Научная статья на тему 'Специализированные издания как фактор формирования цифровой культуры журналиста (итоги пилотного проекта)'

Специализированные издания как фактор формирования цифровой культуры журналиста (итоги пилотного проекта) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
376
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ СООБЩЕСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / JOURNALISM / MASS MEDIA / INFORMATION AND COMMUNICATIVE SPHERE / SPECIALIZED EDITIONS / DIGITALIZATION / JOURNALISTIC COMMUNITY / COMPETENCES / DIGITAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губанова М. И.

В данной статье прежде всего вводятся такие основные понятия, как образованность, компетентность, культура и цифровая культура как ее проявление в мире цифрового или информационного общества и менталитет. Также рассматриваются современные специализированные издания как фактор формирования цифровой культуры журналиста. Этот сегмент представлен «Журналистом» и «Новостями СМИ», как наиболее востребованными профессиональным сообществом. Автор пытался определить, какую роль они играют в формировании цифровой культуры. В статье также представлены некоторые результаты опроса представителей журналистского сообщества и студенческой аудитории, который был параллельно проведен в рамках данного пилотного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED EDITIONS AS FACTOR OF FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF THE JOURNALIST (results of the pilot project)

In this article, first of all, such basic concepts as education, competence, mentality, culture and digital culture as her manifestation in the world of digital and information society were entered. Modern specialized editions as a factor of formation of journalist digital culture are also considered in the article. This segment is presented by the «Zhurnalist» and «Novosti SMI» magazines as the most demanded by professional community. The author has made attempt to define what role they play in formation of digital culture. Some results of poll of representatives of journalistic community and student's audience are also presented in article. Survey has been conducted in parallel within this pilot project.

Текст научной работы на тему «Специализированные издания как фактор формирования цифровой культуры журналиста (итоги пилотного проекта)»

УДК: 070 ББК: 72

Губанова М.И.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛИСТА (итоги пилотного проекта)

Gubanova M.I.

SPECIALIZED EDITIONS AS FACTOR OF FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF THE JOURNALIST (results of the pilot project)

Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, информационнокоммуникативная сфера, специализированные издания, цифровизация, журналистское сообщество, компетенции, цифровая культура.

Keywords: journalism, mass media, information and communicative sphere, specialized editions, digitalization, journalistic community, competences, digital culture.

Аннотация: в данной статье прежде всего вводятся такие основные понятия, как образованность, компетентность, культура и цифровая культура как ее проявление в мире цифрового или информационного общества и менталитет. Также рассматриваются современные специализированные издания как фактор формирования цифровой культуры журналиста. Этот сегмент представлен «Журналистом» и «Новостями СМИ», как наиболее востребованными профессиональным сообществом. Автор пытался определить, какую роль они играют в формировании цифровой культуры. В статье также представлены некоторые результаты опроса представителей журналистского сообщества и студенческой аудитории, который был параллельно проведен в рамках данного пилотного проекта.

Abstract: in this article, first of all, such basic concepts as education, competence, mentality, culture and digital culture as her manifestation in the world of digital and information society were entered. Modern specialized editions as a factor of formation of journalist digital culture are also considered in the article. This segment is presented by the «Zhurnalist» and «Novosti SMI» magazines as the most demanded by professional community. The author has made attempt to define what role they play in formation of digital culture. Some results of poll of representatives of journalistic community and student's audience are also presented in article. Survey has been conducted in parallel within this pilot project.

Сегодня с полным основанием можно говорить о том, что журналистика в своем проявлении стала сферой цифровой деятельности. Как отмечает профессор Е.Я. Дугин, «внедрение информационных технологий, прежде всего повсеместное распространение компьютеров и переход к «ан-тропо-информационно-технологическим» сетям, способствовало перестройке способов организации информационнокоммуникативных систем»1.

Соответственно, сам журналист, от которого требуются помимо привычных

1 Дугин Е.Я. Методология исследования информационно-коммуникативных медиасистем и журналистики. - М.: Академия медиаиндустрии, 2017.

знаний, умений и навыков еще и иные компетенции владения новыми технологиями на всех стадиях производства информационного продукта, становится непосредственно носителем цифровой культуры. Это также обусловлено и тем, что, по мнению специалистов, «современные массмедиа учатся производить не только информационные сообщения, но и сообщения-коммуникации как таковые»2.

