УДК 070.447.78 Е. М. Пак
Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 2
БЛОГИ В СИСТЕМЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Динамичная структура всемирной сети постепенно усложняет и видоизменяет систему творческой деятельности журналиста. «Интернет-журналистика» как новая форма массовой коммуникации синтезирует технологии Интернета, печатных и аудиовизуальных СМИ, что значительно расширяет традиционные формы канала коммуникации, правила преподнесения социального контента (содержания). Интернет способствовал расширению ролей журналистов, появлению ньюсмейкеров или так называемых мультимедийных универсалов, чья задача не только донести необходимую информацию до целевой аудитории, но и в совершенстве владеть мультимедийными навыками, а также легко ориентироваться в жанровом разнообразии сети.
Общая характеристика блогов
Изучая сегодня «Интернет-журналистику», мы имеем дело со сложной системой сетевых моделей коммуникационного процесса. Новая коммуникационная среда становится многофункциональным средством передачи информации, которое предлагает большое число различных форм общения. Яркими представителями молодого поколения онлайновых медиа являются такие авторские проекты, как блоги журналистов.
Блог как персональный дневник журналиста позволяет обеспечить свободу получения и перераспределения информации среди широких слоев общества. Он многофункционален, оперативен, публицистичен, а главное независим. В отличии от него традиционные СМИ функционируют только в рамках своих технологий: печатные издания — в вербальном тексте, фотография — в иконическом материале, радио — в аудиозаписи, ТВ — в видеосюжете. Их работа определяется или редакционным режимом, или сеткой вещания.
Блогосфера представляет собой одну большую дискуссию. Люди с одинаковыми интересами получают возможность находить друг друга и взаимодействовать вне зависимости от своего географического пребывания с помощью линков (ссылок).
Точной типологии блогов в настоящее время еще нет, но можно выделить несколько типов: по характеру и размещению контента, по типу постов, по функциональной значимости блогов. М. В. Поздеев в своей работе предлагает следующую типологию блогов [1, с. 25]:
По авторству:
• личный (авторский, частный) блог — ведется одним лицом; личность автора указывается в блоге;
• «призрачный» блог ведется от имени чужого лица неизвестной персоной;
• Коллективный или социальный блог — ведется группой лиц в соответствии с определенными нормами (например, тематикой ресурса, статусом авторства и т. п.);
• корпоративный блог — ведется сотрудниками одной компании.
© Е. М. Пак, 2011
По наличию/виду мультимедиа:
• обычный (текстовый блог) — блог, основным наполнением которого является текстовая информация;
• фотоблог — блог, основу которого составляют фотографии;
• музыкальный — блог, основное содержание которого составляет музыка;
• подкаст и блогкастинг — блог, основным содержанием которого являются подкасты;
• видеоблог (влог, вилог) — блог, основным содержанием которого является видео.
По особенностям контента:
• контентный блог — блог, публикующий первичный авторский контент;
• мониторинговый (ссылочный) — блог, основным контентом которого являются комментированные ссылки на другие сайты;
• цитатный — блог, основным контентом которого являются цитаты из других блогов;
• тамблелог (сокр. от англ. tumblelog), или тамбллог, или тлог — блог, основным контентом которого являются записи только заранее определенного формата (цитата, видео, ссылка, песня, разговор и т. д.);
• сплог (спам-блог) — блог, основным контентом которого является незаконно используемые посты с других блогов и/или автоматически сгенерированный использую другие ресурсы.
По технической основе:
• Stand-alone — блог на отдельном хостинге и движке;
• Блог на блог-платформе — блог, ведущийся на серверах блог-службы (Livejournal, Blogger, Liveinternet и др.);
• Моблог — мобильный веблог, содержащий контент, размещаемый в Web с мобильных и портальных устройств.
По времени донесения актуальной информации:
• традиционный — блог, в котором делается упор не на скорость донесения свежей информации, а на мнение автора к представляемой информации;
• новостной — блог, целью которого является предоставлять информацию его читателям быстрее традиционных средств информации. Чаще всего такие блоги имеют узкую тематическую специализацию.
Другая типология была представлена в статье Павла Протасова «Экономика идей» в журнале «Компьютерра» [2]. В своей работе автор делает упор на характер заметок, которые так или иначе подпадают под определение блогов. Типология выглядит следующим образом.
