ЖУРНАЛИСТИКА
УДК 070
А. А. Сергеенко
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОНВЕРГЕНЦИИ СМИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье рассматриваются вопросы распространения и развития информации. Интернет изменяет социальную структуру общества. Следовательно, происходят изменения в СМИ. Современное информационное общество предъявляет новые требования к журналистам. Профессиональная культура журналиста является частью профессиональной компетентности, определяет общую и профессиональную культуру.
The article deals with the issues of distribution and development of information. The Internet changes social structures. Consequently, media have changed, too. Contemporary informational society sets new requirements to the journalist. Communicative competence of the journalist is part of professional competence, it determines his general and professional culture.
Ключевые слова: информационное общество, Интернет, информационные технологии, СМИ, блог, коммуникативная компетентность, профессиональная культура.
Keywords: informational society, the Internet, information technologies, media, blog, communicative competence, professional culture.
Система средств массовой информации в России претерпела значительные изменения. Развитие Интернета внесло существенные изменения в систему массовой коммуникации, происходит смещение медиадискурса в Интернет. Информационно-коммуникативная революция стала одним из индикаторов социальных изменений в глобализирующемся мире. Она создала развитую электронную инфраструктуру, призванную обслуживать не только высокоспециализированные формы деятельности, но и информационно-коммуникативные потребности граждан.
Под информационно-коммуникативной революцией мы понимаем коренное изменение общественных отношений, связанное с качественно новым подходом к обработке информации. Социологи выделяют четыре информационных революции, каждая из которых связана с выработ-
© Сергеенко А. А., 2010
кой нового подхода к обработке информации, а также с созданием оригинальной информационной индустрии. Первая такая информационная революция была связана с изобретением письменности и появлением рукописных книг. Суть этой информационной революции блестяще сформулировал один из наиболее значительных писателей современной Европы, историк и исследователь семиотических систем Умберто Эко. В своей публичной лекции «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 20 мая 1998 г., Умберто Эко, в частности, подчеркнул: «Если когда-то память тренировали, чтобы держать в ней факты, то после изобретения письма ее стали тренировать, чтобы держать в ней книги. Книги закаляют память, а не убаюкивают ее. Фараон выразил исконный страх - страх, что новая техника отменит или разрушит нечто хорошее, плодоносное, самоценное и духовное. Фараон будто бы показал сначала на письмена, а затем на идеальный символ человеческой памяти и сказал: "Это (то есть письмена) убьет то (то есть память)". В "Соборе парижской богоматери" Гюго Клод Фролло показывает сначала на книгу (книги только начали печатать в то время), потом на свой собор и говорит: "Это убьет то". Действие романа развивается в XV в. - только изобрели печать. До того рукописи предназначались для малочисленной элиты» [1]. Под Фараоном в процитированном выше фрагменте подразумевается древнеегипетский властитель Таммуз, которому, согласно легенде, Гермес - изобретатель письменности -продемонстрировал свое изобретение. Таммуз якобы посетовал на то, что изобретение письменности ослабит память людей, так как фиксировать происходящее станет не человеческая память, а книги.
Изобретение печатного станка Гутенберга и появление массовой печатной продукции социологи называют второй информационной революцией, а третья (конец XIX в.) связана, соответственно, с изобретением электричества, а также телеграфа, телефона, радио. Третья информационная революция позволила оперативно передавать и накапливать информацию, способствовала возникновению мировых информационных агентств.
Мы живем, соответственно, в период четвертой информационной революции, связанной с появлением персонального компьютера, а также
с формированием компьютерных сетей и систем передачи данных - информационных коммуникаций. Наконец, четвертая информационная революция связана с появлением мировой компьютерной паутины - Интернета.
Создатель теории постиндустриального общества Д. Белл выделял три информационных революции. Три информационные революции, или три волны развития человечества, описывал и Э. Тоффлер, автор знаменитой книги «Третья волна». «Аграрная волна», по мнению Тоффле-ра, была связана с переходом к земледелию, «индустриальная» - с переходом к механизированному производству товаров, а «информационная» подразумевала вступление человечества в новые общественные отношения, основанные прежде всего на знаниях и технологиях.
