УДК 130.2 : 008
М. С. Любченков Фестиваль как фактор субкультурной консолидации
В статье рассматривается «фестиваль» как одна из форм организации внут-рикультурного и межкультурного творческого обмена, удовлетворяющая потребностям аудитории в смене видов деятельности, самовыражении и развлечении, а также создающая особую реальность, с отдельными правилами, которая может выступать имитацией другого мира, другой модели социальных отношений. Также в данной статье описаны типы фестивалей в Российской Федерации. Несмотря на то, что провести четкую грань между субкультурой и «обычным» сообществом довольно сложно, автором была предпринята попытка сделать это на примере фестиваля Systo Solar, на базе которого происходит создание уникального культурного единства.
This article describes «festival» as one of the forms of organization of intra-and inter-cultural creative exchange, satisfying the needs of the audience in the change of activities, self-expression and entertainment, as well as create a special reality, with separate rules, which may even act as an imitation of a different world, a different model of social relations. Also this article shows types of festivals in Russian Federation. Despite the fact that a clear distinction between the subculture and «normal» community is difficult to make, the author attempts to do it using as an example Systo Solar Festival which is the basis of a unique cultural unity.
Ключевые слова: фестиваль, субкультура, молодежь, «мейнстрим», Systo Solar.
Key words: festival, subculture, youth, «mainstream», Systo Solar.
Во второй половине XX в. массовые мероприятия выходят на новый уровень. Этот период характеризуется глобальными изменениями: идет активное восстановление после военных потрясений, уровень технического оснащения стремительно растет, что способствует формированию и активному развитию фестивалей такого формата, которые превосходят по своему масштабу аналогичные действа прошлых лет. «Фестивализация» становится своеобразным символом социально-культурных изменений в мире [4, c. 127].
Обращаясь к панораме многочисленных фестивальных проектов в России за последние три десятилетия, можно проследить существенный рост их количества. Это свидетельствует о востребованности фестиваля как способа культурной коммуникации с ярко
© Любченков М. С., 2016
выраженной установкой на межличностное общение и разнообразные виды социального взаимодействия. Фестиваль является одной из форм организации внутрикультурного и межкультурного творческого обмена, удовлетворяя потребности аудитории в смене видов деятельности, самовыражении и развлечении, а также приобщает к социально значимым целям и идеям. Также важной функцией данного типа мероприятий является консолидация общественных групп путем создания особой реальности и погружения в нее.
Термин «festival» появился в конце XIV в. и использовался как прилагательное. Слово происходит из латинского языка и со временем закрепляется в старофранцузском (лат. festum - праздник, праздничный пир). Изначально термин имел отношение к религиозному празднику, подчеркивая принадлежность к нему, и только в конце XVI в. впервые встречается в качестве существительного, продолжая, однако, обозначать религиозное торжество [6].
В современном значении фестиваль - это массовый праздник торжественного характера, который проводится в честь определенного явления, предмета, лица, события, либо под эгидой единой идеи. Прототипы современных фестивалей можно обнаружить практически во всех древних культурах мира.
«В Древней Греции Великие Дионисии являлись прообразом театральных фестивалей, а Великие Панафинеи - истоками фестивалей музыкального, эстрадного, танцевального искусства. Корни фестиваля обнаруживаются и в пышных праздниках Древнего Рима, где процветал цирк. Наряду с гладиаторами и осужденными, на арене амфитеатра выступали труппы из сотен гимнастов, акробатов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников. В истоках фестиваля лежит также игровая природа Средневековья и Возрождения: карнавалы, шествия ряженых, выступления жонглеров, парады шутов, состязания трубадуров, миннезингеров, гистрионов, "ярмарки масок", "дурацкие корпорации"» [5, с. 5].
Феномен фестиваля тесно связан с социокультурными процессами и отражает все многообразие и специфику социальных отношений, присущих современности. Речь идет о своеобразном диалоге, во время которого происходит создание уникального культурного единства.
В рамках фестиваля часто искусственно создается обособленная реальность с отдельными правилами, которая даже может выступать имитацией другого мира, другой модели социальных отношений. На территории фестиваля также устанавливается особое течение времени. Идею об особом времени праздника высказал М. Бахтин, он отмечал, что во время праздника «индивид ощущает себя неотрывной частью коллектива, членом массового народного тела» [1, с. 258].
Чаще всего фестивали являются многосоставными действами, однако классификационно можно выделить следующие виды современных фестивалей:
• Эстрадные - фестивали исполнительского искусства, преимущественно популярно-развлекательного направления (пение, исполнение композиций на музыкальных инструментах, танцы, акробатика, театральные постановки, иллюзионизм и т. п.). Данный вид фестивалей охватывает весьма большой спектр мероприятий, которые можно дифференцировать по подвидам (например, музыкальные ответвления эстрадных фестивалей могут варьироваться по жанрам музыки).