Блоги, занятые отбором и классификацией чужих материалов по определенным темам. По большей части это чисто развлекательные дневники, нередко коллективные. В результате отбора и классификации в них попадают, как правило, интересные ссылки. Ярчайший представитель — один из самых больших отечественных «коллективных блогов» Dirty.ru, а из ведущихся одним человеком — блог Арсения Федорова [3]. Ценность «обратной связи» для автора мизерная (например, на сатирическом сайте Максима Ко-ноненко [4] комментарии отключены).
Блоги, занимающиеся оценкой и интерпретацией неких событий и сообщений СМИ. Подобная «форма» подачи информации более уместна в специализированных блогах. По мнению многих западных исследователей, это самый многообещающий формат блога:
только он использует особенности «индустрии объяснений» в полной мере, являясь инструментом распространения не текстов, а мнений и идей. Один из ярких примеров — Shneier on Security, блог, посвященный безопасности, автором которого является признанный авторитет в этой области криптограф Брюс Шнайер. Его мнение по вопросам безопасности, т. е. «оценка и интерпретация», — это именно то, что привлекает читателей. Привнося в «специальное» элементы «коллективного», можно получить еще более удачный и интересный вариант (например, блог RealClimate, посвященный погодным явлениям).
Блоги знаменитостей. Главная причина популярности данного типа блогов та же, что и у «желтой прессы» — желание увидеть кумира «в халате и без грима». Впрочем, отмечает Павел Протасов, иногда знаменитостью становятся именно благодаря ведению сетевого дневника. Некоторые авторы приобретают так популярность, сравнимую по размеру аудитории с популярностью Интернет-СМИ.
Разъяснительные блоги. К категории «разъяснительных» относятся тематические блоги. В этой форме удобно существовать кратким заметкам, интересным прежде всего содержанием и пригодным к встраиванию в личную тематическую «газету», которую каждый из потребителей формирует «под себя»: набор RSS-каналов, по которым новости регулярно поступают с выбранных сайтов или френдленты. За наше внимание ежедневно борются сотни производителей информации и подчас весьма изощренно: «Приходится выбирать свои тропки в сети и ходить исключительно по ним, избегая остального информационного пространства. Блоги как среда для идей вполне способны стать и уже становятся, источником не информации, но знаний» [2].
Стало быть, разнообразие блогов может способствовать качественным системным изменениям не только в структуре СМИ, но и в культуре и философии средств массовой информации или системы массовой коммуникации. Исходя из этих соображений, попробуем выявить положительные стороны использования блогов журналистами.
Использование блогов для исследования. Существует уже множество серверов, которые позволяют получать уведомления при публикации материала с заданными ключевыми словами, а также легко вести количественную оценку информативной ситуации, поскольку блог в традиционном значении, это дневник его автора, высказывающего свое мнение по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментирующего публикации в Интернете, давая к ним гиперссылки легко и непринужденно, без какого-либо знания языка HTML. Это можно использовать как бесценный источник информации о целевой аудитории, ее привычках, образе жизни и т. д. Одной из удобных для этого технологий является RSS-лента у блогов, которая дает возможность журналисту отслеживать последние записи ключевых авторов, в исследуемой сфере.
Блог как средство убеждения. Как отмечалось ранее, блог — это, как правило, форма авторского проекта, посредством которого блоггер передает свое видение и понимание реальности. Следовательно, читатели склонны читать блоги тех журналистов, которые симпатизируют им во взглядах и позициях на различные явления, и будут воспринимать преподносимую ими информацию как более правдивую. Это дает нам право утверждать, что блоги являются эффективным средством убеждения.
Блоги диалогичны. Блоги дают возможность общения как автора с его читателями, так и между посетителями этого блога. Таким образом, блоги позволяют множеству людей общаться друг с другом вне зависимости от времени и пространства. Преимущество блогов в том, что они используют диалоговое «Я».
Итак, сетевой дневник является средством индивидуальной информации и коммуникации. И вопрос о создании успешного дневника близок к вопросу о самореализации, осложненному тем, что из-за потенциально большой аудитории индивидуальное самовыражение приобретает черты все тех же СМИ. Однако из-за возможности обратной связи данное средство индивидуальной информации и коммуникации приобретает еще и черты, характерные для сетевого общения, которое осуществляется принципиально иными, отличными от традиционных средствами.