Так или иначе, изменения в обществе и меди-асреде, связанные с характерной для современного витка развития общества информационной революцией, поднимают вопросы этического и правового характера, сопутствующие журналистской деятельности. Эпоха информационно-коммуникативной революции требует от журналиста дополнительных профессиональных компетенций. На современном этапе развития мирового сообщества возникла идея «универсального журналиста», действующего в условиях конвергенции.
Традиционно журналистов разделяют по типу СМИ. Быть конвергентным - значит осуществлять профессиональную деятельность, обладать компетенциями, необходимыми для всех видов СМИ. Для журналистов характерны схожие этапы творческой деятельности, источники информации, тематика контента, различия же заключаются в технологическом процессе и специфике, форме конечного «информационного продукта».
Динамичное распростанение среди населения многоканального кабельного ТВ, спутникового телевидения с использованием индивидуальных приёмных устройств и других коммуникационных новшеств повлекло трансформацию технически опосредованной массовой коммуникации в сторону индивидуализации. Возрастает индивидуализация потребления информации, неограниченные возможности самостоятельного выбора информационных продуктов и услуг. Индивидуализация коснулась процесса производства и распространения массовой информации, обусловленной в том числе средой Интернета. Интернет становится индивидуальным средством коммуникации и информации, каналом получения личных сообщений, деловой переписки, фото-, аудио-и видеоматериалов, что не исключает получение и текстов СМИ - журналистских текстов.
Интернет охватывает различные аспекты социальной жизни общества и индивида. Значительную роль в процессе массовой коммуникации
играют интернет-СМИ. Сегодня широко распространены не только интернет-версии традиционных СМИ и собственно сетевые издания, являющиеся продуктом коллективной информационной деятельности, но и личные интернет-сайты и электронные дневники - блоги. Вследствие распространения информационных технологий и доступности цифровой техники процесс создания и распространения индивидуальных сообщений упростился, что облегчает включение граждан в массовую коммуникацию в качестве авторов и распространителей собственных медиатекстов. Это обусловило появление множества непрофессиональных журналистов (вовлечение аудитории в процесс производства медиаконтента) и сетевых изданий, содержание которых формируется из материалов, подготовленных «гражданскими» журналистами. Коммуникативную активность граждан пытаются использовать некоторые традиционные СМИ. При этом применяются различные формы интерактивного взаимодействия с аудиторией.
«Если телеэкран - это окно в мир, явленный в образах, то дисплей - это идеальная книга, где мир выражен в словах и разделен на страницы. Традиционный компьютер предлагал линейную письменную коммуникацию, это была быстро бегущая книга. Сейчас появились гипертексты. Книга читается справа налево, или слева направо, или сверху вниз - это зависит от нас. Но в любом случае это работа в физическом смысле - книгу приходится листать. А гипертекст -это многомерная сеть, в которой любая точка здесь увязана с любой точкой где угодно» [2], -справедливо подчеркивал в своей лекции «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст» Умберто Эко. Согласно логике писателя, мы живем в эпоху гипертекста, возникшего благодаря Интернету. Гипертекст - это многомерная информационная сеть, по которой совершает свое путешествие читатель - пользователь персонального компьютера. По Умберто Эко, гипертекст -это «беспредельный и безграничный текст», к которому каждый пользователь ПК и посетитель Интернета может добавить собственный фрагмент. Гипертекст, таким образом, отрицает «неотвратимость судьбы»: его финал остается открытым, точнее, каждый пользователь создает промежуточный финал гипертекста, но окончательный, непререкаемый финал не дано создать никому.
Процессы конвергенции влияют на внутрире-дакционную политику, редакционный менеджмент, способ познавательной деятельности журналиста. Аудитория СМИ нуждается в дискуссионной площадке для выражения общественного мнения, решения личностных и социальных проблем. Обращение к аудитории посредством
новых технологических возможностей, которые представляет Интернет, удовлетворение социальных и психологических потребностей в общении могут повысить интерес аудитории к печатным и интернет-СМИ.
Процесс вовлечения аудитории в производство медиаконтента, интерактивность во взаимодействии традиционных и новых СМИ с гражданами должны повлиять на процессы демократизации общества, привлечь внимание исследователей, политиков, общественности к проблемам доступности и качества разнообразной информации для всех категорий граждан.