В этой ситуации вполне закономерно возникает ряд вопросов. Так, каким образом формируется эта весьма специфическая

2 Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернетжурналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 232.

культура? Кто способствует ее формированию? Также важно понять, какую роль в этом процессе играют специализированные издания, которые по своему долгу службы должны помогать журналисту идти в ногу со временем, соответствовать его вызовам.

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нами было проведено пилотное исследование, которое предполагало несколько этапов работы. Оно включало в себя анализ сегмента специализированных журналистских изданий и изучения их типологии. Параллельно был проведен опрос журналистского сообщества, представители которого создают информационные продукты, и студенческой молодежи, которая обучается на факультетах и отделениях журналистики в ряде вузов страны. Именно они являются основной аудиторией этих изданий. По совокупности это и формирует те предпосылки, которые определяют состояние цифровой культуры каждого отдельного журналиста и всего профессионального сообщества, а также его пополнения в целом на данный момент.

Но прежде, чем представим результаты данного исследования, необходимо определить такие основные понятия, как образованность, компетентность, культура и цифровая культура как ее проявление в мире цифрового или информационного общества и менталитет.

В рамках данной статьи остановимся лишь кратко на основных понятиях в этой цепочке в общепринятой интерпретации, тем более, что они в определенной степени взаимосвязаны между собой. Когда же мы говорим об информационно-коммуникативном пространстве, то исходим прежде всего из работ М. Маклюэна. Он утверждал, что для того, чтобы быть образованным, необходимо быть образованным в мире медиа. Ученый писал: «Этот факт всего лишь подчеркивает, что «средство коммуникации есть сообщение», так как именно средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действа»1, т.е., другими словами, уровень его образованности.

В данном случае, как считает А.В. Доб-

1 Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2011. - С. 11.

ровольский, «..высшая цель образованности — помочь увидеть четкую, правильную картину мира, озаренную светом знания. Понятие «образованный» означает культурный, воспитанный, умеющий себя вести человек»2.

Образованность, когда человек демонстрирует свои познания в разных областях, соотносится с его компетентностью, предполагающей тот вид деятельности, который он избрал. Современный толковый словарь дает следующие значение компетентности: «компетентный - 1) значит, обладающий основательными знаниями; 2) хорошо осведомленный в какой-либо области; 3) основанный на знании дела, опыте»3.

В свою очередь современная электронная энциклопедия дает следующие определения компетенции: «1) психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением; 2) выраженная способность применять свои знания и умения; 3) способность человека справляться с решением разнообразных задач, как стандартных, так и нестандартных, как в пределах, так и на границах его компетенции или области ответственности»4.

Для нас в этих определениях особенно важно то, что компетентность характеризуется как совокупность определенных знаний, основанных на опыте, что соответствует уровню образования журналиста, уровню его культуры. Тогда как в словаре

С.И. Ожегова культура определяется 1) как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) то же, что и культурность, то есть находящееся на высоком уровне культуры, соот-

2 Цит. по: Калач Е.В. Медиаобразование в системе сотрудничества высшей и общеобразовательной школы // В сб.: Преемственность обучения в системе школа-вуз: формы и пути развития творческой активности учащихся: тезисы региональной научнопрактической конференции. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. - С. 59.

3 Компетентный // Толковый словарь [Электронный ресурс]. - Электрон. дан.- Режим доступа: http: // www. talkslovar. ru / k.1567.html

4 Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1996. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

ветствующее ему; 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие умения1.

В определенной степени сложнее дать определение понятию «цифровая культура», которое, как и подобные понятия «цифровая экономика», «цифровая земля», является предметом широкого обсуждения научного сообщества. Но при всей разности подходов они сходятся в том, что это очень широкое понятие. Но есть и общее, их объединяющее. По мнению ряда исследователей, «возможность представления в цифровой форме - фундаментальное отличительное свойство всех ценностей, обозначаемых относительно новым для русского языка термином «контент»1 2.

Следовательно, «все, что поддается оцифровке, может быть практически без затрат размножено, передано по каналам связи и использовано одновременно многими людьми без ущерба друг для друга. Данное обстоятельство радикально меняет структуру затрат на производство и сбыт любых продуктов, основную ценность которых составляет контент»3 4.

