Научная статья на тему 'Воспитание у подростков социальности как гуманного отношения к человеку'

Воспитание у подростков социальности как гуманного отношения к человеку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TEENAGER / SOCIALITY / HUMANE TREATMENT OF A PERSON / METHODS OF EDUCATION / FORM OF EDUCATION / AUTHOR'S TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Курочкин Евгений Александрович, Габбасов Николай Наилевич

Авторская технология, направленная на воспитание у подростков социальности как гуманного отношения к человеку. Соответствующее содержание, методы и формы. Технология в гуманистической парадигме. Положительная динамика в развитии социальности. Эффективность авторской технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна, Курочкин Евгений Александрович, Габбасов Николай Наилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Sociality In Adolescents As Humane Attitude To Man

The article reveals the author’s technology aimed at educating adolescents sociality as a humane attitude to man. At each stage of the formation of this moral quality, appropriate content, methods and forms were used. The technology is developed in the humanistic paradigm. Positive dynamics in the development of sociality indicates the effectiveness of the author’s technology.

Текст научной работы на тему «Воспитание у подростков социальности как гуманного отношения к человеку»

УДК 37.018.2

ВОСПИТАНИЕ У ПОДРОСТКОВ социальности как гуманного отношения к человеку

Раиса Анатольевна Рогожникова,

профессор кафедры педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор педагогических наук, г. Пермь, e-mail: [email protected]

Евгений Александрович Курочкин

начальник кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]

Николай Наилевич Габбасов,

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, e-mail: [email protected]

• подросток • социальность • гуманное отношение к человеку • методы воспитания • формы воспитания • авторская технология

С

егодня юное поколение входит в достаточно сложный социальный мир, который характеризуется постоянными изменениями, усложнением социальных связей, размытостью критериев оценки социального успеха. В таком социуме молодому человеку трудно определять собственные жизненные ориентиры, приобретать соответствующий социальный статус, реали-зовывать свои социальные способности.

Во избежание многих рисков, которые могут значительно ослабить жизненные позиции юного человека, ему нужно усвоить основы функционирования социального

мира, видеть его реальное состояние, уметь взаимодействовать с ним. Важно, чтобы личность стремилась к совершенствованию социальных отношений и была готова к практическим действиям, реализуя при этом свои потенции и желания.

Социальность является одним из ключевых требований общества, потребностью и интегральным качеством современного человека. Именно её качество необходимо формировать, начиная с раннего детства, особенно в подростковом возрасте, когда дети могут активно включаться в социальную жизнь, переходя из состояния социального объекта в состояние социального субъекта, который не только усваивает социальные требования,

но и самостоятельно производит важные для себя социальные нужды и направляет усилия на их реализацию.

Социальность мы рассматриваем как интегра-тивное качество личности подростка, составляющими которого являются когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, формирование которых способствует готовности к реализации частных и социально значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами.

Социальность предполагает гуманное отношение к человеку как высшей ценности на земле. Отношение, по В.Н. Мясищеву, — это интегральное психологическое образование, компонентами которого являются основные сферы личности: когнитивная, эмоциональная и волевая. Благодаря функционированию психологического механизма интериоризации в процессе воспитания социальности у подростков «отношение» переходит в «качество личности» (внешний процесс воспитания переходит во внутренний психический процесс — становление нравственного качества).

В основе разработанной нами технологии воспитания у подростков социальности как гуманного отношения к человеку выделены следующие этапы.

Первый этап — демонстрационный. Школьникам предъявляются образцы социального поведения, осуществляется ориентация на многообразие нравственных ценностей современного общества.

Второй этап — формирование социального поведения. Ученики осмысливают ценности социального поведения, овладевают умениями и навыками сотрудничества со взрослыми членами сообщества.

Третий этап — самоактуализация. Личность реализует свой творческий потенциал, осуществляется самореализация.

В нашем опыте на первом этапе осваивались знания о ценности социальной активности, формировались социальные мотивы, демонстрировались образцы социального поведения средствами искусства, медиаобразования с ис-

пользованием современных технических средств.