Творческую деятельность журналиста и журналистику логично рассматривать в контексте исторической ситуации, появления и развития новых средств коммуникации, коммуникативных технологий. Происходит индивидуализация потребления информации, новейшие многоканальные и сетевые коммуникации представляют потребителям широкие возможности самостоятельного выбора информационных продуктов и услуг. Среди населения пользуются большой популярностью рассылка через Интернет индивидуальных сообщений: текстовые, фотографические, аудио- и видеоматериалы, в том числе и новостные, документальные, публицистические тексты. Можно диагностировать смещение медиа-дискурса в Интернет.
Новые СМИ интегрированы в процесс глобализации, но вместе с тем виртуальный мир характеризуется раздробленностью, где создается не «глобальная деревня», а сотни миллионов деревушек. Понятие «глобальная деревня» было введено в обиход философом и социологом М. Маклюэном в его книгах «Галактика Гутенберга» (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man, 1962) и «Постижение средств массовой информации» (Understanding Media, 1964). Маклюэн описывал коммуникационную ситуацию, при которой земной шар может сжаться до размеров деревни, поскольку в результате развития электронных средств связи станет возможной мгновенная передача информации в любую точку мира.
Сегодня термин «глобальная деревня» используется для описания информационных процессов, происходящих в Интернете, где, несмотря на пространство и время, происходит сближение различных культур и мировоззрений. Однако Маклюэн предрекал «конец эпохи Гутенберга», то есть окончательное вытеснение Интернетом печатной книги. Мы же живем в эпоху, когда печатная книга сосуществует с электронной, и до ее вытеснения еще довольно далеко. Кроме того, многие философы и социологи, например Умберто Эко, оспаривают концепцию «глобальной деревни» на том основании, что Интернет
предлагает не только сближение ценностей, культур и мировоззрений, но и «одиночество в сети» - следовательно, культурную и личностную разобщенность.
Тем не менее на сегодня в Рунете распространены различные виды сайтов, интернет-версии традиционных СМИ, собственные сетевые издания, являющиеся продуктом коллективной, редакционной деятельности. Большой популярностью пользуются социальные сети «В контакте», «Одноклассники», «Мой круг», «Привет», «Профессионалы», «Москва - столица рунета» и др.
Социальные сети объединяют аудиторию по интересам, как личным, так и профессиональным. Так, в «Профессионалах.ги» существуют группы для работников медиаиндустрии, журналистов, специалистов в области компьютерных технологий: «Журналистика и коммуникация», «Интернет-СМИ», «Интернет-журналистика», «Сообщество папарации», «СМИ», «Телекоммуникации», «Медиабизнес полного цикла» и др. В этих группах обсуждаются актуальные проблемы, происходит обмен мнениями, устанавливаются профессиональные, деловые контакты.
Широко распространена в Интернете такая форма коммуникации, как блоги и личные сайты. Блоги построены по принципу хронологических дневников с простыми и удобными средствами администрирования, не требуют специальных знаний и доступны всем. Эта форма коммуникации за короткое время стала популярной, превратилась в новую форму медиа, стала альтернативным источником информации для традиционных СМИ.
Свои блоги имеют как простые граждане, так и публичные люди, журналисты. Интернет-версии многих печатных изданий представляют возможность на страницах своего сайта вести блоги как журналистам, так и читателям. Коммуникация в «блогосфере» имеет свою специфику. Это, прежде всего, легкость публикации, возможность прямой связи, организация дискуссий по интересам, быстрое распространение информации и др. Так, например, свои блоги в «Комсомольской правде» имеют как читатели, так и журналисты. Иногда в электронных версиях газет создаются колонки журналистов, по аналогии с колумнистикой. Раздел «Колумнисты» имеет газета «Газета», в нем опубликовывают свои материалы Алексей Митрофанов, Михаил Блинкин, Владимир Тодрес, Татьяна Малкина и др. Свой личный блог имеет А. Н. Привалов (журнал «Эксперт»), Демьян Кудрявцев (ИД «Коммерсантъ») и др.
