Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РОЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТОК / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАГОРОДНЫЙ ЛАГЕРЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА / ПОЛЕ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / CONFLICTOLOGICAL CULTURE / TEENAGER / INSTRUCTIVE ACTIVITIES / PERSONAL EDUCATION / SUBURBAN CAMP / PUBLIC RELATIONS / MORAL ORIENTATION TOWARDS A PERSON / SPHERE OF MORAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Равилов Ринат Тахирович

В статье отражена идея необходимости воспитания у подростков конфликтологической культуры в связи с возрастающей агрессией молодежи. Одним из основных факторов данного личностного образования является воспитывающая деятельность. Проведен эксперимент на базе загородного оздоровительного лагеря. Экспериментальная работа предполагала разработку стратегии воспитывающей деятельности, анализ факторов, благоприятствующих решению поставленной задачи. Прописаны методические подходы и педагогическая инструментовка деятельности в течение лагерной смены. Научная задача предполагала включение подростков в общественно-полезную деятельность по коммунарской методике Игоря Петровича Иванова. Она позволила сформировать позитивный стиль общения, оптимальные условия для планирования общественно важных дел, развития творческого потенциала личности. Формировалась нравственная ориентация на человека как основа предупреждения межличностных конфликтов. Формирование ценностных ориентаций у детей, коллективный характер труда социальной направленности, предоставление свободы выбора в сфере трудовых дел, работа в кружках по интересам, приобщение подростков к созданию предметной среды являются условиями снижения агрессии в детском коллективе. В статье показана роль приемов косвенных влияний на личность, создание игровых ситуаций, нравственные беседы с подростками с использованием фактического материала из жизни отряда позволяли детям осмыслить сущностные особенности конфликтологической культуры и приобрести навыки предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, использованная нами педагогическая инструментовка формирования конфликтологической культуры подростка, обеспечивала воспитание нравственных привычек, осмысление подростками нравственных знаний. Это способствовало формированию особых эмоционально-психологических взаимоотношений, которые определялись моральными нормами, исключающими подавление личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Равилов Ринат Тахирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INSTRUCTIVE ACTIVITIES IN THE PROCESS OF FORMING OF CONFLICT CULTURE AMONG ADOLESCENTS

The article reflects the idea of the need to instruct adolescents in a conflictological culture in connection with the growing aggression of young people. One of the main factors of this personal education is educational activity. An experiment was carried out in a country health camp. The experimental work involved the development of a strategy for instructive activities, an analysis of factors favorable to the solution of the task. The methodological approaches and pedagogical instrumentation of activities during the camp shift are described in the present article. The scientific task involved the inclusion of adolescents in socially useful activities according to the communard methodology of Igor Petrovich Ivanov. It made it possible to form a positive communication style, optimal conditions for planning socially important affairs, and developing the creative potential of an individual. A moral orientation towards a person was formed as the basis for preventing interpersonal conflicts. The formation of value orientations in children, the collective nature of social work, the provision of freedom of choice in the field of labor affairs, work in hobby groups, involving adolescents in the creation of an objective environment are the conditions for reducing aggression in the children's collective. The article shows the role of methods of indirect influences on the personality, the creation of game situations, conversations on morality with adolescents using factual material from life, which allowed children to comprehend the essential features of conflictological culture and acquire the skills of preventing and constructively resolving interpersonal conflicts. Thus, the pedagogical instrumentation we used for the formation of a teenager's conflictological culture ensured the upbringing of moral habits and the comprehension of moral knowledge by adolescents. This contributed to the formation of special emotional and psychological relationships, which were determined by moral norms that exclude the suppression of the adolescent's personality.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37.062

Рогожникова Раиса Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24 Тел.: +7 (342) 2151876 (418) E-mail: pedagog@pspu.ru.

