Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

342
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология процесса воспитания / социальность как нравственное качество личности / учащиеся общеобразовательной школы / методы воспитания / формы воспитания / социальная активность / самореализация / technology of the process of education / sociality as a moral quality of the person / secondary school students / methods of education / forms of education / social activity / self-realization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Плешивцев Андрей Юрьевич

В статье рассматривается проблема воспитания у подростков социальности как интегративного личностного качества для современного российского общества. Это обусловлено тем, что молодое поколение является частью общества, характеризующегося негативными тенденциями. В условиях общественно-политических и экономических преобразований в нашем государстве следует выделить распад моральных традиций, социальную дезадаптацию, правовую беззащитность граждан, в частности подростков. Эта проблема присуща и учащимся «Классов Росгвардии», военная специфика которых должна способствовать формированию данного личностного качества. Целью статьи является содержательная характеристика разработанной авторами технологии процесса воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности. Названы три этапа процесса воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности: демонстрационный этап, этап формирования навыков социальной активности и этап самореализации. На демонстрационном этапе подросткам предъявляются образцы социального поведения, ориентированные на нравственные ценности. На втором этапе у детей формируются определенные навыки и умения, создаются воспитывающие ситуации, ориентированные на закрепление социального поведения. На этапе самореализации уделяется внимание направленности подростка в сфере социальной активности. Перечисляются методы, формы и технологии, применяемые на каждом этапе авторской технологии, описываются наиболее важные из них. Разработанная авторская технология может быть использована в практике военно-патриотического воспитания учащихся классов с военной спецификой («Классы Росгвардии», кадетские классы, Юнармия и др.), а также в системе повышения квалификации работников общеобразовательной школы и военных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Плешивцев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE PROCESS OF EDUCATING TEENAGERS OF SOCIALITY AS A MORAL QUALITY OF A PERSON

The article discusses the relevance of the problem of educating adolescents of sociality as an integrative personality quality for modern Russian society. This is due to the fact that the younger generation is part of a society characterized by negative trends. In the context of socio-political and economic transformations in our state, the decay of moral traditions, social maladaptation, and legal defenselessness of citizens, in particular adolescents, should be highlighted. This problem is also inherent in students of the “Classes of Rosguard”, whose military specificity should contribute to the formation of this personal quality. The aim of the article is to provide a meaningful description of the technology developed by the authors of the process of educating students of the "Class of the National Guard" of sociality as a moral quality of personality. Three stages of the process of educating students of the “Class of Rosguard” sociality are named: the demonstration stage, the stage of formation of skills of social activity and the stage of selfrealization. At the demonstration stage, adolescents are presented with samples of social behavior focused on moral values. At the second stage, certain skills and abilities are formed in children, and upbringing situations are created that are focused on consolidating social behavior. At the stage of self-realization, attention is paid to the orientation of the teenager in the field of social activity. Methods, forms and technologies used at each stage of the author’s technology are listed, the most important of them are described. The developed authoring technology can be used in the practice of military-patriotic education of pupils of classes with a military specificity ("Classes of Rosguard", cadet classes, Unarmia, etc.), as well as in the system of advanced training for employees of a comprehensive school and military educational organizations.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

УДК 37.034 UDC 37.034

Рогожникова Раиса Анатольевна*

Доктор педагогических наук, профессор, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151876 (418), e-mail: [email protected]

Плешивцев Андрей Юрьевич

Адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Россия, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, д. 1, тел.: +7 (342) 2703902, e-mail: [email protected]

Rogozhnikova Raisa Anatolyevna

Grand Ph.D. (Education), Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

Pleshivtsev Andrey Yurievich

Post-Graduate Student, Perm Military Institute of the National Guard Forces of the Russian Federation,