Главное достоинство блогов - это оперативность появления новой информации, зачастую имеющей социальное значение. Блогеры обладают качествами, чтобы составить конкуренцию профессиональным журналистам: независимость и
разносторонность, легкость публикации, минимум финансовых затрат. В это же время блоги ориентированы на общество. Дискуссию в блогосфере ведут миллионы людей. Информация в блогосфере распространяется быстрее, чем в традиционных СМИ. На сегодняшний день самыми популярными блогами-порталами по посещаемости являются, LiveJournal.com, LiveInternet.ru и др.
Для журналистов блогосфера является дополнительным источником информации, возможностью для общения с узкосегментированной аудиторией, местом выражения профессиональной и личной позиции, проведения журналистских расследований. Для простого гражданина, участника коммуникации - публичным каналом выражения собственного мнения, возможностью реализации творческих возможностей. Таким образом, блоги могут составлять альтернативу традиционным СМИ. Массовая коммуникация в этом случае смещается в сторону массовой индивидуальной коммуникации. Параллельно с профессиональной журналистикой либо в процессе совместной интеграции интенсивно формируется медиадискурс, формируемый обычными гражданами. Это в свою очередь влияет на демократизацию медиадискурса.
Новые каналы коммуникации изменили характер деятельности журналиста, роль аудитории в процессе коммуникации. Впервые цифровая революция не только внесла в информационное поле новые средства массовой информации, но и объединила прежние - печать, радио, телевидение. Примером этому могут служить информационные сайты периодических изданий. Интернет-СМИ объединяют на одной платформе текстовый, аудио- и видеоряд. Интернет-версии печатных СМИ могут одновременно выполнять функции печатного издания (передают аутентичный или расширенный контент), решать маркетинговые задачи - PR, реклама, имиджевые функции, поддерживать интерактивный контакт с аудиторией, предоставлять дополнительный сервис и информацию. Следует учитывать то, что журналистика меняет «форму», но сущность остается прежней (иначе это будет не журналистика). В связи с этим возникают вопросы, какими профессиональными знаниями, умениями, навыками, компетенциями должен обладать журналист в «информационном обществе» для компетентного решения коммуникативных, профессиональных задач, каковы основные функции журналистики, какова степень профессиональной и гражданской ответственности журналиста?
Считается, что в начале XXI в. изменилась концепция Интернета. Новый вектор в развитии сети принято называть Web 2.0. Интернет стал более доступен для пользователя, что расширило возможности в работе с информацией. Кон-
цепция Web 2.0 заключается в том, что любой человек может принять участие в формировании контента. Эта концепция дает возможность аудитории равноправно с журналистами участвовать в творческом процессе. Появилось понятие «гражданская журналистика», которое наполнилось другим смыслом. Гражданская журналистка - это журналистика аудитории, способной создавать журналистские тексты. Происходит активное вовлечение аудитории в процесс производства и потребления медиапродукции. Этот процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным можно отнести снижение качества тестов, непрофессионализм, преобладание развлекательных, гедонистических текстов и т. д.
С каждым годом растет количество пользователей Интернета, вовлеченных в коммуникативный процесс создания и потребления информации. Однако остаются нерешенными вопросы компетентности журналистов и усилия профессионального сообщества в сохранении «чистоты» журналистики, степени участия непрофессионалов. (Можно ли это назвать болезнями «детского возраста» интернет-СМИ, носящие саморегулируемый характер?)
В развитии рынка СМИ можно выделить две тенденции: традиционную, однонаправленную и «новых медиа». В первой доминируют традиционные СМИ, использующие старую модель функционирования. Они производят профессиональный журналистский контент, ориентируются на однонаправленную модель коммуникации, тексты отличаются аналитичностью, воздействующей доминантой.
Вторая тенденция характеризуется интеграцией новых медиа в процесс массовой коммуникации. Журналисты выполняют новые коммуникационные роли. Коммуникация носит разнонаправленный характер. Аудитория является равноправным участником коммуникации, производителем медиаконтента. Происходит демассовиза-ция аудитории, демократизация медиадискурса. Большинство текстов носит новостной характер. Интернет является равноправной медиасредой, позволяющей расширять качество текста и коммуникации посредством интерактивности, муль-тимедийности, гиппертекстуальности.
