Научная статья на тему 'Особенности воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности'

Особенности воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура социальности / социальность как нравственное качество личности / учащиеся общеобразовательной школы / социальная активность / «Класс Росгвардии» / воспитание. / social structure / sociality as a moral quality of a person / secondary school students / social activity / “Rosgvardia Class” / education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Ю. Плешивцев

В статье раскрываются особенности процесса воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности в соответствии с «Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года». Формирование у учащихся «Класса Росгвардии» рассматривается в качестве процесса целенаправленного влияния на них. Обращается внимание на необходимость формирования у детей положительных мотивов самореализации в процессе воспитания социальности как нравственного качества личности. Названы средства для развития социальности, проанализированы функции общеобразовательной школы как воспитательной организации. Перечисляются и характеризуются компоненты в структуре социальности школьника. Определяется ряд задач, стоящих перед процессом воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как интегративного качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features of development among the pupils “Rosgvardia Class” sociality as a moral quality of a person

The article reveals the features of development among the pupils “Rosgvardia Class” sociality as a moral quality of a person in accordance with the “Concept of the federal system of training citizens of the Russian Federation for military service for the period up to 2020”. Formation of the “Rosgvardia Class” in the pupils is considered as a process of purposeful influence on them. Attention is drawn to the need to form in children positive motives for self-realization in the process of educating sociality as the moral quality of a person. The means for the development of sociality are named, the functions of the secondary school as an educational organization are analyzed. Listed and characterized components in the structure of the sociality of the pupils. A number of tasks facing the process of educating the sociality of the pupils of the “Rosgvardia Class” of sociality as an integrative quality of a person is determined.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности»

УДК 373

А.Ю. Плешивцев,

адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

г. Пермь, Россия anpleshivcev@yandex .ru ORCID: 0000-0003-0985-3328

Особенности воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности

как нравственного качества личности

В статье раскрываются особенности процесса воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности в соответствии с «Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года». Формирование у учащихся «Класса Росгвардии» рассматривается в качестве процесса целенаправленного влияния на них. Обращается внимание на необходимость формирования у детей положительных мотивов самореализации в процессе воспитания социальности как нравственного качества личности. Названы средства для развития социальности, проанализированы функции общеобразовательной школы как воспитательной организации. Перечисляются и характеризуются компоненты в структуре социальности школьника. Определяется ряд задач, стоящих перед процессом воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как интегративного качества личности.

Ключевые слова: структура социальности; социальность как нравственное качество личности; учащиеся общеобразовательной школы; социальная активность; «Класс Росгвардии»; воспитание.

A.Y. Pleshivtsev, Post-Graduate Military Student Perm Military Institute of the National Guard Forces of the Russian Federation

Perm, Russia

The Features of development among the pupils "Rosgvardia Class" sociality

as a moral quality of a person

The article reveals the features of development among the pupils "Rosgvardia Class" sociality as a moral quality of a person in accordance with the "Concept of the federal system of training citizens of the Russian Federation for military service for the period up to 2020". Formation of the "Rosgvardia Class" in the pupils is considered as a process of purposeful influence on them. Attention is drawn to the need to form in children positive motives for self-realization in the process of educating sociality as the moral quality of a person. The means for the development of sociality are named, the functions of the secondary school as an educational organization are analyzed. Listed and characterized components in the structure of the sociality of the pupils. A number of tasks facing the process of educating the sociality of the pupils of the "Rosgvardia Class" of sociality as an integrative quality of a person is determined.

Keywords: social structure; sociality as a moral quality of a person; secondary school students; social activity; "Rosgvardia Class"; education.

«Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», декларирующая сотрудничество между обучающимися детьми в общеобразовательных учреждениях и военнослужащими и предполагающая развитие у учащихся их готовности к выполнению социально-значимых и частных целей и задач, большое внимание придает вложениям в человеческий капитал. Осуществление планов в области социальной сферы Российской Федерации напрямую зависят от того, в какой мере и степени все участники социальных и экономических отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, главным и основным условием которой выступает всестороннее развитие социально-активной личности.

Реализация этой первостепенной задачи важна в области воспитания детей «Классов Росгвардии», где значимое место отводят развитию у школьников социальности как нравственного новообразования личности. Это качество теснейшим образом связано с воспитанием человека, будущего гражданина страны, который способен жить в новом демократическом обществе, быть максимально адаптированным и максимально полезным в нем.

