УДК 331.108.4
ББК Ч106.311.2 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Носкова Татьяна Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатизации образования, факультет информационных технологий, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48, к. 330; e-mail: [email protected].
Яковлева Ольга Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации образования, факультет информационных технологий, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48, к. 330; e-mail: [email protected].
СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ В МЕДИАСРЕДЕ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиа; профессиональное развитие; информационные и коммуникационные технологии; профессиональные компетенции; компетентность, профессиональные достижения.
АННОТАТТИЯ. Рассматриваются возможности медиа в профессиональном развитии студентов, в частности будущих учителей. С точки зрения возрастного подхода характеризуется процесс освоения молодежью медиасреды, раскрываются основные направления развития личности в медиасреде, а также связанные с этим риски. Уделяется внимание влиянию медиа на развитие профессиональной компетентности студентов.
Noskova Tatyana Nikolaevna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Chair of Information Technologies, Department of Informatization of Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St.-Petersburg).
Yakovleva Olga Valerievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Information Technologies, Department of Informatization of Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St.-Petersburg).
MODERN STUDENT IN THE MEDIA ENVIRONMENT: QUESTIONS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
KEY WORDS: media; professional development; information and communication technologies; competence; professional achievements.
ABSTRACT. The possibilities of the media in the professional development of students, in particular, the future teachers are considered. In terms of the age approach the process of youth development in the media environment is characterized. The basic directions of development of the individual in the media environment, and the associated risks are revealed. The attention is paid to the influence of media on the development of professional competence of students.
Социальная среда в сознании современного студента логически неразрывно связана с информационным окружением, в частности c медиасредой.
Медиасреда на сегодня имеет несколько основных тенденций (трендов) развития, которые обеспечивают ряд возможностей для развития личности и отвечают потребностям современных студентов.
В частности, мобильность, изначально ставшая возможной благодаря стремительному появлению технических новинок (планшеты, смартфоны, нетбуки и др.), теперь рассматривается и как элемент активности субъекта в информационной среде.
Социальная направленность, связанная с многочисленными социальными сервисами, развивается в сторону формирования сетевых сообществ, которые, в свою очередь, инициируют общественные события, акции, движения. Многоканальность информационных потоков проявляется в виде «поставщика» разного рода информации (тексты в блогах, видео на видеосервисах,
музыка, изобразительная деятельность). Самостоятельность пользователя, изначально понимавшаяся как возможность самообслуживания в Сети, перерастает в выбор жизненных маршрутов — образовательных, профессиональных, творческих (самостоятельный поиск работодателя, грантов, конкурсов). С этой тенденцией связана и ориентация на потребителя, персонализация контента медиаресурсов.
Ценность медиасреды с точки зрения профессионального становления студентов заключается в возможности включиться в расширенные коммуникации, увидеть в них продукты исследовательской и творческой деятельности других людей — социальные, профессиональные, культурные, — важные для развития личности студентов. Особенности коммуникаций заключены в том, что студенты включаются в масскоммуникаци-онные процессы, в которых участвуют субъекты не только разного социального, образовательного статуса, но и разных культур. Студенты в такой расширенной коммуни-
© Носкова Т. Н., Яковлева О. В., 2013
кационной среде получают возможность сравнивать свои компетенции не только с одногруппниками, но и со студентами других направлений подготовки — факультетов, вузов, — получают импульс, образцы для собственного развития (новые цели, ценности, способы деятельности). В результате включения в медиасреду могут формироваться новые социальные общности, возникать новые социальные и образовательные эффекты. Большое значение расширение коммуникационного пространства имеет для социально ориентированных профессий (со взаимодействием по типу «человек — человек»), к которым относится и педагогическая.
В медиасреде наблюдается огромная активность молодежи: за одну минуту обрабатывается около семисот тысяч поисковых запросов, размещается около ста сообщений в микроблогах, происходит около семисот обновлений статусов в социальных сетях. Такого рода активность возникает не случайно. Каждый возрастной этап связан с различной степенью включенности в медиасреду: это происходит как стихийно, в процессе социализации, так и целенаправленно.
Процесс освоения медиасреды. Каким образом происходит включение в медиасреду? Рассмотрим данный вопрос с точки зрения возрастной периодизации развития личности. На этапе дошкольного образования ребенок не является в полной мере субъектом медиасреды: он осваивает ее возможности с помощью взрослых (родителей, воспитателей). Ведущим видом деятельности в данном возрасте является игровая, следовательно, ребенок может четко обозначить собственные интересы в медиасреде: детские сетевые игры (например, на базе ресурсов http://www.webkinz.com, http://www.bibigosha.ru), просмотр мультфильмов (http://www.youtube.com).
