Научная статья на тему 'Тренды современной журналистики как фактор трансформации профессии'

Тренды современной журналистики как фактор трансформации профессии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4841
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ИЛИ МЕДИЙНАЯ СИСТЕМА / ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ ИЛИ ВОЗНИКАЮЩИЕ СВОЙСТВА / ЖУРНАЛИСТ / РАБОТАЮЩИЙ С СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ ИЛИ SMM-МЕНЕДЖЕР / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / БЛОГОСФЕРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АУДИТОРИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕСТВА ИЛИ ПАБЛИКИ / НОВОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION OR MEDIA SYSTEM / EMERGENT OR EMERGING PROPERTIES / JOURNALIST WORKING WITH SOCIAL NETWORKS OR SMM-MANAGER / TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF JOURNALISM / MOBILE INTERNET / BLOGOSPHERE / SOCIAL NETWORKS / AUDIENCE / NETWORK USERS / INFORMATION COMMUNITIES OR PUBLIC / NEWS / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханова Л. А.

В данной статье речь идет о современных трендах развития журналистики, в результате действия которых возникают принципиально новые эмерджентные или возникающие свойства. Как следствие, наблюдается трансформация профессии журналиста. В одном случае она принимает форму универсального журналиста или «журналиста-рюкзачника», в другом способствует появлению новых специализаций. Одной из наиболее востребованных в редакциях становятся журналисты, работающие с социальными сетями или SMM-менеджеры, профессиональная подготовка которых может стать важным фактором сохранения традиционных СМИ как компонента современной информационно-коммуникативной или медийной системы. Предпринимая попытку обосновать появление новой специализации, автор статьи изучает характерные особенности глобальных четырех трендов, которые стали присущи и российской медийной системе. Это позволяет говорить о том, что она на данный момент полностью соответствует мировым параметрам развития информации в обществе. Однако автор обращает внимание на специфику реализации свойственных мировой журналистике трендов в российском обществе с учетом его информационной безопасности. Справиться с этими глобальными вызовами можно только при условии самого серьезного внимания к подготовке кадров, особенно работающих на стыке традиционной журналистики и социальных сетей. При характеристике аспектов обучения журналистских кадров новой формации обращается внимание не необходимость овладения ими не только разных форматов подачи контента в зависимости от специфики социальных сетей, но и созданием смыслов. Проведенный анализ теоретических работ и журналистской практики позволяет утверждать, что именно идеи смыслопорождения и спроса на смысл самой широкой аудитории уже сегодня становятся ведущей функцией деятельности традиционных СМИ, обеспечивая им будущее и их востребованность в контексте медийной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF CONTEMPORARY JOURNALISM AS TRANSFORMATION FACTOR OF THE PROFESSION

In this article we discuss new trends in journalism development, as a result of which fundamentally new emergent or emerging properties arise. As a consequence, there is a transformation of journalist profession. In one case, it takes the form of a universal journalist or "reporter journalist," and in the other, it encourages the emergence of new specializations. One of the most popular in the editorial offices are journalists working with social networks or SMM managers whose professional training can be an important factor in preserving traditional media as a component of the modern information, communication or media system. The attempt to justify the emergence of a new specialization, the author of the article studies the characteristic features of the global four trends that have become inherent in the Russian media system. This allows us to say that at the moment it fully corresponds to the world parameters of information development in the society. However, the author attracts attention to the specifics of the implementation of trends characteristic of world journalism in Russian society, taking into account its information security. To cope with these global challenges is possible only on the condition of the most serious attention to training, especially working at the junction of traditional journalism and social networks. Characterizing the aspects of training new formation journalists, they pay attention not only to different formats of content delivery depending on the social networks specifics, but also to the creation of meanings. The analysis of theoretical works and journalistic practice allows us to assert that it is the ideas of meaningfulness and demand for the meaning of the widest audience that are already becoming the leading function of the traditional media. And their future and relevance are ensured in the context of the media system.

Текст научной работы на тему «Тренды современной журналистики как фактор трансформации профессии»

УДК: 070.1

ББК: 76.0

Коханова Л.А

ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИИ

Kokhanova L.A.

TRENDS OF CONTEMPORARY JOURNALISM AS TRANSFORMATION FACTOR

OF THE PROFESSION

Ключевые слова: информационно-коммуникативная или медийная система, эмерджентные или возникающие свойства, журналист, работающий с социальными сетями или SMM-менеджер, тренды развития журналистики, мобильный Интернет, блогосфера, социальные сети, аудитория, пользователи сети, информационные сообщества или паблики, новость, информация.

Keywords: information and communication or media system, emergent or emerging properties, journalist working with social networks or SMM-manager, trends in the development of journalism, mobile Internet, blogosphere, social networks, audience, network users, information communities or public, news, Information.