Профессия журналиста становится как никогда технологичной. Сегодня быть современным журналистом означает уметь работать для разных медийных форматов одновременно, адаптироваться к новым технологиям, пользоваться современной техникой для сбора и передачи информации, работать с большим объемом информации, отфильтровывать лишнюю, уметь взаимодействовать с аудиторией, исходя из «субъект-субъективных» отношений, соблюдать этичес-
кие и правовые нормы, поддерживать психологическое здоровье, находить новые формы профессионального творчества.
Технологическая детерминанта, современные цифровые технологии трансформируют профессиональную деятельность журналиста. Появляются современные способы сбора и обработки информации, каналы общения с аудиторией. Интернет для журналиста становится некой информационно-коммуникативной средой, которая позволяет получать дополнительную информацию, реализовывать творческие проекты, устанавливать взаимосвязь с аудиторией.
Для журналиста Интернет является дополнительным, а иногда основным источником получения разнообразной официальной и неофициальной, первичной и вторичной, объективной и субъективной информации, служит поисковой системой и средством коммуникации, медийной платформой для новых творческих проектов.
Информационными ресурсами для журналиста в Интернете могут быть поисковые системы и предоставляемые ими дополнительные услуги (каталоги, рейтинги, новостная лента, вопросы-ответы и т. д.); традиционные СМИ, представленные в Интернете; интернет-издания; сайты информационных агентств; электронные библиотеки, энциклопедии; социальные сети; форумы, блоги; сайты органов власти; сайты пресс-центров; правовые порталы; сайты учреждений и различных организаций; специальные ресурсы для журналистов и работников медиасферы и др.
Творческая составляющая в интернет-СМИ, например освещение события, не ограничивается последовательной подачей новости, а затем аналитикой. Интернет дает возможность освещать событие оперативно и параллельно: новостная заметка, фотоматериал, видеоблок или инфографика, ссылки на аналитические материалы, инициация обсуждения. При этом в интернет-публикациях, в отличие от печатных СМИ, акцент делается не только на содержании текста, шрифте, стилистических особенностях, но и на мультимедийных формах - фотогалереях, видеоклипах, фоторепортажах и всевозможных ссылках, сопровождающих текст. Заголовки текстов в интернет-СМИ выполняют акцентирую-щию функцию, их основная задача - привлечь внимание читателя, задержать на сайте. Поэтому заголовки современных текстов СМИ носят интригующий, недосказанный, сенсационный характер: с сайта «Известий» - «Русские моряки появились возле США и Канады», «Доходное тело», «Секреты долголетия - сверхмалые дозы», с сайта «Комсомольской правды» - «Как у престарелых отнимают квартиры», «18-летнюю модель Ксюшу Кобякову убили ради сотового телефона», «Arctic Sea: стоп, машина!», «Родители пре-
вратили сына-инвалида в одичавшего зверя», «На Первый Спас и нищий медку попробует», «Медведев и Путин сразились в бадминтон». Важной составляющей в работе журналиста по прежнему остается работа с информацией. Следует учитывать тот факт, что объем информации постоянно увеличивается, этому способствует и Интернет. Большое значение для журналиста приобретают навыки отбора информации по степени ее важности, актуальности, достоверности.
Крупные редакции или издательские дома внедряют новую модель функционирования редакционного коллектива. Конвергенция проявляется в тематической организации отделов, пишущих одновременно для разных СМИ: сначала -для Интернет, затем - для радио, телевидения, печати. Подобная модель требует качественного менеджмента, планового, четкого взаимодействия журналистов, управления информационными потоками как внутри редакции, так и за ее пределами. В этом случае контент делается высокопрофессиональными, мобильными журналистами, информационный сайт опережает бумажных конкурентов или дополняет их. Процессы внутри редакции контролируются: согласуется тема, пишется текст (коротко, только суть), сдается дежурному редактору и передается на сайт. В течение дня дописывается, дополняется комментариями, мнениями, делается фоторепортаж, записывается видео и т. д. Большой поток информации, новые источники - блогосфера, сайты информационных агентств, многочисленные интернет-СМИ, новостные, корпоративные сайты, пиаровские службы - предлагают уже готовые материалы, тексты пресс-релизов. Встречаются примеры недобросовестного использования материалов, плагиат, публикация РИ-текстов под видом журналистских. В связи с этим необходимо уделять внимание сохранению творческой составляющей профессии, авторской ответственности, качеству журналистских текстов. Многие печатные СМИ, недобросовестные журналисты используют информацию с сайтов, не проверяя ее достоверность, публикуют материалы, не указывая источники, или ограничиваются «По материалам сети Интернет», выдают за свои. Таким образом, возникает вопрос о профессиональной, этической, правовой ответственности журналиста - по аспектам авторского права, ответственности за содержание публикуемых материалов.