Perm, Russia

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

TECHNOLOGY OF THE PROCESS OF EDUCATING TEENAGERS OF SOCIALITY AS A MORAL QUALITY OF A PERSON

Аннотация

В статье рассматривается проблема воспитания у подростков социальности как интегративного личностного качества для современного российского общества. Это обусловлено тем, что молодое поколение является частью общества, характеризующегося негативными тенденциями. В условиях общественно-политических и экономических преобразований в нашем государстве следует выделить распад моральных традиций, социальную дезадаптацию, правовую беззащитность граждан, в частности подростков. Эта проблема присуща и учащимся «Классов Росгвардии», военная специфика которых должна способствовать формированию данного личностного качества. Целью статьи является содержательная характеристика разработанной авторами технологии процесса воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности. Названы три этапа процесса воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности: демонстрационный этап, этап формирования навыков социальной активности и этап самореализации. На демонстрационном этапе подросткам предъявляются образцы социального поведения, ориентированные на нравственные ценности. На втором этапе у детей формируются определенные навыки и умения, создаются воспитывающие ситуации, ориентированные на закрепление социального поведения. На этапе самореализации уделяется внимание направленности подростка в сфере социальной активности. Перечисляются методы, формы и технологии, применяемые на каждом этапе авторской технологии, описываются наиболее важные из них. Разработанная авторская технология может быть использована в практике военно-патриотического воспитания учащихся классов с военной

© Рогожникова Р.А., Плешивцев А.Ю., 2020

спецификой («Классы Росгвардии», кадетские классы, Юнармия и др.), а также в системе повышения квалификации работников общеобразовательной школы и военных образовательных организаций.

Abstract

The article discusses the relevance of the problem of educating adolescents of sociality as an integrative personality quality for modern Russian society. This is due to the fact that the younger generation is part of a society characterized by negative trends. In the context of socio-political and economic transformations in our state, the decay of moral traditions, social maladaptation, and legal defenselessness of citizens, in particular adolescents, should be highlighted. This problem is also inherent in students of the "Classes of Rosguard", whose military specificity should contribute to the formation of this personal quality. The aim of the article is to provide a meaningful description of the technology developed by the authors of the process of educating students of the "Class of the National Guard" of sociality as a moral quality of personality. Three stages of the process of educating students of the "Class of Rosguard" sociality are named: the demonstration stage, the stage of formation of skills of social activity and the stage of self-realization. At the demonstration stage, adolescents are presented with samples of social behavior focused on moral values. At the second stage, certain skills and abilities are formed in children, and upbringing situations are created that are focused on consolidating social behavior. At the stage of self-realization, attention is paid to the orientation of the teenager in the field of social activity. Methods, forms and technologies used at each stage of the author's technology are listed, the most important of them are described. The developed authoring technology can be used in the practice of military-patriotic education of pupils of classes with a military specificity ("Classes of Rosguard", cadet classes, Unarmia, etc.), as well as in the system of advanced training for employees of a comprehensive school and military educational organizations.

Ключевые слова: технология процесса воспитания, социальность как нравственное качество личности, учащиеся общеобразовательной школы, методы воспитания, формы воспитания, социальная активность, самореализация.

Key words: technology of the process of education, sociality as a moral quality of the person, secondary school students, methods of education, forms of education, social activity, self-realization.

Введение

Актуальность для современного российского общества проблемы воспитания у подростков социальности как интегративного личностного качества обусловлена тем, что молодое поколение является частью общества, характеризующегося негативными тенденциями [Белкин 1991; Бернс 2003; Беспалько 1989; Богданова, Петрова 1980; Голованова 2004; Захаревич 2009]. В условиях общественно-политических и экономических преобразований в нашем государстве следует выделить распад моральных традиций, социальную дезадаптацию, правовую беззащитность граждан, в частности подростков. Эта проблема присуща и учащимся «Классов Росгвардии».

Педагогическая технология, являющаяся продуманной во всех деталях моделью совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса, способствует решению данной проблемы в «Классах Росгвардии».

Разработанная нами технология по воспитанию у школьников социальности состоит из трех этапов, которые, в свою очередь, имеют свои системные элементы.

I этап - демонстрационный. На этом этапе предъявляются образцы социального поведения, ориентированные на нравственные ценности.

II этап - формирование навыков социальной активности. В этот период вырабатываются определенные навыки и умения, создаются воспитывающие ситуации, ориентированные на закрепление социального поведения.

III этап - этап самореализации, на котором следует уделить внимание направленности подростка в сфере социальной активности.