Аннотация: в данной статье речь идет о современных трендах развития журналистики, в результате действия которых возникают принципиально новые эмерджентные или возникающие свойства. Как следствие, наблюдается трансформация профессии журналиста. В одном случае она принимает форму универсального журналиста или «журналиста-рюкзачника», в другом - способствует появлению новых специализаций. Одной из наиболее востребованных в редакциях становятся журналисты, работающие с социальными сетями или SMM-менеджеры, профессиональная подготовка которых может стать важным фактором сохранения традиционных СМИ как компонента современной информационно -коммуникативной или медийной системы.

Предпринимая попытку обосновать появление новой специализации, автор статьи изучает характерные особенности глобальных четырех трендов, которые стали присущи и российской м е-дийной системе. Это позволяет говорить о том, что она на данный момент полностью соответствует мировым параметрам развития информации в обществе.

Однако автор обращает внимание на специфику реализации свойственных мировой журналистике трендов в российском обществе с учетом его информационной безопасности. Справиться с этими глобальными вызовами можно только при условии самого серьезного внимания к подготовке кадров, особенно работающих на стыке традиционной журналистики и социальных сетей.

При характеристике аспектов обучения журналистских кадров новой формации обращается внимание не необходимость овладения ими не только разных форматов подачи контента в зависимости от специфики социальных сетей, но и созданием смыслов.

Проведенный анализ теоретических работ и журналистской практики позволяет утверждать, что именно идеи смыюлопорождения и спроса на смыгсл самой широкой аудитории уже сегодня становятся ведущей функцией деятельности традиционных СМИ, обеспечивая им будущее и их востребованность в контексте медийной системы.

Abstract: in this article we discuss new trends in journalism development, as a result of which fundamentally new emergent or emerging properties arise. As a consequence, there is a transformation ofjournalist profession. In one case, it takes the form of a universal journalist or "reporter journalist, " and in the other, it encourages the emergence of new specializations. One of the most popular in the editorial offices are journalists working with social networks or SMM managers whose professional training can be an important factor in preserving traditional media as a component of the modern information, communication or media system.

The attempt to justify the emergence ofa new specialization, the author of the article studies the characteristic features of the global four trends that have become inherent in the Russian media system. This allows us to say that at the moment it fully corresponds to the world parameters of information development in the society.

However, the author attracts attention to the specifics of the implementation of trends characteristic of world journalism in Russian society, taking into account its information security. To cope with these global challenges is possible only on the condition of the most serious attention to training, especially working at the junction of traditionaljournalism and social networks.

Characterizing the aspects of training new formation journalists, they pay attention not only to different formats of content delivery depending on the social networks specifics, but also to the creation of meanings.

The analysis of theoretical works and journalistic practice allows us to assert that it is the ideas of meaning-fulness and demand for the meaning of the widest audience that are already becoming the leading function of the traditional media. And theirfuture and relevance are ensured in the context of the media system.

Мы живем в реалиях нового цифрового времени и имеем дело уже не с привычной журналистикой, а с информационно-коммуникативной или медийной системой. Она включает в себя традиционную журналистику, в которой интернет-журналистика заняла равное положение наряду с печатью, радио и телевидением, а также рекламу, PR и социальные сети. «Вместе с тем, - пишет профессор Е.Я Дугин, -все более ощутимые реалии информационного общества, в основе которого лежит производство, потребление и распространение информации, выдвигают в качестве центральной проблемы научное познание социальных информационно-коммуникативных процессов»1.

По сути, это иная система, обладающая принципиально новыми эмерджентными или возникающими свойствами, которые проявляются только в процессе ее действия. По мнению исследователей, «они «возникают», когда система работает»2. К тому же она находится в постоянном развитии, которому во многом способствуют появляющиеся новые информационные технологии. Процесс этот не остановить, но понять, каково направление этого движения, достаточно важно, так как мы имеем дело с весьма значимым для функционирования общества социальным институтом.

Попытаемся проанализировать основные тенденции образующейся на наших глазах информационно-коммуникативной системы в начале нового столетия, а также определить глобальные факторы, влияющие на ее развитие и соответственно на профессию. По мнению одних исследователей, основой ее становится универсальный журналист или на языке сообщества «журналист-рюкзачник». Другие же считают, что это время формирования новых специализаций внутри профессии, обусловленных появлением более сложных в устройстве, но значительнее удобных в пользовании гаджетов и платформ.

Анализ теоретических работ Е.Л. Вартановой, И.Н. Деминой, И.М. Дзялошинского, Е.Я. Дугина, Я.Н. Засурского, С.В Ерофеева,

1 Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информационно -коммуникативных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. 2015, № 3-4 (19-20). С. 81.