• Художественные (арт) фестивали - связаны с деятельностью в области художественного искусства, под которым в данном случае понимается изображение элементов действительности в образах.
• Рекреационные фестивали - направлены на организацию отдыха и досуга у целевой аудитории. Чаще остальных оказываются комбинированными с другими видами фестивального искусства.
• Исторические реконструкции - характеризуются актами воссоздания материальной и духовной культуры отдельно взятой эпохи или региона. Данные фестивали также имеют большое количество направлений, начиная от рекреационных и заканчивая спортивными.
• Кинофестивали - фестивали произведений киноискусства, сопровождающиеся публичным показом режиссерских работ, а также зачастую приездом их авторов. Часто в рамках кинофестивалей проводится вручение премий в отдельно представленных областях киноискусства.
• Квазирелигиозные - фестивали «духовной» направленности, организуемые группой единомышленников или представителями течений, обозначающих себя как духовные сообщества.
• Гастрономические - фестивали, связанные с кулинарным и поварским искусством, включающие в себя: дегустации, мастер-классы и выставки-продажи еды.
• Фестивали народной культуры - воссоздают обряды традиционных народных праздников, а также культивируют этническое наследие, начиная с глубокой древности и до настоящего времени, субъектом которого является «народ».
• Идеологические - фестивали, нацеленные на формирование и поддержание определенной системы взглядов, интересов и ценностей отдельно взятой группы людей.
• Маркетинговые - фестивали, прямым или косвенным образом нацеленные на привлечение клиентов и повышение объемов прибыли.
• Детские - фестивали, направленные на организацию досуга детей, подростков и их родителей.
• Спортивные - фестивали, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Автору данной статьи неизвестны устоявшиеся в отечественной или зарубежной литературе общепринятые классификации фестивалей. Предложенная выше классификация основана на обзоре и анализе фестивальных движений в Российской Федерации и не претендует на всеохватность в виду стремительно меняющихся условий описываемой реальности.
Советский ученый Д. М. Генкин рассматривал праздник как «комплексную форму массовой работы, включающей в себя несколько одновременно происходящих мероприятий, объединенных темой и идеей, сочетающая активное действие участников с восприятием ими зрелища» [2, с. 134]. Фестиваль также включает в себя разные составляющие, начиная от концертных номеров и выставок художественного искусства, заканчивая маркетинговыми (рынок и ярмарка) и образовательными (лекции и мастер-классы) составляющими. Именно поэтому многие из перечисленных жанров фестивалей сочетаются, так или иначе, в отдельно взятом событии и редко бывают представлены в чистом виде.
В последние десятилетия количество фестивалей на территории Российской Федерации существенно возросло. Основными причинами являются развитие каналов коммуникации с потенциальной целевой аудиторией и коммерциализация культуры. Феномен фестиваля может рассматриваться как полноценный объект маркетинга, зачастую полностью или частично имеющий сугубо коммерческие цели. Сегодня многие фестивали становятся самостоятельными брендами, с четко выстроенной стратегией развития и позиционирования на рынке, а также просчитанными механизмами повышения осведомленности и формирования лояльности у целевой аудитории.
Особенно популярным стало включение в форму фестиваля различных идеологических конструктов. Хорошим примером служит государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», на реализацию которой заложено 24 259 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, причем существенную часть составляет организация мероприятий по патриотическому воспитанию граждан, особенно «детей и молоде-жи»1, часть из которых представляют фестивали.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
В современном мире фестиваль формирует новое информационное и культурное пространство, на фундаменте которого способны появляться новые общности - субкультуры. Молодежная среда во все времена характеризовалась стремлением противопоставить собственные ценности, нормы и модели поведения доминирующей культуре.
«В период перехода к постиндустриальному обществу происходит разделение молодёжи на "мейнстримную" (отражающую ценности доминирующей культуры) и субкультурную (последователей различных субкультурных объединений), чаще всего отличающуюся своеобразными идеологическими постулатами, манерами поведения, формами проведения досуга, стилевыми решениями в одежде и прическе. Выражая таким образом взгляды на жизнь, пытаясь обратить на себя внимание общества, субкультурная молодёжь, с одной стороны, формирует новые модели поведения, ценностные ориентиры, социокультурные постулаты, с другой стороны, вскрывает проблемы, существующие в обществе» [3, с. 2].
Фестиваль является благодатной почвой для раскрытия субкультурных трендов. Зачастую отдельно взятые события становятся полем для появления отдельных субкультур, хотя и представляющих из себя смесь различного рода идей и течений, однако сформированных в рамках конкретного фестиваля и весьма обособленных в силу этого.