Равилов Ринат Тахирович

Адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

РОЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье отражена идея необходимости воспитания у подростков конфликтологической культуры в связи с возрастающей агрессией молодежи. Одним из основных факторов данного личностного образования является воспитывающая деятельность. Проведен эксперимент на базе загородного оздоровительного лагеря. Экспериментальная работа предполагала разработку стратегии воспитывающей деятельности, анализ факторов, благоприятствующих решению поставленной задачи. Прописаны методические подходы и педагогическая инструментовка деятельности в течение лагерной смены. Научная задача предполагала включение подростков в общественно-полезную деятельность по коммунарской методике Игоря Петровича Иванова. Она позволила сформировать позитивный стиль общения, оптимальные условия для планирования общественно важных дел, развития творческого потенциала личности. Формировалась нравственная ориентация на человека как основа предупреждения межличностных конфликтов. Формирование ценностных ориентаций у детей, коллективный характер труда социальной направленности, предоставление свободы выбора в сфере трудовых дел, работа в кружках по интересам, приобщение подростков к созданию предметной среды являются условиями снижения агрессии в детском коллективе. В статье показана роль приемов косвенных влияний на личность, создание игровых ситуаций, нравственные беседы с подростками с использованием фактического материала из жизни отряда позволяли детям осмыслить сущностные особенности конфликтологической культуры и приобрести навыки предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, использованная нами педагогическая инструментовка формирования конфликтологической культуры подростка, обеспечивала воспитание нравственных привычек, осмысление подростками нравственных знаний. Это способствовало формированию особых эмоционально-психологических взаимоотношений, которые определялись моральными нормами, исключающими подавление личности подростка.

Ключевые слова: конфликтологическая культура, подросток, воспитывающая деятельность, личностное образование, загородный лагерь, общественные отношения, нравственная ориентация на человека, поле нравственных отношений.

Введение

Современный этап общественного развития характеризуется высоким уровнем конфликтности. В условиях обострения социальных противоречий возрастают конфликты и в среде подростков. В силу неразвитости у детей конфликтологической культуры, они выбирают деструктивные способы урегулирования разногласий [Григорьева, 2004, с. 52]. Школа редко справляется с задачей предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в детском коллективе, хотя педагогическая наука располагает большим объемом информации в области конфликтлогии.

Одним из факторов предупреждения конфликтов в подростковой среде является воспитывающая деятельность, которая имеет огромный ресурс для процесса предупреждения и разрешения конфликтов в подростковом коллективе. Формируя нравственную ориентацию на человека, воспитывающая деятельность создает поле нравственных отношений, которое обязательно трансформируется в поле нравственного развития каждого подростка, что составляет основу конфликтологической культуры личности.

Условия загородного лагеря являются благоприятными для формирования данного личностного образования. Для того, чтобы разработать стратегию воспитывающей деятельности, следует проанализировать факторы, благоприятствующие решению поставленной задачи, выяснить причины, затрудняющие такое решение, наметить методические подходы и педагогическую инструментовку всей работы в период смены и на каждом этапе жизни отряда.

Среди факторов необходимо вычленить следующие: эмоциональную возбудимость и отзывчивость воспитанника, которая позволяет включить его в интенсивную творческую деятельность; установку подростков на интересное, необычное общение; потребность в утверждении себя в коллективе сверстников; независимость положения школьника в новом коллективе от успехов в учёбе и т. п. Основным фактором, затрудняющим работу, является кратковременность периода, отведённого для изучения воспитанников и работы с ними.

Основная часть

Основной базой исследования был избран загородный оздоровительный лагерь "Спутник", 1-й отряд (подростки 14-15 лет). В сравнительном плане привлекался воспитательный опыт 3-го отряда того же лагеря. Дополнительная база исследования -загородный оздоровительный лагерь "Солнечный" (подростки 12-13 лет).

В связи с решением задачи воспитания конфликтологической культуры подростков целесообразно организовать общественно-полезную деятельность по методике И. П. Иванова [Иванов, 1990, с. 10]. Она позволяет сформировать позитивный стиль общения, создать оптимальные условия для самостоятельного продумывания и планирования общественно важных дел, способствовать развитию творчества подростка.

Загородный лагерь обеспечил широкий фронт трудовых дел (благоустройство лагеря; забота о природе; шефство над младшими; помощь сотрудникам лагеря и т. д.). Так, силами ребят проводилась операция "Десант". Она была организована по просьбе тех, кому была необходима помощь.