2 О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 31.

А.А. Калмыкова, С. Г Корконосенко, А.А. Тер-тычного, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина и др. позволяет утверждать, что технологическое оснащение российской журналистики оказало существенное влияние на ее развитие. Это позволило ей в последние десятилетия выйти на международный уровень. Поэтому основные тенденции или тренды, которые до недавнего времени были характерны для прессы зарубежных стран, и, прежде всего, американской, сегодня отчетливо видны и в российской медийной системе.

Именно американская авторитетная исследовательская организация Pew Research Center одной из первых их сформировала еще в 2010 году. Ее доклад State of the Media («Ситуация в СМИ») был опубликован 14 марта 2014 года в рамках ежегодного Project for Excellence in Journalism и является уже восьмым по счету3.

Исследователи Центра Пью (Pew Research Center) выделили четыре основных тренда, которые и по сегодняшний день являются основополагающими. К их числу относятся:

- аудитория «перетекает» в Интернет;

- реклама в Интернете становится более выгодной, чем в «бумаге»;

- мобильный Интернет приобретает все большее значение;

- в «цифровом мире» журналистские организации теряют контроль над собственной судьбой4.

Однако, как и предполагал американский социолог Джон Нейсбит в своей книге «Мегат-ренды», выводы, сделанные в докладе, не только не потеряли своей актуальности на данный момент, но и расширили географию5. Они достаточно точно характеризуют нынешнюю медийную ситуацию далеко за пределами США, в том числе и в России. С одной стороны, это, казалось бы, неплохой результат для российской журналистики, которая все больше соответствует международным параметрам.

Но, с другой стороны, есть еще одно немаловажное обстоятельство, о котором нам не следует забывать особенно в условиях обостряющегося противостояния в мире. Так, по мнению Е.Я. Дугина, «с помощью глобальной сети удерживается и всемерно наращивается

3 http: // stateofthemedia.org/

4 См.: http: // stateofthemedia.org/

5 Нейсбит Д. Мегатренды. Пер. с англ. М.,

2003.

информационное североамериканское «господство в облаке» над остальным миром. Это нетрудно сделать с учетом того, что информационные технологии, операционные системы, программное обеспечение и социальные сети едва ли не полностью имеют американское происхо-ждение»1.

К сожалению, до собственной виртуальной системы нам еще далеко. Хотя сегодня мы начинаем уже об этом задумываться. Об этом, например, пишут Е. Карелина, М. Фомин в статье «России нужно создать собственную систему киберпространства»2. Как считают авторы, это вызвано тем, что «цифровизация экономии, объявленная на Инвестиционном форуме в Сочи одним из основных направлений экономического роста, должна, по плану правительства, охватить все сферы жизнедеятельности»3.

Далее, по мнению авторов, у данной проблемы несколько уровней ее разрешения. «Не менее важны, - пишут они, - безопасность и удобство пользователей сетей и инфраструктур, а также создание условий выше ожиданий» .

Это позволяет утверждать, что, следуя глобальным признакам развития медийной системы, мы играем на чужом поле, которое постоянно совершенствуется. Профессор Е.Я. Дугин считает, что «одна из последних коммуникативных новинок - использование социальных сетей для манипулирования массовым сознанием с помощью небезызвестной технологии «мягкой силы». Схема проста: в социальные сети вбрасывается нужная информация, которая потом искусно подогревается, обсуждается в национальных СМИ. В результате новость «раздувается» до общенациональных масштабов, в нее начинает верить многомиллионная аудитория»5. рия»5.

Поэтому, принимая, что эти тренды также присущи российской журналистике в глобальном мире информации, нам надо четко осознавать отечественную специфику их проявления, а также готовить специалистов, которые способны профессионально работать в новых услови-

1 Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникативных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. 2015, № 3-4 (19-20). С. 88.

2 Карелина Е., Фомин М. России нужно создать собственную систему киберпространства // Независимая газета, 2017, 20 марта.

3 Карелина Е., Фомин М. Указ. соч.

4 Карелина Е., Фомин М. Указ. соч.

5 Дугин Е.Я. Методологический поворот ис-

следований информационно-коммуникативных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. 2015, № 3-4 (19-20). С. 88.

ях. Это наглядно видно на примере любого из четырех названных глобальных трендов развития информационно-коммуникативной системы.

Так, о том, что аудитория «перетекает» в Интернет, уже говорят и отечественные исследователи медийного рынка. Другое дело, что эту важную психологическую отметку американцы перешли в 2010 году, а россияне несколько позже. К 2015 году более 60 процентов отечественных пользователей регулярно (как минимум трижды в неделю) читают новости в Интернете, а читателями газет являются лишь 40 процентов опрошенных.