Жанровая специфика Интернет-дневников
Популярность блоггерских сервисов в России приводит к тому, что онлайновые тексты читаются лучше, чем газетные. По количеству записей лидируют: LiveJournal, LiveInternet, Diary.ru, Блоги@Mail.ru, Lоveplanet.ru. Это связано прежде всего с тем, что в последнее время коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых, свойственных только этой информационной среде, форм [5]. В расширении жанровых канонов наблюдаются две тенденции.
Первая — усиление информативности, стремление максимально насытить материал сведениями. Блог — это не только форма организации текста. Это особый канал коммуникации, способный передать самую разную информацию в удобной для восприятия форме. Таким образом, фактически меняется модель распространения информации. И блогосфера предоставляет для этого широкие возможности: гипертекстовый формат публикации, сложнейшая сеть перекрестных ссылок не только на тексты, но и на самих авторов, их интересы, наличие постов, тэги, комментарии и платформы для хостинга блогов — все это создает условия для обмена идеями, чего не могут предоставить традиционные СМИ.
Вторая — личностная тенденция, когда авторское «Я» становится более раскованным, человечным [6, с. 221-222]. Имеется в виду процесс самопрезентации в стиле ведения виртуального диалога, размещение постов-размышлений, позволяющих заявить о своей позиции. Это создает тот массив публичного контента, которого нет в других средствах коммуникации.
Сегодня современные жанры журналистики представляют собой целостную и развитую систему. Особенностью данной системы является то, что она отличается определенной, с одной стороны, стабильностью, а с другой — подвижностью. По мнению М. Н. Кима, современная система жанров журналистики — это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. «Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества — публицистическим, а внешняя — тем, что каждый жанр журналистики, в отличие, например, от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров» [7, с. 9].
Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство.
Что касается особенностей жанров блога, то, они все еще остаются мало структурированы исследователями. Опираясь на устоявшиеся жанры печатной журналистики, осваивая специфические возможности гипертекстовой структуры, применяя специальные технические «инструменты» и разрабатывая собственные средства выражения, блоги развивают и совершенствуют систему жанров. И сейчас гипертекстовая структура очень подвижна. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналиста к созданию произведения. Пока большинство блогов преподносят основную информацию в текстовом формате. Однако эти веб-сервисы могут существовать в виде изображений, звуков или видео без всякого написанного слова. А такие программы, как электронная почта или RSS позволяют обойтись без сайта. Теоретически в жанре блога можно творить даже в оффлайне: вещать сообщение на досках объявлений, оставляя место для комментариев, или вести стилизованную рубрику в журнале [8].
Блог — это своего рода вместилище литературно-публицистических жанров, а не просто сайт. Среди других жанров он выделяется некоторыми признаками:
• авторской самопрезентацией: открытый и свободный характер изложения мыслей, выражения собственного отношения по тому или иному поводу;
• датировкой сообщений;
• дискуссионностью: приглашение к диалогу, обратная связь между аудиторией и автором, возможность комментирования;
• фрагментарностью: материалы носят неструктурированный, спонтанный и несистематизированный характер (дневниковые записи перемежаются статьями, фотографиями, комментариями, читательскими отзывами и т. д.);
• систематичностью;
• интуитивным методом построения текста: предельная свобода в работе над стилем и структурой материала.
Исходя из этого, можно предположить, что блог-жанр можно наполнить любым содержанием. Предметом отображения становится любое, даже незначительное событие. Блоги могут принимать различные формы: от записок, путевых заметок и фельетонов до политической аналитики и философского трактата вкупе с фотографиями, рисунками, видео. При этом общим стилеобразующим признаком во всех этих материалах является авторское «Я» — размышляющее. Поэтому, говоря об информационном, художественно-публицистическом или аналитическом жанре, нужно смотреть прежде всего, как проявляется авторское «Я». В традиционных журналистских жанрах — авторское «Я» наиболее выражено в репортаже и очерке. В блоге — практически повсеместно.
На формирование сетевых жанров оказывают влияние следующие факторы [5].
Гипертекстуальность. Например, гипертекстовая навигация (переход от одной ссылки к другой) приводит к полижанровости гипертекста, т. е. к совокупности всех жанров текстов, образующих гипертекстовый сегмент в сети. Однако эта полижанровость будет зависеть еще и от характера содержащихся в тексте гиперссылок (внутренних или внешних). Возможности гипертекстовых технологий и существование нелинейных и линейных текстов приводят к тому, что возникает сильная зависимость жанра от способа прочтения гипертекста, т. е. жанр может напрямую быть связан с деятельностью читателя текста.