Перед проведением трудового дела проводилась разведка дел, затем создавался временный отряд во главе с командиром. После проведения отряд отчитывался о проведённом деле, результаты работы анализировались. В процессе трудовой деятельности работа справедливо распределялась между членами коллектива, организовывалась взаимопомощь. Огромные возможности для формирования у детей конфликтологической

культуры имела шефская работа. Чуткое, заботливое отношение к малышам стало нормой в отряде. Поиграть с детьми, почитать книжку, помочь воспитателям младших отрядов в банный день - все эти заботы способствовали формированию у подростков чувства эмпатии, гуманизма.

Коллективный характер труда оказал благотворное влияние на формирование бесконфликтного климата в среде подростков. Эффективно формировались такие личностные образования, как организованность, активность, самостоятельность, инициатива. Включение детей в деятельность при предоставлении самостоятельного выбора сферы трудовых дел приводило к тому, что не было поводов для разногласий. В этой ситуации подростки ощущали себя хозяевами лагеря, своего отряда. Коллективные трудовые дела вырабатывали взгляды на труд как основной источник жизни, формировали умения и привычки проявлять заботу о людях, работать самостоятельно и творчески. Воспитывались общественно значимые мотивы, ценностные ориентации, гуманистическая направленность личности.

Учитывая, что предупреждению конфликтов способствует весёлая и интересная жизнь, мы стремились придать эмоциональную привлекательность проводимым мероприятиям. В период смены были организованы такие коллективные творческие дела (далее - КТД) , как "Джентльмен-шоу", "Интеллектуальный лабиринт", "Ромео и Джульетта", "Абракадабра" и др. В "Джентльмен-шоу" раскрылись находчивость, фантазия, смекалка, артистичность детей. "Интеллектуальный лабиринт" помог выявить отрядных эрудитов. КТД "Ромео и Джульетта" позволило подросткам продемонстрировать некоторые эталоны культуры общения. В игре "Абракадабра" проявилось умения сотрудничать, быстро принимать решение, правильно оценивать товарищей.

Одним из условий успешности коллективного творческого дела является реализация "единства и последовательности шести стадий": во-первых, выбирается то или иное дело, определяется его роль в жизни коллектива; во-вторых, дело планируется по микрогруппам; в-третьих, осуществляется его коллективная подготовка дела; в-четвёртых, КТД проводится по определённому плану; 5-я и 6-я стадии - это анализ и ближайшее последействие КТД. Во всех мероприятиях стимулировались детская инициатива и самостоятельность, организованность и самоконтроль, стремление к поиску добрых и полезных дел. Поэлементное включение принципов и приёмов коллективной творческой деятельности в жизнь детей в течение всей лагерной смены оказало существенное влияние на стиль общения подростков, на их поведение. Создавая воспитывающую среду, мы уделяли большое внимание предметному миру, его эстетике.

Способствуя развитию детской инициативы, самостоятельности в художественном оформлении окружающей предметной среды, мы стремились создать интерьер, отвечающий требованиям гармонии и согласованности. Расстановка мебели была увязана с архитектурным решением пространства. Тематические стенды, выставки работ подростков, планшетные стенды стенной печати ежедневно привлекали внимание ребят своей красочностью и интересным содержанием (дети сами изготовляли и оформляли эти стенды). Творческий вклад в оформление интерьера внесли подростки, которые занимались декоративным искусством. Некоторые из наших воспитанников посещали в лагере кружок декоративно-прикладного искусства, поэтому хорошо владели выразительными средствами декоративного изображения.

Замечательные художественные поделки из древесного корня, бересты, речной гальки, папье-маше, пластилина украсили жилище. Радовали глаз букеты полевых цветов. Воспитывая бережливость, аккуратность, ответственность к сфере обращения с предметным

миром, мы стремились к тому, чтобы дети видели в вещах и предметах человека, который создавал этот предметный мир для них. Приобщение подростков к созданию предметной среды обеспечивало не только комфортное состояние ребёнка, но и воспитывало уважение как к сотрудникам лагеря, так и к своим товарищам, создающим и поддерживающим красоту и порядок. Забота о лагере становилась фактором духовного развития воспитанника: создавая среду для "Другого", он выражал ценностное отношение к нему.

