УДК 371.8:004(07)
Тютина Гульсина Гелусовна
аспирант кафедры педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия, [email protected]
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Gulsina G. Tyutina
postgraduate student of the Department of Pedagogy
Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INVOLVEMENT IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Аннотация. В статье представлено исследование по развитию социальной активности младших подростков средствами информационно-коммуникационных технологий, отражен опыт воспитательной деятельности по формированию у школьников социальности как интегративного нравственного качества личности. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе образовательных и культурных учреждений города Александровска Пермского края. Результаты исследования выявили позитивную динамику в воспитании данного личностного качества.
Ключевые слова: научное направление; социальная активность; внеурочная воспитательная деятельность; социальность как интегративное нравственное качество личности; проект; коллективное творческое дело; цифровые ресурсы.
Abstract. Research on development of social activity of younger teenagers by means of information and communication technologies is reflected in article, experience of educational activities for formation at school students of a sociality, as integrative moral quality of the personality is reflected. Skilled and experimental work was carried out on the basis of educational and cultural city institutions of Aleksandrovsk of Perm Krai. Results of research revealed positive dynamics in education of this personal quality.
© Тютина Г.Г., 2014
Key words: scientific direction; social activity; extracurricular educational activities; sociality as integrative moral quality of the personality; project; collective creative business; digital resources.
Демократизация российского общества, включение России в систему рыночных отношений предполагает формирование способности граждан к решению возникающих проблем, проявлению инициативы и ответственности за свои поступки. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности.
Актуальность исследования проблемы развития социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий обусловлена необходимостью формирования у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач и сложностью процесса личностного саморазвития учащихся.
Воспитание в школе - это не специальные мероприятия. Как подчеркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны.
В связи с этим перед школой стоит нелегкая задача воспитания у школьников социальности как интегративного нравственного качества личности. Данная задача эффективно решается на основе информационно-коммуникационных технологии, ибо данные технологии существенно обогащают воспитательную среду.
Поиском и анализом оптимальных путей и способов внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые: психологи, педагоги, методисты, специалисты в области информатики и вычислительной техники, так и практико-ориентированные работники системы образования
(Б.С. Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Г.В. Рубина, Ю.А. Первин и др.).
Вопросу изучения психолого-педагогических основ использования ИКТ в учебном процессе посвящено не меньшее количество исследований (Р. Вильямс, К. Клейман, С. Пейперт, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Т.В. Минькович, И.В. Левченко, Г.Л. Луканин, И.В. Роберт и др.).
Ученые доказали, что ИКТ способны обеспечить индивидуализацию обучения, воспитания, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.
Так, например, В.П. Беспалько отмечает: «Чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни» [1].
В современной школе необходимо объединение усилий всех общественных и гражданских институтов, создание партнерских отношений между семьей и школой. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить воспитательную деятельность.
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших подростков социальности как интегративного нравственного качества осуществляется на базе образовательных и культурных учреждений г. Александровска Пермского края: МБОУ «СОШ № 6», МБОУ «БСОШ № 1», ДОУ «Станция детского технического творчества детей и юношества», Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи, Александровской центральной городской библиотеки, Городского центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Кальцит», городского музея. В исследовании участвовали учащиеся общеобразовательных школ № 1 и 6 г. Александровска, их родители, педагоги. Исследованием были охвачены слушатели курсов повышения квалификации классных руководителей Александровского района, участники лаборатории учителей высшей категории Александровского района «Профессионально-личностное становление педагога», участники (дети, родители, педагоги) ежегодного районного фестиваля «Говорит и показывает компьютер», участники ежегодных общественно-педагогических Близнецовских чтений, краевых Рождественских чтений - всего 256 человек.
Исследование включает в себя несколько этапов от приобретения школьником социальных знаний и приобретения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества до получения школьником опыта самостоятельного общественного действия[2].
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
В основе организации внеурочной деятельности лежит воспитание отношений к общественно значимым ценностям, прежде всего отношения к Родине. Понятие «Родина» начинается со знания истории своего края, села или города, в котором живет человек. Он должен знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей - любви к Родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтения старших.
История, культура и современное развитие Александровского района содержат в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал. Знакомство с историей родного края является бесценным источником духовного обогащения школьников.