Но производство контента или информационного продукта есть основа журналистского труда, вне зависимости от того или иного вида СМИ, будь то печать, радио, телевидение или технологически новые медийные платформы в сети. Поэтому для журналистов в большей степени, чем для представителей других профессий, «самым дефицитным ресурсом с какого-то момента становится внимание целевой аудитории. Все это не может не отражаться на характере отношений, возникающих вокруг создания, распространения и потребления таких

4

продуктов» .

Как показывает сегодняшняя практика, выстраивание этих отношений во многом зависит не только от уровня образованности, наличия тех или иных компетенций

1 Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. -16-е изд., испр. - М.: Рус. яз.,1984. - 797 с.

2 Козырев А.Н. Цифровое будущее культуры: Измерения и прогнозы. - М.: Издательские решения, 2016. - С. 8 .

3 Там же.

4 Там же.

журналиста, и даже не от его общей культуры, но в большей степени от его цифровой культуры. В применении к журналистике его можно соотнести с термином «медийная культура», которая предполагает мультиме-дийность как основу ее деятельности с учетом новых технологий.

Поэтому на основании приведенных определений культуры и понимании реалий, в которых сегодня функционирует журналистика, можно утверждать, что цифровая или медийная культура - это совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа в условиях ее цифро-визации или дигитализации как одной из сфер общественной деятельности. При этом также следует учитывать и исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в социуме, но в реалиях цифры, использующих большие объемы данных (big data), собираемых с помощью роботов.

Наличие цифровой культуры - это не только прерогатива журналиста, который должен приращивать свои компетенции принципиально новыми навыками, как, например, умением работать с большими объемами данных. Ею должна обладать и аудитория, массово потребляющая продукты журналистского труда. Для нее цифровая или медийная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать журналистские тексты. При этом ее наиболее активная часть может заниматься журналистским творчеством, усваивать новые знания в области медиа.

На данный момент ими являются пользователи социальных сетей, ведущие свои блоги, аккаунты или «странички». Их активность настолько велика, что это позволяет говорить о новом тренде, способствующем трансформации журналистской деятельности. Один из первых исследователей виртуальной журналистики С.В. Ерофеев его формулирует следующим образом: «В «цифровом мире» журналистские организации теряют контроль над собственной судьбой»5. В этом нас убеждает, по его мнению, «порядка десяти факторов, кото-

5 Ерофеев С.В. Интернет-журналистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - М., ИПК РТВР, 2011. - С. 44.

рые в значительной степени влияют на развитие интернет-журналистики в последнее время и будут определять эволюцию профессии интернет-журналиста в ближайшие годы»1.

Назовем лишь некоторые, которые подтверждают необходимость формирования цифровой культуры как у журналиста, так и тех, кто становится любителями в этой профессии, да и собственно у всех граждан нашей страны, в той или иной степени потребляющий информационные продукты на разных платформах. Исследователь формулирует следующие факторы, которые корректирует время и развитие виртуальной реальности. К ним следует отнести: журналисты во всем мире утратили монополию на слово; аудитория стала естественным компонентом интернет-СМИ и начала влиять на характер профессии журналиста; появившиеся в Интернете блогосфера и социальные сети значительно повлияли на профессию журналиста; появляются информационные платформы, которые требуют от журналиста новых знаний и умений1 2.

Как видим, только перечисленные нами факторы убеждают в том, что наличие или отсутствие цифровой культуры в обществе, и прежде всего в журналистском сообществе, позволяют говорить об общем уровне развития культуры в обществе, его духовных и общественных достижениях. Другими словами, речь идет о его ментальности: общества в целом, каждого гражданина в частности, профессионального журналистского сообщества в особенности, причем в соответствии с цифровой реальностью современной жизни. При этом мы исходим из того, что, как трактует это понятие философский энциклопедический словарь, «менталитет (ментальность, от лат. mentalis - умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе»3.

1 Там же.

2 См.: Ерофеев С.В. Интернет-журналистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - М., ИПК РТВР, 2011. - С. 44 - 60.

3 Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб - Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

Сообразно с этим нам представляется возможным считать, что цифровая культура, и соответственно цифровой или медийный менталитет, формируется в процессе общественной и профессиональной деятельности. Но сегодня этого явно недостаточно, тем более, что система образования, как общего, так и профессионального, пока еще не очень озадачена стремлением этим заниматься.