Именно таким субкультурообразующим событием на сегодняшний день является фестиваль Systo Solar, который проходит в Ленинградской области с 2003 г. За 13 лет существования он разросся из события на 200 человек (в 2003 г.) до широкомасштабного действа на 5000 человек (в 2016 г.). Отличительной особенностью данного фестиваля является то, что до последнего момента организаторы держат втайне место проведения (однако все равно локация ограничивается относительной близостью к Санкт-Петербургу, в пределах 300 км) и сообщают его за 2-3 дня до открытия. Фестиваль проходит примерно в одно и то же время в начале мая, с обязательной кульминацией, приходящейся на 9 мая, и длится 5 дней. Но на место проведения начинают приезжать примерно за месяц (волонтеры и рабочие для обустройства территории), а многие участники уезжают спустя 34 недели после официального закрытия.
Каждый раз место проведения меняется (однако бывает, что событие проходило несколько раз на одном и том же месте) и соответствует определенным параметрам и критериям, это: лесополоса, удаленность от близлежащих населенных пунктов, наличие крупных озер либо других водоемов, готовая инфраструктура (проложенные дороги) и др. Тем самым организаторы стремятся создать условия удаленности от повседневной реальности и полного погружения в мир Systo Solar.
Стоимость входных билетов варьируется в зависимости от времени покупки и составляет от 800 до 2500 рублей. Интересен тот факт, что у территории фестиваля нет четко обозначенных границ, а также ограждений. Существуют один - два контрольно-пропускных пункта, причем каждый из желающих имеет возможность обойти их, даже несмотря на сотрудников охраны, которых все равно не хватает для полного контроля за безбилетным проникновением на фестиваль. Но, по словам организаторов, этот процент невелик и большая часть участников относится к данному факту вполне осознанно.
На Systo располагаются сцены и танцполы, где круглосуточно звучит музыка, а также выступают популярные группы и диджеи из многих стран мира. На фестивале распространены различного рода художественные инсталляции, выставки, арт-объекты и прочие предметы аудиовизуального искусства, зачастую сознательно создаваемые силами самих участников на короткий промежуток времени.
С каждым годом наблюдается тенденция повышения внимания и ужесточения требований со стороны представителей официальных властей касательно организации фестиваля. В 2016 г. большую часть участников фестиваля на входе обыскивали, а во время официальной части мероприятия на его территории дежурил передвижной пункт медицинского освидетельствования, куда силами сотрудников правоохранительных органов доставлялись некоторые участники для прохождения соответствующих процедур. Однако обычно подобные мероприятия лишь усиливают сплоченность группы, создавая устойчивый образ агрессора и врага в лице представителей власти и противопоставляя его участникам события.
Несмотря на то, что четкую грань между субкультурой и «обычным» сообществом провести весьма трудно, в данном имеет смысл говорить о формировании отдельной субкультуры в границах фестиваля Systo Solar. Это проявляется в таких особенностях, как:
• Общая деятельность по созданию соответствующей атмосферы и коллективному обустройству территории фестиваля на добровольных началах. Существенная часть участников своими силами, без видимой выгоды, старается сделать Systo более красочным и «атмосферным» мероприятием.
• Межличностные отношения, основанные на взаимопомощи. В сравнении с повседневной жизнью данные отношения могут даже показаться весьма гипертрофированными.
• Набор внешних идентификационных атрибутов: элементы одежды, наклейки на личные вещи, аксессуары и т. п. На самом фестивале существует непредписанный дресс-код, выражающийся в
разнообразном сочетании ярких, привлекающих внимание элементов одежды. Ко всему прочему данные признаки позволяют представителям выделенной субкультуры идентифицировать друг друга вне фестиваля.
• Наличие собственного музыкального стиля. Systo Solar позиционируется как фестиваль этнической и электронной музыки, что также сближает существенную часть его аудитории.
• Отсутствие негативного отношения к психоактивным веществам на фестивале. Данный фактор позволяет провести четкую границу между данной группой и социумом, обособляя субкультуру участников фестиваля и, в какой-то мере противопоставляя ее порядкам и устоям современного общества.
• Увлечение идеями эзотерического толка. Это находит проявление практически во всех сферах жизнедеятельности фестиваля: начиная от присутствия последователей различных вероучений и заканчивая торговлей тематической продукцией.
Помимо перечисленных явлений, выступающих основой для формирования субкультур, в данном случае можно также выделить элементы субкультурной самопрезентации, такие как: система ценностей, имидж, стиль поведения, формы проведения досуга, обычаи, этика. Совокупность данных факторов, выявленных в рамках фестиваля Systo Solar, позволяет утверждать, что данный фестиваль обладает признаками отдельной субкультуры.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 т. Т. 4 (2). - М.: Языки славянских культур, 2010.
2. Генкин Д. М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1981.
3. Колтунов Д. А. Молодёжные субкультуры на современном этапе развития российского общества: автореф. дис. ... канд. социологии. - Тюмень, 2011.
4. Куличкина Г. В., Мельникова Н. С. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях полиэтничного региона // Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 127-133.
5. Меньшиков А. М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2004.
6. Oxford English Dictionary. Article «festival, adj. and n.» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oed.com/view/Entry/68800