Воспитанию конфликтологической культуры подростков способствует утверждение традиций. Мы воспитывали у детей традиции вежливости, внимания друг к другу. Некоторые традиции принимали вид законов, организующих взаимоотношения в коллективе и саму деятельность: "каждому - порученное дело", "закон ноль-ноль", "выполнил -отчитайся" и т. д. Ребята сами следили за неукоснительным соблюдением традиций, укрепляли и развивали их, а вместе с ними совершенствовали себя и свои отношения.

Особое внимание уделялось этикету, в котором находят выражение как моральные, так и эстетические стороны поведения [Панкеев, 1999, с. 65]. Жизнь в отряде предоставляла огромные возможности для создания положительного эмоционального фона общения, когда подросток, учитывая необходимость считаться с интересами коллектива, проявлял внимание и предупредительность к товарищам, старшим. Ответственным за создание в лагере нравственной среды является воспитатель [Газизулин, 2008, с. 10]. Ставя ребёнка в позицию субъекта, мы старались создать в отряде радостную, творческую атмосферу, где каждый чувствовал себя комфортно. Это способствовало формированию гуманных взаимоотношений между детьми, которые обеспечивали перестройку мотивационно -потребностной сферы личности, способствовали формированию нравственного сознания, чувств и поведения подростков.

Реализуя технологию педагогического общения, мы стремились устранить физический, социальный и терминологический барьеры. Это позволяло нам выстраивать общение с позиции "Мы", что способствовало "открытию" детей на общение. При этом большое значение уделялось установлению личного контакта с помощью вербального, визуального, тактильного способов (посредством слов, контакта глаз, через прикосновение). Функция "соучастие" ребёнку реализовалась через демонстрацию расположенности, проявление интереса, оказание помощи. В целях обеспечения воспитаннику положительной репутации в коллективе оглашались его достоинства, педагогическая оценка выражалась в оценивании позитивно проявляющегося качества, а не в личности ребёнка, в целом, создавались ситуации успеха. Разрешение конфликтных ситуаций в отряде было направлено на конструктивные способы решения с учётом стадий, которые проходит процесс принятия требований воспитателя его воспитанниками. Воспитанию конфликтологической культуры содействовала целесообразно выработанная система методов [Безрукова, 1996, с. 58].

Учитывая, что осмысление сущности конфликтологической культуры к человеку происходит более эффективно на фоне укоренившейся привычки, мы большое внимание уделяли формированию действенной стороны отношения. Систематически приучая детей к порядку, организовывая игры, создавая воспитывающие ситуации, предъявляя разумные педагогические требования, мы способствовали закреплению безконфликтного поведения. При этом учитывали, что упражнения, сопровождаемые чувством удовлетворения, а не только связанные с осознанием необходимости, гораздо эффективнее по своим результатам.

Понимая, что приёмы косвенного влияния на личность являются наиболее эффективными, особое значение придавалось созданию педагогических ситуаций, способствующих снижению у подростков конфликтогенных проявлений. Ситуация поведения в столовой, например, выдвигала перед подростками задачи, связанные с умением сидеть за столом, правильно

принимать пищу, проявлять предупредительность. Ситуация в игровых комнатах требовала навыка организованных действий, связанных с организацией времени, распределения внимания, проявлением доброжелательности. В этих условиях подросток не чувствовал себя объектом воспитания, он не ощущал педагогической нарочитости, ибо "поучительное" слово воспитателя не звучало, воспитательное "мероприятие" не организовывалось, требование подражать положительному примеру отсутствовало.

Создавая игровые ситуации, мы способствовали мобилизации всех внутренних сил подростка - он как бы "входил" в зону своего ближайшего развития. В воображаемой ситуации переживаются реальные чувства. В исполнении роли ребёнок таков, каков его внутренний мир. Включение детей в процесс игры давало возможность проявить наиболее значимые и желанные качества личности, вырабатывалось стремление преодолевать трудности. Увлечённый игровой установкой, подросток свободно и легко усваивал те или иные формы нравственного поведения.