Основная часть

Переход подростка на каждый новый этап развития социальности способствует нравственному становлению личности. Рассмотрим подробно все этапы технологии.

На основании ряда исследований было выявлено, что у большинства подростков отсутствует осмысление понятия «социальность», у них слабо сформирована нравственная ориентация на человека [Галагузова 2001; Караковский 2001; Краевский 2003; Мудрик 2000]. На первом этапе технологии учащимся предъявляются образцы социального поведения, осуществляется ориентация на нравственные ценности. Школьник получает элементарные знания о социальности как нравственном качестве личности, преодолеваются формальный характер и узость суждений о данном качестве.

Социальность как отношение воспитывается при помощи определенной системы методов воздействия, обеспечивающих ценностное отношение к человеку.

Убеждение, разъяснение, пример, педагогическое внушение - основные методы воспитания на этом этапе.

Метод убеждения способствует формированию убежденности подростка в необходимости воспитания у себя социальности как нравственного качества. Благодаря этому методу у ребенка можно развить определенные взгляды, мотивы его действий и поведенческой активности. Важно понять, чему индивид следует и чем руководствуется при принятии того или иного решения, насколько осознанно происходит данный выбор. Обосновывается важность развития нравственного компонента в личностном развитии и доказывается его значимость для общества и личности в целом.

Метод разъяснения оказывает влияние на поступки и нравственный выбор школьника. Разновидностью разъяснения являются наставление, поучение, увещевание, объяснение. В процессе разъяснения-диалога расширяется нравственное сознание, педагог получает информацию о степени сформированности у детей смысловых ориентиров поведения. Значение разъяснения в воспитании социальности учащихся «Класса Росгвардии» возрастает по мере созревания у них внутренней нравственной потребности, в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.

Формирующееся сознание постоянно имеет опору в реально действующих, живых конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера как метода воспитания. Примеры, доступные для подражания, окружают подростка и дома, и в школе. Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывают литературные герои. Важно воспитывать учащихся «Класса Росгвардии» на примерах военных подвигов героев Отечества, героев труда и т.д.

Педагогическое внушение является методом педагогического воздействия. Данный метод оказывает значительное влияние на психологическое состояние подростка. Бесконтрольно проникнув в психику растущего человека, внушение реализуется в его жизнедеятельности в виде поступков, стремлений, мотивов и установок. Педагогическое внушение можно рассматривать как механизм воздействия на человека, способствующий подражанию образцу. Внушение как фактор, влияющий на формирование личности, в педагогическом процессе может протекать или непроизвольно, или целенаправленно. Внушающее воздействие оказывает и внешний вид учителя, и обстановка школы, и своеобразие классного коллектива. Важно понимать, что внушение часто выступает как одна из сторон словесного воздействия, что речь адресуется не только к сознанию, но и к чувствам школьника.

Наиболее эффективному воспитанию социальности у учащихся «Классов Росгвардии» будут способствовать формы организации воспитательного процесса: групповая дискуссия, этическая беседа, инструктаж, игра.

В групповой дискуссии выявляются мнения, идеи, переживания школьников. В непосредственном общении дети стремятся понять целый комплекс личностных и социально-психологических особенностей участников обсуждения.

Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные проблемы. Она углубляет представления о нравственных понятиях, обобщает и закрепляет знания, формирует систему взглядов и убеждений. Желательно, чтобы этическая беседа завершалась реальным полезным делом, в котором закрепляются рассмотренные во время беседы нормы и правила поведения. В процессе воспитания социальности целесообразно проводить беседы о взаимодействии человека с другими людьми, ибо в процесс общения человек усваивает опыт, выработанный человечеством, а общество воспроизводит себя в человеке. Общение составляет как бы внутренний механизм жизни. Школьники должны иметь представление о том, что деятельность и общение - две стороны социального бытия человека, его образа жизни.

Инструктаж как воспитательную форму целесообразно использовать в целях формирования у учащихся образцов общения с нравственной ориентацией на человека, навыков культурного поведения. Предполагается соответствующая демонстрация образцов.