Интерактивность. Возможность давать комментарий к тексту, делать записи в гостевых книгах и участвовать в различных онлайновых опросах и конференциях,
интерактивное общение на веб-странице приводит как к гибридизации жанров, так и к усилению степени полижанровости всего блога в целом.
Технические возможности Интернета. Возможность создавать креолизированные тексты (аудиовизуальные текстовые элементы), которые существуют только в этой среде.
Синхронность/асинхронность коммуникации. Временной параметр передачи информации в Интернете. По этому признаку можно упорядочить все жанры по определенной шкале, где один жанр постепенно сменяет другой по степени своей «синхронизации». Быстрота обновления информации отличает различные типы блогов, что может повлиять на степень гибридности этого жанра.
Фигура автора текста. Этот параметр оказывает сильное влияние на жанр персональной страницы. Крайне важны особенности языковой личности (статусное положение, биосоциальные характеристики — возраст, гендерная принадлежность, родной/ неродной язык), множественность и единственность авторства электронного текста, коммуникативные цели, которые автор намеревается реализовать в электронной среде.
Блог еще не стал жанром профессиональной работы журналистов. Это по большей части связано с тем, что демократические и сетевые формы организации публичного пространства и производственного творчества еще не так востребованы. Однако новые жанры рождают новую чувствительность. По блогам можно судить об авторском восприятии событий. Оно всегда разное: рациональное, эмоциональное и даже иррациональное. Автор может писать с позиций гражданина, простого обывателя, объективного рассказчика или просто передавать субъективные собственные переживания. Если же блоггер начнет рассказывать о том, что его совершенно не интересует лично, смысл блоггерства пропадет.
Творческая деятельность журналиста
Современная журналистика приобретает новые характеристики — мультимедий-ность, интерактивность, многоканальность, — развивать которые она способна только на просторах сети Интернет. Так создаются мультимедиаредакции, объединяющие телевидение и Интернет, печатные СМИ и Интернет, синтезируются средства и форматы, объединяются рынки средств массовой информации.
Новая коммуникационная среда претендует также и на иной подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками [9, с. 225]. В условиях глобализации многие массмедиа становятся поставщиками многоформатного контента, привлекая потребителей нового времени с помощью современных цифровых технологий, нестандартных форматов общения: новостных лент, порталов, Интернет-версий газет, Интернет-трансляций, сетевого радиовещания в Интернете, наконец, блогов, способных непрерывно обновлять информацию и предоставлять ее в режиме реального времени.
Сегодня блогосфера оказывает серьезное влияние на Интернет, СМИ, политику, экономику [10, с. 356] прежде всего тем, что с появлением онлайн-дневников характер потребления медиапродукта становится все более непредсказуемым, а действия читателя — многофункциональными. Это обстоятельство радикальным образом меняет прежние представления не только о каналах коммуникации и информации, но и о профессиональных требованиях к самому журналисту.
Блоггер-журналисты, будучи активными участниками массмедийного процесса, воздействуют на общество при помощи своего мнения. Преимущество, которое авторы Интернет-дневников получили с развитием блогосферы — независимость от правитель-
ства, СМИ, коммерческих информационных корпораций за счет возможности создавать собственные медиа быстро, дешево и просто. Поэтому от позиции автора текста, правдивости освещения происходящих процессов зависит очень многое. Недостаточный уровень профессионального мастерства может поставить под угрозу саму картину мира, формируемую у аудитории [11].
Сегодня практически любой информационный продукт может принимать любую «медиаупаковку» [12, с. 205-214]. Возникает большое число «гибридных» форм сообщений (онлайновые и оффлайновые). Однако такая новейшая интерактивность не означает, что новости сейчас может создавать каждый пользователь «живого журнала» в сети Интернет. Ведь задача журналистики не в том, чтобы писать как угодно и о чем угодно, а в том, чтобы давать аналитическую оценку событиям.