Что касается тиражей российских ежедневных газет, то они начали падать еще c 1990- гг. прошлого века. Причин тому было много. По мнению авторов доклада «Индустрия российских СМИ. Материалы для дискуссии (Взгляды, мнения, рекомендации)», подготовленного еще в 2002 г., «"Шоковая терапия" 1992 года привела к взлету цен на бумагу, что вызвало сокращение производства и распространения печатной продукции. Новых источников финансирования не возникло. Катастрофическое сокращение подписки, которая в советские времена обеспечивала миллионные тиражи, не сопровождалось адекватным развитием альтернативных сетей реализации. Все это повлекло за собой падение тиражей общенациональных газет»6.

Далее они пишут, что «в это время благодаря энтузиазму журналистских коллективов появились сотни новых газет и журналов. Но это не сказалось на совокупных тиражах российской прессы, которые не только не выросли, а наоборот упали: по газетам в четыре раза, по

7

журналам - в двенадцать раз» .

К сожалению, за прошедшие десятилетия ситуация практически не изменилась. Может быть расхождение в цифрах: но ни по количеству наименований изданий, ни по тиражам российская пресса так и не вышла на прежние рубежи. Но дело не только в «смерти» бумаги, о которой так активно говорят многие исследователи.

Аудиторию на протяжении всего этого периода теряют и электронные СМИ, то есть все, кроме сетевых ресурсов. Так что этот общий тренд проявляется весьма существенно и специфично в зависимости от объема и времени распространения широкополосного Интернета в

6 Индустрия российских СМИ. Материалы для дискуссии (Взгляды, мнения, рекомендации). М., 2002. С. 10-11.

7 Индустрия российских СМИ. Материалы для дискуссии (Взгляды, мнения, рекомендации). М., 2002. С. 11.

российской информационно-коммуникативной системе. Это можно отнести и к остальным обозначенным трендам.

Совершенно очевидно, что мобильный Интернет приобретает все большее значение в российском обществе, причем не только в молодежной среде. Большая часть населения уже получает новости при помощи мобильных устройств. Значительная его часть имеет планшетные компьютеры, и число их постоянно растет. Так, например, в студенческой аудитории человек в пятьдесят, которая была нами опрошена, только два человека в течение недели держали газеты в руках, но не читали их. По просьбе родителей, представителей старшего поколения, они принесли их из почтового ящика. Трое смотрели телевизионные сериалы во время семейного просмотра вечером. Но, тем не менее, все они владеют информацией о происходящих на момент опроса событиях в стране и в мире. Источник - мобильный Интернет.

Эти новации уже нельзя не учитывать при чтении лекционных курсов, проведении семинарских занятий. В данном случае к привязке подготовки профессионалов новой формации возникает другая не менее важная проблема, которая уже давно заявила о себе. Она также была обозначена в докладе «Индустрия российских СМИ. Материалы для дискуссии (Взгляды, мнения, рекомендации)». Его авторы утверждали, что «в системе образования не хватает профессиональных преподавательских кадров, хорошо ос нащенных учебных площадок, нацеленных не на историю отрасли, а в ее будущее. Острейший дефицит - учебные пособия», соответствующие современным требованиям»1.

Не произошло существенных изменений за эти годы и в системе высшего профессионального образования, если не считать переход от специалитета на форму: бакалавр - магистр. Активно практикующие журналисты и перспективные молодые ученые по-прежнему не идут в преподаватели, аргументируя это собственной загруженностью и низкой оплатой труда.

Уже на тот момент кардинальной ломки отечественной системы средств массовой информации авторы доклада были уверены в том, что такой подход чреват существенными последствиями для медийной отрасли. Они писали: «Многие в индустрии недооценивают потребность в высокопрофессиональных кадрах для новых СМИ. Медленное освоение индустриальных профессий, соответствующих миро-

1 Индустрия российских СМИ. Материалы для дискуссии (Взгляды, мнения, рекомендации). М., 2002. С. 51.

вым стандартам, способно затормозить развитие наших средств массовой информации Последствия для индустрии могут быть катастрофичными, разрыв в освоении новых технологий с каждым годом увеличивается»2.

Это напрямую относится к четвертому тренду, обозначенному специалистами «Центра Пью», когда значительную и все возрастающую долю трафика онлайн-СМИ получают от компаний- поисковиков, агрегаторов новостей и социальных сетей. Соответственно, и основная доля рекламных доходов достается подобным сервисам, а не производителям контента, то есть традиционным СМИ. Поэтому они вынуждены пристально следить за новинками на рынке гаджетов и, как следствие, приспосабливать свои новости под их формат. Одной из последних ощутимых новаций в деятельности редакций стало создание своих страниц или аккаун-тов в социальных сетях.