2019

PEDAGOGICAL SCIENCES

Формирование у учащихся «Класса Росгвардии» социальности нужно рассматривать в качестве процесса целенаправленного влияния на них, в ходе которого осуществляется и вырабатывается усвоение необходимых и значимых навыков для жизни в обществе, социального опыта, и определенных ценностных ориентаций. В результате чего будет сформирована стабильная система отношений к некоторым сторонам жизни будущего гражданина страны, которые проявят себя в соответствующих поступках и поведении.

Формирование у учащихся «Классов Росгвардии» социальности не должно сводиться лишь к проведению мероприятий. Этот процесс необходимо тесно связывать с содержанием деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, с информационным окружением. В противном случае детская субкультура изолируется от взрослых, нарушаются механизмы трансляции культурного и социального опыта, разрывается связь между поколениями. Школьник теряет уверенность в собственных силах, снижается доверие к людям, обществу, государству, миру. Модернизация страны предопределяет развитие личности, важнейшей характеристикой которой станет стремление в освоении социальной деятельности.

Относительно школьного возраста рассмотрение феномена социально активного поведения определено наличием у учащихся неисчерпаемого потенциала и склонности к проявлению социальной активности в силу своих психофизиологических особенностей. В этом случае особенно важным является способность уберечь детей от проявлений деструктивной активности, которые заключены в таких понятиях как «девиантное» и «асоциальное» поведение, и сориентировать естественную личностную активность в социально одобряемое и правильное русло.

Реализация молодежной политики, затрагивает следующие направления, среди них:

- стимулирование общественно-значимой активности, как отдельных личностей, так и организованных молодежных подструктур;

- подготовка школьников к умению самостоятельно принимать решения (речь идет о выработке самостоятельности, осознанности выбора, готовности и способности творить на благо общества).

Целенаправленность подобного воздействия заключается в формировании личности, ищущей собственный путь и свое предназначение в быстроменяющихся реалиях мира, личности отстаивающей собственные интересы, поддерживающей общечеловеческие ценностные ориентации. С юных лет потребность и умение проявлять социальную активность не могут оставить человека безучастным к проблемам и вопросам помощи ближнему. Но, к сожалению, в юном возрасте социально значимая активность характеризуется стихийностью, неосознанностью или интуитивностью своего проявления. В результате чего она может хаотично менять свою направленность: не благодаря чему-либо, а вопреки, из области позитивной мотивации в негативную, созидание через разрушение.

Соответственно, в процессе воспитания у школьника социальности как нравственного качества личности необходимо сориентировать его активность в область выбора положительных мотивов самореализации. Ромм Т.А. определяет социальность следующим образом: «Социальность является совокупностью приобретенных индивидом качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступая при этом не в роли суверенной личности, а выразителем интересов данной общности» [3].

Для определения педагогической сущности формирования социальности необходимо рассмотреть средства для её развития, то есть элементы окружающей среды, имеющие на нее какое-либо влияние. Эти средства очень разнообразны, и их можно подразделить на три типа:

1. Социальные факторы, которые включают в себя социально-политическую жизнь общества, этнокультурные условия, демографическую ситуацию и др.

2. Социальные институты, такие как семья, школа, общество сверстников, СМИ.

3. Отношения в социуме.

Средства имеют следующие функции:

- информационно-образовательную - предоставление социальной информации с целью её усвоения;

- организационно-регулирующую - производство условий для формирования социальности;

- регулятивно-контролирующую как существующую систему социальных эталонов;

- стимулирующую - стимулирование социальной активности [1].

«Класс Росгвардии» общеобразовательной школы является одним из основных факторов формирования социальности у школьников. Он представляет собой модель общественного уклада для ребенка и дает почву для усвоения главных социальных норм и ценностей.

В «Классе Росгвардии» ребенок получает образец поведения в группе, а психологический климат выступает в качестве неотъемлемой характеристики развития детского коллектива, и обычно его определяют как динамическое поле взаимоотношений, в котором развивается групповая активность и которое способно определить самочувствие каждой личности, меру проявления субъективного «Я».

Как основу воспитания социальности у учащихся «Класса Росгвардии» предлагается использовать деятельностно-компетентностный подход, где основные фигуры - военнослужащий и учитель, а главным действующим лицом будет являться ученик. При этом ведущим аспектом образования станут социальные успехи школьника.