Младший школьник в связи с развитием произвольности и овладением учебной деятельностью становится более самостоятельным в вопросах выбора собственного информационного окружения. С точки зрения образования медиа предлагают большое разнообразие ресурсов: интернет-уроки на базе потокового видео (http://interneturok.ru), справочные материалы для детей (http:// pochemuchca.ru/, http://www.e-parta.ru/). Вместе с тем стремление к самостоятельности связано с возрастанием ответственности взрослых за поведение ребенка в медиасреде. Актуальность приобретают идеи медиаобразования: выработка критериев выбора, оценки медиаресурсов, стимулирование принятия личностной позиции по отношению к смысловому содержанию, побуждение к аргументации собственных высказы-
ваний, демонстрация возможности существования ошибок в получаемой информации и необходимости внесения предложений по их исправлению. Такой подход способствует развитию критичности восприятия информации, предоставляемой различными источниками, стимулирует овладение приемами противодействия внушению, манипулированию в медиасреде.
Степень самостоятельности продолжает возрастать в подростковом возрасте: происходит перемещение акцентов на коммуникацию по интересам, что соответствует основным потребностям данного возраста. Кроме того, подростка начинают волновать проблемы самореализации и осознания собственного места в жизни, в том числе в виртуальной среде как ее важной составляющей. Именно этими возрастными особенностями объясняется, например, активность подростков в социальных сетях и блогах.
Специфика современного общества заключается в том, что с самого раннего возраста человек включается в широкие социальные взаимодействия в медиасреде, следовательно, образовательная среда не может существовать отдельно от этих процессов: именно в ней должны содержаться основные ориентиры для освоения ребенком и подростком медиасреды.
Для студента медиасреда сохраняет все перечисленные возможности и особенности. Вместе с тем значительно расширяется спектр новых влияний. Основной проблемой включения студентов в медиасреду является недостаточное осознание не только ее преимуществ для профессионального становления, но и рисков: аддикций, информационных перегрузок, синдрома информационной усталости, снижения двигательной активности, внушения, манипулирования сознанием. Рассмотрим вопросы влияния медиасреды с нескольких позиций: возможности медиасреды для личностного развития и профессионального развития студента; влияния медиасреды на компетентность студента.
Возможности медиасреды для развития личности студента. Постоянные качественные изменения медиасреды приводят к необходимости не только формировать современные профессиональные компетенции, но также создавать условия для становления необходимых профессионально значимых личностных качеств, которые будут способствовать появлению новых мотиваций, установок на дальнейшее непрерывное профессиональное развитие за рамками институционального обучения. Эти качества позволят студентам в дальнейшем выстраивать стратегию своего профессионального развития, совершенство-
ваться в новых динамичных условиях, сохранять и приумножать свою конкурентоспособность на современном рынке труда.
Каковы обобщенные признаки, характеристики личности современного специалиста? Можно рассмотреть несколько составляющих личности с точки зрения включения в медиасреду. Культурная составляющая: активное расширение кругозора с помощью знакомства с виртуальными музеями, посещение их экспозиций, работа в электронных библиотеках, прослушивание аудиокниг, просмотр фильмов. Составляющая культуры труда: использование средств организации собственной деятельности, управления ею (интерактивный календарь событий, сетевой органайзер, план работы, виртуальный менеджер проектов). В данную группу характеристик также входит культура использования результатов чужого интеллектуального труда: правила цитирования, использование баз знаний, владение алгоритмами поисковых запросов, умение ориентироваться в многообразии мировых информационных ресурсов различной направленности и тематики, умение оперативно извлекать новые знания и использовать их для совершенствования технологий профессиональной деятельности специалиста. Коммуникационная составляющая: владение иностранными языками, использование интерактивных словарей для перевода иноязычных источников, ведение блога, участие в форумах, сетевых конференциях, вебинарах, составление видео- и аудиоотчетов, использование тематических подкастов. Важным аспектом также является готовность к включению в многообразие разных по тематике и содержанию коммуникационных полей: ведение переписки, телефонные переговоры, координирование деятельности, ответы на вопросы, общение по интересам, личные коммуникационные связи. К данной составляющей можно отнести и включенность в совместную распределенную деятельность в медиасреде: участие в проектах, обмен продуктами интеллектуальной деятельности (портфолио работ, личный сайт с результатами труда, совместные сетевые закладки).
С учетом перечисленных характеристик становится очевидной причина возрастающего значения таких личностных качеств, как самоорганизация, готовность к управлению собственной деятельностью (самоуправление), информационная культура личности, адаптивность, мобильность, высокая обучаемость, принятие стратегии саморазвития, стремление к непрерывному повышению квалификации в стратегии обучения «через жизнь». Формированию
таких свойств и качеств личности соответствует характер современной медиасреды, ставшей глобальной средой взаимодействий — динамичной, изменчивой. В такой среде отражаются тренды общемирового информационного пространства: перемены на рынке труда, информационные и коммуникационные процессы в современном обществе.
