УДК 373
\
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОСТИ
Рогожникова Раиса Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, e-mail: [email protected]
Киевский Андрей Валерьевич,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника по научной работе Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, e-mail:[email protected]
Плешивцев Андрей Юрьевич,
адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА. ОПИСАНЫ СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ. С УЧЁТОМ СТАДИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЫДЕЛЕНЫ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ, СОЗНАТЕЛЬНЫЙ.
• социальность как нравственное качество личности • учащиеся • системный подход
• концепция идентификации • социальная активность • самореализация
Жизнь в современном нестабильном мире для большинства людей всё чаще предстаёт в негативном свете. И это неслучайно: волна социального недовольства, насилия, экстремизма, захлестнувшая разные страны, фиксирует вступление человечества в эпоху нескончаемого протеста. Процесс трансформации мира, становления информационного общества и связанный с ним феномен социальной отчуждённости человека служит своеобразной подпиткой протеста, актуализируя самые неожиданные и негативные его формы. В этих условиях проблема воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности актуальна и для современного российского общества, которое характеризуется негативными тенденциями: распадом моральных традиций, правовой беззащитностью граждан, социальной дезадаптаци-
ей. В психолого-педагогическом словаре под редакцией П.И. Пидкасистого социальность определяется как «личностное качество, характеризующее меру развития человека как общественного существа. Выражается в уровне овладения знаниями, умениями и другими элементами накопленного в обществе социального опыта. Проявляется через способность индивида реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной с другими людьми деятельности» [6].
Проблема социальности учащихся классов Росгвардии как нравственного качества личности также актуальна. Специфика образовательного процесса этих классов — в том, чтобы способствовать подготовке граждан к военной службе. Эта подготовка является важным компонентом не только
военной безопасности нашей страны, но и строительства гражданского общества Российской Федерации. Это одна из форм целенаправленной социализации растущего человека. В силу своей сложности и многоаспектности она может быть рассмотрена с позиций общенаучного системного подхода.
Методология системного подхода базируется на трудах В.П. Беспалько [1], Н.В. Кузьминой [3], А.М. Сидоркина [5] и других учёных. Рассматривая качественное своеобразие педагогических систем, авторы определили, что к данной категории относятся и специфические системы с наличием педагогического аспекта: в целях, содержании, формах и методах его реализации.
В современной постановке проблемы целенаправленной подготовки граждан к военной службе учёные видят противоречия между ростом требований к будущим защитникам Отечества и уровнем их умственного, психологического, духовно-нравственного и физического развития. Противоречие возникает в связи с ослаблением влияния традиционных институтов на развитие личности (семьи, школы, спортивных, общественных объединений). Потребности строящегося гражданского общества России связаны с личностью, с гражданином-патриотом, без которого это строительство невозможно.
Идея гражданина-патриота основывается на гражданской, национальной, этнической, культурной и других идентичностях. Мы предполагаем, что подготовка молодого человека к военной службе и есть та деятельность, в которой могут развиваться и проявляться как идентичность, так и патриотизм личности. Государственный интерес заключается в организации целенаправленной социализации молодых людей.
Б.Д. Парыгин рассматривает социализацию как изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие в результате включения в активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира [4]. Такое понимание социализации как двуединства воздействий общества на индивида и индивида на общество слу-
жит нам методологической основой для исследования этапов процесса воспитания у учащихся класса Росгвардии социальности как нравственного качества личности.
Данную взаимосвязь мы рассматриваем с позиции концепции идентификации, т.е. с позиции приобщения к социальным ценностям и обособления от них (Е.Н. Данилова, О.Н. Дудченко, Е.М. Калашникова, Т.З. Козлова и др.). Идентификация есть механизм сближения, интеграции людей и общества на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях, интериоризированных в ходе освоения мира человеком.
На первой (эмоциональной) стадии социализации идентификация может выражаться в неосознанной форме подражания как инстинктивного биологического свойства организма, помогающего приспособиться к среде, бессознательного отождествления себя с объектом отношения.