Этому предшествовало создание сайтов многих традиционных СМИ, которые вводили в свою структуру так называемые форумы. На них читатели/зрители/слушатели могли высказывать свою точку зрения, участвовать в создании контента. Затем традиционные средства массовой информации активно начали сотрудничать с блогосферой. Но сегодня и этого оказалось недостаточно даже весьма успешным изданиям, таким, как, например, «Аргументы и факты».

По данным официального сайта газеты со ссылкой на аналитическую компанию «ТК8 Россия», «Аргументы и факты» - лидер среди всех еженедельных газет страны3. Аудитория каждого печатного номера превышает 6,5 миллионов человек. А по полугодовой аудитории еженедельник является лидером среди всех печатных СМИ России с показателем в 26 460 000 человек - это почти половина всего взрослого населения России.

Кроме того «Аргументы и факты» - самое популярное российское издание за рубежом. Газета распространяется по подписке и в розницу в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ, а также в Европе, США, Австралии, Израиле и т.д. «АиФ» обладает и самой обширной сетью региональных редакций - 66 в России, 17 - за рубежом.

Казалось бы, эти цифры говорят о стабильном положении издания на отечественном

2 Индустрия российских СМИ. Материалы для дискуссии (Взгляды, мнения, рекомендации). М., 2002. С. 52.

3 ИД "АиФ": Издательский дом "Аргументы и факты" Рлектронный ресурс]. URL: http//corp.aifm/page/4

информационном рынке. Но оказывается, это далеко не так. Результаты подписки 2017 года свидетельствуют о том, что его аудитория резко сокращается. Изданию становится все сложнее удержать читателя в ситуации, когда широкое распространение получают новостные ленты. Они моментально уведомляют своих пользователей посредством электронных гаджетов о самых последних событиях внутри страны и в мире. При этом не важно, где они находятся территориально, чем заняты в данный момент.

Об этом свидетельствуют и данные исследовательской компании «TNS Russia», которые говорят о том, что среднестатистический читатель увлечен газетой в среднем десять минут в день1. Поэтому, чтобы не потерять окончательно контроль над своей собственной судьбой и удержать читателя, «Аргументы и факты» создают аккаунты не в одной, а во многих социальных сетях. С их помощью они стремятся популяризировать газету среди молодежи, распространять сведения об издании, а главное - иметь обратную связь с ней.

На текущий момент у издания аккаунты и сообщества есть в социальных сетях: «Facebook», «Вконтакте», «Одноклассники», «Твиттер», «Мой мир», а также на видеохостинге с элементами социальной сети «Youtube». На каждом из этих ресурсов у «Аргументов и фактов» имеется своя группа, где публикуются материалы в виде текстов, а также аудио- и видеоданных. Их наполнение и форма подачи во многом зависит от целевой аудитории и желания пользователей ознакомиться с той или иной новостью.

Столь же обеспокоены своей будущей судьбой и другие авторитетные российские издания, такие как «Известия», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и многие другие. Например, SMM-менеджер «Комсомольской правды» Виктория Бубнова говорит, что «не совсем понятен вопрос о разнице между самой газетой, сайтом и социальными сетями. Но социальные сети сейчас - это очень сильный канал для привлечения трафика на сайт. Очень сильный. Основное отличие - на сайте мы можем делать все, что захотим, потому что это наш сайт, а в социальных сетях мы ограничены интерфейсом. Конечно, «Комсомольская правда» в социальных сетях -это не самостоятельные СМИ, а лишь один из форматов»2.

1 Бородина Т. Медиапотребление в России выросло до 8,5 часа // «Известия» [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/587641

2 Архив авт.

Как следствие «этот формат», то есть «Комсомольская правда» и любое другое издание принимает правила функционирования, которые диктуют социальные сети. При этом традиционные СМИ понимают, что уже имеют дело с иной аудиторией, изменившийся язык общения с которой они вынуждены учитывать. Многие из их читателей на данный момент не только активные пользователи сети, но и авторы текстов, которые в них размещаются.

Это позволяет говорить о том, что аудитория стала естественным компонентом информационно-коммуникативной системы и начала влиять на характер профессии журналиста в привычном ее понимании. Тем более, это важно, так как большая часть нового поколения журналистов, что идет в эту профессию, тоже является пользователями сети, говорит на ее языке, учитывает специфику виртуальной среды.