Привычное нравственное поведение способствует осознанию социального и личностного смысла конфликта. Формируя этическое сознание детей, мы добивались того, чтобы этические нормы были не только знанием, но и отношением к этому знанию. Ведущим средством вербального воздействия мы избрали убеждение, при помощи которого аргументировалась та или иная норма поведения. В этом сложнейшем процессе большое значение имели этические беседы, которые формировали конфликтологическую культуру подростка.

В качестве примера приведём содержание беседы на тему: "Умей жить среди людей".

Подросткам были предложены вопросы:

1. Как по-твоему, что самое главное в жизни?

2. Как ты осмысливаешь себя среди людей? Есть ли взаимосвязь между жизненной целью и самооценкой?

3. Какова роль общения в жизни человека? Что скрепляет отношения между людьми?

4. Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что такое любовь к людям?

5. Конфликтологическая культура в повседневной жизни - что это такое?

Побуждая детей к осмыслению проблемы, мы обратились к книге академика

Д. С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Д. С. Лихачёв пишет: "Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё одно самое существенное: главное должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее [Лихачев, 1989, с. 74]. Д. С. Лихачев считает, что если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы [Лихачев, 1979, с. 22].

Обсуждая вопрос самооценки личности, её места среди людей, подростки отмечали, что, когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. Важно, чтобы жизненная цель была связана с благими намерениями: приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, дарить радость... И если личность способна научиться постигать радость бытия, почувствовать себя нужным людям и обществу, самоутвердиться в полезном и

интересном деле - значит эта личность нашла своё место на земле среди людей, она нашла достойное место среди достойных людей.

Жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Эта деятельность составляет лишь одну сторону образа жизни, поведения человека в широком смысле. Другая сторона - общение, специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. В процессе общения человек усваивает опыт, выработанный человечеством, а общество воспроизводит себя в человеке. Общение составляет как бы внутренний механизм жизни.

В живом, непосредственном общении человека с другими людьми всегда необходим, по выражению К. С. Станиславского "Встречный ток". Очень мудро заметил великий режиссёр: "При общении вы, прежде всего, ищите в человеке душу, его внутренний мир. Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть, прежде всего, свои собственные переживания, чувства и мысли". Социальные психологи подчёркивают: "Я" -структура межличностного происхождения, развить её, сохранить даже у взрослого человека невозможно без позитивных эмоциональных связей с другими людьми [Кривцова, 1997, с. 41]. Гармония человека с окружающими - гармония в отношениях с самим собой. Но эмоциональный контакт возможен только в том случае, если человек способен к эмоциональному созвучию. Необходим двусторонний контакт, то есть, чтобы человек чувствовал себя предметом заинтересованности. Если потребность в понимании не реализуется, человек чувствует себя одиноким, ощущение отверженности рождает "комплекс Золушки": человек уже согласится, что он хуже других, менее красив, умён, но всё время верит в какое-то чудо, в добрую фею, которая в один прекрасный день всё изменит, - так он уходит в себя [Мудрик, 2001, с. 77].

Мы пытались довести до сознания детей мысль о том, что общение - это сложная, психологически насыщенная работа [Леонтьев, 1997, с. 50]. Если ты только что познакомился с человеком, постарайся, чтобы ему было хорошо с тобой.

Рассей атмосферу напряжённости: будь доброжелателен, постарайся ему внушить: всё, что он делает, говорит, - хорошо, интересно. Дай ему возможность освоиться в твоём обществе. При этом важно найти общую тему для разговора. Надо уметь "включиться" в человека - слушать его, проникнуть в его мир, по-доброму в него всмотреться. Общение -творчество, доступное каждому из нас, обязательное для каждого из нас. Были приведены слова И. А. Гончарова: "Короткое ежедневное сближение человека с человеком не обходится ни тому, ни другому, даром: много надо и с той, и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаться только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками".

Обсуждался вопрос: что такое любовь к людям?

