Научная статья на тему 'Психологические особенности компонента "Я-виртуальное" в структуре образа "я" подростков в социальных сетях'

Психологические особенности компонента "Я-виртуальное" в структуре образа "я" подростков в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
959
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ "Я" / СТРУКТУРА ОБРАЗА "Я" / "Я-РЕАЛЬНОЕ" / "Я-ИДЕАЛЬНОЕ" / "Я-ВИРТУАЛЬНОЕ" / "КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ" / "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ" / "ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ" / "SELF-IMAGE" / STRUCTURE OF "SELF-IMAGE" / "I AM REAL" / "I AM IDEAL" / "I AM VIRTUAL" / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT / BEHAVIORAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зекерьяев Руслан Ильвисович

В статье рассматриваются психологические особенности формирования компонента «Я-виртуальное» в структуре образа «Я» подростков в целом. В работе анализируются теоретические подходы к изучению структуры образа «Я», а также описываются психологические особенности интернет-социализации личности. В статье анализируются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, формирующие образ «Я». В работе рассматриваются составляющие образа «Я»: «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-виртуальное», описываются психологические особенности их взаимосвязи, а также анализируется процесс их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of "I-virtual" component in the structure of "Self-image" of teenagers in social networks

The article discusses the psychological characteristics of the formation of the component «I-virtual» in the structure of the «Self-image» of adolescents in general. The paper analyzes the theoretical approaches to the study of the structure of the «Self-image», as well as describes the psychological characteristics of the internet-socialization of the individual. The article analyzes the cognitive, emotional and behavioral components that form the «Self-image». The work considers the components of the «Self-image»: «I-real», «I-ideal» and «I-virtual», describes the psychological characteristics of their interconnection and also analyzes the process of their formation.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности компонента "Я-виртуальное" в структуре образа "я" подростков в социальных сетях»

В настоящее время в контексте профессионального самоопределения студентов направления туризма и гостиничного бизнеса следует учитывать такие характерные особенности в данной сфере как недостаточное количество квалифицированных специалистов, а также не полное соответствие степени квалификации сотрудников занимаемым должностям.

Также необходимо отметить, что процесс профессионального самоопределения далеко не ряд одномоментных мероприятий, касающихся выбора будущей профессии. Это, прежде всего, сложный и длительный процесс, характеризующийся специфическими признаками и особенностями, направленными на учет характеристик целевой аудитории.

Практически все точки зрения ученых на предмет и сущность профессионального самоопределения сходятся в одном - этот процесс должен характеризоваться своеобразной тесной «увязкой» личностных свойств, ценностно-смысловых ориентаций и профессиональных требований.

Выводы. По этим причинам профессиональное самоопределение студента в аспекте смыслового будущего в сфере туризма и гостиничного бизнеса находится в основании веры в собственные возможности, самостоятельность, энергичность, имеет тесную связь с его готовностью к разумному риску, детерминирует его оптимизм в отношении ожидания определенной успешности собственных действий в ситуации неопределенности и нестабильности.

Литература:

1. Загузина, Н. Н. Проблемы профессионального самоопределения учащихся на современном рынке труда / Н. Н. Загузина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 70-2.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург, 2015.

3. Кагальницкая, О. Г. Стереотипизация смысложизненной ориентации подростков на начальном этапе профессионального самоопределения / О. Г. Кагальницкая // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2016. - № 2.

4. Карташова, Е. И. Современная система профессиональной ориентации / Е. И. Карташова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11). - С. 138-140.

5. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. - М.: Пересвет, 2014.

6. Кузьмина, В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ / В. М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - № 3-4. - С. 74-79.

7. Ларина, Т. Н. Особенности динамики смыслового развития и структура смысложизненных ориентаций юношей в период профессионального становления / Т. Н Ларина // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2016. - №4.

8. Морозов, С. М. Теория А. Н. Леонтьева о механизмах саморазвития деятельности / С. М. Морозов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2.

9. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1976. - 560 с.

Психология

УДК: 316.61:004.946

преподаватель кафедры психологии Зекерьяев Руслан Ильвисович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОНЕНТА «Я-ВИРТУАЛЬНОЕ» В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА «Я» ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности формирования компонента «Я-виртуальное» в структуре образа «Я» подростков в целом. В работе анализируются теоретические подходы к изучению структуры образа «Я», а также описываются психологические особенности интернет-социализации личности. В статье анализируются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, формирующие образ «Я». В работе рассматриваются составляющие образа «Я»: «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-виртуальное», описываются психологические особенности их взаимосвязи, а также анализируется процесс их формирования.