По результатам исследования статистики сети аналитического центра Brand Analytics, пользователи «ВКонтакте» показывают очень высокий процент вовлеченности в создание уникального контента. Примерно 40 процентов пользователей этой социальной сети являются авторами статей, комментариев, рецензий, откликов на обсуждаемые темы. Следовательно, не реже, чем один раз в месяц каждый публикует самостоятельный текст. За день «ВКонтакте» публикуется 287 тысяч постов3.

Эта новая тенденция была отмечена исследователями Deutsche Bank еще в 2006 году, когда они опубликовали свой доклад «Медиа-индустрия стоит перед величайшим потрясением со времен Гутенберга». В нем отмечалось, что современные средства массовой информации находятся на пороге фундаментальных изменений - потребитель становится продюсе-

4

ром .

Можно считать совпадением, а можно и точкой отсчета нового этапа в истории журналистики, но в том же 2006 году американский журнал «Time», традиционно называющий в последнем декабрьском номере Человека года, выбрал им пользователя Интернета. По мнению исследователя интернет-журналистики С.В. Ерофеева, «издание пыталось таким образом подчеркнуть

3 Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс]. URL: http ://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifrv-trendy -pro gnozy/ дата обращения 16.04.16

4 Media Industry facing biggest upheaval since Gutenberg: Media consumers morphing into media makers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dbresearch.com /PROD /DBR_INTERNET_EN-PROD/ PRODOOOOOOOOOO203347.pdf

значимость простых людей для развития современного мира. Как говорилось в редакционной статье, интернет-пользователь удостоился почетного звания за то, что взял под узду мировые СМИ, за то, что основал и оформил новую цифровую демократию, за то, что работает бесплатно и при этом превосходит профессионалов» \

Но сегодня этот интернет-пользователь в сети не одинок. Речь уже идет не о безликой массовой аудитории, а об объединенных группах пользователей или сообществах. Исследователи отмечают высокий процент вовлеченности аудитории именно в такие информационные сообщества или паблики (от англ. pu или plic -публичная страница, разновидность группы в социальной сети) новостных агентств, официальные группы традиционных СМИ.

В виртуальной среде вполне ощутим процесс создания сообществ по общности интересов, которые в большей степени, чем отдельные пользователи влияют на информационную повестку дня не только конкретной сети, но и всей медийной системы. Например, образующиеся сообщества «ВКонтакте» делятся по тематическому принципу: наука и технологии, культура и искусство, развлечения и юмор, музыка, спорт и т.д. Их могут объединять предпочтения в марке одежды, тех или иных продуктов, напитков, конкретных брендов и даже магазинов. Кто-то является любителем радио, а кто-то телевидения. Более трети сообществ относятся к новостным.

Таким образом, традиционные медиа (пресса, радио, телевидение) стремятся стать цзнтрами такого притяжения в сети, чтобы удержать своего читателя и попытаться следовать последним веяниям технологий и подачи информации. Так, «ВКонтакте» они представлены достаточно широко: есть паблики как крупных федеральных СМИ («Первый канал», «Коммерсант», «Комсомольская правда» и пр.), так и локальных, региональных СМИ («Москва 24», «Metro» (Казань), «Наша Газета» (Новороссийск) и другие).

По числу подписчиков публичной страницы лидируют следующие группы печатных изданий:

1. «Ведомости» http://vk.com/vedomosti (783639 подписчиков);

2. «Известия» http://vk.com/izvestia (343200 подписчиков);

3. «Комсомольская правда» http://vk.com/ kpru (290000 подписчиков);

4. «Российская газета» http://vk.com/rgr_ (241320 подписчиков);

5. «Коммерсант» http://vk.com/kommersant ru

1 Ерофеев С.В. Интернет-журналистика на рубеже XX-XXI веков. ИПК РТР, м, 2011, с. 55.

(210868 подписчиков)2.

Для публичных страниц печатных изданий в социальной сети «ВКонтакте» можно определить следующие закономерности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наибольшее число подписчиков имеют крупные федеральные газеты, относящиеся к качественной прессе. Лишь две массовые газеты («Комсомольская правда» и «Аргументы и факты») имеют свыше 100 тысяч подписчиков;

- самыми популярными сообществами среди региональных газет являются паблики московских, подмосковных и санкт-петербургских газет («Фонтанка», «Вечерняя Москва» и другие).

Многие исследователи на рубеже веков рекомендовали «издателям газет готовиться к «ренессансу» газетного содержания, что должно дать им значительные преимущества в продолжающейся информационной революции»3. Спустя почти два десятилетия можно с полным основанием утверждать, что это реальная ситуация, в которой функционируют современные российские средства массовой информации. При этом речь идет не о возрождении, а о сохранении традиционных газет и журналов, о том, чтобы они нашли свое место в формирующейся информационно-коммуникативной системе.