Поэтому на основании изученной журналистской практики в большей степени этим занимаются средства массовой информации. В них на разном уровне обозначилась цифровая тематика, которая пользуется у аудитории повышенным спросом. Что касается журналистского сообщества, то для него специализированные журналы являются одним из каналов формирования цифровой культуры.

Как показал анализ СМИ, этот сегмент весьма небольшой. Он насчитывает более десятка изданий, если говорить о них как о научно-популярных журналах. Среди них лидируют «Журналистика», «Журналистика и медиарынок», «Новости СМИ» («НСМИ), «Media Vision» и др. В большей степени представлены научные издания по журналистике, что объясняется большим количеством вузов, имеющих факультеты или отделения журналистики.

Но в данном случае исследование было сосредоточено на специализированных изданиях, ориентированных в большей степени на журналистское сообщество, т.е. научно-популярных журналах. В рамках пилотного исследования были проанализированы «Журналист» как традиционное издание, имеющее давнюю историю, и информационно-аналитический бюллетень «Новости СМИ» («НСМИ»), который своим появлением в 1997 году обозначил начало эпохи цифровизации и одним из первых начал осваивать эту тему. Для этой цели было проанализировано более пятидесяти номеров каждого из этих изданий выборочно.

Так, практически в каждом номере «Журналиста» эта цифровая тематика представлена достаточно полно. Например, только в одном номере за февраль 2017 года опубликован ряд статей, имеющих непо-

средственное отношение к цифровой тематике. Так, в статье К. Нигматуллиной «10 правильных решений для медиаменеджера в 2017 году» даются советы журналистам о том, на что им ориентироваться при работе в условиях цифровизации1.

Первый пункт - призыв работать на аудиторию мобильного интернета. Следующий совет: удерживать аудиторию на привычных ей каналах, таких как Telegram. Сегодня аудитория активно пользуется онлайн-СМИ, поэтому автор статьи призывает журналистов обратить внимание на Интернет и мобильные приложения. Также автор говорит о популярности видеоконтента, который сейчас набирает обороты. По мнению автора, журналистам стоит больше использовать видеоматериалы.

Если говорить о цифровой культуре журналиста, то в этом же номере есть еще статья М. Корнева «Виртуальное для реального: новые измерения»1 2. В ней говорится о работе инновационных девайсов, о погружении в «расширенную» реальность и том, как эти новейшие технологии можно использовать в журналистике. Так, журналистика в VR (вместе с видео 360) имеет уже свое направление — журналистику погружения. Виртуальная реальность может вовлечь человека в действия, чтобы прожить какое-то событие. Очень впечатляет, например, проект The Guardian, в котором вам предлагают почувствовать себя в одиночной камере под рассказы людей, отсидевших срок.

Также можно использовать в журналистике AR — AUGMENTED REALITY — ДОПОЛНЕННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, чтобы погружать аудиторию в события и факты. Только здесь обязательна привязка дополненной реальности к реальному месту пребывания пользователя, так как дополненная реальность предполагает, что ваш гаджет накладывает дополнительные слои на реальный окружающий мир.

В статье «Сделай сам», автор которой Д. Бест, рассказывается об издательствах,

1 Нигматуллина К. 10 правильных решении □

для медиаменеджера // Журналист, 2017, февраль. -С. 30-33.

2 Коренев М. Виртуальное для реального: новые

измерения // Журналист, 2017, февраль. - С. 40 -43.

которые разработали собственные системы управления контентом, чтобы улучшить качество рабочих процессов и стимулировать развитие новых бизнес-моделей. Самостоятельно разработанное ПО - пример инноваций, которые возникают в медиасфере3.

Что касается специализированного издания для журналистов «Новости СМИ», которое позиционирует себя как информационноаналитический бюллетень, то цифровая тематика в той или иной степени находит отражения в публикациях двух основных разделов «Печатные СМИ» и «Электронные СМИ». Они тоже в свою очередь делятся на подразделы «Газеты», «Журналы», «Радио», «Телевидение», «Рекламу», «PR», «Информационные агентства» и т.д. Издание очень структурировано, что сразу позволяет найти нужный раздел.