Ключевые слова: образ «Я», структура образа «Я», «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное», «когнитивный компонент», «эмоциональный компонент», «поведенческий компонент».

Annotation. The article discusses the psychological characteristics of the formation of the component «I-virtual» in the structure of the «Self-image» of adolescents in general. The paper analyzes the theoretical approaches to the study of the structure of the «Self-image», as well as describes the psychological characteristics of the internet-socialization of the individual. The article analyzes the cognitive, emotional and behavioral components that form the «Self-image». The work considers the components of the «Self-image»: «I-real», «I-ideal» and «I-virtual», describes the psychological characteristics of their interconnection and also analyzes the process of their formation.

Keywords: «Self-image», structure of «Self-image», «I am real», «I am ideal», «I am virtual», cognitive component, emotional component, behavioral component.

Введение. Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией, внедрением информационных технологий во многие сферы жизни, что привело, в частности, и к изменению в процессе социализации, развития и становления личности. Процесс интернет-социализации предоставляет новые возможности для коммуникативного взаимодействия и формирует новую культурную реальность, в которой личность участвует в новых видах деятельности, обладая при этом широким спектром средств, которые опосредованно влияют на становление образа «Я». Следует также отметить, что основным контингентом сетей социального взаимодействия являются подростки, находящиеся на стадии активного

формирования своего образа «Я». Необходимо отметить, что, несмотря на ряд работ, посвященных изучению разных аспектов образа «Я», элемент «Я-виртуальное» практически не становился независимым предметом систематического исследования. Таким образом, можно отметить противоречие между необходимостью в понимании психологических особенностей образа «Я-виртуальное» и недостаточностью представлений о его сущности.

Целью статьи является описание особенностей формирования компонента «Я-виртуальное» в составе образа «Я» подростков.

Изложение основного материала статьи. По мнению Б.Г. Ананьева, важнейшей особенностью подросткового этапа развития личности является изменение ее самосознания. Сознание на данном этапе проходит через различные объекты отношений и становится элементом самосознания, тем самым обеспечивая целостность характера, образуя и стабилизируя личность. Будучи вовлеченным в непрерывное социальное взаимодействие, подросток все время получает оценку своих реакций, действий, поступков не только от окружающих его значимых людей, но и в целом от всего общества. На их основе происходит конструирование самооценки, которая является основным инструментом, формирующим образ «Я». Под ним понимается элемент самосознания личности, который включает в себя все знания личности о себе: физические особенности, способности и склонности, морально-нравственные черты и поступки. Образ «Я» определяет значимость и ценность различных сторон личности подростка, его поведенческих реакций и деятельности в процессе взаимодействия с социумом. Вместе с этим, самооценка - это сложная форма внутреннего мира личности, определяющая особенности самоуважения, самоотношения, степень притязаний, отвержение или принятие себя [1].

Р. Бернс в своих исследованиях с позиции комплексности социальной психологии рассматривает образ «Я» как набор установок, которые личность направляет на саму себя. Ученый также представляет образ «Я» в виде структуры, состоящей их трех компонентов:

1. представления личности о самой себе;

2. эмоциональная оценка этих представлений, проявляющаяся с различными уровнями интенсивности, в зависимости от их принятия или отвержения;

3. интеракции, вызываемые самооценкой и образом «Я» [4].

Множественность образов «Я», их сменяемость, поочередное проявление и последующую потерю ситуативной актуальности в самосознании в своих работах отмечает И.С. Кон. Он также говорит о том, что образ «Я» личности подразумевает некоторую внутреннюю тождественность и единство, однако также подчеркивает и то, что личность может обладать разными образами «Я», которые могут формироваться под влиянием различных взглядов на актуальную ситуацию [7].

Результатом исследования феномена виртуальной личности, с точки зрения Е.П. Белинской, стало выдвижение предположений о факторах, детерминирующих психологические особенности процесса конструирования виртуального образа. В своих работах она указывает, что личность в сети Интернет может создаваться для реализации агрессивных тенденций, свойственных прототипу, которые не могут быть реализованы в реальном социуме. Также, по мнению автора, создание виртуальной личности может говорить о желании реального человека произвести впечатление на окружающих. Е.П. Белинская также отмечает, что целью конструирования виртуального образа может быть стремление получить новый опыт в ходе так называемой «игры с идентичностью». Таким образом, по мнению исследовательницы, виртуальную личность нельзя соотносить с реальным образом или идеальным «Я», поскольку она выражает стремление к поиску нового. Кроме того, нельзя считать создание виртуального образа стремлением компенсировать или преодолеть затруднения в реальной жизни, поскольку оно несет своей целью самовыражение через попытку примерить разные социальные роли [3].

