Научная статья на тему 'Интернет-сми и социальные сети: этапы конвергенции'

Интернет-сми и социальные сети: этапы конвергенции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10096
1024
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / КОНВЕРГЕНТНЫЕ СМИ / CONVERGENT MEDIA / ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯ / ПУБЛИЧНАЯ СТРАНИЦА (ПАБЛИК) / PUBLIC PAGE (PUBLIC) / ONLINE-PUBLICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Елена Игоревна

Представлена последовательность сближения средств массовой ин­формации с социальными сетями: от этапа, когда соцсети рассматривались только как источ­ник информации для журналистов, до настоящего времени, когда соцсети стали одним из основных каналов дистрибуции контента СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web-based media and social networks: convergence periods

The article presents a sequence of convergence of media with social networks from the period when social networks were considered only as a source of information for journalists till the present time when social networks have become one of the major distribution ways in media content.

Текст научной работы на тему «Интернет-сми и социальные сети: этапы конвергенции»

Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 128-133.

УДК 070+659.4

Е.И. Петрова Омск, Россия

ИНТЕРНЕТ-СМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

ЭТАПЫ КОНВЕРГЕНЦИИ

Представлена последовательность сближения средств массовой информации с социальными сетями: от этапа, когда соцсети рассматривались только как источник информации для журналистов, до настоящего времени, когда соцсети стали одним из основных каналов дистрибуции контента СМИ.

Ключевые слова: социальные сети, новые медиа, конвергентные СМИ, онлайн-издания, публичная страница (паблик).

Сегодня стало общепризнанным понятие «конвергентное СМИ» применительно как к интегрированным в интернет-среду традиционным медиа, так и к собственно интернет-СМИ. Напомним, что к конвергентным относят, во-первых, «функционирующие под единым брендом печатную, аудио-, теле- и интернет-версии СМИ» [Интернет-СМИ... 2010: 342]. Ярким примером такого конвергентного медиа является «Комсомольская правда»: под этим брендом выходит ежедневная газета, функционируют сайт KP.RU и кабельный телеканал. Причем на сайте KP.RU можно увидеть не только оригинальный текстовый, аудио- и видеоконтент, но и приобрести газету в формате PDF. Во-вторых, к конвергентным относят собственно интернет-СМИ, в которых «информация представлена с помощью разных медийных платформ: текст, фото, видео, подкасты, инфографика» [Интернет-СМИ... 2010: 342].

Напомним также, что «технологии Интернета наделяют сетевые СМИ специфическими признаками - мультимедийностью, интерактивностью и свойствами гипретекста» [Интернет-СМИ.. 2010: 342]. Представляется, что все эти признаки и есть проявление конвергентности интернет-СМИ, поскольку в совокупности, в единстве они определяют специфику онлайн-изданий, их уникальность «в семье» СМИ. Но сегодня можно говорить еще об одной грани конвергенции интернет-СМИ: это сращение онлайн-изданий и социальных сетей. Конечно, процесс этот шел постепенно.

На первом этапе соцсети рассматривались журналистами как источник информации. Считается, что «Живой журнал» и Twitter - источники информационных поводов и тем; в Facebook можно быстро найти экс-

© Е.И. Петрова, 2014

Е.И. Петрова

129

перта по любой теме; с помощью «Одноклассников» и «ВКонтакте» - выйти на нужных ньюсмейкеров через их окружение и т. п.

Постепенно СМИ начали обзаводиться аккаунтами в соцсетях. Но вначале они рассматривались, скорее, как рекламные площадки: «Это уже не совсем про журналистку, а скорее про рекламу, - писала, например, всего два года назад журналист интернет-издания “Частный корреспондент” Вера Кичанова. - Раскручивать издания, как и остальные бренды, в новых медиа обычно нанимают SMM-специалистов» [Кичанова 2012]. Так начался второй этап сближения СМИ и соцсетей - продвижение в сетях брендов СМИ.