На второй (поведенческой) стадии в процессе сознательного подражания как идентификации в поведении происходит отождествление манер, действий, поступков. При этом подражающие действия направлены на людей, которые импонируют. На данной стадии возможно противопоставление себя другому. Проявление объективной позиции играет огромную роль в развитии личности, хотя на данной стадии не исключена возможность самоутверждения в деструктивных способах самореализации, когда происходят деградация личностных свойств и деперсонализация личности.
Усвоение содержания человеческой культуры и осознание своего места в обществе происходят на третьей (сознательной) стадии в процессе идентификации с мнением коллектива, ориентированного на ценностное отношение к человеку. Функциональной стороной высшей стадии идентификации является осознание своей индивидуальности и реализации в деятельности; осуществляется самоопределение как процесс интериоризации ценностей. Самоидентификация с общечеловеческими ценностями порождает представление об истинной самоценности личности, её предназначении, а субъектно-личностная деятельность выступает как самореализация
Зшжршп, шк\т, дипгмвстипп
уникального «Я». С самореализацией личности осуществляется включение механизма самосовершенствования, т.е. появляются новые духовные мотивы самовоспитания, самообразования и саморазвития.
С учётом стадий социализации личности выделены этапы воспитания у учащихся классов Росгвардии социальности: первый этап — «демонстрационный»; второй этап — «формирование навыков социальной активности»; третий — «этап самореализации». На первом этапе предъявляются образцы социального поведения, ориентированные на нравственные ценности. На втором этапе вырабатываются определённые умения и навыки, создаются воспитывающие ситуации, ориентированные на закрепление социального поведения. На третьем этапе реализуется творческий потенциал личности в сфере социальной активности.
Реализация того или иного этапа процесса воспитания у школьника социальности выводит его на соответствующий уровень сформированности качества.
Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний о сущности, структуре и содержании социальности, о саморазвитии личности.
У подростков не сформированы нравственная ориентация на человека, навыки культурного поведения, навыки оказания необходимой помощи человеку.
На среднем уровне социальности представления о данном нравственном качестве личности связываются с нравственными ценностями. Сформированы умения работать в коллективе. Подросток видит рядом «другого», учитывает его интересы. Он ориентирован на заботу об улучшении окружающей жизни.
Высокий уровень социальности подростка характеризуется пониманием, что социальность — это необходимое качество для каждого человека, которое приносит моральное удовлетворение. Школьник в соответствии с индивидуальной программой участвует в социальных проектах, принимает активное участие в общественно полезных делах. Необходимое принимается как личностно ценностное.
Таким образом, социальность учащихся класса Росгвардии определяется как процесс движения от необходимого поведения к свободному, как движение от внешней организации к превращению во внутренний стимул.
Критерий в нашем исследовании понимается как мерило, которое даёт характеристику формирующейся социальности на определённом уровне. Критерием исследования является отношение как интег-ративное психологическое образование, в структуру которого входят когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Для характеристики каждого структурного компонента отношения разработаны показатели, которые позволяют судить о степени развития той или иной стороны социальности.
Характеризуя уровень социальности подростков в современных условиях, следует сказать, что вне целенаправленного педагогического воздействия воспитание данного интегративного качества происходит неэффективно. Многие преподаватели испытывают затруднения в деятельности по данному направлению. По результатам нашего исследования, 56% учителей не представляют систему работы по воспитанию у школьников этого нравственного качества. Воспитательные меры, направленные на развитие социальности учащихся, нередко носят формальный характер. Знания, которые получает подросток, не оказывают действенного влияния на решение социальных проблем. Поэтому результаты исследования школьников являются неслучайными: у детей не сформировано в должной степени социальное сознание, они не имеют навыков социальной деятельности и не стремятся к самореализации.
Исследования, проведённые среди подростков, подтвердили эту тенденцию.
Подавляющее большинство учащихся не осмысливают основные положения Конституции РФ, не знакомы с правами и обязанностями граждан России, не стремятся разобраться в положениях Всеобщей декларации прав человека, не интересуются современным положением государства на международной арене, не знают государственную символику. К великому сожалению, у 20%
подростков исторические победы Вооружённых сил России не вызывают патриотические чувства, гимн России не порождает каких-либо позитивных эмоций.