Название журнала оправдывает себя: большинство заметок, предлагаемых «НСМИ» своим читателям, информационного характера. Помимо таких рубрик, как «Событие», «Сенсация» на каждый вид СМИ, предлагается также «Интервью», «Мнение эксперта», «Распространение».

Обычно заметка невелика по объему, содержит только актуальную информацию. За основу берется проверенный факт, далее идет ссылка на источник или комментарий компетентного, и авторитетного, разумеется, специалиста. Публикуемые в каждом номере материалы на протяжении двадцатилетнего периода, что выходит это издание, на первый взгляд кажутся однотипными. Например, рассмотрим несколько заметок, выбранных произвольно, но в некоторой исторической ретроспективе.

Примеры:

24.06.2003.НОВЫЙ ПРОЕКТ. В конце марта издательский дом выпускает в свет новое издание — журнал, посвященный цифровой типографии и цифровой фототехнике DIGITAL PHOTO Camera.

Создатели издания утверждают, что благодаря журналу читатель сможет буквально «пощупать» руками цифровую фототехнику, так как материалы и обзоры будут максимально подробными и простыми. Эту возможность предоставляют два муль-

3 Бест Д. Сделай сам // Журналист, 2017, февраль. - С. 36 -39.

тимедийных компакт-диска, которые прилагаются к каждому номеру.... Интерактивность журнала будет обеспечивать сайт www.dpcamera.ru. Здесь посетители смогут написать собственное мнение о протестированных в журнале камерах, почитать материалы предыдущих номеров, пообщаться в форумах, задать редакции интересующие их вопросы и прислать фотографии для читательского конкурса.

18.08-09.2003.R Агентство совместно с «Агентством подписки и розницы» открыло Интернет-магазин PRESScafe.ru по адресу: http://www.presscafe.ru. Как сообщили «НСМИ» в «Роспечати», проект реализован в рамках общей стратегии, направленной на развитие новых технологий распространения печатной продукции и предоставления подписчикам наиболее комфортных условий приобретения изданий. Открытие PRESScafe.ru. приурочено к началу приема подписки на первое полугодие 2004 г. В работе над совместным проектом используется каталог Агентства «Роспечать». Посетителям ресурса предоставляются бесплатные online-консультации специалистов по интересующей пользователей тематике СМИ, рассылка анонсов новых изданий

15.02.2018. Facebook запускает приложение для просмотра интернет-видео по телевизору.

Социальная сеть Facebook в скором времени планирует запустить приложение, позволяющее пользователям просматривать видео из их новостной ленты через smart-TV приставки, например, Apple TV, Fire TV от Amazon, а также через подключаемые к сети телевизоры Samsung Electronics, сообщает The Wall Street Journal.

При помощи нового приложения пользователи смогут просматривать видео, которыми поделились их друзья или группы, оно также будет показывать прямые трансляции видео и видео, которые пользователь сохранил для более позднего просмотра. Кроме того, Facebook планирует рекомендовать пользователям видео, основываясь на их интересах.

Очевидно, издание выработало свою специфику текста. Как правило, предлагаемая в этом издании информация по цифровой тематике, как, впрочем, и по другим те-

матикам, является базовой. Именно поэтому обычному читателю обилие такого рода сведений может показаться довольно скучным. Но что касается профессионала, то для него «НСМИ» дают наиболее полную картину изменений в сфере СМИ, прерогативой которых является дигитализация отрасли. Тем самым, судя по выборке публикаций на данную тему, можно увидеть, как этот процесс идет в исторической ретроспективе, какова его динамика, каковы проблемные зоны.

На сложности вхождения в цифровой мир, требующий несколько иной ментальности, указывают и публикации «Журналиста», также объединенные при анализе издания по цифровой тематике в отдельный блок. Это корреспондируется и с другими специализированными изданиями. Из числа пока неразрешимых проблем следует назвать порой отсутствие межпоколенческого диалога между разными возрастными категориями журналистов. Это можно назвать своеобразным цифровым неравенством в журналистской среде.

Это подтвердили и проводимые в рамках данного исследования опросы как представителей профессионального сообщества разных поколений, так и начинающих журналистов - студентов ряда факультетов журналистов, для которых цифровая среда воспринимается как естественная для обитания. В них приняли участие более тридцати человек в каждой из групп. Из числа журналистов двадцать три человека считают, что цифровое неравенство в журналистской среде существует и говорить о массовой цифровой культуре говорить еще рано. Оставшиеся более молодые семь журналистов думают диаметрально противоположно.

