Научная статья на тему 'Роль личности педагога и Интернет-сообщества в социализации подростка'

Роль личности педагога и Интернет-сообщества в социализации подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Н.В.

В статье раскрывается влияние личности педагога и Интернет-сообщества на процесс социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль личности педагога и Интернет-сообщества в социализации подростка»

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

© Панова Н.В.*

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург

В статье раскрывается влияние личности педагога и Интернет-сообщества на процесс социализации подростков.

Ключевые слова личность педагога, профессиональная компетентность. социализация, Интернет-сообщества.

Современная образовательная организация в настоящем становится социально ориентированной, поскольку предлагает максимальную интеграцию учащихся в процесс освоения способов жизнедеятельности, где общество и внешняя среда в целом определяют ее цели и направления деятельности. Во многом этому способствует разработка школой социальных программ, стимулирующих развитие благополучия личности подростка в овладении процессом вхождения в социальную практику.

В целях формирования ключевых компетентностей учащихся образовательная организация совмещает обучение и умение реализовать на практике необходимые и актуальные знания для успешной социализации школьников [7]. Если с позиций системного подхода мы рассматриваем деятельность образовательной организации как систему, то социально значимая деятельность выражается в качестве компонента данной системы. В этой связи профессиональная компетентность педагога является определяющей в социализации подростка. В отечественной литературе синонимом понятия «компетентность» часто становится понятие «профессионализм».

Согласно исследованиям Государственной службы Российской Федерации выделяют две составляющие профессионализма педагога:

1. Мотивационный (ценностный) компонент.

2. Операционный компонент, который представляет собой на уровне стандарта профессиональную деятельность, обеспечивающую высокую продуктивность труда, и включает поиск инноваций, творчество, обогащение профессии; личностное развитие средствами профессиональной деятельности; профессиональную открытость для других [2]. Мы считаем, личностные качества педагога становятся определяющими успех образования в целом. Доказательством служит позиция Тонконогой Е.П., которая считает профессиональную компетентность педагога интегральным про-

* Доцент кафедры Педагогики семьи, кандидат педагогических наук, доцент.

фессиональным качеством: сплавом опыта, знаний, умений и навыков, служащим показателем готовности к работе, способностью принимать обоснованные решения [5]. Речь идет о компетентности как элементе общей культуры современного человека, включающей освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних умений, формирующих культурные образцы поведения и взаимодействия в обществе [6]. Компетентное поведение педагога зависит от:

- мотивации и способности включаться в деятельность высокого уровня;

- готовности включаться в субъективно значимые действия и др. К их числу относятся качества, характеризующие особенности профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и развития, которые определяются требованиями профессии.

Личностные характеристики педагога влияют на развитие личности подростка, которое имеет ряд особенностей, связанных с внедрением в учебу, быт и свободное время мощной информационной волны в виде всевозможных информационно-коммуникационных технологий, совершенно изменивших возможности мировосприятия взрослеющей личности, которую представляет подросток. Взросление подростка происходит под натиском многих социальных процессов, среди которых все большее влияние оказывают Интернет-сообщества.

Общению с компьютером в современном мире подросток учится одновременно с общением в социуме (а в некоторых случаях и раньше), уровень, скорость и легкость взаимодействия с виртуальным миром у него много выше, чем у взрослого человека. Возможность существования ребенка в нескольких виртуальных реальностях - это данность современного образовательного пространства.

Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того, чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве. Зачастую взаимодействие подростка и Интернет-сообщества происходит без влияния родителей и педагога. Личностные качества педагога становятся неучтенными, их заменяют правила Интернет-сообщества. Одной из основных функций Интернет-пространства для ребенка является возможность быстрой коммуникации с большим количеством людей.

Сетевые коммуникации нацелены на анализ нового формата социальных взаимодействий и новой социальной реальности, которая порождает новые проблемы социального управления. Подросткам, которые становятся новыми посетителями сообщества, важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди. В связи с этим многие возможности сетевых сообществ отве-

чают актуальным запросам подросткового возраста, где подросток решает свои основные трудности: снижение самооценки, повышенную раздражительность, физическое и душевное недомогание, перенос неудовлетворенности собой на окружающий мир, чувство одиночества, чужеродности, повышенной тревоги, беспокойства и неуверенности. Так, по результатам опроса среди подростков Р.П. Ефимкиной, «половина четырнадцатилетних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все» [4]. В случае, когда личностные ресурсы педагога не способствуют процессу взросления подростка, он самостоятельно пытается выйти из ситуации. Часто условиями, компенсирующими данные возрастные особенности подросткового возраста, является обращение подростка к миру виртуальной среды, где ребенок повышает уровень своей осведомленности в социальных практиках.

Снизить риски негативного сценария социализации подростков возможно благодаря инновационной технологии - проектной деятельности в образовательном пространстве, где формируются диалоговые компетенции.

Важным аспектом формирования диалоговой компетенции подростка в социальных проектах является идея создания конечного продукта, которую подростки под руководством педагога разрабатывают сами по тем темам, которые вызывает у них интерес. Личность педагога направляет данную деятельность подростков и становится ключевой в снижении негативных возрастных аспектов подростков.