Тут уместно вспомнить, что поначалу, в «доконвергентную» эпоху, сайты традиционных СМИ тоже рассматривались как рекламная площадка: информация об издании, о ведущих журналистах, контакты, анонсы ключевых материалов ближайшего номера - вот типичная структура сайта издания. Если публиковался контент, то, как правило, после выхода бумажной версии. Сайт должен был продавать бумагу, а не наоборот. Сегодня это кажется архаикой. Но и с соцсетями, как видим, вначале было то же.

Однако сейчас соцсети стали важным каналом доставки контента, и это - третий этап инкорпорирования СМИ в соцсети. Это уже оценили практики. Так, участники конференции «Аудитория новых медиа», прошедшей в апреле 2014 г. в Екатеринбурге, отмечают: «Правильно организованный трафик: это когда аудитория из соцсетей больше аудитории из поисковиков» [Амирханова 2014]. Кстати, это не прямая цитата из выступления участника, а цитата из твиттер-трансляции, которую в ходе конференции под единым хэштегом могли вести все присутствующие, а чуть позже наиболее интересные твиты обобщила Гулим Амирханова.

Также можно говорить и о том, что не только аудитория идет в СМИ через соцсети, но и СМИ - к аудитории. Потребителю информации не надо каждый день заходить на сайт конвергентного издания: через свою френд-ленту в социальной сети он узнает обо всех обновлениях и может сразу перейти к заинтересовавшим его материалам.

Но еще чаще пользователь попадает на сайт того или иного издания благодаря перепостам «френдов», и знакомство с журналистским материалом часто предваряется чтением комментария «френда». Если такой анонс чем-то заинтересовал, пользователь переходит к публикации. При этом посредников в распространении информации может быть как угодно много. К примеру, ваш «френд» в Facebook сделал перепост чьего-то комментария к некой публикации и дает ссылку на нее. Если комментарий заинтересовал, вы, скорее всего, прочтете и материал. Возможно, сделаете свой перепост. Тогда ваши «френды» получат этот материал через еще большее число посредников. И любой из них тоже может распространить публикацию дальше.

К чему это ведет? «Статья доставляется нам все чаще вне оболочки бренда СМИ - уже точно вне физической оболочки, а все чаще и просто вне

130

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...

всякого медийного бренда. Например, через ленту Facebook или Twitter» [Мирошниченко], - считает Андрей Мирошниченко, автор, наиболее активно анализирующий современные медийные процессы.

«Аудитория перестала различать источники с точки зрения ньюс-мейкинга», - отмечают и участники екатеринбургской конференции [Амирханова 2014]. То есть возникла парадоксальная на первый взгляд ситуация: интегрировавшись с соцсетью, создав там свой аккаунт, СМИ оказывается менее различимым на медиарынке как бренд, но эффективнее доставляет контент. Причем через заинтересованных посредников в соцсетях контент «распыляется» небольшими «квантами», но более точно, так как любой вовлеченный в передачу информации субъект хорошо знает ядро своей аудитории, ее информационные потребности и интересы.

Нельзя, конечно, говорить, что бренд СМИ совсем потерял значимость. Агрегаторы новостей (Google, Yandex, Mail] остаются сильным каналом привлечения аудитории. Зайдя, скажем, на сайт «Яндекс», мы обязательно обратим внимание на топ новостей. Возможно, выберем заинтересовавшую больше всего тему и обнаружим ссылки на 20 сообщений СМИ по этой теме. И какую из них предпочтем, определяет все же авторитет источника, значимость бренда для конкретного потребителя. Часто мы просматриваем и сравниваем несколько источников по одной теме. И, на наш взгляд, наиболее релевантную для своего сообщества в соцсети, можем и перепостить, и снабдить своим комментарием. Это значит, что следующие пользователи придут на сайт уже из соцсети.

Понятно, что сообщество друзей в соцсети - это своего рода клуб по интересам. Поэтому «френды» успешно выполняют роль агрегатора и распространителя информации, интересной их группе. И уже собственно распространитель становится для своей группы брендом, гарантирующим важные для группы качества текста. Это могут быть тема, литературное мастерство автора, возможность практического применения и т. п., но главное - «раз перепост сделал Имярек, значит, надо читать».