Создавая модель организации воспитательной деятельности с младшими подростками по воспитанию у них социальности как качества личности, мы большое внимание уделили созданию фильмов о родном крае, своей школе и т.д. Данное направление для современных школьников интересно и современно. Желание создавать фильм, а для этого писать сценарий, собирать материал, работать с компьютером, снимать ролики, видеть себя на экране создают положительную мотивацию.
Коллективное творческое дело «Остановись, мгновенье - ты прекрасно» также внесло существенный вклад в формирование у подростков социальности как качества личности. Информация была представлена в цифровом виде. Дети учились профессионально работать с техникой, узнавали и рассказывали об истории своего района с помощью современных технических средств.
Так, составляя сюжет «По следам Бориса Пастернака на Урале», подростки искали материал в городских и районных библиотеках, музеях, в Интернете. Наметили план действий. Запланировали поездки во Всеволодо-Вильву, на Иваку - в места пребывания Бориса Пастернака.
Наметив план действий, согласовывались способы совместной деятельности, определяли, кто будет оператором, фотографом, журналистом, сценаристом, актером. В ходе работы в группах происходила смена ролей.
Школьники снимали видеосюжеты, записывали интервью, старались побывать на всех мероприятиях, проводимых в доме Пастернака. Собранный материал перерабатывался и оцифровывался. Параллельно выстроилась идея фильма «Контрасты» о заводе «Метил», которая была реализована. Школьники раскрыли проблему «умирающих» поселков. Также был снят фильм «Могикане». Фильмы демонстрируются в школе, на классных часах, на районных и краевых фестивалях.
Проекты «История в лицах», «Говорит и показывает компьютер», лагеря «Видеодорожка», «Видеомастер» также способствовали социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Позитивное влияние на личностное развитие детей оказали исторические документы из семейных архивов, природа родного края, архитектурные
и культурные памятники России, ставшие источниками многочисленных эмоциональных переживаний участников проектов и факторами, стимулирующими творческую активность личности.
Таким образом, школьники приобрели опыт социальной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других. Данный опыт лег в основу организации видеостудии «Фотон». Деятельность студии находит свое отражение в школьной газете «Фотон».
Вышеописанная деятельность способствовала воспитанию у младших подростков социальности как интегративного нравственно личностного качества.
Для изучения психологической атмосферы в коллективе была использована методика Л.Г. Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе» (см. рисунок). Анализ результатов предполагает субъективное оценивание составляющих психологической атмосферы (дружелюбие, согласие, увлеченность делом, результативность работы, сотрудничество и др.), сравнение оценок между собой, а также вычисление среднего балла для оценки атмосферы коллектива.
Средние значения на 1 этапе ■ Средние значения на 2 этапе
Психологическая атмосфера в коллективе на первом (начальном) и втором (завершающем) этапах исследования
Согласно данным сравнительной диагностики, можно отметить: появилась динамика почти во всех показателях, особенно в таких, как дружелюбие, увлечённость делом, теплота отношений, взаимопомощь, занимательность.
В классе сложились деловые отношения. Учащиеся стали активными участниками школьных и районных мероприятий. Полученный опыт был обобщен на муниципальной конференции «Инновации в воспитательной деятельности». Выступление сопровождалось видеосюжетом «Чудо», где
85
записаны отзывы школьников: «У меня появилось больше друзей» (Иона А.), «Я научился общаться с людьми (Саша Ш.), «В моей жизни многое изменилось» (Маша С.), «Я очень много узнал о родном крае» (Валерий Р.) и т.д.
Прослеживая взаимосвязь процесса воспитания социальности у младших подростков с уровнем развития коллектива, следует сказать, что уровень данного качества проявляется как в «базовых» явлениях, конструирующих коллективную жизнедеятельность (деятельности, общения, организации коллективных отношениях), так и в среде «надстроечных», вторичных, явлений (общественном мнении, самочувствии, традициях, ценностях, идеалах и эталонах поведения, его самооценке); о воспитании социальности в процессе развития коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности.
Теоретико-экспериментальный характер работы дал возможность наметить перспективы дальнейшего исследования: в условиях гражданского общества расширить функции развития социальной активности подростков во внеурочной деятельности на основе информационно-образовательных технологий; исследовать возможность внедрения разработанной модели в сферу дополнительного образования и систему повышения квалификации классных руководителей, осваивающих педагогическое проектирование.
Список литературы
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
3. Рогожникова Р.А. Теоретико-методологические основы воспитания у школьников дисциплинированности на основе ценностного отношения к человеку // Известия Уральского государственного университета. -2010. - № 6 (85) 4.2. - С. 83-89.