Убеждение, рассказ, этическая беседа, диспут как методы и формы воспитания должны были решить эти задачи. Ученики получают информацию о социальной активности личности, у них закреплялось положительное отношение к социальности как нравственному качеству личности. Подростки анализировали поступки людей, давали им оценку, стремились понять мотивы каждого поступка и необходимость выполнения поведенческих норм. Осваивались нравственные понятия, осознавалось своё поведение в свете той или иной нравственной нормы.

Развивалась эмоциональная сфера личности. Этому способствовал комфортный психологический климат в коллективе, который стимулировал к выполнению социально необходимых функций. В тех случаях, когда подросток не был уверен в своих силах, для него создавалась ситуация успеха. Мы понимали, что неудача в любом деле приносит нежелательные результаты: нелюбовь к искусству, ненависть к труду, пренебрежительное отношение к научным знаниям, враждебность по отношению к людям, злобу к чужому успеху и т.д.

Ситуацию успеха Н.Е. Щуркова описывала как субъективное чувствование, особое состояние удовлетворения итогом физического или психического напряжения исполнителя дела, созидателя явления. Ощущение успеха рождается, по мнению этого исследователя, у субъекта, сумевшего преодолеть свой страх, своё неумение, свою застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Именно поэтому ситуация успеха представляет некий взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личностном развитии.

Ситуация успеха создавалась при организации как индивидуальной, так

и групповой деятельности. В результате преодолевались застенчивость, растерянность, те или иные затруднения, снимался психологический зажим. Эту технологию мы осуществляли в определённом алгоритме:

• Снимался страх перед деятельностью; подросток освобождался от психологического зажима, от угрюмой пассивности, навязчивого ожидания неудачи.

Педагог: «Это просто»; «Это легко»; «Не получится — ничего страшного»; «Давай попробуем, поищем другой способ»;

• Обеспечивалась помощь, то есть давалась ясная инструкция, как лучше всего выполнить задание (мы стремились к тому, чтобы помощь была «скрытой», т.е. не как приказ, распоряжение, когда из арсенала активности ребёнка изымается самостоятельность, инициатива — составляющие социальности).

Педагог: «Я полагаю, что удобнее всего было бы делать...»; «Я знаю, что люди начинают обычно с.»; «Ты, конечно, не забудешь о.»;

• Личность подростка авансировалась, т.е. провозглашались её достоинства, что стимулировало к тому, чтобы оправдать данную характеристику.

Педагог: «Конечно же, ты это сделаешь отлично, потому что ты.» (и называется достоинство, которого ещё может и не быть как устойчивого качества, но которое не должно отсутствовать у человека, потому что он человек);

• Использовался приём «персональной исключительности», сущность которого

в том, что у подростка формировалась уверенность в своей незаменимости при выполнении того или оного дела (здесь любой результат работы интерпретировался именно как исключительное явление, отразившее лицо подростка).

Педагог: «Только ты и можешь.»; «Никто, кроме тебя.»; «Именно ты способен это сделать.»;

• Усиливался мотив (учитывался

не только личностный смысл, но подчёркивалась и социальная значимость поступка, действия и т.д.).

Педагог: «Нам это так нужно для того-то и того-то!»; «Мы нуждаемся в твоём участии (в твоей работе!);

• Использовалось педагогическое внушение, которое мобилизовало нерешительного ученика (часто именно этого толчка и не хватает).

Педагог: «Приступай же!»; «Начинай решать — мы ждём!»;

• Результат оценивался не в целом, ибо в подобном случае он всегда будет проигрывать в сравнении с талантами, мастерами; оценивалась какая-то удачно получившаяся деталь, которая объявлялась оригинальной, яркой, необычной (здесь нет неискренности, притворства).

Педагог: «Ты очень удачно выбрал способ кодирования результатов лабораторной работы».

Безусловно, эта ситуация временная, ибо в будущем подросток поверит в свои силы и деятельность будет выполняться самостоятельно.

Большие возможности в плане формирования у подростка социальности дают тренинги.