Сейчас наметилась тенденция к тому, что СМИ создают не просто страницы, группы в соцсетях, а так называемые паблики, главная цель которых - максимально быстро доносить информацию до подписчиков. Вначале в пабликах не было возможности создавать обсуждения. Сейчас их функции расширились, но главным все же остается донесение информации.

Конечно, паблик (публичную страницу] может создать любой пользователь. И есть такие, где число подписчиков доходит до сотен тысяч и миллионов. Являются ли такие медиа конкурентами для СМИ?

В определенной мере ответом на этот вопрос стали результаты небольшой самостоятельной работы студентов-первокурсников направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». В ходе работы студентам необходимо было проанализировать свое медиапотребление, объяснить, какими личными потребностями и интересами оно определяется.

Е.И. Петрова

131

И выяснилось, что они вообще не делают различия между СМИ и пабли-ками. Это для них абсолютно равноценные источники информации. При этом паблик в сети «ВКонтакте» их учебной группы равноценен паблику газеты «Ведомости», например. Паблик газеты «Тарское Прииртышье» важен также, как паблик ресурса «Пикабу», который наполняют исключительно пользователи. Иерархии нет.

Собственно сайты - как специализированные, так и интернет-СМИ -на втором месте по важности и частотности потребления после групп и пабликов. Видимо, это результат распространения планшетных компьютеров, где на главном экране можно сохранить ссылку, что позволяет быстро взаимодействовать с ресурсом. С содержанием газет они знакомятся только в Сети, журналы, преимущественно глянец, читают и на бумаге, но гораздо меньше. Телевидение: здесь студенты делают выбор, в первую очередь, в пользу развлекательных и просветительских программ. Также это источник новостной информации, но только потому, что «смотрят родители». «Телевидение отходит на второй план, ведь все эфиры можно найти и в сети», - пишет одна из студенток.

То есть, похоже, что для этих пользователей СМИ существуют прежде всего в пабликах и группах в соцсетях. Для этого сегмента аудитории страницы СМИ в соцсетях уже находятся в равных (а значит - конкурентных] отношениях с другими группами и пабликами. То есть они на равных борются за внимание аудитории. Поэтому конвергенция СМИ с соцсетями стала сегодня неизбежной.

Как сказано выше, через соцсети не только аудитория идет в СМИ, но и СМИ - к аудитории. Так вот, сейчас можно говорить и о том, что начался четвертый этап конвергенции: соцсети тоже идут к СМИ. Возможно, когда Павел Дуров задумывал паблики «ВКонтакте», он не представлял, каким важным инструментом они станут для СМИ. Но сейчас разработчики стремятся учитывать интересы СМИ в соцсетях.

Так, недавно появились сообщения, что Facebook запустил новый ресурс - Facebook Media, который должен помочь СМИ и общественным деятелям эффективнее взаимодействовать с этой соцсетью. Как обещают разработчики, появится больше возможностей для привлечения пользователей на сайт, побуждения их к перепостам, для «упаковывания» в посты ссылок на паблики и т. п. [Facebook представил Facebook Media...]. Похоже, что СМИ просто вынуждены будут осваивать и этот ресурс.

Как видим, новые технологии увеличили степень сложности медиасистемы, уровень ее открытости; углубили нелинейность распространения информации. Одним из основополагающих состояний сложных открытых саморазвивающихся систем является подвижность, изменчивость, фрактальность как «дробное, самоподобное, переходное состояние-процесс» [Войцехович 2003: 148]. Сращение СМИ с соцсетями многократно усилило способность информационного пространства к ауторепликации,

132

Раздел II. Интернет-СМИ и новые медиа...

самовоспроизведению. Кванты информации - фракталы - самовоспроиз-водятся без участия медийной организации: на определенном этапе продвижения контента его дистрибуцией успешно занимаются вовлеченные потребители, что требует смены приоритетов в развитии медиа. Это чувствуют и практики: «...развивать сегодня нужно не сайты, а apps и аккаунты в mobile-friendly сетях; не нагромождаться, а распадаться и множиться, как призрак, мираж и дивид», - утверждает автор Манифеста новых медиа Анатолий Ульянов [Ульянов 2013]. Такой подход становится стратегией, обеспечивающей СМИ дополнительные конкурентные преимущества.