Выход социально значимых проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать их оценку, почувствовать их эмоциональный отклик.

Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты, прежде всего, направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, которые способствуют интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвуют в социальных проектах большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди.

Если стратегической целью воспитания является обеспечение духовно-нравственного становления личности подростка, его активной созидательной позиции, гражданской идентичности, то его готовность к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества становится основой общечеловеческих ценностей и воплощения их в последующем взрослении в социальной практике.

Для достижения этой важной и сложной цели требуется комплекс механизмов, с помощью которых не только возможна реализация программы

воспитания и социализации, но и привлечение социальных партнеров. Партнеры для достижения цели воспитания необходимы, так как развитие социально-личностных компетенций школьников возможно лишь при создании широкого спектра самой разнообразной социальной деятельности. В качестве социальных партнеров образовательное учреждение может привлечь другие образовательные учреждения (разных типов, видов и уровней), учреждения культуры и искусства, общественные организации и т.п.

Иногда подросток становится активным участником сетевого сообщества, которое оказывает на него значительное влияние.

Сеть как основа формирования многообразных коммуникативных пространственно--временных, субъект-субъектных и субъект-объектных конфигураций зачастую не имеет лидеров, что импонирует подростку. При взаимодействии подростков в виртуальном пространстве констатируется высокая активность и удовлетворенность. Социальные сети характеризуются потенциально бесконечным числом независимых центров аккумуляции и распространения информации, что определяет, с одной стороны глобальность, демократичность и доступность коммуникации, а с другой, ее бесконтрольность.

Так же как для комфортного и результативного существования в обычной реальности нужен запас сведений о правилах и законах взаимодействия, а для эффективного существования правильные установки на поведение в социуме, все то же самое по аналогии нужно и для виртуальной реальности. При вхождении ребенка в этот новый мир, он должен быть снабжен элементарными инструкциями о правилах поведения на просторах интерната, о возможностях этого пространства и об опасностях, которые могут здесь подстерегать. Это требует детального изучения процессов, происходящих на всех уровнях взаимодействия ребенка и компьютера.

При этом такая среда должна быть, безусловно, безопасной. Так условия безопасности организации учебной среды изучали: И.А. Баева, В.А. Дмитриевский, Б.М. Мастеров, Е.В. Романов и др. Полученные в результате исследовательских изысканий данные позволили выработать ряд рекомендаций к достижению безопасности в конкретных условиях деятельности и типах ситуаций, несущих угрозу жизни и психическому благополучию человека.

Суть механизма включения подростков в общественные отношения, формируют её мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, социальный статус, который использует формы интеграции молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические традиции общества в качестве основы своих ценностных ориентаций. Исследования О.М. Шахмартовой свидетельствуют о том, что у активных пользователей интернет сети зависимый тип реагирования преобладает над всеми остальными типами (компетентный и агрессивный). Такие подростки в реальной жизни послушны, не умеют проявить сопротивление, предпочитают находиться в стороне при решении трудных вопросов [8].

Рассматривая информационно-психологическую безопасность личности через состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, Г.В. Грачев к таким факторам отнес те, которые препятствуют или затрудняют формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения [3]. Выступая элементом социальности, Интернет становится мощным агентом социализации подростка: социализации применительно не только к сетевым сообществам, но и к тому реальному обществу, в котором человек живет. То, что происходит с подростками «внутри» виртуального пространства, несомненно, требует специальных исследований. Насколько нормы поведения, формируемые в сетевом сообществе, отвечают запросам общества? Однако связь между ними возникает, и основой этой связи является сам подросток, который выступает и пользователем Интернета, членом сетевого сообщества (или нескольких сообществ), и учеником образовательной организации, где ведущая роль по-прежнему отводится педагогу. Нас волнует, как трансформируются нормы и образцы, заложенные благодаря процессам социализации в образовательной среде в сетевом обществе. Эти вопросы становятся все более актуальными по мере возрастания зависимости подростка от Интернета. При этом не следует противопоставлять «реальный» и «виртуальный» социум: их оба надо совершенствовать. Сейчас ситуация такова - общество в очередной раз оказалось в ситуации выбора, когда все громче звучат голоса, требующие «вернуть» подростка из мира виртуального в «реальный» социальный мир учитывая всю мощь компетенностного и личностного багажа педагога в образовательном процессе.

Таким образом, роль личности педагога и Интернет-сообщества играют огромную роль в социализации подростка и становится важным в исследовании новых реальностей развития образовательной организации.

Список литературы:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для ВУЗов. - М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. - М., 2003.

3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125 с.

4. Ефимкина Р.П. Психология развития. - Новосибирск, 2004. - С. 35.

5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - С. 110.

6. Панова Н.В. Формирование профессиональных компетентностей в личностном развитии педагога: учебное пособие. - СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2013. - 248 с.

7. Развитие современной информационной культуры участников образовательного процесса и использование результатов мониторинга в оценке работы школы за учебный год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/golink/pedsovet.org/login/pedsovet.org/login.

8. Шахмартова О.М. Подросток и компьютер // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1339-1347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.