Особое внимание процессу рождения и становления образа «Я-виртуальное» уделяет З.С. Завьялова. Она проводит аналогию между развитием реальной и виртуальной личности, отмечая лишь небольшие отличия. Как человек рождается и осознает свое оппозиционное положение миру, так и виртуальный образ входит в виртуальный мир и осознает себя в оппозиции ему. Здесь же начинается процесс самоидентификации. Как реальный человек получает имя, так и создаваемой личности присваивается имя, отражающее его сущность. При этом не только продолжается психофизиологическая самоидентификация, но и развивается личностная самоидентификация [6].

А.И. Лучинкина определяет виртуальную личность как желаемый образ субъекта, ее создающего. Также она отмечает, что виртуальный образ обладает такими свойствами, как обладание приоритетами, недоступными реальной личности, чрезмерное стремление к репликации образа в интернете или вживание в роль, высокий уровень инструментальной компетентности и чувство принадлежности к сетевой субкультуре. А.И. Лучинкина также отмечает, что процесс создания виртуального образа может происходить в результате мотивации репликации себя в новых образах и желании прожить несколько жизней. При этом может возникать эффект множественности, при котором человек одновременно проявляется в разных личностях. Учитывая, что человек в виртуальном мире имеет все возможности для создания любого образа, автор определяет виртуальную личность как желаемый образ, хотя и не имеющий физического тела, но являющийся личностной самопрезентацией. В качестве основных характеристик виртуальной личности, ученая выделяет виртуальность, нормативность в интернет-пространстве, творческую мотивацию [8].

В исследованиях Н.В. Чудовой и Ю.М. Кузнецовой образ «Я-виртуальное» постулируется как независимый когнитивный компонент в структуре Я-концепции. По мнению авторов, он является промежуточным звеном между «Я-реальным» и «Я-идеальным», так как общение в среде виртуальной реальности является зоной ближайшего развития индивида. Исследователи также отмечают, что «Я-виртуальное» является совокупностью изменений в состоянии психики и границ психической реальности индивида, взаимодействующего с другими виртуальными образами [2].

Е.Е. Пронина в своих исследованиях отмечает, что анонимность и отсутствие непосредственного контакта в процессе виртуального взаимодействия создают возможность изменения собственной идентичности, что приводит к созданию желаемого альтернативного образа «Я». При этом создаваемый образ может быть конгруэнтным реальной личности, его создавшей, так и неконгруэнтным. По мнению ученой, формирование виртуального образа «Я» выступает в качестве инструмента для самоопределения, самопознания, поиска своей идентичности, поиска себя в новых социальных ролях и моделях поведения. Все это делает виртуальное пространство особо значимым для подростков, которые находятся в процессе

формирования своего образа «Я». Е.Е. Пронина также подчеркивает, что образ «Я», формируемый в интернете, не только является отражением существующих социальных идентификаций, но и включает в себя спонтанные, нерефлексируемые психологические особенности личности [9].

Н.Н. Бутрова и О.П. Цариценцева, рассматривали «Я-виртуальное» как независимую модальность в структуре образа «Я». Они описывали «Я-виртуальное» как представление пользователей сетей социального взаимодействия о комплексе личных качеств, которые они проявляют в процессе виртуальной коммуникации. Ученые также отмечают, что одним из факторов, детерминирующих психологические особенности виртуального образа, является желание реализовать социальные потребности, фрустрированные в реальном мире: потребность в аутентичном общении, признании, самопрезентации и т.д. Возможность замены неблагоприятной реальности идеальным виртуальным миром, который позволяет игнорировать неприемлемые личностью аспекты существования и играть в различные привлекательные социальные роли, может стимулировать личность к более активному формированию образа «Я-виртуальное» [5].

Соглашаясь с вышеназванными учеными, можно также отметить, что основа «Я-виртуального» является двойственной. С одной стороны, этот элемент в структуре образа «Я» конструируется на основе представлений личности подростка, входящих в «Я-реальное». Но вместе с тем оно выступает в роли особого конструкта самосознания, сочетающим в себе свойства принадлежности к различным сообществам в сетях социального взаимодействия, вбирая в себя те или иные характерологические черты, которые формируются и реализуются личностью только в виртуальном пространстве, никак не проявляясь в реальном мире.