Игра как форма воспитания социальности у школьников также является эффективной, выступает в качестве нравственного фактора. Умение создавать игровые ситуации, включить в них школьников и включиться самим педагогам мы считаем необходимым условием воспитания социальности. Ценность игры как формы воспитания в том, что в ней всегда есть долг, межличностная зависимость, в основу которых кладутся реальные ценности. Следовательно, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованиях нравственного порядка, которые лежат в основе данного интегрального качества личности. Благодаря игре дети проживают реальные моменты взрослой жизни. В ней есть социальные роли, выстраиваются межличностные взаимодействия, воспитывается чувство патриотизма, долга. Эффективны игры, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением, а также игры, нацеленные на самоутверждение перед обществом. Так, например, игра «Деловой театр» позволяет вжиться в образ военнослужащего, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Здесь важно научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.

В процессе формирования социальности у учащихся «Класса Росгвардии» трудно переоценить роль педагогической технологии на основе личностной ориентации воспитательного процесса. Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности в соответствии с природными способностями. Разновидностью личностно-ориентированной технологии является педагогика сотрудничества.

«Сотрудничество» традиционно трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Сотрудничество предполагает соучастие, сопереживание, сотворчество, соуправление. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учеников, учителя и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными

и трудовыми организациями). Сотрудничество проявляется, прежде всего, в конкретных делах, объединяющих коллектив. Известно, что какими бы правами, обязанностями не обладал человек, если он видит в окружающих только исполнителей его воли, только безликих «винтиков», он никогда не найдет сотрудников-соратников, не достигнет тех высот в своих делах, которые сопряжены с творчеством, с высокими достижениями души, благородством помыслов. Педагог в детях должен признавать их неповторимость, уважать их мысли, чувства, право на свободу выбора. Этим он признает равенство, право на сотрудничество. То есть сотрудничество в педагогике - это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимистическая вера в будущее. Без этого не может быть жизненного успеха. Поэтому главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, когда школьник переживает радость достижения, осознает свои возможности, что позволяет поверить в себя. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Создание для школьника ситуации успеха - это всегда результат продуманной стратегии, тактики учителя, ориентированных на индивидуальность. На первом этапе технологии, когда у школьников еще не сформирована социальность как нравственное качество личности, целесообразно применять технологию создания ситуации успеха Н.Е. Щурковой [Щуркова 1993].

Автор предлагает осуществлять ситуацию успеха в определенном алгоритме:

1) снимается страх перед деятельностью; ребенок освобождается от психологического зажима, от угрюмой пассивности, навязчивого ожидания неудачи;

2) обеспечивается помощь, т.е. дается ясная инструкция, как лучше всего выполнить задание;

3) личность ребенка «авансируется», т.е. провозглашаются ее достоинства, что стимулирует к тому, чтобы оправдать данную характеристику;

4) используется прием «персональной исключительности», сущность которого в том, что у личности должна существовать уверенность в своей незаменимости при выполнении того или иного дела (здесь любой результат интерпретируется именно как исключительное явление, отразившее лицо школьника);

5) усиливается мотив (т.е. учитывается не только личностный смысл, но подчеркивается и социальная значимость поступка, действия и т.д.);

6) используется педагогическое внушение, которое будирует, мобилизует нерешительного ученика (часто именно этого толчка не хватает);

7) результат оценивается не в целом, ибо в подобном случае он всегда будет проигрывать в сравнении с талантами, мастерами, профессионалами; оценивается какая-то удачно получившаяся деталь, которая объявляется оригинальной, яркой, необычной (здесь нет неискренности, притворства).

Здесь не должна смущать некоторая искусственность в создании ситуации успеха (искусственность успешности), ибо эта ситуация временная. В дальнейшем она будет корректироваться: когда ученик начинает верить в свои силы, педагог должен осторожно указывать на недостатки, исправлять их сначала совместно, а затем ребенок справляется, обычно, самостоятельно.