Новые информационные требования к подаче и осмыслению информации создают нового профессионала. Стало быть, блоггер становится в своем роде универсальным журналистом, который не только владеет мультимедийными навыками — цифровым фотоаппаратом, сканером, веб-камерой, принтером, ноутбуком и т. п., но и умеет мыслить на медийном уровне: понимать законы телевидения, радио, манипулировать картинкой, звуком. Он должен одинаково хорошо производить материалы для разных медиаплатформ, выполняя главное журналистское назначение: создать текст, который в сознании читателей повысит уровень понимания разных аспектов проблем современности. Испанские эксперты Дэвид Доминго, Рамон Салаверриа и др. под этим понятием подразумевают не только умение производить контент для разных медиа, но и умение освещать разные темы [13], потому что именно в теме журналист «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом» [14, с. 63].
Действительно, динамическая изменчивость предметного знания, позволяющая блоггеру сочетать широкий кругозор с глубоким постижением одной или даже нескольких областей знания, не дает нам возможность четко систематизировать тематическое содержание блогов. По мнению известнейшего специалиста по блогам Ребекки Блад, успешному журналисту надо писать о том, что интересно аудитории [15]. Выходит, что современный автор должен ориентироваться на удовлетворение возросших и видоизменившихся информационных потребностей, исходить из представлений об актуальности и значимости темы для массового читателя. Существует и другое мнение: «журналисту важно не идти на поводу у аудитории, обыгрывая уже ставшие желтыми темы, а быть впереди нее — вытаскивать на поверхность то, что требует обсуждения, что уже “созрело”, но еще не вышло “в эфир”» [16]. Таким образом, блоггер может не просто следить за тенденциями. Он оказывается в роли активного творца действительности, который умеет занимать активную позицию в медийном процессе и брать ответственность на себя, защищать свою точку зрения и воздействовать на аудиторию. Одним словом, перевоплощаться в организатора творческого процесса.
Как видим, рождение журналистского произведения носит неоднозначный характер. Единым остается одно — текст должен вызвать у посетителей блогов какую-либо реакцию, вовлекать в процесс обсуждения, побуждать к нему. Чтобы добиться этого эффекта, журналисту необходимо чувствовать настроения общества и выступать в унисон с ним. Не менее важно соответствовать своему времени, умело владеть словом и грамотно излагать свои мысли для разных форматов медиа (печатный, онлайновый, мобильный, вещательный). И, как никогда, обладать высоким уровнем критического мышления для вычленения недостоверных фактов.
Работа в современной медиасистеме требует знания коммуникативных законов и особенностей Интернет-среды, культуры и лексики сети, психологических особенностей общения в Интернете. Авторы Интернет-дневников все чаще прибегают к неязыковым средствам коммуникации, облегчающие взаимодействие:
• использованию и обработку аудио-визуальных средств Интернета (картинки, фотографии, аудиофайлы, слайд-шоу, клипы, сюжеты, видео и т. п.);
• ссылкам на Интернет-ресурсы или другие онлайн-дневники;
• символическим знаменателям — индикаторам эмоционального состояния/отношения («смайлики», указание на «текущее настроение» и соответствующую состоянию «текущую музыку»);
• выбору стиля аудио-визуальной презентации собственного сообщения (цвет, шрифт, размер, фон, звуковое сопровождение, выбор юзерпика);
• цифровому вещанию (подкасты, видеоподкасты).
«Игра коммуникативными стилями» в блогах рассматривается как креативная активность. Ее проявление связывают с такими этическими проблемами журнализма, как уважение к индивидуальному порыву, ответственность за влияние на каждого отдельного человека [11]. Формат онлайн-дневника дает площадку для реализации творческого потенциала профессионала. Личность автора обогащается новыми ресурсами жизне-творчества. У журналиста появляется свой голос, ритм, экспрессия. Рождается его стиль, не надуманный, не навеянный ничьим влиянием, не заимствованный у другого. Таким образом, в сетевой практике авторское «Я» проявляется в произведении в различных ипостасях, демонстрируя мировоззренческие взгляды:
• автор-репортер;
• автор-интервьюер;
• автор-наблюдатель;
• автор-рассказчик;
• автор-комментатор;
• автор-пейзажист;
• автор-размышляющий;
• автор-лирический герой;
• автор-обозреватель и т. п.
Используя эти образные элементы, блоггер может свободно выражать свои принципы, взгляды, отстаивать собственные убеждения, приобщаться к описываемым событиям, фактам. Чтобы глубинно осмыслить объективные стороны явления, журналисту надо также свободно владеть различными коммуникативными разновидностями изложения, динамическими переходами от одной точки зрения к другой, разнородными элементами речевой структуры [17, с. 11-12]. Большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды, определяющие направление деятельности блоггера и его отношение к действительности.