В специально организованной тренинго-вой группе воспитанник чувствует себя принятым и активно принимающим других; он пользуется полным доверием товарищей и не боится им доверять. Во время занятий каждый член группы окружён вниманием и теплом, сам искренне заботится об окружающих, помогает им и рассчитывает на их помощь.

В тренинговой группе постоянно действует обратная связь, что позволяет узнать мнение о себе, о чувствах, которые испытывают одноклассники, вступая с ним в контакт. Гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, а помочь подростку преодолеть негативные стереотипы. Например, в серии тренингов коммуникативных умений каждый школьник усваивал и отрабатывал необходимые умения и навыки, ощущая психологический комфорт и защищённость.

Например, тренинг «Верёвочный курс» способствовал сплочению команды и личностному росту. Программа тренинга представляет собой комплекс упражнений, которые развивают в участниках «командный дух», чувство доверия, ответственности и уважения к каждому члену коллектива. Эти упражнения состоят из интересных задач, которые можно выполнить только всей командой с полной отдачей каждого участника. Победа приходит только в том случае, если упражнение выполнено каждым участником в полном объёме. «Верёвочный курс» вырабатывает чувство уверенности в собственных силах, повышает самооценку личности.

В ходе тренингового занятия «Мои ценности» выявлялись ценностные ориентации подростков, жизненные ценности соотносились со смыслом жизни. В результате у них ярко проявилось стремление к самосовершенствованию. Тренинг способствует более уважительным отношениям в коллективе, возрастанию интереса к уникальности «другого».

В процессе работы молодые люди выполняли ряд упражнений.

Упражнение «Кто Я?» формирует у школьника представление о себе, о своих особенностях. Методика проведения упражнения предполагает написать на листе бумаги 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Обсуждение следует вести по вопросам: «Трудно ли было писать о себе?», «Какие характеристики ты поставил на первое место?», «С каких позиций рассматриваешь себя в самоописании и почему?», «С какими трудностями столкнулся, выполняя задание?» и др.

Упражнение «Пишу тебе» развивает эмпатию, внимательное отношение друг к другу.

Процедура проведения: каждому участнику раздаётся лист бумаги. Сверху подписывается имя. По сигналу ведущего ученики передают лист своему соседу слева. Внизу листка пишутся пожелания или мысли относительно того человека, чьё имя написано на листке. По сигналу ведущего нижний край листка подворачивается на ширину написанного послания и листок снова передаётся налево. В конечном итоге каждый получает «групповое письмо». Даётся время на чтение полученных писем.

Осознавая свою индивидуальность, вырабатывая свой коммуникативный стиль, основные способы общения на тренинго-вых занятиях, подросток включался в процесс самораскрытия, развивались его умения самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

На втором этапе технологии — формирования социального поведения — активно использовались игровые формы. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Поведение, которое воспитывается в игре, является стимулирующим образцом социального поведения. Диагностические функции игры вытекают из её социально-психологических особенностей. Игровая роль, воображаемая ситуация, правила игры, радость игрового состояния приводят к мобилизации всех внутренних сил личности, она как бы входит в зону своего ближайшего развития, пробует свои возможности.

Экспериментальный опыт показал: идею игры можно предложить, но нельзя её навязывать; надо помочь обогатить её содержание, максимально насытить действиями; при распределении ролей, по возможности, всех удовлетворить

и вместе с тем поставить каждого в позицию, наиболее благоприятную для формирования личности; помочь в оснащении необходимыми предметами; обеспечить возможность «доиграть», не прерывая игру до тех пор, пока задача не будет разрешена, ибо в противном случае остаются переживания неудовлетворённости, неразрешённого напряжения, которые могут препятствовать формированию социальности.

В ходе игры необходимо привлекать внимание играющих не только к воображаемому смыслу игровых ролевых действий, но и к реальным усилиям, которые пришлось делать над собой, и к реальным результатам

о о р

этих действий. Благодаря этому переживается удовлетворение от реальной ценности совершенных в игре действий, поступков. Потребность в совершении таких поступков становится устойчивее, сильнее будет побуждать к преодолению своих слабостей.