Влияние медиасреды на компетентность студента. В обобщенном виде можно сформулировать несколько компетенций, которые будут необходимы в профессиональной деятельности современным студентам. Во-первых, умение решать задачи на базе информационных и коммуникационных технологий. Здесь важна как готовность к решению традиционных задач новыми средствами, так и постановка новых задач исходя из меняющихся условий. Во-вторых, готовность к новым способам интеллектуальной деятельности, например моделированию. Наиболее популярным примером здесь выступает создание и анализ аудиовизуальных образов, применение инструментов визуализации (диаграмм, интеллект-карт). В-третьих, готовность к новым типам социальных взаимодействий, включение в социальные общности (например, сетевые сообщества). В-четвертых, умение анализировать новые социальные эффекты, возникающие в информационной среде (например, изучение специфики вебаудитории определенного сетевого ресурса).
Овладение перечисленными компетенциями обогащает деятельность новыми социальными, гуманитарными смыслами, связанными с культурными развитием, решением социально значимых задач. Перечисленные компетенции развиваются в процессе целенаправленно спроектированного образовательного взаимодействия преподавателя и студентов в медиасреде. Примерами реализации данной идеи является разработка ряда экспериментальных методик такого взаимодействия в магистерских диссертациях кафедры информатизации образования РГПУ им. А. И. Герцена [3].
В частности, в магистерской диссертации Д. В. Юрьевой «Виртуальные экскурсии как средство развития лингвокультурной компетенции у студентов» доказано взаимное влияние виртуальной среды и современной культуры. В настоящее время в связи с расширением коммуникационного пространства на базе глобальных сетей большое внимание уделяется проблемам межкультурной коммуникации, а также социализации в иноязычной культуре. В процессе работы с виртуальными экскурсиями студенты не только расширяют свой культурный и научный кругозор, но и осознают
жизненную необходимость овладения иностранным языком как средством коммуникации в современном информационном обществе.
В диссертации Н. Н. Шаровой «Сетевой блог как средство решения образовательных задач» изучена проблема развития умений эффективной коммуникации в виртуальной среде, например организации системы вопросов и ответов, записей-комментариев, грамотного ведения дискуссии. Блог позволяет расширить коммуникационные поля, включить в полилог не только непосредственных участников образовательного сообщества (студентов конкретной группы), но и привлечь внешних коммуникантов. Расширение коммуникации стимулирует взаимную оценку и рефлексивную оценку субъектом собственной коммуникационной деятельности.
В диссертации О. В. Тумановой «Формирование компетенций школьников через сетевую кооперацию учебных действий» рассмотрены возможности применения парной проектной деятельности в виртуальной среде на базе wiki. Большой интерес представляет процесс самоорганизации проектных пар — определение целей совместной деятельности и путей их достижения посредством коммуникации в виртуальной среде. Результатом такой самоорганизации выступает совместная статья в wiki-среде.
Таким образом, овладение широким спектром важных профессиональных компетенций, несомненно, влечет за собой личностное развитие. Именно поэтому можно говорить о формировании у студента специфической интегративной характеристики — профессиональной компетентности [1].
Представление профессиональных достижений в медиасреде. Идея представления профессиональных достижений, создание собственного образа в медиасреде (имиджмейкинг) актуальна не только для глобальных медиаканалов, но и для каждого субъекта информационного пространства. Она связана с необходимостью решения традиционных задач позиционирования субъекта новыми средствами медиасреды — через презентацию, создание публичного образа. Наиболее близким для каждого примером здесь является построение образа «я» в новой информационной среде. Именно с поиском путей решения данной задачи связано появление в ХХ в. новых профессий, ориентированных на развитие коммуникационного пространства — построение образа коммуникатора (имиджмейкер), создание благоприятной коммуникационной обстановки, комфортного взаимодействия субъектов пространства (паблик ри-лейшнз), исправление неблагоприятных
последствий актов коммуникации (менеджер новостей), написание речей и коммуникационных посланий (спичрайтер), решение проблемы, сглаживание разногласий между оппонентами (переговорщик) [2]. Очевидно, что перед студентом открывается не только широкий выбор сфер будущей профессиональной деятельности; в медиасреде каждому субъекту необходимо уметь решать задачи перечисленных видов деятельности. Вместе с тем продуктивная самореализация в каждой из этих сфер невозможна без осознания тонких механизмов взаимодействия, построения и развития специфического коммуникационного пространства и коммуникационных сред. Здесь четко прослеживается связь рассмотренных выше обобщенных компетенций студента с конкретными примерами их реализации в профессиональной деятельности. Рассмотрим данный аспект на примере представления профессиональных достижений в медиасреде.
