной ткани города через установление разнообразных систем взаимосвязей. Во-первых, они содействуют развитию межмузейной коммуникации, отработке технологий взаимодействия, накапливанию опыта результативных контактов. Таким образом, они объединяют музейное сообщество, помогают становлению профессиональной идентичности с одной стороны, установлению и развитию устойчивых личных и профессиональных взаимосвязей, с другой. Во-вторых, интеграция ресурсов предоставляет возможность полноценной реализации поставленной проблемы, многоаспектного раскрытия темы, наращивания культурных смыслов. В-третьих, межмузейный проект привлекает дополнительное внимание как со стороны посетителя, так и со стороны СМИ и органов власти, что позволяет проводить широкую информационную кампанию и привлекать большее количество участников. Это приносит дополнительные материальные и коммуникационные бонусы, выражаемые в количественных показателях (количество музеев-участников, количество посетителей музея и единого сайта, прибыль). В-четвертых, появляется широкий общественный резонанс после проведения мероприятия, включающий в себя не только оценку содержания, но и рефлексию по поводу организованного межмузейного взаимодействия.

Итак, партнерство и культурная кооперация -важнейшие направляющие развития музейного сообщества и культурного пространства города. Важность этого еще раз подтвердил проведенный в 2014 г. социологический мониторинг музеев. Одним из шести выводов его стал следующий: необходима активная информационная политика и интеграция музеев в общее инфо-коммуника-тивное пространство с другими учреждениями культуры: библиотеками, театрами, культурными центрами, другими музеями16.

Примечания

1 Иконникова С. Н. Культурное пространство и возрождение России // Дни науки в университете: избранное. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. С. 531 -532.

2 Статистика // Комитет по культуре Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http: // spbculture. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

3 Собчак А. А. Санкт-Петербург - культурный и духовный центр России и Европы // Дни науки в университете. С. 493-498; Яковлев В. А. Санкт-Петербург - северная столица Европы // Там же. С. 590-594; В культурной столице России появилась стратегия развития культуры // Регнум: инфор. агентство. 04. 04. 2006. URL: https: // regnum. ru (дата

обращения: 21. 04. 2017); Интервью с Георгием Полтавченко // Санкт-Петербург: телеканал. 2016. 10 окт. URL: https: // topspb. tv (дата обращения: 21. 04. 2017).

4 О Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 гг.: пост. Правительства Санкт-Петербурга № 350 от 4 апр. 2006 г. URL: https: // gov. spb. ru (дата обращения: 21. 04. 2017); О концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 гг.: пост. Правительства Санкт-Петербурга № 731 от 7 июня 2011 г. URL: https: // gov. spb. ru (дата обращения: 21. 04. 2017); О политике в сфере культуры Санкт-Петербурга: закон Санкт-Петербурга № 739-2 от 11 янв. 2011 г. URL: https: // gov. spb. ru (дата обращения: 21. 04. 2017); Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге: гос. программа Санкт-Петербурга на 2015-2020 гг. : утв: пост. Правительства Санкт-Петербурга № 488 от 17 июня 2014 г. URL: http: // gov. spb. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

5 О политике в сфере культуры Санкт-Петербурга.

6 Зиновьева Ю. В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации // Вестн. СПбГУ-КИ. 2013. № 3 (16). С. 102-107.

7 Музеи в период перемен: материалы рос.-брит. семинара «Музеи Санкт-Петербург в условиях рыночной экономики». СПб.: Контрфорс, 1997. 162 с.

8 Сайт «allmuseums.spb.ru» (1998-2001) создавался при финансовой поддержке Института «Открытое Общество» до 2001 г.

9 Современное искусство в традиционном музее: фестиваль: офиц. сайт. URL: http: // proartefestival. ru (дата обращения: 21. 04. 2017). См. также: Первый музейный фестиваль Петербурга: к 10-летию фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». СПб.: Про арте, 2011. 144 с.

10 Детские дни в Петербурге: фестиваль детских музейных программ: офиц. сайт. URL: http: // museum12345. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

11 Ночь музеев в Петербурге // Музеи России: портал.

2007. URL: http: // museum. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

12 Ночь музеев: офиц. сайт. URL: http: // artnight. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

13 Большая регата: конкурс // Океанариум: учеб. центр.

2008. URL: http: // planeta-neptun. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

14 Сборник методических материалов по итогам проекта «Нулевая верста». СПб.: Артиндекс, 2010. 220 с.

15 Положение о премии Межведомственного музейного совета «Музейный Олимп» // Комитет по культуре Санкт-Петербурга: офиц. сайт. 2008. URL: http: // spbculture. ru (дата обращения: 21. 04. 2017).

16 Отчет по осуществлению независимой оценки качества работы учреждений культуры, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга: социол. мониторинг музеев // Комитет по культуре Санкт-Петербурга: офиц. сайт. 2015. URL: http: // spbculture. ru (дата обращения: 21.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.