Сегодня это во многом спонтанный процесс, и инициатива находится в руках компаний-поисковиков, агрегаторов новостей и социальных сетей, которые обеспечивают наиболее всестороннее и масштабное насыщение рынка новостной информацией. Традиционные газеты стремятся за ними угнаться, но явно проигрывают. Так, «Аргументам и фактам» в формате еженедельника непросто успевать за самыми срочными новостями, сколь бы современной ни была их подача. Даже ежедневные газеты, как «Комсомольская правда», и те не могут соперничать по скорости подачи информации с сетевыми ресурсами.

Как показывает исследование деятельности современных печатных СМИ, их предназначение в другом - в анализе происходящих в мире событий, в аргументированном разговоре с читателем, а не только в скоростной подаче новостей. К этой мысли сегодня приходят авторитетные ученые. Так, профессор Е.Я. Дугин считает, что «идеи смыслопорождения и стимулирования у различных групп аудитории спроса на смысл может и должно стать ведущей функцией деятельности СМИ. Вот, пожалуй, тот вектор

2 [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/ Данные актуальны на 17.04.16.

3Газеты на пороге новой эры. Материалы 52-го Всемирного газетного конгресса. Цюрих, июнь 1999 г. С. 10.

исследований, в котором следует работать современным отечественным исследователям журналистики и массовой коммуникации»1.

Именно это должно стать и основой подготовки профессионалов новой формации, работающих на стыке традиционных и новых медиа. Даже при игре на чужом поле они должны быть способны осуществлять свою политику, предлагать свое видение мира, что явно не просто. Но владение методологией научного поиска, системным подходом к анализу происходящего в стране и в мире позволит им это сделать на хорошем профессиональном уровне.

Этому надо учить целенаправленно, чтобы журналисты могли объяснять мир через собственное «я»: именно подбор фактов, их анализ, умелая аргументация сможет им показать событие в контексте происходящего. Тогда видеосюжет, снятый непрофессионалом, они смогут встроить в новостной выпуск. Аудитория сможет понять, что происходит, если у новости будут очень глубокие корни в прошлом, если она будет тесно связана с другими событиями настоящего. Дело журналистов - анализ и проверка фактов, в основе которой смысловая конструкция.

К тому же и Интернет сегодня еще далеко не совершенен. Как отмечает тот же журнал «Time», было бы ошибкой его романтизировать. Журнал пишет: «Некоторые комментарии на Youtube заставят вас рыдать над будущим человечества только из-за орфографии, не говоря уже о непристойностях и неприкрытой ненависти. Но в этом весь интерес. Интернет может обернуться разочарованием, как и любой стоящий широкомасштабный социальный эксперимент»2.

Собственно и сегодня, сами того не подозревая, журналисты способствуют улучшению качества информации в сети, более того, формированию культуры общения пользователей, установлению элементарных этических правил их поведения. Но этому также необходимо обучать, особенно, когда речь идет об их деятельности на стыке традиционной журналистики и социальных сетей.

Как показало изучение редакционных моделей ведущих изданий страны, многие из них вводят новую специализацию - журналист, работающий с сетью или SMM-менеджер. Именно они занимаются освоением сетевых информационных площадок, что позволяет им создавать

1 Дугин Е.Я. Методологический поворот исследований информационно -коммуникативных систем и журналистика // Журналист. Социальные коммуникации. 2015, № 3-4 (19-20). С. 93.

2 http: //lenta.ru/ news/ 2006/ 12/ 17/ person/ _

Printed.htm

контент, который должен отвечать запросам пользовательской аудитории.

Сам факт появления этой специализации свидетельствует о том, что современные тренды развития журналистики уже оказали существенное влияние на трансформацию профессии. Но овладение ею на данном этапе - процесс самодеятельный. В процессе работы журналисты изучают специфику подачи информации в разных сетях и в зависимости от этого придают своему тексту ту или иную форму.

Тем самым в основном они концентрируют свое внимание на форме подачи контента, его объеме, соотношении вербального и визуального материала, статичного или динамичного, то есть текста или видеосюжета. Создание смыслов уходит на второй план, а то и вовсе отсутствует, так как такой задачи не было поставлено. Это подтверждают и сами журналисты, которые работают с виртуальной средой, когда один тот же материал принимает различные формы в зависимости от социальной сети.

Так, М. Мовчан, выпускник факультета журналистики, исследующий специфику работы такого сотрудника редакции, отмечает, что «журналисту приходится частично видоизменять наполнение продукта своей деятельности, чтобы в последующем он попал в должном виде в социальную сеть. В некоторых случаях материал принимает самую объемную форму с полным содержимым, в других он укорачивается до минимального объема. В исключительных случаях может и вовсе обойтись без текстовой информации, перекладывая все внимание аудитории на просмотр фотографий, видеозаписей или прослушивание аудиосообщений»3.