Существует понятие "нравственный резонанс": если ты хочешь, чтобы тебя любили, люби сам. Любовь к людям - это нравственная сердцевина человека. Отдать свою любовь людям - это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг себя были красивее, духовно богаче, чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души. Но в любви к людям есть и личностный смысл. Мы любим людей потому, что находим в человеческой любви радости для самого себя, находим своё гражданское счастье. В любви к людям каждый человек самоутверждает себя. Потребность в человеке вызвана осознанием того, что я кому-то дорог, кто-то видит весь смысл своего бытия лишь потому, что есть на свете я. Любовь к людям делает человека чище, честнее, искреннее, требовательнее и осторожнее в собственных нравственных устоях жизни.

В заключение беседы подростки сделали выводы: жизнь в обществе, среди людей, означает необходимость соотносить нравственные нормы с собственным поведением, соотносить своё "Я" с моралью, принятой в обществе; принимая участие в трудовой деятельности, важно понимать, что любая работа выражает отношение к человеку; важно добиваться высокого качества труда, так как за любым делом стоит человек, который будет доволен или не доволен нашей работой; работа - это не только неуважение к самому себе, своему труду, но и неуважение к другим людям; оттенки человеческих влияний многообразны и сложны, но при этом человек сам распоряжается своей жизнью, он имеет своё лицо и заслуживает к себе внимания, участия.

При подготовке к беседе использовались материалы из художественных произведений, высказывания известных деятелей, а также факты, ориентированные на предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов. В целях оживления беседы и более тесной связи её содержания с поведением подростков привлекался фактический материал из жизни отряда связанный с конфликтами подростков. Причём, при анализе поведения детей мы стремились акцентировать внимание на фактах негативных последствий межличностного конфликтного поведения. О недочётах говорили в благожелательном тоне, всячески подчёркивая свою уверенность в том, что подростки осмыслят сущность конфликта и будут стремиться к конструктивному его разрешению. Нарочитое морализование по поводу нарушения норм поведения отдельными детьми избегалось, вопросы ставились в более широком этическом плане, а конкретные нарушения правил поведения со стороны отдельных ребят анализировались попутно. Такая инструментовка развивала у подростков способность подходить к человеку с "оптимистической гипотезой" во всех случаях.

В формировании правильных суждений о конфликтологической культуре большую роль сыграли также диспуты, побуждавшие учащихся к активной самостоятельной работе мысли, а также такие новые творческие формы, как дискуссионные качели - форма, тематическое поле которой безгранично (обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения и т. д.); турнир знатоков этикета, который создаёт положительные установки к этикету; этический тренинг и т. д. [Руденко, 2005, с. 34].

Раскрыть теорию морали в своей внутренней логике, углубить процесс формирования нравственного мировоззрения способствовало приобщение детей к миру искусства, а также общение детей с природой, которая по-своему социальна. Проводя художественные конкурсы, часы поэзии, музыки, живописи, мы, тем самым, формировали конфликтологическую культуру, так как средства искусства обеспечивали взаимопроникновение добра и красоты. Организуя с подростками прогулки в лес, походы, мы обращали внимание своих воспитанников на то, что природа может жить рядом с человеком, соседствовать с ним только в том случае, если он бережёт её, не наносит ей непоправимого ущерба. Поэтому отношения природы и человека - это отношение двух культур, которые взаимодействуют по своим "правилам поведения" - их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Учитывая, что путь к сознанию ребёнка лежит через его чувства, важно было придать словам внешнюю выразительность. И здесь большое значение имели как стилистическое оформление речи, так и тембр, интонации, сила голоса, жесты, пластика, паузы, взгляд, мгновенность реакции, импровизация и т. д. Все эти средства поддерживали неослабевающий интерес к словесным формам воспитания. Мы способствовали тому, чтобы осмысленные и прочувствованные подростками знания о конфликтологической культуре, проникая в мотивационную сферу, рождали положительные переживания, понимание и

принятие сущности бесконфликтного поведения, основанного на ценностном отношении к человеку. Дети научились обосновывать важность следования той или иной нравственной норме. Система аргументов исходила из достаточно высоких социальных посылок, нравственно ориентированных суждений. При этом потребность поступать в соответствии с полученным знанием подростки связывали как с социальным, так и с жизненно важным личностным смыслом. Складывающиеся в коллективе подростков взаимоотношения приобретали особую эмоционально-психологическую окраску, которая определялась ценностными ориентациями, моральными нормами.