Конструирование образа «Я» подростка, включающего в себя элементы «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-виртуальное», осуществляется на основе трех компонентов: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Когнитивный компонент коммуникативной деятельности включает в себя перцептивные способности личности, основанные на ряде психических процессов, таких как восприятие, ощущение, память, воображение, мышление и т.д. На основе психологических особенностей восприятия собеседниками друг друга формируется взаимопонимание. Стоит также отметить, что его основными характеристиками являются идентификация и адекватность. Идентификация проявляется как процесс поиска коммуникантами друг в друге различий и сходств, которые в дальнейшем влияют на процесс общения. Адекватность понимается как степень соответствия реальных личностей, общающихся между собой, тем представлениям друг о друге, которые формируются у них в процессе взаимодействия. В элементе «Я-виртуальное» данный компонент сохраняет свои особенности и определяет отношение личности к виртуальной среде, в которой она коммуницирует, и к другим ее участникам, с которыми она взаимодействует в процессе интернет-социализации.

Эмоциональный компонент коммуникативной деятельности определяет отрицательные либо положительные аффективные переживания. Они возникают у личности в процессе общения под влиянием индивидуальных психологических особенностей других участников коммуникации и могут проявляться как симпатии, антипатии, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и собеседниками. Данный компонент включает в себя эмоциональную идентификацию, которая сопровождается эмпатией -чувственным откликом на переживания другого человека, сочувствием, соучастием и сопереживанием. Эмоциональный компонент коммуникативной деятельности ярче всего проявляется в процессе неофициального общения и выполняет в нем функцию регулирования коммуникации. В элементе «Я-виртуальное» данный компонент проявляется как личностные предпочтения при выборе различного рода эмоций для взаимодействия с окружающим социумом. Также он может выражаться как склонность к определенному роду внутриличностных переживаний.

Поведенческий компонент коммуникативной деятельности проявляется как совокупность навыков по эффективному применению невербальных и вербальных средств общения. Он также отражает способность наблюдать за участниками коммуникации в процессе взаимодействия, выражать свои эмоции и чувства, а также владеть навыками обратной связи. Данный компонент может включать в себя жесты, мимику, речь и поступки, которые демонстрируют отношение личности к другим людям и актуальной ситуации, в которой она находится в каждый момент времени. В элементе «Я-виртуальное» поведенческий компонент проявляется как выбор вариаций поведения и взаимодействия с окружающими виртуальными личностями в различных ситуациях, возникающих в процессе общения.

Психологические особенности проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов обуславливают формирование свойств «Я-реальное» и «Я-идеальное» в структуре образа «Я» подростка.

«Я-реальное» - это представление личности о себе самой, которое побуждает ее на актуальную деятельность, определяет ее жизненные цели, формирует систему притязаний. Оно также обуславливает психологические особенности коммуникации с другими людьми, детерминирует выбор стратегий приспособления к различным ситуациям и обеспечивает реализацию жизненных стратегий.

«Я-идеальное» - это представление личности о себе как эталоне, которым она хочет стать, реализуя свой потенциал и возможности. Оно является важным условием сохранения самоуважения и поддержания мотивации человеческой деятельности. «Я-идеальное» обуславливает выбор социальных ролей и статусов в процессе коммуникации, устанавливает долгосрочные цели, детерминирует выбор средств их достижения.

«Я-реальное» и «Я-идеальное» подростка зачастую не только не совпадают, но и существенно различаются, что может приводить к различным последствиям, обладающих как негативным, так и позитивным характером. Например, подобное рассогласование может вызвать серьезные внутриличностные конфликты с одной стороны, но с другой стороны также выступать в роли мотиватора к самосовершенствованию и развитию личности. Характер подобных процессов определяется зачастую самой личностью в ходе интерпретаций ею возникшего диссонанса. При этом необходимо также отметить, что «Я-реальное» стремится трансформироваться, приближаясь к «Я-идеальному». Одним из важных участников данного процесса является также «Я-виртуальное», появление которого стало возможным благодаря глобальной информатизации общества и появлению Интернета как средства социального взаимодействия.