Массовые коммуникации в процессе своего исторического развития (от печатных к аудиовизуальным и сетевым) всегда имели главной отличительной характеристикой наличие образа коммуникатора, транслирующего информацию широким массам. Имидж коммуникатора складывается из многих составляющих, и его построение всегда опирается на данные психологии, социологии, лингвистики. Отправной точкой создания образа выступает целевая аудитория коммуникационного ресурса как интегрированный образ среднестатистического потребителя информации, обладающий следующими характеристиками: возрастными особенностями, национальностью, социальным статусом, родом занятий, интересами, потребностями, стереотипами, установками.
Студент, находящийся на пути профессионального становления, не может целостно оценить все перечисленные факторы, именно поэтому в задачи профессионального образования входит создание условий для анализа образов его субъектов, интеграции различных характеристик. В конечном счете всё это сводится к ответу на ряд, на первый взгляд, простых вопросов: какую информацию разместить о себе в социальной сети, чтобы найти адекватную работу? Как правильно составить резюме? Как и где продемонстрировать свои достижения?
В данном контексте основная задача— организация коммуникативного пространства в режиме, благоприятном для субъекта, сбалансированное сочетание информации о нем. Однако сегодня, в связи с развитием социальных медиа, каждый субъект (группа субъектов) становится своеобразным «по-
ставщиком» информации: создает и транслирует собственный контент. Существует ряд наиболее зависимых от общественности субъектов медиапространства. К ним относятся не только субъекты бизнеса, но и профсоюзы, больницы, школы, колледжи, вузы, религиозные учреждения. Здесь важно знать специфику целевой аудитории, каналов коммуникации, которыми она преимущественно пользуется, а также иметь некоторое ключевое сообщение, необходимое для усвоения данной аудиторией. Неслучайно одним из критериев выбора родителями образовательного учреждения для ребенка является имидж данного учреждения в виртуальной среде, который формируется не только официальными составляющими (сайт, фотографии педагогов, программа деятельности, медиаархивы и др.), но и неофициальными (обсуждения на форумах, записи в блогах, рейтинги в социальных сетях). Сегодня представление личностных и профессиональных успехов, результатов в медиасреде становится важной задачей для представителя любой профессии, и педагог также не является исключением.
Кроме того, в медиасреде постоянно увеличиваются возможности для поиска единомышленников, расширения профессиональных связей. Активно развиваются профессиональные сообщества педагогов (http://www.intergu.ru/, http://pedsovet.org/), на базе которых реализуется постоянный обмен опытом. Кроме того, ярким приме-
либо проекта. В нашем случае подобными
«ресурсами» выступают представители конкретных сообществ в медиасреде (инженеры, музыканты, дизайнеры, педагоги). Существует широкий спектр ресурсов, направленных на организацию краудсорсинга (http: / / rapidworkers.com/, http://www.
kickstarter.com/, http://www.microworkers. com/).
Современный студент априори является активным субъектом медиасреды: он включен в широкий спектр сообществ, является активным пользователем разнообразных медиаресурсов, осуществляет поиск и анализ большого объема информации, создает собственный медиаконтент. Современная медиасреда приводит к возникновению новых тенденций профессионального развития студентов, к необходимости обновления основных его направлений. Вместе с тем эта среда несет в себе ряд рисков, осознать и преодолеть которые достаточно сложно для студента. При решении данной задачи требуется поддержка и помощь. Необходимо помочь студенту осознать, что медиасреда предоставляет значительные возможности для профессионального становления — формирования компетенций, выбора будущей сферы деятельности, определения собственной позиции, роли в медиасреде, взаимосвязей с другими ее субъектами. В современной социальной ситуации становится особенно важным целенаправленно извлекать новые знания, образовательные стратегии, социальные действия из окружающего информационного пространства. Необходимо расширять связи медиасреды с широкой социальной средой не только для извлечения новых знаний, но и для оказания культурных влияний на студентов.
ром в данном контексте является краудсорсинг (crowd sourcing), под которым в широком смысле понимается использование внешних ресурсов для реализации какого-
ЛИТЕРАТУРА
1. НОСКОВА Т. Н., ЯКОВЛЕВА О. В. Коммуникативная компетентность студента в современной информационной образовательной среде // Изв. С.-Петерб. лесотехнич. акад. 2012. Вып. 19. С. 255— 265.
2. ПОЧЕПЦОВ Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 2000.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде. 2012. Вып.1. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. И. Богословский