Заключение

Работа в загородном лагере была выстроена в систему, которая способствовала воспитанию ценностного отношения к человеку: подростки были включены в общественно-полезную деятельность, была создана нравственная среда. Использованная нами педагогическая инструментовка формировала конфликтологическую культуру подростка, обеспечивала осмысление её сущности, побуждая ребенка к самовоспитанию. Воспитание данного личностного образования у подростков на основе ценностного отношения к человеку обеспечило снижение конфликтных ситуаций в коллективе, способствовало конструктивному урегулированию противоречий. Если в первом поведенческом срезе количество межличностных конфликтов составляло 55 %, то в следующих срезах с интервалом в 10 дней эти показатели снизились соответственно до 46 % и 43 %. Возрос коэффициент нравственной ориентации. К концу смены он составил 35 %, тогда как на начальном этапе был равен 19 %. Таким образом целенаправленная работа в коллективе подростков по воспитанию конфликтологической культуры обеспечила позитивную динамику в процессе формирования личностного образования.

Список литературы

1. Григорьева Г. Е., Рогожникова Р. А Конфликт в подростковом коллективе. Пермь: Пермское книжное издательство, 2004. 276 с.

2. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. Москва: Просвещение, 1990. 144 с.

3. Иванов И. П. Энциклопедия КТД. Москва: Педагогика, 1984. 256 с.

4. Панкеев И. А. Энциклопедия этикета. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 384 с.

5. Газизулин Р. Я., Дюкина О. В. Дневник воспитателя летнего лагеря. Москва: Вако, 2008.

144 с.

6. Безрукова В. С. Педагогика. Перспективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

119 с.

7. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. Изд.3-е Москва: Дет. мет., 1989. 288 с.

8. Лихачев Д. С. Общие проблемы воспитания школьников. Москва: Владос, 1979. 647 с.

9. Кривцова С. В., Мухаматуллина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Москва: Генезис, 1997. 197 с.

10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. Москва: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

11. Леонтьев А. А. Психология общения. Москва: Смысл, 1997. 366 с.

12. Руденко В. И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. Москва: Феникс, 2005. 192 с.

Rogozhnikova R. A.

Grand Ph.D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation

Ravilov R. T.

Adjunct, Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation

THE ROLE OF INSTRUCTIVE ACTIVITIES IN THE PROCESS OF FORMING OF CONFLICT CULTURE AMONG ADOLESCENTS

The article reflects the idea of the need to instruct adolescents in a conflictological culture in connection with the growing aggression of young people. One of the main factors of this personal education is educational activity. An experiment was carried out in a country health camp. The experimental work involved the development of a strategy for instructive activities, an analysis of factors favorable to the solution of the task. The methodological approaches and pedagogical instrumentation of activities during the camp shift are described in the present article. The scientific task involved the inclusion of adolescents in socially useful activities according to the communard methodology of Igor Petrovich Ivanov. It made it possible to form a positive communication style, optimal conditions for planning socially important affairs, and developing the creative potential of an individual. A moral orientation towards a person was formed as the basis for preventing interpersonal conflicts. The formation of value orientations in children, the collective nature of social work, the provision of freedom of choice in the field of labor affairs, work in hobby groups, involving adolescents in the creation of an objective environment are the conditions for reducing aggression in the children's collective. The article shows the role of methods of indirect influences on the personality, the creation of game situations, conversations on morality with adolescents using factual material from life, which allowed children to comprehend the essential features of conflictological culture and acquire the skills of preventing and constructively resolving interpersonal conflicts. Thus, the pedagogical instrumentation we used for the formation of a teenager's conflictological culture ensured the upbringing of moral habits and the comprehension of moral knowledge by adolescents. This contributed to the formation of special emotional and psychological relationships, which were determined by moral norms that exclude the suppression of the adolescent's personality.

Keywords: conflictological culture, teenager, instructive activities, personal education, suburban camp, public relations, moral orientation towards a person, sphere of moral relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.