Н. Б. Кириллова считает, что ключевой проблемой развития глобальных сетей является достоверность информации: «Особенно остра эта проблема для Интернета, который уже как гигантский склад информации - проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и даже клеветнической. Вся эта информация может раздавить ценнейшие слои новейших идей и откры-
тий, превратиться из открытого хранилища разнородных сведений в кладбище знаний» [3].
Вместе с тем открытость Интернета для граждан, отсутствие цензуры дает возможность открыто выражать свою точку зрения, обсуждать актуальные вопросы, немедленно реагировать на события.
Следует обратиться к вопросу о возможности использования интернет-среды для осуществления критики СМИ, как традиционных так и новых. Потенциал этот не использован в должной мере. К проблемам медиакритики, критики СМИ в условиях развития интернет-коммуникации обращаются А. П. Короченский, Р. П. Баканов. Традиционно медиакритика в отечественной журналистике осуществляется через печатные СМИ - газеты и журналы, в меньшей степени - через телевидение. В месте с тем мы можем диагностировать, что не изучен и не использован в должной мере потенциал интернет-СМИ, а именно, интернет-версий печатных СМИ как канала медиакритики. При этом в роли критиков могут выступать как представители профессионального сообщества, так и простые граждане. Многие сайты общероссийских газет строят взаимодействие со своими читателями таким образом, чтобы получить отклик на опубликованный материал. Это могут быть комментарии после текста, тематические форумы, письма в редакцию, всевозможные рейтинги и анкеты. Однако анализ оставленных читателями комментариев и реплик на форумах свидетельствует об отсутствии у населения навыков медиакритики. Содержание критики носит поверхностный характер, иногда слишком субъективный и эмоциональный. Встречается, что предложения редакции о критическом подходе к публикациям остаются не востребованы читателями. Умелое использование журналистами потенциала Интернета позволяет сделать технологию сбора и обработки информации более технологичной, эффективной, но вместе с тем выдвигает новые требования к работе с информацией, поднимает новые этические, правовые и профессиональные проблемы творческой деятельности.
Перечислим достоинства Интернета для журналиста.
Интернет позволяет журналисту осуществлять ряд профессиональных задач.
Информационные задачи:
• поиск различного типа информации, баз данных в World Wide Web (WWW);
• работа со службами новостей;
• проверка достоверности информации;
• эффективное управление загрузкой и обменом файлов из Интернета;
• использование геоинформационных сетей;
• и т. д.
Коммуникативные задачи и использование ресурсов:
• интернет-телефония;
• конференц-общение;
• обмен мгновенными сообщениями (ICQ);
• работа с электронной почтой;
• электронные платежи;
• обеспечение многоязычного общения в Интернете (системы перевода в режиме онлайн, электронные словари, средства перевода);
• и т. д.
Творческие задачи:
• реализация индивидуальных творческих проектов (блоги, личная страничка, участие в форумах различных сайтов и т. д.);
• реализация в интернет-журналистике;
• диалог с аудиторией и коллегами;
• площадка для выражения профессионального и личного мнения;
• реализация профессиональной самоидентификации, объединение в виртуальные, профессиональные сообщества, обмен опытом;
• открытая площадка для организации социальных акций;
• и т. д.
Компьютерные технологии, программы верстки, презентации облегчают профессиональную деятельность журналиста, выводят ее на новый качественный уровень.
Цифровая аппаратура (фотоаппараты, видеокамеры, смартфоны и т. д.) позволяют модернизировать и оптимизировать работу журналиста, передавать оцифрованную информацию по Интернету.