На первом этапе воспитания социальности в коллективе детей нередко случаются конфликты. Конфликтная ситуация не может быть обойдена воспитателем. Она должна быть разрешена, направлена на конструктивные способы решения. Чтобы конфликтная ситуация разрешалась тактично, без ущерба для интересов детского коллектива и собственного авторитета, педагог должен знать технологию предъявления педагогического требования, те стадии, которые проходит процесс принятия требований воспитателя его воспитанником:

I стадия - проверка мобилизационной способности педагога. Воспитанниками учитываются (неосознанно) особенности поведения педагога, его эмоциональное состояние, способность правильно оценить ситуацию, найти соответствующую форму эмоционального отношения к ней, согласовать с этой формой слова, линию поступков.

II стадия - проверка психологической устойчивости педагога. Дети оценивают волевые качества учителя, проверяют его терпение, настойчивость, как бы долго не продолжалось сопротивление детского коллектива или личности.

III стадия - проверка ценностных ориентаций воспитателя, оценка его педагогического кредо.

IV стадия - оценка его компетентности и методической подготовленности.

Эти стадии - ориентиры для будущих отношений в системе «педагог - воспитанник», а это означает, что каким бы путем не решались конфликтные ситуации, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Описанные выше методы, формы, технологии способствуют осмыслению сущности социальности, формированию социального и личностного смысла этого нравственного качества.

На втором этапе - формирование навыков социальной активности - предполагается не только расширить представления подростков о социальности, но и особое внимание уделить развитию у них навыков и умений социальной активности. Важно приобщить детей к выполнению элементарных социальных норм, отражающих нравственную ориентацию на человека, развивать умения самостоятельно планировать работу и проявлять инициативу в поиске путей и средств выполнения поставленных задач. На этом этапе оказывается помощь одноклассникам, формируется новое отношение к общению как потенциальному сотрудничеству с окружающими.

Известно, что осмысление той или иной ценности наступает на фоне укрепившихся привычек. В этом случае единство сознания и поведения всегда осуществляется легче и органичнее. Определенные действия превращаются в привычные формы поведения только при условии организации их планомерного и регулярного выполнения действий. И здесь целесообразно применить метод приучения. Следует отметить, что не всегда целесообразно открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом социального поведения. Педагоги должны формировать деятельность детей так, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения.

Среди многообразных методов формирования социального взаимодействия значительное место занимает подражание, т.к. подражательность представляет собой основное свойство развивающейся личности и является психологической основой социального поведения. Сознательное подражание предполагает высокий уровень самостоятельности и критическую переработку воспринимаемого образца поведения. Известно, что подражание проходит успешнее в тех случаях, когда образцы импонируют субъекту, а поступок совершается авторитетным и уважаемым человеком. Это возможно лишь в том случае, если воспитатели умеют «погрузиться» в эмоциональный мир ребенка, понять и почувствовать его собственную позицию, характер эмоциональных установок.

Эффективными методами воспитания социальности являются:

- общественное мнение как метод, который контролирует и корректирует поведение учащихся «Класса Росгвардии» в соответствии с требованиями социума;

- метод поручений, стимулирующий активные действия подростка, в частности, связанные с социальной деятельностью;

- метод создания воспитывающих ситуаций, отражающий жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. При этом важно, чтобы в ситуации проявлялись доброта, внимание и забота, укреплялась вера в собственные силы.

Вышеназванные методы основаны на практической деятельности подростков. Они формируют социальные умения и стимулируют их потребности в социальной деятельности.

Основными формами воспитания на этапе формирования социальной активности являются тренинги, общественно-полезные (социальные) практики.

Тренинги способствуют осознанию своей позиции в общении, пониманию «Другого». Учащиеся овладевают способами выражения своих эмоций, стараются учитывать психологические особенности одноклассников в процессе общения. Сформированные в ходе тренинга навыки полезно включать в контекст поведения в конкретной ситуации, что способствует становлению соответствующего стиля поведения. Полезно в тренингах использовать видеоматериалы, чтобы «закрепить» полученные в ходе занятия ощущения. В ходе анализа видеоматериалов подростки имеют возможность наблюдать за процессом общения, в ходе которого изучаемый навык может быть вплетен в обычное «жизненное» взаимодействие. В ходе обсуждения итогов работы по теме дети получают обратную связь от участников группы. Дается возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия, у школьников создается ощущение, что их мнения важны для каждого. При обсуждении итогов работы имеет смысл поставить вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?» «Считаете ли вы полезными для себя сегодняшние занятия?».