Что касается полноценного использования ресурсов Интернета и включения в мировое информационное пространство, весьма желательно владеть иностранным языком, хотя бы потому, что технически весь Интернет функционирует на английском языке.
Итак, блогосфера предлагает широкие возможности для конвергенции информационного процесса, где визуальное начало соединяется с началом слуховым и текстовым, где сливаются онлайновые и оффлайновые формы сообщения. Поэтому особое внимание уделяется становлению нового профессионала. Сегодня блоггеры приобретают статус
универсальных журналистов, прежде всего благодаря качеству оперативного владения всеми инструментами получения, обработки и передачи информации. Эти журналисты пытаются работать одновременно в разных плоскостях, анализировать и структурировать огромные массивы информации, быстро реагировать на изменения, сохранив высокое качество и достоверность информации. Им доступны все секреты журналистского мастерства, механизмы работы поисковых систем. Они обращаются к нетронутым темам и ищут новые пути в освещении привычных. В связи с этим у блоггеров-журнали-стов очень развито стремление к самообразованию, желание осваивать новые программы обработки мультимедийной информации, разбираться в тонкостях оформления, редактирования и макетирования текста, уметь использовать все это в работе на профессиональном уровне.
Таким образом, нынешняя медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, расширяет традиционные представления о работе журналиста в современной медиасистеме. Сегодня онлайновые средства массовой информации можно обозначить как некие субстанции, объединяющие разные единицы информации: речь, динамические изображения, звук, способность к формированию связанных ссылками смысловых частей информационного пространства, а также анализ и комментирование параллельно возникающих новых, «виртуальных» контекстов и т. д. В связи с этим современным и актуальным для репортера становится форма ведения сетевого дневника. Данный метод предполагает не только какую-то определенную «сумму профессиональных знаний», но и право на субъективный подход к теме и свободную композицию. Блог отличается образностью и афористичностью. Используя такое выразительное средство, как авторское «Я», журналист акцентирует внимание читателя на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Репортер может выступать не только как рассказчик, повествователь, но и как герой. Он обращается к ресурсам языковой системы, отбирает из действительности факты, события, переживания и знания, которые отражают индивидуально-авторскую картину мира, пронизывают его текст единым мировоззрением.
Источники и литература
1. Поздеев М. В. Инновационные технологии проведения PR-кампании в Интернет-пространстве. СПб., 2008. 56 с.
2. Протасов П. Экономика идей // Компьютерра. 2006. № 14. 12 апр. URL: http://offline.compu-terra.ru/2006/634/263483/ (дата обращения: 5.03.2011).
3. Православный Газенваген. Блог простого человека со сложным характером. URL: http:// apazhe.net/ (дата обращения: 5.03.2011).
4. Владимир Владимирович. URL: http://www.vladimir.vladimirovich.ru/ (дата обращения: 5.03.2011).
5. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=77 (дата обращения: 5.03.2011).
6. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М., 2000. 319 с.
7. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004. 335 с.
8. Блог как литературно-публицистический жанр. URL: www.syncode.ru/blog.html (дата обращения: 08.11.2010).
9. Информационное поле современной России: практика и эффекты / под ред. В. З. Гарифули-на. Казань, 2008. 225 с.
10. Попов А. В. Блоги: новая сфера влияния. М., 2008. 356 с.
11. Болталин С. А. Креативная активность журналиста как фактор его профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2009 // Медиаскоп. Электронный научный журнал. URL: http://mediascope.ru/node/333 (дата обращения: 5.03.2011).
12. Луканина М. В. Текст средств массовой информации и конвергенции // Политическая лингвистика: сб. науч. трудов. Екатеринбург, 2006. Вып. 20. С. 205-214.
13. Баранова Е. А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование // Медиаскоп. Электронный научный журнал. URL: http://mediascope.ru/node/528 (дата обращения: 5.03.2011).
14. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. 180 с.
15. Эволюция блоггеров. Экскурс в историю блогов. URL: http://www.klubok.net/article2199. Ы:т1 (дата обращения: 5.03.2011).
16. Айша Г. Б. Доклад. Блоги как инструмент развития мусульманской журналистики. URL: www.umma.is1am.ru/artic1es/entry/2008.19 ноября (дата обращения: 23.11.2010).
17. Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995. 158 с.
Статья поступила в редакцию 25 января 2011 г.