«Я-виртуальное» является промежуточным звеном между компонентами «Я-реальное» и «Я-идеальное», выступая в роли посредника между реальными представлениями подростка о себе и тем образом, к которому он стремится. Оно является инструментом достижения «Я-идеального», сочетая в себе качества, присущие реальной личности, и качества, которыми она хотела бы обладать.

Выводы:

1. Интернет-социализация личности открывает принципиально новые возможности для взаимодействия и создает новую социокультурную реальность, в которой человек может заниматься различными видами деятельности, обладая при этом широким спектром средств, которые опосредованно влияют на становление образа «Я».

2. «Я-виртуальное» - это посредник между «Я-реальным» и «Я-идеальным», превращающий виртуальную реальность и сети социального взаимодействия, в частности, в зону ближайшего развития личности подростка.

3. На основе когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в структуре образа «Я» формируются «Я-реальное» и «Я-идеальное», которые в свою очередь детерминируют психологические особенности «Я-виртуального».

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 томах / Б.Г. Ананьев - Москва: «Педагогика». - 1980. - 232 с.

2. Анищенкова, Ю.Н. Образ Я-виртуальное в структуре когнитивного компонента Я-концепции / Ю.Н. Анищенкова - Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы научной конференции 19-21 октября 2010 г. Ч.2. - 2010. - 592 с.

3. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности [электронный ресурс] / Е.П. Белинская. - Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_show_archives.php?archive=1129709116&id=1106582602&start_fr om=&subaction=showfull&ucat=15.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. под ред. В. Я. Пилиповского / Р. Бернс -Москва. - 1986. - 422 с.

5. Бутрова, Н. Н. Содержание образа «Я-виртуальное» пользователей Интернета (на примере юношеского возраста) [Электронный ресурс] / Н. Н. Бутрова, О. П. Цариценцева. - режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14338.htm.

6. Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы [электронный ресурс] / З.С. Завьялова. - Режим доступа: http://ptcd.ru/zavjalova-zs-samoidentifikatsija-lichnosti-v-uslovijah-setevyh-kommunikatsij-postanovka-problemy.

7. Кон И.С. Открытие «Я». Над чем работают, о чем спорят философы / И.С. Кон - Москва. -1978. - 367 с.

8. Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей / А.И. Лучинкина - Перспективы науки и образования. № 6 (12). - 2014. - с. 105-109.

9. Пронина Е.Е. Закономерности конструирования виртуального Я в социальных сетях / Е.Е. Пронина, А.А. Пароваткина - Психология образования: модернизация системы образования в условия введения в действие новых профессиональных стандартов. Х Всероссийская научно-практическая конференция. 8-10 апреля 2014. Статьи и материалы. - 2014. - с. 295-297.

Психология

УДК 159.922.76

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ)

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме типологии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии на основе экспертной оценки. В работе на основе математической обработки результатов выделяются типы социально-психологической компетентности, осуществляется распределение по типам компетентности подростков с нормативным развитием, с умственной отсталостью и сенсорными нарушениями, приводятся качественные характеристики каждого типа.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность; подростки с отклонениями в развитии; экспертная оценка.

Annotation. This research is devoted to the problem of typology of Socio-Psychological Competence of adolescents with developmental disabilities on the basis of expert evaluation. In the work on the basis of mathematical processing of the results, the types of Socio-Psychological Competence are distinguished, the distribution by types of Competence of adolescents with normative development, with mental retardation and sensory impairments is carried out, the qualitative characteristics of each type are given.

Keywords: Socio-Psychological Competence; adolescents with developmental disabilities; expert evaluation.

Введение. Актуальность изучения социально-психологической компетентности подрастающего поколения обусловлена требованиями современного общества, в котором роль взаимодействия между людьми значительно возросла. Компетентность во взаимодействии выступает «в качестве важнейшего показателя успешности достижения лицами с отклонениями в развитии личностных результатов в процессе освоения адаптированной основной образовательной программы» [1, с. 121]. Под социально-психологической компетентностью мы понимаем многомерное, целостное образование со сложной интегрированной структурой, отражающее способность личности управлять своими внутренними и внешними ресурсами для конструктивного субъект-субъектного взаимодействия [2]. В структуре социально-психологической компетентности выделяем когнитивно-эмоциональный, эмоционально-регулятивный, инструментально-операциональный компоненты, опосредованные личностно-ресурсной организацией.

Как известно, специфическими особенностями в развитии личности отличаются подростки с отклонениями в развитии. В качестве схожих и частых характеристик у детей и подростков с различными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.