Тренинги будут эффективными, если педагог реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым подростку осознать, почему он испытывает именно эти чувства; дает искреннюю реакцию, как на вербальном, так и на невербальном уровне. Практическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, а помочь подростку преодолеть негативные стереотипы. На этих занятиях происходит сплочение группы, углубляется процесс самораскрытия, развиваются умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Общественно-полезные (социальные) практики - вид деятельности, в ходе которой подросток принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе. Деятельность может осуществляться как по отношению к социальной группе, так и по отношению к отдельному человеку. Это могут быть: дела, приуроченные к календарным датам (концертная программа «День пожилого человека», конкурсные программы ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню, митинг ко Дню Победы и т.д.); социально-значимые акции (уборка и облагораживание территории обелиска ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, высадка деревьев в аллее памяти, благотворительная ярмарка, выступление в доме-интернате для престарелых и инвалидов и т.д.). Эти социальные практики прививают учащимся «Класса Росгвардии» навыки социальной добровольческой деятельности.

Характеризуя педагогические технологии, используемые на данном этапе, важно учитывать определенные правила, касающиеся внешней ее организации. Они сводятся к следующему: четко ограниченный объем деятельности; определение основной роли всех участников группового дела, предварительный подбор и подготовка средств и инструментов деятельности. Причем, чем меньше запретов предъявляется школьнику, тем выше гарантированность их соблюдения. Чем больше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее самостоятельность, инициатива и творчество ребенка. В процессе приучения учащихся к культурным социальным нормам поведения и общения необходимо сопрягать взаимоисключающие друг друга социальные запреты и психологическую свободу.

Это возможно, если интегрировать множество частных и конкретных правил и глобальные неукоснительные «нельзя»:

- нельзя посягать на интересы «Другого»;

- нельзя не работать, не развивать себя как человека, не создавать блага, пользуясь другими достижениями человечества [Щуркова 1993].

Технология коллективного творческого дела, которая является основной в коммунарской методике И.П. Иванова [Иванов 1994], оказывает значительной влияние на процесс формирования социальности подростка, в особенности таких ее составляющих, как отношение к людям, общественно-трудовой деятельности, к коллективу.

Организация всех дел в этой технологии начинается и заканчивается в малой группе, где происходит планирование, подготовка, осуществление и анализ задуманного. В условиях малой группы, как показывает опыт, проявляется активность у большинства участников, возрастает возможность проявить себя. В условиях психологического комфорта исключается недоброжелательность, а в ходе коллективного обсуждения всемерно поощряется активность. В этих условиях начинается настоящее творчество, происходит выход на более высокий уровень включенности в деятельность. Только деятельность, приносящая успех ученику, становится для него фактором социального развития.

Как известно, технология КТД включает в себя шесть стадий:

I - предварительная работа коллектива (педагогов и воспитанников).

II - коллективное планирование (начинается в микроколлективах, а затем - на сборе-старте).

III - коллективная подготовка КТД (создается совет дела).

IV - проведение КТД (осуществляется план, разработанный советом дела).

V - коллективное подведение итогов деятельности (предварительные итоги подводятся по микроколлективам, а затем - на общем сборе)

VI - последействие (выполняются решения, которые были приняты итоговым общим сбором; задумывается новое КТД).

Технология КТД способствует формированию гражданского самосознания, преодолевается потребительско-эгоистичное отношение к окружающей жизни.

Большое внимание на характер социальных отношений оказывает технология «Педагогическая оценка». На основе оценочных суждений педагога, его отношения к учащимся, их деятельности формируются оценочные суждения детей друг к другу, определяется характер их сотрудничества друг с другом, определяется положение подростка в иерархии личных взаимоотношений, что ведет к формированию определенных типов личности. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ученика в целом. Технология сохраняет субъектность школьника. Некоторые подходы к практической реализации оценочной деятельности учителя описаны в книге В. Ю. Питюкова «Основы педагогической технологии» [Питюков 1997].