По его мнению, «такой метод позволяет охватить наиболее широкую аудиторию, гибко подстраиваясь под запросы пользователей в текущий момент. К примеру, будучи за рулем, читатель не может полностью изучить материал, но может послушать его в подробностях, или на улице при отсутствии качественного интернет-соединения или нехватке времени пользователь может получить краткий, но емкий факт, который, в противном случае, пришлось бы читать в полном объеме, затратив при этом значи-

4

тельное время» .

Безусловно, владение формой подачи материала в зависимости от специфики сети является важной компетенцией такого специалиста, но далеко не единственной. Научение созданию смыслов сделало бы эту специализацию востребованной. Более того, только при наличии та-

3 Архив авт.

4 Архив авт.

ким образом подготовленных специалистов, понимающих специфику проявления современных трендов развития СМИ, традиционные издания смогут взять свою судьбу в свои руки и выполнять свое предназначение в обществе. Главное - только усилиями журналистов, отве-

чающих вызовам времени, способных создавать смыслы и владеющих новыми технологиями, они сохранят себя как востребованный своей аудиторией компонент информационно-коммуникативной системы страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородина, Т. Медиапотребление в России выросло до 8,5 часа // «Известия» [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.ru/news/587641

2. Вартанова, Е.Л. Динамика общего и особенного: современные теоретические подходы к анализу российской медиасистемы / Е.Л. Вартанова // Параллели и меридианы медиапространства — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. — 242 с.

3. Вартанова, Е.Л. Editorial [О подходах к современным медиасистемам] / Е.Л Вартанова // Меди@льманах. - 2014. - № 2. - С. 8-9.

4. Газеты на пороге новой эры: материалы 52-го Всемирного газетного конгресса. - Цюрих, 1999. - 116 с.

5. Газеты средних и малых городов России / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин. - М.: Фак. журналистики МГУ, 2015. - 237 с.

6. Демина, И.Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И.Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013. - № 1. - С. 172-181.

7. Демина, И.Н. Экономическая коммуникация. Обоснование термина / И.Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - С. 162-166.

8. Демченко, Ю. Формирование (изменение) мира, основанного на знаниях, в условиях Информационной Революции / Ю. Демченко. - URL: http://www.uazone.org/naph/newage-essay.html.

9. Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И.М Дзялошинский - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013. - 479 с.

10. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России / И.М. Дзялошинский. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 312 с.

11. Дугин, Е.Я. Создание смыслов в электронную эпоху: Методология и техника новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR / Е.Я. Дугин. - М., 2005. - 296 с.

12. Дугин, Е.Я. Методологический поворот исследований информационно-коммуникативных систем и журналистика / Е.Я. Дугин // Журналист. Социальные коммуникации. - 2015. - № 3-4 (1920). - С. 81 -102.

13. Засурский, Я.Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика 2008-2013 / Я.Н. Засурский. - М.: МедиаМир, 2013. - 296 с.

14. Ерофеев, С.В. Интернет-журналистика на рубеже XX-XXI веков / С.В. Ерофеев. - М.: ИПК РТР, 2011. - 84 с.

15. Калмыков, А.А., Коханова, Л.А. Интернет-журналистика / А.А Калмыков, Л.А. Коханова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

16. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение / С.Г. Корконо-сенко. - М.: Логос, 2010. — 242 с.

17. Коханов, Е.Ф., Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы / Е.Ф. Коханов, В.В.Кравцов, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). - С. 317 - 327.

18. О'Коннор, Дж., Макдермстт, И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор, Иан Макдермотт; пер. с анг. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 256 с.

19. Свитич, Л. Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. — М.: Изд-во Моск ун-та, 2000. — 252 с.

20. Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы [Электронный ресурс]. -URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifry-trendy-prognozy/ дата обращения 16.04.16

21. Тертычный, А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике / А.А. Тертычный // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 77-88.

22. Типология периодической печати / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова [и др.]; под ред. M В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 236 с.

23. Тулупов, B.B. Конвенциональная коммуникационная стратегия в журналистской деятель-

ности / B.B. Тулупов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 5. -С. 20-49.

24. Шкондин, М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73; № 5. - С. 45-55.

25. Шкондин, М.В. Печатные СМИ в условиях трансформации медиасистемы / М.В. Шкондин // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 38-53.

26. Шкондин, М.В. Функциональная целостность медиасистемы / М.В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 2. - С. 144-149.

27. Media Industry facing biggest upheaval since Gutenberg: Media consumers morphing into media makers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dbresearch.com /PROD /DBR INTERNET EN-PROD/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.