Подросткам чужда социальная активность: 46% школьников подросткового возраста не участвуют в общественной жизни учебного заведения, 59% не хотят участвовать в благотворительной деятельности в пользу нуждающихся, не ориентированы на волонтёрскую деятельность.
Изменить эту ситуацию можно только при содружестве детей и взрослых. В связи с этим мы разработали технологию воспитания у учащихся класса Росгвардии социальности как нравственного качества личности с учётом каждого этапа.
Назовём некоторые методы воспитания у подростков социальности, которые мы применяли в экспериментальной работе:
• метод убеждения как метод формирования у подростка убеждённости в необходимости воспитания у себя социальности как нравственного качества;
• метод примера как опора в реально действующих живых конкретных образцах (социально ориентированные личности);
• педагогическое внушение — метод, оказывающий значительное влияние на психологическое состояние подростка, как механизм воздействия, бесконтрольно проникающий в психику школьника и реализующийся в виде поступков, стремлений, мотивов и установок;
• общественное мнение как метод, который контролирует и корректирует поведение учащихся класса Росгвардии в соответствии с требованиями социума;
• метод создания воспитывающих ситуаций, отражающий жизнь со всеми её противоречиями и сложностями;
• методы самовоспитания, с помощью которых реализуется программа самосовершенствования (самоприказ, самоанализ, самооценка, самоконтроль, самоотчёт, самовнушение, личные обязательства).
Подробно опишем эффективный метод, являющийся основой конструктивного взаимодействия с людьми, — метод поддержки. Он предполагает отсутствие какого-либо сравнения с кем-либо, кроме себя са-
мого, и учёт ситуации (поддерживать нужно того, кто нуждается в этом в данный момент). То есть это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен. Для оказания поддержки определяющим становится безусловное принятие «другого». Для этого нужно постоянно видеть его сильные стороны.
Иногда у подростка возникает ощущение сопротивления. Он считает, что есть люди, у которых невозможно увидеть сильные стороны, или существуют ситуации, когда невозможно поддержать «Другого». Таким подросткам мы предлагаем «Упражнение на безусловную любовь». Техника его заключается в следующем.
1. Сесть удобно.
2. Представить себе одного за другим всех значимых для подростка людей.
3. Сказать каждому из них: «Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть».
4. Вспомнить людей, которые, по мнению школьника, недостойны его поддержки.
5. Постараться понять, что именно этому мешает, при каких бы условиях подросток сказал ему: «Я принимаю тебя таким, какой ты есть».
6. Попробовать поставить себя на место этого человека, чтобы понять, почему школьник плохо относится к этому человеку, понимает ли тот требования, которые ему выставляются.
7. Вернуться на своё место и попробовать честно сказать: «Я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Далее школьнику задавались вопросы:
• Как ты реагировал на это упражнение?
• Много ли ты обнаружил людей, которых не можешь любить безусловно?
• Есть ли у тебя чувство протеста против самого принципа безусловной любви и поддержки каждому человеку?
Эмпатическое слушание
Для любого подростка разговор о собственных проблемах, собственной личности чрезвычайно важен. В этом случае эмоциональное состояние школьника является
Дишшссни
первостепенным. Поэтому педагогу необходим навык эмпатического слушания, когда воспитатель проявляет себя как эмоциональный резонатор, привлекающий подростка своим вниманием к нему, серьёзностью и силой своего интереса. Здесь нет поучения, отеческого покровительства, непрошеных советов. Педагог слушает с абсолютным вниманием и реагирует только тогда, когда знает, что ребёнок ждёт и хочет этого.
Рассмотрим пример.
Разговор с учащимся происходит после проведения теста на диагностику характера.
Подросток получает на руки «письмо» с описанием его характерологических особенностей.
Подросток. В этом письме нет ни слова правды!
Педагог. Ты расстроен?
Подросток. Да, мне написали, что у меня часто меняется настроение, что я непостоянный...
Педагог. И тебе это не понравилось.
Подросток. Конечно, я терпеть не могу непостоянных людей, всегда стараюсь быть выдержанным, непроницаемым.
Педагог. И тебя раздражает, что ты сам оказался не такой.
Подросток. Ну да. (пауза). Конечно, со мной иногда происходит что-то такое непонятное, помимо своей воли становлюсь раздражительным, грубым.