Список литературы

1. Амирханова Г. Новости - это то, что мы даже не знали, что хотели бы узнать. 2014. URL: http://best-app.ru/2014/04/24/novosti-eto-to-chto-my-dazhe-ne-znali-chto-xoteli-by-uznat/.

2. Войцехович В.Э. Синергетическая концепция фракталов // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: ПрогрессТрадиция, 2003. С. 141-156.

3. Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспектпресс, 2010.

4. Кичанова В. Кому можно и нужно сидеть «ВКонтакте» на рабочем месте.

11.12.2012. URL: http://www.chaskor.ru/article/komu_mozhno_i_nuzhno_sidet_

v_kontakte_na_rabochem_meste_30376.

5. Мирошниченко А. Во что вовлекают человека новые медиа?. URL: http ://slon.ru/calendar/event/1092196/.

6. Ульянов А. Манифест новых медиа. 2013. URL: http://www.chaskor.ru/artide/ manifest_novyh_media_30805.

7. Facebook представил Facebook Media - новый ресурс для медийных организаций и общественных деятелей // Searchengines. Энциклопедия поисковых систем. 18.09.2014. URL: http://www.searchengines.ru/news/archives/facebook_pred-stavil.html#ixzz3GJjS3j9G.

References

1. Amirkhanova G. Novosti - eto to, chto my dazhe ne znali, chto khoteli by

uznat [News is something that we even didn’t know that we want to know]. 2014, available at: http://best-app.ru/2014/04/24/novosti-eto-to-chto-my-dazhe-ne-znali-chto-

xoteli-by-uznat/.

2. Voitsekhovich V.E. Synergetic concept of fractals [Sinergeticheskaya kont-septsiya fraktalov]. Sinergeticheskaya paradigma. Chelovek i obshchestvo v usloviyakh nestabilnosti [Synergetic paradigm. Man and society in conditions of instability]. Moscow, Progress-Traditsii, 2003, pp. 141-156.

3. Lukina М.М. (Ed.) Internet-SMI: Teoriya i praktika [Internet media. Theory and practice]. Moscow, Aspekt-press, 2010.

4. Kichanova V. Komu mozhno i nuzhno sidet “VKontakte” na rabochem meste [Who may and need to be in “VKontakte” at work]. 11.12.2012, available at: http:// www.chaskor.ru/article/komu_mozhno_i_nuzhno_sidet_v_kontakte_na_rabochem_ meste 30376.

Е.И. Петрова

133

5. Miroshnichenko А. Vo chto vovlekayut cheloveka novye media? [Where do new media involve a human?], available at: http://slon.ru/calendar/event/1092196/.

6. Ulyanov А. Manifest novykh media [New media manifesto]. 2013, available at: http://www.chaskor.ru/article/manifest_novyh_media_30805.

7. Facebook has presented Facebook Media - new recourse for media organizations and public figures [Facebook predstavil Facebook Media - novyii resurs dlya mediinykh organizatsyi i obshchestvennykh deyatelei]. Searchengines. Entsiklopediya poiskovykh system. 18.09.2014, available at: http://www.searchengines.ru/news/archives /facebook_predstavil.html#ixzz3GJjS3j9G.

E.I. Petrova Omsk, Russia

WEB-BASED MEDIA AND SOCIAL NETWORKS: CONVERGENCE PERIODS

The article presents a sequence of convergence of media with social networks from the period when social networks were considered only as a source of information for journalists till the present time when social networks have become one of the major distribution ways in media content.

Key words: social networks, new public page (public).

Сведения об авторе:

Петрова Елена Игоревна, старший преподаватель кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: pelena11@yandex.ru

media, convergent media, online-publication,

About the author:

Petrova Elena Igorevna, senior lecturer of the Department of journalism and medialinguistics of the Faculty of philology and mediacommunication

Omsk State University named after F.M. Dostoyevsky

55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: pelena11@yandex.ru

Дата поступления статьи 20.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.