Что касается студенческой аудитории, то она в большинстве своем утверждают, что без обладания цифровой культурой просто нечего делать в этой профессии. Пятнадцать человек считают себя ее носителями, способствующими формированию ее в обществе.

На вопрос: какую роль играют специализированные издания в формировании цифровой культуры, ответы в двух этих группах также существенно разнились. Но

при всем разбросе мнений можно констатировать, что данная тематика еще только осваивается специализированными изданиями. «Ее надо выискивать в привычных рубриках и текстах», - сказала студентка Мария К.

Были и более категоричные ответы, как, например, высказывание также студентки Анны П. Она пишет: «Если рассматривать цифровую культуру просто как переход масс-медиа от аналоговых форматов к цифровым, то журнал «Журналист» вряд ли можно назвать формирующим цифровую культуру. На мой взгляд, он еще недостаточно освоился на Интернет-площадке. Прочитать статьи на сайте можно, только заплатив, в то время как большинство других журналов, имеющих свой сайт, предоставляют возможность что-то почитать на сайте бесплатно».

Эту же точку зрения разделяют и представители журналистского сообщества. Так, Владимир Соловьев - Председатель Союза журналистов России утверждает, что «молодые журналисты уже мыслят иначе, в соответствие с новыми технологическими трендами, и это сказывается на журналистике в целом: на формах подачи информации и ее потреблении. Поколение века цифровых технологий ментально другое. Оно иначе собирает и обрабатывает информацию, иначе формирует мысли и выражает их в тексте».

Итак, подводя итоги пилотного исследования, следует отметить, что потребность в формировании цифровой культуры, видоизменяющий менталитет нашего общества, и журналистов в первую очередь, ощущается всеми гражданами, властью, самими СМИ. Как следствие, специализированные издания, ориентированные на журналист-

ское сообщество, одними из первых начали разрабатывать цифровую тематику. Она является весомым вкладом в формирование цифровой культуры прежде всего самих журналистов.

Анализ наиболее востребованных изданий этого сегмента «Журналиста» и «НСМИ» показал, что они играют консолидирующую роль в этом процессе. К числу их достижений на данном этапе следует также отнести:

- стремление объединить вокруг себя широкий круг профессионалов, разрабатывающих цифровую тематику;

- попытки структурировать цифровую тематику, чтобы легко можно было найти искомую информацию о дигитализации отрасли;

- создание информационной базы по данной тематике на основании опубликованных материалов, которые могут быть полезны как профессионалам, так и начинающим журналистам из числа пользователей сетей, мобильных репортеров и, конечно, студентов, обучающихся на отделениях и факультетах вузов страны.

Главный вывод, который сделан нами по итогам пилотного исследования, - это реальная потребность в овладении цифровой культурой как всего общества, так и непосредственно журналистов. Специализированные журналы, ориентированные на профессионалов информационно-коммуникативной сферы, осваивают новую для них тематику. Они пробуют, экспериментируют, но идут вперед и стараются соответствовать вызовам времени и потребностям аудитории, тем самым вместе с ней осваивая азы компьютерной грамотности, формируя цифровой образ жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дугин, Е.Я. Методология исследования информационно-коммуникативных медиасистем и журналистики. - М.: Академия медиаиндустрии, 2017.

2. Ерофеев, С.В. Интернет-журналистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - М.: ИПК РТВР,

2011.

3. Калмыков, А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Калач, Е.В. Медиаобразование в системе сотрудничества высшей и общеобразовательной школы // В сб.: Преемственность обучения в системе школа-вуз: формы и пути развития творческой активности учащихся: тезисы региональной научно-практической конфе-

ренции. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. - С. 59-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс.

- М.: ГУ ВШЭ, 2000.

6. Качкаева, А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М.: 2010. - 200 с.

7. Козырев, А.Н. Цифровое будущее культуры: Измерения и прогнозы. - М.: Издательские решения, 2016.

8. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2011.

9. Медиасистема России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой.

- М.: Аспект Пресс, 2015.

10. Менталитет // Толковый словарь [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: // www. talkslovar. ru / m.3881.html

11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1984.

12. Уэбстер Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс,

2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.