Интернет непосредственным образом влияет на профессиональную деятельность журналиста, он становится дополнительным информационным ресурсом, техническим средством осуществления творческой деятельности - передачи дегитали-зированной информации, ведения деловой переписки, может служить альтернативным каналом для реализации творческих планов - личные сайты, блоги. Интернет, с одной стороны, открывает неограниченные возможности для журналистов, с другой - предъявляет новые требования к профессиональной деятельности. Это отражается на всех этапах деятельности: от процесса поиска информации и создания гипертекста до процесса контакта с аудиторией - организации интерактивных форм взаимодействия и т. д.
Бурное развитие информационно-коммуникативных технологий, интернет-среды способствовало распространению кабельного и спутникового телевидения, цифровых интерактивных коммуникаций, развитию сетевой журналистики.
Изменение общих условий функционирования СМИ, появление новых технических возможнос-
тей сочетается с усилением влияния рыночных факторов, изменением экономических условий ведения медиабизнеса, особенно печатного. Традиционные редакционные профессии модернизируются, наполняются новым содержанием, появляются новые, например веб-редактор.
Сегодняшняя журналистика - это не только творческое самовыражение, но и борьба за экономическую стабильность, коммерческую состоятельность, бизнес, который должен приносить доход.
Современные условия профессиональной деятельности, активность аудитории, демократизация медиадискурса позволяют ставить вопрос не только о профессиональной, коммуникативной компетентности журналиста, но и о медиаком-петентности всех участников коммуникации. В связи с этим остается актуальной проблема повышения квалификации журналистов, создания специальных образовательных программ для школьников, студентов и всех желающих. Журналистское образование должно учитывать наметившиеся тенденции изменения в профессиональной деятельности и отрасли, развивать не только навыки работы с новыми техническими, информационно-коммуникативными средствами, но и формировать новое мировоззрение, понимание социальной роли СМИ в обществе, последствия его воздействия, давать хорошую общеобразовательную, экономическую, правовую подготовку.
Примечания
1. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст // Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998. Режим доступа: philosophy.ru философский портал, http://www.philosophy.ru/library/eco/interne t.html (10.10.09).
2. Там же.
3. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2005. С. 228.
УДК 811.111:82-92
О. Н. Федорова
КОМПОЗИЦИОННО-СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА
ЭЛЕКТРОННО-РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В БРИТАНСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКЕ
В статье рассматривается композиционно-сетевая структура электронно-речевых жанров в британской интернет-публицистике на примере новостных текстов, образующих стержень медиаречи. В качестве метода использован сопоставительный анализ структуры «бумажного» и «электронного» жанра корреспонденции. В результате выявляются такие особенности оформления жанра «корреспонденции» в электронном виде, как презентация содержания, организация и подача материала, что проявляется в нелинейности, наличии системы навигации и гиперссылок, а также поликодовости.
The article dwells upon the compositional network structure of digital genres in the social and political journalism of the British Internet on the example of news texts which are the bases of media texts. The comparative an alysis of the structure of "paper" and "digital" genres reveals some characteristics and special techniques of style and manner in which news stories are accomplished in the Internet. Among them there are such peculiarities as the presentation of the form and substance, the arrangement and portrayal of the material which can be noticed in nonlinear nature of the texts, n avigation systems, hyperlinks and polycodes.
Ключевые слова: интернет-публицистика, электронно-речевые жанры, композиция, корреспонденция.
Keywords: Internet journalism, digital genres, composition, TOrrespondence.
Возникновение Интернета в конце 60-х гг. как ещё одного коммуникативного канала передачи данных, а затем как средства массовой коммуникации в XXI в. привело к появлению не только глобальной информационной среды, но и особых виртуальных миров, сетевых сообществ, сетевой культуры и сетевого языка, обслуживающих этот, появившийся не столь давно, сегмент социальной реальности.
По своей значимости и влиянию на развитие мировой цивилизации и научно-технического прогресса Интернет стал символом нашей эпохи -эпохи информационного общества и культуры постмодерна.
Среди важнейших из черт современного постмодерного мира следует, конечно, отметить бурный расцвет информационных технологий и, как результат, революционное воздействие Интернета на язык и общение, которое некоторые лингвисты приравнивают к созданию первого печатного станка И. Гуттенбергом [1]. В англоязычной научной парадигме для определения этого нового электронного языка используются раз-
© Федорова О. Н., 2010