Педагог. И тебе это очень не нравится в себе.
Подросток. Да, пожалуй.
Скорее всего, реакция педагога кажется нам непривычной и даже неестественной. Гораздо привычнее и легче сказать: «Методика тут ни при чём. Ты сам виноват, что у тебя такие результаты. Это ведь твой характер», — или что-нибудь в таком роде. Но подобная реакция учителя оставляет подростка
наедине со своим переживанием. Школьник невольно ожидал отклика, поддержки, а наткнулся на непонимание. В то же время эм-патическое слушание показывает ему, что педагог понимает его чувства, готов обсудить их. У подростка появляется желание продолжить разговор, и он сам соглашается с тем, что только что отвергал. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание, а у педагога появляется повод для откровенного разговора о проблемах ученика.
Приём «Упражнение на овладение навыком поддержки»
Упражнение 1. Цель: помочь школьнику понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Участники делятся на пары. Один из них в течение минуты (или двух) рассказывает партнёру о своём затруднении или о проблеме. Второй должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнёра и рассказать о них. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение в группе проходит по следующей схеме:
• Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнёра?
• Кому было трудно это сделать?
• Кто не смог удержаться от осуждения? Почему?
Упражнение 2. Цель: дать подросткам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение «другого» не снижается и в затруднительном для него положении.
Упражнение выполняется в парах. Один ученик начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что.». Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Всё равно ты молодец, потому что.». Затем подростки меняются ролями.
После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:
• Все ли смогли отреагировать на рассказ одноклассника заданным образом?
• Кто не смог или не успел этого сделать? Почему?
• Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?
• Что чувствовал слушающий? И т.д.
Упражнение 3. Цель: дать подростку возможность почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнёра.
Ученик рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или о затруднении. Его партнёр говорит то, что считает нужным в данной ситуации, чтобы оказать поддержку. А затем он рассказывает о своей проблеме следующему однокласснику. Всё повторяется до тех пор, пока все учащиеся класса не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего её.
Схема обсуждения:
• В каком случае было легче отреагировать, в каком — труднее?
• Какими словами вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?
В случае необходимости анализируются реакции отдельных подростков.
После каждого упражнения учащиеся получали домашнее задание: в течение перерыва между встречами не менее десяти раз оказать поддержку различным людям — одноклассникам, родителям, знакомым и т.д. При этом должны заполнять «Дневник по самовоспитанию» по форме:
• описание ситуации в целом;
• реплики партнёра;
• мой ответ;
• психологическое содержание моего ответа (поддержка, комплимент, оценка);
• реакция собеседника на мои слова.
При обсуждении домашнего задания все учащиеся класса Росгвардии делятся опытом, полученным в ходе выполнения задания. Подростки обсуждают ситуации, а в случае необходимости их разыгрывают и анализируют.
Следует сказать, что эффективным является также анализ видеоматериалов, которые содержат многочисленные варианты
поддержки. Применение этого приёма формирует у подростка нравственную ориентацию на человека и побуждает его к активной социальной деятельности, более глубокому пониманию: когда поддержка человеку необходима, уместна, а когда является излишней.
Целесообразное применение методов и приёмов воспитания социальности у учащихся класса Росгвардии выводит подростков на более высокий уровень формирования данного нравственного качества личности. □
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
2. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. — М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с.
5. Сидоркин А.М. Методология системного подхода в педагогике. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1989.
6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 554 с.
Literature
1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. — M.: Pedagogika, 1989. — 192 p.
2. Galaguzova M.A. Social'naja pedagogika: kurs lekcij. — M.: VLADOS, 2001.
3. Kuz'mina N.V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti. — L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1970.
4. Parygin B.D. Social'naja psihologija. Istoki i perspektivy. — SPb: SPbGUP, 2010. — 533 p.
5. Sidorkin A.M. Metodologija sistemnogo podhoda v pedagogike. — M.: NII OP APN SSSR, 1989.
6. Psihologo-pedagogicheskij slovar' dlja uchi-telej i rukovoditelej obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. — Rostov n/D: Feniks, 1998. — 554 p.