СЛ. Рубинштейн считал, что ребенок развивается, благодаря воспитанию и обучению. Что значит, «обучение и воспитание заключается в самом процессе развития личности ребенка, а не подстраивается под него; личностные психические свойства ребенка, черты характера, способности, не только проявляются, но и развиваются в процессе собственной деятельности ребенка» [4].

H.Ф. Голованова в структуре социальности выделяет несколько компонентов:

I. Коммуникативный. Подразумевает формирование речи и коммуникативных навыков у ребенка. (Например, обсуждение подвигов великих русских полководцев, беседы о значении таких праздников как День Победы и День народного единства).

2. Познавательный. Включает в себя совокупность знаний об окружающем мире, системе ценностей и социальных норм. Этот компонент проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования за счет получения информации из внешних источников, например, в школе или из средств массовой информации.

3. Поведенческий. Включает в себя обширную сферу моделей и норм поведения, которую ребенок усваивает в процессе своего взросления.

4. Ценностный. Является структурой проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентиры, которые влияют на избирательное отношение ребенка к ценностям общества [1].

Перед процессом воспитания у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как нравственного качества личности ставится ряд задач:

- обеспечение существования личности ребенка как субъекта социума, а значит, предоставление ему возможности активно взаимодействовать с обществом и реализоваться в нем. С другой стороны, эта задача осложнена трудностями, связанными с повышением самостоятельности, которая ведет к возможности наличия конфликтных ситуаций внутри социума;

- самодостаточность в социуме, что подразумевает помощь ребенку в обретении самосознания, понимания и развития своих качеств и своего «Я». Противопоставляя себя обществу, личность формируется в направлении к тезису «быть собой» [2].

Главными функциями школы как воспитательной организации в процессе воспитания социальности, по А.В. Мудрику, являются такие, как:

- приобщение человека к культуре общества - процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации - успешность развития человека и его социальности напрямую зависят от условий, в которых осуществляется развитие данных личностных качеств;

- отделение подрастающих поколений от взрослых - процесс автономизации детей, который влечет за собой формирование в детских сообществах своей субкультуры;

2019

PEDAGOGICAL SCIENCES

- дифференциация детей в соответствии c их личностными ресурсами - выбор направления личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями [2].

Итогом образовательного процесса должна быть личность, адаптированная к социуму, обладающая нормами и поведенческими особенностями. Другими словами, социальность - это нравственное качество личности, означающее ее готовность к жизни в обществе. В современном быстроразвивающемся мире это качество как никогда важно для школьников, переходящих во взрослую жизнь.

Таким образом, формирование у учащихся «Класса Росгвардии» социальности как интегративного качества личности осуществляется только в результате включения школьников в деятельность, в ходе которой реализовывается усвоение общественно-значимого опыта в самых различных его проявлениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013. - 240 с.

3. Ромм, Т.А. Педагогика социального воспитания / Т.А. Ромм. - М. : Юрайт, 2018. - 158 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 424 с.

REFERENCES

1. Golovanova N.F. Socializacija i vospitanie rebenka [Socialization and education of the child]. Sankt-Peterburg: Rech', 2004. 272 p.

2. Mudrik A.V. Social'naja pedagogika [Social pedagogy]. Moscow, Akademija, 2013. 240 p.

3. Romm T.A. Pedagogika social'nogo vospitanija [Pedagogy of social education]. Moscow: Jurajt, 2018. 158 p.

4. Rubinshtejn C.L. Problemy obshhej psihologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogika, 1973. 424 p.

УДК 378.016:796.071.4

И.В. Прихода,

кандидат медицинских наук, докторант, доцент кафедры адаптивной физической

культуры и физической реабилитации ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,

г. Луганск, Луганская Народная Республика

ip-doctor@yandex.ua ORCID: 0000-0002-2463-8151

Многогранность профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности

В статье представлен анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к практической деятельности, которая является проблемой для каждой цивилизованной страны. Актуальность надлежащей подготовки высококвалифицированного специалиста по адаптивной физической культуре к практической деятельности обосновывается широким спектром контингентов населения, с которыми ему придется работать. Соответственно весь учебный и практический процесс должен сочетать в себе целую лавину информации. Автор пытается подчеркнуть именно значимость практической стороны профессиональной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре. Разграничивает учебную и производственную практики, раскрывает их суть и задачи.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие специалисты по адаптивной физической культуре, практическая деятельность, учебная и производственная практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.