Определены пять технологических правил:

1. Поощрение как оценочная доминанта.

2. Безоценочность суждений.

3. Отсрочка оценки.

4. Как можно меньше запретов.

5. Не злоупотреблять наказанием.

Технология формирует у школьников правильную нравственную позицию, ибо утверждение веры в человека - огромный источник энергии и интереса к работе, источник ответной доброты, что характеризует социальность как нравственное качество личности и придает подростку уверенность в успехах социальной деятельности.

Третий этап - этап самореализации. Этап предполагает помощь подростку в разработке индивидуальной программы самосовершенствования его личности в

развитии социальности как нравственного качества. В соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами учащийся овладевает соответствующими приемами и средствами социальной деятельности, принимает участие в организации творческой социальной деятельности, реализует свои возможности по самовоспитанию данного личностного качества.

Программа реализуется с помощью методов самовоспитания: самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, самовнушения и т.д.

Так, например, используя метод самовнушения, далеко недостаточно рассказать школьникам о сути самовнушения, необходимо обучать их психотренировке. Следовательно, как все самовоспитание, так и самовнушение требует соответствующей педагогической организации, педагогического руководства. Суть этой педагогической задачи заключается в том, чтобы побудить ученика заняться самовнушением и вооружить его рациональными приемами работы над собой. В процессе социализации огромное значение имеет приобщение учащихся «Класса Росгвардии» к общественно-полезной деятельности. Классный коллектив располагает широкими возможностями для самовоспитания. Поэтому система самовоспитания включает в себя в качестве одного из звеньев побуждение учащихся к общественной работе. Приобретая опыт общественно-организаторской деятельности, проникаясь чувством ответственности, постигая значение труда на общую пользу, школьник активно участвует в своем самосовершенствовании.

Исследования, посвященные самовоспитанию, уделяют большое внимание практической деятельности учащихся. А. Г. Ковалев пишет: «Решающее значение в самовоспитании имеет упражнение в определенных действиях или поступках» [Ковалев 1967].

А. И. Кочетов разработал интересную и эффективную систему практических действий школьников в процессе их работы над собой. Задания самому себе (ЗСС) охватывают область спорта, трудовой деятельности, нравственного самовоспитания [Кочетов 1967]. Практические задания для самосовершенствования личности, действительно, одно из важнейших средств самовоспитания, но следует отметить, что включение школьника в общественную работу с соответствующими заданиями, направленными на самовоспитание, далеко не всегда проходит беспрепятственно. Именно здесь реально выявляется уровень самосознания школьника, противоречия его поведения в системе коллективных отношений. Наиболее существенная причина этому - психологическая неподготовленность к той роли, которая возлагается на ученика. Здесь необходима специальная индивидуальная работа, помогающая на основе механизма самовнушения эмоционально ощутить ту роль, которую школьник должен играть в своем коллективе. Многократное эмоциональное произнесение определенных словесных формул - один из путей самовнушения.

Другой способ самовнушения - «вживание в образ». Школьник выбирает в качестве своего идеала хорошо знакомого человека (человека, наделенного теми положительными качествами, которых нет у подростка). Задача состоит в том, чтобы сосредоточиться на мысли: «Я - это он». Школьник должен четко себе представить, как в конкретной ситуации будет вести себя человек, избранный в качестве образца. Концентрируя внимание в одном направлении, ученик стремится выразить психологическое состояние того, кто избран для подражания. Целесообразно практиковать различные ролевые игры и импровизированные инсценировки, в которых школьник может наиболее полно выразить свое «вживание в образ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях самореализации личности полезно осуществлять социальное проектирование. Социальный проект - это модель человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Работа над проектом позволяет подростку реализовать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эта

технология формирует в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей. Создается реальный продукт (необязательно вещественный), имеющий для подростка практическое значение. В ходе деятельности школьник вступает в конструктивное взаимодействие с социумом, благодаря чему формируются социальные навыки.

Эффективна технология «Проектная деятельность». Она готовит подростка к социальному проектированию, учит его структурировать и оформлять проект, обосновывать тему социальной деятельности, опираясь на анализ исходной ситуации, определяя проблему.