На втором этапе эффективен метод создания воспитывающих ситуаций. Природа этого метода — в моделировании момента реальной жизни, когда человек встаёт перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для формирования социальности чрезвычайно важно, чтобы подросток умел, полагаясь на свои ценностные ориентации, принять собственное решение в той или иной ситуации. 1 ак как принятие решения вызывает эмоциональное переживание, действие воспитывающей ситуации устойчиво определяет направленность гуманного отношения к человеку.

В ходе реализации педагогической технологии совершенствовались практические умения: подростки осваивали необходимые умения, преодолевая негативные стереотипы, овладевали элементами коммуникации. Гуманитарные технологии способствовали принятию решений через развитие своего личностного потенциала. Здесь проявлялись субъективные особенности и педагога, и школьника. Воспитанники приобретали необходимую выдержку, которая проявлялась в сдерживании эмо-

ций, в подавлении импульсивных эмоциональных реакций.

Воспитательные акции и мероприятия во внеучебной деятельности обогащали ценностной составляющей духовный мир школьников. Акция «Вахта памяти» обращала их к героическому прошлому страны, учила жить по правилам красоты и гармонии, проявлять уважение к жизни другого, признавать человека как наивысшую ценность на земле. Коллективная воспитательная форма «Вечер-портрет» была направлена на то, чтобы развивать и удовлетворять потребность учащихся в социальном общении и признании. Проявление уважения со стороны ровесников стимулировало рефлексивную деятельность школьника. Этический диспут «Общение как ценность» подчёркивал необходимость общения, выявлял его социально-психологические особенности. В процессе спора происходило усвоение норм поведения в коллективе, приобретение социального опыта, приобщение к культурным ценностям. «Этический театр» позволял закрепить социальное поведение, учитывал внутреннее состояние учащегося, его желания, мысли.

Реализуя третий этап технологии — этап самоактуализации — мы понимали, что высшей формой активности подростка в его собственном развитии является его самовоспитание, ибо оно делает человека хозяином обстоятельств, позволяет создать для себя ситуации, вызывающие процессы саморегуляции. Воспитатель, вооружённый современными научными знаниями, может и должен прийти на помощь своим воспитанникам в самосознании, самоопределении и самореализации личности. Важно, чтобы эти процессы шли по законам добра и справедливости, чтобы самореализация соотносилась с интересами как «близких», так и «далёких» людей. Необходимо также воспитывать у учащихся вкус к риску, к решительным поступкам, к личной предприимчивости, ибо сегодня общественные условия требуют воспитания соответствующих качеств личности.

На этом этапе проводились конкурсы, которые призваны создать условия для самореализации и развития творческого потенциала личности. Пресс-конференции вырабатывали собственную точку зрения, а также корректность при ведении беседы. Это способствовало осмыслению слова как социально значимого явления. Суждения о социальности приобрели нравственный характер, то есть данное качество личности подросток рассматривал как свободу личности, которая принимает необходимое как личностно ценное. Воспитанники стремились видеть рядом человека,

учитывать его интересы, сопереживать, а оказанная помощь вызывала у них глубокое чувство удовлетворения. Наблюдалась гармония личных и общественных интересов.

Авторская технология воспитания у подростков социальности как гуманного отношения к человеку обеспечила положительную динамику в формировании этого личностного качества. НО

Teaching Sociality In Adolescents As Humane Attitude To Man

Raisa A. Rogozhnikova, professor of Department of pedagogy of Perm State Humanitarian Pedagogical University, professor of military Department of pedagogy and psychology of the Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical sciences, Perm, e-mail: [email protected]

Eugeny A. Kurochkin, the head of the military Department of pedagogy and psychology of the Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical sciences, Perm, e-mail: [email protected].

Nikolay N. Gabbasov, Associate at Perm Military Institute of the National Guard forces of the Russian Federation, Perm, e-mail: [email protected].

Abstract. The article reveals the author's technology aimed at educating adolescents sociality as a humane attitude to man. At each stage of the formation of this moral quality, appropriate content, methods and forms were used. The technology is developed in the humanistic paradigm. Positive dynamics in the development of sociality indicates the effectiveness of the author's technology.

Keywords: teenager, sociality, humane treatment of a person, methods of education, form of education, author's technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.