Заключение

Итак, наше исследование показало, что авторская технология, учитывая этапы развития социальности личности, ее содержание, активные методы, формы и технологии воспитания, выводит учащихся на качественно новый уровень социальности. Технология обеспечивает процесс воспитания как движение от внешней организации к превращению отношения во внутренний стимул, который выражается в гражданской ответственности, в преодолении социального равнодушия.

Список литературы

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

176 с.

Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 333-367.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1980. 309 с.

Галагузова М. А. Социальная педагогика: курс лекций. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.

Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

Захаревич М. А. и др. Воспитательная система гражданского становления // Заместитель директора по воспитательной работе. 2009. № 4. С. 4-53.

Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: Рязанское отделение Российского фонда культуры, 1994. 111 с.

Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного. М.: НМО «Творческая педагогика», 2001. 80 с.

Ковалев А. Г. Самовоспитание школьника. М.: Просвещение, 1967. 67 с.

Кочетов А. И. Самовоспитание подростка. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1967. 168 с.

Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учебное для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. 256 с.

Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997. С. 61-66.

Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. 112 с.

References

Belkin A. S. Situatsiia uspekha. Kak ee sozdat': kniga dlia uchitelia [Success situation. How to create one: teacher's book]. Moscow, Prosveshchenie, 1991, 176 p. (In Russ.)

Berns R. Chto takoe Ia-kontseptsiia [What is self-concept]. Psikhologiia samosoznaniia: khrestomatiia. Ed. D. Ia. Raigorodskii. Samara: Bakhrakh-M, 2003, pp. 333-367. (In Russ.)

Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoi tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika, 1989, 192 p. (In Russ.)

Bogdanova O. S., Petrova V. I. Metodika vospitatel'noi raboty v nachal'nykh klassakh [Methodology of educational work in primary school]. Moscow, Prosveshchenie, 1980, 309 p. (In Russ.)

Galaguzova M. A. Sotsial'naia pedagogika [Social pedagogy]: kurs lektsii. Moscow, Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr VLADOS, 2001, 416 p. (In Russ.)

Golovanova N. F. Sotsializatsiia i vospitanie rebenka [Socialization and upbringing]. Saint Petersburg, Rech', 2004, 272 p. (In Russ.)

Zakharevich M. A. et al. Vospitatel'naia sistema grazhdanskogo stanovleniia [Educational system of civil formation]. Zamestitel'direktorapo vospitatel'noi rabote, 2009, no. 4, pp. 4-53. (In Russ.)

Ivanov I. P. Zveno v beskonechnoi tsepi [Link in an endless chain]. Riazan', Riazanskoe otdelenie Rossiiskogo fonda kul'tury, 1994, 111 p. (In Russ.)

Karakovskii V. A. Stat' chelovekom: obshchechelovecheskie tsennosti - osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo [Becoming human: universal human values as the basis for holistic education]. Moscow, Tvorcheskaia pedagogika, 2001, 80 p. (In Russ.)

Kovalev A. G. Samovospitanie shkol'nika [Self-education of a school student]. Moscow, Prosveshchenie, 1967, 67 p. (In Russ.)

Kochetov A. I. Samovospitanie podrostka [Self-education of a teenager]. Sverdlovsk, Sredne-Ural'skoe knizhnoe izdatel'stvo, 1967, 168 p. (In Russ.)

Kraevskii V. V. Obshchie osnovy pedagogiki [General foundations of pedagogy]: uchebnoe posobie. Moscow, Akademiia, 2003, 256 p. (In Russ.)

Mudrik A. V. Sotsial'naia pedagogika [Social pedagogy]: uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov. Moscow, Akademiia, 2000, 200 p. (In Russ.)

Pitiukov V. Iu. Osnovy pedagogicheskoi tekhnologii [Fundamentals of pedagogical technology]: uchebno-prakticheskoe posobie. Moscow, Tandem, 1997, pp. 61-66. (In Russ.)

Shchurkova N. E. Novye tekhnologii vospitatel'nogo protsessa [New technologies of the educational process]. Moscow, Novaia shkola, 1993, 112 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.